Чем раскрасить гипсовую фигурку. Чем покрасить гипсовую фигурку. Минеральные неорганические пигменты

Такой минеральный материал, как гипс, широко применяется не только в медицине и искусстве, но и в строительстве. В частности, из гипсового раствора выливают различные материалы для интерьерной отделки. Смеси на основе гипса используют в качестве штукатурки. Что это за материал такой? Каковы его особенности, преимущества и недостатки? А также можно ли колорировать гипсовые изделия и как покрасить гипс?

Отделочные материалы для интерьерной отделки из гипса

Гипс в строительстве и ремонте

Строительный гипс получают из гипсового камня, предварительно обожженного и перемолотого в порошок. Далее его замешивают до получения пастообразной массы, более известной, как алебастр. Он широко применяется для строительно-ремонтных работ, изготовления различных декоративных изделий, а также в качестве связующих материалов на промежуточных этапах строительно-ремонтных работ.

Именно гипсовый раствор наиболее часто применяется для лепки и лепнины, производства малых архитектурных форм, выливания декоративной плитки или искусственного декоративного камня (кирпича).

Замес достаточно быстро схватывается и затвердевает. Поэтому с ним нужно уметь работать, чтобы успеть осуществить задуманное. Рабочая субстанция имеет белый оттенок цвета.

Материал довольно прост в приготовлении и использовании, доступен по цене и имеет широкий спектр применения. Еще одно достоинство – экологическая безопасность (так как производится из природного сырья). Он способен «дышать», поддерживая определенный уровень влажности.

Использование гипсовых материалов во внутренней отделке помещений весьма и весьма популярно. С его помощью можно создавать настоящие интерьерные шедевры.


Применение декоративного гипсового кирпича для внутренней облицовки

Не лишне упомянуть и о таких свойствах материала:

  • простота монтажа и обработки;
  • легкость;
  • негорючесть.

Тем не менее, в эксплуатации гипсовая основа показывает себя по-разному. Алебастр, к сожалению, боится воды (так как гипсовый порошок растворяется именно водой), подвержен истиранию и механическому воздействию.

Чтобы повысить прочность гипсовых материалов, производители используют различные укрепляющие добавки (пластификаторы, акрил, поливинилацетатный клей).

Так сегодня в продаже имеется строительный гипс нескольких марок, различающихся по степени выдержки сжатия. Самые высокие марки используются в производстве декоративных элементов даже фасадной (наружной) отделки зданий.

Применение:

  • оштукатуривание стен и потолков в различных по функциональности помещениях, где влажность не превышает 60%;
  • обустройство всевозможных перегородок;
  • производство лепного интерьерного декора;
  • производство сухого листового гипса, гипсокартона и других строительных материалов и растворов на основе гипса;
  • производство всевозможной архитектурной и облицовочной продукции (в том числе и кирпича);
  • сувениры и предметы интерьера (статуэтки, кашпо, колонны, подставки и так далее).

Покраска гипса

Гипсовым материалам при желании можно придать совершенно невообразимый вид, в том числе и сымитировать натуральность (например, древесину). Здесь используются различные технологии тонирования, окрашивания, «состаривания».

Тонировка под мрамор. Хорошо высушенное гипсовое изделие пропитывают подогретой олифой или шеллак-канифольным спиртовым раствором. Пропитка хорошо ложится, без разводов, создавая защиту от влаги. Постепенно высохшая прогрунтованная поверхность приобретает схожесть с состарившимся мрамором.


Гипсовый декор благодаря тонировке легко имитирует мрамор

Тонировка под воск. Используется пропитка, состоящая из растворенного в скипидаре (бензине) воска с незначительным добавлением желтой масляной краски. После высыхания пропитки поверхность натирается до получения глянцевости.

Тонировка на манер слоновой кости. Используется мыловар, нитролак и немного желтой масляной краски. Матовость поверхности придают путем натирания тальком.

Патинирование. Подбираются различные оттенки коричневого или буро-зеленого, и смешиваются с другими веществами. Окрашивание рекомендовано производить в три слоя, притом в углублениях обычно обработка происходит более вязкой по консистенции смесью. Здесь важна и сама технология нанесения красящего вещества:

  • первый слой – более светлый, после чего слега зачищается наждачкой и протирается ацетоном;
  • второй слой – красящая смесь темнее и гуще;
  • третий слой – для придания матовости в краске растворяют немного воска.

Оттенить или усилить имитацию помогут такие добавки: бронзовый порошок, тальк и окись хрома, графитовая пудра, сиена, охра, умбра, сажа, кобальт зеленый, свинцовые или . Это все полупрофессиональные способы окрашивания материалов на основе гипса. В продаже имеются традиционные краски по гипсу.

Наиболее применяемые красящие смеси для внутренних работ – акриловые водные эмульсии или дисперсии. После высыхания они создают прочную защитную пленку, уберегающую основу от влаги. Кроме того, все водные краски экологически безопасны, значит, применимые внутри любых помещений, в том числе и жилых.

