Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)

За что распяли Иисуса Христа? Этот вопрос может возникнуть у человека, который либо относится к этому событию лишь как к историческому факту, либо делает самые первые шаги к вере в Спасителя. В первом случае самое верное решение — постараться не удовлетворять свой праздный интерес, а подождать, не появится ли со временем искреннее желание умом и сердцем понять это. Во втором случае начать поиск ответа на этот вопрос нужно, конечно, с чтения Библии.

В процессе чтения неизбежно будут возникать различные собственные соображения на этот счёт. Вот тут начинается некое разделение. Одни считают, что каждый человек имеет право на своё собственное прочтение Священного Писания и остаются при своём мнении, даже если оно в корне разнится с мнением других людей. Это позиция протестантов. Православие, которое всё же в России является основной христианской конфессией, опирается на прочтение Библии Святыми Отцами. Это касается и вопроса: за что распяли Иисуса Христа? Поэтому следующий верный шаг в попытке разобраться в этой теме — обращение к творениям Святых Отцов.

Не искать ответ в интернете

Почему православная Церковь рекомендует именно такой подход? Дело в том, что любой человек, старающийся жить духовной жизнью, обязательно размышляет о смысле событий, связанных с земной жизнью Христа, о смысле Его проповедей и Если человек движется в верном направлении, то ему постепенно открываются значение, скрытый подтекст Писания. Но попытки соединить во едино знания и понимания, накопленные всеми духовными и пытающимися ими быть людьми, дали обычный результат: сколько людей — столько мнений. По каждому, даже самому незначительному вопросу обнаружилось столько пониманий и оценок, что, как неизбежность, возникла потребность проанализировать и суммировать все эту информацию. В результате получилась такая картина: несколько человек обязательно освещали одну и ту же тему абсолютно, почти дословно, одинаково. Проследив закономерность, несложно было заметить, что мнения точно совпадали у определённого рода людей. Обычно это были святые, богословы, которые выбрали монашество или просто вели особенно строгую жизнь, внимательнее, чем прочие люди, относились к своим мыслям и поступкам. Чистота мыслей и чувств делала их открытыми для общения с Духом Святым. То есть все они получали информацию из одного источника.

Расхождения же появлялись от того, что всё же ни один человек не совершенен. Никто не может избежать влияния зла, которое обязательно будет соблазнять, пытаться ввести человека в заблуждение. Поэтому в Православии принято считать истиной мнение, подтверждённое большинством Святых Отцов. Единичные же оценки, не совпадающие с видением большинства, можно смело отнести к личным домыслам и заблуждениям.

Обо всём, что связано с религией, лучше спросить у священника

Для человека, только начавшего интересоваться подобными вопросами, самым лучшим решением будет обращение за помощью к священнику. Он сможет посоветовать литературу, подходящую именно новичку. Можно обратиться за такой помощью в ближайший храм или в духовно-просветительский центр. В подобных заведениях у священников есть возможность уделить достаточное количество времени и внимания вопросу. Правильнее искать ответ на вопрос "За что распяли Иисуса Христа?" именно таким образом. Однозначного ответа на него просто не существует, а самостоятельные попытки поиска разъяснений у Отцов опасны, так как они писали в основном для монахов.

Христа не распяли

У любого Евангельского события есть два смысла: явный и скрытый (духовный). Если смотреть с точки зрения Спасителя и христиан, то ответ мог бы быть таким: Христа не распяли, Он добровольно позволил себя распять за грехи всего человечества - прошлые, настоящие и будущие. Явная же причина проста: Христос поставил под сомнение все привычные взгляды иудеев на благочестие, подорвал авторитет их священства.

