Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности. Семейный портал 'Все о семье и для семьи' (Беременность, дети, образование, карьера, красота и здоровье, дом, путешествия, до

Назначение и содержание. ТЮФ - оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, Личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Инструментарий соединяет в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой. Практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции.

Стимульный материал теста состоит из 100 юмористических фраз (афоризмов), из которых 60 - однозначные по смыслу, а остальные - многозначные. Предложенные афоризмы позволяют выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия - самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).

4. Деньги.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Соотнесенность фраз с основными сферами (темами) проверена нормативными экспериментами.

Проективный характер теста заключается в том, что обследуемый зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в многозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Процедура проведения теста достаточно проста и занимает от 20 до 30 мин. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание классифицировать набор карточек с фразами, согласно предложенным в списке темам. О наличии установки (или установок) судят потому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь, установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

О наличии комплексов, связанных с данной сферой

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить не может, для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог. Методические указания. В ходе выполнения теста психолог должен предоставить испытуемому свободу действий, а в случае затруднений, возникающих у последнего, обеспечить ему поддержку, объяснив, что любое принимаемое решение имеет место быть («Правильных критериев сортировки нет, вы можете отнести карточку к любой из перечисленных тем»). Следует предупреждать повторные перекладывание испытуемым карточек, из одной группы в другую, чтобы избежать выравнивания групп по численности и соответственно усредненных результатов тестирования. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

Инструкция: «Перед вами 100 юмористических фраз из разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

Стимульный материал:

1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Пришла в голову мысль, и, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, нo, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком и начинаю сначала.

32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, pacпускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36 Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры 10 - 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не вернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» - в этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Только тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. « У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей… за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила… вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщицы пряталось за прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.

73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червяка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, то на что же тогда существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.

82. , Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Столько еще дантесов прозябает вне известности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.

93. Бывает осень и у людей.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка - могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается количество карточек по каждой из десяти мотивационных сфер. Одна карточка приравнивается к одному баллу. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационныx тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

Следует отметить, что, по мнению авторов ТЮФ, показатели напряженности мотивационной сферы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды (фрустратора) потребности. Поэтому результаты теста испытуемого могут интерпретироваться либо в терминах предмета потребности, либо в терминах фрустратора потребности.

Результаты:

Респондент расставил приоритеты следующим образом:

1. Межполовые отношения.

3. Социальные проблемы.

4. Семейные неурядицы.

5. Агрессия - самозащита.

6. Человеческая глупость.

7. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство).

8. Деньги.

9. Карьера.

10. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

Тест юмористических фраз ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев) – это простая и интересная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства классического измерительного теста и индивидуальной проективной методики.

Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).

В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).

Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности:

Инструкция:

Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них.

10 сфер жизни:

1. Агрессия - самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Вредные привычки.

4. Деньги.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Отсутствие таланта в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Стимульный материал к тесту ТЮФ.

1.Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша.

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала.

32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек!» - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Нелегок этот писательский труд», - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол.

39. «Деньги есть деньги!» - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», - признался он ей... за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают.

55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить - здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное - ядом!» - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой.

73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червяка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, то на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» - тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей немалого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть.

93. Бывает осень и у людей.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка - могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета.

Ключ к тесту ТЮФ.

