С изменениями и дополнениями от. Под руководством владимира пучкова состоялось заседание коллегии мчс россии Об утверждении Положения о коллегии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последстви

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.


Сегодня под руководством главы чрезвычайного ведомства Владимира Пучкова состоялось заседание Коллегии МЧС России.
На нем были рассмотрены вопросы о дополнительных мерах по повышению готовности органов управления и подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению и улучшению социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений, а также о организационно-штатных мероприятиях и сокращении расходов на денежное довольствие в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России.

На Коллегии с докладами выступили директор Организационно-мобилизационного департамента Андрей Третьяков, директор Департамента кадровой политики Анатолий Кузнецов, директор Финансово-экономического департамента Раис Ахмадеев, директор Департамента материально-технического обеспечения Юрий Малов.

В рамках реализации решений Коллегии от 16 января 2015 года в чрезвычайном ведомстве был проведен комплекс мероприятий, направленный на дальнейшую оптимизацию расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов МЧС России. Изданы приказы и организационные директивы по оптимизации структур и численности территориальных органов и подведомственных МЧС России учреждений (организаций).

Глава МЧС России Владимир Пучков потребовал в ходе оптимизации расходов министерства и сокращения сотрудников обеспечивающих подразделений ведомства сохранить для них все социальные гарантии.

«Необходимо в ходе проведения оптимизации сохранить для сокращаемых сотрудников все социальные гарантии. Это очень важно», - сказал Владимир Пучков.



Министр подчеркнул, что в ходе оптимизации деятельности министерства сокращения не коснутся реагирующих подразделений - пожарных и спасателей. Организационно-штатные мероприятия в основном пройдут в кадровых, финансовых и тыловых службах структурных подразделений и учреждениях центрального подчинения.

«Недопустимо сокращение женщин, имеющих трех и более детей, одиноких матерей и беременных», - отметил Владимир Пучков.

На Коллегии Министр подчеркнул, что курсанты, оканчивающие в этом году ведомственные учебные заведения, будут трудоустроены в приоритетном порядке.

«В региональные кадровые управления уже направлены соответствующие уведомления», - сказал глава чрезвычайного ведомства.

Кроме того, глава МЧС России Владимир Пучков отметил, что производственно-технические центры, осуществляющие ремонт пожарной и спасательной техники, после реорганизации должны сохранить свое предназначение и поручил организовать оказание услуг по ремонту на платной основе.



В целях дальнейшего наращивания усилий по сокращению неэффективных расходов в системе МЧС России и улучшения социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений Коллегия МЧС России поручила Организационно-мобилизационному департаменту совместно с структурными подразделениями центрального аппарата подготовить предложения по оптимизации количества работников коммунального хозяйства в учреждениях центрального подчинения, спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России. Финансово-экономическому департаменту поручено осуществлять ежемесячный контроль за движением денежных средств на социальные выплаты, не позднее 15 числа текущего месяца. Начальникам территориальных органов МЧС России и учреждений, находящимся в ведении МЧС России, дано указание организовать разъяснительную работу со всеми категориями персонала, замещающими должности, по которым проводятся организационно-штатные мероприятия, а также оказать личному составу максимальную помощь и содействие в трудоустройстве в иные организации и учреждения.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны Владимир Пучков / Фото: 56nv.ru

27 марта в Национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУвКС) под руководством главы чрезвычайного ведомства Владимира Пучкова состоялось заседание Коллегии МЧС России.

На нем были рассмотрены вопросы развития Национального центра управления в кризисных ситуациях, центров управления в кризисных ситуациях субъектов Российской Федерации, совершенствования системы управления МЧС России, научно-технических работ, повышения эффективности деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, спасательных воинских формирований и региональных поисково-спасательных подразделений МЧС России.

«Во время заседания члены Коллегии приняли решение наделить Главные управления МЧС России по Ставропольскому, Хабаровскому краям, Нижегородской и Свердловской областям дополнительными полномочиями, которые позволят осуществлять сводно-аналитические, информационные и контрольные функции за деятельностью территориальных органов МЧС России в пределах соответствующих федеральных округов, а также контролировать вопросы планирования и поддержания готовности к использованию информационно-телекоммуникационных систем»

На коллегии было отмечено, что на сегодняшний день органы повседневного управления РСЧС участвуют во внедрении единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения. Центры обеспечивают функционирование автоматизированной информационно-управляющей системы, ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий. В этих целях ЦУКСы продолжают работу по внедрению принципа перехода от оперативного реагирования к управлению рисками, в том числе за счет развития систем мониторинга и прогнозирования.

На региональном уровне развиваются центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Именно они выполняют весь комплекс мер по обеспечению эффективного функционирования системы управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с учетом особенностей регионов.

Во время заседания члены Коллегии приняли решение наделить Главные управления МЧС России по Ставропольскому, Хабаровскому краям, Нижегородской и Свердловской областям дополнительными полномочиями, которые позволят осуществлять сводно-аналитические, информационные и контрольные функции за деятельностью территориальных органов МЧС России в пределах соответствующих федеральных округов, а также контролировать вопросы планирования и поддержания готовности к использованию информационно-телекоммуникационных систем.

