Шилка товарная на карте. Средства массовой информации

Внутреннее деление

Соцгород, Ж/д городок, С/х Дорурс, Северный, Аргунь,Центр, 7-й околоток, Опытная

Глава

Сиволап Сергей Николаевич

Основан Первое упоминание Площадь Высота центра Население Плотность

123,65 чел./км²

Названия жителей

шилкинцы, шилкинец

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

История

Названием город обязан реке Шилка , известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде - Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура. Селение Шилка получило известность с 1765 года как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской Забайкальского казачьего войска, которых привлекали плодородные земли в долине реки.

Образование и наука

Школы
  • Средняя школа № 1
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 51
  • Средняя школа № 52
  • Открытая школа
Училища
  • Многопрофильный лицей
Детские сады
  • Детсад № 3 «Звёздочка»
  • Детсад № 2 «Ласточка»
  • Детсад № 23 «Пчелка»
  • Детсад № 110 «Улыбка»
  • Детсад «Родничок»
Детские дома
  • Шилкинский детский дом-школа

Здравоохранение

  • Шилкинская центральная районная больница
  • Ж/д поликлиника на ст. Шилка

Транспортная инфраструктура

Шилка - участковая станция Забайкальской железной дороги. В нескольких километрах от города проходит дорога федерального значения «Амур». Также проходят автомобильные дороги регионального значения. До 90-х годов существовал Аэродром. Городской транспорт представлен единственным маршрутом автобуса:

  • Маршрут № 1 . Кибасово- АТП-Мкр. Аргунь-с/х Дорурс.

СМИ

Телевидение

На 2014 год в Шилке вещают 10 телеканалов и 3 радиоканала цифрового ТВ («Первый мультиплекс»). В аналоговом режиме доступны:

  • Первый канал
  • Россия 1
  • Силькари (местная телестудия, работает с 2000 года)
Радио
  • Радио России 69,8 УКВ
  • Радио Сибирь 102,0 FM
Печатные издания
  • Еженедельная районная газета «Шилкинская правда»

Религия

  • Храм святых Апостолов Петра и Павла. Построен в 1905 году
  • Церковь Евангельских христиан-баптистов
  • Храм-часовня в честь Иконы Божией Матери «Воспитание».

Люди, связанные с городом

  • Баданин Василий Иванович (1920-1994) - герой Советского Союза.
  • Бородин Николай Васильевич (1918-1946) - герой Советского Союза.
  • Глазов Николай Елизарович (1919-1943) - герой Советского Союза.
  • Пузырёв Фёдор Михайлович (1920-2003) - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Почётный гражданин Читинской области. Почётный гражданин города Шилки.
  • Рожнова Полина Константиновна - писательница.
  • Соболев Афанасий Петрович (1919-1958) - герой Советского Союза.
  • Вишняков Михаил Евсеевич - поэт, писатель.
  • Балябин Фрол Емельянович - Командир Аргунского и Даурского полка. Прибыл в Шилку в 1919 году, организовав сходку для сбора на Даурский фронт. Его именем, в 1930-е годы, названа улица.
  • Клоков Петр Яковлевич (1924-1989) -Герой Советского союза. Майор советской армии.

Объекты культурного наследия

  • Каменная мельница
  • Здание Дореволюционного Вокзала
  • Клуб железнодорожников (сгорел в 1995 году)
  • Старые здания по ул. Станционной и Школьной
  • Старые дома по ул. Комсомольская, Бородина, Ленина
  • Усадьба купца Г.Полутова по ул. Толстого, 41(сейчас размещается детский сад «Звёздочка»)
  • Братская могила начальника ОГПУ Ищенко Ф. А. и милиционера Зубарева В.
  • Храм святых Апостолов Петра и Павла

Археология

  • В 6 км от города расположен могильник и поселение Хунну одно из крупнейших на территории Восточного Забайкалья. Расположен на широкой поляне левого берега реки Кия.
  • В городе расположено старое кладбище (19 век) с надписями на старорусском языке

Старое и современные названия улиц Шилки

Год переименования год переименования Современное название
Советская 1995 Баданина
Кооперативная 1965 Бородина
Физкультурная неизвестно Бородина
Профсоюзная начало 60-х Ленина
Луговая 1975 Соболева
1-я Крестьянская 1967 Глазова
Восточная 1983 Школина
Шилкинская 2006 Пузырева
Нагорная(большая часть улицы) 1951 Комсомольская

Главы Шилки в разные годы

Дедюхин С. И.(1931-1933), Гончаров (первый председатель пос. совета), Номоконов А. А., Ф. П. Машуков., В. И. Иванов, С Н.Окладников, Н. Г. Сергеев (1950-е годы) , А. А. Поздняков(1978-1980), В. В. Иванов, В. С. Котельников, Н. И. Терещенко, А. И. Малков, А. П. Гамов, Н. А. Спиридонов, Н. Г. Никифорова (2008-2012)

Любопытные факты

  • Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.
  • В середине 19 века отбывали наказание участники религиозной секты - скопцы.
  • Во Владивостоке есть улица Шилкинская

Напишите отзыв о статье "Шилка (город)"

Литература

  1. Шилкинский район Забайкальского края, Новосибирск, издательство «Наука».
  2. Олег Сергеевич Кожин, Шилкинский район с древнейших времен до дня сегодняшнего: География, геология, история освоения, исследования , Экспресс-издательство (Чита, 2007).
  3. газета «Шилкинская правда» от 26 08 2011 г.
  4. Энциклопедия Забайкалья 4-й том.