№ юмор. № темы № юмор. № темы фразы фразы Однозначные фразы Многозначные фразы 1 9 41 6, 9 2 6 42 2, 5 3 4 43 4, 5 4 5 44 1, 2 5 2 45 3, 10 6 1 46 6, 7 7 10 47 4, 9 8 3 48 3, 6 9 8 49 2, 10 10 7 50 8, 10 11 7 51 7, 1 12 8 52 4, 6 13 3 53 2, 4 14 9 54 6, 10, 8 15 1 55 1, 4, 8 16 2 56 5, 10 17 5 57 1, 2, 3 18 4 58 9, 10 19 6 59 4, 7 20 9 60 3, 8 21 6 61 1, 9 22 10 62 5, 6, 8 23 3 63 3, 5 24 1 64 2, 6, 7 25 5 65 2, 10 26 4 66 2, 8 27 2 67 5, 7 28 10 68 3, 4 29 8 69 2, 6 30 7 70 7, 9 31 3 71 4, 8 32 1 72 2, 7 33 7 73 3, 9 34 8 74 1, 4, 6 35 10 75 3, 7 36 2 76 2, 3 37 9 77 2, 3 38 5 78 5, 8 39 4 79 4, 10 40 6 80 6, 8 81 1, 5, 4 82 8, 9 83 1, 10, 8 84 2, 9 85 5, 9, 10 86 1, 2, 5 87 1, 8, 10 88 4, 5, 10 89 1, 6, 9 90 3, 9 91 4, 7 92 2, 4, 5 93 3, 8 94 1, 2, 7, 9 95 2, 7 96 8, 10 97 5, 8 98 8, 9, 10 99 2, 9, 10 100 4, 9

Интерпретация, обработка результатов теста ТЮФ.

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение. Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

Tема: "Садизм".

Мотив: самосохранение.

Преграда: разнообразные "агрессивные" факторы, угрожающие физической целостности индивида.

Tема: "Межполовые отношения".

Мотив: вступление в межполовые отношения, разрядка напряжения от неудовлетворенности.

Преграда: внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление близости вне специальных ситуаций супружеской интимности.

Tема: "Пагубные пристрастия".

Мотив: употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психо-фармакологических средств.

Преграда: интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.).

Tема: "Деньги".

Мотив: личное материальное благосостояние.

Преграда: недостаток денег, высокие цены и т.п.

Tема: "Мода".

Мотив: самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха.

Преграда: скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров.

Tема: "Карьера".

Мотив: достижение высокого положения в обществе, получение

Широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.

Преграда: конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика.

Tема: "Семейные неурядицы".

Мотив: семейное благополучие.

Преграда: несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

Tема: "Социальные неурядицы".

Мотив: социальное благополучие.

Преграда: асоциальность, "несознательность" окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности.

Tема: "Бездарность в искусстве".

Мотив: поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность.

Преграда: эстетическая беспринципность так называемых "людей искусства", обилие бездарных произведений.

Tема: "Человеческая глупость".

Мотив: познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием.

Преграда: невежество, ограниченность окружающих.

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом).

Примечание.

1. При интерпретации выраженного "пика" на диагностическом профиле нужно учитывать (в индивидуальном случае) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, "пик" по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную "мозахистическую" пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция).

2. Выраженный "провал" (низкий балл по теме) может означать "апперцептивную слепоту" по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из "чужой" темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно "приподнят" или "опущен" по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы - "площадь под кривой" профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы "притягивают" к себе фразы из других тем.

Rating 4.50 (1 Vote)

Тест юмористических фраз

Тест юмористических фраз – оригинальная компактная методика оценки мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Имеет две характерные особенности:


  1. Прием свободной тематической классификации неоднозначных стимулов. Проективный потенциал методики – в том, что испытуемый зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Чем больше многозначных стимулов объединил вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предмет содержания которой соответствует предмету содержания этого класса.

  2. Специфический стимулирующий материал. Это 100 юмористических фраз, из которых 40 (афоризмов) однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 являются многозначными. испытуемый в зависимости от своей собственной апперцепции усматривает в них то одну, то другую тему из десяти основных.
Все используемые фразы были опубликованы в отечественных сатирико-юмористических изданиях.

Каждая фраза предъявляется на отдельной карточке. Набор фраз при необходимости освежается за счет новых афоризмов и новых тем.

Процедура проведения теста. Она исключительно проста и оперативна, занимает 15-20 минут (если использовать карточки).

