Специальность «материаловедение и технология материалов» является одной из важнейших дисциплин практически для всех студентов, изучающих машиностроение. Создание новых разработок, которые смогли бы конкурировать на международном рынке, невозможно представить и осуществить без доскональных знаний данного предмета.
Изучением ассортимента различного сырья и его свойств занимается курс материаловедения. Различные свойства используемых материалов предопределяют спектр их применения в технике. Внутреннее строение металла или композитного сплава напрямую влияет на качество продукции.
Материаловедение и технология конструкционных материалов отмечают четыре наиболее важных характеристики любого металла или сплава. В первую очередь это физические и механические особенности, позволяющие прогнозировать эксплуатационные и технологические качества будущего изделия. Основным механическим свойством здесь является прочность — она напрямую влияет на неразрушаемость готовой продукции под воздействием рабочих нагрузок. Учение о разрушении и прочности есть одна из важнейших составных частей базового курса «материаловедение и технология материалов». Эта наука составляет для поиска нужных конструкционных сплавов и компонентов, предназначенных для изготовления деталей с нужными прочностными характеристиками. Технологические и эксплуатационные особенности позволяют спрогнозировать поведение готового изделия при рабочих и экстремальных нагрузках, высчитать пределы прочности, дать оценку долговечности всего механизма.
В течение последних столетий основным материалом для создания машин и механизмов является металл. Поэтому дисциплина «материаловедение» уделяет большое внимание металловедению - науке о металлах и их сплавах. Большой вклад в её развитие сделали советские ученые: Аносов П. П., Курнаков Н. С., Чернов Д. К. и другие.
Основы материаловедения обязательны для изучения будущими инженерами. Ведь основной целью включения этой дисциплин в учебный курс является обучение студентов технических специальностей делать правильный выбор материала для сконструированных изделий, чтобы продлить сроки их эксплуатации.
Достижение поставленной цели поможет будущим инженерам решить следующие задачи:
Курс «материаловедение и технология конструкционных материалов» предназначен для тех студентов, которые уже понимают и могут объяснить значение таких характеристик, как напряжение, нагрузка, пластическая и агрегатное состояние вещества, атомо-кристаллическое строение металлов, типы химических связей, основные физические свойства металлов. В процессе изучения студенты проходят базовую подготовку, которая им пригодится для покорения профильных дисциплин. Более старшие курсы рассматривают различные производственные процессы и технологии, в которых весомую роль играет материаловедение и технология материалов.
Знания конструктивных особенностей и технических характеристик металлов и сплавов пригодятся или конструктору, работающему в области эксплуатации современных машин и механизмов. Специалисты в области технологии новых материалов могут найти свое место работы в машиностроительной, автомобильной, авиационной, энергетической, космической сфере. В последнее время наблюдается дефицит специалистов с дипломом «материаловедение и технология материалов» в оборонной промышленности и в сфере разработки средств связи.
Как отдельная дисциплина, материаловедение являет собой пример типичной прикладной науки, объясняющей состав, строение и свойства различных металлов и их сплавов при разных условиях.
Умение добывать металл и изготавливать различные сплавы человек приобрел еще в период разложения первобытнообщинного строя. Но как отдельная наука материаловедение и технология материалов начали изучаться чуть более 200 лет назад. Начало 18 века - период открытий французского ученого-энциклопедиста Реомюра, который первый попытался изучить внутреннюю структуру металлов. Аналогичные исследования проводил английский фабрикант Григнон, в 1775 году написавший небольшое сообщение о выявленной им столбчатой структуре, которая образуется при отвердевании железа.
В Российской империи первые научные труды в области металловедения принадлежали М. В. Ломоносову, который в своем руководстве попытался кратко объяснить сущность различных металлургических процессов.
Большой рывок вперед металловедение сделало в начале 19 века, когда были разработаны новые методы исследования различных материалов. В 1831 году труды П. П. Аносова показали возможность исследовать металлы под микроскопом. После этого несколькими учеными из ряда стран были научно доказаны структурные превращения в металлах при их непрерывном охлаждении.
