План работы с одаренными детьми воспитательная работа. План работы с одаренными детьми методическая разработка (класс) на тему. предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуа

учителя истории

Поповой Любови Васильевны

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

    Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

    В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

    В школе должны быть свои традиции.

    Школа должна давать современное образование.

    В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

2. Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

3. Задачи:

    Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

    Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

    Организация системы исследовательской работы учащихся.

4. Ожидаемые результаты

    Формирование системы работы с одаренными учащимися.

    Творческая самореализация выпускника школы.

    Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

    Реализация положений Концепции школы: “Школа гражданского воспитания”.

    Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

5-7 классы

Творческий этап:

    Формирование познавательного интереса.

    Творческое развитие учащихся.

    Индивидуальная работа со способными школьниками.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Краеведческая конференция.

8-9 классы

Развивающий этап:

    Совершенствование навыков научной организации труда.

    Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

    Формирование исследовательских навыков.

    Развитие информационной культуры учащихся.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Краеведческая конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

Спецкурс “Основы юриспруденции”.

10-11 классы

Исследовательский этап:

    Совершенствование исследовательских навыков.

    Совершенствование информационной культуры учащихся.

    Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Профильные спецкурсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Формы работы с одаренными детьми варьирую с учетом их возрастных

особенностей:

Учителя истории работе с одаренными детьми уделяют особое внимание. Постоянно проводятся конкурсы исследовательских работ, презентаций по краеведению, интеллектуальные марафоны. Работает Совет «Зала Боевой славы».

Формы работы

1. Выявление детей, склонных к изучению истории.

2. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков.

1. Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи

одноклассникам.

2. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий,

решение проблемных вопросов.

3. Чтение дополнительной литературы.

4. Участие в интеллектуальных турнирах различного

1. Обучение навыкам исследовательской работы.

2. Опережающее обучение.

3. Участие в интеллектуальных Интернетпроектах.

1. Разработка и реализация плана индивидуальных

консультаций, начало подготовки к участию в

предметных олимпиадах.

2. Участие в творческих конкурсах, различных

образовательных проектах.

1. Исследовательская деятельность, написание и защита рефератов.

2. Участие в проектной деятельности.

3. Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п.

4. Участие в предметных олимпиадах.

1. Выполнение работ, имеющих вид электронных документов.

2. Выпуск предметных газет.

3. Выполнение заданий исследовательского характера.

4. Участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах.

1. Составление и реализация индивидуального графика подготовки к итоговой аттестации.

2. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, Интернетпроектах различного уровня.

3. Участие в дистанционных формах довузовского обучения.

Во внеурочной деятельностей использую современные педагогические технологии, такие как:

Технология

Обоснование выбора технологии

Методическая и практическая результативность применения технологии

1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование ИКТ способствует повышению познавательной активности обучающихся, интереса к предмету. 70% уроков и внеклассных мероприятий проводится с использованием ИКТ.

Создала и работаю со своим сайтом на Мультиурок. социальная сеть работников образования, работаю на других сайтах(pedsovet.ru и т.д.) Экскурсии в виртуальные музеи и исторические панорамы, посещение Президентской библиотеки. Обобщила опыт использования ИКТ на январском заседании МО, на республиканской конференции учителей(2015, март)

Формирую медиатеку состоящую из презентаций уроков с этнокультурным компонентом родной республики.

В 2015 впервые приняла участие в V Республиканском конкурсе педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с применением ИКТ,

в 2016 году стала Лауреатом данного конкурса.

Но мои ученики в социальном проекте с применением ИКТ стали победителям уже в 2014 г.

2. Проектные технологии

Участие в конкурсах творческих работ «Моя малая родина», различных социальных проектов.

Регулярные презентации, выполненные в технологии исследовательского проекта, демонстрируются на районном кустовом мероприятии в п. Зимстан.

3.Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированное обучение на уроках исходит из признания уникальности опыта самого ученика. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто получение ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития личности учащегося - педагогика сотрудничества. В рамках данной технологии применяются:

– технология полного усвоения знаний;

– адаптивная система обучения;

– технология исследовательского обучения;

– технология игрового обучения;

– технология модульного обучения;

– технология разноуровневого обучения;

– дифференциация и индивидуализация обучения.

Предметом педагогических технологий в школьном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.

