Как провести занятие по математике в средней группе детского сада: готовим интересные конспекты по фэмп. Педразвитие Индивидуальная работа по фэмп в средней группе

Мухаметова Лилия Саитгалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Танюша"
Населённый пункт: г.п.Фёдоровский, Сургутский район ХМАО -ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование по ФЭМП в средней группе(Е.В.Колесникова)
Дата публикации: 10.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по ФЭМП
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема и цели занятия

СЕНТЯБРЬ
1 неделя Игротренинг 2 неделя Игротренинг
Занятие № 1
стр. 18
Цели:
Закреплять: умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький); считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта;знания о геометрической фигуре круг. Учить: отгадывать загадки; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать: представление, что круги могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки.
1
.Игра «Загадки и отгадки» 2. Игра «Соедини правильно» 3 Физкультминутка «Медвежата». 4.«Проведи дорожку» 5.Игра «Найди и закрась» 6. самооценка выполненной работы.
Занятие № 2
стр. 21
Цели:
Учить: считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приёмами счёта; обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять: знание о времени года (осень). 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» 2.Игра «Подскажи словечко» 3.Физкультминутка «Два хлопка». 4.Игра «Слушай, смотри, делай» 5.Игра «Не ошибись». 6.Игра «Будь внимательным»
ОКТЯБРЬ

Занятие № 3
стр. 23
Цели:
Учить: устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Закреплять: умение считать предметы (в пределах 5); знания о геометрической фигуре квадрат. Продолжать учить: сравнивать предметы по величине. Формировать: представление, что квадраты могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки. Развивать зрительное внимание. 1.Игра «Соедини правильно» 2. «Гаражи и машины» 3. Физкультминутка «Найди для машины гараж». 4.Игра «Найди и раскрась» 5.Игра «Узнай, кто спрятался» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 4
стр. 25
Цели:
Продолжать учить: считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине). Закреплять: представление о частях суток. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Сосчитай и дорисуй» 2..Игра «Закончи предложение». 3.Игра «Найди ошибку художника» 4.Физкультминутка «Вороны». 5.Игра «Считай и рисуй» 6.Игра «Закрась правильно»

Занятие № 5
стр. 28
Цель:
Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1, используя образец; понимать последовательность расположения геометрических фигур. Знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Солдатик». 4.Игра «Соедини правильно» 5.Игра «Продолжи ряд» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 6
стр. 29
Цель:
Закреплять: знание о цифре 1; о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что треугольники могут быть разного размера. 1.«Загадки и отгадки» 2.Игра «Закрась правильно» 3.Физкультминутка «Солдатик». 4.Игра «Большой, поменьше, маленький» 5..Игра «Найди и закрась» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
НОЯБРЬ

Занятие № 7
стр. 31
Цель:
Знакомить с цифрой 2. Учить: писать цифру 2; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Клен». 4.Игровое упражнение «Ответь правильно». 5..Игра «Дорисуй листочки на дереве» 6..Игра «Закрась правильно»
Занятие № 8
стр. 33
Цель:
Закреплять: знания о цифре 2; о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что овалы могут быть разного размера; умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Считай и закрашивай» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Кто быстрее». 5.Игра «Закрась правильно» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 9
стр. 35
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3 среди множества других цифр. Знакомить: с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжить учить: соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов. З с количеством предметов. Закреплять знания детей о времени года (осень). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Отгадай и закрась» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Раз, два, три». 4. Игра «Число и цифра». 5.Игра «Соедини правильно» 6.Игра «Найди и раскрась» 7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 10
стр. 37
Цель:
Закреплять: знание о числе и цифре 3; умение соотносить цифру с количественным предметов; писать цифры 1, 2, 3; сравнивать знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков. 1.Игра «Считай и закрашивай» 2.Игра «Обведи нужную цифру» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Высокий, низкий» 5.Игра «Найди отличия»
Занятие № 11
стр. 38
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Закреплять: умение сравнивать знакомые предметы по ширине; знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. Формировать: представление, что прямоугольники могут быть разного размера. 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Соедини правильно» 3.Игра «Хватит ли куклам конфет» 4. Физкультминутка «Буратино». 5.Игра «Закрась правильно» 6.Игра «Найди и закрась»
ДЕКАБРЬ

Занятие № 12
стр. 41
Цель:
Учить: устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно в круге или квадрате; равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. 1.Игра «Сколько елочек?» 2.Игра «Считай, сравнивай, рисуй» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Закрась и нарисуй» 5.Игра «Узнай, кто ушел» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы
.

