Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие. Список использованных источников Социальная политика алексеев в п

Текущая страница: 1 (всего у книги 36 страниц)

Шрифт:

100% +

Татьяна Михайловна Апостолова, Николай Рудольфович Косевич

Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации

Список сокращений

1. Нормативные акты

ГК, ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ;

ЖК – Жилищный кодекс РСФСР;

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации;

СК, СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации;

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации;

УК, УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;

ФЗ – Федеральный закон РФ.


2. Официальные издания

БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

ВВС РФ – Бюллетень Верховного Суда РФ.

ВВС СССР, РСФСР, РФ – Ведомости Верховного Совета СССР, РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (СССР, РСФСР);

РГ – «Российская газета»;

САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;

СЗ (СССР) РФ – Собрание законодательства (СССР) РФ;

СП (СССР, РСФСР, РФ) – Собрание постановлений Совет Министров (Правительства) (СССР, РСФСР, РФ).

Теоретические основы социальной политики

Основы теории и методологии социальной политики

§ 1. Предмет и задачи курса «Социальная политика». Основные направления социальной политики

Главной целью социальной деятельности человека является улучшение условий жизни. Поскольку люди в экономической жизни тесно связаны друг с другом, то изменения условий жизни отдельного индивида, прежде всего экономических, не могут происходить в отрыве от изменений в данной сфере у других индивидов. В XX в. в экономически развитых странах наибольшее распространение получили концепции, возлагающие на государство задачи обеспечения определенного стандарта благосостояния. Особую популярность приобрели теория и практика «социально-рыночного хозяйства», которые включают широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7).

Одной из важнейших функций государства является разработка и осуществление социальной политики, служащей элементом сплочения общества, ориентированной на служение этому обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Вопреки этим задачам в нашей стране реализация социальной политики зачастую происходила по так называемому «остаточному принципу». Подобное непонимание сущности и направленности социальной политики являлось, как правило, либо следствием неверной оценки властью приоритетов в системе государственных функций, либо банальной нехваткой средств на качественное решение основных задач по социальной защите и поддержке всех категорий населения.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода.

В ходе проводимых в последнее время преобразований общество постепенно приходит к осознанию насущной потребности в приоритетном развитии социальной политики, без чего невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека, сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала.

Социальная политика государства образует следующую структуру :



Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также трудовыми коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основными направлениями социальной политики, отражающими ее специфику, являются:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социоэкологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя торговая миграция).

8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, политика в отношении детей, женщин, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.) .

Существенное значение для формирования социальной политики имеет создание ее нормативно-правовой ба зы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране и регламентированию социальной помощи населению. Наиболее полное представление о правовой защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Они определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т. д. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д.

Курс «Социальная политика» ставит задачу изучить сущность, основные принципы и категории социальной политики, ее взаимосвязь с социальной безопасностью и социальной работой, а также юридический аспект проведения мероприятий социальной политики.

Предмет курса «Социальная политика» включает: 1) вопросы социальных отношений в обществе, их изменений в соответствии с переменами в государстве; 2) вопросы дифференциации структуры населения и, как следствие, активизации адресной социальной поддержки для различных слоев населения; 3) юридическую базу, те законы (законодательные проекты) и подзаконные акты, на основании которых осуществляется или должна осуществляться социальная защита граждан государства.

Рассмотрение социальной политики целесообразно начинать с понятия «социальной безопасности». Здесь имеется в виду как безопасность отдельного индивида, так и всего общества в целом.

Структура социальной безопасности может представлять собой следующую цепь взаимосвязанных компонентов:

Социальная безопасность социальное государство социальная политика социальная работа.

Ощущение и состояние безопасности – одна из основных потребностей человека и важнейшее условие его индивидуального и общественного существования и развития.

Система социальной безопасности включает:

Традиционные аспекты военной безопасности (защита от возможной внешней вооруженной агрессии), политической или государственной безопасности (защита существующего строя и формы власти);

Аспекты экономической безопасности (достаточный для удовлетворения потребностей общества уровень развития промышленности и сельского хозяйства);

Экологическую безопасность (защита от природных и антропогенных разрушительных сил и пагубных последствий нарушения природного баланса);

Популяционную и медико-санитарную безопасности (неразрывная связь между биологическими основами человеческого организма и социальными условиями его существования) и т. д.

Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается достойный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения первейших материальных и духовных потребностей человека. Этот оптимальный уровень складывается из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов, объема потребляемых благ и используемых услуг, установившихся цен на товары и услуги, обеспеченности жильем, доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть на реализацию социальной успешности и безопасности гражданина (ст. 7 Конституции РФ).

Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как результат Второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса.

1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить – перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример – США, в недавнем прошлом – Великобритания, Канада и Австралия.

2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работа, заработной платы и т. д. Особенно важная для государства работа, например, государственная служба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример – Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа – равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система социального обеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

Социальное государство не может существовать и развиваться без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития.

Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются:

«1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив ».

Тезис о том, что Российская Федерация – социальное государство, как уже упоминалось, закреплен в ст. 7 Конституции РФ. В ней зафиксировано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это делает общепринятым и очевидным утверждение о том, что социальное государство должно обеспечивать:

1. Социальную справедливость.

2. Преодоление социального неравенства.

3. Предоставление каждому источнику средств существования (работа или иные формы занятости).

4. Обеспечение в обществе условий для поддержания мира и согласия, формирование толерантных настроений.

5. Создание предпосылок к формированию благоприятной обществу жизненной среды.

В условиях рыночных отношений, когда многие экономические проблемы решаются на основе принципа саморегулирования с использованием ценовых, денежных механизмов, социальные функции государства приобретают исключительную актуальность.

К функциям социального государства можно отнести:

социально справедливое распределение общественной собственности при повышении заинтересованности личности в своем труде и его результатах и создании условий для развития многоукладной экономики;

разработку концептуальных основ стратегии социального развития общества и государства и соответствующего этим задачам социально-ориентированного законодательства, нормативно-правовой базы социальной политики, создание комплексных и целевых социальных программ и определение их первоочередных задач;

выделение ресурсов, необходимых для успешного осуществления намеченных программ социального развития, формирования эффективной системы социального управления как на всех уровнях власти, решение вопросов кадрового обеспечения органов и структур государственного руководства;

создание духовных, идеологических, нравственных механизмов реализации социальной политики, осуществление информационного обеспечения этой реализации, организацию сотрудничества социальных учреждений государства с различными общественными организациями, политическими партиями и движениями, уделяющими серьезное внимание решению социальных проблем, осуществление международного сотрудничества в социально-гуманитарной сфере.

