Урок в 3 кл наши ближайшие соседи. План-конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"3 класс. Сухопутная граница с Европой


Государственные границы- Это линии раздела между территориями государств. Россия имеет сухопутные границы со странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Морскими соседями России являются Япония и США.




На севере Европы есть большой полуостров, напоминает тигра. Это Скандинавский полуостров. На нем расположены страны Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А левее, на большом острове, расположена страна Исландия. Это Скандинавские страны. На севере Европы








Швеция- это королевство. Столица- Стокгольм (он расположен на 14 островах, соединенных мостами). 200 лет не участвует в войнах. Музей корабля «ВАСА» (333 года под водой). Астрид Линдгрен – написала о Малыше и Карлсоне. Родина шведской гимнастической стенки.






Финляндия- морская страна. Берега Финляндии омывают Ботнический и Финский заливы Балтийского моря. Ее называют: «страна тысячи озер» или «страна болот». Столица –Хельсинки. Глава государства- президент. В Лапландии (северная часть страны) живет народ саами, разводят оленей. В Лапландии живет Дед Мороз. Денежная единица- финляндская марка.













Проверь себя! 1.Какие страны расположены на севере Европы? 2.Что такое фьорды и где их можно увидеть? 3.В какой стране есть музей одного- единственного корабля? 4.Какая страна знаменита своими озерами и аквапарками? 5.Какое государство занимает отдельный остров и отапливает дома горячей водой из гейзеров? 6.В какой стране и в каком городе вас встречает героиня сказки? 7.В какой стране и в каком городе жили Малыш и Карлсон? 8.Какой стране принадлежит самый большой в мире остров и как он называется?


Ответы: 1.Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. 2.Узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами. 3. В Швеции. 4.Финляндия. 5.Исландия. 6.Страна- Дания, город- Копенгаген. 7.Страна Швеция, город- Стокгольм. 8.Остров Гренландия принадлежит Дании.

Начнем наше путешествие по карте. (Учитель показывает на доске карту)

Страны Прибалтики:

Проследите на карте России границу. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории на западе отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.

Но начнем знакомство мы с самой северной страны, имеющей сухопутную границу с Россией. Ей является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

  • Найдите и покажите их на карте.
  • Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
  • Назовите из столицы.
  • Какая из трёх стран граничит только с Калининградской областью России?
  • Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
  • Назовите её столицу.
  • Прочитайте в учебники текст с. 100-101.
  • Назовите самую северную, имеющую сухопутную границу с Россией?
  • Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?

Норвегия- государство в Северной Европе. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr - «путь на север».

Форма правления -монархия. Король - Харальд V , премьер-министр - Эрна Солберг . Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов.

В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира». А с 2011 по 2014 годы американский фонд «Fund for Peace» оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира» .

Латвия: Население по оценочным данным на 1 марта 2015 года составляет 1 985 600 человек.

Территория - 64 589 км². Занимает 147 место по численности населения.

Литва- государство , географически расположенное в Северной Европе . Столица Литвы - Вильнюс .

Расположена на восточном побережье Балтийского моря .Член ООН с 1991 года , ЕС и НАТО - с 2004 года .

Белоруссия и Украина:

В какие страны мы попадём продвигаясь по границе?

Назовите столицы этих государств.

Украина: Население по данным государственной службы статистики Украины на 1 февраля 2015 года - 42 741 248 постоянных жителей. Занимает31 место по численности населения. Столица - Киев . Государственный язык - украинский .

Украина - унитарное государство и парламентско-президентская республика . В июне 2014 года пост президента занял Пётр Порошенко .

Белоруссия. Население, по оценке на 1 октября 2014 года , составляет 9,4751 млн человек. Площадь страны - 207 599 км². Государственные языки - белорусский и русский . Столица - Минск . Является членом-учредителем ООН, СНГ.

В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите его на карте.

Назовите столицу Казахстана.

В какую страну мы попадём из Казахстана если будем двигаться дальше по границе?

Назовите столицу Монголии.

Назовите государство в котором живёт больше людей чем в другой стране мира. Найдите его на карте.

Назовите столицу Китая.

Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?

Морские соседи:

Прочитайте текст на с.102-104.