При изготовлении декоративного кирпича или камня на основе гипса, колеруют рабочий раствор. Для этого используются различные порошки-пигменты. Колеровка раствора дает возможность получения готового кирпича, равномерно окрашенного по всей структуре (тогда эксплуатационные дефекты будут менее заметны).

Чтобы создать имитацию текстуры (прожилки), используются краски нескольких оттенков цвета. А повысить защиту поверхности из гипсового кирпича или камня (ведь гипс по природе своей достаточно хрупкий) поможет финишное лаковое покрытие.

Специалисты советуют не затягивать с окраской гипсовых элементов отделки, так как со временем ухудшаются адгезивные свойства материалов. Если так уж случилось, тогда не лишне воспользоваться грунтовкой, и только после красить. Грунтовка к тому же увеличит прочность основания из гипса и создаст определенную защиту от проникновения влаги.

Строительный гипс – это неограниченные возможности для оригинальной интерьерной отделки. Повсеместная доступность и простое использование сделали материал очень популярным. А имея в арсенале краски, сурики, лаки, поталь и другие пигментные вещества можно добиться настоящей дворцовой роскоши.

11.06.16

Как сделать облик сада интересным, необычным, запоминающимся? Одно из самых простых, экономичных решений - установка симпатичных, ярких гипсовых статуэток. Этот материал достаточно прост в обработке, раскрасить небольшую фигурку сможет и неспециалист. Несколько простых рекомендаций помогут создать необычное и долговечное украшение участка.

Покраска гипсовой фигурки

Работа включает этапы:

  • подготовка поверхности. Хотите, чтобы краска ложилась на фигурку аккуратным, ровным слоем? Чтобы добиться такого эффекта, необходимо предварительно обработать поверхность грунтовкой. Строительные магазины предлагают большой выбор таких составов. При желании можно изготовить похожее средство в домашних условиях. Для этого нужно смешать строительный клей ПВА с водой в соотношении 1:2. Грунтовка наносится на фигурку кистью, необходимо тщательно «прокрасить» каждый участок поверхности;
  • покраска. Ни гипс хорошо «ложатся» практически любые составы. Для украшения садовых фигурок желательно использовать краски, предназначенные для наружных работ, для отделки фасадов. Если хочется, чтобы статуэтка обрела «бронзовую» или «древесную» фактуру, можно использовать масляный состав, предварительно обработав гипс спиртовым раствором канифоли. Перед нанесением сложного узора с большим количеством деталей, желательно наметить все линии простым карандашом. Для покраски фигурки можно использовать кисть или краскопульт. Когда поверхность высохнет, стоит нанести еще один или два слоя краски;
  • нанесение лака. Прозрачный состав делает фигурку яркой и блестящей, защищая краску от влияния вредных внешних факторов. Поверхность не выгорает на солнце, не трескается, рисунок не размывается. Можно использовать лак на силиконовой или полиуретановой основе. Желательно нанести несколько слоев состава. Перед каждым применением лака необходимо убедиться в том, что поверхность фигурки высохла.

Гипс применяется в медицине, строительстве, архитектуре, является поделочным материалом, используется при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Краска для гипса защитит изделие и поможет реализовать любые цветовые решения в оформлении интерьера.

Процесс покраски изделия из гипса.

В чем преимущества гипсовых изделий

Являясь материалом природного происхождения, гипс имеет свойства, дающие ему преимущества: безопасность, выгодная цена. Он не горит, с его помощью можно вылепить элементы декора различных форм, окрасить в любой цвет, а также придать предмету нужную фактуру. Декоративные элементы из него не трескаются и не требуют сложного ухода.

Чем можно покрасить гипс

Покраской гипсового изделия можно добиться нужного вида, стилизовать естественное старение, выполнить другие эффекты, делающие вещь необыкновенной.

В продаже имеются специальные краски для гипса на водной основе, которыми можно воспользоваться, не обладая специальными навыками:

  • акриловые;
  • эмульсионные;
  • дисперсные.

Они создают на поверхности защитную пленку и могут применяться внутри дома, т.к. нетоксичны и быстро сохнут.

Для достижения эффектов применяют полупрофессиональные средства:

  1. Сурик. Природный пигмент красно-оранжевого или красно-коричневого цвета.
  2. Лак. Его можно наносить поверх краски или пропитывать им неокрашенное изделие. При использовании лака возможно получение вида состаренного мрамора.
  3. Поталь. Используется, если поверхности нужно придать эффект золочения или старой бронзы.
  4. Красящие пигменты. Добавляются в гипсовый раствор для получения ровного прокрашивания по всей массе. Применяются при изготовлении декоративного кирпича.

Краску лучше наносить на свежее изделие. Если прошло время, то надо использовать грунтовку, которая повысит прочность окрашивания.

Как и чем обрабатывать гипс

Обработка гипсовой поверхности.

Со временем этот материал теряет свойство удерживать влагу. На такие поверхности краска ложится плохо, поэтому гипс лучше красить сразу.