Экспериментатор предлагает испытуемому расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции, которая маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия.

Инструкция. «Этот тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему».

По ходу работы экспериментатор для предоставления испытуемому максимальной свободы в разложении карточек по темам поощряет его («В данном случае Вы эксперт, Вам виднее»).

Следует предупредить повторные перекладывания карточек из одной группы в другую, чтобы испытуемый не уравнивал группы по численности. На это надо дать следующее объяснение: «В экспертных оценках самым ценным, правильным является первое решение, которое приходит в голову».

Закончив тематическую классификацию, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям экспериментатору очень легко идентифицировать десять используемых в данной версии теста юмористических фраз тем (даются типичные бытовые названия).


  1. садизм;

  2. секс;

  3. пагубные пристрастия (пьянство);

  4. деньги;

  5. мода;

  6. карьера;

  7. семейные неурядицы;

  8. социальные неурядицы;

  9. бездарность в искусстве;

  10. человеческая глупость.
Если испытуемый не формулировал ясных интерпретируемых названий, то идентификация темы производится по однородным фразам, попавшим в состав класса. (Если в выделенную группу карточек попадают 3 и более фраз, одновременно относящихся к одной теме, то к ней относится и вся группа).

Возможен и упрощенный вариант процедуры проведения теста – классификация по заданным темам, недостатком которого является навязывание тематических конструктов испытуемому. В этом случае инструкция такова : «Этот тест – на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза или острота имеет определенное содержание. Вам нужно понять содержание и отнести фразу к соответствующей теме». Названия тем напечатаны на отдельных карточках, раскладываемых перед испытуемым.

Обработка результатов. Необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем. Появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышение напряженности (значимости) соответствующей мотивационной темы, а появление слабого (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Статистически значимым событием является появление класса из 14 и более карточек. Тест юмористических фраз сензитивен не только к мотивам как устойчивым характеристикам личности, но и к ситуационно детерминированным мотивационным состояниям. Разделение этих двух возможных результатов достигается с помощью отсроченного перетестирования. Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей. Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. 10 подсчитанных таким образом показателей могут быть представлены в виде графика: выявленная порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминирующие, второстепенные и т.д. но эта особенность не означает невозможности получения популяционных норм (например, 1, 8, 9, 10 классы являются многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей теста юмористических фраз следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационная структура испытуемого интерпретируется либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора потребности).

Мотив – самосохранение, преграда – различные агрессивные факторы, угрожающие физической целостности индивида.

2.Секс.


Мотив – вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности. Преграда – внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность), интериоризированные индивидом социальные запреты на проявление сексуальности вне социальной супружеской интимности.

3.Пьянство.

Мотив – употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств. Преграда - интериоризированные индивидом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда, внешние трудности (административное преследование, дороговизна спиртных напитков).

Мотив – личное материальное благосостояние. Преграда – недостаток денег, высокие цены.

5.Мода.


Мотив – самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха. Преграда -–скачки моды, дефицит, высокая цена престижных товаров.

6.Карьера.

Мотив – достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессии и социального продвижения по служебной лестнице. Преграда – конкуренция, необходимость компромисса, унижения, маскировки.

7.Семейные неурядицы.

Мотив – семейное благополучие. Преграда – несоответствие ожидаемым индивидом поступков членов семьи или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади).

8.Социальные неурядицы.

Мотив – социальное благополучие. Преграда – асоциальность, несознательность окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданственности.

9.Бездарность в искусстве.

Мотив – поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность. Преграда – эстетическая беспринципность "людей искусства", обилие бездарных работ.

10.Человеческая глупость.

Мотив – познание, стремление к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинными знаниями. Преграда – невежество, ограниченность окружающих.

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные сведения. Поэтому тест юмористических фраз рекомендуется применять в батарее с другими методиками, а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.

Дополнительные замечания.