У евреев, до пришествия Мессии, заключалась в отличном знании и точном исполнении всех законов и правил. Проповеди Спасителя заставили многих людей задуматься о ложности такого взгляда на отношения с Творцом. Помимо этого, иудеи ожидали Царя, обещанного в пророчествах Ветхого Завета. Он должен был освободить их от римского рабства и встать во главе нового земного царства. Первосвященники наверняка боялись открытого вооружённого выступления народа против их власти и власти римского императора. Поэтому было решено, что "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (см. глава 11, стихи 47-53). Вот за что распяли Иисуса Христа.

Великая Пятница

В какой день распяли Иисуса Христа? Все четыре Евангелия единогласно утверждают, что Иисус был арестован в ночь с четверга на пятницу предпасхальной недели. Всю ночь он провёл на допросах. Священники предали Иисуса в руки наместника римского императора — прокуратора Понтия Пилата. Желая избежать ответственности, он отправил пленника к царю Ироду. Но тот, не найдя в личности Христа ничего для себя опасного, захотел увидеть какое-либо чудо от известного в народе пророка. Поскольку Иисус отказался развлекать Ирода и его гостей, Его снова вернули к Пилату. В тот же день, то есть в пятницу, Христа зверски избили и, взвалив Ему на плечи орудие казни — Крест, отвели за пределы города и распяли.

Великая Пятница, которая бывает на неделе, предваряющей Пасху, является днём особенно глубокой скорби для христиан. Чтобы не забыть, в какой день распяли Иисуса Христа, православные в течение всего года каждую пятницу соблюдают пост. В знак сострадания Спасителю они ограничивают себя в еде, стараются особенно внимательно следить за своим настроением, не ругаться, избегают развлечений.

Голгофа

Где распяли Иисуса Христа? Снова обратившись к Евангелию, можно убедиться в том, что все четыре "биографа" Спасителя единодушно указывают на одно место — Голгофу, или Это холм за городскими стенами Иерусалима.

Ещё один непростой вопрос: кто распял Христа? Верно ли будет ответить так: сотник Лонгин и его сослуживцы — римские воины. Они вбивали гвозди в руки и ноги Христа, Лонгин пронзил копьём уже остывающее Тело Господне. Но приказ отдал Значит, он распял Спасителя? Но Пилат всячески пытался уговорить иудейский народ отпустить Иисуса, так как он был уже наказан, будучи избитым, и не нашлось в Нём "никакой вины", достойной страшной казни.

Прокуратор отдал приказ под страхом лишиться не только своего места, но и, возможно, самой жизни. Ведь обвинители утверждали, что Христос угрожал власти римского императора. Выходит, что еврейский народ распял своего Спасителя? Но евреи были обмануты первосвященниками и их лживыми свидетелями. Так всё-таки, кто распял Христа? Честным будет такой ответ: все эти люди вместе казнили ни в чём неповинного человека.

Ад, где твоя победа?!

Казалось бы, первосвященники победили. Христос принял позорную казнь, полки ангелов не спустились с Неба, чтобы снять Его с креста, ученики разбежались. Только мать, лучший друг и несколько преданных женщин оставались с Ним до конца. Но это был не конец. Мнимую победу зла уничтожило воскресение Иисуса.

Хотя бы увидеть

Пытаясь стереть всякое воспоминание о Христе, язычники засыпали землёй Голгофу и Гроб Господень. Но в начале IV века равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господа. Она долго безуспешно пыталась выяснить, где распяли Иисуса Христа. Помог ей старый еврей по имени Иуда, сообщивший, что на месте Голгофы теперь находится капище Венеры.

После раскопок были обнаружены три похожих креста. Чтобы выяснить, на котором из них был распят Христос, кресты поочерёдно приложили к телу умершего человека. От прикосновения Животворящего Креста этот человек ожил. Огромное число христиан пожелало поклониться святыне, поэтому пришлось поднимать Крест вверх (воздвигать), чтобы люди могли хотя бы издали увидеть его. Это событие произошло в 326 году. В память о нём православные христиане отмечают 27 сентября праздник, который называется так: Воздвижение Креста Господня.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии , который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь Иудейский", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский".

Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида : "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого". Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит , был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани!" то есть "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида , в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его". Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду". Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий". А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

Иисус Христос – когда был распят? Читайте, в какой день недели распяли Иисуса Христа? Распятие Иисуса Христа по Евангелию.

В какой день недели распяли Иисуса Христа?

Евангелия сообщают разные данные о распятии Иисуса Христа. Предлагаем вам убедиться в этом самим:

  • Матфея 12:40: «ибо как Иона был во чреве кита 3 для и 3 ночи, так и Сын Божий и Человеческий будет в сердце земли 3 дня и 3 ночи». Матфей, один из 12 апостолов – учеников Христа, излагал информацию, полученную от своего учителя на свой, так сказать, манер. Незначительные отличия, в том числе и в информации, создают небольшую путаницу у правоверных. По Матфею Сын Божий воскрес в Святое Воскресенье, значит, Иисуса Христа распяли в пятницу.
  • По Евангелию от Марка (15:42): «распят в день перед субботою». Краткость – сестра таланта и спутница информативности. Марк подтверждает данные, предоставленные Матфеем, подчеркивая, что Иисуса Христа распяли именно в пятницу. Что же говорят нам другие апостолы?
  • От Луки 9:22: «Иисус воскреснет на третий день… оставаясь в могиле 3 дня и 3 ночи». Фраза «три дня и три ночи» фигурирует во всех Евангелиях Нового Завета основного, канонического собрания.
  • Рассматривая день недели, в какой распяли Иисуса Христа, появляются аргументы в пользу четверга : техническое время. Допустим, что Христа и вправду распяли в пятницу, получается, прошло не ровно 3 дня, а технически 2,5 дня, если Иисус воскрес в Воскресение Христово. Таким образом, воскресение Сына Божьего сдвигается на четверг, чтобы «вложиться в график Пасхи».

Движемся по хронологии из Евангелий

Первым вспоминает события Марк (Мк. 15:42): женщины приобрели благовония в вечер субботы, которая настала после распятия. В Луке 23:52-54 женщины делают покупки после субботы, которая сменила прежнюю субботу. Запутанно, но некоторые сторонники теории «двух суббот» склоняются к существованию промежуточного дня, определявший 3, потерянный день , между распятием и воскресением. В Левите 16:23-31 священные дни не всегда выпадали на субботу, хотя и назывались «священной суббота» — иудейский шаббат. В Луке 23:56 женщины, которые купили благовония, вернулись после субботы и уже в «субботу остались в покое». Согласно традиции, нельзя совершать покупки и выполнять работу в священный день. Таким образом, отталкиваясь от теории 2 суббот , Иисуса Христа распяли в четверг. Перемещение временных рамок на субботу религиозного праздника (покупки ароматов) означало бы нарушение заповеди. Евангелие от Иоанна 19:31: «так как была пятница, то Иудеи, чтобы не оставлять тело на кресте в субботний день, — потому что суббота была днем великим, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (распятых – прим. ред)». Ин.19:42 «там положили Иисуса ради пятницы Иудейской (подчеркивается, что иудейской пятницы – прим. ред), потому что гроб был близко».

События – хронология:

  1. Пятница Иудейская = Юлианский четверг;
  2. Шестница Иудейская = Юлианская пятница: Евангелии от Петра 8:28-33, Мф. 27:62-66;
  3. Седьмица Иудейская – это суббота: Евангелие от Петра 9:34 «рано же утром, когда пришел субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима»;
  4. Первый день Иудейской недели = Юлианская седьмица: Мф. 28:1, Мк. 16:1-2, Мк. 16:9 «воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов», Лк. 24:1 «в первый день недели, неся ароматы, пришли они к гробу (женщины –прим. ред), и вместе с ними и другие», Ин. 20:1 «в первый день недели Мария Магдалина приходит к гробу рано, и видит, что камень отвален от гроба».

(Пока оценок нету)

Когда распяли Иисуса Христа, в какой день недели?

