Вальдорфская программа дошкольного образования. Вальдорфская педагогика: понятие, характеристика, основные принципы. Для каких детей вальдорфская школа станет оптимальным вариантом

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа - не исключение.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках - он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.
Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию. В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках - как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы - источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Программа обучения по вальдорфской методике


- это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно - они крупноформатные и без линовки.

Детям не выставляют оценок, впрочем, в этом и нет необходимости - обучение каждого ребёнка осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает все особенности восприятия и развития малыша. Уроки длятся дольше, чем в традиционных школах - продолжительность одного занятия варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 часов.

Группы в детских садах и школьных классах разновозрастные. Так, в одном коллективе могут оказаться и двухлетний малыш, и шестилетний ребёнок. Младшие дети внимательно следят за старшими одногруппниками и всему учатся у них. Благодаря этому новая информация усваивается очень легко и практически незаметно.

В ежедневную программу занятий входит три информативных блока, каждый из которых направлен на развитие конкретных навыков:

  • практический блок (творческие занятия);
  • душевный (музыка и танцы);
  • духовный (развитие активного мышления).

Позиция преподавателя в вальдорфской школе

Конечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода - невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время - педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.

Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером - любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.

А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.
По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий. А, если запрет всё-таки необходимо, следует мягко и тактично проинформировать об этом ребенка - ругать и наказывать учеников нельзя.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки - ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них - необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов - ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Чем больше в обществе ругают образование, сложившееся в российских детских садах и школах, тем активнее родители интересуются альтернативными педагогическими системами, в том числе вальдорфской педагогикой.

Привлекательны лозунги данной методики: не ребёнок должен адаптироваться к школе, а школа к ребёнку; приоритетное развитие способностей детей, а не предметных знаний, умений, навыков; безоценочное обучение, выстраивание образовательного индивидуального маршрута для каждого ученика, а не массовое образование; высокопрофессиональные и любящие школьников, свою работу учителя, а не равнодушные «трансляторы» учебников. Конечно, такие особенности вальдорфской системы звучат заманчиво для многих родителей.

Необходимость личного выбора, в какой детский сад или школу отдать ребёнка, где ему будет лучше, рано или поздно заставляет родителей собирать, анализировать имеющуюся информацию о вальдорфской педагогике, чтобы не попасть впросак и не испортить судьбу собственного чада.

Разобраться в том, что несёт в себе вальдорфская педагогика - пользу или вред, - поможет нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Об истоках

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ и педагог, написал книгу «Образование ребёнка», послужившую фундаментом для основания первой школы. Школы, которая открылась в 1919 году в Германии по просьбе Э. Мольта, владельца сигаретной фабрики "Вальдорф Астория". Название фабрики, собственно, и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом - «вальдорфская педагогика».

Изначально школа была рассчитана на детей работников фабрики, преследовала цель их социализации, а также воспитания свободного человека, но так как там отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку учащихся, то дети из разных слоев общества обучались вместе. Новизна педагогики Рудольфа Штайнера базировалась на антропософии (человекознании). Ее принципы и легли в основу вальдорфской системы.

Успехи первой вальдорфской школы, её педагогические принципы вдохновили на создание новых школ в Германии, в США, Норвегии, Австрии, Великобритании.

Приход в 1933 году к власти нацистов привёл к закрытию большинства вальдорфских школ в Европе, и они были снова открыты только после завершения Второй мировой войны. Так начался новый виток распространения вальдорфской педагогики по всему миру. Сегодня вальдорфскую школу или садик можно встретить практически в каждом крупном городе.

Об основателе вальдорфской школы

Рудольфа Штайнера (1861-1925) вальдорфские педагоги считают примером того, каким должен быть идеальный учитель, причём как в обычном, так и в духовном смысле. Он в 20 своих книгах и около 6 тысячах лекций затронул и религию, и философию, и экономику, и сельское хозяйство, и медицину, и искусство.

Штайнер основал антропософию - разновидность учения о единстве человеческой души с божеством, которая ставит своей целью раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений. Главной задачей антропософской педагогики является сохранение детства у ребёнка.Рассмотрим, как именно эти задачи находят решение в вальдорфской методике и что это такое - вальдорфская педагогика.