  1. При интерпретации выраженного пика на мотивационном профиле в каждом индивидуальном случае необходимо учитывать возможность инверсии функций мотива и преграды . Например, пик по 1-й теме может означать и чрезмерную агрессивность, и чрезмерную мазохистическую пассивную незащищенность (депрессия).

  2. Выраженный провал может означать апперцептивную слепоту по отношению к сверхзначимой теме.

  3. В интерпретации данных следует анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выраженные в одновременном повышении или понижении напряженности отдельных пар или трех тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из чужой темы позволяет выявить "склейку" тематических конструктов.

  4. В отличие от обыкновенных тестов-опросников, где профиль может быть одновременно приподнятым или опущенным по всем шкалам, в данном случае используются инсативные нормы, т.е. площадь под кривой профиля остается постоянной, равной 100. Одни темы притягивают к себе фразы из других тем.

  5. Различные темы имеют неоднотиповой статус. Например, темы 1, 2, возможно 3 представляют потребности организма, 4,5,6, возможно 3, 7, 8 – потребности социального индивида, 9, 10, возможно 7, 8 – потребности личности.
Практическая задача теста юмористических фраз – диагностика в целях индивидуальной психологической консультации и коррекции.

Юмористический характер материала способствует установлению раскрепощенного, доверительного контакта между психологом и клиентом. В составе диагностических батарей тест юмористических фраз приобретает особое диагностическое значение, которое связано с тем, что экспресс-диагностика мотивационных напряженных "очагов" позволяет психологу сориентировать направление дальнейшей диагностической работы с клиентом. Поэтому проведения теста юмористических фраз в начале психодиагностического обследования может сыграть определяющую роль в коррекции или подборе состава методик.

Ключ к ТЮФ

Номера тем, соответствующих однозначным или многозначным фразам.

Однозначные
Многозначные

№№ фраз

тема

№№ фраз

тема

№№ фраз

тема

1

9

41

6, 9
4, 5
3, 10
4, 9
2, 10
7, 1
2, 4
1, 4, 8
1, 2, 3
4, 7
1, 9
3, 5
2, 10
5, 7
2, 6
4, 8
3, 9
3, 7
2, 3
4, 10
1, 4, 5

83

1, 8, 10
5, 9, 10
1, 8, 10
1, 6, 9
4, 7
3, 8
5, 8
2, 9, 10

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. "Терпение и труд все перетрут" - напомнил Евгений Сазонов супруге, пе­ретирающей гору посуды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с таким сходством , что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет!

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экрани­зация его романа.

21. Если считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. "Семь раз отмерь - один отрежь" - объяснил старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я не пью больше ста граммов, но, выпив сто граммов, становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давай, однако, им распускаться.

34. Не хлебом единым жив человек! - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

36. Единственное, что было в нем мужественного , он не мог обнаружить из-за приличий.

37. "Нелегок этот писательский труд," - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. "Душит - значит любит" (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу про­вести за 2-3 часа до ее начала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. У меня ничего не осталось , кроме тебя, - признался он ей... за 3 дня до зар­платы.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова эта чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. "Пить - здоровью вредить," - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифь.

58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому не дают на чай, пьют коньяк.

61. "Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у про­давщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж , но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. "А здесь я работаю для потомства" - гордо намекнул Евгений Сазонов, ука­зывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвение в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раз­деть.

93. Не лещь без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересован­ность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета?

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Методика оценки личностных особенностей, связанных с пониманием юмора, разработана А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982 г.

В качестве стимульного материала используются 80 (100) юмористических фраз или афоризмов, из которых половина однозначно относится к одной из десяти тем, а остальные фразы многозначны (приложение 15). Задача испытуемых: исходя из собственной апперцепции, усмотреть в них одну из десяти основных тем. Соответствие фраз основным темам определено при помощи нормативных экспериментов .

В методике отражены следующие основные диагностические темы: садизм, секс, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве и человеческая глупость.

