Обоняние важно для. Конспект урока "окружающий мир" на тему "обоняние". Большое значение обоняния

Вообще, по мнению ученых, почти все звери от природы умеют различать запахи намного лучше, чем это свойственно нам, людям. Однако задумывались ли вы над тем, у обоняние? Кто, можно сказать, является абсолютным рекордсменом в этой области?

Попробуем разобраться вместе.

В мире запахов. Общая информация

Все животные класса млекопитающих имеют хорошо развитое обоняние. Особенно чуткое оно у собак, которые имеют в носу более чем 125 миллионов В это трудно поверить, а представить такое количество и вовсе нереально. Хотя именно поэтому специально обученные охотничьи собаки способны почуять дичь на расстоянии около километра.

Мало кто догадывается о том, что лошади могут определить по запаху даже малое количество примесей, находящихся в воде. Не зря же говорят, что конь никогда не станет пить загрязненную воду.

Тем не менее все же у какого животного самое хорошее обоняние? У скаковой лошади? У сторожевого пса? А может быть у домашней кошки? Нет, нет и еще раз нет.

Ученые доказали, что откровенно «похвастаться» своим обонянием может самая обыкновенная моль. Почему? Дело в том, что самцы могут распознать самку по запаху даже на расстоянии 11 километров!

Абсолютный чемпион

Нельзя не отметить, что моль, как бабочка, никогда не питается ни коврами, ни шубами. Это делают личинки-гусеницы.

Меню моли настолько разнообразно, что даже делятся эти насекомые на различные виды, названия которых говорят об их вкусовых пристрастиях: меховая, ковровая, войлочная и др. Есть даже такие, которые через силу поедают полиэтиленовую плёнку, бумагу и синтетические ткани.

Кроме всем известного запаха нафталина, моль не любит запахи газет, туалетного мыла, в частности с цветочным запахом, корки апельсина. Такой аромат она хоть и учует издалека, но вряд ли соблазнится.

Благородный представитель отряда непарнокопытных

Наши предки даже не утруждали себя поиском ответа на вопрос о том, у кого самое лучшее обоняние. Они знали это наверняка. Именно по лошади они приноровились проверять качество питьевой воды из того или иного источника. Если она пила, ее владельцы тоже без проблем принимались зачерпывать воду.

А вообще, благодаря отличному обонянию, лошадь без затруднений способна определить малейшее волнение всадника, а также состояние алкогольного опьянения. Считается, что от запаха крови она может буквально одуреть.

Но это далеко не единственный который превосходно развит у коней.

Специалисты утверждают, что у каждой лошади есть возможность видеть мир цветным, хотя для большинства представителей царства фауны это физически невозможно.

Слух лошади настолько чуткий, что она без затруднений может отличить всевозможные эмоции в голосе человека. А ещё кони предпочитают весёлую или успокаивающую музыку. А вот громкая, рок например, им не нравится.

Тайна верного друга

Наверное, даже малыш ответит на вопрос о том, у какого животного самое хорошее обоняние, если предложить ему сделать выбор из домашних любимцев. Ну, конечно же, у собаки. Этот домашний питомец учует сосиску или лакомый мясной кусочек, даже если вы ухитритесь спрятать его на дно сумки.

Но и это еще не все. А знаете ли вы, что собаку вполне реально научить водить автомобиль? Звучит невероятно, но, оказывается, эти животные участвовали в тест-драйве автомобилей, и некоторые из них по окончании не только научились ездить по прямой, но даже поворачивать!

Кстати, научно доказано, что если собака виляет хвостом влево, она таким образом даёт знать своим сородичам о возможной опасной ситуации.

Еще пес, подобно человеку, различает некоторые цвета, жёлтый и синий к примеру. А вот зелёный и красный им не воспринимается, так как в глазах собак нет «колбочки», которая отвечает за эти цвета.

40. Задание. Подпиши названия органов чувств, обозначенных на рисунке цифрами.

1. Орган слуха (ухо)

2. Орган зрения (глаз)

3. Орган обоняния (нос)

4. Орган вкуса (язык)

5. Орган осязания (кожа)

Задание 41. Запиши оттенки красного и синего цветов.

42. Задание. Приведите примеры предметов салатового, лимонного, вишневого, розового, бордового, коричневого цветов.

