Смысловые отношения в сложносочиненном предложении правило. Классификация сложносочиненных предложений. Выпускная квалификационная работа

Сложносочиненное предложение – это такой тип сложного предложения, части которого равноправны 1 , соединены сочинительной связью 2 , показателем которой является сочинительный союз 3 .

Сочинительные союзы :

1) соединительные: и, да (=и), тоже, также, ни-ни и др.;

2) противительные: а, но, да (=но), однако, зато и др.;

3) разделительные: или, либо, то … то, не то … не то, то ли … то ли и др.;

4) градационные: не только…, но и; не столько… сколько, как… так и и др.;

5) пояснительные: то есть, а именно и др.;

6) присоединительные: да и, да, и притом и др.

Дифференциальные признаки ССП:

1) относительная автономность предикативных единиц в смысловом и структурном отношении;

2) наличие сочинительного союза как основного средства связи предикативных единиц;

3) характер интонации, объединяющей части (всегда есть интонация незавершенности первой предикативной части).

Два подхода рассмотрению понятия «ССП »:

1. Суженное понимание СПП. ССП – это предложение, в котором в предикативных единицах полностью реализуются структурные схемы и части которого равноправны . Такая точка зрения представлена в школьных учебниках и большинстве вузовских.

2. Расширенное понимание СПП (точка зрения АГ-70 и 80, Шведовой и Белошапковой). Кроме традиционных ССП сюда относятся простые предложения с однородными сказуемыми . Пример: Он попрощался и вышел . Данное предложение полипредикативно, полипропозитивно. Следовательно, это ССП со второй неполной частью.

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ССП

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ССП

Основания для классификации:

1) Тип структуры (открытость / закрытость, гибкость / негибкость);

2) Семантические отношения, передаваемые определенными типами сочинительных союзов.

Соответственно типам сочинительных союзов выделяется шесть видов ССП (внутри соединительных, противительных и разделительных отношений выделяются ЧСО, в остальных нет):

I. ССП с соединительными отношениями - ОСО :

1) Соединительно-перечислительные отношения (основное средство связи – сочинительные союзы и, да (=и), ни … ни) выражают связь однотипных ситуаций. Структура открытая, гибкая / негибкая .

Выделяются два подтипа (ЧСО):

а) с отношениями одновременности (открытая и гибкая структура):

Дожди прошли, и ветры прогудели … (Э.Г.Багрицкий).

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою (А.Плещеев).

б) с отношениями последовательности (открытая и негибкая структура):

Открылась дверь, и вошел лакей в богатой ливрее (Н.В.Гоголь).

В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько дней держалось ненастье (С.Никитин).

Для данного типа характеры : интонация перечисления, использование слов одной тематической группы, лексические повторы, синтаксический параллелизм, наличие общих второстепенных членов предложения, видовременные формы сказуемых, указывающие на одновременность или последовательность событий.



2) Соединительно-отождествительные отношения (союзы тоже, также ) передают сходство между действиями, признаками предметов в первой и второй предикативных единицах. Обычно гибкая структура.

Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе также все краски поблекли (М.Горький).

Она мне нравилась все больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : слова одной и той же тематической группы, неполнота частей, соотношение видовременных форм сказуемых.

3) Соединительно-распространительные отношения предполагают обязательное распространение первой предикативной единицы второй частью. Структура негибкая, закрытая.

Небо было черным, и на его фоне ярко выделялись две звезды.

Сад был мал, и в этом было его достоинство (Ю.Тынянов). *Этом – отсылает к первой части высказывания.

Дополнительные средства связи : местоименная замена, использование анафорических местоимений, наречий, отсылающих к первой части.

4) Соединительно-результативные (причинно-следственные) отношения характеризуются тем, что вторая предикативная единица содержит вывод, результат, следствие из того, о чем сообщается в первой предикативной единице.

Ветер шевелил листья, и по полу скользили солнечные зайчики (М.А.Шолохов).

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыданья задергали ее лицо (Л.Н.Толстой).