Особенности вальдорфской педагогики

Учебные заведения, практикующие вальдорфскую педагогику, отличаются от стандартных государственных: там нет шума, толкотни, оборудование в основном из натуральных материалов, стены окрашены в определённые цвета, в зависимости от возраста детей, царит атмосфера творчества, доброжелательности, нет привычных учебников, звонков, тетрадей, отметок. Многие родители считают это серьезным преимуществом вальдорфских школ и детских садов.

В центре педагогического процесса ребёнок, с его индивидуальными особенностями. Ему предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». В рамках вальдорфской педагогики считается, что это неверно – задавать общие критерии оценки, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные таланты.

Вальдорфская педагогическая система «детский сад – школа» работает по следующим основополагающим принципам:

1. Приоритет духовного развития детей. Вальдорфская методика стремится апеллировать в первую очередь к высшим человеческим качествам и свойствам, которые наработаны цивилизацией и культурой.

2. Учебный материал изучается эпохами (блоками) с продолжительностью 3-4 недели, что позволяет ребёнку «вжиться».

3. Каждый день разделён на три части: духовный, душевный, креативно-практической.

4. При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребёнка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, при этом делают акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

5. Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма. Так, до полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

6. Наглядное обучение применяется после достижения детьми 12-летнего возраста, так как считается, что до этого момента формирование понятий противоестественно для природы ребёнка. При взаимодействии с малышами более раннего возраста вальдорфский педагог больше опирается на образное мышление ребенка, на творческий подход.

7. Во время уроков педагоги задействуют эмоциональную память, применяют до 12 лет «метод обучения в сопровождении чувств». Естественный, природный метод, основанный на личностном отношении ученика к изучаемому материалу: интересно - не интересно, радостно - грустно и т.п. Например, чувство ритма считается насущной потребностью ребёнка до пубертата, поэтому таблицу умножения дети учат под ритмические хлопки и топанье ногами.

8. Интерес ребенка - сердцевина учебно-воспитательного процесса. Если в 9 лет детям нравится играть, активно двигаться, то и процесс обучения строится на играх, подражании, сказках.

9. Преподаётся такой предмет, как эвритмия - разработанный Штайнером вид искусства, направленный на развитие воображения, чувств ребёнка.

10. Строго соблюдается ритмический распорядок дня.

11. Применяются принципы гармонизации душевной жизни (равновесие воли, чувств, мышления ребенка) и гармонизации социальной среды (создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося).

12. Вальдорфский педагог обязательно должен заниматься самосовершенствованием, уметь контролировать свои эмоции, поведение.

Итак, вальдорфская педагогика основана на индивидуальном подходе к ребёнку, создаёт комфортные условия для развития его способностей, духовного роста, предъявляет высокие требования к личности учителя. Для этого используются особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования - ребёнок сам оценивает себя и свои достижения.

«Козыри» вальдорфской педагогики

Если большинство методик раннего развития детей охватывают лишь дошкольный возраст (и потом родители, отдавшие малыша в такой детский сад, оказываются перед мучительным выбором, в какую школу его отдать), то вальдорфская методика представляет собой единую систему «детский сад - школа».

В вальдорфском детском саду воспитатели всячески стараются сохранить животворное дыхание детства у детей, поэтому о раннем обучении чтению, письму, счету, развитию памяти речи не идет. В приоритете - физическое и творческое развитие ребёнка, воспитание, основанное на подражании и примере.

С 7 лет начинается обучение в вальдорфской школе и продолжается 10-11 лет - также как в традиционной российской школе. Однако учебный процесс существенно отличается: урок длится 1,5-2 часа, нет «зубрежки» учебников, оценок, домашних заданий, контрольных работ, экзаменов.

Большое внимание уделяется изучению искусства, ручному труду, постановке спектаклей. С первого по седьмой класс все занятия ведёт один педагог, соответственно, нет повода для лишнего стресса у учеников при переходе из начальной школы в среднее звено. Благодаря этому, более крепкими становятся и эмоциональные связи вальдорфского педагога с детьми.

Учебные программы школы строятся на индивидуальном подходе, придерживаются неторопливого темпа обучения, ставят своей целью развить у учеников эмоциональную зрелость, креативность, ответственность, здравый смысл, то есть воспитать свободную личность, умеющую действовать, отвечать за свои поступки.