Какие государства можно назвать «морскими соседями»? Нашей страны? Где они расположены?

Покажите их на карте.

Япония - развитая страна с очень высоким уровнем жизни. В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 года, и один из самых низких уровней младенческой смерти.

Япония входит в число стран-членов «Большой восьмёрки», а также регулярно избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях. Высшая точка Японии - вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое в мире. Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур с населением более 30 миллионов человек.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками)

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: иллюстративный материал к уроку – презентация PowerPoint (Windows 7, MS PowerPoint 2007).

Текст работы: Конспект урока по программе УМК “Школа России” (в соответствии ФГОС).

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
  2. Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
  3. Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
  4. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.

Метапредметные

Коммуникативные :

  • навыки делового партнёрского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные :

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные :

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные : формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, политическая карта, модель политической карты, выполненная в виде пазла из пенопласта для сбора карты на магнитной доске, компьютеры, энциклопедии, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу

Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок.

2. Введение в тему урока

Любите ли вы путешествовать?

На чём вы предпочитаете путешествовать?

Чем можно заниматься во время путешествия? (Можно ли во время путешествия знакомиться с новыми людьми?)

Что необходимо путешественнику?

Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Обязательно выслушать предположения обучающихся).

Слайд 1, слайд 2

3. Повторение, актуализация знаний.

Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?

Дети : - Чтобы узнать достопримечательности нового места.

Может ли нам пригодится атлас мира?

Дети : - Конечно, он поможет узнать страну.

Нужен ли нам разговорник?

Дети : - Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.

Тем самым расположить к себе местное население.

Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?

Дети : - Чтобы запечатлеть понравившиеся места.

Нужна ли нам медицинская аптечка?

Дети : - Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.

Для чего нам нужен компас?

Дети : - Компас поможет ориентироваться на местности.

Какие стороны горизонта вы знаете?

Слайд 9

4. Изучение нового материала.

Наше путешествие начинается.

Слайд 10, 11

Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?

Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?

Дети : - Давайте отправимся в путешествие из России.

Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?

Дети : - Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.

Какая карта может помочь?

Тема урока – “Наши ближайшие соседи”

Слайд 14

Физминутка

(Под музыку “Песенка туриста” (см. в презентации) выполняется комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)

Столица России (Российской Федерации) – город Москва.

У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией с юга и юго-востока. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией (см. приложение 1)

Давайте назовём государства в порядке уменьшения площади, которую они занимают.

(Можно пригласить к доске детей, чтобы они прикрепляли части пазла).

Дети : - Китай.

Китай– столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.

Дети : - Казахстан.

Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.

Дети : - Монголия.

Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.

Дети : - Северная Корея.

Северная Корея илиКНДР – столица Пхеньян.

Всех ли ближайших соседей мы назвали.

Слайд 15, 16

Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт №2 (см. приложение 2).

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Используя материал учебника, учащиеся называют страны. Учитель продолжает “собирать” на доске магнитный пазл, привлекая по желанию детей.

Дети : - Финляндия.

Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.

Дети : - Норвегия.

Норвегия – столица Осло.

Дети : - Эстония, Латвия, Литва.

Страны Прибалтики:

Эстония – столица Таллинн

Латвия – столица Рига

Литва– столица Вильнюс

Дети : - Польша.

Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.

Дети : - Белоруссия.

Белоруссия – столица Минск.

Дети : - Украина.

Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.

Дети : - Абхазия.

Абхазия – столица Сухум.

Дети : - Южная Осетия.

Южная Осетия – столица Цхинвал.

Дети : - Грузия.

Грузия - столица Тбилиси.

Дети : - Азербайджан.

Азербайджан – столица Баку.

Проверьте, правильно ли вы распределили страны по группам.

Мне кажется, мы назвали все государства, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.

Чем похожи государства, которые мы назвали?

Дети : - Имеют сухопутные границы.

Какие государства не входят в эту группу? Чем они отличаются от тех государств, которые мы назвали ранее?

Дети : - Имеют только морские границы.

Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.

Дети : - Япония.

Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

Дети : - Соединённые Штаты Америки.

Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

У нас на доске сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической .

5. Закрепление нового материала.