    Согласно историческим данным, в библейские времена, у евреев не было названий дней недели, за исключением субботы. Суббота был особенный день, который Бог определил для отдыха. Шесть дней работай, а в седьмой день не делай никакой работы, чтобы твои бык и осел могли отдохнуть (Исход 23:12).

    Остальные дни недели обозначались, просто, порядковыми номерами. Например, 28 глава Евангелия от Матфея начинается так: После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть на могилу По современному календарю, это было воскресенье.

    Из Библии нам достоверно известно, что он воскрес на третий день. Принимая во внимание, тот факт, что евреи использовали выражение день и ночь, имея в виду только часть солнечных суток, Иисус умер в пятницу , в тот же день когда его распяли.

    Распяли Иисуса Христа именно в такой день недели как пятница . В пятницу же он и умер. А вот уже через три дня (включая саму пятницу - так положено) Иисус Христос воскрес. В Библии так и говорится, что воскрес он именно на третий день.

    Распяли его в пятницу, не зря же пятницу перед самой Пасхой называют страстной. В этот день нельзя печь куличи и красить яйца, так как считается, что в этот день Иисус Христос погиб за грехи наши, и лучше воздержаться от работы, а принять пост и помолиться за всех умерших. Никаких ссор в этот день быть не должно.

    Некоторые предполагают, что распяли его в четверг или даже среду, упрямо полагаясь на неоднократное упоминание в Библии о том, что между распятием Христа и его воскрешением прошло три дня и три ночи.

    А говорят, по крайней мере, Евангелисты, что Иисус умер на кресте в пятницу. Тогда получается с натяжкой три дня (хотя, вроде как, Христос испустил дух уже вечером), но три ночи точно не выходит.

    С другой стороны, в четверг была Тайная Вечеря, на которой Иисус в последний раз встречался со своими учениками и кушал в Пасху. Логичнее все же предполагать, что суд и само распятие проходили на следующий день, то есть все-таки в пятницу.

    Считается, что это пятница. Но тогда возникает некое несоответствие. Ведь он лежал в гробу три дня и три ночи. Объясняется это тем, что разница между юлианским и иудейским календарем - один день. И почему то считают день когда он был распят по иудейскому календарю, а день когда воскрес - по юлианскому.

    В Библии точный день недели не указан.

    По библии пишут что в пятницу,но это спорный вопрос.Так как сказано что он пролежал в гробнице три дня и три ночи,из этого вывод что скорее его распяли в среду вечером а не в пятницу!

    Из нескольких фактов можно сложить общую картину. Праздник воскресения Господня отмечается в воскресенье. Также известно, что Иисус пролежал в гробнице 3 дня, а потом воскрес, стало быть, умер он в пятницу, в тот же день, когда его распяли.

    По писаниям сказано, что в четверг Иисус вошел в Иерусалим, там его уже ждали недоброжелатели, так как весть о нм распространялась быстро - задолго до его прибытия в город или другое поселение.

    Местные власти и их приспешники приняли Иисуса очень неласково (подробности читайте в Библии), а в пятницу (на следующий день по прибытию) его распяли.

    Умер он в тот же день - в пятницу.

    По церковным законам день, в который человек умер, тоже считается.

    Поэтому, как говорится в Библии, на третий день (пятница, суббота, воскресенье) - в воскресенье Иисус воскрес.

    Поэтому только в воскресенье мы отмечаем Пасху.

    О том, что самое скорбное событие в истории человечества, когда тварь распинала на кресте своего Творца, произошло в пятницу, описывают все четыре евангелиста в своих Евангелиях. Например, в Евангелие от Марка в гл.15(несколько в другой хронологической последовательности) описано, что

    Был час третий, и распяли Его, а В шестом часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом...Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

    В этой же главе, в 42 стихе читаем > И как уже настал вечер-потому что была пятница , то есть день перед субботою,- пришл Иосиф из Аримафеи...осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

    Принято считаеть, что этот день недели пятница. Хотя из того времени не осталось на земле ни одного свидетеля, а верить разной писанине невозможно. История всегда перекраивалась под тех, кому выгодно. А было ли вообще такое- это ещ тот вопрос.

