Избиение младенцев. Царь Ирод. Картины избиениz младенцев. Иоанн Предтеча. Ирод и избиение младенцев Кто приказал избивать младенцев

Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода,… … Православная энциклопедия

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 2, ст. 1 6, 16) повествуется о том, что царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) приказал умертвить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, после того, как волхвы сказали ему, что один из них Иисус, будущий царь… … Словарь крылатых слов и выражений

ИЗБИЕНИЕ, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 расправа (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ - что Лёгкая победа или расправа над более слабым противником. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых одним делом или общими интересами лиц (Х) в каком л. единоборстве, спортивном состязании, дискуссии, споре и т. д. (p), значительно… … Фразеологический словарь русского языка

Избиение младенцев - Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям. Если Русанов глубоко убеждён в том, что, производя в своём ведомстве это постоянное избиение младенцев (отдачу под … Фразеологический словарь русского литературного языка

См. Вифлеемское избиение младенцев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (иноск. иронич.) коренное истребление (преследование) чего либо (намек на избиение младенцев в Вифлееме) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избиение младенцев - шутл. О чрезмерных строгостях, о суровых требованиях, предъявляемых к людям молодым, неопытным (от евангельского рассказа об истреблении царём Иродом младенцев в Вифлееме) … Словарь многих выражений

Избіеніе младенцевъ (иноск. ирон.) коренное истребленіе (преслѣдованіе) чего либо (намекъ на избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • , Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
  • Зона Посещения. Избиение младенцев , Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…

Ирод Великий — оболганный злодей?

Ирод и младенцы

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие, как говорится, имело место быть, глубоко заблуждаются . Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Миф

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов».

Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482 год.

Реальность

Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

1. Вся эта история архетипична. В мифологии других религий подобное встречается , в частности в индуизме кришнаитского толка.

2. Об этой трагедии кроме Евангелия от Матфея больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

3. Против легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая по весьма сомнительному преданию является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый Храм Рождества, находится и пещера, в которой по другому такому же сомнительному преданию находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет (костей, а не людей).

4. На момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

Все тот же сюжет.

5. Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел бы убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти, Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения.

6. У Ирода не было права наследования иудейского трона. Да, его сыновья правили Иудеей, но будучи назначены все тем же Августом.

7. По разным данным число жертв Вифлеемской трагедии составило от двенадцати до двадцати тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена проживало не более трех тысяч жителей, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Умерщвление младенцев.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен заподозренных в измене.

Видимо столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея, приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появление на Земле долгожданного мессии.

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

ВИФЛЕЕМСКОЕ ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ – эпизод евангельской истории, находящийся в тесной связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме и поклонением волхвов. Это – один из актов кровожадного деспотизма иудейского царя Ирода Великого (73/74 – 4/1 гг. до н.э.), который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю. Из евангелистов об этом событии повествует только евангелист Матфей (2:7–18). Ирод, призвав пришедших на поклонение новорождённому Царю Иудейскому волхвов, выведал от них время появления звезды и направил их в Вифлеем, прося сообщить ему местонахождение Младенца, чтобы иметь возможность поклониться Ему. Его не могла не поразить весть, что с далёкого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники (волхвы) и спрашивали, где родился Царь Иудейский, которому они хотят поклониться и принести дары. Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Согласно древнему пророчеству, местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы ещё больше увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Младенца, сообщили ему в точности, где Он находится: «Чтобы и мне пойти поклониться Ему», – добавил царь. По указанию звезды волхвы нашли Младенца, поклонились Ему, а затем, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанной вестью, а иным путём «отошли в страну свою». Святое семейство, по велению ангела, бежало в Египет и пребывало там до смерти Ирода, который, «увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (т.к. на Востоке матери обычно кормят своих детей грудью в течение двух лет), по времени, которое выведал от волхвов». Таково событие по евангелисту Матфею (Мф. 2:16). Евангелист Марк об этом событии ничего не говорит, а евангелист Лука ничего не говорит о поклонении волхвов, о бегстве Святого семейства в Египет, о кровавых событиях в Вифлееме. О том, как производилось это избиение, тоже ничего не известно. По преданию, детей было избито 14 тыс. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Исследователям кажется несколько странным, что знаменитый еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий (около 37 – около 100 гг.), автор книг «Иудейская война» и «Иудейские древности», подробно описывая царствование Ирода, рассказывая о его тяжёлой семейной драме (казнь старшего сына Антипатра), ничего не говорит о таком крупном событии, как избиение младенцев в Вифлееме. Исследователи при этом ссылаются на то, что этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намёк на вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у древнеримского писателя V в. Макробия, по словам которого, «император Август, будучи извещён о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: «Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном» (игра слов по-гречески). По мнению исследователей, Макробий объединил два отдельных события – избиение младенцев и казнь Антипатра. Свидетельство это довольно позднее, но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Вскоре церковь причислила убитых вифлеемских младенцев к лику мучеников: указания на это исследователи находят у Иринея Лионского (около 130 – около 202 гг.), Тертуллиана (около 160 – после 220 гг.), Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.). Время установления праздника в память вифлеемского избиения младенцев с точность не определено. В карфагенском календаре VII в. есть запись под 28 декабря: «св. младенцев, умерщвлённых Иродом». Западная церковь удержала эту дату, а Восточная вспоминает то же событие 29 декабря. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не раньше V в. (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и др.).