Основой социального государства является гражданское общество. Сущность его – это не только законопослушание людей, но и их достоинство, способность ценить и отстаивать права личности. Исторический опыт нашей страны и других государств свидетельствует: там, где потенциал гражданского общества слаб, неизбежно появляются предпосылки для волюнтаризма и тоталитаризма, для свертывания социальных функций государства. Отсутствие рационально структурированного гражданского общества, демократической правовой политической системы таит опасность непредсказуемой социальной политики, резкого социального расслоения членов общества, тотального снижения уровня личной, социальной и национальной безопасности.

Структурным элементом социальной политики также являетсясоциальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной целью социальной работы является увеличение степени самостоятельности индивидуума, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

В ходе социальной политики решается ряд задач:

Смещение приоритета в решении социальных задач от государства, непосредственно к человеку, осознающему необходимость и важность социальной самозащиты и прилагающему к этому все усилия в рамках социально-правового законодательства;

Создание обстоятельств, в которых граждане смогли бы максимально использовать все возможности в обеспечении своего социального благополучия в той мере, в которой это позволяет закон;

Создание условий, при которых человек, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства (будь то инвалидность, тяжелое материальное положение или психологический кризис), сможет жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны общества.


Таким образом, социальная работа является интегрированным, универсальным видом деятельности, главная цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов личности, а также потребностей различных (прежде всего, менее социально защищенных) слоев общества.

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи курса «Социальная политика».

2. Основные направления социальной политики.

3. Дайте определение понятию «социальная политика».

4. Дайте определение понятию «социальное партнерство»

5. Дайте определение понятию «социальная безопасность

6. Что входит в систему социальной безопасности?

7. Дайте определение понятию «социальное государство».

8. Основные параметры социального государства.

9. Типы социального государства. 10. Функции социального государства.

Литература

1. Григорьева ИЛ. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.

3. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М. 2001.

Сущность и принципы социальной политики

§ 1. Становление и развитие социальной политики. Сущность и основные цели социальной политики

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы обнаруживаются их общность и различия, их значимость в реализации потребностей и интересов людей.

Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности? Политика – это:

Отношения между группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

Система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, в социальной сфере, духовной жизни, военной области и т. д. ;

Практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

Участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;

Искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, профессиональные и иные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – система власти, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права. Важнейшим существенным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. Так как любые социальные программы являются лишь декларацией, если они не обеспечены экономически и не подкреплены материально, то социальная политика в этом смысле является вторичной относительно экономики как по содержанию, так и по задачам. Однако это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере наиболее ярко проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит яркое отражение степень гуманности политики государства. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.

Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности разных государств. В их основе лежали представления о справедливом обществе, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности тех или иных государств и их правителей.

В глубокой древности ученые различных школ (Платон, Аристотель) признавали, что задача государства – забота о своих жителях.

Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая социальную справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью.

Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых , иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком – а значит, принять облик справедливого государства» .

В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение политики и экономики с позиций социологии. В частности, В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики» .

В последующем понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств и их идейные комплексы отличаются друг от друга, естественно, что понимание социальной политики у представителей различных школ общественной мысли значительно отличается. Важно, что практически все авторы единодушны во мнении, что современное государство обязательно должно осуществлять социальную политику . Укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии.

Социальным становится государство, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для такого государства характерно признание собственной «зоны ответственности» как индивидов, семей, общин, так и власти. Другой особенностью такого подхода является признание обязательств государства перед гражданами. В первую очередь это справедливое распределение доходов граждан через налоги и социальные программы. Механизм реализации целей социального государства разнится в соответствии с господствующей идеологией и воплощается в социальной политике.

Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума.

Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как к специальному предмету научного рассмотрения. Разнятся определения данного понятия, его понимание, составные элементы и т. п.

Суммировав все точки зрения, можно определить социальную политику как целенаправленную деятельность государства, ставящую своей целью смягчение противоречий между участниками экономических (рыночных) отношений и предотвращение социальных конфликтов.

В границы социальной политики включен обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества, до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Целью же общественного развития является само общество, возрастание возможностей социальной реализации для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества, как правило, направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями российской социальной политики на современном этапе являются:

Максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовного потенциала страны; о формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

Создание институциональных, социально-экономических, правовых предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок для развития гражданского общества, личной свободы, реальной демократии . Общеизвестно, что социальная политика является затратной и дорогостоящей сферой деятельности государства. Чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее оправданным вложением общественного богатства.

Григор Артушевич Ахинов, Сергей Вячеславович Калашников Социальная политика: учебное пособие

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.

При этом важно отметить, что в ряду субъектов социальной политики ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма организации власти, его институты и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями.

В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.

Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Однако очевидно, что, несмотря на определенную связь, удовлетворение социальных потребностей и регуляция общественных отношений относятся к разным функциональным системам государства. При всей условности разделения экономических, политических и социальных сфер собственно к социальной сфере относятся только социальные функции государства, тогда как регуляция общественных отношений есть политическая деятельность, направленная на решение политических задач власти.

Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе.

В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции.

Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

Социальная политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов и социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них – это отказ большинства стран «всеобщего благоденствия» от провозглашенных принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

Социальная политика непосредственно испытывает на себе влияние изменяющегося мира. Так, социальная политика, представляя собой функциональную систему государства, постоянно находится в динамике, изменяется вслед за постоянно меняющимся миром и при этом трансформирует цели, принципы и структурные элементы самого государства.

Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Для защиты от влияния недостаточно обоснованных экспериментов над государством и обществом все государства создают крайне консервативную, противодействующую новациям правовую систему. Это позволяет противостоять ситуативной динамике социальной политики и допускать только объективно обоснованные, гарантирующие прогресс изменения. В этом отношении социальное законодательство всех стран более консервативно, чем экономическое, что связано с отложенностью во многих случаях последствий социальных решений и невозможностью их быстрого исправления. Решения о характере пенсионной реформы сказываются не только на нынешних получателях пенсий, но и на тех, кто выйдет на пенсию через десятки лет. Сегодняшние новации в области социального страхования будут определять уровень социальной защиты в течение длительного периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут иметь негативные последствия в будущем.

Рассматривая эволюцию государств с точки зрения уровня развития социальных функций, можно построить условную периодизацию их генезиса. Изучая социальную сущность государства, мы сталкиваемся с необходимостью разделения государственных социальных функций и проявлений социальной активности общества и его институтов (церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии и т. п.). Данное разделение важно как для понимания природы социального, так и для определения специфики и механизмов социальной деятельности государства.