Занятие № 14 стр. 44

Цель:
Закреплять: знания о числе и цифре 4; геометрических фигурах. Продолжать учить: соотносить цифры 1 2 3 4 с количеством предметов; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо). 1.Игра «Посчитай и закрась» 2.Игра «Предмет и форма» 3.Физкультминутка «Считалка с башмачком». 4.Игра «Число и цифра». 5.Игра «Соедини правильно» 6.Игра «Влево, вправо»
Занятие № 13 стр. 43

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой

информации; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по

точкам; соотносить предметы между собой по величине. Знакомить с цифрой 4 как знаком

числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания.

1.Игра «Отгадай и запиши»

2.Игра «Найди, цифру»

3.Физкультминутка «Считалка с башмачком».

4.Игра «Дорисуй правильно»

5.Игра «Кто внимательный»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 15
стр. 46
Цель:
Учить: считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать пространственные представления. Закреплять представления о геометрических фигурах. 1.Игра «Отгадай» 2.Игра «Считай и рисуй» 3.Игра «Сосчитай и закрась цифру» 4.Физкультминутка «Один, два». 5. Игра «Далеко и близко» 6.Игра «Дорисуй недостающие фигуры»
ЯНВАРЬ
2, 3 неделя – игротренинг
Занятие № 16
стр. 48
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях. Закреплять: знания о геометрических фигурах; временах года (зима, весна, лето, осень). 1.Игра «Отгадай, сосчитай, нарисуй» 2.Игра «Кто где?» 3.Физкультминутка «Зайка». 4..Игра «Закрась правильно» 5..Игра «Когда это бывает»

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 17
стр. 50
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима). 1.Игра «Отгадай загадку» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Ловкий Джек». 4.Игра «Закрась правильно» 5.Игра «Соедини правильно» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 18
стр. 52
Цель:
Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно». 1.Игра «Число и цифра». 2.Игра «Число и цифра» 3.Игра «На что похож предмет» 4.Физкультминутка «Ловкий Джек». 5.Игра «Сосчитай и дорисуй» 6.Игра «Угадай, кто быстрее»
Занятие № 19
стр. 53
Цель:
Учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту»; ориентироваться на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах. 1.Ира «Кто пришел к Айболиту» 2.Игра «Что где находится» 3.Физкультминутка «Слушай и делай». 4.Игра «Из каких фигур зайка» 5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Занятие № 20
стр. 55
Цель:
Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи. 1.Игра «Отгадай загадку». 2.Игра «Закрась правильно» 3.Игра «Число и цифра» 4.Физкультминутка «Зарядка». 5.Игра «Сосчитай и напиши» 6. Игра «Подбери снеговикам ведра»
МАРТ

Занятие № 21
стр. 58
Цель:
Учить: сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; понимать независимость числа от величины предметов; решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток). Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы. 1.Игра «Число и цифра» 2.Игра «Что перепутал художник» 3.Физкультминутка «Зайка». 4.Игра «Соедини правильно» 5.. Игра «Закончи предложение». 6. Игра «Когда это бывает»

Занятие № 22
стр. 60
Цель:
Учить: считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами; упражнять в сравнении двух групп предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат. Овал, прямоугольник. Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» 2.Игра «Число и цифра» 3.Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». 4.Игра «Что сначала, что потом» 5.Игра «Найди и закрась
»

Занятие № 23
стр. 62
Цель:
Продолжать учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах. 1.Игра «Слушай, считай» 2.Игра «Загадки и отгадки». 3. Игра «Подбери заплатку» 4.Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» 5.Игра «Соедини правильно»
Занятие № 24
стр. 64
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 1.Игра «Кто положит еду в сундучок» 2.Игра «Нарисуй столько же» 3.Физкультминутка «Теремок». 4. Игра «Кто внимательный» 5.Игра «Найди пару»
Занятие № 25
стр. 66
Цель:
Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильного ответа на вопросы. Учить: соотносить количество предметов с цифрой; различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий. 1.Игра «Отгадай загадку» 2.Игра «Кто что считал?» 3.Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4.Игра «Что сначала, что потом» 5.Игра «Раскрась правильно»
АПРЕЛЬ

Занятие № 26
стр. 68
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей. 1.Игра «Сосчитай и сравни» 2.Игра «Отгадай загадку» 3.Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4.Игра «Соедини правильно» 5.Игра «Дорисуй недостающую фигуру»