Дополнительные средства связи : во второй части могут использоваться специальные вводные слова (следовательно ) или частицы (значит ), указывающие на значение следствия.

5) Условно-следственные отношения базируются на том, что первая предикативная единица содержит условие, при котором возможно совершение действия во второй части. Обычно негибкая, закрытая структура.

Скажи ты ей два слова, и она спасена (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : соотношение модально-временных форм сказуемых с нереальной модальностью, параллелизм строения, повторы.

6) Отношения соединительного несоответствия основываются на совмещении несовместимого, на объединении различного, несходного. Обычно негибкая, закрытая структура.

Она хотела заговорить, и вдруг голос ее замер (И.Тургенев).

Дополнительные средства связи : частицы и наречия, указывающие на эффект неожиданности, несоответствие одного факта другому (вдруг, все же, все-таки, тем не менее, как раз ).

II. ССП с разделительными отношениями - ОСО :

1) Отношения взаимоисключения (союзы или, (иль), либо, не то… не то ) констатируют связь двух равноправных ситуаций, причем одна из них исключает другую. Структура чаще гибкая, обычно закрытая .

Или я совершенно ошибся в вас, или вы в состоянии выслушать правду (И.Тургенев).

Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук… (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

2) Отношения чередования (союзы то… то, или… или, либо… либо ) отображают ситуации, существующие в разных временных планах и сменяющие друг друга. .

То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно.

То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору… (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

3) Отношения неразличения (союзы не то… не то, то ли… то ли ) связаны с особой позицией говорящего, который затрудняется точно квалифицировать ситуацию в силу нечеткости ее восприятия или сходства сопоставляемых явлений. Обычно гибкая и закрытая структура .

То ли доктор подавлен чем-то, то ли он чем-то обижен (А.П.Чехов).

Не то я сам за эти три года утратил мою способность уживаться с людьми, не то люди стали за то время более пройдохами (М.Горький).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

4) Отношения альтернативной мотивации (союзы а то, или, а не то ) основываются на наличии двух альтернативных ситуаций, причем одна из них менее предпочтительна для говорящего, чем другая.

Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька браниться станет (А.Н.Островский).

Отвечай же мне, а не то я буду беспокоиться (А.С.Пушкин).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

III. ССП с противительными отношениями - ОСО :

1) Сопоставительные отношения (союзы а, же (=а ) выражаются через сопоставление различных ситуаций, явлений. Структура обычно закрытая, гибкая .

Мать расположилась с детьми в карете, а отец – в кибитке (С.Аксаков).

Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : параллелизм строения, структурная неполнота второй части, слова одной тематической группы, общий модально-временной план предложения.

2) Противительно-ограничительные отношения (союзы но, да, однако ) основываются на противопоставлении ситуаций, где одна из предикативных единиц содержит сообщение о ситуации, ограничивающей проявление действия, названного в другой предикативной единице. .

Кругом все тихо, только (=но) слышно дыхание старого леса (Н.Лесков).

Мне очень хотелось посмотреть охоту, но мать не пускала (С.Т.Аксаков).

Дополнительные средства связи : ограничительные частицы во второй части (только, лишь ), которые могут использоваться в значении союзов; использование глагола с нереальной модальностью (было бы ).

3) Противительно-уступительные отношения (союзы но, однако, да (=но); в первую часть по смыслу можно подставить хотя ) предполагают совершение действия в одной из предикативных единиц вопреки тому, что происходит в другой части. Структура обычно закрытая, негибкая .

Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне (Л.Леонов).

Солнце село, но в лесу еще светло (И.С.Тургенев).

Дополнительные средства связи : уступительные частицы в первой части, наречия типа еще, уже и др.

4) Противительно-возместительные отношения (союзы зато, но, однако ) характеризуются тем, что в ССП вторая ситуация компенсирует ситуацию в первой части, часто отрицательную по своим проявлениям. Структура закрытая, негибкая .

Старик держал себя с большим достоинством и говорил мало, зато молодой китаец оказался очень словоохотливым (В.Арсеньев).

