Церковь успения пресвятой богородицы в троице лыкове. Троице-Лыково, церковь Троицы Живоначальной: описание, история, адрес. Возвращение храму его исторического облика

Понятие Святой Троицы обозначает Триединого Бога. Душа христианина устремлена к Всевышнему Создателю. Помыслы верующего человека воплощаются в храмах, где проходят церковные службы. Словно рвущийся в небеса храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове олицетворяет желание православных россиян быть ближе к Спасителю.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых - Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин - известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.


История церкви

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре складывается специфическое направление, получившее название «нарышкинского барокко». В имениях бояр Нарышкиных возводились церкви, в которых сочетались элементы традиционного русского зодчества и европейского барокко. Яркими примерами являются: храм Покрова в московском районе Фили и церковь Успения на Покровке.

Здания, построенные в стиле «нарышкинского барокко», отличают следующие характерные черты:

  • сочетание различных архитектурных направлений;
  • внутренняя целеустремленность композиционного построения здания;
  • многоярусность;
  • разнородность отделки интерьера;
  • симметрия компонентов и равновесие частей строения.


Возведение и основание

Первая деревянная Троицкая церковь в селе возведена вотчинными крестьянами князя Лыкова-Оболенского. Здание имело приделы Николая Чудотворца и мучеников Лавра и Флора. Позднее постройку из дерева заменил каменный храм.

Вступив во владение Троице-Лыковым, Мартемьян Нарышкин начинает строительство парадной каменной церкви. На высоком холме у Москва-реки в 1694 году появляется величественный собор, который освятили в 1708 году в честь Живоначальной Троицы. После завершения отделочных работ белокаменный храм становится украшением усадьбы.

Архивные данные позволяют предположить, что над заказом боярина трудился зодчий Я. Г. Бухвостов. Сравнение здания в Троице-Лыкове с архитектурой религиозных строений в Филях, Китай-городе и Зюзино, авторство которых доподлинно установлено, подтверждают версию участия Якова Григорьевича в сооружении Троицкого собора.

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Строгино построен в 1704 году по заказу Льва Кирилловича Нарышкина. Несмотря на подновления, здание постепенно ветшало. В 1936 году большевистские активисты сожгли строение. Каменная церковь Успения Богородицы возведена в конце XIX века.


Историческая судьба

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагались французские кавалеристы, которые разорили Троицкую церковь. Оккупанты украли антиминс, золотую чашу для причащения, церковную утварь. К счастью, русским партизанам удалось отбить награбленное имущество. Все вещи, за исключением паникадила из серебра, которое мародеры распилили и растащили по кускам, вернулись в храм.

Царь Александр I возместил утрату, прислав бронзовый всесвещник с подвесками их хрусталя. В течение зимы помещение приводилось в порядок. 14 февраля после освящения церкви богослужения возобновились

Семья купцов Карзинкиных бережно относилась к культовому зданию. В 1879 году производится капитальный ремонт храма. Отреставрирован иконостас и настенная живопись, новой позолотой покрыта центральная главка, наружные стены заново отштукатурены и побелены.

Разгром и разграбление

Под лозунгом борьбы с религией в 1933 году Советская власть закрывает Троицкий храм. Большевики хотели использовать помещение для устройства выставки народного хозяйства Туркменистана. Воинствующие атеисты сняли колокола и вынесли иконостас. В планах строителей коммунизма было изъятие куполов, уничтожение барельефов и украшений, связанных с православием.

Однако в 1935 году Лига Наций объявила собор Живоначальной Троицы архитектурным памятником всемирного значения. Сооружение взяла на учет комиссия ЮНЕСКО. Храм был спасен от разорения, но церковные службы не проводились.

Реставрация здания

В 1941 году академик архитектуры В. Н. Подключников снял размеры здания и составил подробное описание церкви во имя Святой Троицы. Василий Николаевич подготовил иллюстрированный альбом, который был издан через четыре года. Материалы, представленные в книге, использовались при реставрации храма в 70-х годах прошлого столетия. Работами руководил профессор И. В. Ильенко.