Занятие № 27
стр. 69
Цель:
Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различения количественного и порядкового счёта; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; различать и называть времена года. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий. 1.Игра «Кого забыл нарисовать художник» 2.Игра «Нарисуй правильно» 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке». 4. Игра «Когда это бывает» 5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 28
стр. 71
Цель:
Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов. Учить: сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. 1.Игра «Предмет и цифра» 2.Игра «Соедини правильно» 3.Физкультминутка «По ровненькой дорожке». 4.Игра «Посмотри и сравни» 5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 29
стр. 73
Цель:
Закреплять: знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы. 1.Игра «Закрась правильно» 2.Игра «Загадки и отгадки» 3.Физкультминутка «Серые зайчата». 4.Игра, «Из каких фигур кошка» 5.Игра, «Помоги Буратино нарисовать картину»
МАЙ

Занятие № 30
стр. 75
Цель:
Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Кто, что будет собирать» 2.Игра «Нарисуй правильно» 3.Физкультминутка «Серые зайчата». 4.Игра «На какую фигуру похожи предметы» 5. Игра «Сколько цыплят у курицы»
Занятие № 31
стр. 76
Цель:
Продолжать учить: соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1. Игра «Загадка и отгадка» 2.Игра «Где чья игрушка» 3.Физкультминутка 4.Игра «Слева, справа» 5.Игра «Посмотри и сравни» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 32
стр. 78
Цель:
Продолжать учить: соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять: умение понимать отношения между числами; на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно». 1.Игра «Загадка и отгадка» 2.Игра «Предмет, число, цифра» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Широкая, узкая» 5.Игра «Сколько зайцев в корзине»
Диагностика

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, начиная с сентября в определенный день недели. Продолжительность занятий - 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного материала.

В средней группе необходимо ограничиться работой только над одной- двумя программными задачами. В отдельных случаях можно попутно закреплять ранее пройденный материал, если его повторение составляет органическую часть работы над новым материалом и способствует его лучшему усвоению.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др.

В конце занятия могут проводиться подвижные игры, включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и гаражи». Они дают детям двигательную разрядку.

На занятиях используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между совокупностями предметов, счет и др.).

На пятом году жизни у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим их побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов.

Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. («Почему круг катится, а квадрат не катится?») Он подсказывает, а если требуется, показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть».

Дети приобретают знания опытным путем и отражают в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т.е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно. Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи либо в форме задания («Сегодня вы будете учиться считать»), либо оформляют их в содержании действия - практического, игрового («Найди свой автобус!», «Угости всех белочек!»). Постановка задач придает действиям детей целенаправленный характер.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового материала детей привлекают к совместным с педагогом действиям. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) сосчитать предметы и т.п. Новые знания для детей данного возраста лишь постепенно приобретают обобщенный смысл. В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания.

Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться, на наглядный материал («Посмотри, какая полоска короче!»). По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь некоторые приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию. Например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют лишь на основе словесных указаний. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляют в процессе действия с дидактическим материалом. Постепенно увеличивают объем заданий до 2-3 звеньев, например, сосчитать кружки на карточке и отсчитать столько же игрушек.

Важно с первых занятий развивать у ребят умение наблюдать за действиями педагога и слушать его указания.

Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» - останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени.

Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца.

На вопросы, обращенные ко всем детям, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,- формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Большое внимание в средней группе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться (поддерживать порядок в ходе работы, убирать пособия на место).

На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во II и III квартале) - на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.

Педагог постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям. Хорошее воздействие оказывают на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретению знаний.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Программное содержание:

- закрепить умение детей определять форму предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами;

Сравнивать предметы по величине и высоте;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5 ;

Упражнять в сравнении множеств;

Развивать умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, слева, справа, посередине), соотносить определенные виды деятельности с соответствующими временными промежутками (утро, день, вечер, ночь).

- развивать память, внимание, логическое мышление дошкольников ;

Материал: волшебный мешочек, 2 винтика, письмо с задачей, предметные картинки (телевизор, утюг, магнитофон, электрочасы, холодильник), бумага с двумя полосками, 3 телевизора различные по величине, 3 холодильника разные по высоте, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), трехцветные полоски, по 5 телевизоров и 5 компьютеров на каждого ребенка, лист бумаги, математика в детском саду , картинки элетроприборов: телевизор, электрочайник, магнитофон, холодильник, утюг, медальки.