4.Здоровье

сберегающие технологии

Разнообразие деятельности на уроках истории и обществознания использование различных методик здоровьесбережению, доброжелательная обстановка ведет к оптимизации учебного процесса и здоровьесбережению учащихся.

Ежедневные упражнения для преодоления школьной гиподинамии. Уменьшается число учебных занятий, пропущенных обучающимися по болезни.

Считаю, что подобные формы организации внеурочной деятельности способствуют формированию у учащихся осознанной мотивации к изучению предмета, стимулируют их интеллектуальное развитие, поддерживают интерес к предмету.

Программа

« Одаренные дети»

на 2015-2019 г.г.

Содержание программы.

1.Пояснительная записка

3.Цели и задачи программы

4.Принципы программы

9.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

11.Этапы реализации:

12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2015-2019 г.

13.Ожидаемые результаты

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

4.Принципы программы

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

Творческие ответы;

Выполнение творческих тематических заданий;

Выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

Выполнение проектов;

Приобщение (в различных формах) к работе учителя;

Повышение степени сложности заданий.

5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

7.Формы работы с одаренными учащимися


- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
- участие в олимпиадах.

8.Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР,

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и района.

9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правоове обеспечение:

    О проведении школьного тура олимпиад

    О проведении предметной недели (декады)

    О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.

10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Элективные курсы

    Учет индивидуальных возможностей учащихся.

    Повышение степени самостоятельности учащихся.

    Расширение познавательных возможностей учащихся.

    Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

    Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

    Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, объединения

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Самореализация учащихся во внеклассной работе.

11. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2015-2016 годы)

    пополнение банка данных по одаренным детям;

    банка творческих работ учащихся;

    банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

    2 этап: деятельностный (2016-2018 годы)

    Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

    Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

    Активное использование метода проектов.

    Проведение выставок детского творчества.

    3 этап: констатирующий (2018-2019 годы)

    Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

    Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

12 . План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2015-2019 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

Педагог-психолог, классные руководители

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам.директора по УВР

Зам. директора по ВР

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Зам.директора по УВР

классные руководители

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май,

Администрация

Организация и проведение школьных олимпиад.

октябрь

Администрация

Участие в районных, краевых олимпиадах

ноябрь, декабрь

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Зам.директора по УВР

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

ежегодно

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежегодно

Администрация

11.

Проведение предметных недель.

ежегодно

Администрация

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог.

Аналитический отчет

ежегодно май

Зам. директора по УВР

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

13.Ожидаемые результаты

1.Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук;
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышению качества образования и воспитания школьников.

План работы

с одарёнными детьми 2б класса

учитель Онофрийчук Л.А.

МАОУ СОШ «Земля родная»

на 2011-2012 учебный год

Новый Уренгой

Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

  1. развитие личности одаренных учащихся;
  2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  3. развитие позитивной Я-концепции;
  4. развитие творческой самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений;
  6. развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. предметные кружки;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы;
  5. участие в олимпиадах;
  6. исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

План работы

Сроки

Результат

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

Планирование работы

Сентябрь

План

Составление карты одарённости детей:

  1. тип одарённости
  2. способности ребёнка
  3. определение креативности обучающегося
  4. экспертная оценка одарённости

Октябрь

Ноябрь

Карта одарённости

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

в т.г.

Предметная школа

в т.г.

Участие в конкурсах творческих работ

в т.г.

Участие

Интеллектуальный марафон для учащихся 1-2 классов

Март

Участие

Проведение предметной олимпиады по краеведению

Февраль

Участие

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Апрель

Исследовательские работы

Участие во всероссийских конкурсах:

  1. «Русский медвежонок»
  2. «Кенгуру»
  3. «Совёнок»
  4. «ЧИП»
  5. «Познание и творчество»
  6. « Интеллект экспресс»
  7. «Фактор роста»

в т.г.

Ноябрь

Февраль

Март

Март

Апрель

в т.г.

Сертификаты

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Список мотивированных учащихся 2б класса 2011-2012 уч.год

1.Еськов Леонид

2. Аверин Сергей

3. Княгинина Екатерина

4. Золотухин Иван

5. Степанова Мария

6. Бодров Владислав


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»

План работы

    • одарёнными детьми

    рамках введения ФГОС

План работы с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В свете Концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. А это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Все дети одарены от природы. На развитие одарённости наибольшее внимание оказывает педагогический фактор. Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.