Давайте вспомним все страны, которые являются ближайшими соседями России. Будьте внимательны.

Слайды 21, 22, 23, 24

Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?

Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?

Какие отношения надо поддерживать с соседями?

Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.

Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!

Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы должны отгадать по предложенным слайдам, какое это государство.

Слайды 26,27,28

Можно задать следующие вопросы:

Где вас так встретят?

Что можете услышать?

Как надо относиться к национальному языку?

Где можно найти сведения о стране – ближайшем соседе России?

Обратить внимание детей на выставку энциклопедий.

Я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, задание. Я предлагаю вам самим составить страницу энциклопедии.

Что можно разместить на странице энциклопедии?

  • Название
  • Столица
  • Флаг, герб
  • Традиции народа
  • Национальный язык
  • Национальный костюм
  • Национальное творчество
  • Достопримечательности

Работая в парах и используя имеющиеся энциклопедии, Интернет-ресурсы, вы должны составить энциклопедическую статью о государстве, которое вам наиболее интересно. Из созданных страниц мы создадим “классную” энциклопедию.

Учащиеся выполняют задание, после проходит выставка созданных страниц классной энциклопедии.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;

2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями.

7. Итог урока.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

8. Используемая литература.

  1. А.А.Плешаков “Окружающий мир” учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2012
  2. А.А.Плешаков “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2013.

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

Урок 58 21.04.16 г.

Тема: Наши ближайшие соседи

Цель: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.

Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Оборудование : политическая карта мира; проектор, презентация, видеофильмы о странах - соседях России.

Ход урока

I. Организационный момент

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

- Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.

    Самоопределение к деятельности

Беседа

- Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой? (Соседями)

- Кого мы еще на з ываем соседом?

- А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)

-Сегодня на уроке будем говорить о странах - соседях России.

- Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом .)

- Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами - физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств. )

Кто покажет на карте границу России?

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.

Просмотр видео о странах - соседях России

III. Работа по теме урока

1. Путешествие. Работа с картой.

По ходу путешествия по карте заполняется табличка в рабочей тетради с. 63, маршрутный лист (Приложение №1), а учащимися-экскурсоводами рассказываются интересные факты о странах (Приложение №2)

Страны Прибалтики

Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

- Найдите и покажите их на карте.

- Назовите столицы эти государств.

- Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.

( Эстония, Латвия, Литва .)

- Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс .)

- Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва .)

- Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша. )

- Назовите ее столицу. (Варшава .)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Прибалтийских странах.)

- Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. (Норвегия .)

- Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Финляндия .)

Белоруссия и Украина

- В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину .)

- Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев .)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Белоруссии и Украине.)

Южные и юго-восточные соседи

- Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ . Абхазия - Сухум, Южная Осетия - Цхинвал, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан- Батор, Китай - Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, - Пхеньян.)

- Какие страны располагаются между Черным и Каспийским мерями? Найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан .)

- В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан .)

- Назовите столицу Казахстана. (Астана. )

- В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)

- Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор .)

- Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай .)

- Назовите столицу Китая. (Пекин .)

- Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей. )

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о южных и юго-восточных странах-соседях.)

«Морские соседи»

- Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?

- Покажите их на карте. (Япония, США.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о странах. Ученик готовит устное сообщение о Японии и выступает с ним (см. дополнительный материал к уроку).)

2. Проверка таблицы в рабочей тетради стр. 63

Ответ . Норвегия - Осло, Финляндия - Хельсинки, Эстония - Таллин, Латвия - Рига, Литва - Вильнюс, Польша - Варшава, Белоруссия - Минск, Украина - Киев, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан-Батор, Китай - Пекин, Северная Корея - Пхеньян.

    Музыкальная физкультминутка «Мы попрыгаем»

    Закрепление изученного материала

1. Игра «Покажи страну»

Учитель называет страну-соседа, а учащиеся по цепочке находят ее на карте и показывают остальным.

2. 3адание по карточке «Лишние страны»

- Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

- Какие результаты вы получили?

3. Самостоятельная работа тетрадь с.62 №1

Пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

    Рефлексия

Беседа

- Что нового вы узнали?

- Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?