Яркая роскошь южной природы не трогала старика, зато многое восхищало Сергея… (А.И.Куприн).

Дополнительные средства связи : широкое использование оценочных слов.

IV. ССП с градационными отношениями – ОСО – (союзы не столько… сколько, как … так и, не то чтобы… а ) указывают на неравноценность событий, где второй событие обладает большей значимостью для говорящего, чем первое. Структура закрытая, негибкая .

Он не то что жесток, но он слишком деятельного характера (Л.Н.Толстой).

Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него (А.И.Герцен).

Дополнительные средства связи : общий модельно-временной план.

V. ССП с пояснительными отношениями – ОСО – (союзы то есть, а именно ) служат для указания на тождество соотнесенных ситуаций, при этом информация, в них сообщаемая, распределяется на основную (первая предикативная единица) и второстепенную (вторая предикативная единица). Структура закрытая, негибкая .

Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л.Н.Толстой).

Время стояло самое благоприятное, то есть было тепло, слегка морозно и совершенно тихо (С.Т.Аксаков).

Дополнительные средства связи : ?

VI. ССП с присоединительными отношениями – ОСО – (союзы да и, и притом ) характеризуются тем, что сообщаемое во второй части дается как примечание или добавочный комментарий, уточнение к первой. Структура закрытая, негибкая .

Постояльцы с ним не заговорили, да и он сам не любил тратить попусту слова (И.С.Тургенев).

В лесу было весело, да и привык уж к такой жизни Елеска (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Основное средство связи везде - сочинительные союзы, и они являются семантическими. Это значит, что по типу союза мы можем определить тип смысловых отношений в ССП.

В школьной грамматике рассматриваются ССП трех семантических типов: соединительные, разделительные, противительные. Остальные не включаются в их состав.

КЛАССИФИКАЦИЯ ,ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В АГ-70 ,80

(по Н .Ю .Шведовой)

Сложносочиненные предложения
Открытой структуры Закрытой структуры
1.Соединительные отношения 2.Разделительные отношения 1. Допускающие 2-ой союзный элемент 2. Не допускающие 2-ой союзный элемент
а) отношения одновременности; б) отношения последовательности а)отношения взаимодействия /? взаимоисключения; б) чередования а) 2-ой союзный элемент возможен, но в данном предложении его нет: - с союзом и ; - с союзом а . б) 2-ой союзный элемент наличествует в предложении: - соединительно-отождествительные, - ограничительные, -противительно-возместительные - противительно-уступительные и др. а) градационные отношения; б) пояснительные отношения

*Минус классификации, представленной в АГ-70, 80 в том, что структурные характеристики не четко соотносятся с семантическими.

Второй союзный элемент – это слово, которое является элементом лексического состава СП (т.е. членом предложения) и вместе с тем выполняет структурную функцию . Вторыми союзными элементами могут быть:

Местоименные наречия (потому, поэтому, оттого );

Вводно-модальные слова (следовательно, значит );

Частицы (ведь, все-таки, все же, все равно, между тем ).

*Вторые союзные элементы могут сливаться с сочинительными союзами, утрачивать свойства знаменательных слов и становиться элементами, расширяющим союз.

В соответствии со структурно-семантическим подходом к анализу сложносочиненных предложений обязательным является характеристика структуры предложения. По мнению В. А. Белошапковой, все сложносочиненные предложения делятся на предложения открытой и закрытой структуры, а в рамках этих структурных групп выделяются структурно-семантические подгруппы.

Сложносочиненные предложения открытой структуры могут состоять из двух, трех и более частей, поэтому они многочленные. Сложносочиненные предложения закрытой структуры только двучленные.