При работе с изделием, потерявшим свои водоудерживающие свойства, перед покраской необходимо:

  1. Поверхность зачистить и покрыть грунтовкой. Это может быть готовый раствор, купленный в магазине, или приготовленный самостоятельно из клея ПВА и воды в пропорции 1:4.
  2. Изделие защитить и придать ему прочность с помощью покрытия лаком или раскрашивания фигурки красками в соответствии с задуманным планом. Если изображение состоит из большого количества деталей, рекомендуется предварительно прорисовать их простым карандашом.
  3. Окрашенный гипс покрыть двойным слоем любого лака, подходящего для подобных работ.
  4. Красить надо в помещении с хорошей вентиляцией, где готовое изделие остается на сутки до полного высыхания.

Для удобства окраски гипсовых изделий можно использовать:

  • краскопульт для больших поверхностей;
  • кисти для прорисовки деталей;
  • тампоны из ваты или губку для получения на поверхности каменной текстуры.

Как сделать гипс прочнее

При всех своих достоинствах этот материал обладает одним, но существенным недостатком – низкой прочностью.

Для устранения указанного дефекта применяются различные добавки и вещества. Придать гипсу крепости в промышленных условиях можно с помощью добавок-пластификаторов и активаторов твердения гипса.

В домашних условиях для этих целей можно использовать клей ПВА. На 1 кг сухой гипсовой смеси потребуется 50 г клея и 0,5 л воды. Растворите клей в воде и добавьте в раствор гипсовый порошок. Для придания дополнительной твердости готовую фигурку покройте акриловой грунтовкой.

Гипсовые изделия необходимо красить, т.к. со временем влага испаряется с поверхности и гипс приобретает желтый цвет, на нем остаются пятна после прикосновений.

Для покраски гипсовой массы во время замешивания в нее добавляют красящий пигмент. Вносить его нужно медленно, перемешивая состав до получения однородной окраски.

После высыхания изделие будет иметь более светлый оттенок. Для того чтобы добиться яркого цвета, используют дополнительное покрытие.

Для покраски застывшего изделия понадобятся:

  • кисточки разного диаметра и формы;
  • губка или ватный тампон;
  • шкурка для придания эффекта состаривания;
  • краски и прочие средства для получения задуманного результата;
  • акриловая грунтовка;
  • раствор воска с бензином или скипидаром для того, чтобы поверхность была глянцевой.

Краска наносится в несколько слоев. Чем их больше, тем более интенсивным будет оттенок поверхности. Перед окрашиванием ее можно загрунтовать. После покраски нанести лак и придать нужную текстуру, используя художественные приемы.

Как покрасить гипс под бронзу

Чтобы придать предмету из гипса эффект золочения, используют различные способы:

  1. Окрасить гипсовую фигурку водоэмульсионкой. Через 24 часа, когда краска высохнет, поверх нее нанести золотое акриловое покрытие.
  2. Использовать серебрин или золотин в порошке, который разводится нитролаком. Эту смесь нанести на кусочек гипсовой поверхности, чтобы определиться с пропорциями. Когда получится нужный оттенок, покрыть изделие в два слоя.
  3. Приобрести декоративную краску для гипса. Для получения ровной, хорошо прокрашенной поверхности вещи грунтуются и раскрашиваются в несколько слоев.

Для создания эффекта состаренной бронзы понадобятся:

  • акриловый грунт или лак;
  • кисточки;
  • патина;
  • акриловая краска под бронзу;
  • уайт-спирит.

Изделие грунтуется в 2 слоя и покрывается бронзовой краской, сохнет примерно сутки. После этого поверхность окрашивается битумной патиной, и сразу ее излишки надо снять с помощью тряпки, смоченной в уайт-спирите или другом растворителе. Патина останется в углублениях и выемках фигурки. В конце все это покрывается акриловым глянцевым лаком.

Какой лак использовать для изделий из гипса

Минимальное покрытие для гипса – это слой лака. Он закрепит природный цвет материала, не даст влаге испариться, защитит предмет от разрушений и поможет добиться привлекательного вида. Могут быть использованы разные типы лаков.

Шеллачный

Шеллачный лак.

На основе спирта. Можно наносить на любую краску. Бывает прозрачным и цветным. С его помощью получается эффект состарившегося мрамора. Температура плавления лака – 80-120ºC.

Акриловый

Этот лак бывает матовым, глянцевым, перламутровым. Безопасен в использовании, легко наносится, быстро высыхает. Создает на поверхности водоотталкивающую пленку, которая защищает от выгорания.

Устойчив к высоким температурам: изменяет цвет при 180ºC, начинает плавиться при 260ºC. После высыхания не меняет оттенок.

Масляный

С помощью входящих в состав искусственных смол и растительных веществ защищает поверхность. Бывает матовым и глянцевым. Перед использованием требует разведения с помощью растворителя. После высыхания делает поверхность темнее, чем до нанесения.

