Истории о выдающихся спортсменах-инвалидах. Спорт. Знаменитые параолимпийцы россии Название статьи о спортсменах инвалидах

Давно уже в мире большого спорта существует такое направление, как паралимпийское движение. Появилось оно в 1976 году. Люди с ограниченными возможностями могли доказать не только себе, но и окружающим свою волю, выдержку, сильное тело и веру в победу не только на соревнованиях, но и над самим собой.

Параолимпийцы России доказали всеми миру, что они - великолепные спортсмены. Подтверждением этому стали многочисленные победы, кубки и золотые медали, привезенные с разных уголков земного шара.

В статье мы расскажем, кто они, самые выдающиеся параолимпийцы России, как сложилась их жизнь и чего они смогли достичь.

Лебединский Андрей

Родился спортсмен в городе Хабаровске. Мальчуган появился на свет в 1963 году. Уже с детского возраста он увлекался стрельбой, обожал охотиться вместе с отцом, который часто ходил в лес пострелять диких зверей. Именно он давал сыну его первый мастер-класс.

В четырнадцатилетнем возрасте Андрея отправили в специальную секцию по стрельбе. Он умело демонстрировал полученные навыки и удивлял своим талантом, ловкостью и меткостью.

В 15 лет мальчик стал кандидатом, а в 17 Андрей Лебединский - заслуженный мастер по стрельбе.

А в 1984 году происходит трагедия, Андрей остается без ноги. Понадобился целый год для того, чтобы пролечиться и пройти необходимые процедуры для восстановления. Денег на оплату медицинских счетов не хватало, поэтому Лебединский продает все свое дорогостоящее снаряжение.

Прошло время, и врачи позволили молодому человеку вновь заняться любимым делом.

В составе олимпийской сборной он очутился в 1996 году и на первом же выступлении сумел принести стране сразу три медали. Две из них были золотыми и одна - бронзовой.

Вера в победу

Андрей Лебединский, как и остальные спортсмены-паралимпийцы, всегда верил в свою победу и отличался огромной силой воли, невероятным мужеством и напористостью. Он без устали мог тренироваться, забыв о сне и еде. Да и каждый паралимпиец проходил невероятно сложный путь от первой тренировки к победе.

Призер постоянно, все 365 дней в году, целился, стрелял и не замечал, когда проходят ночи и дни. В итоге победа стала его законной наградой за труды и усилия. На Олимпиаде в Сиднее Андрей завоевал две золотые медали.

На данный момент спортсмен проживает в родном Хабаровске, там работает тренером детей. Готовит из них будущих чемпионов страны.

Альберт Бакаев

Успешный паралимпиец родом из Южного Урала. В городе Челябинске он приступил к тренировкам, посещал регулярно местный бассейн, активно плавал.

В семилетнем возрасте он делал первые успехи на данном поприще, а в пятнадцать добился высокого уровня, став мастером спорта. Это было большое достижение в столь молодом возрасте.

Но в 1984 году все изменилось. Бакаев на тренировке повреждает позвоночник. Доктора оказываются бессильными и не в состоянии помочь парню, ему грозит полный паралич.

Многие подумали, что на этом карьера Альберта оборвалась, и он навсегда останется прикованным к постели. Но ошиблись. Сила воли сделала чудо. Бакаев сумел доказать всем и каждому, что еще будет принимать участие в тренировках и получит награду за свое мужество и усердие.

На счету чемпиона множество побед в СССР, а после и на первенствах, проводимых в России.

В 1996 году он стал чемпионом на соревнованиях в Европе и завоевал несколько медалей.

Кроме спорта, Альбер был занят общественной деятельностью. В родном Челябинске он создал комитет для таких людей, как он сам, то есть с ограниченными способностями. К большому сожалению, в 2009 году он умер от сердечного приступа.

Баталова Рима

Девушка с самого детства являлась инвалидом по зрению. Но это никак не остановило ее. Девушка стала чемпионкой.

Еще будучи совсем крохой, она посещала секции по легкой атлетике (специальные, для тех, у кого нарушено зрение).

В 1996 году Риммой был поучен диплом об окончании высшего учебного заведения в Урале по спортивной специальности.

В 1988 году девушка уже выступала за сборную своей страны. Ее первая победа была в Сеуле на соревнованиях паралимпийцев. Баталова завоевала медаль.

В 2008 году спортивная карьера чемпионки завершилась огромной победой в Пекине - золото в беге на длинные дистанции.

Отменим и то, что Рима Баталова занесена во всемирно известную Книгу рекордов Гиннеса. Указано, что спортсменка является 13-тикратной победительницей среди паралимпийцев и 18 раз одержала победу в международных соревнованиях.

Владыкина Олеся

Не все параолимпийцы России были инвалидами с рождения. Милая девочка Олеся появилась у родителей здоровенькой в 1988 году, в Москве.

С детских лет родители водили малышку на плаванье, где она демонстрировала всем на зависть потрясающие успехи. Спустя время Владыкиной дали звание мастера спорта.

В 2008 году Олеся Владыкина отправилась на отдых в Таиланд и пригласила с собой подругу. При путешествии на экскурсионном автобусе они попали в страшную аварию. Подруга погибла сразу, а чемпионка получила массу повреждений и травм, вследствие которых ей пришлось ампутировать руку.

Дабы как-то отвлечь себя от тягостных мыслей, Олеся Владыкина принимает важное для себя решение - возобновить занятия спортом. Она начинает усиленно тренироваться и спустя полгода выигрывает золото в Пекине.

В Лондоне Олесе удается продублировать свои достижения и установить мировой рекорд.

Савченко Оксана

Не исключением среди паралимпийцев, имеющих в своей коллекции множество государственных наград, стала наша героиня.

Молодая призерша с детства страдала от плохого зрения, но это не помешало ей достигнуть всех поставленных целей.

Родилась чемпионка Оксана Савченко на далекой и заснеженной Камчатке. При выписке из родильного отделения врачи не обратили внимание на какие-либо отклонения от нормы в организме девочки. А вот в три месяца ей диагностировали глаукому.

Мама девочки приложила массу усилий, и они не прошли даром, дочь прооперировали в одной из московских больниц, но тем не менее восстановить зрение на правом глазике не удалось. Левым девочка видела, но плохо. Тогда и было принято решение отвести ребенка на плаванье.

На данный момент Оксана Савченко имеет три золотые награды, завоеванные в Пекине, а также еще три, привезенные из Лондона.

Также спортсменкой Оксаной Савченко был получен диплом об окончании университета по специальности "физическая культура" башкирского учебного заведения и диплом по пожарной безопасности в университете Уфы.

Бугаев Алексей

В 1997 году в городе Красноярске появился на свет мальчик Алеша. Это самый молодой чемпион в мире паралимпийцев за последнее время.

Известность молодой человек приобрел благодаря прошедшим Олимпийским играм в Сочи. Он завоевал золото в слаломе (горные лыжи).

При рождении Бугаеву поставили диагноз: аномалия правой кисти. Родители все свои силы направили на борьбу за полноценную жизнь сына. Было принято решение отдать его в спорт. Благодаря этому Алексей окреп и смог достичь невиданных вершин.

В четырнадцать парень уже был участником паралимпийской сборной и принес ей немало успехов.

Лысова Михалина

Эта девушка - яркий пример упорства и целеустремленности. Попала в спорт Михалина Лысова с подачи своих родителей и сестры. Именно она отвела девочку на тренировку.

Будущей спортсменке так все понравилось, что она также решила посвятить спорту свою жизнь.

Из-за плохого зрения девушке приходилось сложнее остальных, но именно сила воли давала потрясающие результаты, об этом вспоминает тренер Лысовой. Он никогда не делал ей поблажек и давал задания такие же, как и здоровым детям.