Между этими двумя типами сложносочиненных предложений В. А. Белошапкова указывает следующие различия: «Сложно­сочиненные предложения закрытой структуры, минималь­ные конструкции которых представляют сочетание обяза­тельно двух предикативных единиц, по данному различи­тельному признаку однотипны со сложноподчиненными предложениями (последним они противопоставлены по признаку сочиненности/подчиненности) и вместе с ними противостоят сложносочиненным предложениям открытой структуры, минимальные конструкции которых представ­ляют сочетания неопределенного количества предикатив­ных единиц. Сложносочиненные же предложения откры­той структуры противопоставлены сложноподчиненным предложениям не по одному различительному признаку, а сразу по двум: по признаку сочиненности/подчиненности и признаку открытости/закрытости»1

Особенности структуры конкретных сложносочиненных предложений и тех грамматических отношений, которые они выражают, создаются за счет союзов.

В организации сложносочиненных предложений открытой структуры принимают участие одиночные и повторяющиеся соединительные и разделительные союзы, причем первые, выражая значение одновременности или следования, в отличие от вторых, не являются необходимым строевым элементом. Поэтому отношения соединительного перечисления могут быть выражены как союзами, так и бессоюзно. Например: «И мчимся в осенние дали, / И слушаем дальние трубы, / И мерим ночные дороги, / Холодные выси мои..» (А. Блок). (Сравним: Мчимся в осенние дали, слушаем дальние трубы, мерим ночные дороги, холодные выси мои...» ).

Соединительные союзы в составе открытых структур лишь подчеркивают смысловую однотипность частей и цельность предложения. Например: «И воздух тут чистый, и солнце, и холодком от речки веет».

Разделительные союзы, напротив, являются необходимым элементом структуры сложносочиненного предложения, т. к. именно они вносят в предложение значение выбора предполагаемого явления из открытого ряда, которое составляет сущность отношений разделительного перечисления и отличает разделительные сложносочиненные предложения от перечислительных. Именно поэтому разделительные отношения не могут быть выражены в бессоюзных сложных предложениях. Так, союз то... то выражает отношение повторяющегося чередования ряда событий. Например: стихотворение А. А. Ахматовой «Любовь» начинается со сложносочиненного чередования открытой структуры, предикативные части которого соединяются повторяющимся разделительным союзом то... то, выражающим отношение следования одного явления за другим: «То змейкой, свернувшись клубком, / У самого сердца колдует, / То целые дни голубком / На белом окошке воркует, / То в инее ярком блеснет, / Почудится в дреме левкоя... / Но верно и тайно ведет / От радости и от покоя» (А. Ахматова).

Другие разделительные союзы – одиночные или повторяющиеся – или, диалектно-просторечный али, книжный либо, неповторяющиеся не то... не то, то ли... то ли выражают значение взаимоисключения, при котором перечисляется ряд предполагаемых явлений и реальное существование одного из них исключает все остальные. Например: « Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов).

Сложносочиненные предложения закрытой структуры весьма разнообразны и по средствам связи, и по грамматическим отношениям. Тем не менее их объединяет общий признак – двучленность. В качестве средств связи выступают союзы широких и отвлеченных значений и, а, но и союзы узких дифференцированных значений не то... но и, а именно и др., которые в некоторых могут соединяться с другими выразителями смысловых отношений между предикативными частями. Это местоименные наречия поэтому, потому, оттого, модальные слова следовательно, значит, частицы ведь, все-таки, все равно и др., которые конкретизируют и уточняют общее грамматическое значение ССП. Например, противительное грамматическое значение в предложении «» (Симонов) осложнено уступительным значением, которое выражено союзным элементом все-таки, а в предложении«Обладая более твердым шагом, мулы хорошо ходят в горах и невзыскательны на корм, но зато они вязнут в болотах» (Арс.) это же противительное значение осложнено значением возмещения, которое выражено союзным элементом зато.

В соответствии со сказанным устанавливаются три уровня членения сложносочиненных предложений на разряды (и подразряды). На первом уровне вы­деляются два разряда: 1) предложения, допускаю­щие второй союзный элемент, 2) предложе­ния, не допускающие второго союзного элемента.