Мы смотрим на баптистерий в Пизе, здание, заложенное в середине XII в. Оно расположено в одном из известных мест, которое вы могли видеть. Здесь же стоит падающая Пизанская башня. Да, именно. Знаменитая Пизанская башня на самом деле - колокольня собора. Это здание, баптистерий, стоит перед собором. Так обычно и располагались здания в итальянских городах Позднего Средневековья. Собор с баптистерием перед ним означает некий религиозный и гражданский центр города. Например, мы видим то же самое в Флоренции. Да. И здесь мы видим ту же схему расположения. Баптистерии были особенно важными зданиями. Именно здесь крестили детей. Это имело огромное значение в этих городах, где жизнь определялась христианской верой и обрядами. А здесь, в этом месте, каждого человека через обряд крещения вводили в христианское сообщество города. Поэтому понятно, почему правительство города активно украшало именно это место. Обычно эти места были очень богато украшены, за ними ухаживали, относились с большим вниманием. Это было важно для таких городов. Отлично, давайте зайдём. С архитектурной точки зрения это Средневековье, верно? Зайдя внутрь, мы видим... Внутри мы видим то, что предвосхищает радикальные изменения, в чём-то даже революционные. Это видно при взгляде на конструкцию внутри баптистерия. Это кафедра авторства Никколо Пизано в баптистерии Пизы, законченном примерно к 1260 году. Именно на кафедре стоял священник во время проповеди. Да. Нужно было подняться на кафедру, и эти рельефы - по сути невысокая стенка. Здесь орёл поддерживает небольшую полку, куда можно положить книгу или другой текст для чтения проповеди священником. Так что все могли его видеть и слышать. Мы видим разноцветные колонны с капителями. Над капителями изображены добродетели. А выше здесь мы видим другие рельефы, сюжетные рельефы, показывающие эпизоды из жизни Христа. Они разделены маленькими колоннами. Хочу обратить ваше внимание на очень интересную фигуру Стойкости. Это одна из добродетелей. Одна из добродетелей на капители, под рельефами. Это стойкость, сила. Мы видим аллегорическую фигуру, представляющую эту добродетель - стойкость. Эта фигура очень интересна, она отражает изменения, открывает новую тенденцию. На самом деле, она уже не похожа на средневековую скульптуру. Именно. Не слишком похоже на романский стиль. Это определённо и не готический стиль. Но что это такое? Очень сильное влияние античной классики, с точки зрения внешнего вида и значения. Конечно, мускулистая атлетическая фигура - логичное представление стойкости и силы. Дальше можно предположить, кого представляет эта фигура: на его левую руку намотана львиная шкура, а на правом плече он держит львёнка. Это позволяет нам узнать в этой обнажённой атлетической, мускулистой фигуре Геракла, или Геркулеса, греческого и римского мифологического персонажа, полубога, известного за свою силу. В одно и то же время это античный персонаж, изображённый в античном стиле, и символ христианской добродетели. Правильно. Это христианская добродетель силы и стойкости, воплощённая в античном герое Геракле. Соответственно, значение у неё античное. Как вы сказали, он и выглядит в античном стиле. Удивительно. Возможно, проще всего это увидеть в сравнении с настоящей античной скульптурой. Здесь мы видим изображение Стойкости авторства Никколо Пизано в сравнении с «Диадуменом» - античной скульптурой, вероятно созданной Поликлетом, её мраморной версией. Можно видеть, в чём Никколо Пизано явно подражал античной скульптуре, существовавшей за века до него. Какие элементы копировал, как она повлияла на его работу? Сходство поразительно. Они оба стоят в контрапосте. Да. Они выглядят очень расслабленно и естественно в своих позах. Очень много внимания уделяется анатомии человека, мышцам тела, своего рода натурализму тела. Да. Корпус несколько скручен, смотрит в разных