С конца XVIII в. в Европе и России складывается государственно-административная система общественного призрения. Для этой системы характерны становление институциональной системы помощи, формирование правовой базы, административное управление, включающее территориальные структуры, частичное финансирование государством социальной помощи. Особенностью данного этапа является то, что государство, принимая на себя ответственность за социальную политику, не стремится к прямому исполнению социальных функций, а только содействует в этом другим институтам – личной и общественной благотворительности, благотворительным обществам, местной власти, церкви.

Необходимо отметить, что на данном этапе противопоставление милосердия и благотворительности полицейскому государственному подходу к нищете в определенной степени снимается. Государство уже не преследует за нищету, но еще и не ставит цель ее устранения.

Две основные характеристики данного этапа – возникновение у государства собственно социальных функций и обращенность социальной политики на всех членов общества – взаимосвязаны и основаны на необходимости обеспечения консолидации общества, испытывающего прогрессирующее антагонистическое противоречие в условиях раннего капитализма. Принцип солидарности, согласно которому общество имеет обязательства перед своими членами и который напрямую вытекает из теории общественного договора или социального контракта, не может быть реализован через благотворительность.

К этому же времени относится развитие идей социального страхования, или, в терминологии того времени, «взаимное вспомоществование», которое позже станет основным инструментом социальной солидарности. Идеи социального страхования как механизма устранения индивидуальных рисков получили воплощение еще в виде общих касс при гильдиях и профессиональных цехах, осуществляющих социальную помощь вдовам и сиротам членов цеха и в сельских общинах.

К этому же периоду относится развитие наряду с идеей солидарности и идеи справедливости, получивших в ходе Великой французской революции форму принципов. Идея справедливости, понимаемая как соответствие природе вещей либо экономической, либо политической норме, была дополнена идеей справедливости в рамках общественного договора и естественных прав человека.

В соответствии с отечественной традицией данный этап можно обозначить какэтап общественного призрения.

Следующий этап развития социальных функций начинается во второй половине XIX в. и характеризуетсяпереходом социальных функций от общества к государству.

Середина XIX в. стала тем перекрестком, на котором встретились рациональный, диктуемый объективными потребностями выживания и экономики путь развития социальных функций государства и иррациональный путь, обусловленный религией, нравственностью и милосердием. Развитие производительных сил потребовало более мощной социальной интеграции общества, которая могла быть достигнута только через деятельность государства по консолидации всех граждан на основе солидарности. При этом отношения государство – общество и государство – личность претерпели определенные изменения, связанные с совпадением государственных целей и морально-этических принципов человеческого общежития. В отличие от социалистов-утопистов, подчеркивавших доминирующую ценность всеобщего блага и подчинения личных интересов интересам общества, отводившим государству роль обеспечения общественных целей, появившаяся в 1850 г. идея социального государства (Л. Штайн) с самого зарождения снимает довлевшее со времен Аристотеля противоречие, возникавшее из деления государств на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них достигаются частные цели). В социальном государстве впервые происходит совпадение личностных и общественных целей. И не просто совпадение, а принятие государством целей индивида как своих собственных.

Основой идеи социального государства послужили представления социалистов-утопистов, трансформировавшиеся у И. Бентама и Э. Чэдвика в тезис о необходимости оценки любого законодательства и всех институтов с точки зрения принципа «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Э. Чэдвик первым выдвинул положение о необходимости изменения социальной среды с помощью государственной деятельности, которая должна не только выполнять функцию помощи слабым, но и создавать условия для развития своих граждан.

Контрольные вопросы

1. Кто является субъектом социальной политики?

2. Какова роль государства по отношению к другим субъектам социальной политики?

3. Назовите источники социальной ответственности государства.

4. Каково место социальных целей в функциональной структуре государства?

5. Какие причины обусловили появление собственно социальных функций государства?

6. Каковы источники развития социальных функций государства?

7. Охарактеризуйте отношение государство – личность.

8. Дайте определение социальной политики.

9. Каковы источники формирования идеи социального государства?

10. Назовите социальные институты государства.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Становление социального государства к середине XIX в. начиналось с признания социальных прав как неотъемлемых естественных прав человека наряду с гражданскими правами. Борьба за социальные права оформилась в политическую доктрину социал-демократии и дальнейшее развитие представлений о социальных правах, положенное в основание идеи социального государства, происходило преимущественно в рамках социал-демократических теорий.

Однако идея социальных прав, представленная концептами свободы, равенства, справедливости, солидарности, являющаяся краеугольным камнем современного общества, выходит за рамки какой-либо одной политической теории и в той или иной степени присутствует в любых моделях общественного устройства. Таким образом, развитие представлений о природе и содержании социальных прав происходило в процессе эволюции общества и государства за последние три века и в ходе модернизации основных политических доктрин.

Начиная с «Утопии» (1516) Т. Мора, понятия равенства и справедливости жестко увязываются с государственным устройством и переходят из умозрительной плоскости в практическую, становясь целями реального переустройства мира. Важно отметить, что переломной точкой перехода социальных прав из метафизики в реальность становится их связь с функцией перераспределения общественных благ, которую берет на себя государство.

Будучи базовыми потребностями личности и общества, справедливость, равенство, солидарность и свобода имеют различные формы проявления, в большинстве случаев маскирующих их суть.

Наиболее распространенным является отнесение данных концептов к идеалам, что свидетельствует об их восприятии преимущественно как морально-правовых и общественно-политических категорий.

Равенство перед Богом, равенство перед законом, равенство по отношению к средствам производства, социальное равенство – эта последовательность развития представлений о равенстве на самом деле фиксирует развитие не одного понятия, а совершенно разные сущностные виды равенства, каждый из которых связан с вполне определенными собственными моделями мира и общества и характеризует совершенно разные типы отношений личность – общество и личность – государство).

Различно содержание и основных четырех типов равенства: равенство людей или онтологическое равенство; равенство возможностей при достижении целей; равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства; фактическое равенство. Эти четыре основных типа равенства также в определенной степени отражают историю развития представлений о равенстве.

Реакцией общества на социальную несправедливость равенства возможностей является равенство условий, когда государство берет на себя функцию обеспечения реального равенства на пути к достижению целей. Государство законодательно устанавливает равенство условий, единые культурные и образовательные критерии (стандарты) и берет на себя ответственность за экономическое обеспечение равных условий, компенсирующее неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей. Например, одним из проявлений обеспечения государством равенства данного типа выступает дискриминация отдельных успешных социальных групп в пользу менее эффективных – обязательства по приему на работу инвалидов, женщин, афроамериканцев и пр. Принцип политкорректности при приеме на работу и увольнении в погоне за обеспечением равенства условий, будучи доведенным до своего логического абсолюта, в некоторых странах стал ярким примером неравенства.