На втором уровне членения сложносочинен­ные предложения, допускающие второй союзный элемент, по реальному наличию/отсутствию его делятся на два подразряда: 1) предложения без второго союзно­го элемента, 2) предложения со вторым со­юзным элементом; Сравним: 1) Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин); 2) Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить, с вол­нением, с ожиданием чего-то нового в этом году (Пришвин).

Предложения без второго союзного эле­мента далее делятся по тому, каким именно союзом ор­ганизуются: максимально широким по значению союзом и или более специализированными противительными со­юзами а, но и синонимичными им.

Предложения со вторым союзным элемен­том делятся на подразряды по семантике второго союз­ного элемента, который является главным, определяющим слагаемым значения всего предложения. На этом основа­нии выделяются шесть подразрядов: 1) следствия – вывода (с союзными элементами поэтому, потому, от­того, следовательно, значит и т. п.); 2) противитель­но-уступительные (с союзными элементами все-таки, тем не менее, между тем и под.), 3) противи­тельно-возместительные (с союзным элементом зато),

4) ограничительные (с союзными элемен­тами только, лишь и под.),5) отождествительно-соединительные (с союзными элементами тоже, также) ,

6) соединительно-дополнительные (с союзными элементами еще, вдобавок и под.). Например: Наверное, это была несправедливая мысль, но она все-таки пришла ему в голову (Симонов); Дочь училась дома и росла хорошо, и мальчик то­же учился недурно (Л. Толсой).

Предложения, не допускающие вторых союзных эле­ментов, по семантике союзов делятся на два подразряда: 1) пояснительные (с союзами то есть, а именно), например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса готовился воевать (Сергеев-Ценский) и 2) градацион­ные (с союзами не только... но и, да и я под.).

Градационные предложения по характеру союзов в свою очередь делятся на собственно градационные и уси­лительные. Собственно градационные предло­жения образуются союзами расчлененного типа: не толь­ко... но и, не то чтобы... но и под., например: Не только что нашего клуба не было, или фонарей на улицах, но и лавок на весь город было только две (К.). Усилитель­ные предложения образуются союзом да и, например: Здесь мой голос на резком ветру огрубел, Да и сердце мое огрубело (А. С).

1.3. Средства связи предикативных частей

в сложносочиненном предложении

В сложносочиненном предложении средствами связи предикативных частей являются, прежде всего, сочинительные союзы. Но их состав может осложняться за счет так называемого второго союзного элемента, представляющего собой местоименные наречия типа поэтому, потому, оттого , модальные слова следовательно, значит , частицы ведь, все-таки, все же, все равно, тем не менее, между тем и др., которые присоединяются к сочинительным союзам с широкой семантикой: и, а, но.

Кроме союзов, функцию связки могут выполнять и «аналоги союзов». Это слова других частей речи. Например: продуктивные частицы-союзы же, ли, только, лишь, лишь только ; наречия-союзы еще, вдобавок, напротив, однако и некоторые др.

Языковой знак, как утверждал Фердинанд де Соссюр, не только симметричен, но и асимметричен. Применительно к служебным частям речи это следует понимать так: сочинительные союзы в структуре сложных предложений могут выражать и сочинительные, и подчинительные связи. Разграничить сочинение и подчинение можно с помощью формального критерия, разработанного А. М. Пешковским: в сложносочиненном предложении средства связи находятся между предикативными частями или перед каждой из них, а в сложноподчиненном предложении входят в придаточную часть. Например: Ты сер, а я, приятель, сед ...(Крылов) > Я, приятель, сед, а ты сер и Он отвернулся, потому что не мог поступить иначе В последнем предложении изменение порядка следования предикативных частей возможно лишь теоретически, да и то с обязательным присутствием союза в придаточной части. Но есть переходные конструкции между сочинением и подчинением, возникающие при асимметрии между содержанием, т. е. грамматическими отношениями предикативных частей сложного предложения, и формальным выражением этих отношений. Например, в структуре сложного предложения сочинительный союз и выражает причинно-следственные отношения, типичные для сложных предложений с подчинительными отношениями. Сравним: Все ждали сильного половодья потому, что зима была снежная. Следовательно, сложное предложение Зима была снежная, и все ждали сильного половодья – это переходная конструкция между сочинением и подчинением, так как наблюдается асимметрия между грамматическим значением предложения и способом его выражения.