Ход занятия в средней группе детского сада:

Воспитатель. - Дети, сегодня, когда я пришла в детский сад, у дверей нашей группы я нашла вот такие винтики. Как вы думаете, что это может быть? Давайте их сложим в волшебный мешочек и посмотрим, что произойдет (винтики превращаются в письмо от Фиксиков).

Воспитатель. - Дети посмотрите это письмо от Фиксиков, а здесь задачи. Хотите узнать, что это за задачи?

Вот первое задание от Папуса

Вот предметы я собрал

И малышам отослал

Чтобы вы их посчитали

Место каждого назвали.

Сколько всего?

Что стоит первым?

Что стоит последним?

Что стоит между?

Что стоит за?

Что стоит перед?

Вторая задача от Маси

С техникой мы дружим

Если надо: починим и положим

Прошу вас дорогие малыши

Чем отличаются эти предметы?

Сколько телевизоров? (Три)

Выложите их на зеленую полоску от меньшего к большему.

А теперь посмотрите на холодильники, их надо выложить на оранжевую полоску от самого низкого до самого высокого.

Третья задача от Шпули

Геометрические фигуры на вас смотрят

Они вас очень просят:

«Предметы вы скорее берите,

На какой из нас похожи скажите.»

(Дети из волшебного мешочка достают предметные картинки, называют предмет и определяют какой формы предмет).

Четвертое задание от Нолика.

Очень хочу малыши

Но времени у меня нет,

Помогите мне, подскажите ответ!

Воспитатель. - Выложите на зеленую полоску цифровой ряд.

На желтую полоску четыре телевизора.

На синюю полоску компьютеров на один больше чем телевизоров.

Чего больше? На сколько больше компьютеров, чем телевизоров?

Что нужно сделать, чтобы телевизоров и компьютеров стало поровну?

Пятое задание от Игрека

Хорошо вы поработали-детвора

Задачи умеете выполнять

Сейчас всем малышам пора

Танец веселый начинать.

Физминутка «Фиксики»

Шестое задание от Верты

Любят Фиксики

Электроприборы ремонтировать

Вы скорее за стол садитесь

На листе их правильно расположите.

В середине листа поставьте телевизор

Позади телевизора поставьте холодильник

Впереди телевизора поставьте магнитофон

Справа от телевизора поставьте электрочайник

Слева от телевизора поставьте утюг и т.д.

Седьмое задание от Файера

Я веселый Файер

Приготовил для вас загадки

Отгадки правильные назовите

И рисунок с ответом на стол положите.

Когда это дети бывает

Что сон волшебный наступает

С неба месяц ясный светит

Кто из вас правильно ответит (ночью)

Дети просыпаются

Быстро одеваются

Делают дружно все зарядку

Потому что привыкли к порядку (утром)

Очень весело мы играем

Физкультурой занимаемся,

Еще песни поем

Это когда бывает?..... (днем)

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

Возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? ………(вечер)

Итог. Рефлексия

Воспитатель. - Вот и выполнили мы все задания от Фиксиков. Ой, подождите, здесь что-то есть еще в конверте. Это от Дедуса.

«Спасибо вам дети, вы хорошо справились со всеми нашими задачами. И мы в память о нас дарим вам медали.

Задачи. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы величине (длине, ширине, высоте).

День 15

Утро

Виды деятельности

№ 1. Самообслуживание. Упражнение «Мои ловкие пальчики».

Задачи. Учить детей застегивать крючки, пуговицы, «липучки» в паль­то, куртках, побуждать делать это самостоятельно, развитие мускулатуры и мелкой моторики рук.

№ 2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Сюжет «Стираем одежду кукол».

Задачи. Учить детей обыгрывать реальные трудовые действия, ис­пользовать в игре свои практические умения, объединять различные сю­жеты, считаться с интересами товарищей.

№ 3. Подвижная игра «Найди, где спрятано».

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве в соответствии с речевым описанием местоположения предмета, действовать в соот­ветствии с правилами игры. Учить детей следить за своей осанкой во время ходьбы, согласованностью движений рук и ног.

№ 4. Работа в уголке природы. Наблюдение за ростом лука.

Задачи. Предложить детям рассмотреть посаженные ими ранее луко­вицы, рассказать о произошедших изменениях, предположить, чем явля­ются появившиеся на луковицах зеленые перья (стеблями, ветвями, лис­тьями, цветами).

№ 5. Музыкальная игра «Утята и коршун» (музыка и слова Н. Губановой).

Задачи. Учить детей согласовывать действия с текстом игры, ритмич­но выполнять движения под музыку. Содействовать развитию индивиду­альных творческих способностей каждого ребенка.