Равенство условий, ставшее в современном обществе важным элементом демократии и социальным правом, оформилось в понятие «равноправие», в настоящее время официально фиксирующее признание государством законодательно закрепленного права людей на равенство условий достижения определенных социальных стандартов и ответственность государства за это.

На этом уровне развития равенства для его реализации требуются государство и его поддержка, а, с другой стороны, государство приобретает новую функцию, за счет чего повышает свое значение для отдельного человека. Возможно и обратное заключение – если в стране не реализуется принцип равенства условий, то такое государство не является социальным. Данный критерий особенно важен для разделения на социальные и несоциальные современные государства, абсолютное большинство которых имеют достаточно широкий набор социальных функций.

Существенные изменения с течением времени претерпели и представления о справедливости. Будучи фундаментальным понятием этики и политической философии, справедливость отражает исторически меняющиеся представления об отношениях между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т. п.

Основой понимания справедливости, начиная с Аристотеля, является выделение двух ее типов – коммутативной и распределительной.

Коммутативная справедливость заключается в формальном равенстве прав. Она основана на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам». Основную идею коммутативной справедливости выражает древний принцип lox talionis (лат. «закон равного возмездия») – «воздать каждому по заслугам», ветхозаветное «око за око» или современное «каждому по труду».

В социальной политике коммутативная справедливость реализуется в механизмах индивидуального страхования, когда выплата пособий рассматривается как возмещение взносов, в предоставлении дополнительных социальных благ за услуги – например, социальная поддержка участников военных конфликтов, ветеранов и т. п. и оплата труда в соответствии с его сложностью и тяжестью.

Особое значение в социальной политике занимает распределительная справедливость, ставшая философской категорией, непосредственно связанной с идеей равенства. Наиболее известный современный исследователь в этой области Дж. Ролз, определяя распределительную справедливость, писал, что все социальные ценности – свобода и возможности, доход и состояние, основание чувства собственного достоинства – должны распределяться поровну, а исключением должны стать те случаи, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется к всеобщей выгоде.

Распределительная справедливость направлена на обеспечение реального равенства, прежде всего экономического, и предполагает перераспределение благ между богатыми и бедными. В настоящее время распределительная справедливость, о которой говорил Аристотель, часто обозначается как социальная справедливость.

В отличие от коммутативной справедливости распределительная справедливость не может быть реализована без вмешательства внешней силы. Чтобы что-то кому-то дать, нужно у кого-то забрать, а для этого нужна власть. Государство берет на себя функцию реализации распределительной справедливости через насильственное перераспределение, реализуя справедливость как естественное право человека на удовлетворение своих социальных потребностей в приемлемом уровне жизни, социальной защите и минимальных социальных благах.

Представление о социальной (распределительной) справедливости как о социальном праве, об общественном перераспределении благ как механизме реализации данных прав привело Джона Ролза в его «Теории справедливости» (1971) к обоснованию идеи государства всеобщего благоденствия. Действительно, социальная справедливость лежит в основе государства всеобщего благоденствия, а это означает, что вся разнообразная критика государства всеобщего благоденствия в равной степени относится и к критике категории распределительной справедливости как источнику определенной социальной политики. По сути современные тенденции модернизации социальной политики во многих странах, отказ от идеи государства всеобщего благоденствия, переход к либеральному социальному государству есть победа коммутативной справедливости, противопоставляемой распределительной справедливости.

В свою очередь, идеи коммутативной справедливости приходят в противоречие с принципом равенства. Природные различия людей, порождающие исходное неравенство, не могут быть полностью компенсированы равенством возможностей. Стремясь «воздать каждому по заслугам его», коммутативная справедливость усугубляет природное неравенство людей, которое не может быть нивелировано в полной мере ни равенством возможностей, ни равенством условий.

Конфликт между двумя видами справедливости, за каждым из которых «своя правда», не может быть разрешен в этической плоскости и в практической жизни требует гибкого сосуществования коммутативной и распределительной справедливости в рамках государственной социальной политики.

Неразрешимость проблемы справедливости в теоретическом плане (что именно справедливо – нельзя определить априори) была показана еще Аристотелем. Он первый выдвинул положение, что решение проблемы справедливости всегда связано с конкретным опытом и лежит в практической плоскости.

В этом случае государство берет на себя функцию реализации различных видов справедливости. И эту функцию может взять на себя только государство, ставящее своей задачей достижение социальных целей и выполняющее социальные функции, т. е. социальное государство.

Таким образом, через социальное государство реализуется как естественное социальное право распределительная справедливость и происходит разрешение конфликтов в обществе, порождаемых противоречиями между коммутативной и распределительной справедливостью.

В форме естественных социальных прав распределительная справедливость тесно смыкается с принципом солидарности.

Принцип солидарности, базирующийся на взаимозависимости всех членов общества и органической связи людей в процессе взаимодействия, представляет собой механизм социальной интеракции, проявляющийся во взаимопомощи. Принцип обязательного взаимного вспомоществования, понимаемый как инструмент справедливости, и был заложен в основу при формировании системы социального страхования.

Реализация принципа солидарности на практике, начиная с Французской революции, сразу столкнулась с его антиподом – принципом личной ответственности. Дальнейшее развитие обоих принципов обусловило противостояние либеральной и социальной идей, порождая их взаимоограничение.

Индустриализация и развитие рыночных отношений привели к преобладанию либеральных принципов, следствием чего стало доминирование идей личной ответственности. Компромиссом между идеей личной ответственности и необходимостью социальной защиты стало социальное страхование, которое соответствует и принципу солидарности и индивидуальной ответственности за свою жизнь. Эффективность социального страхования как универсального механизма социальной защиты обязана именно тому, что в социальном страховании снимаются изначальные противоречия индивидуального и общественного начал.

Дальнейшее развитие индустриального общества и переход его в постиндустриальное привели к росту социальных рисков, не зависящих от человека, – нищета, безработица, экономические кризисы и дефолты, мировое разделение труда и т. п. Если понятие «бедняк» обозначало состояние отдельного человека, то бедность (пауперизм) была уже массовым социальным явлением.

В этих условиях солидарность становится главным источником социальной защиты, абсолютизирует принцип солидарного социального страхования и в ходе дальнейшего нарастания независимых социальных рисков подменяет страховой принцип возмещением ущерба через социальный налог.