Успех пришел гораздо позже. В Сочи Михалина Лысова стала сразу трехкратной чемпионкой.

Кауфман Алена

Познакомитесь, это юная биатлонистка и талантливая лыжница, она еще малоизвестна широкому кругу поклонников паралимпийского спорта, но уже достигла немалых успехов.

Недавно Алена Кауфман родила дочь, но это не мешает ей усиленно заниматься и бороться за победу.

С детских лет у Кауфман диагностировали слабый хватательный рефлекс, но родители-спортсмены не дали дочери расслабиться и поставили ее на лыжи. Также девушка великолепно стреляет. Это самая сильная ее сторона. На соревнованиях в Сочи Алена выиграла золото.

Все параолимпийцы России - это сильные личности, достигшие успеха упорством, трудом и верой в победу. Пожелаем каждому из них удачи и побед, как спортивных, так и личных!

Общество привыкло к тому, что инвалиды в средствах массовой информации описываются как слабые, беспомощные люди, требующие жалости. Но реальные примеры физически ограниченных людей, которые добились невероятных успехов, свидетельствуют совершенно об обратном результате. На сегодняшний день инвалид который добился успеха – это настоящий герой. Он не то что не нуждается в помощи, а может сам и предоставить ее многим желающим.

Даже для обычного человека достичь успеха в той или иной сфере деятельности может быть довольно трудно. А инвалид, несмотря на неадекватное отношение некоторых окружающих, а также на неполные физические возможности, для достижения аналогичной со здоровым человеком цели, должен приложить вдвое и даже втрое больше усилий. Но это того стоит, после пересечения всех жизненных препятствий, эти люди станут хорошим примером и смогут мотивировать абсолютно всех. Чтобы лучше понять масштаб величия этих , стоит вспомнить некоторых из них.

Ник Вуйчич

Родился 4 декабря 1982 года в семье эмигрантов из Сербии. Обладает редкой генетической болезнью – тетраамелией. Этот инвалид лишен природой обеих рук и ног. Единственная конечность Ника – одна маленькая стопа 10–15 см с двумя пальцами, которые срослись между собой. Все, чем могли помочь родители своему ребенку – уговорили докторов провести ему операцию по разделению сросшихся пальцев. Маленькому мальчику такого хирургического вмешательства вполне хватило, и в результате он добился огромного успеха в жизни.

Сначала он невероятными усилиями научился печатать, а потом стал писать мотивационные, которые пользовались огромной популярностью не только у больных, но и у здоровых людей. Переживая из-за своей внешности, этот сильный духом инвалид освоил принципы позитивной психологии. Он пришел к выводу, что все комплексы и страхи происходят исключительно из-за негативных мыслей . Очистив ум, можно полностью поменять все в жизни.

Сегодня Ник Вуйчич работает мотивационным спикером, приглашаемым на выступления по всем континентам. В основном его выступления прослушивают инвалиды и люди, по определенным причинам потерявшие смысл в жизни. Кроме успеха, мужественный инвалид имеет и другие радости в жизни – красавицу-жену и абсолютно здорового сына.

Анна Макдональд

Великобританская писательница, родившаяся в 1952 году. В отличие от Ника, Анна в детстве не получила даже поддержки родителей. Из-за неосторожного обращения матери буквально через несколько дней после рождения малышка получила травму головы. Из-за нее девочка-инвалид стала интеллектуально неполноценной. Заметив нарастающую умственную отсталость ребенка, родные люди отдали ее в приют. В этом заведении девочка как заметила свою непохожесть на здоровых людей и сразу же начала активно работать над собой. Задача предстояла трудная, ведь ей не помогали даже воспитательницы. Найдя на полках азбуку, девочка по месяцам изучала значение одной буквы. Научившись читать, Анна не пропускала ни одной из книг, которые попадали ей в руки.


Буквально сформировав в себе огромным трудом талант писательницы, уже юная девушка написала мемуары под названием «Выход Анны», описывающие ее многочисленные трудности на пути к взрослению. Мемуары добились мирового признания, а впоследствии их экранизировали. В результате женщина-инвалид стала желанным гостем на зарубежных каналах и значительно улучшила свое финансовое состояние. После этого Анна Макдональд написала большое количество книг, удачно вышла замуж и начала вести активную благотворительную работу с людьми, которые также имеют определенные физические и умственные недостатки. О своей деятельности писательница говорит так:

«Безусловно, все инвалиды могут найти свое призвание в жизни, для этого им нужно только помочь обрести веру в себя»

Кристи Браун

Этот ирландский художник стал героем биографического фильма «Моя левая нога», который вскоре после экранизации получил статуэтку «Оскар». Кристи необычный инвалид, он родился умственно неполноценным, а единственной концовкой, которой он мог двигать, была его левая нога. Родные люди, а особенно мама мальчика, окружили его полной любовью и вниманием. Мальчику очень часто читали сказки, объясняли необходимость каждого действия, рассказывали о происходящем. Такая регулярная работа позволила добиться значительного успеха в развитии ребенка – инвалид стал многим интеллектуальнее.

Однажды маленькая сестра Кристи случайно выронила мел, и пятилетний мальчик, приложив невероятные усилия, поднял его и начал водить им по полу. Заметив новые навыки, инвалид был сразу отправлен родителями на уроки письма и рисования. Через десяток лет Кристи Браун добился невероятных высот – его замечательные, наполненные талантом картины активно раскупались ценителями искусства, а интересные, поучительные и мотивационные статьи печатались в самых популярных газетах Ирландии. Этот инвалид, мог управлять только одной ногой, и то, левой, стал образцом для подражания даже выдающимся современным художникам. Данный случай, кроме силы работы над собой, свидетельствует и о важности семьи. Инвалиды должны с самого детства окружаться любовью и вниманием, а развивать ребенка, который имеет физические или умственные недостатки, нужно максимально, затрачивая на это все свободное время.

Оскар Писториус

Не имея ног, Оскар Писториус добился выдающихся успехов в спорте. Инвалидом молодой человек был с рожденья, но это не остановила его в достижении цели – двигаться. Невероятным трудом Оскар стал легкоатлетом-бегуном, которого допускали даже соревноваться с совершенно полноценными в физическом плане противниками.


Теперь Писториус занимается активной популяризацией спорта по всему миру, поддерживает инвалидов в стремлении заниматься физическими состязаниями, организовывает в этом направлении разнообразные программы. Фактически он стал наиболее успешным инвалидом-спортсменом, который постоянно подтверждает, что на пути к желаемой цели физические проблемы не могут быть помехой.

Профессиональные спортсмены всегда рискуют получить серьезные травмы, которые могут оставить их инвалидами на всю оставшуюся жизнь или вовсе убить. Несколько примеров подобных случаев, ломавших жизни знаменитых спортсменов, ждут вас далее. Внимание, данный пост содержит снимки, которые мы не рекомендуем смотреть слишком впечатлительным людям.

Елена Мухина. Гимнастке, лидеру сборной СССР прочили звание чемпионки московской Олимпиады, но страшная травма, полученная за несколько недель до соревнований на тренировке, кардинально изменила ее жизнь.

Тренера Елены звали Михаил Клименко. Он начал ее тренировать еще с 14 лет, хоят до этого работал только с мужчинами, и решил, что ее “фишкой” должна стать специально созданная сложнейшая программа.

Через три года Елена стала второй в многоборье на первенстве СССР и выиграла три золота на чемпионате Европы. В следующем году она победила в общем зачете чемпионата страны и завоевала три золота на мировом первенстве в Страсбурге.