С 2000 года начались повторные восстановительные работы, ранее прерванные из-за скудного финансирования. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл решает организовать здесь подворье Покровского женского ставропигиального монастыря. Руководит ремонтом помещений и уборкой территории настоятельница обители - игуменья Феофания (Мискина).


Современное положение

В апреле 2013 года в храмовом комплексе открывается официальное подворье Покровского монастыря в Троице-Лыково. В церквях восстановлены купола и крыша, воссозданы иконостасы, возвращены колокола.

5 июня 2017 года Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм. После Божественной литургии Предстоятель РПЦ (Русской Православной Церкви) передал собору в дар икону с житийными клеймами преподобного Серафима Саровского.

В церкви сохраняются святыни:

  • антиминс с дарственной надписью от Петра I и царевича Алексея;
  • чтимая икона Божией Матери «Иверская», привезенная от монахов горы Афон в 1999 году;
  • список святого образа Богоматери «Державная»;
  • местночтимый извод иконы «Ченстоховская».


Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.


Архитектура и убранство сооружения

Возведение религиозных помещений для богослужений происходит в соответствии с установленными правилами, которые требуют, чтобы церковь имела три части:

  • алтарь;
  • среднюю часть, называемую наос;
  • притвор.

Наос увенчивается одним или несколькими куполами. Над притвором строится колокольня.

При сооружении Троицкого собора зодчие отходят от общепринятых норм. В храме отсутствует притвор, а колокольня возвышается над средней частью. Уникальная композиционная структура создает впечатление, будто здание вот-вот устремится в небеса.


Внешний вид

Церковь Святой Троицы построена по схеме «восьмерик на четверике». Четырехугольный первый этаж, который окружает гульбище, покоится на возвышенном цоколе - подклете. На втором уровне восьмигранная коробка с высокими окнами служит основанием для четырехметровой колокольни. Сооружение венчает золотой купол на узорчатом барабане.

Над алтарем и притвором установлены двухъярусные барабаны с главками, выкрашенные в черный цвет и украшенные золотыми звездами. Позолотой крестов и купола занимались мастера Оружейной палаты Алексей и Борис Маеровы. В северной и южной частях храма расположены боковые входы.


Колокола

В церковной звоннице подвешиваются колокола, которые созывают верующих прихожан на богослужение или возвещают о важных частях литургии, проходящей храме. Звон одного колокола именуется «благовест». Колокольное многоголосье в честь радостного праздника определяют как «трезвон», а события, связанные с печалью, сопровождает «перезвон».

В колокольной башне собора Живоначальной Троицы подвешены 24 колокола. Разница в размерах придает им различные голоса. Как и много веков назад, нынешние церковные службы в Троице-Лыкове сопровождает колокольный звон.


Отделка фасадов

Красота наружных стен позволяет назвать храм Святой Троицы «песней в камне». Вертикальные элементы фасада - окна и двери - отделаны колоннами, украшенными орнаментом. Углы здания отмечены гладкими колоннами коринфского ордера.

Круглые окна и карнизы прямоугольных окон отделаны резным каменным декором. В том же стиле выполнен и десюдепорт - украшение над дверным проемом. Каждая грань сооружения завершается вычурным фронтоном, устремленным вверх. Элементы настенных деталей композиционно уравновешены и гармонично дополняют друг друга.


Внутреннее оформление

Интерьер Троицкого храма так же роскошен, как и отделка внешних стен. Иконостас в девять ярусов украшают резные колонны с виноградными лозами, обремененными гроздьями, экзотическими плодами и растениями. Вдоль стен в двух уровнях протянулись хоры. Стены, когда-то расписанные под мрамор, сейчас покрыты светло-голубой краской.

С левой стороны на первом ярусе хоров обустроено место для царской семьи. Архитектурный фонарь сверху украшает золотая корона. На боковых ограждениях изображен символ самодержавия - двуглавый орел.