Глянцевый лак вносит в интерьер торжественность. Сторонникам естественности подойдет матовый лак.

Правила ухода за садовыми гипсовыми фигурами

Садовые фигуры и статуэтки из гипса – это доступный по цене вариант декорации участка. При правильном уходе они прослужат в течение длительного срока. Если изделие покрашено, то достаточно только убирать с него пыль и грязь влажной тряпкой или пылесосом. Рекомендуется обработка противогрибковыми препаратами. Краска защитит от выгорания и атмосферных осадков.

Если фигура не окрашена, то:

  1. Сначала нужно очистить поры от грязи. Для этого подойдут специальные препараты, которые можно купить или сделать самостоятельно. Например, смесь из крахмала: 70 г порошка растворить в 100 мл холодной воды. Затем все это влить в горячую воду (930 мл). Охлажденной до 45°C смесью покрывают предварительно очищенный декоративный элемент и обкладывают ватой на 7-10 часов.
  2. После очистки предмет следует защитить от влаги. Для этого используется специальный лак или смесь воска с любым растворителем в соотношении 10-15%. Также производятся влагостойкие покрытия для гипса.

Сколы или трещины на поверхности изделия можно исправить самостоятельно, взяв гипс и добавив 15%-ный раствор ПВАД. Место вокруг повреждения загрунтовать клеем ПВА, а затем нанести гипс.

Если повреждений много, то фигуру необходимо отдать на реставрацию.

На зиму изделия лучше убрать в помещение.

Начиная ее этой статьей, полностью посвященной покраске гипса, мы обещаем своим читателям множество полезных мастер-классов, которые будут опубликованы в нашем блоге в самое ближайшее время!

Патинирование и окраска гипса

Олифа, после нанесения, за 15-20 минут полностью поглощается порами поверхности гипсового изделия. Приступать к дальнейшей работе с пропитанной олифой поверхностью можно примерно через 24 часа, когда она полностью высохнет.

Необходимо учитывать, что пропитка олифой делает гипсовую поверхность, после ее высыхания, значительно плотнее и несколько тверже. Кроме того, она становится менее влагоемкой.

Подготовка мыловаром

Пропитанная олифой поверхность гипсовых изделий приобретает грязно-желтый оттенок. В некоторых случаях при патинировании требуется покрыть краской не все изделие, а лишь отдельные его области, например, рельефную часть барельефа, при том, что фон необходимо оставить белым. Но, пропитывая олифой выпуклую часть барельефа, невозможно не затронуть также и фон, так как олифа, нанесённая на рельефные части изделия, даже строго в пределах их контура, неизбежно попадает в поры гипса смежных с рельефным контуром участков фона, что приводит к их загрязнению. Кроме того, велика вероятность попадания на фон случайных капель и брызг. В этом случае для подготовки поверхности используют мыловар, который наносят при помощи кисти на рельеф и фон. Мыловар для патинирования масляными красками используется во всех случаях, когда по какой-либо причине невозможно использование олифы для подготовки поверхности.


Кисти для патинирования

При высоком качестве отлива, гипсовое изделие, только что вынутое из формы и еще не подсохшее, визуально выглядит очень красиво, живо и ярко. Но уже через несколько часов, когда отливок начнет подсыхать, его поверхность покрывается пятнами. Приятный, живой вид материала постепенно исчезает и гипсовая поверхность, в конечном итоге, выглядит сухо и безжизненно. Только в редких случаях авторы изделий из гипса оставляют их в первоначальном виде без применения патинирования. Потребители скульптурной продукции также отдают предпочтение скульптурам с имитацией под бронзу, камень, кость или другие материалы, нежели только из белого, быстро загрязняющегося гипса.

Для высокого качества патинирования необходимо использовать в работе хорошие кисти. Наиболее удобными и функциональными для любого вида патинирования признаны филеночные кисти. Они имеют средней длины щетину с конусообразным концом, при этом они обладают мягким и упругим ворсом, что позволяет распределять краски на поверхности изделия ровным тонким слоем. Кисти представлены в различных размерах, диапазон которых маркируется номерами от 1 до 24.

Филеночные кисти оставляют на поверхности изделия штрихи. Для их сглаживания, главным образом при покрытии масляной краской, используют флейцы. Это кисти с мягким пушистым ворсом, изготовленные из барсучьего волоса. Их изготавливают в двух формах: круглые с оправой из пера или плоские с жестяной оправой.

Щетинные кисти или кисти «французской вязки» предназначены для нанесения и растушевки кислоты в процессе бронзирования с окислением, а также для предварительной растушевки масляной краски перед тем, как начать работать флейцем, при большой площади рабочей поверхности. При этом применяют кисти с номерами 1 и 2. Для этой работы нужно выбирать мягкие кисти с длинной пушистой щетиной. Различные мелкие заделки и другие манипуляции выполняют с помощью небольших колонковых кистей, в крайнем случае, подойдут также и беличьи кисти.


