Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку. Самосознание. в) сенсибилизации под влиянием упражнений

Самосознание личности

21.05.2015

Снежана Иванова

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я - концепции принадлежат:

а) В. Вундту;

б) К. Роджерсу

в) Л.С. Выготскому;

г) У.Джемсу

3. Понятие «Я - концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии

г) культурно-исторической

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев;

б) Л.С. Выготский;

в) И.М. Сеченов;

г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина;

б) В.М. Бехтерева;

в) И.М. Сеченова;

г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия;

б) рефлексия;

в) идентификация;

г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием

б) мировоззрением

в) личностным смыслом

г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная

б) аффективная

в) поведенческая

г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

в)устойчивость;

г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

в) устойчивость;

г) уровень действенности .

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,- это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой

в) интересом;

г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме

«Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи, - ОТРАЖЕНИЕ.

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений - МЫШЛЕНИЕ

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей – ВОСПРИЯТИЕ.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение,

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате:

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» - это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как «белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны.

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми ,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г)воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

б) 7-10 лет,

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком роднойречью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный.

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.

З.Я. Баранова

О.В. Кожевникова

Практикум по общей и экспериментальной психологии (Учебное пособие).

Подписано в печать

Формат 60Х841/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. Уч.-изд. Л. 6,0. Тираж 50 экз. Заказ №

Издательство 426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.__

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста.

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МАМИ»

Кафедра «Философия и психология»

Реферат по психологии и педагогики.
Тема: самосознание и самооценка.

Подготовила студент(ка)
Разумихина Е.И.
группа 5-ЭФАк-9
Руководитель
Канд.психол.н.,доцент
Ивлева М.Л.


Москва 2010
Содержание

Введение ……………………………………………………… ……………………………………...... 3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека 4
1.2 Уровни развития самосознания.6
Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.8
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.10
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания.10
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки. ……………………………… ……………………………………………….........12
3.3 Самооценка и самоуважение.14
Заключение17
Литература19

Введение.

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием , а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.
Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто превосходящее всякую ученость, хотя и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - мудрость.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.
Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.
Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.
Цель: раскрытие сущности понятий самосознания и самооценки
Задачи: 1) раскрыть понятие самосознания; 2) раскрыть понятие «Я - Концепции»; 3) раскрыть понятия самооценки и самоуважения.

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.

      Самосознание и его место в психической организации человека.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности . В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих . Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.
    В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.
1.2 Уровни развития самосознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием , является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют :
1) «образ Я» - представление индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной социальной среде.
Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» - это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».
Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.
Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева.
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.

Самосознание личности — это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.

Мировоззрение — это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение — это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Социальная роль — это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.

Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

3. Самосознание

Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание – это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.

Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.

Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Разговор о природе сознания предполагает употребление таких понятий, как индивид и личность. Частично они затрагиваются в главе, посвященной человеку, здесь же они рассматриваются под углом зрения становления самосознания. Когда речь идет об отдельном субъекте (не о виде, группе, сообществе), мы употребляем термин особь. Но если требуется подчеркнуть те или иные качества, отличающие особь от других представителей вида, используем термин индивид.

Индивиду присущи качества, возникающие уже на ранних стадиях его онтогенеза. Это прежде всего неделимость. Все органы, будучи элементами индивида, образуют его целостность, но лишь взаимодействуя друг с другом как отдельные части (с присущими им морфологическими и функциональными особыми свойствами), они становятся единым и целым. Наконец, индивиду присущи те или иные многообразные морфологические особенности, позволяющие отличать его из массы других особей или индивидов.

Индивид – результат длительной эволюции, в процессе которой имеет место не только дифференциация (более четкое проявление тех или иных свойств, качеств, способностей, недостатков), но и интеграция. Последнее – это такое свойство организма, которое позволяет сглаживать, нивелировать определенные свойства индивида. Особенно важно это для таких свойств, которые могли бы стать фактором, снижающим жизнеспособность индивида. Индивид проявляет себя в первую очередь как генотипическое образование, но не менее важна и роль онтогенеза. Чем выше индивид поднимается по эволюционной лестнице, тем сложнее становится его организация, иными словами, индивиды индивидуализируются.

В отличие от понятия индивид, слово «личность» употребляется только по отношению к человеку. Притом лишь с некоторого этапа его развития, поскольку только человек обладает сознанием. Понятие сознание и личность неотделимы. Воспринимать и оценивать человека как личность позволяет только наличие и проявление сознания. В этом случае все индивидуальные качества человека, сколь бы существенными и выразительными они ни были, уходят как бы на второй план. С какого момента онтогенеза человека проявляется сознание – вопрос спорный. Педагоги и психологи полагают, что свойства личности закладываются с момента рождения, но их развитие может либо стимулироваться условиями воспитания, либо тормозиться.