Вальдорфскую школу называют «школой в интересах ребёнка», гуманной школой, где основа - не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Немного статистики

Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.

В нашей стране вальдорфские школы появились в 1992 году, и если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.

Распространению вальдорфской педагогики способствует почти столетнее её существование и широкое распространение в развитых странах мира. Это вселяет в основателей вальдорфских учебных заведений надежду на то, что задачи, стоящие перед педагогами, выполняются.

Критика вальдорфской педагогики

С момента основания Рудольфом Штайнером первой школы не утихают споры вокруг неё. Краеугольным камнем для критики является само учение антропософии.

Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательницы рассказы об ангелах, домовых, ведьмах и прочем. В школе в течение учебного дня дети произносят молитвы матери-земле. Отмечаются специфические праздники, цитируются фразы Штайнера. Образовательное учреждение становится своеобразным закрытым миром, далёким от реальности, где нет места компьютерам, телевизору, предпочтение отдаётся всему природному, натуральному.

Игрушки в детском саду изготавливаются воспитателями, родителями, детьми собственноручно из дерева или глины, то есть естественных материалов, категорически запрещено детям играть в покемонов или трансформеров.

Воспитатели, педагоги вальдорфских школ являются сами антропософами и привлекают родителей к чтению трудов Штайнера, обязательному участию в школьных мероприятиях, часто приходят домой к своим ученикам, контролируют, чтобы атмосфера дома не отличалась от обстановки в школе. Учитель для ребёнка является высшим авторитетом, образцом для подражания. Это всё дает основание противникам вальдорфской школы называть её «сектой».

Основными причинами, по которым родители отдают своих детей в вальдорфскую школу, являются: их желание воспитать неординарную личность, дать ребёнку необычное образование, отсутствие в школе понятия «отставание в развитии» и др. Привлекают родителей и небольшие группы (классы), индивидуальный подход, «духовность», доброжелательная атмосфера вальдорфских учреждений.

В отличие от большинства государственных традиционных образовательных заведений, здесь охотно идут на контакт с родителями, открыты для общения, предлагают посетить уроки, концерты, демонстрируют творческие работы учеников. Этим вальдорфский процесс обучения располагает к себе тех родителей, которые хотят быть активными участниками процесса.

Разочаровываются в вальдорфской педагогике многие родители из-за того, что нетрадиционное обучение не вписывается в рамки принятых стандартов - выпускнику вальдорфской школы сложно учиться потом в других школах, в вузе - разное содержание образовательных программ, характеристики вместо оценок.

Авторитет учителя для некоторых детей превращается в диктат, оригинальные методы обучения - в заучивании стихов, иностранных слов без понимания, эвритмия - плавные движения под музыку, - становятся сущим наказанием, как и вязание, игра на музыкальных инструментах.

На вопрос родителей о сложностях перехода для ребёнка из вальдорфской школы в обычную даётся ответ: «Умный ребёнок везде будет учиться».

Попробуем системно оценить достоинства и недостатки вальдорфской методики.

Системное заключение

В вальдорфской педагогике не может не импонировать то, что ребёнок поставлен во главу образовательного процесса. Рудольф Штайнер совершенно верно понимал опасность раннего развития интеллекта в ущерб развитию социальных навыков ребенка. , а потом уже интеллектуальная нагрузка.

Другое дело, что развитием чувств у ребёнка нужно заниматься не до 12 лет, а до 6-7-летнего возраста, когда наступает пора обучения письму, чтению, счёту, развитию абстрактного мышления. В 12-15 лет современный ребёнок уже проходит пубертат, а значит, времени на развитие его природных задатков у родителей мало, и начинать в 12 лет слишком поздно.

Кроме того, сегодня существенно изменились условия жизни людей, развитие науки шагнуло далеко вперёд, и наличие одного учителя с первого по седьмой класс, который ведёт все учебные дисциплины, вряд ли способствует высокому уровню знаний учащихся.

Если раньше было больше людей только с нижними векторами и их развитие в вальдорфской школе осуществлялось достаточно хорошо, то в современном городе концентрация детей со звуком, зрением и другими верхними векторами крайне высока, а их развитию очень мало уделяется внимания в вальдорфской школе. Вот тут-то как раз надо «вкладывать в голову».