Проективный потенциал методики заключается в том, что субъект относит к одному классу как однозначные, так и многозначные стимулы. Авторы методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является представлением сверхзначимой или доминирующей мотивации, предмет которой соответствует содержанию данной темы.

Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между фразами-понятиями, включенными испытуемым в значимые темы. Показатели "напряженности" мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и "силу преграды", или фрустратора потребности.

Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Ему дается следующая инструкция: "Разложите, пожалуйста, карточки на группы так, чтобы в одной группе лежали карточки на одну тему".

Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится но однозначным фразам, попавшим в состав класса. Так, если в выделенную группу карточек попадают три фразы и более, однозначно относящиеся к основной теме, то к этой же теме относится и вся группа.

Обработка результатов. Психологу необходимо подсчитать количество карточек в соответствующей группе, чтобы приписать определенный балл мотивационной сфере. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизированных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального мотивационного профиля человека, т.е. выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д.

Подсчет тестовых баллов, отражающих выраженность отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету ответов в соответствующих им группах. Показатели мотивационных баллов могут представляться в виде графического профиля, отражающего общий объем мотивации и силу проявления определенных мотивов.

В ходе интерпретации результатов могут также сравниваться показатели элементов структуры индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование или соотношение. Таким образом могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации.

Тематический апперцепционный тест (ТЛТ) является наиболее популярным методом, посредством которого исследуются некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрывать запрещенные определяющие мотивы, которые испытуемый или пациент не хотел бы раскрывать, потому что не сознает их.

ТАТ применяется в любом широком исследовании личности, в истолковании расстройства поведения: психосоматических заболеваний, неврозов и психозов, но не подходит для детей младше четырех лет. Применение этой техники особенно рекомендуется в качестве первой стадии к серии психотерапевтических бесед или к краткому психоанализу .

Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагают за короткое время придумать сюжетные рассказы на основании просмотра ряда картинок. Полученные тексты отражают существенные компоненты личности при обращении испытуемого к своему опыту и выражении им своих чувств, а также сознательных и бессознательных потребностей.

Достоверность данного отражения зависит от двух психологических тенденций: 1) испытуемому приходится интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом и наличными потребностями; 2) он вынужден извлекать детали повествования из своего опыта и выражать свои чувства и потребности, как сознательные, так и бессознательные.

Достоверность метода определяется еще и тем, что испытуемый может настолько сосредоточить внимание и воображение на выполнении тестового задания, что забывает о необходимости защиты своего сензитивного "Я" от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные суждения о выдуманных характерах, применимые к нему самому, раскрывает то, что не склонен был признавать, отвечая на прямые вопросы.

Материал теста состоит из 19 картинок, отпечатанных на белом картоне, и одной белой карты (приложение 16). Требуется составить в целом 20 рассказов. Материал теста имеет три важные особенности. Во-первых, авторы теста указывают на то, что можно обойтись без картинок, играющих роль стимула, а просто предложить испытуемым придумать рассказ. Однако установлено, что: а) картинки возбуждают воображение; б) побуждают испытуемого присущим ему способом выразить свое отношение к классическим ситуациям; в) использование стандартных стимулов, как в других тестах, имеет существенное значение. Во- вторых, опыт показал, что рассказы дают больше информации и обоснованность интерпретации возрастает, если большинство картинок включает персонаж того же пола, что и испытуемый. Одни картинки не содержат человеческих персонажей, другие представляют индивидов любого пола, а в некоторых пол изображенной фигуры неясен. Действительно, 11 картинок (и белая карта) оказались пригодными для обоих полов. В-третьих, ТАТ имеет ограничение по возрасту испытуемых: его рекомендуется использовать в диапазоне от 7 до 40 лет.

Организация. Стимульный материал предъявляется в процессе двух диагностических встреч (серий), в ходе которых испытуемым предлагают по 10 картинок. Картинки второй серии более необычны, драматичны, странны. Каждая серия длится час, интервал между встречами 24 ч или более.