В ходе обсуждения Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2017 году на заседании было отмечено, что научно-исследовательская работа в системе МЧС России позволяет развивать и внедрять новые передовые технологии и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Благодаря современным научно-исследовательским подходам были разработаны перспективные направления развития чрезвычайного ведомства до 2030 года, которые позволят системе МЧС России являться высокотехнологичной современной службой Российской Федерации, главной резервной системой на случай крупномасштабных ЧС, пожаров и бедствий.

Коллегия отметила, что дальнейшее развитие системы управления должно проходить с учетом современных требований. В чрезвычайном ведомстве продолжается разработка и внедрение современных программно-аппаратных модулей обработки данных для прогнозирования развития чрезвычайных ситуаций, а также программно-аппаратных комплексов моделирования и оценки последствий ЧС. Дальнейшая разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (АИУС) позволит выполнять задачи сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения.

Вместе с этим научно-исследовательскими подразделениями будет разработан программно-аппаратный комплекс для поддержки принятия решений на основе долгосрочного прогнозирования чрезвычайных ситуаций и информационно-аналитический комплекс прогнозирования последствий возможных ЧС.

Одним из ключевых вопросов заседания являлся вопрос повышения эффективности деятельности реагирующих подразделений. Для его обсуждения на коллегию были приглашены начальники пожарно-спасательных подразделений МЧС России.

«Наша первоочередная задача - организовать еще более энергичную и эффективную работу пожарно-спасательных подразделений чрезвычайного ведомства», - подчеркнул Владимир Пучков. Он отметил, что необходимо разрабатывать и внедрять передовые технологии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Пожарно-спасательные подразделения получат опытные образцы дыхательных аппаратов со сжатым воздухом с увеличенным сроком защитного действия, технические средства поиска пострадавших под завалами разрушенных зданий, универсальные робототехнические комплексы с функциями разведки последствий ЧС в условиях шахтных выработок.

Все вопросы, рассмотренные на коллегии, будут способствовать более эффективному функционированию системы управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принятию управленческих решений, а также повышению эффективности деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, спасательных воинских формирований и региональных поисково-спасательных подразделений МЧС России.

МОСКВА, пресс-служба МЧС России
12

    Приложение N 1. Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации Приложение N 2. Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации

Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372
"Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

24 октября 2006 г., 2 июля, 6 августа 2007 г., 8 сентября 2008 г., 11 января 2012 г., 10 декабря 2013 г., 21 марта 2014 г., 1 июля 2015 г., 25 марта 2019 г.

2. Утвердить Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.06.2003 N 317 "Об утверждении Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июня 2003 г., регистрационный N 4820).

С.К. Шойгу

Регистрационный N 5977

Подразделения МЧС в городах, где пройдет ЧМ-2018, оснастят новой техникой МЧС России оснастит свои подразделения в городах, где будет проводиться чемпионат мира по футболу-2018, новейшей современной пожарно-спасательной техникой.

МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Вопросы повышения готовности подразделений, а также сокращения текущих затрат обсудило руководство МЧС России на сегодняшнем заседании коллегии, сообщили журналистам в пресс-службе министерства.

"Повышение уровня готовности реагирующих подразделений системы МЧС России, а также улучшение социально-экономического положения сотрудников — это приоритетные направления нашей деятельности", — сказал глава МЧС России Владимир Пучков.

Он сообщил, что специально созданная комиссия под руководством заместителя министра Олега Баженова проверила выполнение территориальными органами МЧС России принятых решений. "В ходе проверок были выявлены должностные лица, которые подошли к исполнению поручений формально, без должной инициативы", — сказал он. Министр напомнил, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут проверены у отдельных руководителей в ходе очередного заседания центральной аттестационной комиссии.

Члены коллегии особое внимание уделили выполнению социальных обязательств перед личным составом министерства в современных экономических условиях. Кроме того, они обсудили реализацию государственной социальной политики. На заседании коллегии также обсуждались вопросы принятия дополнительных мер по повышению уровня заработной платы в договорных подразделениях Федеральной противопожарной службы и социальной защиты работников.

Пучков отметил, что от уровня оплаты труда сотрудников напрямую зависит боеготовность дежурных караулов к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности. "Вопрос заработной платы в договорных подразделениях ФПС требует комплексного подхода. Для решения данной проблемы необходимо наладить тесное взаимодействие с руководителями охраняемых объектов, проработать вопросы по дополнительному финансированию данных подразделений в полном объеме с учетом повышающего коэффициента и других выплат", — сказал Пучков.

Он добавил, что в МЧС России поэтапно реализуются комплексные меры, направленные на стимулирование личного состава договорных подразделений ФПС сверх установленного фонда оплаты труда за счет средств охраняемых организаций. Договорными подразделениями ФПС обеспечивается прикрытие около 235 объектов важнейших стратегических отраслей народного хозяйства, включая машиностроение, энергетику, металлургическую и нефтегазовую промышленность. В районе выезда договорных подразделений ФПС находится 2,055 тысячи населенных пунктов, в которых проживают около 10 миллионов человек.

Что еще почитать