Для анализа особенностей структуры сложносочиненного предложеня необходима структурная характеристика средств связи, которая предполагает сообщение о том, является ли союз простым или составным, непроизводным или производным, одиночным или повторяющимся. При этом повторяющиеся союзы ни... ни, то... то, не то... не то и др. следует отличать от омонимичных одиночных союзов, которые могут повторяться в тексте. Например: в предложении Ни денег в кармане, ни мысли в голове употреблен повторяющийся союз ни... ни. Во втором предложении Мелькнет в бурьяне булыжник, или перебежит дорогу суслик союз или одиночный неповторяющийся. И в третьем предложении Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять употреблен одиночный повторяющийся союз или.

С учетом семантики к традиционно выделяемым трем группам сочинительных союзов, различных по структуре (соединительных, разделительных и противительных), относятся еще две: пояснительные союзы то есть, а именно ) и присоединительные (да и, да и то, и притом ), например: Время стояло самое благодатное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Нагибин); В один день было можно много сработать, и притом время бежало быстро, незаметно. (Лесков).

Большинство союзов однозначные, то есть семантические, или союзы узких дифференцированных значений. Но есть союзы многозначные, семантические, то есть синтаксические, или союзы широких и отвлеченных значений, получающие определенное смысловое наполнение в конкретном предложении. Так, самый частотный союз и, обладая широкой семантикой, способен выражать соединительные отношения (например: Далеко за двором кричали лягушки и пел соловей ), соединительно-результативные (Позвольте мне говорить о своей любви, и это одно будет для меня величайшим счастьем... ) и даже противительные (Я не хотела сделаться начальницей, и все же мне пришлось ). Как показывает языковой материал, отвлеченное значение союза и наполняется конкретной семантикой за счет грамматических отношений между предикативными частями, которые организуют структуру конкретного сложносочиненного предложения.

Способы выражения грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения разнообразны, и, кроме союзов и союзных слов, выделяют грамматические, лексические, структурные и интонационные.

К грамматическим средствам относят определенное соотношение видовременных форм сказуемых, неполноту второй или следующей предикативной части, наличие детерминанта. Детерминант в сложносочиненном предложении всегда стоит в начале предложения, в отличие от простого предложения, в котором он может находиться и в конце предложения. Так, соединительно-перечислительные отношения одновременности могут быть выражены и грамматическими формами глаголов-сказуемых в настоящем и прошедшем времени, и детерминантом. Сравним: В лодке сидела Елена с Рендичем и стоял длинный ящик, покрытый черным сукном (Л. Толстой). Его здесь никто не любит и все боятся. (И. Г.).

В выражении определенных грамматических отношений могут принимать участие и лексические средства. Это слова, например, одной тематической группы, выступающие как языковые или контекстуальные антонимы в сложнопочиненных предложениях с сопоставительно-противительными отношениями: Он шел с косой, а она – с граблями или Он аристократ - а я смиренная демократка (П.). Резкое противопоставление в последнем предложении, которое выражается прежде всего лексически, объясняет постановку тире.

Порядок следования предикативных частей составляет одну из особенностей структуры сложносочиненного предложения. В сложном предложении различают два типа расположения частей: свободный (нефиксированный) и несвободный (фиксированный). Для сложносочиненного предложения характерен свободный порядок следования предикативных частей, обусловленный их относительной смысловой и структурной самостоятельностью.

Однако имеет место и фиксированный порядок. В этом случае его нужно рассматривать как способ выражения соответствующих грамматических отношений. Например: Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно... (Чехов). В этом предложении причинно-следственные отношения выражаются несвободным (фиксированным) порядком следования предикативных частей: в первой части называется причина (Приближалась осень ), во второй ее следствие (и поэтому в старом саду было тихо...).