    Нет однозначного ответа на этот вопрос. В Новом завете сказано, что день недели когда Иисус был распят - пятница. Но получается некое несоответствие.

    Воскрешение произошло в воскресение и не получается что прошло три ночи. Поэтому говорить о точном дне очень сложно.

Два интересных размышления на эту тему.
Размышление первое.
Уверен в одном: Искупитель мой жив!
Пастор Мирослав КОМАРОВ (г. Луганск, Украина)

На первый взгляд, все лежит на поверхности, но стоит только открыть Новый Завет... Евангелисты говорят – пятница. Но тогда, если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился около 40 часов, т.е. чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах. Это сказал сам Христос: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Как же объяснить подобное несоответствие?
Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Более того, слова Иисуса о Себе: «...И в третий день воскреснет» (Матф. 20:19) или фраза учеников, возвращающихся в Эммаус: «...Уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21) – могут указывать на пятницу как день смерти.

Но есть одно «но» – две вместо трех ночей. Если Христос был распят в пятницу, Он не мог быть «в сердце земли» три ночи. Только две. Конечно, если тьму окутавшую Иерусалим на три часа, в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Более того, Он был еще жив (Матф. 27:45-50). Так что версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется притянутой «за уши».

Есть и еще один вариант, он подойдет тем, кто увлекается аллегорическими толкованиями. Третья ночь – это период от смерти Христа на кресте до момента, когда воскреснут все умершие верующие. Цепочка размышлений примерно такая: верующие являются Телом Христовым, но верующие умирают, поэтому воскресение началось, но не завершилось, а завершится с воскресением всех верующих, и тогда в фразе «три ночи» будет поставлена точка.

Для себя я делаю промежуточный вывод. Либо фразу «три дня и три ночи» не нужно понимать буквально, а стоит отнестись к ней как к некоему фразеологическому обороту, либо Христос был распят не в пятницу, а в четверг.

В котором часу распяли Иисуса? «Был час третий и распяли Его» (Марка 15:25). Но в Евангелии от Иоанна зафиксировано время суда у Пилата: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой» (19:14). Как мог Пилат судить Иисуса в шесть часов, если в три Христа распяли? Марк, Лука и Матфей пользуются греческим (римским?) временем, а Иоанн – еврейским? Еврейское считает часы дня от рассвета, и, соответственно, шесть часов по еврейскому времени – это у нас полдень. А греки считают от полуночи и от полудня, так что три часа дня – это 15.00 у нас (или три часа ночи). И тогда получается, что в полдень (шесть часов по еврейскому, у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие.

Но, во-первых, почему Марк, Лука и Матфей используют греческое время? Ну, ладно – Марк, а Матфей, который писал евреям? Во-вторых, даже если это так, т.е. Марк по-гречески, а Иоанн по-еврейски, все равно остается проблема. Чтобы ее увидеть, нужно задать вопрос: а в котором часу тогда зашло солнце? Ответить поможет знание длительности светового дня и времени восхода солнца. Длительность светового дня должна быть близкой к 12 часам, потому что, во-первых, это южные широты, а, во-вторых, весна, день весеннего равноденствия где-то рядом. Так что день занимает ровно половину суток, или 12 часов. А в котором часу рассвет? Логично предположить, что в шесть часов утра «по-нашему», и тогда закат, соответственно, в 18.00.

Теперь нужно посчитать. Как я уже писал, в 12.00 (шесть часов по-еврейскому у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие. Через три часа, т.е. в 18.00, Иерусалим на три часа – до 21.00 погрузился во тьму («от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; «в шестом часу настала тьма и продолжалась до часа девятого», Марка 15:33). Примерно в это время – в 21.00 Христос испустил дух.