Техника патинирования

Перед нанесением краски на окрашиваемую поверхность гипсового изделия следует снять с кисточки излишки краски о край сосуда, набирать на кисть слишком много краски не нужно.

Окраску начинают всегда с глубоких, западающих внутрь областей. При этом окружающая впадины поверхность закрашивается сама по себе. После этого остается только соединить между собой все уже окрашенные участки, равномерно закрашивая оставшуюся поверхность.

Важно следить, чтобы все впадины и углубления были тщательно прокрашены, так как остающиеся белые точки на окрашенной поверхности выглядят некрасиво и неопрятно, свидетельствуя о небрежной и неаккуратной работе. Для маленьких углублений, куда не проникают кисти большого и среднего размеров, которыми проводят окрашивание, используют самые маленькие кисточки – номер 1 или 2.

Патинирование, как и любую другу работу, рекомендуют выполнять в максимально комфортной рабочей позе. Для этого желательно, чтобы окрашиваемая поверхность располагалась на уровне глаз, тогда не придется приподниматься на носки и тянуться рукой, если она слишком высоко, или наклоняться и опускаться на корточки, если она расположена слишком низко. При этом время от времени нужно смотреть на окрашиваемое изделие снизу вверх, проверяя наличие не прокрашенных глубоких впадин, находящихся ниже уровня глаз. Чтобы уничтожить штрихи и полоски от ворса кисти при использовании масляных красок, производят легкие кругообразные касания кончиком растушевочной кисти или флейца по сырой краске, не дожидаясь ее высыхания.

Окрашивая гладкие поверхности, независимо от их площади, добиться равномерного однообразного слоя краски затруднительно, даже с помощью флейцования. Особенно при необходимости получения эффекта прозрачности краски, так как часто одни участки прокрашиваются более интенсивно, другие менее. В таких случаях вместо флейца используют тампон.

Тампоном служит собранная в небольшой, не более 30-40 мм в диаметре, мягкая тряпочка, при этом следует учитывать, что на его верхней стороне не должно быть складок. Осторожно касаясь поверхности верхней гладкой стороной тампона, осуществляют равномерное распределение по ней свежей краски. Пятна более темного оттенка указывают, что на этих участках поверхности слой краски толще. В таких местах тампон нужно прижимать немного сильнее, снимая излишки краски.

Для получения плотного, непросвечивающего покрытия краску необходимо наносить в несколько слоев. Повторное окрашивание проводят только после того, как предыдущий слой краски хорошо высохнет.

Окрашивание методом набрызга

Есть и еще один прием окрашивания – набрызг. Его применяют для получения эффекта под гранит, в основном для окрашивания моделей пьедесталов при изготовлении эскизов памятников и монументов. Сущность приема заключается в следующем. Сначала необходимо подготовить по отдельности все тона, которые составляют узор выбранного вида гранита, чаще всего достаточно трех-четырех оттенков. При этом один из них — основной тон имитируемого камня, остальные – другие составляющие оттенки гранитного узора. Начинают работу с грунтовки всей поверхности предмета основным тоном, после чего набирают на кисть небольшое количество одной из других приготовленных красок и берут ее левой рукой щетиной кверху. Большим пальцем правой руки прижимают жестяную оправу кисти, а указательным проводят по кончику кисти так, чтобы ее ворс пружинил и выбрасывал брызги краски на ту область окрашиваемой поверхности, куда они направлены (см. ).

После окрашивания таким образом всего предмета одним тоном, необходимо повторить те же манипуляции для всех последующих тонов. Размеры отдельных капель и точек при набрызге регулируют, во-первых, путем приближения или отдаления кисти относительно окрашиваемой поверхности, во-вторых, меняя количество набранной краски и, в-третьих, подбирая нужную толщину кисти и длину ее щетинок. При правильно выбранных тонах и верном соотношении можно получить достаточно точную имитацию натурального гранита.

Имитация гранитной поверхности, в зависимости от вида отделки, может быть матовой или глянцевой, то есть «полированной». Матовую поверхность получают путем окрашивания ничем не подготовленного гипса масляной краской, разбавленной скипидаром или путем добавления в краску воска, так же растворенного в скипидаре. Блеск матовой поверхности придают путем нанесения на просохшую матовую поверхность бесцветного прозрачного лака.

С течением времени первоначально белоснежная лепнина, не покрашенная и не защищенная лаковым покрытием, покрывается пылью, появляются пятна. Часто с изменением цветового решения интерьера хочется перекрасить и гипсовый декор. Покраска декоративного камня из гипса своими руками - совсем не сложная задача, если заранее выбрать правильную краску и технологию.

Способы окраски гипсовых изделий, материалы для колерования, инструменты

Гипс обладает отличной адгезией к самым разным лакокрасочным материалам, существует много способов его окрашивания:


Цветной раствор для окраски гипсовых изделий

Рассмотрим, чем покрасить декоративный камень из гипса. Покраска гипсовой лепнины может выполняться различными составами:

  • акриловыми;
  • водно-эмульсионными;
  • пентафталевыми;
  • известковыми;
  • силикатными;
  • силиконовыми;
  • латексные.