Салатовый - салат;

Лимонный – лимон;

Вишневый – вишня;

Бордовый – свекла;

Коричневый – древесина.

Задание 43. Объясни, почему у хищных животных обоняние лучше развито, чем у травоядных?

Ответ. Для того чтобы добыть себе пищу хищникам приходится либо отыскивать ее по следу, либо находится в засаде. Поэтому обоняние становится важнейшим из органов чувств. У травоядных животных на первое место выходит орган зрения.

Практическая работа

Завяжи глаза и попробуй походить по классу. Что ты ощущаешь? Трудно ли тебе ориентироваться? Выскажи свое предположение: как слепые люди ориентируются в окружающем мире?

Я ощущаю большие трудности при передвижении, так как на своем пути встречаю постоянные предметы. Ориентироваться очень трудно.

С помощью слуха слепой от рождения человек получает самую большую по объему информацию о мире. Живя, он не обращает внимания на формы, но может узнать знакомого по шагам, по звукам его голоса. Он узнает о том, с чем ему предстоит иметь дело с помощью звуков.

Пример. Напротив слепого остановился человек. С помощью слуха он определяет, что тот сел на стул, устроился на нем удобнее, вздохнул, переставил ноги. Вот он слышит, как сидящий стал наливать воду в стакан: о его наполненности слепой узнает по звуку переливаемой жидкости.

У него поразительно развита память на звуки. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков. И каждый звук, каждая интонация для него имеет огромное значение!

Слепорожденный знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Трогая руками предметы, он не может представить, как они выглядят - он может только понять, мягкое это или колючее, сухое или мокрое. С помощью пальцев он отмечает все неровности предмета, шероховатости, запоминает их. Потому среди всех чашек чайного сервиза он безошибочно определяет свою.

Мир слепого с рождения человека состоит из звуков, запахов и намеков на очертания. Не подходя к букету, не трогая его руками, слепой может по запаху определить, из каких цветов он составлен. Запах дает название цветам: розой он называет запах розы, ромашкой – запах ромашки.

Сидя за обеденным столом, слепорожденный может точно сказать, какие перед ним блюда: его обоняние развито так же исключительно, как и его слух, как и его осязание.

Благодаря тому, что слепым трудно отыскивать затерявшиеся вещи, они становятся друзьями порядка. У слепого человека чрезвычайно сильно развита память.

Слепорожденный видит при помощи кожи. Эта оболочка обладает у него исключительной чувствительностью. Слепой судит о близости огня по степени теплоты; о соседстве тел - по действию воздуха на его лицо.

Задание 44. Запиши, какой вкус имеют эти продукты.

Лимон – кислый;

Хрен – горький и жгучий;

Яблоко – сладкое;

Горчица – горькая;

Капуста квашенная – кислая;

Сахар – сладкий;

Селедка – соленая;

Виноград – сладкий;

Шоколад – сладкий;

Чеснок – горький.

Практическая работа

1. Возьми половину чайной ложки раствора сахара и подержи некоторое время во рту. Есть ли разница в твоих ощущениях в начале и в конце опыта?

На несколько секунд завяжи глаза, зажми нос и попробуй какую-нибудь известную тебе еду. Узнаешь ли ты вкус данного продукта? Опиши и объясни свои ощущения.

Ответ. Разница есть. Сначала вкус ощущается гораздо острее, затем менее остро. Это происходит потому, что нервные сигналы начинают ослабевать, и органы вкуса как бы «привыкают» к новому ощущению.

Я узнаю вкус предмета. Но с зажатым носом сделать это труднее, потому что обычно человек запоминает сразу несколько ощущений – вкус, запах, цвет и другие. А когда человек использует ограниченное количество органов чувств, то узнавание происходит медленнее.

2. Узнаем предмет на ощупь. Закрой глаза, возьми в руку предмет. Определи, что это, из какого материала этот предмет сделан.

Ответ. Я узнаю предметы на ощупь по поверхности, объему, форме – всему тому, что воспринимают органы осязания.

Задание 45. Запиши, какие звуки производят эти объекты.

Дверь – скрипит;

Гром – гремит;

Дождь – стучит;

Дети – кричат;

Мышь – пищит;

Ребенок – плачет;

Ветер – свистит;

Кот – мяукает.