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  3. . Проверено 7 октября 2013. .
  4. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  5. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  6. . .
  7. . .
  8. . Проверено 2 января 2014. .
  9. . Проверено 11 сентября 2014. .
  10. . Проверено 31 мая 2014. .
  11. . Проверено 16 ноября 2013. .
  12. . Проверено 2 августа 2014. .
  13. . Проверено 6 августа 2015. .
  14. с учётом городов Крыма

Ссылки

  • в Энциклопедии Забайкалья .

Отрывок, характеризующий Шилка (город)

– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]
– Ну, мой друг, завтра мы едем, наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным давно решено между ними и не могло быть решено иначе.
– Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас всё важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.
Несмотря на всю силу тона усталости и уверенности, с которой произнесены были эти слова, Пьер, так долго думавший о своей карьере, хотел было возражать. Но князь Василий перебил его тем воркующим, басистым тоном, который исключал возможность перебить его речь и который употреблялся им в случае необходимости крайнего убеждения.
– Mais, mon cher, [Но, мой милый,] я это сделал для себя, для своей совести, и меня благодарить нечего. Никогда никто не жаловался, что его слишком любили; а потом, ты свободен, хоть завтра брось. Вот ты всё сам в Петербурге увидишь. И тебе давно пора удалиться от этих ужасных воспоминаний. – Князь Василий вздохнул. – Так так, моя душа. А мой камердинер пускай в твоей коляске едет. Ах да, я было и забыл, – прибавил еще князь Василий, – ты знаешь, mon cher, что у нас были счеты с покойным, так с рязанского я получил и оставлю: тебе не нужно. Мы с тобою сочтемся.
То, что князь Василий называл с «рязанского», было несколько тысяч оброка, которые князь Василий оставил у себя.
В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага.
Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него.
Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.

  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Муниципальный район Координаты Основан Город с Высота центра Население Этнохороним

шилкинцы, шилкинец

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

История

Своим названием город обязан реке Шилке , известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде - Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура.

В 1897 году река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начатые только строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на новое более высокое место. На сенокосных угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо на 6 стойл. Строительство вёл 11 строительный участок, имевший границы от станции Онон-Нерчинск (сейчас Приисковая) до разъезда Верхние Ключи. Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика (сейчас это пути нечётного парка). Было построено 2 корпуса депо, трехниточный и однониточный с вытяжками в обе стороны. Служебные и жилые здания располагались в районе современных улиц Ленина и Станционной от бывшего железнодорожного клуба до депо и в северной части - по нынешним улицам Советской, Кооперативной и Физкультурной. Жителей в посёлке по переписи 1910 г. было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих - 560 душ, казаков - 408 душ, разночинцев - 684 души.

После сдачи в 1903 г. в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск - Чита - Маньчжурия . Участок Карымская - Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. В книге «Обзор коммерческой деятельности Забайкальской железной дороги за 1912 год» приводятся данные по станции. Полезная длина станционных путей, кроме главного, - 2486,98 погонных сажен (столько же, как и в 1900 году). Складские помещения и весовые приборы: пакгаузы - площадью 25,90 квадратных сажен, вместимостью 8 вагонов, крытые платформы - площадью 26,98 кв. сажен вместимостью 9 вагонов, весы - одни вагонные и двое десятичных. Штат станции: начальник станции, два его помощника, коммерческий конторщик, весовщик. Главнейшие грузы: по прибытию - хлебные, лесные; по отправлению - сено, хлебные грузы, уголь. В районе станции (15 - 80 верст) - золотые прииски частновладельцев Старновского, Казакова, Полутова и др. Население около приисков - до 5 тысяч человек.

В конце 1913 года открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Станция вошла в состав Транссибирской магистрали , резко возросли объёмы грузоперевозок. И всё же заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно. В посёлке территория нынешней площади Мира, Соцгорода использовалась под сенокосы, да ещё оставалась болотисто-озёрная местность. К 1923 году население его составляло всего 2193 человека.

Началось развитие Шилки со второй половины 20-х годов и, особенно, в 30-е годы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в 1926 году в стране была произведена административная реформа, было введено окружное и районное деление Шилка становится центром района, образованного из Шилкинской и Размахнинской волостей, а 9 января 1929 года она получает статус рабочего посёлка. Во-вторых, выходя из разрухи, молодая советская страна вынуждена была покупать различные материалы и оборудование у зарубежных стран. Требовалось золото. Стали развиваться золотодобывающие рудники Балея и Дарасуна. Для последнего Шилка стала перевалочным пунктом. Для растущего рудника, а затем комбината поступало топливо, технические материалы, оборудование, продукты питания. С рудника вывозились руда и концентрат. Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей, которое велось с 1932 по 1938 год. 5 декабря 1933 года издано постановление правительства по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию дорог инженерно-техническими и рабочими кадрами. На дорогах предусматривалась организация сети технических железнодорожных школ с трехлетним сроком обучения и фабрично-заводских училищ. В Шилке создаётся ФЗУ НКПС, в 1934 году в него было принято 175 человек, окончили 134 человека. Было здесь и второе ФЗУ - горнопромышленного ученичества.