Выбирая, чем покрасить лепнину из гипса, ориентируйтесь на нужную фактуру: акриловые краски и лаки дают сатиновое покрытие, водно-эмульсионные - матовое, пентафталевые составы глянцевые, лака не требуют. Силикатные, силиконовые и латексные составы имеют богатую цветовую гамму, множество интересных текстур - под камень, бархат, велюр, венецианку, образуют влагостойкую пленку на пов ерхности камня, но стоимость их значительно выше, чем у акриловых и эмульсионных.


Чаще всего используют акриловые, известковые и водно-эмульсионные составы, как более экономичные. Эффект металлик проще всего получить, используя автомобильные краски в аэрозольной упаковке. Для получения некоторых видов текстур необходима натуральная олифа. Если не планируется часто менять цветовую гамму интерьера, то лакокрасочные материалы надо выбирать со сроком службы не менее 10 лет. Для увеличения адгезии и прочности изделия в краску можно добавить до 5% от объема клей ПВА.

В качестве пропитки для гипса применяют медный или железный купоросы. Медный придает гипсу голубой оттенок, железный - желтоватый. Для окрашивания плитку или фрагменты декора погружают в водный раствор купороса на 2 часа, при этом детали не должны соприкасаться, иначе на поверхности появляются пятна разных оттенков.

При лакировании готовых изделий внимательно выбирайте состав: лак с сильным глянцем может выглядеть в некоторых интерьерах китчем из-за блеска, поэтому лучше выбирать матовое или слабо глянцевое покрытие.

Кроме краскопульта в работе используют кисти - плоские флейцы и филеночные, с закругленным концом, с мягкой или жесткой щетиной. Волос филеночных кистей - колонковый, беличий или барсучий, пушистый. Для растушевки и текстурирования применяют кисти с жестким ворсом, щетинистые французской вязки.

Тамповки из ветоши, поролона так же помогают растушевке границ колера, их делают вручную из материалов, которые есть в каждом доме: чаще всего привязывая на деревянную палочку кусок губки или ткани, и обматывая нитью или проволокой.

Окрашивание лепнины с мелкими деталями рельефа на высоте требует устройства подмостей, чтобы были видны все непрокрасы и не напрягать руки.

Техники нанесения красочных составов

Гипс в интерьере и экстерьере раскрашивают не одно тысячелетие, поэтому техник разработано множество. Рассмотрим основные:

  • Простая окраска;
  • Многослойная окраска;
  • Золочение, серебрение, бронзовление;
  • Создание рельефности;
  • Патинирование;
  • Нанесение покрытия, имитирующего природные материалы - мрамор, гранит, дерево, кирпич;
  • Отделка декоративной штукатуркой.

Перед началом работы необходимо убедиться, что краска имеет правильную консистенцию: не слишком жидкая, иначе появятся потеки, не слишком густая - это приведет увеличению толщины слоя и перерасходу. При окрашивании кистями необходимо набирать не слишком большое количество состава, чтобы не было потеков и брызг. Кисть следует очищать от излишков краски о край банки. Случайные волосы, упавшие с кисточки, сразу же снимать флейцем или тамповкой, пока они не успели присохнуть к поверхности.

Второе обязательное условие - гипсовое изделие должно быть сухим и чистым, купленный декор выдерживают перед покраской 2 суток при комнатной температуре. Перед изменением цвета гипс надо отшлифовать - задача очень сложная, особенно при глубоком рельефе.

Начинают нанесение красочного слоя с наиболее заглубленных участков рельефа, мелкие детали прокрашивая тонкими мягкими кисточками. Диапазон номеров кистей 1-24, зависит от размера.


Процесс окрашивания лепнины

Слишком густые краски разводят до 10% количества водой или до 5% растворителем, в зависимости от состава. Работа с лакокрасочными составами выполняется по инструкции производителя. Грунт и краска должны совмещаться по составу, желательно приобретать их в одной компании.

Краску наносят в 2-3 слоя, высушивая каждый 3-6 часов. Нанесение состава, время просушивания совместимость краски и грунта всегда определяется по инструкции производителя.

Рассмотрим техники подробнее.

Простое базовое окрашивание

Для простого окрашивания в один тон берут акриловую, известковую или водоэмульсионную краску нужного цвета, соответствующую по составу грунтовку, по желанию - лак. При высыхании гипс теряет интенсивность окраски, поэтому, а также для защиты поверхности от повреждений, его покрывают лаком. Лак лучше использовать водорастворимый - он почти не имеет запаха, быстро сохнет.

Работу лучше выполнять не кистью, а краскопультом или аэрографом - так грунт и покрытие лягут более ровным слоем, уменьшается расход, но трудно закрасить глубокие впадины, их придется доработать кистью.