направлениях. Бёдра повёрнуты. Плечи повёрнуты. Здесь есть натурализм в этом внимании к мускулатуре, к положению корпуса. И обратите внимание: скульптура Никколо Пизано хотя и соединена с кафедрой, по сути она существует отдельно. Ощущение, что он может сойти с кафедры. Именно. Мы видим здесь античную с виду фигуру, и тема тоже характерна для античности, потому что здесь действительно изображён Геракл. Это очень важно, потому что на протяжении Средних веков до этого самого момента можно иногда встретить фигуры, в которых иногда угадывается влияние античности. Но обычно они сильно отличаются по смыслу от любого античного значения. Это один из первых в этом периоде примеров некоего воссоединения античной формы с античным значением, хотя в конечном итоге это изображение христианской добродетели на очень христианском объекте внутри крайне христианского здания. Здесь мы видим растущий интерес, своего рода влияние и открытие античной классики заново в разных формах. Верно. В подтверждение давайте сравним какую-нибудь готическую скульптуру с античной. Вот примеры скульптурной готики. С западного входа в Шартрский собор, который был основан в середине XII в., примерно в то же время, когда строился баптистерий в Пизе, когда создавались эти скульптуры; немного раньше создания кафедры Никколо Пизано. И далеко отсюда, в Париже. Да, далеко. Мы покажем разные школы скульптуры, существовавшие примерно в одно и то же время. Возможно, вы знаете, что для готики характерны очень статичные, вытянутые, стилизованные фигуры, намеренно далёкие от любого натурализма, с повторяющимися складками тканей, с лицами без индивидуальности, с одинаковыми жестами. Это фигуры, не существующие отдельно от фона. Их пропорции и их внешний вид диктуются готической конструкцией, которую они украшают. Посмотрите на их ноги. Они просто не могут стоять. Не похоже, чтобы они стояли на чём-то, чтобы они с какой-то степенью достоверности взаимодействовали с миром вокруг них. Не контрапост. Не контрапост. По сравнению с фигурой Никколо Пизано это другая эпоха. Видно, как решительно он отходит от подобной готической традиции и от других традиций средневекового романского стиля. Посмотрим на верхнюю часть кафедры, можно видеть нашего друга. Стойкость, вот здесь. Эти рельефы, как мы сказали, представляют сюжеты или моменты жизни и смерти Христа. Например, в этой сцене выше и правее Стойкости показаны Дары Волхвов, трёх царей, пришедших поклониться новорожденному Христу и Деве Марии, вот она сидит в кресле. Здесь мы видим античную эстетику, отход от романского и готического стилей, которые тоже заметны в этих рельефах. Безусловно. Монументальные, тяжёлые фигуры... Крупные складки тканей. Очень тяжёлые, в чём-то натуралистичные складки тканей, которые создают... Отличаются от линий драпировок в готике. Есть некоторые повторы. Есть и некоторая стилизация. Но можно видеть, что это определённо отход от этих стилей под сильным влиянием античной классики. Это неудивительно для пизанцев, которые пользовались этим объектом, видели его, когда он только был создан. Почему? Потому что у этого города очень богатое античное наследие. Пиза была основана древними римлянами. Средневековые пизанцы об этом знали. Наследие этой античной классики окружало их везде, куда ни взгляни. Их окружало множество примеров античной скульптуры. Один из примеров - саркофаг, украшенный резьбой гроб, который тогда был и сейчас остаётся в Пизе. Было очень много таких фрагментов и предметов, некоторые из них даже включили в средневековые стены и здания города, и ощущение, что античная классика создаёт фактуру и характер Пизы, было очень явным. Но её почти не замечали долгое время, а теперь открывали заново. Теперь они чувствовали, что они могут восстановить связь с этим античным наследием и историей. Конкретно этот саркофаг - особенно в связи с рельефами, на