Население посёлка быстро росло. Если по переписи 1926 года в Шилке проживало 3663 человека, то на 1 января 1931 года - 5818, на 1 января 1935 года - 8600 человек. Именно в эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, чётный парк станции, водоснабжение с реки Шилка (до этого существовала небольшая водокачка с реки Кия), вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив под названием Соцгород.

В 1932 году организована Шилкинская дистанция сигнализации и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) - станция Пашенная (Чернышевск), включая ветки на Нерчинск, Сретенск, Букачачу. В том же году создан совхоз ДорУРСа, первым директором которого стал машинист паровозного депо Д. А. Могирев. В 1935 году организован вагонный участок, начальником которого был назначен Ф. А. Монахов В 1936 году организовано Шилкинское эксплуатационное отделение в границах Карымская - Укурей . В 1939 году введена в строй электростанция мощностью 996 кВт, построенная АмурЛАГом. Её первым начальником был назначен Р.М Брюмер.

К концу 30-х годов Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий. О том, что её значение в жизни дороги выросло, свидетельствует тот факт, что в марте 1939 года делегатом на XVIII съезд партии от железнодорожников Забайкальской избирается кузнец Шилкинского паровозного депо Антон Колбин. Вот таковы некоторые малоизвестные страницы истории станции и города Шилки.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха - −0,8 °C
  • Относительная влажность воздуха - 61,9 %
  • Средняя скорость ветра - 3,4 м/с
Климат Шилки
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средняя температура, °C −24,1 −18,9 −9,1 1,9 10,5 16,9 19,2 16,8 9,5 0,5 −12,3 −21,7 −0,8
Источник: NASA. База данных RETScreen

Образование и наука

Школы:

  • Средняя школа № 1
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 51
  • Средняя школа № 52

Училища:

  • ПУ-16

Известные люди

В Шилке родилась писательница П. К. Рожнова .

СМИ

Любопытный факт

Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.

Литература

  1. Шилкинский район Забайкальского края, Новосибирск, издательство «Наука».
  2. Олег Сергеевич Кожин, Шилкинский район с древнейших времен до дня сегодняшнего: География, геология, история освоения, исследования , Экспресс-издательство (Чита, 2007).

Примечания

Ссылки

Административный центр : Чита
Города : Балей | Борзя | Краснокаменск | Могоча | Нерчинск | Петровск-Забайкальский | Сретенск | Хилок | Шилка

Административно-территориальное деление :

Муниципальные районы :

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».


Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.


Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.


Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.


Экран локатора

Аналоговая электроника... Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность... Ух...

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши "верные друзья", приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.

Флаг Шилка (город)

Герб Шилка (город)

Страна Россия
Субъект федерации Забайкальский край
Муниципальный район Шилкинский
Координаты Координаты: 51°51′00″ с. ш. 116°02′00″ в. д. / 51.85° с. ш. 116.033333° в. д. (G) (O) (Я)51°51′00″ с. ш. 116°02′00″ в. д. / 51.85° с. ш. 116.033333° в. д. (G) (O) (Я)
Глава Никифорова Наталья Григорьевна
Этнохороним шилкинцы, шилкинец
Город с 1951
Высота центра 490 м
Почтовый индекс 673370
Население ▼ 13 991 человек (2010)
Телефонный код +7 30244
Автомобильный код 75, 80
Часовой пояс UTC+10
Код ОКАТО 76 254 501
Основан 1897

Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.

Любопытный факт

Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха - 0,8 °C
  • Средняя скорость ветра - 3,4 м/с
  • Относительная влажность воздуха - 61,9 %
Климат Шилки
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средняя температура, °C 24,1 18,9 9,1 1,9 10,5 16,9 19,2 16,8 9,5 0,5 12,3 21,7 0,8

Средства массовой информации

Газеты и журналы

  • Газета «Шилкинская правда»

История

Своим названием город обязан реке Шилке, известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде - Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура.

В 1897 году река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начатые только строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на новое более высокое место. На сенокосных угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо на 6 стойл. Строительство вёл 11 строительный участок, имевший границы от станции Онон-Нерчинск (сейчас Приисковая) до разъезда Верхние Ключи. Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика (сейчас это пути нечётного парка). Было построено 2 корпуса депо, трехниточный и однониточный с вытяжками в обе стороны. Служебные и жилые здания располагались в районе современных улиц Ленина и Станционной от бывшего железнодорожного клуба до депо и в северной части - по нынешним улицам Советской, Кооперативной и Физкультурной. Жителей в посёлке по переписи 1910 г. было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих - 560 душ, казаков - 408 душ, разночинцев - 684 души.

Что еще почитать