Сложно не согласиться и с постулатом значимости развития его способностей для успешности ученика в жизни. Вот только создатель вальдорфской педагогической системы не дифференцировал детей по их свойствам. Найти индивидуальный подход к ребенку - задача педагога, но при этом он опирается на свой опыт, эзотерические знания Штайнера, интуицию - то есть у него нет в руках действенного и точного инструментария, позволяющего безошибочно выявить способности ученика, а значит, создать оптимальные условия для их раскрытия.

Детям предлагается творчество, танцы, музыка, которые не позволяют им всем реализовать природный потенциал. К примеру, есть анально-мышечные дети, врождённые особенности которых вовсе не лежат в плоскости развития гибкости и грациозности.

Создание в школе, дома тепличных условий жизни для ребёнка мало способствует его успеху в реальной жизни. Ребёнок должен находиться во главе угла только до определённой степени - важно дать развиться его векторальным свойствам. А вот бегать вокруг него не нужно. Ребёнок – это ребёнок, и у него должен быть стимул становиться взрослым.

В 1919 году, когда Рудольф Штайнер создавал свою первую антропософскую школу, это было понятно и исторически оправданно - Германия была подавлена и унижена позорным Версальским миром, поэтому в немецком обществе господствовали настроения бегства от реальности.

Сегодня главным упрёком к вальдорфской школе является то, что она далека от жизни, ведь дети учатся, прежде всего, для жизни, для взаимодействия в социуме, где не будет опекунов и нянек. Очевидно, что за замкнутостью вальдорфских школ, их религиозной спецификой, равно как и за тягой к натуральным материалам, дереву стоят традиционные ценности анального вектора. Однако искусственная задержка в прошлом мешает детям стать полноценными членами современного общества. Так, ребёнок, не имеющий доступа к компьютеру, очевидно, будет отставать от своих сверстников, имеющих возможность развиваться при помощи новейших достижений техники.

Идея Штайнера, что обучение должно воздействовать на душу, мысли, чувства, волю ребёнка без понимания этих самых мыслей и чувств превращается в голословную теорию, которую Штайнер за неимением лучшего снабдил изобретёнными им самим эзотерическими выкладками. Педагоги вальдорфской школы, не зная врождённых свойств детей, действуют наощупь.

Важнейший принцип воспитания и обучения детей - формирование у них нехваток, потребности в изучении чего-либо - не используется. Ребёнок развивается по своему образовательному маршруту, изучает то, что ему даётся легко, между тем он не научается прикладывать усилия для развития своих способностей. Задачей взрослых является воспитание ребёнка, в том числе и через преодоление препятствий, сложностей, создание для него не тепличных условий, а тех, которые работают на его развитие. К сожалению, вальдорфский учебный процесс этого не предусматривает.

Отсутствие духа соревнования, состязания в вальдорфской школе, материальных стимулов (оценки, например) негативно сказываются на учебных результатах, личностных достижениях детей, обладающих кожным вектором, которые получают огромное удовольствие от победы, от лидерства. Вряд ли уживётся в вальдорфской школе и уретральный ребёнок - маленький вождь, он не сможет находиться в обстановке довлеющего над ним авторитета учителя.

Вальдорфская школа подходит детям с и векторами - послушными, любящими делать всё в определённом порядке, усидчивым. будет импонировать дисциплина, чёткий распорядок дня, зарядки, танцы, занятия спортом. здесь будет недоставать возможностей для развития их особого абстрактного интеллекта.

В вальдорфских детских садах воспитатели любят читать, рассказывать детям сказки братьев Гримм и разные истории о нечистой силе - это пагубно сказывается на психике зрительных детей: с детства испытывающие страхи, впечатлительные, они после этого начинают видеть у своих кроваток, к примеру, то ангелочков, то Синюю бороду... Их врождённые свойства не развиваются - из страха в сострадание и любовь.

Итак, родителям, прежде чем реализовать своё естественное желание обеспечить своему чаду раскрытие скрытых способностей, дать необычное образование, необходимо понять, каким векторным набором обладает их ребёнок, а затем серьёзно задуматься над тем, стоит ли связываться с вальдорфской педагогической системой.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Вальдорфская школа педагогики нашла своих приверженцев и сегодня. Во многих городах есть школы и детские сады, методика воспитания в которых построена именно на вальдорфских принципах.

Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер. Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.

Суть вальдорфской педагогики заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при . Деятельность педагогов направлена на поддержание всех проявляющихся качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат. Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.

На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.

В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и разного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.

Особенностью педагогики Штейнера есть изучение национальной культуры. В этом русле делается очень многое – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет ощущать себя частью чего-то намного большего, чем собственная семья. От него уйдут маленькие страхи, обитающие в малой социальной ячейке.

Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. К примеру, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, приближающие к природе. Да и само учебное заведение находится поближе к природе.

Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.

Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.

Как происходит обучение?

Уроков, к каким привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.

Вся программа рассчитана на 11 лет. До 8 класса ученики «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфцы изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности. Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», что длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий. Обязательным пунктом каждого учебного года есть заключительный концерт в конце семестра.

Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не принуждают равняться на какой-то образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.

Недостатки системы

К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными в школу. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей. Немалый акцент делается на некие мистические силы и постулаты. Т.е. в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как первоначально хотел Штейнер. Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.

Детство – это самое важное время в жизни человека. Научно доказано, что дети, не имевшие возможности адекватной социальной адаптации в первые годы жизни, в дальнейшем испытывают серьезные трудности в процессе общения и восприятия окружающего мира.

Современные методики образования акцентируют внимание на воспроизведении знаний, совершенно не уделяя внимание эмоциональному развитию. Это приводит к тому, что со временем дети начинают испытывать страх перед неудачей в учебе, школа не признает особенностей их мышления, не дает возможности проявлять чувства, таланты. Система образования вальдорфских школ позволяет максимально комфортную среду взросления, где он сможет ощутить свою индивидуальность и почувствовать заботу. В ней к каждому ребенку используется индивидуальный подход, позволяющий развивать не только его интеллектуальные способности, но и эмоциональное восприятие мира.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме. Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

История возникновения системы образования

Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.

Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.

В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.

Направления работы

Работа вальдорфских школ основывается на том, что ключевым этапом становления личности человека является детство. Педагоги не стремятся искусственно привить детям знания, не проводят различные интеллектуальные тренинги, они позволяют детям в естественном темпе развивать то, что было заложено в них природой. Чтобы этот процесс воспитания был успешным, в школе создаются благоприятные условия: нет оценок и понятия «неуспеваемость», практически не используются учебники.

К основным направлениям работы вальдорфских школ можно отнести:

  • создание комфортной среды;
  • отсутствие оценивания поведения;
  • воспитание с помощью личного примера;
  • многофункциональные игры;
  • организация дневного ритма;
  • использование основ культуры в работе в детьми.

Все эти способы работы с детьми гармонично сочетаются между собой, создавая внутри школы ощущение семьи, где детям комфортно и спокойно. В таких условиях проявляются их лучшие качества, развиваются таланты, воображение, они начинают полноценно ощущать свою индивидуальность.

Создание благоприятной атмосферы

Главный принцип работы вальдорфских школ – создание атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, «как дома». В таких условиях малыш начинает проявлять инициативу, принимать активное участие в играх по собственному желанию, процесс обучения вызывает у него неподдельный интерес, что приводит к успехам.

Главная роль в создании такой атмосферы отводится учителю. Он не должен быть нейтральным равнодушным наблюдателем, напротив, учитель в вальдорфской школе – это яркая, творческая личность, пример для подражания для детей. Он должен уметь найти подход к каждому в группе, наладить с ним доверительные дружеские отношения, чувствовать любые изменения в настроении детей.

Методы преподавания

В основе всех методов работы с детьми и воспитания в вальдорфских школах лежит апелляция к чувствам, а не к интеллекту. На каждой стадии обучения происходит развитие той деятельности, которая действительно интересна, не вызывает у него отторжения или любых других негативных чувств. Педагоги вальдорфских школ обязательно учитывают различные темпераменты детей, дают им возможность развиваться в собственном ритме.