Тест доступен для большинства испытуемых, которые не нуждаются в какой-либо специальной подготовке, достаточно небольшого инструктажа. Испытуемым, которые раньше не подвергались психологическому тестированию, вначале необходимо предложить более структурированную методику (тест интеллигентности, механической способности и т.п.). С детьми качество тестирования повышается после нескольких встреч, в процессе которых они проявляют свою фантазию в игре с глиной, пластилином или игрушками.

Атмосфера, создаваемая психологом, дружелюбный тон, эстетически оформленное помещение, манеры и соответствующее поведение исследователя должны способствовать развитию воображения испытуемых. Важно, чтобы клиент ощутил атмосферу сочувствия, внимания, доброты и понимания.

Процедура тестирования состоит в следующем.

1-й сеанс. Испытуемый усаживается в удобное кресло или ложится на диван, предпочтительно (за исключением детей и психически нездоровых пациентов) спиной к исследователю, и ему зачитывается инструкция:

Семантический дифференциал среди психологических методов исследования отношений занимает особое место. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии – в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. СД обычно оказывается полезен там, где требуется количественно описать субъективное, эмоциональное отношение испытуемого к каким-либо обстоятельствам его окружения или внутреннего мира. С помощью СД можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, явлениях культуры, физических стимулах, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.

СД основан на использовании процедуры эмоционального шкалирования объектов. Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший – плохой, спокойный – возбужденный, острый – тупой и т.д. Требуется оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семибалльной.

Оцениваемым стимулом может быть все что угодно: люди, слова, картинки и т.д. (приложение 19). При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. СД составляется так, чтобы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов), т.е. создать ситуацию проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждает автор методики, система шкал, составленная только из личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений.

Инструкция. При помощи шкальной оценки понятий испытуемому предлагается оценить личное эмоциональное отношение к следующим понятиям:

  • 1. Мое настоящее "Я" (Каким я сам себе являюсь в действительности?)

Бланки заполняются без пропусков шкал, т.е. отметка (+) ставится в каждой строке в соответствующих клетках. Работа должна вестись в быстром темпе. На оценку одного понятия-стимула дается 1–2 мин. Отдельные бланки нумеруются в соответствии с номером понятия (исследуемого объекта) .

В метрической основе метода СД лежит математическая процедура, позволяющая выявлять в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров, к которым в определенном смысле сводится исследуемая совокупность. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на различных выборках, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев три фактора оказались сходны между собой. Они получили названия: Е (оценка), Р (сила) и А (активность) .

Структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором также может быть размещен, упорядочен и описан мир субъективных отношений человека к его окружению, т.е. исследует межличностные отношения. При этом индивидуальные различия испытуемых при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.

Направленность СД на измерение индивидуальных особенностей сознания предопределяет использование варианта статистического анализа, напоминающего процедуры факторизации личностных вопросников. В данном случае таблицы СД заполняются на одно и то же понятие, например "Я сам", а источником дисперсии являются его индивидуальные представления.

Шкалы семантического дифференциала характеризуют определенную грань личностно-смысловой сферы человека. При помощи шкалы "Е" (хороший – плохой...) измеряется непосредственно эмоциональная оценка исследуемого объекта, шкалы силы "Р" (сильный – слабый; большой – маленький; твердый – мягкий) – доминантность восприятия человеком какого-либо объекта или признака, а при помощи шкалы активности "А" (активный – пассивный...) оцениваются энергетические характеристики объекта.

Обработка результатов. Выявление корреляционной близости исследуемых понятий друг к другу осуществляется путем расчета евклидова расстояния между ними.

Расчет СД производится по формуле

где – факторы исследуемого стимула-объекта; Е 0, факторы базового понятия "Я" (настоящее "Я"; реальное "Я"; идеальное "Я"; лучшее "Я"; худшее "Я"; "Я-сам" и др.).

Вторым этапом исследования смысловой сферы является сравнение СД разных понятий.