Нарастающее в современных условиях противопоставление солидарности и страхования связано и с увеличением доли лиц, не являющихся плательщиками взносов, но получающих социальную поддержку, т. е. не происходит разделения ответственности.

В этих условиях принцип солидарности становится асимметричным. Получателям социальных пенсий, никогда не платившим взносов в пенсионный фонд, оказывается помощь, пожертвование со стороны плательщиков. Остается открытым вопрос: насколько с этим согласны сами плательщики? В данном случае мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда государство как власть берет на себя функцию перераспределения в целях реализации принципа всеобщей доступности социальной защиты. В этом случае в социальном государстве происходит подмена принципа солидарности граждан принципом солидарности государства и индивида. Эта солидарность реализует естественное право человека на социальную помощь, которое иначе как государством удовлетворена быть не может. То есть как в случае с распределительной справедливостью, социальное государство берет на себя функцию опосредующего звена солидарности, выступает как механизм компенсации объективного неравенства.

Солидарность как вид социальных прав связана и с понятием долга по отношению к отдельным людям со стороны общества. Например, данное явление сформировалось впервые в 1792 г. во Франции как помощь семьям защитников родины, в дальнейшем эта обязанность общества, симметричная праву гражданина на получение признания за выполнение им общественного долга, стала основой политики государственного вспомоществования без привязки к реальным потребностям людей. Этот тип солидарности также связан с солидарностью гражданина и государства и по сути является политической, а не социальной солидарностью. Проблема состоит в том, что смешивание, а не разделение двух типов отношений солидарности гражданин – общество (другие граждане) и гражданин – государство (власть) порождает конфликт между обществом и властью, что разрушает основы солидарности как принципа.

В качестве солидарных прав в некоторых странах выступают и гражданские права. В первую очередь это относится к нормам гражданского права по возмещению убытков.

В отличие от собственно социальных прав, вытекающих из законов жизни в обществе, право на возмещение убытков основано на философии индивидуализма. Поэтому распространение данной модели тесно связано с уровнем либерализма в конкретной стране и получило наибольшее распространение в США.

Центральной фигурой при возмещении ущерба является жертва (виктим). Исходя из принципа коммутативной справедливости, жертве возмещают нанесенные ей убытки и тем самым стремятся достичь справедливого распределения. Только добившись признания себя жертвой, человек приобретает социальные права и может претендовать на компенсацию.

По своей сути понятия «жертва» и «компенсация» относятся к гражданскому праву и выводятся из понятия «ответственность».

В условиях применения данного принципа (который в специальной литературе может обозначаться как принцип виктимизации) критерием предоставления социальной помощи является признание за определенным меньшинством статуса жертвы, за которым следует предоставление бюджетных трансфертов. Типичным примером реализации этого принципа в социальной политике Российской Федерации являются социальные выплаты участникам чернобыльской аварии. Основанием получения статуса жертвы могут являться не только события в настоящем, но и события в прошлом. Примером может служить предоставление льгот жертвам политических репрессий или малолетним узникам фашизма.

  • 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  • 2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35 ст. 4135
  • 3. Федеральный закон от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686
  • 4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
  • 5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3394
  • 6. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 42 ст. 5360
  • 7. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975
  • 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  • 9. Агешкина Н.А. Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсациям / Н.А. Агешкина. - М.: Феникс, 2016. - 345 с.
  • 10. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов / Т.Л. Адриановская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 840 с.
  • 11. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС / В.В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №11. - с.70-77.
  • 12. Ахинов Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 13. Воронина Н.А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
  • 14. Галаганов В. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В. Галаганов. - М.: Кнорус, 2012. - 160 с.
  • 15. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Григорьев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 653 с.
  • 16. Губерная Г.К. О значении социальной составляющей рыночных реформ / Г.К. Губерная, А.П. Ткаченко // Рыночное реформирование управления экономикой: сб. науч. трудов ДонГАУ. Донецк, 2008. -- т. І, -- Вып. 1, Серия "Экономика". -- с. 119--131.
  • 17. Капицын В.М., Мокшин В.К. Политология / В.М. Капицын, В.К. Мокшин. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 596 с.
  • 18. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Опыт философского исследования / Л.Н. Кочеткова. - М.: Либроком, 2013. - 160 с.
  • 19. Кричинский П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с. - (Высшее образование:Бакалавриат).
  • 20. Лыгина М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной политики государства / М. А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. - № 1(14), 2014. - с. 67-71.
  • 21. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономика. - 2015. - №5. - с.5-12.
  • 22. Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и зарубежных стран: сравнительный анализ / Е.Ш. Мусалимов // Молодой ученый. -- 2015. -- №4. -- с. 401-403.
  • 23. Мусина-Мазнова Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.
  • 24. Нигматуллина Г.Р., Саитов Р.И. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации: монография / Г.Р. Нигматуллина. -- Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. -- 116 с.
  • 25. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с. - (Научная мысль; Страхование).
  • 26. Основы социальной политики: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
  • 27. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 536 с.
  • 28. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский; изд. 2-е, перераб. и доп. M.: Логос, 2011. -- 296 с.
  • 29. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов / Е.Н. Приступа. - М.: ФОРУМ, 2015 - 231 с.
  • 30. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики / А.А. Разумов // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. - 2015. - №11. - c. 11-15.
  • 31. Сергеева Е. А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е. А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - №4. - с. 44. - c. 13-19.
  • 32. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика / О.А. Снежко. - М.: Издатель - Инфра-М, Серия - Научная мысль, 2014. - 311 с.
  • 33. Соколова М.С. Основы социальной политики: учебно-методический комплекс для бакалавров / М.С. Соколова, О.В. Ящерицына. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2011. -- 311 с.
  • 34. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Несерийное издание / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2015. - 371 с.
  • 35. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - М.: Кнорус, 2015. - 720 с.
  • 36. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 37. Холостова Е.И. Категории, закономерности и принципы социальной работы / Е. И. Холостова // Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2013. - с. 44-45.
  • 38. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф.И. Шариков. - М.: Издательство: Дашков и К, 2013. - 314 с.
  • 39. Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / О. Шкаратан. - М.: ГУВШЭ, 2013. - 156 с.
  • 40. Шутов В.С. Социальная политика в контексте политической модернизации России / В.С. Шутов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - Выпуск. - № 1. - 2014. - c. 7-12.
  • 41. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru
  • Теги: Учебное пособие

С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика»

Издательский дом ГУ ВШЭ

Москва 2004

Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России")

Подготовлено при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"

Сертифицирована Независимым комитетом по сертификации учебных материалов как базовое пособие для подготовки специалистов по социологии

Рецензенты

доктор экономических наук Э.Б. Гилинская

доктор экономических наук В.М. Жеребий

кандидат экономических наук М.В. Москвина

Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с. - (Учебники Высшей школы экономики).