Первая серьезная травма настигла ее в 1975 году во время Спартакиады народов СССР в Ленинграде. Отрыв остистых отростков шейных позвонков стал результатом неудачного приземления. Мухину поместили в больницу: спортсменка не могла поворачивать шею.

Но каждый день после врачебного обхода Клименко забирал гимнастку в зал, где снимал ортопедический ошейник, чтобы Лена тренировалась там до вечера. Уже тогда спортсменка почувствовала, как стали неметь ноги; узнала ощущение слабости, впоследствии ставшее для нее привычным.

Несмотря на это спортсменка не бросила выступления, и на показательных выступлениях осенью 1979 года в Англии сломала ногу. Провела полтора месяца в гипсе, после чего выяснилось, что кости разошлись.

Гипс наложили вновь, но тренер не стал дожидаться выздоровления и отправил Мухину тренироваться в зал на одной здоровой ноге.

Усложняя программу Мухиной в преддверии Олимпийских игр, Клименко включил в нее новый элемент в вольных упражнениях: после фляка и сложнейшего прыжка (полтора сальто с поворотом на 540 градусов) приземление должно было происходить головой вниз в кувырок.

Этот элемент назывался "сальто Томаса" и был взят из мужской гимнастики. Мухина вспоминала, что неоднократно говорила тренеру, что ей не хватает скорости и высоты, и она буквально рискует сломать себе шею. Клименко же считал, что новый элемент не несет опасности.

"Я несколько раз видела свое падение во сне, – вспоминала Мухина. – Видела, как меня выносят из зала. Понимала, что рано или поздно это действительно произойдет. Я чувствовала себя животным, которое гонят хлыстом по бесконечному коридору. Но снова и снова приходила в зал. Наверное, это судьба. А на судьбу не обижаются".

Считается, что Клименко, уезжая, запретил Мухиной самостоятельно тренировать сальто Томаса на помосте, только в поролоновую яму, однако, девушка все же решила исполнить программу полностью, включая новый элемент.

"В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер настоял, чтобы она сделала прогон, показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях, – рассказывала бывшая гимнастка Лидия Иванова. – В одном из сложных прыжков, когда Лена уже пошла в воздух и начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп: Мухина не докрутилась и со всего размаху ударилась о ковер."

В Минске по какой-то причине не смогли прооперировать гимнастку сразу после ее падения, хотя немедленное хирургическое вмешательство могло значительно облегчить положение Мухиной, ее транспортировали в Москву.

После первой операции последовали другие, но видимых результатов они не принесли. Гимнастка оставалась почти полностью парализованной: не могла стоять, сидеть и даже элементарно принимать пищу.

"После всех этих бесчисленных операций я решила, что если хочу жить, то из больниц мне надо бежать. Тогда же поняла, что надо кардинальным образом менять отношение к жизни. Не завидовать другим, а учиться радоваться тому, что мне доступно. Иначе можно сойти с ума. Поняла, что заповеди "не думай плохо", "не поступай плохо", "не завидуй" не просто слова," - говорила Елена.

Забыть своего тренера, который так и остался в памяти тесно связанным с кошмаром прошлого, гимнастка не смогла. Когда спортсменка узнала, что Клименко, вскоре после трагедии уехавший с семьей в Италию, вернулся в Москву, ее состояние резко ухудшилось. Встречаться с ним Мухина категорически отказалась.

Клинт Маларчук. 22 марта 1989 года вратарь "Баффало Сейбрз" как обычно стоял в воротах во время матча с "Сент-Луис Блюз", когда в него влетели столкнувшиеся секундой ранее Стив Таттл и Уве Крупп.

Таттл случайно лезвием конька повредил Маларчуку яремную вену: на лед хлынул фонтан крови, повергнув стадион в шоковое состояние.

Многих коллег Маларчука по команде рвало, а зрители начали падать в обморок. За несколько секунд хоккеист лишился почти литра крови, а затем еще столько же потерял по пути в больницу,

Физиотерапевт Джим Пиццутелли смог при остановить кровь, пережав вену и передав хоккеиста на руки врачам. Хирургам удалось спасти жизнь Клинта, наложив ему более 300 швов.

После травмы Клинт Маларчук оставил спортивную карьеру и стал детским тренером, но испытывал страшные психологические проблемы и дважды пытался совершить суицид, но удивительным образом ему удалось выжить после клинической смерти, наступившей в результате отравления, и отделаться парой шрамов после попытки застрелиться.

Рони Келлер. Инцидент произошел в 2013 году. Игрок команды-соперника Стефан Шнидер толкнул Келлера, отчего тот на огромной скорости влетел головой в борт.

Полученная травма позвоночника оказалась роковой.

Рони не только не смог вернуться к спортивной карьере, он навсегда остался парализованным. В один день его спортивное будущее и беззаботная жизнь были перечеркнуты.

Стефан Шнидер тяжело переживал свою вину и даже обращался к психологу. В честь Келлера его свитер под номером 23 все оставшиеся игры чемпионата Швейцарии висел на скамейке запасных.

Джулисса Гомес. Американская гимнастка получила страшную травму во время опорного прыжка в 1988 году: на соревнованиях в Японии она поскользнулась на трамплине и врезалась головой в опорного коня.

Джулиссу полностью парализовало, ее жизнедеятельность поддерживала реанимационная аппаратура.

Через несколько дней в госпитале, куда доставили гимнастку, случилось еще одно несчастье: из-за технической неисправности перестал работать аппарат искусственного дыхания, к которому была подключена Гомес.

Это повлекло за собой серьезные мозговые нарушения и кататоническое состояние. Семья Джулиссы заботилась о ней в течение трех лет. В 1991 году в Хьюстоне она умерла от инфекционного заболевания в 18-летнем возрасте.

Брайан Клаф. 26 декабря 1962 года защитник клуба "Бери" Крис Харкер на полном ходу плечом врезался в колено футболиста результате чего тот получил разрыв крестообразных связок – в то время страшнее травмы не было.


"Чуть ли не в первый раз в своей жизни я потерял равновесие и ударился головой об землю, - вспоминал позже случившееся Брайан. - На секунду-другую я отключился. Когда очнулся, увидел, что Харкер выпустил мяч. Инстинкт форварда дал мне команду броситься за ним. Я попытался подняться, но не смог...

Клаф все же вернулся на поле в сентябре 1964 года в матче против "Лидса" и в первой же встрече забил гол. Но хватило его только на три игры, после чего он принял решение уйти, стал тренером, но при этом страдал от алкоголизма.

Билли Коллинз-младший. 21-летний американский боксер был успешным и подающим надежды спортсменом. Бой с Луисом Ресто должен был стать для него очередным проходным поединком на пути к более сильным соперникам.

Ресто с самого начала поединка захватил инициативу в свои руки, Билли не успевал прийти в себя от сокрушительных ударов, к концу боя превратившись в сплошной кровавый отек.

Победу присудили Ресто (на фото), однако отец и по совместительству тренер Коллинза указал судьям, что перчатки соперника слишком тонкие, и потребовал повторно их проверить.

К их ужасу из передней части перчаток Ресто перед боем намеренно удалили мягкий наполнитель, а боксерские бинты были предварительно вымочены в гипсовом растворе: эффект от ударов, которые пропускал Коллинз, был сравним с ударами камней.

Луис Ресто (на фото) и его тренер пошли под суд за этот поступок и впоследствии отправились в тюрьму. Коллинз же получил серьезнейшие травмы лица, в первую очередь глаз – разрыв радужной оболочки и перелом глазницы.

Это привело к значительному ухудшению зрения, и он не смог вернуться в профессиональный бокс. Травма повлияла и на психическое состояние спортсмена – он стал выпивать. Меньше чем через год после громкого боя Коллинз погиб в автокатастрофе.