Психопатология свидетельствует и о раздвоении личности, имея в виду раздвоение сознания. И это отнюдь не словесный прием. Однако, заметим, никогда не говорится о раздвоении индивида.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. В специальной и философской литературе встречается два понимания личности. Одно, когда врожденные (наследуемые) способности постепенно выкристаллизовываются в качестве личности. Другое предполагает, что формирование личности прямо не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств, иными словами, конкретные этапы онтогенеза не обязательно соответствуют определенному уровню развития личности.

Личность – это сугубо человеческое образование. Человеческая личность не выводится из приспособительной деятельности. Поэтому трудно предсказать, как сложится личность ребенка даже в тех случаях, когда он обладает определенными врожденными дефектами. Или, напротив, рождается полноценным, физически здоровым. Никакая исключительность индивида однозначно не предопределяет формирование его как личности. Потому что личность представляет продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. При этом сохраняются особенности индивида.

Важное место в становлении личности играют мотивы и эмоции.

Мотив – это побуждение к деятельности. В человеческой жизни мотивы проявляются в разных формах – инстинктивного импульса, биологического влечения, различных интересов и желаний. Мотив – это совокупность внутренних психологических состояний, побуждающих человека к тому или иному действию. Такое действие предполагает наличие цели. Однако следует учесть, что одни и те же мотивы порождают различные по целям действия, тогда как сходные действия могут вызываться разными мотивами. На разных этапах развития личности возникают различные мотивы. Человек поставлен перед необходимостью в своем стремлении их удовлетворения отдать предпочтение одним, отбросить другие, отложить на какое-то время третьи. Как удастся разрешить противоречие, возникающее в ходе столкновения различных мотивов, зависит от уровня развития личности.

В зависимости от степени осознания мотивов человеком различают влечения и желания. Влечение – это слабо дифференцированная, недостаточно ясно осознанная потребность. Влечение нередко возникает у человека в форме смутного образа, путанных, быстротечных мыслей. Желание как мотив характеризуется достаточно прочным, устойчивым осознанием потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и пути ее достижения. Желанию сопутствует постоянная мысль о какой-либо вещи, предмете, конкретном человеке. Его подкрепляет волевое стремление к обладанию объектом желания.

Человек переживает различные эмоциональные состояния. Эмоция (от латинского «emoveo» – потрясаю, волную) – это переживание ощущений, особое психическое состояние, связанное с проявлением инстинктов и мотивов. Эмоции выполняют определенную регулятивную функцию в поведении человека: положительные – способствуют более активной деятельности, отрицательные – снижают, тормозят активность и инициативу. Опять же в зависимости от уровня развития личности человек может управлять своим эмоциональным состоянием. Так, одной из социальных оценок человека выступает признание у него способности «не поддаваться эмоциям», «справляться с эмоциями». Подчас это бывает нелегко, поскольку простейшие эмоциональные процессы предопределены генетически и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. Каждый на своем опыте переживал состояния, порождаемые эмоциями: удовольствия, неудовольствия, страха, радости.

В ходе культурного и духовного развития эмоции освобождаются от инстинктивной природы (хотя и не полностью) и формируют широкий спектр высших эмоциональных процессов – социальных, интеллектуальных, эстетических. Таким образом, главное содержание эмоциональной жизни человека все более тяготеет в сферу его духовной жизни.

Человек живет в мире своих многообразных эмоций. Не всегда ему удается справляться с ними, подчинить их проявление в желательном направлении. Современная жизнь ввела в обиход слово стресс. В начале 70-х гг. текущего столетия шведский ученый Г. Селье разработал теорию адаптационного синдрома, в соответствии с которой под стрессом понимается состояние эмоциональной напряженности, вызываемой опасностью, связанной с выполняемой работой, аварийными ситуациями, повышенной ответственностью, нервной перегрузкой в результате нехватки времени и многими, многими другими факторами.

Переживания, порожденные мотивами и эмоциями, концентрируются в человеческих потребностях. Потребность – это такое состояние организма, личности, социальной группы и общества в целом, которое выражает зависимость от объективного содержания условий их существования и выступает источником различных форм их активности. Проблема потребностей имеет важное социальное значение, актуальность которой как никогда ранее возросла в современных условиях.