VII. Подведение итогов урока

- В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

VIII. Оценивание

2. Упражнение «Смайлик»

- Ребята, покажите с помощью смайликов, которые лежат у вас на парте, как вы поработали на уроке.

- Молодцы, большинство из вас довольно своей работой. Вы сегодня действительно хорошо потрудились, правда хотелось бы чтоб поактивней были… . Оценки я вам сообщу после проверки самостоятельной работы.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 3,4 (с. 64-65).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о стране северной Европы.

Приложение №1

Наши ближайшие соседи

Приложение №2

Эстония – столица Таллинн. Обычный эстонский ландшафт - луга и леса, озера и реки, топи и заводи, острова и болота. В Эстонии сохранились представители

растений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы.

Латвия – столица Рига. В Латвии самый широкий водопад в Европе - Вентас румба. На территории Латвии 2000 озер и почти 126.000 ручьев и рек. Первая портативная мини-видеокамера была изобретена латышом Вальтером Заппом в 1937 г.

Литва – столица Вильнюс. В Литве растет один из самых старейших дубов Европы. Считается, что дереву около 2000 лет, его ствол с трудом могут обхватить восемь человек. Вильнюсский университет в Литве основан в 1579 г. В 1836 г. в Клайпеде (Литва) в течение сезона дирижировал Рихард Вагнер.

Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

Белоруссия – столица Минск. Само название Беларусь произошло от двух слов? Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в. Оказывается, прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. Дед Зюзя - бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком.

Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство. На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье. Его возраст 14-15 млн лет, оно построено из костей мамонта. Там же найдена самая древняя карта на мамонтовой кости.

Абхазия – столица Сухум. Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу - густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей. В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всего мира. Озеро Рица насыщенного голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.

Южная Осетия – столица Цхинвал. Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января +4 °С. Основной продукцией производства являются фрукты - яблоки и груши.

Грузия - столица Тбилиси. В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. Обычно в Грузии поют мужчины, исполняя песню на три голоса. Минеральную воду «Боржоми» разливают из того же источника, что и в 1890 г. Знамя Победы над Рейхстагом водрузил грузин М. Кантария.

Азербайджан – столица Баку. Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти. На территории Азербайджана есть село Чардахлы, в котором родились семь Героев Советского Союза, два маршала и 12 генералов.

. Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю. В Казахстане жил говорящий слон Батыр. Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Лошади впервые одомашнены на территории Казахстана. На высокогорном катке Казахстана Медео установлено 120 мировых рекордов. Первый спутник и первый человек отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.

Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду. Монголия - это страна, в которой можно проехать не одну сотню километров и не встретить ни одного человека. Монголы являются одними из лучших борцов сумо. В стране проживает четвертая часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.

Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками. Бумага, порох, компас и печатная машина изобретены в Китае. 4000 лет тому назад путешественник Марко Поло привез из Китая в Европу секреты приготовления мороженого и макаронных изделий. В Китае 3240 телевизионных каналов. Пьют чай китайцы более 1800 лет (в России - около 400 лет).

Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян. В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе. Почти во всех школах мальчики учатся отдельно от девочек.

Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. В Японии самые дешевые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты. Снеговиков в этой стране лепят из двух шаров, а не из трех, как во всем мире. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.

Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. США состоят из 50 штатов. Шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» запрещено к продаже, так как согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания. Принято дарить четное количество цветов в букете. Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.

Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать. В Финляндии самая чистая питьевая вода. Конечно же ее спокойно можно пить из крана. Финны считаются самыми большими любителями кофе в мире. В этой стране запрещен мультфильм «Ну, Погоди!» за излишнюю жестокость. А еще Финляндия, а точнее ее северная часть Лапландия – это родина Санта Клауса.

Норвегия – столица Осло. Официальное название: "Королевство Норвегия". Норвегия – страна бесчисленного количества озер (около полумиллиона). А около 200 озер занимают площадь 10 км 2 .В Норвегии не принято улыбаться и разговаривать с незнакомыми людьми в общественном транспорте. Если так поступите, то окружающие примут это за грубое и некультурное поведение. Норвегию считают местом зарождения современного лыжного спорта. Дословно с норвежского слово «лыжи» означает «кусок дерева».

Что еще почитать