Задание 46. Отметь правильное высказывание.

Шум приводит к быстрой утомляемости, нарушает сон и ухудшает самочувствие.

Задание 47. Составьте памятку «Как беречь органы чувств».

Ответ. Чтобы сберечь органы чувств необходимо соблюдать следующие правила.

1. Ответь, какими цветами на рисунке обозначены самые "горячие", "теплые" и "холодные" звезды.

2. Закончи предложения

Солнце - ближайшая звезда к Земле

Солнце встает, день начинается

Солнце дает Земле свет и тепло

3. Напиши, какие планеты входят в солнечную "семью"

Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Уран, Нептун, Сатурн

4*. Отметь правильный ответ

Солнце вращается вокруг Земли

Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

5. А. Найди на рисунке океаны Земли. Подпиши их названия

Б. Нарисуй какий-нибудь объект, который характерен для каждого континента земли

6*. Понаблюдай и зарисуй, как изменяется Луна. Отметь, через сколько дней становятся видны ее изменения.

7*. Допиши предложения

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий

В Солнечной системе известна только одна планета, на которой есть жизнь. Это Земля

У Земли есть спутник - Луна

Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер

Солнечную систему впервые описал ученый Птолемей

8. Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

Глянул в колодец один старичок,

Видит - в колодце блестит пятачок.

Монету ведром зачерпнул старичок,

Глянул в колодец - опять пятачок.

Ответ: отражение Луны в колодце

9. Заполни схему. Сделай рисунки и подписи к ним.

10. Приведи примеры и представителей каждого царства природы.

1) Животные: антилопа, гусь, собака, человек

2) Растения: ель, осина, береза, одуванчик

3) Грибы: моховик, белый гриб, трутовик, мухомор

4) Бактерии: палочка коха

11*. Отметь правильное высказывание

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека

Грибы - это растения, потому что они похожи на животных

Грибы - особое царство природы

12. Раскрась грибы, подпиши их названия. Отметь несъедобные для человека грибы

1) Лисички

2) Белый гриб

3) Трутовик

4) Подосиновик

5) Мухомор

7) Белая поганка

13. Заполни схему: напиши названия частей гриба

14. Закончи схему.

15. Соедини линией рисунок и название группы зверей

Подпиши названия животных

16. А. Если тебе предложат нарисовать герб своего родного края, какое животное ты изобразишь на нем? Почему? Напиши название животного или нарисуй его

Б. Какие ошибки допустил художник?

17. Напиши, какие органы чувств есть у большинства животных

Ответ: осязание, обоняние, зрение, вкусоощущение

18*. Закончи предложения

Очень хороший слух у слона, кошки

Хорошее зрение необходимо орлу

Обоняние особенно важно для собак и хищников

19. Приведи примеры, кто как готовится к зиме

Медведь устраивает берлогу, копит жир и впадает в спячку

Ласточка улетает на юг

Заяц меняет шубку

Белка запасается орешками

Еж накапливает жир

Лягушка накапливает жир

20*. Подготовь небольшой рассказ "О чем говорят животные?"

Предупреждают об опасности , рассказывают, где добыть еду , привлекают внимание к хищнику , передают свои чувства другим животным , жалуются на плохое самочувствие .

21. В левый столбец выпиши названия диких животных, а в правый - домашних.

Левый столбец: лиса, еж, мышь, паук, кабан

Правый столбец: овца, лошадь, собака, корова, курица

22. Дорисуй и раскрась листья

Понаблюдай за развитием семени фасоли (гороха, бобов). Заполни таблицу.

Весной в парках и садах обрезают ветки кустарников и деревьев. Возьми ветку (черенок) тополя (ивы, смородины) и поставь в стеклянную банку с водой. Запиши даты.

Через неделю - появились корни.

На следующий день - посадил ветку с корнями в горшок с землей.

Через три недели - появились первые листья.

Через неделю - появились следующие листья.

Через месяц - ветка (черенок) подросла на 10 см.

Через три месяца - ветка превращается в деревце высотой 50 см.

Проверь себя

1. Соедини линией рисунок и подпись к нему

2. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

3. Обозначь буквой.

Т - травянистое растение

Д - дерево

К - кустарник

4. Подпиши названия деревьев.