№ 6. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Го­родецкая роспись»: рассматривание открыток «Городецкая роспись», кухонной утвари с городецкой росписью.

Задачи. Учить детей называть основные элементы городецкой роспи­си, составлять узоры из заготовленных заранее элементов для «разде­лочных досок». Формировать эстетический вкус.

№ 7. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья»: дидактическая игра «Цветная посуда»; чтение произведения С. Капутикян «Машенька обедает».

Задачи. Обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей, учить под­бирать и изготавливать атрибуты к игре.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение снега в феврале.

Задачи. Обратить внимание детей на то, что снег на участке имеет разные оттенки и неоднороден по структуре, предложить высказать пред­положения о том, какие изменения и почему происходят со снегом в разных местах участка. Учить детей составлять краткий рассказ по резуль­татам наблюдения.

№ 2. Дидактическая игра «Столько - сколько».

Задачи. Упражнять детей в порядковом счете в пределах пяти, учить на слух определять количество хлопков, притопов. Учить выполнять оп­ределенное количество действий в соответствии с заданием.

№ 3. Беседа «Поездка в общественном транспорте».

Задачи. Воспитывать культуру поведения в общественном транспор­те, учить рассказывать о правилах поведения с опорой на сигнальные рисунки и вопросы воспитателя.

№ 4. Труд в природе. Окучивание снегом деревьев на участке.

Задачи. Обсудить с детьми назначение выполняемой работы, пред­ложить выбрать необходимые инструменты, договориться о совместной деятельности. Учить рассказывать о результатах работы.

№ 5. Подвижная игра «Бездомный заяц».

Задачи. Учить детей бегать по площадке, не задевая предметы-ориентиры, товарищей по игре, учить ориентироваться в пространстве, дей­ствовать по сигналу. Развивать координацию движений, ловкость, совер­шенствовать функциональные возможности организма.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Задачи. Учить детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оцени­вать соответствие действий игроков правилам игры.

Вечер

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Наблюдение «Одежда детей».

Задачи. Закреплять знания детей об особенностях времен года, из­менениях, происходящих в жизни людей зимой. Актуализировать знания детей об осенней одежде, учить сравнивать ее с зимней одеждой, уста­навливать связи между состоянием погоды и одеждой детей.

№ 2. Подвижная игра «Самолеты».

Задачи. Учить детей согласованно действовать всей командой, ис­пользовать все игровое пространство площадки, следить за своей осан­кой во время движения. Развивать внимание.

№ 3. Игровое упражнение. Бег со сменой ведущего, направляющего.

Задачи. Учить детей правильно выполнять основные движения при беге, производить смену ведущего по сигналу воспитателя, развивать слуховое внимание, ловкость, повышать двигательную активность, продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

№ 1. Работа в уголке музыкального воспитания. Учимся играть на металлофоне.

Задачи. Учить детей исполнять мелодию попевки «Лесенка» (Е. Тиличеевой) в постепенном движении на металлофоне.

№ 2. Сюжетно-ролевая игра «Строители». Сюжет «Новый микрорайон».

Задачи. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, строить сюжет игры вокруг действий по возведению построек из конструктора. Воспитывать уважение к труду строителей.

№ 3. Дидактическая игра «Найди такой же».

Задачи. Учить детей находить два предмета одинаковой величины различными способами (путем наложения и на глаз), учить выбирать оптимальный способ сравнения предметов, исходя из их расположения.

День 16

Виды деятельности

№ 1. Формирование культуры поведения.

Задачи. Обсудить с детьми различные ситуации, возникающие при взаимодействии взрослых и детей в детском саду, выяснить, какие правила были нарушены, побуждать ребят соблюдать установленные правила культуры поведения, соотносить с ними свои действия.

№ 2. Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами, развивать внимание, слуховое восприятие, самоконтроль.

№ 3. Беседа на тему «Автотранспорт».

Задачи. Уточнить представления детей о различных автомашинах, их назначении, устройстве, учить составлять краткие рассказы о машинах по рисункам.

№ 4. Подвижная игра «Сова».

Задачи. Учить детей действовать по сигналу в соответствии с текстом стихотворения, развивать быстроту реакции, способность концентрировать внимание.

№ 5. Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Задачи. Учить детей придумывать сюжет игры в соответствии с лич­ным опытом, творчески перерабатывать и использовать в игре свои зна­ния и умения, правильно использовать атрибуты.

№ 6. Работа в книжном уголке. Знакомство с новой книгой.