Как проходят богослужения

Церковные службы проводятся в просторном помещении Успенского храма. В 8 часов утра начинается литургия, а в 16.45 вечерняя служба. В дни великих праздников проходит ранняя и поздняя литургия. Регулярно проводятся водосвятные и акафистные молебны.

Устремленная к небу белокаменная церковь Живоначальной Троицы на высоком речном берегу так прекрасна, что москвичи называют ее «Белый лебедь». В дачный поселок приезжают православные россияне, чтобы полюбоваться уникальной архитектурой храмового комплекса. Сюда приходят верующие для вознесения молитв Спасителю.

Видео

Видеорепортаж рассказывает об освящении Троицкого собора.

Среди многообразия исторических памятников столицы особое место занимает церковь Живоначальной Троицы, находящаяся в Троице-Лыково ─ местности, расположенной в западной части города. Этот удивительный шедевр храмового зодчества в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения.

Благое начинание боярина Мартимьяна Нарышкина

Своё название Троице-Лыково получило в связи с тем, что прежде на его месте находилось дворцовое село Троицкое, которое царствовавший тогда Василий Шуйский пожаловал в 1610 году одному из своих приближённых ─ князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. В 1690 году село перешло в собственность другой знатной московской фамилии Нарышкиных, состоявшей в родстве с новым государем Петром I. По заказу главы этой семьи, боярина Мартимьяна, и построили в Троице-Лыково церковь. Она была выполнена в стиле, получившем название нарышкинского барокко, и явилась подлинным шедевром русского храмового зодчества.

Авторство проекта храма в Троице-Лыково традиционно приписывается известному русскому зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, хотя, по мнению исследователей, веских доказательств этого нет. Единственным основанием для подобного утверждения может являться лишь архитектурное сходство данной постройки с общепризнанными работами мастера, являвшегося, кстати, основателем стиля «нарышкинское барокко», весьма распространённого в русском зодчестве конца XVII и начала XVIII веков.

Облик нового храма

Место, выбранное вблизи Москвы-реки, к слову, и без того высокое, было приподнято за счёт искусственного насыпного холма, благодаря чему церковь стала хорошо видна со всех сторон. Помещена она на широком подклете, являющемся нижним, хозяйственным этажом здания и окружённом изысканной балюстрадой (невысокой каменной оградой).

Общая архитектурная композиция церкви в Троице-Лыково не выходит за рамки традиции, установившейся в тот период. Она представляет собой достаточно часто встречающийся в постройках подобного типа четверик, надстроенный сверху дополнительным этажом, имеющим в плане восьмигранную форму.

Над ним, в свою очередь, помещён ещё один, более узкий ярус, прорезанный вертикальными окнами звона, внутри которого помещены колокола. Венцом всего сооружения является богато декорированный барабан с одной главкой. Таким образом, храм в Троице-Лыково являет собой характерный образец ярусно-пирамидальной композиции, который принято называть «восьмериком на четверике».

Колокола и декоративная отделка фасадов

В полной мере к нему подходит и ещё одно, весьма характерное определение ─ «церковь иже под колоколы». Так в старину именовали храмовые постройки, где колокола помещались не в отдельно построенной колокольне, а на одном из верхних ярусов главного здания. С западной стороны основного объёма возведена алтарная часть, а с восточной, симметрично ей, расположен притвор. Обе эти пристройки венчают главки, установленные на двухъярусных барабанах.

Особого внимания заслуживает декоративное оформление фасадов здания, покрытых объёмными белокаменными украшениями. Их несомненным достоинством являются оконные наличники, индивидуальные для каждого из ярусов. Кованые двери и ставни в прежние времена были богато украшены живописным растительным орнаментом, что также придавало общему виду здания изысканности и великолепия. Сохранились записи, согласно которым над золочением крестов, венчавших главки церкви в Троице-Лыково, трудились мастера Оружейной палаты Кремля: братья Борис и Алексей Маеровы.