Как выполнено задание? Поставь знак "галочка".

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;
  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

Как человек воспринимает окружающий мир?

Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)

3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (Кожа)

4) Между двух светил
В середине я один. (Нос)

5) Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)

2. Объявление темы урока.

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

Тема нашего урока – “Органы чувств”.

II. Стадия осмысления

1. Изучение нового материала.

Объясните значение слов:

Органы – части тела, отделы тела…

Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….

Сейчас попробуем заполнить таблицу (З-Х-У):

Я уверена, что кое-что вы об этом уже знаете.

а) Приём “дискуссия в парах”.

Учитель: А теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно об органах чувств.

Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об органах чувств.

(Запишите в 1-ю и 2-ю колонки таблицы З-Х-У - приём составления списка известной информации учениками у себя в таблице).

Каждую новую мысль начинаем с новой строки.

(Заполнить только 1 и 2 колонки таблицы)

Учитель: А теперь обменяемся знаниями.

Итак, я знаю ….

Я хочу знать….

(Учитель: на доске в таблицу записываю задачи урока , сформулированные детьми , хочу знать…)

б) Приём “сотрудничество в группах”.

Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.

Организовать процедуру заполнения последней графы таблицы З-Х-У.

(Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

в) Работа в группах:

У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

(Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

г) Чтение с пометами.

Приём “Инсерт” - маркировка текста:

“?” - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали;

+ ” - это я узнал(а) сейчас, это новое, это надо добавить в багаж собственных знаний;

? ” - это мне не понятно, я хочу об этом узнать подробнее

“!” - это интересно

д) Обсуждение полученных знаний в группах.

Первичная рефлексия:

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что знали ранее - “?”;

То, что хотели узнать и узнали, отметим - “+ ”.

Учитель отмечает в таблице (на доске).

(Учащиеся дают индивидуальные ответы)

Физкультминутка.

(Физкультминутку проводит подготовленный ученик)

Работа в рабочей тетради.

1 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №31 (органы зрения);

2 группа: тетрадь №2, стр.14 задание №33 (органы слуха);

3 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы обоняния);

5 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы осязания);

Сформулируйте и запишите определение понятия:

Органы чувств – это …

(Органы чувств связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в окружающий мир.

Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.)

2. Приём “Кластер”.

Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

(Ребята составляют кластер. )

3. Рефлексия.

О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

Ребята, у вас на столе лежат сигнальные блокноты. Поднимите, пожалуйста, и покажите тот цвет, какое у вас сейчас настроение, какие чувства вы испытываете после нашего урока?

4. Оценка своей деятельности.

IV.Домашнее задание.

Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

Как вы понимаете эту пословицу?

Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Дополнительный материал к уроку.

Тексты для чтения по группам

Глаза – орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

(Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41 )

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Все

Уши – орган слуха .

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно.

Язык – орган вкуса

Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

Что происходит?

(Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

Почему так произошло?

У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Разведчик вкуса – язык.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

(Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46 )

Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом .

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Нос – орган обоняния.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно . Они помогают и дополняют друг друга.

Кожа – орган осязания.

Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот такая у нас разведка!

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин . Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

Описание

Тема урока: Многогранный мир чувств. (4 класс)

Цели: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.

Оборудование: иллюстрации строения органов слух, зрения, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1 слайд - Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).
- Сколько их у человека?
- Назовите их.
Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.
головной мозг ).
2 слайд - Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение.
- Какое чувство называют шестым?

3 слайд - Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».

4 слайд - Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:
  1. Название органа чувств.
  2. Что воспринимает.
  3. Как устроен.
(НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА С АЛГОРИТМОМ)
За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».
III . Совместное открытие знаний.
5 слайд 1-ый тур. Вкус.
- А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).
6 слайд
- Язык – это орган вкуса.
  • С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
  • Язык покрыт маленькими бугорками - сосочками (рецепторами). Благодаря им мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
  • Сухой язык не чувствует вкуса.
  • Когда ты ешь конфету, сосочки, которые распознают сладкое, посылают сигнал в мозг. Мозг сообщает тебе, что ты ешь конфету.
  • Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает.
  • От вкуса зависит аппетит.
Задание: узнай по вкусу.
- Выберите из своей команды одного человека, у которого лучше всего развит вкус.
Итак, к сфере чувств подходят 4 игрока, чтобы проверить свой вкус.
Доверьтесь вкусовым ощущениям или рецепторам. Каждый правильный ответ – 2 балла.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/.
- Что вызвало затруднения?
Откройте учебники на стр. 53, найдите, что еще нам неизвестно об органе вкуса.
/один ученик читает вслух.
- Что нового вы узнали?