Окрашенные гипсовые изделия

Как покрасить декоративную плитку из гипса:

  • сухую, очищенную от пыли и загрязнений поверхность грунтуют. Грунтовка уменьшает впитываемость, снижая расход основного состава, в то же время обеспечивая адгезию слоев. Грунтовку желательно тонировать - это также уменьшит расход основной краски, увеличит яркость колера.
  • Грунт высох - наносят красочный слой, по нетонированному основанию придется повторить операцию 2-3 раза.
  • Просохший гипс покрывают лаком.

При использовании акриловых красок нового поколения получим покрытие:

  • с эффектом лотоса (в составе воск) - устойчивое к грязи;
  • эффект свечения дает содержание мраморной пыли или кварцевого песка тончайшего помола;
  • цветные и блестящие вкрапления - с фиброй или чипсами.

Новейшие технологии позволяют добиваться оригинальных эффектов на поверхности.

Многослойная покраска

Покраска декоративного камня из гипса в несколько слоев используется, если на изделии надо добиться плавного перехода одного колера в другой, например окрашивая плитку с объемным декором в виде осеннего кленового листа или цветка.
Берем краску 3-4 оттенков:

  • желтого;
  • оранжевого;
  • багряного;
  • терракотового.

Покраска лепнины из гипса начинается с самого светлого тона, по загрунтованному основанию наносим слой желтой краски. После ее высыхания оранжевый оттенок наносим ближе к краям. Границу цветов сглаживаем тамповкой из мягкой тряпочки или губки. По краю листа идет участок багряного колера. Границу также сглаживаем, добиваясь плавного перехода одного цвета в другой. Терракотовым окрашиваем фон и рисуем прожилки на листе.


Покраска лепнины

Золочение, серебрение, бронзовление

Покраска лепнины из гипса золотой краской, серебряной или бронзовой придает интерьеру торжественность и аристократизм. Этот прием характерен для классических стилей архитектуры от Ренессанса до ампира. В классической технике золочение выполняли тонкими листиками сусального золота или поталью, теперь чаще берут краску металлик в аэрозоли.
Традиционное золочение выполняется следующим образом:

  • Готовится поверхность - заделываются все сколы, трещины, шлифуется специальной машинкой или шлифовальной шкуркой вручную, пыль смахивается кистью или убирается пылесосом, поверхность грунтуется промышленным составом или клеем;
  • По высохшей грунтовке наносят слой позолотной пасты, смешанной с клеем;
  • Далее кистью с мягким ворсом накладывают сусальное золото или поталь и осторожно, чтобы не порвать, приглаживают к основанию, повторяя рельеф лепнины.

Покраска гипса под золото

Намного проще и дешевле использовать акриловые составы с эффектом металлик в аэрозольных упаковках: они быстро сохнут, почти не пахнут, хорошо ложатся. Грунт и лак подбирается по рекомендации фирмы-производителя.

Покраска гипса под бронзу выполняется по грунтовке подогретой олифой. Порошкообразная бронза разводится лаком, наносится кистью.

Последовательность процесса:

  1. Подготовка основания - очистка, обеспыливание, грунтование;
  2. Поверхности окрашивают за 3 раза - 1 слой самый светлый, жидкой краской покрывается все изделие, после высыхания выпуклые участки обрабатываются шлифовальной машинкой или шкуркой, смахивается пыль; 2 слой более густой, окрашивают углубления, используя краску с добавлением бронзового порошка; 3 слой - краска разжиженная скипидаром, с добавкой пчелиного воска, чтобы придать металлический блеск. Для того, чтобы имитировать патину, некоторые выпуклые места окрашивают с добавлением окиси хрома, или применяют смесь бронзы с графитом. Еще один вариант - по окрашенному слою бронзового порошка в лаке наносят раствор из смеси, куда входлят азотнокислое серебро (10 гр), уксус (100 гр), вода (300 гр). За счет окисления на бронзе появляется патина.
  3. Окрашенную и патинированную поверхность насыщают раствором воска в скипидаре до прекращения впитывания, протирают бархоткой.


Покраска гипса под бронзу


Покраска гипса под серебро

Сейчас процесс значительно упрощен: по огрунтованной поверхности распыляется из баллончика краска-металлик, места непрокраса корректируются тончайшей беличьей кисточкой. Часто золочением отделывают на узоре отдельные элементы или края выступающих деталей. В этом случае важно предварительно защитить участки, не нуждающиеся в отделке. Это можно сделать с помощью малярного скотча или переносного экрана из картона.

Создание рельефности

Подчеркнуть рельефы лепного декора или плитки из гипса можно используя краску 2-3 оттенков насыщенности. Начинают с самого светлого тона, покрывая им декор полностью, обращая основное внимание на выпуклые части - здесь непрокрасов быть не должно.

Затем берут более темный оттенок, покрывают им заглубленные части рельефа, сглаживая переход тонов кистью с жесткой щетиной без краски: от светлого к темному. Случайные набрызги или неверно наложенный колер немедленно убирают сухой кистью или тряпкой.


Лепной рельеф

В последнюю очередь самым темным колеров покрывают фон или самые глубокие впадинки, также добиваясь постепенного перехода цвета жесткой кистью.