Учебное пособие посвящено концептуальным и практическим вопросам современной социальной политики. В нем рассматриваются теоретические основы формирования и реализации социальной политики, ее история, основные модели, особенности социальной политики в переходной экономике. Специальное внимание уделяется таким вопросам, как социальные последствия экономических решений; социальная защита населения; государственная политика на рынке труда; финансирование социальной политики и др. К каждой главе пособия приводятся контрольные вопросы и рекомендуемые авторами дополнительные формы освоения учебного материала (деловые игры, практические задания и т.п.).

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей социально-экономических, гуманитарных, политико-правовых дисциплин, а также для всех интересующихся социальной политикой и социальной историей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

1.1. Общество и его структура

1.1.1. Мы и общество

1.1.2. Гетерогенность и гомогенность общества

1.1.3. Перераспределение доходов в домохозяйствах

1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе

1.2.1. Социальная стабильность

1.2.2. Взаимная социальная ответственность

1.3. Социальная политика

1.3.1. Определение социальной политики

1.3.2. Широкое и узкое понимание социальной политики

1.3.3. Субъекты и объекты социальной политики

1.3.4. Два подхода к социальной политике

1.4. Задачи курса "Социальная политика"

1.4.1. Что изучает курс социальной политики

1.4.2. Учебная литература по социальной политике

1.4.3. Некоторые особенности нашей книги

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Основные понятия и предметное поле социальной политики

2.1.1. Терминология в социальной политике

2.1.2. Социальная стратегия

2.1.3. Предметное поле социальной политики

2.1.4. Какие решения принимаются в предметном поле социальной политики

2.2. Ограничения социальной политики

2.2.1. Виды ограничений в социальной политике

2.2.2. Участие и ограничения субъектов социальной политики

2.3. Механизмы социальной политики

2.3.1. Правовое обеспечение социальной политики

2.3.2. Финансовый механизм социальной политики

2.3.3. Налоговые рычаги и стимулы социальной политики

2.3.4. Административный ресурс в социальной политике

2.3.5. Политические методы в социальной политике

2.4. Эффективность социальной политики

2.4.1. Экономическая и социальная эффективность, экономический и социальный эффект социальной политики

2.4.2. Группировка направлений социальной политики по их эффективности

2.4.3. Способы разрешения противоречий между экономической и социальной политикой

2.5. Институциональная структура социальной политики

2.5.1. Общие принципы организации институтов социальной политики

2.5.2. Взаимодействие институтов социальной политики

2.6. Региональные аспекты социальной политики

2.6.1. Объективная обусловленность регионализации социальной политики

2.6.2. Элементарная типология регионов в интересах социальной политики

2.6.3. Региональные аспекты основных направлений социальной политики

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 3 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Цивилизация и социальная политика

3.1.1. Истоки социальной политики в европейской истории

3.1.2. Развитие социальной политики в XIX и XX вв. до Второй мировой войны

3.2. Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики и их развитие в социальной мысли прошлых веков

3.2.1 От Платона до наших дней

3.2.2 Античность. Платон "Государство"

3.2.3 Аристотель "Политика"

3.2.4 Средние века. Никколо Макиавелли

3.2.5 Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии

3.2.6 Новое время.

3.2.7 Рационалистическое обоснование индивидуалистического государства всеобщего благосостояния в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо. Теория общественного договора и Великая французская революция

3.2.8 Развитие либерализма в социальной и экономической мысли

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 4. РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XX в.: ОПЫТ И ПОСЛЕДСТВИЯ

4.1 Основные концепции социальной политики и их развитие в XX в.

4.1.1 Социальная политика и социальная теория

4.1.2 Правовое государство

4.1.3 Гражданское общество

4.1.4 Понятие социального государства

4.1.5 Государство всеобщего благосостояния

4.2. Модели социальной политики

4.2.1 Подходы к классификации моделей социальной политики

4.2.2 Шведская модель государства всеобщего благосостояния

4.2.3 СССР и патерналистская модель социальной политики

4.2.4 Немецкая модель социального рыночного хозяйства

4.2.5 Неолиберальная модель социальной политики: англосаксонский путь

4.3 Кризис государства всеобщего благосостояния и новые вызовы социальных реформ

4.3.1 П. Розанваллон: три кризиса государства всеобщего благосостояния. Новый социальный вопрос

4.3.2 Государство всеобщего благосостояния в условиях глобальной экономики

4.3.3 К. Дойчман: будущее государства благосостояния

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

5.1. Социальная политика в странах с плановой и рыночной экономикой

5.1.1. Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами

5.1.2. Социальная политика в социалистической России

5.1.3. Социальная цена перехода к рынку

5.2. Социальная политика в странах с переходной экономикой

5.2.1. Переход к рынку и социальная политика

5.2.2. Временная ограниченность переходного периода

5.3. Стабилизация экономики и решение социальных проблем

5.3.1. Демографическая политика

5.3.2. Политика в сфере образования

5.3.3. Политика в сфере культуры

5.3.4. Политика в сфере здравоохранения

5.3.5. Политика в области физической культуры и спорта

5.3.6. Политика в области трудовых отношений и занятости населения

5.3.7. Политика в области социальной защиты населения

5.3.8. Политика в жилищно-коммунальной сфере

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

6.1. Социальная экспертиза, ее задачи и методы проведения

6.1.1. Понятие экспертизы

6.1.3. Информационная база социальной экспертизы

6.1.4. Институциональное обеспечение социальной экспертизы

6.2. Примеры социальной экспертизы

6.2.1. Оценка последствий повышения пенсионного возраста как фактор улучшения состояния пенсионной системы

6.2.2 Оценка региональной обоснованности параметров социальных реформ

6.2.3 Экспертиза результатов социальной политики

6.2.4 Экономические решения с нулевой социальной полезностью

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

7.1 Социальная защита населения - основное направление социальной политики государства

7.1.1 Социальная защита и социальная стабильность

7.1.2 Из истории социальной защиты в России

7.1.3 Основные понятия и определения

7.2 Социальные риски и социальная защита

7.2.1 От изучения рисков к концепции общества риска

7.2.2. Социальная защита в контексте теории рисков

7.3. Нуждаемость как социальная проблема

7.3.1. Понятие нуждаемости

7.3.2. Бедность как социальный индикатор. Измерение бедности

7.3.3. Черта бедности. Методы расчета

7.3.4. Механизмы определения нуждаемости в России

7.4. Организация социальной защиты населения

7.4.1. Основные направления и принципы государственной политики социальной защиты