которые мы только что смотрели, важен тем, что фигуры здесь довольно крупные. Они занимают стены саркофага на всю высоту, совсем как более поздние рельефы Никколо Пизано. Этот обнажённый стоящий атлет очень, очень похож на фигуру Стойкости, так что эта фигура могла повлиять на создание той. Мы видим сидящую женщину, которая, хотя и сидит, занимает всю высоту рельефа так же, как Дева Мария в «Дарах Волхвов», на которую мы только что смотрели. Может, именно на этот пример ориентировался Никколо Пизано. Он находится очень близко - на кладбище Кампосанто, всего в нескольких метрах от Баптистерия. Здесь мы видим реальное влияние античности. Фамилия Никколо Пизано означает «пизанец», но на самом деле он не из Пизы. Вероятно, он с юга Италии, может быть, связан с двором императора Священной Римской Империи, Фредерика Второго, который интересовался античностью и покровительствовал её возрождению. Возможно, художник под влиянием этого факта биографии приходит в Пизу, видит город с богатым античным наследием, людей, открытых такого рода связям времён, и на этой почве расцветают новые формы. Логично. У Никколо был сын, его звали Джованни. Они вместе работали над рядом проектов. Около 1300 г. Джованни Пизано открывает собственную мастерскую и работает над своими проектами. Вот это один из них. Это кафедра из церкви Сант-Андрэа в Пистойе, созданная в 1301 году. Её автор Джованни Пизано. По сути структура та же. Есть цветные мраморные колонны с капителями, аллегорические фигуры на капителях под рельефами, которые образуют низкие стенки кафедры. Одно отличие сразу бросается в глаза: в углах между рельефами вместо маленьких колонн стоят фигуры. Это создаёт ощущение большей слитности и связи между отдельными рельефами, здесь они не отделены так чётко этими рамками, как мы видели в работе его отца, сорока годами ранее. Там мы видели колонны на этих местах. Хочу обратить внимание на одну деталь этой кафедры: рельеф, который мы видим наверху - «Избиение младенцев». Здесь показан эпизод из Нового Завета, когда Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме, после того как узнал о рождении Христа. Что это новый человек, который принесёт великие изменения, не нужные Ироду и он приказывает совершить это убийство. И здесь мы видим эту очень эмоционально тяжёлую сцену, где римские солдаты убивают детей. И матери. Их матери, как мы видим здесь, пытаются защитить их или оплакивают их мёртвые тела. Или отводят глаза. Отводят глаза, убегают. Солдаты с ножами в руках, режущие младенцев. Женщины, закрывающие лица. Вот Ирод даёт приказ. В некоторых аспектах скульптуры Джованни Пизано продолжают работы его отца. Есть этот натурализм, зарождение которого мы видели раньше. Есть классицизм, особенно в некоторых других элементах кафедры. Но что более явно отличает скульптуры Джованни Пизано от начала XIV в., это, конечно, растущий интерес к передаче эмоций. Это живое, в чём-то экспрессионистское изображение чувств, которые вызывает эта ужасная сцена, на которую мы смотрим. Она захватывает зрителя. Через их жесты, их мимику. Именно. Это основной инструмент для него и других художников того периода: использование жестов и мимики, чтобы максимально выразительно рассказать историю. Конечно, это ещё один признак отхода от Средневековья, от этих невыразительных лиц готики. Особенно с точки зрения объединения таких выражений, таких эмоций с натурализмом. Потому что в готическом искусстве иногда можно встретить что-то очень страшное и яростное, но при этом очень стилизованное. Здесь мы видим своего рода натуралистичное изображение, т. е. натуралистичное с позиции физической формы, с точки зрения психологической выразительности. Интересно, что это происходит в первые годы XIV в., в то же время, когда Джотто делает абсолютно то же самое в своих картинах. Subtitles by the Amara.org community

Что еще почитать