Патинирование

Если хотим добиться вида старинной аутентичной отделки, выполняется покраска гипсовой лепнины с эффектом старения: основание тонируется грунтом или натуральной олифой в желтоватый оттенок, затем филейными кистями наносят основной красящий состав. Для прокрашивания западающих участков используем тонкие кисти с мягким ворсом. Получить прозрачность красочного слоя можно изменением толщины красочного слоя на разных участках: более толстый слой наносят тампоном (тряпка или губка), тонкий - растушевывают кистью с короткой жесткой щетиной.


Промежуточный процесс патинирования гипса

Патинировать изделие можно с помощью шлифовальной машинки, шкурки или металлической щетки: окрашенную высушенную поверхность на выпуклостях рельефа шлифуют, изображая потертости. Этот прием отлично смотрится на лепнине, окрашенной под дерево (эффект браширования) или покрытой составами "металлик".

Нанесение покрытия, имитирующего природные материалы - мрамор, гранит, дерево, кирпич

Покраска гипсовой плитки под камень - этот дизайнерский прием декорирования гипса применяют, добиваясь имитации природного камня. Покраска гипса под мрамор в традиционной технике - подразумевает использование подогретой олифы на хорошо просушенном камне. Неравномерное впитывание масла гипсом дает разводы, напоминающие мраморные прожилки, Сухое изделие покрывают лаком для защиты и получения блеска.


Чтобы придать гипсовой плитке вид гранита, используют технику набрызга: плитку грунтуют, окрашивают в основной фон, затем берут несколько кистей разной степени жесткости и краску колеров, отличных от основного фона. Набирают на кисть краску с избытком и с помощью пальцев или специальной планшетки добиваются разбрызгивания краски на декор. Кисти разной жесткости и длины щетины, оттенки краски дают брызги отличающегося размера и цвета, в результате получается фактура, напоминающая зерна гранита. Для качественного выполнения этой техники предварительно придется потренироваться на ненужном листе картона.

Покраска гипса под дерево выполняется морилкой, имитирующей цвета разных ценных сортов древесины. Получить характерный древесный рисунок можно, делая жестким флейцем продольные движения с разным нажимом, это дает неравномерность толщины слоя красочного состава.

Покраска под терракоту выполняется разведенными в техническом спирте канифолью и лаком.

Как покрасить декоративный кирпич из гипса: облицовка декоративным кирпичом в разных стилях интерьера выглядит совершенно по разному, метод окрашивания применяется простой или многослойный.


Покраска гипса под гранит


Покраска декоративного кирпича из гипса

Для кантри-стилей характерна покраска гипсовой плитки под кирпич производится в белый, кремовый, или сероватый колер с лаковым покрытием, имитирующим глазурь. Гипсовая плитка окунается в краску нужного тона, высушивается и лакируется.

Покраска гипсовой плитки для стиля лофт, когда необходим вид клинкерного кирпича, требует многоцветного окрашивания: терракотовый, охристый и иссиня-черный пигмент создадут переход цвета, характерный для клинкерной плитки ручной выделки. Для имитации клинкера ручной выделки поверхность прлитки предарительно обрабатывают шлифовальной шкуркой и щеткой с металлическими зубьями, добавляя неровностей, характерных для изделий хенд-мейд.

Отделка декоративной штукатуркой

Новейшие технологии дают лакокрасочные материалы, имитирующие любые поверхности. Сейчас можно купить готовую к применению декоративную минеральную штукатурку с кварцевым зерном или мраморным боем разной фракции, соторая придаст плитке вид природного камня с дикой, шлифованной или полированной поверхностью.

Силиконовые и латесные краски повторяют фактуру венецианской штукатурки, патины, велюра или бархата. Без многослойного прокрашивания, одним лишь краскопультом можно добиться множества уникальных цветовых и текстурных эффектов. Эти же составы придадут гипсу влагостойкость.

Покраска 3D-панелей из гипса выполняется в самых разных техниках, но, поскольку рисунок у них очень активный, стоит осторожно относится к идее яркого тонирования. Лучше всего подойдет базовое окрашивание в один колер с легкой акцентной тонировкой отдельных деталей. Выполнять декорирование проще всего с помощью краскопульта.



Покрашенные 3D-панели в интрьере

Итоги

Покраска гипса своими силами возможна при соблюдении базовых правил:

  • тщательная подготовка поверхности;
  • обязательное грунтование;
  • нанесение краски в 2-3 слоя;
  • покрытие лаком;
  • применение совместимых составов;
  • следование инструкции производителя красок.

При отсутствии навыков необходимо выполнять пробные операции на образцах до получения устойчивого положительного результата.


Материалы для покраски лепнины

Покраска гипса своими руками возможна, но требует определенных навыков, времени и аккуратности. Работы производить в сухом помещении с хорошей вентиляцией, выдерживая время просыхания промежуточных слоев. И все получится!

Что еще почитать