Если это так, тогда никакого чуда с тьмой не было, просто зашло солнце – и все. Да и Христа погребли уже после захода солнца, т.е. в день Пасхи. Судя по всему, эта теория совершенно не жизнеспособна и не выдерживает критики.

А что, если было наоборот? Иоанн, как написавший более позднее Евангелие (при этом, скорее всего, живя не в Иерусалиме), использовал греческий вариант счета времени, а Марк и Матфей – еврейский? Иоанн в своем Евангелии о времени говорит в первой главе, описывая встречу Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя с Иисусом: «Они пришли и увидели, где Он живет и пробыли у него день тот. Было около десятого часа». Могло ли это быть еврейское время, т.е. 16.00 по-нашему? С большой натяжкой. Скорее всего это было 10 часов утра, т.е. 10 часов после полуночи, по-гречески, и ученики пробыли с Иисусом весь день.

Второй раз Иоанн говорит о времени в четвертой главе: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» – это известная встреча с самарянкой. Если по-еврейски, то 12.00 у нас, а если по-гречески, то шесть часов – либо утра (что мало вероятно), либо вечера, что весьма логично, учитывая учеников, озабоченных поисками еды и удивленных реакцией Иисуса на принесенные продукты.

Вполне похоже, что Иоанн пользовался греческой системой учета времени. А значит, суд у Пилата состоялся в 6.00 (подходит и 18.00, но это невозможно), потом в 9.00 (три часа по-еврейски) – распятие, с 12.00 до 15.00 (с шести до девяти) – тьма и около 15.00 (девять) – смерть. Потом у друзей Иисуса есть два-три часа, чтобы до захода солнца получить разрешение, снять тело с креста и положить в находившейся неподалеку гробнице. Если не обращать внимание на ранний час суда, то все прекрасно сходится без всяких натяжек.

Мог ли суд у Пилата состояться в шесть утра, т.е. чуть ли не на рассвете? Учитывая жаркий климат, в котором все важные дела принято делать, пока не припекло солнце, а также не забывая о том, как торопились враги Иисуса, желая успеть разделаться с Ним до Пасхи, думаю, что мог и состоялся.

Я остановлюсь на полпути если не подниму вопрос о последней Вечере Христа с учениками. Принято считать, что Вечеря была в четверг. Но если Пасха – в субботу, то начинать праздновать нужно в пятницу после захода солнца, разве не так? Но в пятницу Христа уже распяли.

Что побудило Христа начать пасхальную трапезу раньше?

Я знаю три версии:
1. Христос предвидел, что в пятницу Он будет распят, пригласил учеников на день раньше, пренебрегши канонами (как Он делал это ранее в отношении субботы).

2. Поскольку в тот год Пасха пришлась на субботу (Пасха, с ее подвижным графиком, могла выпасть на любой день недели), празднование, по мнению некоторых иудеев, можно было перенести на день раньше. А чем плоха суббота для празднования Пасхи? В субботу нельзя разжигать огонь, а, по канонам, нужно было сжечь кости ягненка, оставшиеся от вечерней трапезы. Получалось, что одни иудеи праздновали с вечера четверга и в пятницу, а другие – с вечера пятницы в субботу.

3. Между Галилеей и Иудеей существовала разница в религиозном календаре в отношении празднования Пасхи (как-то это связанно с ессеями). Поэтому галилеяне, а именно к ним относился Иисус и большинство учеников, праздновали по-своему. Возможно, что даже не в четверг, а в среду или вторник. Эта точка зрения не очень распространена, появилась сравнительно недавно, благодаря свиткам Мертвого моря, но в одной из своих проповедей нынешний наместник римского престола Бенедикт XVI озвучил именно ее.

Не могу сказать, что по всем этим вопросам я имею железобетонную уверенность. Но уверен в одном: Искупитель мой жив! И это для меня главное, а остальное – вещи с ограниченной ценностью.

Что еще почитать