Через сто лет эра оптических микроскопов прекратила свое существование. Технология конструкционных материалов не могла делать новые открытия, пользуясь устаревшими методами. На смену оптике пришло электронное оборудование. Металловедение стало прибегать к электронным методам наблюдения, в частности, нейтронографии и электронографии. С помощью этих новых технологий возможно увеличение срезов металлов и сплавов до 1000 раз, а значит, оснований для научных выводов стало гораздо больше.
В процессе изучения дисциплины студенты получают теоретические знания о внутренней структуре металлов и сплавов. По окончании курса слушателями должны быть получены следующие умения и навыки:
Кафедра материаловедения имеется в каждом техническом вузе. В период прохождения заданного курса студент изучает следующие методы и технологии:
В последнее время материаловедение получило мощный толчок развития. Потребность в новых материалах заставила ученых задуматься о получении чистых и сверхчистых металлов, ведутся работы по созданию различного сырья по изначально просчитанным характеристикам. Современная технология конструкционных материалов предлагает использование новых веществ взамен стандартных металлических. Больше внимания уделяется применению пластмасс, керамики, композиционных материалов, которые имеют параметры прочности, совместимые с металлическими изделиями, но лишены их недостатков.
Никакая область современного производства не может обойтись без материалов и технологии их получения, особенно это касается сферы высоких технологий, к которой относится деятельность МИЭТ. В последнее время во всем мире большое внимание уделяется развитию нанотехнологий, и, в то же время, развитие электроники также вступило в область наноразмеров. Таким образом, на первый план выходят наноматериалы и технологии наноматериалов.
В рамках направления «Материаловедение и технологии материалов» (ПМТ) выпускает бакалавров по профилю:
Выпускники института ПМТ, получившие квалификации бакалавра и магистра по направлению «Материаловедение и технология материалов», имеют хорошую подготовку по естественно-научным дисциплинам, с углубленным изучением особенностей исследования и создания наноматериалов и наноструктур, являющихся базой для проектирования и разработки нанотехнологий. Они в совершенстве владеют пользовательскими и специальными компьютерными программами умеют использовать современные языки программирования для разработки эффективного решения поставленных задач.
Институт обладает новейшим оборудованием, позволяющим проводить исследования и разработку микро- и нано- материалов и структур, методик их исследования. Студенты, заинтересовавшиеся работами преподавателей института, уже с младших курсов принимают полноценное участие в работе научно-технических групп при разработке различных приборов и написании программного обеспечения к ним, разработке новых технологий и исследовании новых материалов. Результаты этой работы публикуются в высокоцитируемых журналах и сборниках, докладываются на конференциях и семинарах, и нередко удостаиваются дипломов и грамот. После успешного окончания учебы многие студенты продолжают обучение в аспирантуре. Аспиранты и студенты ведут активное взаимодействие с коллегами из ведущих зарубежных вузов Европы и Америки, которое включает в себя не только обмен информацией, но и возможность продолжения обучения и стажировки студентов, аспирантов и молодых ученых за границей.
Выпускниками совместно с преподавателями разработаны уникальные технологии формирования полупроводниковых преобразователей энергии, технологии интегральной и волоконной оптики, пользующиеся мировым признанием. Разработанные принципы и методики используются в различных зарубежных университетах и фирмах. Аспиранты института неоднократно удостаивались грантов и стипендий Президента РФ.
Выпускники института ПМТ востребованы в целом ряде приоритетных направлений развития мировой и российской экономики, таких как:
Высокий уровень подготовки кадров, выпускаемых институтом, позволяет выпускникам трудоустраиваться и в других различных сферах экономики от энергетики до банковского дела.
Выпускнику бакалавриата по специальности 050710 – Материаловедение и технология новых материалов присуждается академическая степень бакалавра материаловедения и технологии новых материалов.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.
Квалификации и должности:
- технолог-термист;
- химик-технолог;
- техник-лаборант и др.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050710 - Материаловедение и технология новых материалов
Сфера профессиональной деятельности
Специалисты, окончившие бакалавриат, выполняют производственно-технологическую и организационную работу на промышленных предприятиях, а также проводят экспериментально-исследовательскую работу по изучению структуры и свойств материалов.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются заводы черной и цветной металлургии, машиностроительные и приборостроительные заводы, заводы химического производства, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, высшие и средне-технические учебные заведения.