Великолепие интерьера храма

Внутреннее убранство церкви ни в коей мере не уступало её наружному оформлению и было столь же роскошным. По свидетельству современников, настоящим шедевром прикладного искусства являлся высокий девятиярусный иконостас, богато украшенный позолоченной резьбой, изображавшей переплетения виноградных лоз, а также диковинные плоды и растения.

На южной и северной стенах храма помещались двухъярусные хоры, причём из верхних ярусов можно было попасть в ту часть здания, где помещались колокола. Центром же композиции, составлявшей внутреннее убранство, являлось царское место, располагавшееся на западной стене помещения и представлявшее собой изысканно декорированный фонарь, увенчанный объёмным изображением царской короны.

В довершение всего стены помещения были настолько искусно расписаны под мрамор, что у посетителей не возникало даже мысли об имитации этого благородного материала. Несмотря на то что значительная часть элементов наружной и внутренней отделки храма до наших дней не сохранилась, он занимает одно из ведущих мест среди памятников архитектуры Москвы.

Удары судьбы

В период наполеоновского нашествия храм был разграблен французами. Из него было похищено всё, что представляло, по их мнению, материальную ценность, а само здание подожжено. Так что после изгнания захватчиков из Москвы сгоревшую церковь в Троице-Лыково пришлось восстанавливать из пепелища, что и было сделано в течение ближайших лет.

Следующим тяжёлым ударом для Божьего храма стал октябрьский вооружённый переворот 1917 года. Новые власти поступили с его имуществом почти так же, как некогда наполеоновские солдаты, то есть в очередной раз разграбили всё, что было можно, но, в отличие от многих иных московских святынь, не стали разрушать само здание. Тем не менее в 1933 году приход храма был упразднён, и богослужения в нём прекратились.

Возвращение храму его исторического облика

Несмотря на своё крайне негативное отношение к религии, городские власти придали храму статус охраняемого государством памятника архитектуры Москвы и в 1941 году собирались приступить к его реставрации. Однако в тот период удалось провести только необходимые замеры, поскольку дальнейшим работам помешала война.

Лишь в период 60-х и 70-х годов, наконец, приступили к полному объёму реставрационных работ. Однако истинное возрождение культового сооружения следует отнести к периоду перестройки, когда для проведения необходимых работ были выделены достаточные средства. Благодаря государственным субсидиям и пожертвованиям частных лиц этому выдающемуся памятнику нарышкинского барокко был возвращён его первоначальный вид.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыково, находящаяся по адресу: Москва, Одинцовская ул., 24, как и в прежние годы, поражает взгляд необычайной гармонией своих очертаний и великолепием декоративного убранства.

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 годы – Сергей Иванович, затем до 1910 года – Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов – Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, отштукатуренная церковь побелена.

До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при его сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день».

Храм Троицы закрыли вторым (после теплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью, варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасен от разрушения.

В 1834 году Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н. А. Бутурлин. При нём в 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, на средства, собранные под началом генерал-майора согласно завещанию его матери, Екатерины. В честь храмоздателей были устроены приделы великомученицы Екатерины (освящен в 1851 году) и святителя Николая Чудотворца (освящен в 1856 году). Центральный престол, Успенский, был освящен в 1852 году.

В 1876 году усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-й гильдии И. И. Карзинкин. При нем в том же году при церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году - лечебница для бедных.

В начале 1900-х, при последней владелице, Юлии Михайловне Карзинкиной, храм был перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина. Тогда была возведена колокольня, устроены двухэтажная трапезная (в 1903 году) и приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского, а наружные объемы храма украшены фризами и кокошниками. Ю. М. Карзинкина также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню.

Богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 года. В ведение обители вошёл и Успенский храм. Однако, уже в 1923 году монастырь был вынужден закрыться. После этого община, переименованная в коммуну, просуществовала до 1929 года.

В октябре 1930 года храм был закрыт. После этого здесь находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии им И. Курчатова как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. В 1980-х годах в храме случился пожар, и он сгорел изнутри.