Несвободный порядок расположения предикативных частей характеризует двучленные закрытые структуры сложносочиненного предложения, в которых семантика второй части не самостоятельна от связи с первой. Это зачастую подчеркивается наличием в ней анафорических слов с неопределенной семантикой, соотносимых со словами конкретной семантики в предшествующей предикативной части. Например.: Море было спокойное, и все же входить в него было почему-то страшно (Ант.). Уступительно-противительные отношения выражаются фиксированным порядком слов, о чем свидетельствует наличие во второй части личного местоимения, соотносимого с существительным море. Аналогичное наблюдается и в предложении с соединительно-результативными отношениями. Например: Через год в городе уже совершенно забыли про Ивана Дмитриевича, и книги его, сваленные хозяйкой под навесом, были растасканы мальчишками (Чехов).

Анализ конструктивных элементов в структуре сложносочиненного предложения позволяет говорить о свободных и несвободных моделях или схемах, по которым строится конкретная разновидность сложных предложений.
Наиболее продуктивны и стилистически нейтральны свободные модели, а в живой разговорной речи могут употребляться сложносочиненные предложения, построенные по несвободным моделям. Они двучленны. Особенностью их структуры является какой-либо устойчивый нечленимый лексикализованный компонент в первой части или устойчивые соотносительные компоненты, расположенные в обеих частях. Например: Чего другого, а болот в Мещоре хватает (Паустовский), Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (Пушкин) и т. д.

Интонация – универсальный, а потому не основной способ выражения грамматических значений в сложносочиненном предложении.. Тем не менее вместе с рассмотренными средствами связи интонация оценивается как достаточно конкретный выразитель соответствующих грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения.

Например, сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительно-перечислительными отношениями произносятся с интонацией перечисления, которой окрашивается также простое предложение, осложненное однородными членами с бессоюзной связью. Например:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман (Пушкин)

Осинник зябкий, да речушка узкая,

да синий бор, да желтые поля.

Ты всех милее, всех дороже,

русская суглинистая, жесткая земля (Сурков)

Сложносочиненные предложения с противительными и разделительными союзами произносятся с интонацией сопоставления. Она наиболее очевидна и выразительна в двучленных предложениях закрытой структуры. При наличии отношений сопоставления или противопоставления первая предикативная часть произносится с некоторым или заметным повышением голоса, что соответствует тире. Перед второй предикативной частью делается пауза различной степени длительности в зависимости от знака препинания, а опорные слова в обеих предикативных частях произносятся с повышением тона. Например: Езжали вы сюда, / а лошадей держал я в этой роще (Пушкин).

В сложносочиненном предложении с присоединительной связью чем отчетливее присоединительный характер связи между предикативными частями, тем слабее цельность предложения. В устной речи это выражается значительной длительностью паузы перед присоединительными союзами, понижением голоса и интонацией незавершенности. Присоединяемая часть проговаривается на полтона ниже. Например: Постояльцы с ним не заговаривали, да и сам он не любил тратить попусту слова (Паустовский).

1.4. Грамматические отношения в сложносочиненном предложении

Грамматическое значение сложносочиненного предложения складывается из грамматического значения союзов и конкретной семантики компонентов предложения, поэтому в синтаксической науке вопрос о грамматических отношениях в ССП решен по-разному. В одних источниках грамматические отношения представлены описательно (например, у Валгиной), в других – в виде классификационной системы (например, у Бабайцевой и Максимова.

При определении грамматических отношений нужно исходить из того, что обозначают предикативные части и как они относятся друг к другу семантически. Например: в сложносочиненных предложениях с соединительными союзами выражаются прежде всего соединительные отношения, которые могут быть определены более конкретно: как соединительно-перечислительные отношения одновременности, например: Сентябрь засыпал все тропинки листвою желтой, как всегда, и тоненькие паутинки развесил, словно провода . (Бр.), как соединительно-перечислительные отношения последовательности: Уже окончен день, и ночь надвигается из-за крыш (Багр.), как соединительно-распространительные отношения, например: Чародейкою-зимою околдован лес стоит, и под снежной бахромою неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит (Тютчев), как соединительно-результативные отношения: Ночью буря разозлилась, и крыша снегом опушилась и т. д. При определении грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения можно обнаружить случаи синкретизма, т. е. наложения значений. Например: сочинительные союзы то есть, а именно выражают общее значение пояснения. А в структуре конкретных сложносочиненных предложений они могут способствовать формированию синкретичных пояснительно-присоединительных грамматических отношений. Например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса, готовился воевать (Сергеев-Ценский);