  • Развитие памяти

В основе этой педагогики лежит отказ от традиционного наглядного обучения, когда дети должны видеть предмет и запоминать его. Обучение проходит иначе: он не просто запоминает, в его сознании память работает совместно с эмоциональным восприятием того или иного предмета, чувства становятся опорой для памяти. Эмоциональная память считается одной из самых долгосрочных, поэтому заучивание стихов, таблицы умножения в сочетании с эмоциональными движениями будет более эффективным.

  • Развитие интереса

Главное преимущество вальдорфских школ и их педагогики заключается в том, что они прививают детям интерес к учебе и образованию. Система обучения задействует мобилизацию интереса для тесного переплетения с образовательным процессом: поскольку дети до 9 лет предпочитают активные игры, им тяжело усидеть на месте, они хотят много двигаться, играть, то именно в такой форме обучение будет наиболее эффективным.

В дальнейшем, когда дети начинают познавать себя, отделять себя от окружающих, осознавать свое место в жизни, в программу обучения вводятся зоология, география – те предметы, которые позволят расширить его кругозор, представление о строении мира.

  • Гармонизация душевной жизни и социальной среды

Еще одна принципиальная особенность педагогики и воспитания – отсутствие подавления индивидуальности. Вокруг малыша создается комфортная благоприятная среда, где окружающие принимают его таким, какой он есть.

Педагоги при этом поддерживают равновесие воли, чувств и мышления. Такая гармония душевного состояния позволяет полноценно развиваться физическому здоровью.

  • Ритмический распорядок дня

Вальдорфская система образования невозможна без ритмического распорядка. Этот аспект работы с детьми был заложен еще основоположником школ и имеет принципиальное значение. Для каждого дня, проведенного в школе, существует определенный ритм. Как правило, день начинается с основного урока, требующего максимальной концентрации – математики, ботаники и пр. Затем дети занимаются уроками, предусматривающими использование ритмических движений – хлопков, прыжков, при этом они могут читать стихи или учить таблицу умножения.

У каждого дня недели имеется своя функциональная нагрузка – например, по пятницам во многих школах проходят генеральные уборки с участием детей. Малыши, выполняя простые движения, оказываются вовлечены во взрослую жизнь. Благодаря такой системе у детей вырабатывается собственный ритм жизни, они привыкают к выполнению определенных задач в разные дни недели. Систематичность также способствует лучшему усвоению материала.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.


Вальдорфская педагогика — очень популярная во всем мире образовательных систем. Сегодня школы, практикующие ее, открыты более чем в 60 странах мира, в том числе и в России. Чем отличается этот педагогический подход от того, что используется в обычных массовых школах? В чем ее преимущества? Об этом рассуждает выпускница московской вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, педагог Антонина Лизякина.


Вальдорфская образовательная система появилась в начале ХХ века в Германии и была разработана философом и педагогом Рудольфом Штайнером для детей работников табачной фабрики «Вальдорф Астория». Во главу угла своей системы Штайнер поставил не стремление заложить в ребенка обязательную программу, а его развитие, реализацию талантов. Из этой идеи особенного отношения к ребенку проистекают основные принципы вальдорфской педагогики.


Разностороннее развитие личности

У ребенка в такой школе должны быть все условия для развития интеллекта, и физической сфер, или, на языке вальдорфской системы, мышления, чувства и воли. На каждом этапе обучения доминирует один элемент: в младших классах — воля, или движения, в среднем звене — эмоции, чувства, в старших классах — мышление.

Эстетическое воспитание важно так, как и интеллектуальное. Это проявляется даже в учебном расписании: там есть уроки не только музыки, как и везде, но и живописи, театра, ремесла, рукоделия, эвритмии, то есть искусству отражения звуков движением тела. Детей учат видеть красоту, искусство в том, что они изучают, будь то или русский язык. Даже в танце можно увидеть математические закономерности — этому тоже учат. Ученики оформляют свои тетради рисунками, учатся «чувствовать» и таблицу умножения, и разницу между частями речи. Для этого педагоги подбирают специальные упражнения. Например, геометрические фигуры малыши изучают… водя хороводы: они двигаются вместе так, чтобы составить квадрат, прямоугольник и так далее.

Особое внимание уделяется лингвистической подготовке: еще с начальной школы преподается сразу два иностранных языка. При этом ученики знакомятся с фольклором: изучают народные песни и стихи на иностранном языке.