7.4.2. Программы социальной поддержки населения

7.5. Зарубежный опыт социальной защиты: пример Канады

7.5.1. Система социального обеспечения населения в Канаде

7.5.2. Организация социальной помощи в Канаде

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

8.1. Рынок труда в России

8.1.1. История развития трудовых отношений в России (советский период)

8.1.2. Основные тенденции развития рынка труда в переходной экономике

8.1.3. Рынок труда - элемент рыночной экономики

8.2. Задачи и приоритеты государственной политики занятости

8.2.1. Цели и задачи государственной политики занятости

8.2.2. Уровни и принципы государственной политики занятости

8.2.3. Государственная служба занятости населения

8.2.4. Комплексная оценка состояния региональных экономик для определения направлений государственной политики занятости

8.3. Западные модели государственной политики на рынке труда

8.3.1. Об использовании опыта построения рынка труда в странах социально ориентированной рыночной экономики

8.3.2. Государственная политика занятости в Швеции

8.3.3. Государственная политика занятости в Финляндии

8.3.4. Государственная политика занятости в Германии

8.3.5. Роль государства всеобщего благосостояния в постиндустриальной занятости

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 9 ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

9.1. Бюджет социальной политики

9.1.1. Состав бюджета социальной политики

9.1.2. Особенности элементов бюджета социальной политики

9.2. Государственные финансовые обязательства социального характера

9.2.1 Государственные финансовые обязательства социального характера и их виды

9.2.2. Направления изменения размеров государственных финансовых обязательств социального характера

9.3. Нормативы в бюджетном процессе социальной политики

9.3.1. Обеспечение центральным правительством бюджета социальной политики в регионах

9.3.2. Финансовые нормативы в бюджете социальной политики

9.4. Определение административно-управленческих расходов на финансирование социальной политики

9.4.1. Конечные результаты деятельности государственных учреждений, выполняющих социальные функции

9.4.2. Алгоритм расчета расходов на содержание органов государственной службы занятости

Основные выводы

Контрольные вопросы и задания

Литература

Первая страница - Содержание

Страница 1 из 53 | Следующая страница

  • Теги: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудно найти тему, более "политизированную", чем социальная политика. И это понятно: любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий. По своему количеству публикации в прессе, где используется термин "социальная политика", занимают лидирующие позиции.

Между тем далеко не всегда содержание таких публикаций является квалифицированным. Социальная политика рассматривается в некоторых из них как феномен, который можно изъять из контекста конкретных условий государства и представить как следствие политических построений. Многие авторы по старинке ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Десятилетия планового социально-экономического развития укоренили представление о государстве как монопольном субъекте социальной политики, притупили интерес многих граждан бывшего СССР к возможностям вариативного решения социальных вопросов, партнерского и конкурентного участия в проведении социальной политики. Стремясь опровергнуть подобные взгляды и познакомить читателя с современным пониманием и трактовкой социальной политики, авторы подготовили данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Авторы предлагаемого учебного пособия прежде всего стремились сформировать у читателя концептуальное представление о социальной политике как социальной доктрине, направлении внутренней политической деятельности государства, области развития социальной теории. В учебном пособии ключевыми являются положения, связанные с теоретическим осмыслением вопросов социальной политики, исторической эволюцией взглядов общества на социальную политику, оценкой последствий социальных реформ и социальной экспертизой экономических решений.

Учебное пособие ориентировано в первую очередь на российского читателя: студента, аспиранта, преподавателя. Поэтому исторические и теоретические главы сопровождаются значительным иллюстративным материалом, который в большей степени представлен примерами из области социального реформирования в России в конце XX - начале XXI вв. Такие примеры тщательно отбирались авторами из числа многих возможных по принципу наиболее яркого раскрытия конкретных теоретических и методических положений. Учитывая то, что книга является учебным пособием, а не научной монографией, в ней использовались данные официальной государственной или ведомственной статистической отчетности, имеющиеся в открытом доступе.

Авторы не ставили перед собой задачу рассмотреть в деталях все специальные направления социальной политики, учитывая широту их спектра, а также и то, что это задача в значительной степени уже решена авторами вышедших ранее учебников и учебных пособий. Отдельные направления социальной политики представлены в этой книге такими областями, как социальная защита населения, государственная политика занятости и финансирование (бюджет) социальной политики. Выбор этих направлений обусловлен их концептуальной значимостью. Примеры из области жилищно-коммунального хозяйства, социального страхования и других отраслей социальной сферы привлекаются прежде всего для подтверждения теоретических положений социальной политики. Желающим подробно ознакомиться с отдельными функциональными вопросами социальной политики мы рекомендуем обратиться к соответствующим «отраслевым» учебникам.

Авторы искренне признательны всем коллегам, благодаря которым издание учебного пособия "Социальная политика" стало возможным. В их числе: заведующий кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ ВШЭ доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.И. Шкаратан, директор Издательского дома ГУ ВШЭ кандидат экономических наук Е.А. Иванова, главный редактор Издательского дома ГУ ВШЭ Е.А. Рязанцева и другие уважаемые нами коллеги. Особая благодарность - Национальному фонду подготовки кадров, предоставившему грант на написание данного учебного пособия.

Основы социальной политики: учебник

Под редакцией В.И. Жукова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве базового учебника для студентов высших учебных заведений


по курсу «Основы социальной политики» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова


«РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА».


Редакционный совет:

Т.А. Голикова, Ю.В. Герций, О.Ю. Голодец, В.Я. Дорошенко, С.В. Иванец, А.К. Исаев, И.И. Калина, В.И. Лагункина, А.А. Левитская, С.Ю. Орлова, В.А. Петросян, О.В. Самарина


академик РАН В.И. Жуков (руководитель); д-р пс. н., проф. Л.Г. Лаптев; д-р филос. н., проф. Г.И. Авцинова; д-р эк. н., проф. А.Б. Берендеева; д-р мед. н., проф. Ю.А. Блинков; канд. ист. н., доцент М.В. Брянцева; д-р эк. н., проф. Н.А. Волгин; д-р эк. н., проф. Ю.П. Воронин; канд. соц. н. Ю.В. Герций; д-р ист. н., проф. Р.Г. Гостев; д-р ист. н., проф. С.Р. Гостева; д-р ист. н., проф. Т.А. Дубровская; академик РАЕН, д-р эк. н., проф. С.В. Калашников; д-р эк. н., проф. Н.А. Карнаухова; канд. филос. н., доцент С.И. Косов; д-р филос. н., доцент Л.Н. Кочеткова; канд. пс. н. И.Л. Лаптева; д-р соц. н., проф. М.Л. Малышев; д-р полит, н., проф. М.Ю. Мартынова; д-р полит, н., проф. О.А. Нестерчук; д-р соц. н., доцент К.Н. Новикова; д-р филос. н., проф. В.И. Патрушев; д-р ист. н., проф. Г.Г. Провадкин; д-р полит, н., проф. И.С. Савченко; д-р ист. н., проф. Е.Н. Тарасов; д-р пед. н., проф. Л.В. Федякина; д-р пед. н., проф. В.А. Фокин; д-р соц. н., проф. Н.П. Щукина; канд. полит, н., доцент В.В. Юдаев.