За последние годы увеличилось число участников различных конкурсов. Для развития спортивной, творческой одарённости детей в школе проводятся спортивные соревнования, спартакиады, увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одарённых детей. Их решение должна обеспечивать Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечение всестороннего развития и образования.

Концепция программы

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы

    основным подходам относятся следующие:

    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин

    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

    то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

    Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

    Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

    Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя

    обучающегося. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и учителя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В новой системе образования, отвечающей потребностям современного мира, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

    • одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с

одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся, имел дискуссионное содержание.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

    творческие мастерские;

    групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    факультативы;

    кружки по интересам;

    занятия исследовательской деятельностью;

    конкурсы;

    интеллектуальный марафон;

    научно-практические конференции;

    участие в олимпиадах;

    работа по индивидуальным планам;

    сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

    Сотрудничество с социальными партнёрами

Цель программы

Обеспечить возможности творческой личности самореализации, поддержки и развития одарённых детей

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности

Организация системы исследовательской работы учащихся

Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными детьми

Творческая самореализация выпускника школы

Обеспечение преемственности в работе с начальной, средней, старшей школы

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся

Участие учащихся в конкурсах, фестивалях исследовательских работ

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-коордиционная

Осуществление общего контроля и руководства

Руководство деятельностью коллектива

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы

Проведение семинаров, консультаций

Подбор и систематизация методических рекомендаций

Аналитическая деятельность

Заместитель директора по УВР

методист

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеурочной, урочной работы

Классные руководители педагог-организатор

Педагоги, педагоги дополнительного образования

Социальные партнёры

Организация конкурсов, олимпиад, круглых столов проведение тренингов участие в мероприятиях разного уровня

Библиотекарь, специалисты СДК, психолог, совет ветеранов, опытные учителя

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Проведение микроисследований по теме.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

План работы с одаренными детьми

Сроки

Ответственные

Выход

п/п

Составление плана работы с

Август

Зам. дир. по УВР,

План работы с

одаренными детьми на МО

Рук. МО

одаренными детьми

Формирование банка

Сентябрь

Зам. директора

Банк данных

данных учащихся имеющих

по УВР,

высокий уровень учебно -

Зам.директора по

познавательной деятельности.

ВР, рук. МО

Диагностика учебных

Сентябрь-

Кл. рук.

Анализ

способностей учащихся

Май

психолог

развития каждого

мотивированного

ребенка, психологическое

тестирование, выявление уровня

развития познавательной,

мотивационной сфер учащихся,

степени одаренности учащихся.

Обеспечение

В течение

Учителя-

индивидуализации,

года

предметники

дифференциации учебной

нагрузки учащихся в

зависимости от уровня развития

их познавательной сферы,

мыслительных процессов.

Организация внутришкольного

Зам. дир. по УВР,

Приказы, справки,

тура предметных олимпиад,

Учителя –

отчеты, совещания при

формирование списков на

предметники, Кл.

директоре, заседания

участие в районных

Октябрь

рук.

МО

предметных

олимпиадах. Проведение

школьных предметных

олимпиад

Составление аналитической

Ноябрь

Зам. директора

Аналитическая справка

справки о результатах

по УВР,

школьных предметных

Руководители

олимпиад

МО

Планирование индивидуальной

В течение

Учителя –

Посещение и анализ

работы с детьми с

года

предметники,

уроков

повышенными учебными

Рук. МО

способностями на уроке

Посещение уроков учителей-

Администрация

предметников с целью

школы

выявления приемов

разноуровневого обучения на

уроках

Организация участия

Постоянно

Зам. дир. по УВР,

школьников в

Учителя нач.

классов

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

Список литературы

    Борздун, В.Н. , Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006- №1- С.81-90

    Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.22-23.

    Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - № 10.

– С. 152-158.

    Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред.

А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.

Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению [Текст]: учебно- психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.-203с.

    Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента [Текст] / В.Я.Синенко. – Челябинск, 1995. – 389с.

    методическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г. Овчинникова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – С.

20-26.

    Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.

    Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников

[Текст]: методическое пособие для школьных

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

Участие в конкурсах, проектах

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

Индивидуальных способностей

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

работе на 2015 -2016 уч. год.

Что еще почитать