7 слайд
- Отгадайте ребус.

8 слайд
2-й тур. Обоняние.

Нос - орган обоняния.

  • Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
  • У собаки обоняние (нюх) гораздо лучше развито, чем у человека. Вот почему благодаря своему чуткому носу собака может легко находить людей и вещи.

А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
9 слайд
- Послушайте, рассказ Трушева Димы о том, как мы можем чувствовать различные запахи.

Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

- Пользуясь материалом учебника, подумайте, как же нам сохранить обоняние?

  • надо закаляться
  • беречь организм от простуды
  • не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

3-й тур. Зрение.

О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).

10 слайд

  • Что вы знаете о зрении?
  • Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
  • Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
  • Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
- Из чего состоит орган зрения?
/ребенок выходит к доске и все показывает на плакате.
  • Орган зрения образован глазным яблоком и вспомогательным аппаратом (брови, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).
  • Выберите из своей группы человека, у которого лучше всего развито зрение.
11 слайд

Конкурс: дети смотрят фильм, а затем отвечают на вопросы.

12 слайд
- О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Рахманина Настя.

  • Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
  • Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
  • Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).
  • Ваши одноклассники приготовили сценку «У окулиста». Давайте ее внимательно посмотрим.
13 слайд
/дети показывают сценку.

Как же нужно беречь зрение?

  • читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  • Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Не стесняться носить очки.

Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

14 слайд .
Физминутка.

Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.

4-ый тур. Осязание.

15 слайд
- О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
- Что вы знаете об осязании?

16 слайд

  • человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
  • Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
  • С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.
  • Рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно много их в кончике языка, в коже пальцев. Температурные колебания воспринимают терморецепторы. Много их в коже лица, живота.

Конкурс: узнай предмет наощупь.

Прочитайте в учебнике, что еще нужно знать об осязании.

5-ый тур. Слух.

17 слайд

  • У нас остался последний орган чувств. Какой? (Слух).
  • Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
  • с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
  • Восприятие речи очень важно для развития мышления.
  • При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.

Послушайте небольшое сообщение Мельникова Жени об органах слуха.

18 слайд.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.

  • Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
  • Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  • Шум очень вреден для слуха.
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).

19 слайд

Конкурс: узнай звук.

6-ой тур. Орган равновесия.
20 слайд
- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
Эксперимент.
- Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.

Что вызвало затруднения?

Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.

Найдите в учебнике, какое шестое чувство предлагают нам его авторы. (Орган равновесия).

21 слайд

Прочитайте об органе равновесия.
- Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).

  • Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
  • Более подробно с этим органом вас познакомит Виталик Попов.
22 слайд.
Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
23 слайд
Задание.
Пользуясь своими органами чувств, заполните карточки. Для этого выберите правильный ответ и в месте пересечения номера вопроса и буквы ответа поставьте точку. Соедините все точки по порядку. Если вы ответили правильно – получиться рисунок.
Тест
1. Какая часть глаза регулирует количество света, попадающего на сетчатку:
а) радужная оболочка.
б) роговица
в) хрусталик.

2. Выбери профессию, для которой особенно важно чувство обоняния.
а) санитар
б) кинолог (специалист по собакам, а не по кино!)
в) парфюмер.

3. Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу?
а) орган слуха
б) орган равновесия
в) орган зрения.

4. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно?
а) чтобы гости оценили дорогое угощение.
б) чтобы обратить на них внимание
в) любое чувство слегка притупляется после применения.

5. Для чего служат ушные косточки?
а) усиливают и передают колебания барабанной перепонки
б) укрепляют орган равновесия
в) защищают барабанную перепонку от повреждений.

№ вопроса
ответ
1
2
3
4
5
А





Б





В





24 слайд.
Результат.

Итог.
- Кто руководит органами чувств? (головной мозг ).
Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
- Для чего нужны органы чувств?
Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

25 СЛАЙД
Награждение команды-победительницы.

Что еще почитать