Сергей Погиба. Обладатель Кубка мира по спортивной акробатике в 1992 году во время чемпионата страны на разминке попытался выполнить второе упражнение.

Спортсмен заходил на винт-винт, но в воздухе потерял ориентацию и вместо ног приземлился на голову. “Скорая” сразу же увезла его.

Врачи поставили страшный диагноз - перелом шестого шейного позвонка. Долго восстанавливался после этого. Сергея Погибу парализовало, нижняя часть туловища у него остается без движения.

Ронни Зисмер. 15 июля 2004 года несчастье произошло с немецким гимнастом, претендовавшим на медали Олимпиады-2004: во время тренировки спортсмен упал и также повредил шейный позвонок.

В результате парализованными оказались руки и ноги гимнаста. Несчастный случай произошел при выполнении вольных упражнений, когда Ронни делал двойное сальто.

В одном из лучших медицинских центров Берлина поставили неутешительный диагноз:. по словам главного врача клиники Вальтера Шафарцика, "скорее всего Ронни никогда не сможет двигать парализованными руками и ногами".

Прогнозы врачей оправдались - Ронни Зисмер до сих пор прикован к инвалидному креслу, однако руки у него не парализованы и он борется за каждый миллиметр движения.

Начало серьезным изменениям в общественном мнении по отношению к инвалидам положили последние 90-е. А до этого, такие понятия, как «физическая активность» и «инвалид», были несовместимы. Что уж говорить о словосочетании инвалид и спорт, который долгое время был практически недоступен для людей с ограниченными возможностями.

А ведь спорт уникален, хотя бы тем, что необходим и доступен всем. Заниматься спортом может любой человек, несмотря на социальный статус, возраст, пол, религиозные убеждения. Ведь как часто бывает? Человек, имеющий все предпосылки для занятий спортом, достигает очень скромных результатов либо не занимается им вообще.

А болезненный человек, который никогда не ассоциировал себя с продолжительной физической нагрузкой, превращается в профессионального спортсмена. Стоит только посмотреть на людей, которые и жить-то полноценно не могут, а в спорте достигают завидных результатов.

Что движет этими людьми? Огромная нравственная и духовная сила, уж простите за столь высокопарные слова. Одни только регулярные походы на тренировку уже достойны уважения. Это сродни подвигу, когда ежедневно преодолеваешь свой страх, свою болезнь, самого себя, в конце концов.

Центр спорта инвалидов, где можно наблюдать за тренировками этих героических людей - это показатель неумолимой воли и стремления к такой, как у всех, жизни.

Что значит спорт для инвалидов,для чего он нужен? Говоря казенным языком, для «нормализации психоэмоционального состояния, восстановления бытовых навыков, нормализации двигательных навыков и функций» и т.д. А на человеческом языке это значит что, спорт - средство и возможность наполнить жизнь новым смыслом и содержанием. Спорт приносит радость, помогает чувствовать себя увереннее, дает дополнительные силы на борьбу с болезнью.

Прекрасное новшество появляется сейчас в наших городах - уличные тренажеры на открытых спортивных площадках. Это отличная возможность тренироваться в любое время, да еще и на свежем воздухе. Вело-, штанго-, лыжи-тренажеры и различные комбинированные снаряды сконструированы так, чтобы ими могли пользоваться инвалиды, желающие поддерживать форму, и инвалиды - спортсмены.

Социальная сеть для инвалидов - это как для Петра I, окно и не только в Европу. Пока немногочисленные сайты для инвалидов стараются по максимуму удовлетворить все возрастающие потребности этой категории людей в получении свежих новостей, он-лайн общениях, проведении опросов и социальных анкетирований, обмене информацией о вновь открывшихся спортивных клубах или центрах спорта.

Пусть сейчас спортивных клубов для инвалидов не очень много, и есть они не в каждом населенном пункте. Но там, где они есть, принимают всех желающих, у которых есть цель, как бы, родиться заново и реализовать свое желание жить среди людей. Несмотря на множество проблем, таких как неукомплектованный штат, отсутствие штатных единиц для медперсонала, низкая оплата тренеров и т.д., находятся люди и среди спортсменов, и среди тренеров, неравнодушные к судьбам инвалидов.

Человеку без физических изъянов трудно и сложно понять, что испытывает человек, не имеющий возможности, например, ходить. И еще неизвестно, как бы повел себя «нормально функционирующий» человек в случае потери какой-то доли этой функциональности.

А спортсмены - инвалидыне просто переполнены желанием жить, они еще мотивируют к этому других людей на собственном примере. Есть спортсмен - горнолыжник, который на старте перчатку сам одеть не может, так трясется. А потом мчится со 100-километровой скоростью, да еще и предельно точен при этом. А нагрузка при таком движении - 200! кг на одну только ногу. Сведения для проникновенности ситуацией - аналогичной нагрузки можно достичь, приседая на одной ноге с двумя здоровыми мужиками на плечах не меньше 40 раз.

Зайдите на форумы, почитайте блоги инвалидов-спортсменов, где практически слепой катается на горных лыжах, лишь бы было яркое пятно на спине впереди идущего или, имея аневризму сердца в анамнезе, не слезает с гор, либо при наличии только двух пальцев на каждой руке виртуозно владеет гитарой и все барышни его.

Индифферентно отношусь к творчеству В.В.Маяковского, но это здесь, кажется, подходит: «Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей!». Так что, при очередных стенаниях на неудавшуюся жизнь - сходите в гости к этим людям.

Елена Жарикова

Если появилось желание создать свой собственный сайт,а навыков в продвижении недостаточно,то обязательно стоит обратиться к специалистам.Качественное продвижение сайтов спб востребовано многими организациями и частными лицами.Обращайтесь в любое время.

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями имеет важное значение. Для того, чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами-инвалидами, имеющими различные нарушения и отклонения Оргкомитет XI летних Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее разработал порядок распределения спортсменов на шесть групп: лица с ампутациями и с прочими двигательными нарушениями (они относятся к I Международной спортивной организации инвалидов - ISOD), с церебральным параличом (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - СР-ISRA), с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых - ISPA), с нарушением интеллекта (Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта INAS-FID) спортсмены на колясках (Международная Сток-Мэндвиллская спортивная федерация колясочников - ISMWF).
В каждой из групп спортсмены распределяются по классам - в соответствии с функциональными возможностями, а не категориями инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют спортсмену или спортсменке соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже - на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам, могут оказаться в одном функциональном классе, так как они имеют одинаковые (или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях по марафонскому бегу, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревновнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из пяти упомянутых международных спортивных организаций совместно с международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для установления классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться - в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. У каждого из спортсменов, прибывших на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы - и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Так, в 2002 году Международный паралимпийский комитет (IPC) запретил спортсменам с умственными недостатками участвовать в зимней Паралимпиаде. По результатам проведенных исследований, в Сиднее две трети спортсменов с умственными недостатками не смогли подтвердить принадлежность к группе инвалидов. К примеру, 10 из 12 членов испанской баскетбольной команды были здоровыми людьми и в итоге вынуждены были вернуть золотые медали. В марте IPC временно отстранил Федерацию атлетов с умственными недостатками от участия в зимней Паралимпиаде 2002 года. Исполнительный директор IPC Ксавьер Гонсалез потребовал, чтобы все спортсмены прошли повторное освидетельствование у врачей.