Предметы профессиональной деятельности
К предметам профессиональной деятельности относятся: производственное технологическое оборудование, установки и приборы, предназначенные для изучения структуры и свойств материалов, технологии получения и обработки новых материалов, а также готовых изделий из них.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 050710 – Материаловедение и технология новых материалов могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- расчетно-проектная;
- монтажно-наладочная;
- экспериментально-исследовательская.
Функции профессиональной деятельности
К функциям профессиональной деятельности относятся: организация и управление производством, контроль за осуществлением технологических процессов, контроль качества материалов, анализ экологических и экономических показателей работы производственных участков. Совершенствование технологических процессов получения и обработки материалов.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- исследование химического и фазового состава, структуры и свойств материалов;
- получение новых материалов, разработка технологий их термической и химико-термической обработки, обработки давлением и внедрения их в производство;
- изучение устройства и работы технологического оборудования, установок и приборов;
- создание основ новых технологических процессов получения материалов и их обработки, внедрение в производство.
Направления профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая работа;
- производственно-технологическая работа;
- экспериментально-исследовательская работа;
- расчетно-проектная работа.
Содержание профессиональной деятельности
- изучение структуры и свойств материалов. Создание прогрессивных технологий получения и обработки новых материалов;
- создание производств по получению готовых изделий, соответствующих по качеству требованиям рыночной экономики, и оптимальной структуры их управления;
- анализ работы производственных участков предприятий по получению материалов, готовых изделий и их обработки, внедрение в производство достижений науки и техники, способов получения и обработки новых материалов;
- анализ технических возможностей производственных установок и приборов;
- разработка технологических схем, технических указаний, маршрутных карт и других технических документаций, необходимых для обеспечения новых технологических процессов;
- анализ экономических и экологических проблем производства материалов;
- освоение теории и практики материаловедения, умение применять на практике методы изучения структуры и свойств материалов;
- освоение современных физических методов, используемых в материаловедении. Знать устройство и работу современных сложных физических приборов и установок;
- создание математических моделей строения и свойств материалов, а также технологий их обработки.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050710 – Материаловедение и технология новых материалов
Бакалавр по специальности 050710 – Материаловедение и технология новых материалов должен:
знать:
- о взаимосвязи между фазовым составом, структурой и свойствами материалов, технологические процессы, устройство и работу научных и технологических приборов и оборудования;
иметь представление:
- об основах материаловедческой науки, об основных направлениях ее развития и достижениях науки и техники в этой области;
уметь:
- применять на практике методы изучения структуры и свойств материалов;
иметь навыки:
- выполнения работ по получению новых материалов и их обработки, математической обработки результатов научных исследований, составления технологических карт;
быть компетентным:
- в вопросах технической и экологической безопасности, защиты жизнедеятельности человека, правовых норм и экономических проблем.
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Математика I
Математика II
Физика 1
Физика 2
Химия
Физическая и коллоидная химия
Электротехника
Начертательная геометрия и инженерная графика
Детали машин
Физическое материаловедение
Стандартизация, метрология и сертификация
Физические свойства материалов
Механические свойства материалов
Рентгенография
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Экономика и организация производства
Новые материалы
Технологические процессы производства материалов
Технологическое оборудование производства материалов
Проектирование производства
Научные основы выбора материалов
Компонент по выбору
Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика
Учебная
Производственная практика
Преддипломная
ПГК Промежуточный государственный контроль
Итоговая государственная аттестация
1) Написание и защита дипломной работы (проекта).
2) Государственные экзамены по специальности (дисциплина)
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050710 – Материаловедение и технология новых материалов
Такая специальность, как «Материаловедение и технология материалов» в последнее время стала пользоваться спросом среди абитуриентов. Рассмотрим основные особенности данного направления, его характеристики.