Разностороннее развитие дает опору для самоопределения. Так, ребенок, которому не дается математика, знает, что у него есть склонности к музыке.

Эпохальность

Основные предметы в вальдорфской школе преподаются эпохами. Эпоха — это раздел курса, имеющий завершенный вид. Материал в таком курсе концентрированный, ребенок изучает его при по 3−4 недели. Как это происходит? Каждый день проводится полуторачасовой урок по одному и тому же предмету, когда изучается основной материал. Дети его не забывают, поскольку отрабатывают изученное на регулярных уроках.

Кстати, учебников в привычном нам понимании в таких школах нет. Основное учебное пособие — это тетрадь, которую ученик составляет и ведет сам, систематизируя знания, полученные на уроке и самостоятельно.

Проживание, осмысление, закрепление

Вальдорфская педагогика отрицательно относится к попыткам загрузить память и интеллект ребенка. Именно поэтому в детские головы не вкладывают готовых знаний.

Учитель старается дать детям возможность сначала «пережить материал» при помощи движения или искусства, потом обсуждает его с классом и только после этого записывает правила. В этом отличие от классического подхода, где в учебниках сразу после правила идут примеры.

Уроки истории — это не просто лекции. Ученики принимают участие в рыцарских турнирах, межшкольных олимпийских играх, проникаются духом этих событий — все это способствует осмыслению и закреплению материала.

Современные дети, быт которых автоматизирован, часто не имеют никакого представления о том, как растет пшеница, как пекут хлеб, как делают ткань. Ученики вальдорфских школ осмысляют эти процессы на собственном опыте: например, в моей школе сеяли, собирали и мололи пшеницу.

Безоценочность

В вальдорфских школах не сравнивают детей друг с другом, в том числе и по оценкам. Дети не гонятся за пятерками и не переживают из-за двоек: оценки появляются только ближе к государственным экзаменам, при подготовке. Успеваемость ребенка оценивается иначе: как «зачет» или «незачет» и комментариями учителя о том, что хорошо получается, а над чем еще стоит работать. Такой подход позволяет детям полнее раскрыться и не чувствовать себя среди отстающих, если что-то не получается. Они , а ради закрепления знаний.

Ритмичность

В вальдорфской школе невозможна ситуация, когда ученики весь день только записывают за учителем и переходят из кабинета в кабинет. Здесь каждый день, каждый урок построен с чередованием активной и пассивной деятельности. После активного обсуждения материала следует пассивная запись в тетрадь, после чтения ритмичного стихотворения — спокойное, после урока математики — или рукоделие.

У года тоже есть свой ритм: за буднями следуют праздники. В вальдорфских школах отмечают общехристианские Пасху и Рождество, традиционно русскую Масленицу, немецкий день святого Михаила и день фонариков.

С 3 класса дети как бы погружаются в исторические эпохи, которые, по мере их взросления детей, продвигаются к современности, куда и попадает выпускник. Таким образом, ребенок, изучая культуру, понимает эволюцию человеческого сознания от древних времен к современности. Его сознание проходит тот путь, по котором двигалось человеческое общество. Отсутствие учебников позволяет учителю подбирать материал специально для конкретных детей.

Естественность, натуральность и практичность

Материалы, окружающие детей максимально, натуральны. Шторы — льняные или шелковые, парты и карандаши — деревянные. Когда малыши занимаются лепкой, они используют пчелиный воск, а не пластилин.

Для интеллектуальной работы подбирается максимально аутентичный материал. Например, дети даже разучивают фрагменты из Илиады на греческом языке. Если они проходят средневековую музыку, то пробуют ее самостоятельно воспроизвести на музыкальных инструментах; если народные песни, то поют их. На уроках ремесла и рукоделия ученики делают исключительно практичные вещи: прихватки, варежки и даже рюкзаки.

Многое из этого может показаться спорным, сомнительным, а кому-то даже вредным, поскольку разительно отличается от общепринятой системы образования. Но выпускники вальдорфских школ не уступают сверстникам в обычных школах, точно так же успешно сдают вступительные экзамены в российские и зарубежные вузы и находят себя в жизни. Например, я успешно окончила Московский инженерно-физический институт — учебное заведение с одной из самых сложных программ, и связала свою жизнь с педагогикой.

Что еще почитать