Сложные случаи классификации

В 2007 году южноафриканский легкоатлет Оскар Писториус, без обеих ног, на специальных карбоновых протезах соревновался на равных со здоровыми атлетами, приняв участие в этапе престижной серии «Золотая лига». В Риме в одном из забегов на дистанции 400 м Писториус стал вторым с результатом 46,90 сек., проиграв победителю итальянцу Стефано Брачола 0,18 сек. Но в данном случае не столько важен результат, сколько участие спортсмена-инвалида в состязаниях здоровых.
Из-за врожденных дефектов берцовых костей в 11 месяцев ему ампутировали обе ноги. Родители сделали все, чтобы сын не потерял веру в жизнь, и изготовили специальные протезы, на которых Оскар научился ходить, бегать и даже лазить по заборам. В 2005 году благодаря сделанным в США новым карбоновым протезам стоимостью 3 тыс. долл. юноша стал добиваться сенсационных результатов. Кстати, за год до этого он стал чемпионом Паралимпийских игр. А на прошедших в этом году в ЮАР соревнованиях побил свои мировые паралимпийские рекорды на дистанциях 200 м (22,66 сек.) и 400 м (46,56 сек.). Писториус является единственным бегуном на протезах, который преодолел стометровку за 10,91 сек. Целью южноафриканского легкоатлета является отобраться в олимпийскую сборную ЮАР и в следующем году выступить на Олимпийских играх в Пекине.
Случай Писториуса ставит перед спортивными специалистами непростые вопросы. В современной медицине довольно успешно развивается такое направление, как бионика (от греческого слова «бион» - ячейка жизни). Бионика занимается изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач. Тот же искусственный зуб может служить наглядной иллюстрацией того, чем, к примеру, занимается бионика. Понятно, что зубопротезированием это направление в медицине не ограничивается, а затрагивает весь комплекс задач, связанных с так называемыми имплантатами.

Перспективы развития классификации

Как быть с искусственными суставами, которые изготовлены из специальных, очень прочных материалов и имеются у многих спортсменов? Или с порванной связкой, сшитой нитью, сделанной на основе передовых нанотехнологий? Или пример с известным гольфистом Тайгером Вудсом, который всю жизнь страдал близорукостью и недавно сделал операцию на глазах. Не надо объяснять, какую важную роль играет зрение для гольфистов. Как быть с этим? Можно ли рассматривать все это как некие преимущества?
По мнению спортивных врачей, само понятие «здоровый» по отношению к спортсменам, которые выступают на высшем уровне, участвуют в чемпионатах мира и олимпиадах, является весьма условным. Обследование любого олимпийца выявит у этого «здорового спортсмена» целый комплекс или, как говорят медики, букет хронических заболеваний, что не является препятствием для выступлений. Однако надо понимать, что многие из этих болезней спровоцированы запредельными физическими нагрузками и постоянными стрессами, как та же пресловутая «спортивная астма», которая не имеет ничего общего с обычным одноименным заболеванием.
Никакой астматик не сможет пробежать 50-километровую дистанцию на лыжах или марафон. При этом никто не вправе запретить спортсмену, если он готов стартовать и выполнил необходимый норматив, участвовать в соревнованиях. Другое дело, что при принятии такого решения должен превалировать здравый смысл.
Многие эксперты, отдавая должное упорству и мужеству 20-летнего южноафриканца, тем не менее придерживаются мнения, что здоровые спортсмены и инвалиды должны соревноваться отдельно, поскольку многие приспособления, которые используют атлеты с ограниченными физическими возможностями, создают неравные условия для соперников. Условно говоря, сегодня ученые придумали такие «ноги», завтра их усовершенствуют, и в результате за один шаг можно будет преодолевать метра три. А послезавтра появится умелец, который изобретет пропеллер, другой мастер предложит длинные и сильные «руки», благодаря которым можно будет бить рекорды в прыжках с шестом.

Основные принципы классификации

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями требует скрупулезного подхода и осуществляется по двум направлениям - медицинскому, основанному на определении у спортсменов «остаточного здоровья» (или степени имеющегося поражения функций), и по спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в каждом конкретном виде спорта.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. В качестве квалификационного признака выделения этих видов до 1986 года выступали нозологические группы (виды заболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов.
К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:
- максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, то есть осуществление подбора лиц в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по-другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости);
- максимальный охват лиц обоего пола с различными видами патологии и степенью ее тяжести (принцип максимального вовлечения);
- периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения являются основанием для требования одновременного участия в состязании инвалидов с различной степенью тяжести поражений (в тех видах адаптивного спорта, где учитывается тяжесть поражения).
В отечественной литературе чаще всего используются следующие понятия:
1) медицинская классификация;
2) спортивно-функциональная классификация.

Медицинская классификация

Медицинская классификация предусматривает распределение лиц с ограниченными возможностями здоровья на классы (группы) или выделение в отдельный класс (группу), исходя из наличия у них оставшихся структурных и (или) функциональных возможностей или, что по процедуре выявления то же самое, исходя из степени (тяжести) поражения.
Распределение на классы или выделение в отдельный класс, дающий основание для участия в соревновательной деятельности по конкретному виду адаптивного спорта или их группе, осуществляется в медицинской классификации именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности. Отсюда и ее название - медицинская.
В паралимпийском движении используется второй вид классификации - спортивно- функциональная, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. Другими словами, спортивно-функциональная классификация, по существу, формирует классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта с опорой на показатели медицинской классификации.
Порядок, процедура и условия классификации спортсменов по степени их функциональных возможностей, заявленных для участия в соревнованиях, указываются в правилах соревнований по паралимпийским видам спорта. Указанные порядок, процедура и условия классификации не могут иметь существенных отличий от соответствующих порядка, процедуры и условий классификации, принятых Международным паралимпийским комитетом и (или) его уполномоченными для этого структурами, и (или) соответствующими международными спортивными федерациями инвалидов.
Число классов спортсменов для участия в соревнованиях в каждом паралимпийском виде спорта определяется комитетом (комиссией) по этому виду спорта национального паралимпийского комитета и соответствующей федерации по паралимпийскому виду спорта на основе решения соответствующих комитетов (комиссий) Международного паралимпийского комитета или международных спортивных федераций инвалидов.
Изменение числа классов может осуществляться на основании изменений (увеличения или уменьшения) функциональных различий спортсменов, выявленных в ходе соревнований, в также изменений числа спортсменов в пределах одного класса. В соответствии с классификацией степень функциональных возможностей определяется в каждом паралимпийском виде спорта в отдельности.
Полномочия международным классификаторам на Паралимпийских играх предоставляются соответствующими международными спортивными организациями в области паралимпийского спорта. Полномочия классификаторам национального и регионального уровня предоставляются соответствующими национальными спортивными федерациями по паралимпийским видам спорта.
Каждая спортивная федерация по паралимпийским видам спорта и ее региональные отделения (представительства) должны иметь по всем признанным и функционирующим видам спорта регистр уполномоченных (имеющих соответствующую лицензию) классификаторов. Все уполномоченные классификаторы, вне зависимости от уровня их полномочий, должны исполнять свои обязанности в рамках норм поведения для классификаторов, определенных Международным паралимпийским комитетом.
Медицинскую и спортивно-функциональную классификации, используемые в адаптивном спорте, уместно сравнить с двумя видами классификаций состояний человека, разработанных Всемирной организацией здравоохранения. Это Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр (сокращенно Международная классификация болезней 10-го пересмотра - МКБ-10), определяющая этиологическую структуру болезней (болезнь, расстройство, травма и т. п.), и Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (сокращенно Международная классификация функционирования - МКФ), дающая характеристику функционирования и ограничений жизнедеятельности, связанных с изменениями здоровья.
Между МКБ-10 и МКФ (так же, как и между медицинской и спортивно-функциональной классификациями) имеются частичные совпадения. Обе классификации начинаются с систем организма. Нарушения относятся к структурам и функциям организма, которые обычно являются составляющими «процесса болезни», и в связи с этим используются в качестве факторов, формирующих «болезнь», или иногда как причины для обращения за медицинской помощью, в то время как в МКФ они рассматриваются как проблемы функций и структур организма, связанных с изменением здоровья.
Существует много классификационных признаков для разделения спортсменов, занимающихся адаптивным спортом, на те или иные группы (классы). Два из их уже были рассмотрены при классификации основных направлений развития адаптивного спорта. Это вид заболевания, инвалидности (нозологической группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует. По этим основаниям могут быть разделены не только основные направления развития адаптивного спорта, но и сами спортсмены.
В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражением зрения, опорно-двигательного аппарата (которые в свою очередь, делятся еще на четыре группы), слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по пересадке тканей и органов (трансплантанты); имеющие заболевания органов дыхания, например астму и др. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.