Задачи. Обратить внимание детей на новую книгу в книжном уголке, учить рассматривать книгу, составлять и передавать в речи первые впе­чатления о ней, по иллюстрациям догадываться о ее содержании. Закре­пить правила бережного обращения с книгами.

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Наблюдение за средствами транспорта. Чтение стихотво­рения Э. Мошковской «Машина».

Задачи. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания де­тей об общественном транспорте, правилах дорожного движения. Учить детей составлять рассказы по результатам наблюдения, используя в речи названия основных частей машин, видов общественного транспорта.

№ 2. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Задачи. Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.

№ 3. Подвижная игра «Светофор».

Задачи. Предложить детям рассказать, как работает светофор, как он регулирует движение на перекрестке, как нужно действовать пешеходу и шоферу, руководствуясь сигналами светофора. Познакомить детей с пра­вилами игры, учить выполнять функции водящего, ведущего, игроков.

№ 4. Спортивные упражнения. Ходьба на лыжах.

Задачи. Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом (до 500 м), закреплять умение выполнять спуск с горы, сохраняя равновесие, выполнять повороты на месте и вокруг себя.

№ 5. Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега.

Задачи. Совершенствовать у детей навыки работы лопаткой для рас­чистки снега, поощрять стремление детей доводить начатое дело до кон­ца, достигать задуманный результат, воспитывать в детях трудолюбие, упорство.

Прогулка

Виды деятельности

№ 1. Дидактическая игра «Ищем клад».

Задачи. Развивать у детей наблюдательность, учить ориентироваться на территории детского сада, определять направление движения, повы­шать двигательную активность.

№ 2. Подвижная игра «Охотники и зайцы».

Задачи. Учить детей следить за соответствием своих действий прави­лам игры, правильностью выполнения игровых действий (прыжков на двух ногах с продвижением вперед, метания мяча из-за головы левой и пра­вой рукой в цель). Развивать ловкость и меткость.

№ 3. Спортивные упражнения. Катание на санках.

Задачи. Учить детей тормозить при спуске с горы в заданном мес­те, учить детей проявлять волю, преодолевать трудности, помогать друг другу.

№ 4. Игры со снегом. «Лепим снеговика».

Задачи. Учить детей собирать и переносить снег для постройки, пла­нировать действия в общении с товарищами, договариваться о взаимо­действии.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

№ 1. Работа в уголке книги. Заучивание стихотворений о зиме.

Задачи. Работать над выразительностью речи детей, развивать долго­временную память, воспитывать интерес к поэзии.

№ 2. Дидактическая иг ра «Кто мы?»

Задачи. Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, свя­занные названием предметов и элементов одежды.

№ 3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Задачи. Воспитывать у детей интерес к игре, учить подбирать необхо­димые для игры материалы, инструменты, поощрять согласованность дей­ствий в игре.

№ 4. Строительные игры. Конструктор «Лего».

Задачи. Учить детей сооружать постройки из различных конструкто­ров по инструкции и самостоятельно, обыгрывать постройки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

№ 5. Работа в уголке сенсорного воспитания. Учимся сравнивать предметы.

Задачи. Упражнять детей в умении группировать предметы по вели­чине, учить использовать эталоны измерения, закреплять умение фикси­ровать свои впечатления в речи.

День 17

Утро

Виды деятельности

№ 1. Дежурство по столовой. Сервировка стола.

Задачи. Учить детей правильно сервировать стол, действовать само­стоятельно, аккуратно.

№ 2. Дидактическая игра «Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элемен­ты описания.

№ 3. Беседа «Я люблю свой детский сад!»

Задачи. Побуждать детей рассказывать, хорошо ли им в детском саду, рассказывать о людях, делающих детский сад вторым домом, учить ува­жать их труд.

№ 4. Подвижная игра «Кто ушел?»

Задачи. Учить детей понимать правила игры, соотносить с ними свои действия, упражнять в умении ориентироваться в пространстве. Разви­вать внимание и быстроту реакции, воспитывать уверенность в себе. Спо­собствовать закаливанию организма с использованием природных фак­торов солнца и воздуха.

№ 5. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Шоферы», «Строите­ли».

Задачи. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, рас­пределять роли, действовать в соответствии с правилами. Культивиро­вать дружеские взаимоотношения между детьми.

№ 6. Хозяйственно-бытовой труд. Протирка столов.

Задачи. Учить детей правильно выполнять соответствующие дей­ствия, выполнять работу быстро и аккуратно, соблюдать правила лич­ной гигиены.

Прогулка

Виды деятельности


Похожая информация.


Что еще почитать