В итоге вывод о значимости понятия для испытуемого определяется его близостью к личностному "Я" по наименьшему значению СД, т.е. чем меньше евклидово расстояние между исследуемым понятием и базовым понятием "Я", тем выше вероятность предположения о том, что оно имеет для человека большее значение.

В автоматизированном варианте методики стимулы и шкалы предъявляются последовательно.

  • Трехфакторные структуры ЕРА были получены при оценке по разнообразным наборам шкал абстрактных и конкретных понятий, различных визуальных и аудиальных стимулов чистых цветов, чернильных пятен, абстрактных форм, картинок ТАТ, произведений живописи, мимической и интонационной экспрессии, фонетических значений. В трехмерном пространстве, образованном факторами ЕРА, дифференцируются и значения столь сложных объектов, как социальные роли и политические события, литературные стили и стихотворные рифмы. О масштабах применения СД в области лексической семантики лает представление так называемый семантический атлас, в котором значение каждого из 550 слов описывается величинами фактора ЕРА.
  • Евклидово расстояние определяется как квадратный корень разности стимулов, возведенных в квадрат.
  • Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная компак­тная методика диагностики мотивационной сферы личности.

    В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содер­жание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

    Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в за­висимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

    Основные темы:

    1.Агрессия - самозащита;

    2.Взаимоотношения полов;

    3.Пагубные пристрастия (пьянство);

    6.Карьера;

    7.Семейные неурядицы;

    8.Социальные неурядицы;

    9.Бездарность в искусстве;

    10.Человеческая глупость.

    Набор ТЮФ

    1.Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

    3.Счастье не в деньгах, а в их количестве.

    4.Крик моды понятнее всего на чужом языке.

    5.Без женщин жить нельзя на свете-тем более в темноте.

    6.Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

    7.Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
    8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

    9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

    10.Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

    11."Терпение и труд все перетрут" - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

    12.Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить.

    13.Не брал за горло никого, кроме бутылки.

    14.Морская качка изображена художником с таким сход­ством, что при одном взгляде на картину тошнило.

    15.Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

    16.И фиговый листок отпадает.

    17.Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за сме­лость.

    18.Не было ни гроша, и не будет.

    19.Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице.

    20.Странная картина открылась взору уважаемого класси­ка: это была экранизация его романа.

    21.Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

    22.Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

    23.Выпился в алкоголики.

    24."Семь раз отмерь - один отрежь", - объяснял старый палач молодому.

    25.Брала от жизни все, что входило в моду.

    26.Деньги - тем большее зло, чем их меньше.

    27.Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.

    28.Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

    29.Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

    30.Она шипела на мужа, как газированная вода.

    31.Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

    32.Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

    33.Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

    34."Не хлебом единым жив человек", - кричали возбуж­денные покупатели в очереди за мясом.

    35.Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!

    36.Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

    37."Нелегок писательский труд", - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

    38.Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

    39.Деньги есть деньги! В этой фразе глубокий смысл, но нет запятой.

    41.Поэт шел в гору, но гора эта была Парнасом.

    42.Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

    43.Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

    44."Душит - значит любит" (Дездемона).

    45.В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

    46.Нашел место в жизни - найди жене.

    47.Писал с принципиальных кассовых позиций.

    48.Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала.

    49.Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

    50.Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

    51.Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни се­мейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

    52.Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

    53."У меня ничего не осталось, кроме тебя", - признался он ей... за три дня до зарплаты.

    54.Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

    55.Мясник строил свое благополучие на чужих костях.

    56.Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

    57."Пить - здоровью вредить", - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.

    58.И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

    59.Только в очень хорошем настроении она называла получ­ку мужа деньгами.

    60.Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

    61."Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.

    62.Нарушение моды королями становится модой для их под­данных.

    63.Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.

    64.Жена шефа много симпатичнее, чем шеф жены.

    65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

    66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

    67.Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

    68.Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

    69.Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

    70.Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

    71.Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

    72.Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

    73.В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

    74.Мечтает устроиться на доходное лобное место.