Новые модели состязаний

Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы - тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантанты и др.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной олимпиады, люди с ограниченными возможностями в спартианской модели культурно-спортивной деятельности, инвалиды, играющие в «мягкие игры», игры и спорт, основанные на сотрудничестве, и др.).
Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющим провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто - нет, является наличие у человека так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются различные критерии минимального уровня поражения:
1) для лиц с ампутациями конечностей - ампутация одной конечности проходит, по крайней мере, через запястье (для верхних конечностей) или голеностопный сустав (для нижних конечностей);
2) для спортсменов, отнесенных к категории «прочие», - уменьшение мышечной силы верхних и нижних конечностей на 15 баллов (по результатам мануально- мышечного тестирования - ММТ);
3) для лиц с церебральным параличом - а) минимальная форма гемиплегии или квадриплегии, позволяющая бегать без асимметрии; б) плохо выраженное заболевание руки или ноги; в) могут иметь место физические недостатки в легкой форме с отсутствием координации движений; г) спортсмен должен доказать реальный и объективный функциональный физический недостаток (если ненормальность может быть выявлена только детальной неврологической проверкой и вряд ли явно проявляется в процессе классификации и не очевидно, что воздействует на выполнение движений, то атлет не допускается до соревнований);
4) для лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - 70 или менее баллов по результатам мануально-мышечного тестирования (ММТ) мышечной силы нижних конечностей (максимальный показатель для нижних конечностей 80 баллов - по 40 баллов для каждой ноги, что характерно для здорового человека);
5) для лиц с поражением зрения - острота зрения ниже 6/69 (0,1) и/или при концентрическом сужении поля зрения менее 20 градусов;
6) для лиц с поражением интеллекта по версии INAS-FID - а) уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (коэффициент интеллектуальности) (средний человек имеет 100 IQ); б) наличие ограничений в овладении обычными навыками (общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.); в) проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет;
7) для лиц с поражением слуха - ослабление слуха до 55 децибел;
8) для лиц с отклонениями в умственном развитии по версии SOI - соответствие одному из следующих критериев: а) специалист или уполномоченная организация установила, что согласно критериям, применяемым на данной территории, данный человек имеет отклонения в умственном развитии; б) данный человек имеет задержку в развитии когнитивных (познавательных) функций, что может быть определено стандартизированными показателями (например, коэффициент интеллектуальности IQ) или иными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитии когнитивных функций; в) наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких как отдых, работа, независимая жизнь, самонаправленность или забота о себе).
Однако люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участие в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.

Классификационные признаки

Следующий классификационный признак, позволяющий разделить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту.
К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
Ко второй группе - лица с поражениями слуха и интеллекта (как по версии INAS-FID, так и по SOI).
У лиц с поражениями опорно-двигательн ого аппарата в зависимости от вида патологии выделяется различное количество классов:
- у инвалидов с врожденной или приобретенной ампутацией конечностей выделяется девять классов;
- у лиц, отнесенных к категории «прочие», - шесть классов;
- у лиц с церебральными поражениями (нарушениями мозговой двигательной системы) - восемь;
- у лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - шесть, однако первый класс подразделяется на три подкласса (А, В, С), а шестой класс является подклассом пятого и выделяется только для плавания.
- у лиц с поражением зрения выделяются три класса.
Значительную специфику имеют спортивно-функциональные классификации в игровых видах адаптивного спорта, где предусмотрена процедура дифференцирования спортсменов на классы после установления у них максимального уровня поражения. Так, например, в баскетболе в колясках каждому спортсмену присваиваются баллы от 1. 0 до 4. 5 в зависимости от уровня развития физических функций; в волейболе стоя они распределяются на три класса - А, В и С; в футболе для лиц с последствиями церебрального паралича - на четыре класса - СР5, СР6, СР7, СР8. Так реализуется принцип справедливости.
Далее, в баскетболе в колясках баллы спортсменов складываются, образуя командную сумму, которая не должна превышать 14 баллов на пять игроков; в волейболе стоя в любое время игры команда может иметь на площадке максимум одного игрока класса А (спортсмен с минимальным уровнем поражения, влияющего на функции, необходимые для игры в волейбол) и должна иметь минимум одного игрока класса С (спортсмен с наивысшим уровнем поражения); аналогично в футболе - на протяжении всей игры на поле должен находиться игрок класса СР5, СР6 (если такого игрока нет, то команда вынуждена играть шестью спортсменами вместо семи), количество игроков класса СР8 на поле не должно превышать трех человек. Так реализуется принцип максимального вовлечения, то есть включения в команду игроков с различной тяжестью патологии.
В спортивных играх для незрячих спортсменов (например, в голболе, в футболе 5x5 спортсменов) во время соревнований всем игрокам закрываются глаза темными очками, чтобы все игроки были в равных условиях.
В зависимости от того, является ли тот или иной дефект постоянным (например, ампутация конечности, некоторые виды слепоты и т. п.) или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы:
а) те, кто должен проходить периодическое переосвидетельствование (переклассификацию);
б) те, кто имеет постоянный класс.

Основные группы спортсменов, занимающихся адаптивным спортом

В качестве магистрального направления совершенствования процедуры классификации в адаптивном спорте необходимо выделить более широкое использование таксономической теории и философии и принципов Международной классификации функционирования (МКФ) (S. M. Tweedy, 2002).
К наиболее важным проблемам классификации в адаптивном спорте относятся:
- определение минимального уровня поражения, позволяющего участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту;
- выделение спортивных классов в различных видах спорта;
- определение процентов гандикапа (форы) при участии в состязаниях спортсменов различных функциональных классов;
- противоречие между необходимостью совершенствования функциональных способностей занимающихся для достижения победы на соревнованиях и неизбежностью «понижения» уровня спортивно-функционального класса спортсменов в связи с улучшением функциональных показателей;
- дисквалификация спортсменов в системе Специальной олимпиады в случае значительного превышения в финальных соревнованиях результатов по сравнению с предварительными состязаниями.

Классификация распределения спортсменов с ограниченными возможностями

Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не группами инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на способностях спортсмена, которые позволяют ему сорев-новаться в определенной спортивной дисциплине, а также на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам (например, спортсмен с церебральным параличом и спортсмен, имеющий спинномозговую травму) могут оказаться в одном функциональном классе в такой дисциплине как плавание вольным стилем на 100м, так как они имеют одинаковые функциональные возможности. Это делается с той целью, чтобы спортсмен мог соревноваться с другими спортсменами, имеющими равные или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях в марафонском беге, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из международных спортивных организаций (CP-ISRA, IWAS, IBSA, INAS-FID) установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось его функциональное. Поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.
У каждого спортсмена, прибывшего на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы, и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию. Там международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Во избежание накопления большого количества спортсменов, нуждающихся в классификации, из числа прибывших на Паралимпийские игры, международные федерации совместно с Оргкомитетом Паралимпийских игр стараются проклассифицировать более 80% спортсменов до начала Паралимпийских игр.
Далее приводятся определения функциональных классов у спортсменов, выступающих в летних видах спорта, входящих в программу Паралимпийских игр.