  • В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.ИСПРАВЬТЕ ошибку и запишите слово правильно
  • Выпишите номера предложений, в которых выделенное слово является предлогом
  • Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару)
  • Из предложений 2-4 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару)

  • Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

    Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.

    Ход урока

      Вступительное слово.

    Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

    И нет планет, похожих на неё.

    Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

    Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

      Разминка. Лексико-орфографическая работа.

    Ребята, вы должны были определить значение слов

    Прогресс

    Прогрессивный

    Гуманизм

    Гуманный

    Феноменальный

      Объявление темы, постановка цели урока.

    Посмотрите на предложение, написанное на доске.

    Петухи давно пропели и играют на рожке.

    Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

    Какое перед нами предложение?

    (простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )

    Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

    (не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)

    Петухи давно пропели , и играют на рожке.

    Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

    - Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    (Сложносочиненное предложение)

    Определим цели урока по опорным словам:

    повторить

    усвоить

    - ;

    научиться

    Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

      Повторение теории.

    Ребята, вы уже изучали сложные предложения.

    Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

    Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)

    Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).

    Назовите сочинительные союзы.

    Соединительные: И, ДА (И)

    Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,

    Противительные: А, НО, ДА (НО)

    - Запишите их в таблицу.

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

      Работа с учебником.

      разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

      Чтение правила и теоретического материала учебника

      выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)

    -Обратите внимание на п. 12.

      чтение материала учебника.

      работа со схемой учебника

      допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения

      вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.

    (одновременность, последовательность, сопоставление;

    одновременность, последовательность, противопоставление;

    причина, - , сопоставление;

    причина,

      Закрепление изученного

      Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

      Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

      В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

      То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

    Правило 1

    Правило 2

      Схематический диктант

    Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

      Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

      Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)

      Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

      Осень, но погода ещё тёплая.

      То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

      Физкультминутка.

      Анализ текста.

    И

      Тест.

    I вариант

    А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

    А. Б. В. Г.

    А. Б. В. Г.

    [неопределённо-личное], и [безличное]?

    А.Б.В.Г.

    4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    ?

    однако

    II вариант

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    А., Б.,В.,Г.

    ?

    А. одновременность явлений. Б. последовательность

    В. чередование Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    Ответы на тест:

    I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

      Итог урока.

    Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

      Домашнее задание:

    Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»

      Рефлексия.

    Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.

      Славу свою добываю в бою.

      Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.

      Бог-то бог, а не будь сам плох.

      Святой Боже пахать не поможет.

      Велик телом, да мал делом.

      Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

      Живот толстой, а лоб пустой.

      У врача лечись, у умного учись.

      Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

      Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

      Добрый разум наживёшь не сразу.

      На свой ум надейся, а за чужой держись.

      С кем поведёшься, от того и наберёшься.

      Пчела мала и та работает.

    Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

    Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

    Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

    Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

    Феноменальный – выдающийся, исключительный.

    повторить

    сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    усвоить

    особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться

    отличать сложносочинённые предложения от других предложений

      Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

    Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

    Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

      Анализ текста.

    Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

    Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

    Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)

    I вариант

    А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.

    Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

    Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

    1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    [ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?

      Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

    А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

    Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

    Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

    Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

    Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

    Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

    Феноменальный – выдающийся, исключительный.

    повторить

    сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    усвоить

    особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться

    отличать сложносочинённые предложения от других предложений

      Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

    Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

    Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

      Анализ текста.

    Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

    Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

    Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).

    Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).

    Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    [определённо-личное], и [двусоставное]?

    4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

    Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

    >>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении

    Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания

    Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

    Что еще почитать