Рецензенты:

Г.В. Осипов – академик РАН

А.А. Деркач – академик РАО

П.Д. Павленок – доктор социологических наук, профессор

Предисловие

Учебник «Основы социальной работы» занимает особое место среди базовых учебников по социальной работе. Он во многом раскрывает мировоззренческую компоненту научной школы «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика», которую мне, как академику Российской академии наук, Председателю Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы и ректору-основателю Российского государственного социального университета, выпала высокая честь возглавлять. В рамках научной школы анализируются современные достижения социальной науки, инновационная стратегия и практика подготовки конкурентоспособных специалистов для социальной сферы и их эффективной самореализации в избранной сфере труда.

В данном контексте представляется актуальным понимание того, что развивающиеся в мире глобальные процессы нельзя рассматривать как феномен новейшего времени. Поступательное развитие человечества характеризуется расширением и углублением связей между различными территориями, регионами и странами. Глобальные процессы как явление не относятся к числу новых и оригинальных. Принципы всеобщей связи и взаимодействия по своей сути глобальны и действуют во всех сферах жизни общества, выходя далеко за рамки национальных границ, этнических, географических и других различий. По мере развития производства, торговли, транспорта, открытия новых земель, сфер социальной практики и знаний, технология реализации жизненно важных интересов стран и народов вынуждала их двигаться не только «самобытным путем», но и искать свое место в общем магистральном движении человечества.

В глобальной системе социальных координат положение Человека определяется тремя параметрами: отношением к средствам существования, среде обитания и к себе подобным. По каждому из этих направлений продвижение к социальной гармонии становится все более проблематичным. Имущественная дифференциация и вытекающее из этого социальное неравенство характерны как для отдельных стран, так и для всей цивилизации. Между Человеком и Природой нет ни признаков гармонии, ни стремления «человека разумного» с благодарностью относиться к среде обитания. Еще большим дискомфортом отличается отношение субъектов цивилизации друг к другу. Сказать, какое расстояние отделяет, например, «войну карикатур» от «войны цивилизаций», в настоящее время вряд ли кто-нибудь сможет.

В XXI веке глобальный характер приобрели и достоинства, и недостатки. С одной стороны, создается единое информационное пространство, мировые сообщества, с другой – глобальным явлением становится терроризм, масштабные взрывоопасные потрясения, подобные «цветным революциям» или ближневосточным «демократическим цунами». Всемирными стали и торговля, и теневая экономика. Количество тех, кто платит налоги, не больше, а меньше тех, кто от них уклоняется. Солидарны правоохранительные системы мира, но Интерпол – не сильнее международной мафии, преступных синдикатов, наркобаронов, создавших сеть глобального наркобизнеса. Лавина прогресса создала не меньшую лавину проблем. Так, глобальная информация порождает масштабную дезинформацию; континентальные демографические взрывы влекут за собой гигантскую и бесконтрольную миграцию; новейшие технологии превращают квалифицированных рабочих в армию социальных изгоев.

Мировое сообщество – это пространство, заполненное достаточно острыми и не имеющими общепризнанных механизмов разрешения противоречий. Главное из них – несоответствие между колоссальными изменениями в мировом сообществе и традиционными нормами поведения отдельных стран, прежде всего тех, кто претендует на лидерство. Существовавшее юридическое равноправие наций уже не обеспечивает национальный суверенитет всех субъектов международного права.

Одно из настораживающих важнейших противоречий глобального развития – несоответствие между возросшей степенью взаимозависимости элементов миропорядка и нарастанием воздействия на эту зависимость дестабилизирующих факторов. В ситуации, когда это противоречие решается силовым способом, провоцируется ответная реакция в различных формах, в том числе в виде террористических атак. Острые противоречия между странами, военно-политическими и другими союзами дополняются масштабными внутренними кризисами, затруднениями, конфликтами, формирующимися на полюсах нищеты и роскоши, расовой ненавистью и религиозной неприязнью, демографическими взрывами и депопуляцией населения во многих странах.

Гражданское общество как основной результат демократизации государственного управления и общественной жизни измеряется национально-государственными параметрами. Глобализация международной жизни, реальная практика и способы достижения глобальных целей существенно влияют на внутреннее развитие любой без исключения современной страны. С одной стороны, глобализм размывает национально-государственное устройство, культуру, ценности и порождает еще одно противоречие – несоответствие национально-государственных параметров интересам транснациональных корпораций. С другой стороны, глобализм возрождает противостояние демократии и авторитаризма и обусловливает потребность конкретной страны в гармонизации отношений с другими странами и народами.

С учетом геополитических и геосоциальных потребностей, состояния и особенностей внутреннего развития России в настоящее время в числе национальных приоритетных интересов выдвигается на особое место разработка и реализация новой системы социальной политики, реализация которой позволит поднять национальный человеческий фактор на уровень современного вызова и потребностей человека и общества. Социальная политика в России в целом и на уровне региона, муниципального образования может быть эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода. В качестве критерия конкурентоспособности социальной политики может выступать устойчивость социальной системы всего российского общества, удовлетворяющая жизненные потребности конкретного человека. Важная роль в реализации социальной политики отводится органам управления, которые должны учитывать и удовлетворять социально-экономические потребности всего общества, конкретной территории, конкретного человека.

Основой социальной политики является деятельность по развитию социальной инфраструктуры и социальной структуры, обеспечению условий жизнедеятельности человека и общества. От ресурсного потенциала социальной сферы во многом зависит целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы отводится органам законодательной и исполнительной власти, которые призваны обеспечивать баланс интересов различных социальных групп и слоев общества, гармонизировать интересы власти, бизнеса и местного сообщества, не допускать и устранять возникающие социальные деформации, стремиться к социальной стабильности во всех регионах России.

Что еще почитать