Направление «Материаловедение и технология материалов» включает:
Специальность «Материаловедение и технология материалов» связана со следующими объектами деятельности:
Специальность «Материаловедение и технология материалов» предполагает владение навыком анализа нормативно-технической документации, систем сертификации изделий и материалов, отчетной документацией. Магистр должен знать документацию по безопасности жизнедеятельности и по технике безопасности.
Специальность «Материаловедение и технологии материалов» связана с подготовкой по следующим видам профессиональной деятельности :
Получив специальность «материаловедение и технологии материалов», кем работать? Выпускник, который успешно проходит итоговую аттестацию, получает квалификацию «магистр-инженер». Он может трудоустроиться в различные компании, чтобы осуществлять расчетно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность.
Кроме того, специальность «Материаловедение и технология новых материалов» дает возможность проводить научные и прикладные эксперименты, участвовать в процессах создания и испытания инновационных материалов, новых изделий.
Магистры, имеющие подобную квалификацию, занимаются разработкой рабочих планов, программ, методик, направленных на создание технологических рекомендаций для внедрения инноваций в производственный процесс, занимаются подготовкой определенных заданий для рядовых работников.
Специальность «материаловедение и технология конструкционных материалов» предполагает подготовку публикаций, обзоров, научно-технических отчетов по итогам проведенных исследований. Такие специалисты проводят систематизацию научной, инженерной, патентной информации по проблеме исследования, отзывов и заключений на внедренные проекты.
Инженеры, которые освоили направление «материаловедение и технологии материалов», занимаются не только проектно-технологической, но и производственной деятельностью.
Инженеры, получившие подобную специализацию, занимаются подготовкой заданий на разработку проектной документации, проводят патентные исследования, направленные на создание инновационных направлений. Они ищут оптимальные варианты переработки и обработки различных материалов, устройств, установок, их технологического оснащения с помощью автоматических систем проектирования.
Дипломированные специалисты проводят оценку экономической рентабельности определенного технологического процесса, принимают участие в проведении анализа альтернативных способов производства, организуют обработку и переработку продукции, участвуют в процессе сертификации изделий, технологий.
Бакалавры в этом профиле обучаются следующим навыкам:
Бакалавры имеют навыки проверки создаваемых проектов на полное соответствие всем законодательным нормативам. Они проектируют высокотехнологические процессы, предназначенные для начальных исследовательских и проектно-технологических структур, организуют и оснащают рабочие места необходимым оборудованием.
Обладатели диплома с направлением «материаловедение и технология материалов», обязаны проводить диагностику оборудования. Особое внимание они уделяют экологической безопасности на рабочих местах. При разработке технических заданий для создания определенных узлов в сложных механизмах, инженеры учитывают их эксплуатационные особенности.
После завершения работ, проводят проверку соответствия полученных результатов заявленным условиям, безопасность работы созданных механизмов. Именно эти специалисты занимаются подготовкой документов для регистрации новых изображений, составляют специальную техническую документацию.
Очень часто свой профессиональный путь выпускники начинают с должности «инженер по химическому и спектральному анализу», а также «инженер-испытатель покрытий и материалов».
Получив специальность «Материаловедение и технологии материалов», у новоиспеченного специалиста не возникнет проблем с трудоустройством. Он может стать инженером на любом крупном заводе или комбинате. Те специалисты, которые имеют определенные познания в области обработки металлов и диплом о высшем образовании, могут рассчитывать на должности технолога-термиста и дефектоскописта.
Достаточное количество промышленных предприятий и организаций тяжелой промышленности нуждаются в металлургах и металлографах. Если изначально овладеть теоретическими знаниями в сфере обработки металлов, в таком случае можно сначала трудоустроиться на должность инженера, продолжить обучение, получив специализацию «инженер по химическому и спектральному анализу» либо «инженер-испытатель покрытий».
Специальность «Материаловедение и технологии материалов» настоящее время стала одной из основных дисциплин для тех студентов, которые занимаются машиностроением.
Студенты изучают ассортимент тех материалов, которые уже используются в тяжелой промышленности, а также прогнозируют создание новых веществ, предназначенных для металлургической отрасли.
legno-board.ru - Сайт о саде, даче и комнатных растениях