    75.При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

    76.В этой столовой можно не только червячка заморить.

    77.Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

    78.Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

    79.Если все время мыслить, на что же существовать?

    80.Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.

    81.Мода на форму черепа стоила ей многого.

    82.Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

    83.Ломал голову, а сломал шею.

    84."А здесь я работаю для потомства", - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

    85.Закон всеобщего тяготения к шаблону.

    86.Всем модам Отелло предпочитал декольте.

    87.Интеллигенты умирают сидя.

    88.Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в кара­куле ходит.

    89.Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

    90.Забытый писатель искал забвения в вине.

    91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

    92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.

    93.Не лещ без бутылки.

    94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть лич­ная заинтересованность.

    95.Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

    96.Перед злоупотреблением не разбалтывай!

    97.Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

    98.Не всякая кучка могучая.

    99.Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

    100. Графомания - это потребность души или семейного бюд­жета?

    Процедура проведения:

    Предлагается расклассифицировать юмористические фразы, используя перечень основных тем так, чтобы можно было подсчитать количество фраз на каждую тему. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. Выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

    Лингвистический тест

    1.Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

    1. преобладающее большинство

    2. очевидное-невероятное

    3. первая премьера

    4. ночная серенада

    2. Определите значения иностранных слов, выберите правильный вариант.

    антогонизм:

    1. Репутация

    2. Противоречия

    3. Равнодушие.

    антология :

    1. Музыкальное произведение

    2. Биография

    3. Сборник избранных произведений

    апелляция :

    1. Просьба о пересмотре чего-либо

    2. Музыкальное произведение

    3. Косметическая процедура

    раритет :

    1. Равенство

    2. Старинная ценная вещь

    3. Предмет интерьера

    феномен :

    1. Необычное явление

    2. Страстный болельщик, поклонник

    3. Профессия

    3. Выберите примеры, в которых лексическое значение указано верно:

    1. Большак – представитель партии большевиков

    2. Диорама – двойной стеклопакет

    3. Каракатица – морской моллюск, выделяющий красящее вещество

    4. Конъюнктура – болезнь глаз, вызванная попаданием инфекции.

    5. Мизансцена – малая сцена в театре.

    6. Мараторий – отсрочка на определенный срок.

    7. Резюме – кондитерское изделие.

    8. Перипетии – мелкие морские обитатели океанического дна.

    4. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант:

    Альфа и омега :

    1. Начало и конец

    2. Окончание

    3. Решение важного вопроса

    Ударяться в амбицию

    1. Зазнаваться

    2. Потерпеть поражение

    3. Бурно проявлять свое недовольство

    Кисейная барышня :

    1. Важная женщина

    2. Изнеженный человек

    3. Мелочные хлопоты

    5. Выберите верный ответ:

    Культура, в первую очередь – это:

    1. поклонение, почитание,

    2. непрерывное, целенаправленное движение,

    3. высокий уровень развития.

    Аспект культуры речи, основа которого – соблюдение правил литературного языка -

    1. когнитивный,

    2. коммуникативный,

    3. этический,

    4. нормативный.

    Соответствие аспектов культуры речи основным понятиям:

    Нормативный аспект - целесообразность речи

    Этический аспект - правильность речи

    Коммуникативный аспект - правила языкового поведения

    Соответствие форм языка их сути:

    Жаргон - высшая форма национального языка

    Просторечие - речь профессиональных групп людей

    Литературный язык - речь недостаточно грамотных слоев населения

    Высшей формой национального языка является язык…

    1. писателей – классиков,

    2. старославянский,

    3. научных и учебных книг,

    4. литературный.

    Наиболее доступным и популярным из современных толковых словарей является словарь …

    Стилистическая окраска слова фиксируется в словаре в стилистических …

    Введите ответ _______________________

    Введите ответ _______________________

    Средства богатства речи:

    1. омонимы,

    2. паронимы,

    3. синонимы.


    Похожая информация.


    Что еще почитать