1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения

(Международная спортивная ассоциация слепых - IBSA)
Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований может зависеть от вида спорта. Например для борьбы дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу.
Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения.
Критерии спортивной медицинской классификации международной ассоциации спорта слепых
Спортивные классы
Состояние зрительных функций
Класс В 1
Отсутствие светопроекции, или при наличии светопроекции неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении.
Класс В 2
От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2\60 (0.03), или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов.
Класс В 3
От остроты зрения выше 2\60, но ниже 6\60 (0.03-0.1), и\или при концентрическом сужении поля зрения более 5 градусов, но менее 20 градусов.
*классификация проводится по лучшему глазу в условиях с лучшей оптической коррекцией. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.
Спортсмены, которые имеют остроту зрения выше 0. 1 и периферические границы поля зрения шире 20 градусов от точки фиксации, не допускаются к международным соревнованиям инвалидов по зрению.
Согласно принятым правилам IBSA спортсмены, выступающие в классе В1, во время соревнований должны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.
Классифицировать слепых и слабовидящих спортсменов должны врачи-офтальмологи. Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще на этапе обучения в школах слепых и слабовидящих, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т. д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.
2. Распределение на функциональные классы спортсменовс нарушением опорно-двигательного аппарата

2. 1. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата (Международная спортивная организация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата - IWAS)

Классификация спортсменов с ампутациями

Класс А1. Двусторонняя ампутация бедра (независимо от длины культи).
Класс А2. Односторонняя ампутация бедра; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги на различном уровне; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени другой ноги.
Класс А3. Двусторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову. Основной принцип отнесения к данному классу - потеря двух опор, даже если сохранился один коленный сустав.
Класс А4. Односторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову (хорошая опора на пятку).
Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям - ампутация должна проходить, по крайней мере, через голеностопный сустав.
Класс А5. Двусторонняя ампутация плеча (независимо от длины культи); двустороннее вычленение плечевого сустава.
Класс А6. Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову; односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне.
Класс А7. Двусторонняя ампутация предплечья; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией плеча с другой стороны.
Класс А8. Односторонняя ампутация предплечья; минимальный физический недостаток - ампутация проходит по лучезапястному суставу; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову и другими ампутационными дефектами стопы.
Класс А9. Смешанная ампутация верхних и нижних конечностей; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с односторонней ампутацией бедра; ампутация плеча в сочетании с ампутацией бедра; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с ампутацией голени.

Классификация спортсменов, отнесенных к группе «прочие»

Класс 1. Значительное ограничение функций четырех конечностей.
Класс 2. Функциональные ограничения трех или четырех конечностей.
Класс 3. Ограничены необходимые функции, по меньшей мере, двух конечностей.
Класс 4. Ограничены двигательные функции двух или более конечностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3.
Класс 5. Ограничены функции одной конечности.
Класс 6. Незначительные ограничения необходимых функций.
Лица с врожденными недоразвитиями конечностей (отсутствие кисти, стопы, плеча, голени, бедра и т. п.) приравниваются по классификации к ампутантам и классифицируются по вышеизложенной схеме.
При комбинированных ампутациях следует подходить индивидуально и классифицировать спортсменов в зависимости от вида спорта, в котором они участвуют.

Классификация спортсменов с поражением спинного мозга

Класс А. Поражение верхнего шейного отдела спинного мозга (С4-С7 сегменты). Трехглавая мышца не функционирует, не оказывает сопротивления (не более 0-3 баллов при мануально-мышечном тестировании ММТ).
Класс В. Поражение среднего шейного отдела спинного мозга (С8 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы (4-5 баллов ММТ), слабые мышцы предплечья (0-3 балла ММТ). Функция сгибателей предплечья не нарушена.
Класс Ю. Поражение нижнего шейного отдела спинного мозга (Т1 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы, сгибателей предплечья. Хорошие мышцы предплечья (4-5 баллов ММТ). Межкостные и червеобразные мышцы кисти не функционируют. Ослаблена сила мышц туловища и ног.
Класс II. Поражение верхнего грудного отдела спинного мозга (Т2-Т5 сегменты). Межреберные мышцы и мышцы туловища не функционируют, в положении сидя равновесие не удерживается, наблюдается спастический парапарез или параплегия.
Класс III. Поражение нижнего грудного отдела (Т6-Т10 сегменты). Мышцы туловища и грудные мышцы ослаблены (1-2 балла ММТ). Снижена сила мышц живота, имеется спастический парапарез, параплегия. Возможно удержание равновесия.
Класс IV. Поражение поясничного отдела (Т11^3 сегменты). Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов ММТ), слабые разгибатели голени и приводящие мышцы бедра (1-2 балла ММТ). Суммарная сила нижних конечностей - 1-20 баллов ММТ. К этому классу могут быть отнесены спортсмены с последствием травм и заболеваний нижних конечностей, при условии, что при мануально-мышечном тестировании при оценке силы мышц нижних конечностей они набирают не более 20 баллов. Спортсмены с последствием полиомиелита также могут быть включены в этот класс, если при тестировании они набирают 1-15 баллов.
Класс V. Поражение крестцового отдела (L4-S1). Четырехглавая мышца функционирует (3-5 баллов ММТ), остальные мышцы ног ослаблены. Результаты ММТ - 1-40 баллов. Сюда же относятся спортсмены с последствием травм или заболеваний нижних конечностей, набравшие 21-60 баллов ММТ, и лица с последствием полиомиелита, набравшие 16-50 баллов ММТ.
При проведении соревнований по плаванию выделяется еще один класс - VI, куда относятся спортсмены с поражением органов опоры и движения с оценкой 41-60 баллов ММТ и с последствиями полиомиелита - 35-50 баллов ММТ.
2. 2. Спортсмены с последствиями церебрального паралича (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CP-ISRA):
СР1, СР2, СР3 и СР4 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях используют коляски (за исключением плавания).
СР1 - спортсмен с ограниченными движениями и слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он использует коляску с электроприводом или постороннюю помощь при передвижении. Не в состоянии вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР2 - спортсмен со слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он в состоянии самостоятельно вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР3 - спортсмен демонстрирует способности к движениям тела при передвижении на коляске, однако наклоны тела вперед при этом ограничены.
СР4 - спортсмен демонстрирует хорошую функциональную силу с минимальными ограничениями или проблемами контроля в руках и туловище. Демонстрирует слабое равновесие. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР5, СР6, СР7 и СР8 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях не используют коляски.
СР5 - спортсмен имеет нормальное статическое равновесие, но демонстрирует проблемы в динамическом равновесии. Небольшое отклонение от центра тяжести приводит к потере равновесия.
Спортсмену требуется приспособление для ходьбы, однако при положении стоя или во время движений в метании может не нуждаться в помощи вспомогательных средств (метательные дисциплины в легкой атлетике). Спортсмен может иметь достаточные двигательные возможности для бега по легкоатлетической дорожке.
СР6 - у спортсмена нет способности сохранять неподвижное положение; он демонстрирует непроизвольные циклические движения и как правило, у него поражены все конечности. Спортсмен может ходить без посторонней помощи. Обычно спортсмен имеет проблемы контроля над руками, а ноги функционируют лучше, чем у спортсмена класса СР5, особенно при беге.
СР7 - спортсмен имеет непроизвольные мышечные спазмы с одной стороны тела. У него имеются хорошие функциональные возможности в доминирующей половине тела. Он может ходить без посторонней помощи, но часто прихрамывает на одну ногу по причине непроизвольных мышечных спазм. При беге хромота может исчезнуть почти полностью. Доминирующая сторона тела лучше развита и хорошо выполняет движения при ходьбе и беге. Кисть и рука поражены с одной стороны тела, в то же время с другой стороны тела демонстрируется хорошая подвижность руки.
СР8 - у спортсмена минимальные непроизвольные спазмы в одной из рук, ног или половине тела. Чтобы соревноваться в данном классе, спортсмен должен иметь диагноз церебральный паралич или другое не прогрессирующее поражение головного мозга.

3. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением интеллекта

(Международная спортивная федерация для лиц
с нарушением интеллекта - INAS-FlD)
Чтобы быть допущенным к соревнованиям спортсмены с нарушением интеллекта должны соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:
- уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет около 100 IQ)
- наличие ограничений в овладении обычными навыками (такими как общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.)
- проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет.

Наименование международной спортивной организации инвалидов Группа III Группа II Группа I
CP-ISRA (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом) CP8, CP7 CP6, CP5 CP4, CP3, CP2, CP1
IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов) A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9 III, IV, V, A1 IA, IB, IC, II
IBSA (международная ассоциация спорта слепых) B3 B2 B1
CISS (Международный спортивный комитет глухих) слабослышащие полная потеря слуха
INAS-FID (Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта) +
SOI (Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц) +

Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов (IWAS) до настоящего времени не опубликовала новой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась международными спортивными организациями ISOD и ISMGF.

Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта
(Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006 г. № СК-02-10/3685)

Наименование вида спорта Группа III Группа II Группа I
1 Армспорт В3, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, глухие В1
2 Бадминтон I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
3 Баскетбол, 4. 5 балла, INAS-FID, 3. 0; 3. 5; 4. 0 балла, 1. 0;1. 5; 2. 0; 2. 5
в т. ч. на колясках слабослышащие SOI, глухие балла
4 Биатлон B3, LW2, LW3, B2, LW9, LW12, LW5/7, B1, LW10; LW10, 5;
LW4, LW6, LW8, глухие LW11;, LW11, 5
слабослышащие
5 Бильярд А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
6 Борьба вольная В3, слабослышащие В2, глухие В1
7 Борьба греко-римская слабослышащие глухие
8 Боулинг В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
9 Бочче
(паралимпийский вид)
- - ВСІ, ВС2, ВС3, ВС4
10 Велоспорт В3, LC1, LC2, LC3, LC4, В2, дивизион 2, В1, СР дивизион 1,
СР дивизион 4, INAS- СР дивизион 3, НС НС дивизион А, НС
FID, слабослышащие дивизион С, SOI, глухие дивизион В
11 Водное поло слабослышащие глухие
12 Волейбол сидя Все спортсмены с поражением опорно- двигательного аппарата
13 Волейбол стоя А, В, С, INAS-FID, слабослышащие, SOI, глухие
14 Гандбол слабослышащие глухие
15 Гимнастика спортивная В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие В1
16 Гимнастика художественная INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие
17 Гиревой спорт В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
18 Голбол В3 В2 В1
19 Горные лыжи B3, LW2, LW3/1, LW3/2, B2, LW1, LW12/2, B1, LW10, LW11,
LW4, LW6/8, LW9/1, LW5/7, SOI, глухие LW12/1
LW9/2, INAS-FID,
слабослышащие
20 Городки В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
21 Гребля академическая LTA (за исключением спортсменов классов В1, В2) ТА А
22 Дартс А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
23 Дзюдо В3, слабослышащие В2, глухие В1
24 Конный спорт В3, уровень IV В2, уровень III, SOI B1, уровень II, уровень I
25 Лыжные гонки B3, LW2, LW3, LW4, B2, LW5/7, LW9, LW12, B1, LW10; LW10, 5;
LW6, LW8, INAS-FID, глухие LW11; LW11, 5
слабослышащие
26 Легкая атлетика T13, T20, T37, T38, T12, T35, T36, T45, F12, T11, T32, T33, T34,
T42, T43, T44, T46, F35, F36, F45, F55, F56, T51, T52, T53, T54, F11,
F13, F20, F37, F38, F40, F57, F58, SOI, глухие F32, F33, F34, F51, F52,
F42, F43, F44, F46, F53, F54
слабослышащие
27 Парусный спорт В3, классы 5, 6, 7 В2, класс 4 В1, классы 1, 2, 3
28 Пауэрлифтинг В3, А2, А3, А4, СР7, СР8, спортсмены с ПОДА, относящиеся к категории «прочие», INAS-FID, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, СР5, СР6, SOI, глухие В1, СР3, СР4
29 Плавание S13, SB13, SM13, S12, SB12, SM12, S5, S11, SB11, SM11, S1,
S14, SB14, SM14, S8, S6, S7, SB5, SB6, SB7, S2, S3, S4, SB1, SB2,
S9, S10, SB8, SB9, SM5, SM6, SM7, SOI, SB3, SB4, SM1, SM2,
SM8, SM9, SM10, глухие SM3, SM4
слабослышащие
30 Регби на колясках - 2. 5; 3. 0; 3, 5 балла 0. 5; 1. 0; 1. 5; 2. 0 балла
31 Спортивное В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
ориентирование А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие CP6, SOI, глухие CP4
32 Спортивный туризм В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
33 Стрельба из лука ARST, ARST-С ARW2 ARW1, ARW1-C
34 Стрельба пулевая SH1, слабослышащие SH2, глухие В1, SH3
35 Танцы на колясках - LWD2 LWD1
36 Теннис настольный ТТ8, ТТ9, ТТ10, слабослышащие ТТ4, ТТ5, ТТ6, ТТ7, SOI, глухие ТТ1, ТТ2, ТТ3
37 Теннис, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А1, III, IV, V, CP5, CP6, Игроки «Quad", I, II,
в т. ч. на колясках А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие SOI, глухие CP1, CP2, CP3, CP4
38 Торбол Класс В3 Класс В2 Класс В1
39 Фехтование на колясках Класс А Класс В Класс С
40 Футбол INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие -
41 Футбол 5х5 - - Класс В1
42 Футбол 7х7 СР7, СР8 СР5, СР6 -
43 Футбол ампутантов А2, А4, А6, А8 - -
44 Футзал В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие -
45 Шахматы В3, А2, А3, А4, А5,
46 Шашки В3, А2, А3, А4, А5,
А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие
В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие В1, I, II, CP1, CP2, CP3, CP4

Примечание к таблицам 2-б, 2-в:
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в незначительной посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

- нарушение зрения (класс В3),
- нарушение слуха,
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID),
- общие заболевания,
- ахондроплазия (карлики),
- детский церебральный паралич (классы С7-8),

- одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава,
- одной или двух верхних конечностей ниже локтевого сустава,
- одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- контрактура суставов,

К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс В2),
- полная потеря слуха,
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ,
- детский церебральный паралич (классы С5-6),
- ампутация или порок развития:
- одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- полная потеря зрения (класс В1)
- детский церебральный паралич
(классы С1-4, передвигающиеся в креслах-колясках),
- поражение спинного мозга, требующее передвижения в кресле-коляске,
- высокая ампутация или порок развития: четырех конечностей, двух верхних конечностей.
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерацией инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании его международного функционально-медицинского класса.
В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.

Что еще почитать