Существуют естественные и искусственные потребности. Каждый человек рождается наделенным ими. Однако в ходе жизни его потребности испытывают существенную трансформацию. Происходит это не по прихоти индивида. Форма и характер потребностей изменяется по мере становления личности. Понятно, что человек не может избавиться полностью от естественных потребностей, например, от потребности в пище, одежде, жилье. Но удовлетворение его потребностей возможно лишь в процессе деятельности.

Достижение счастья – одна из главных целей человеческого существования. Счастье – неустранимая потребность каждого человека. И здесь античность дает пример одной из первых попыток осмысления этой проблемы.

Человек действует потому, что он хочет. Проблема человеческого хотения всегда привлекала философское внимание. Так, издавна известна концепция гедонизма (от греческого слова – наслаждение). Согласно этому учению, высшим благом в жизни является наслаждение, а стремление к нему – важнейший принцип поведения. Широкое распространение гедонизм получил в древнегреческой философии. Представители школы киренаиков объявляли наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Но и в то время не все философы разделяли подобные взгляды. Эпикур (341–270 до н. э.), напротив, призывал к мере в наслаждениях, обращая внимание на то, что чрезмерные чувственные удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Отсюда счастье Эпикур видел не в чувственном наслаждении, а в отсутствии страдания. Счастливой жизнь станет тогда, когда она приведет к атараксии – состоянию невозмутимости и безмятежности.

Одновременно ив тесной связи с гедонизмом возникает эвдемонизм – учение о стремлении к счастью как основы нравственной жизни.

Представления древних о природе потребностей эволюционировали в ходе развития философской мысли. По мере проникновения в человеческую психику все более прояснялось, что субъективные хотения не являются мотивами поведения, ибо они не способны породить направленную деятельность.

Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов.

Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти.

Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность.

Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.

С момента привнесения в жизнь человека целесообразных отношений его действия и поступки, принимая многообразные формы, все более обогащаются. Человек приобретает черты, позволяющие судить о нем как о личности. Созревание личности у каждого человека протекает по-разному. Специалисты в области возрастной психологии выявили рубежи кризисов, через которые проходит человек и которые так или иначе характерны для большей части людей. Все причастные к воспитанию детей знают, насколько важно во время уловить перемену в настроении, отношениях, поведении трехлетнего, семилетнего ребенка, насколько труден и порой непредсказуем подростковый период. Завершающая стадия формирования личности выпадает на период зрелости, временные границы которого также весьма индивидуальны.

В целом же процесс формирования сознания сопровождается сдвигом мотивов на цели, изменением их иерархии, рождением новых мотивов с последующим их вытеснением и замещением. Получило распространение мнение, что личность рождается дважды. Впервые, когда у ребенка обнаруживается множество мотивов и появляется соподчиненность его действий. И второй раз – когда возникает индивидуальное сознание.

Важнейшей чертой личности выступает ее способность к самосознанию. Имея представление о мышлении и сознании, мы видим, что это не тождественные явления. Сознание отличается от мышления наличием интересов, убеждений, ценностной ориентации. В сознании человека умещается не только образ внешнего предмета, но и образ об этом образе. Такое свойство сознания называется самосознанием. Самосознание выступает существенным моментом сознания постольку, поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам человек. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Иными словами, в рамках самосознания человек способен дать целостную оценку самому себе как деятелю, как творцу, то есть самосознание выступает мерилом развитая человека. Выше уже говорилось, что самосознание тесно связано с рефлексией.

Проявление самосознания отмечается на разных уровнях, поскольку оно свойственно не только индивиду. Человек осознает свое место в семье, отношение к нему со стороны родных, близких, осознает он и то, как сам относится к тем, с кем его связывают родственные узы, дружеские привязанности. Очень важную роль самосознание играет при уточнении места человека в коллективе – в студенческой группе, в рабочей среде, в структуре фирмы. В зависимости от того, насколько верно оценивает себя личность по своему вкладу в общее дело коллектива, не переоценивает ли (или, напротив, недооценивает) свои способности и возможности, зависит не только успешная карьера, но, что не менее важно, психическое состояние, моральное и физическое здоровье индивида.

Наивысшего проявления самосознание достигает на уровне больших социальных групп – локальных обществ, народов и наций, государства, человечества в целом.

В современных условиях со всей остротой заявляет о себе проблема национального самосознания. Она имеет не только философско-теоретичеекое, но и практическое значение.

Контрольные вопросы

1. Сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

2. Биологические и индивидуальные предпосылки сознания, закономерности его формирования.

3. Осознанное и неосознанное в человеческой деятельности.

4. Сознание и самосознание.

5. Индивидуальное, общественное сознание. Национальное самосознание.

Что еще почитать