В 1989 году в Успенской церкви возобновились богослужения, пошли восстановительные работы. В 1999 году на территории храма открылась православная гимназия. Сложилась приходская община, на основе которой в 2003 году было образовано Православное Сестричество Живоначальной Троицы для воссоздания женской благотворительной общины. К началу 2010-х годов храм был почти полностью восстановлен, регулярно совершались богослужения. На приходе действовала воскресная школа для разных возрастных групп. 30 октября 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил здесь архиерейскую хиротонию владыки Феофана (Кима).

Храм выполнен в русско-византийском стиле. Прямоугольное здание храма увенчано луковичной главой с крестом. Наружные фризы и кокошники датируются началом XX века. Колокольня была возведена в конце XX-начале XXI века.



Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин).

Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма.

Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, coopужённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен).

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=314



Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом № 24).

Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского.

Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине ХIХ века (1852 г.) владевший тогда имением Н. А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила Успенский храм. В 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. По духовному завещанию Ю. М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Монастырь просуществовал недолго. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон. После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения.

За 70 лет советской власти всё в Троице-Лыкове практически разрушилось и обветшало. В 1923 году усадьба была разделена на части и её существование как единое целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь так называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным. В феврале 1929 года колония загорелась. Огонь подозрительным образом оказался одновременно в различных местах. Пожар разгорался. Потушить его с помощью вёдер было уже невозможно. Вызванные пожарные не приехали. К счастью, никто не погиб. Так закончился один из социальных экспериментов первых лет советской власти. На месте колонии организовали обычный колхоз, который просуществовал недолго. После на этом месте располагалось Суворовское училище. Древнейший памятник - деревянная церковь, выстроенная как и каменная Троицкая в конце ХVII века, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин - сгорела в 1936 году. Это был преднамеренный поджог. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме. Нелёгкая судьба выпала этой церкви. После того как представители новой власти Успенскую и Троицкую церкви основательно пограбили, позже сняли с них колокола и кресты, которые увезли в неизвестном направлении.

Успенский храм закрыли в 1930 году. Были разрушены главка колокольни, абсиды и купол самого храма. Возле храма были варварски уничтожены некрополь и часовня-усыпальница, где была захоронена последняя владелица имения Ю. М. Карзинкина. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1989 году здесь произошёл взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращён Православной Церкви. Его окружали тогда горы мусора, на колокольне росли деревья, по стенам проходили огромные трещины. 31 марта 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, храм был вновь освящён малым иерейским чином. 25 октября 1999 года, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, в Троице-Лыково из Греции в сопровождении иноков была доставлена икона Божией Матери "Иверская". Она была написана в г. Салоники схиархимандритом Арсением по заказу благотворителей - специально для Успенского храма.

Сейчас Успенская церковь восстановлена: возведена колокольня, по старинным фотографиям воссозданы купол, декоративные кокошники и крыша здания, реконструированы иконостас, киоты, алтарь, перед которым уложен новый гранитно-мраморный пол. Перед алтарём храма Успения устроены две могилы, в которых захоронены останки, обнаруженные поблизости при земляных работах.

Материал был взят из брошюры: "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"

  • Полное название: храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково.
  • Краткие названия в народе: Успенский храм, Успенская церковь, храм Успения Богородицы.
  • Относится к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю у Покровской заставы.
  • Настоятельница обители: игумения Феофания (Мискина Ольга Дмитриевна).
  • Ближайшее метро: «Строгино».
  • В храме принимают записки об упокоении. Здесь также можно заказать требы - отпевание (не в монастыре), панихиду, сорокоуст.

Одноглавый трёхпрестольный храм в классическом стиле был построен во второй половине XIX века. Приделы освящены в честь Великомученицы Екатерины и Николая Чудотворца. В 1902 г. была проверена существенная реконструкция. В 1930-х годах храм закрыли, частично демонтированное здание использовали как клуб, репетиционный зал, столовую. В 1989 г. началось восстановление храма, в 2013 г. он стал монастырским подворьем.

Адрес храма при Троице-Лыковском кладбище:

Что еще почитать