Ритмический рисунок употребляющийся в джазе. Что такое джаз, история джаза. Ритм в джазе

Леонид Гурулев

Общие сведения

Мелодия в джазе является таким же важным элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую мелодику характеризует прежде всего манера атаки звука, артикуляция и акцентирование, а также свинг - та пульсирующая, увлекающая вперед сила, которая присутствует в момент исполнения.

Плавность мелодии появилась в процессе развития джаза и представляет сегодня движение восьмыми, шестнадцатыми и восьмыми триолями, в отличие от пунктирного ритма, свойственного ранним формам джазовой музыки.

В джазе композитор и исполнитель - одно лицо, поэтому записанная на нотную бумагу импровизация подчас теряет смысл, становясь банальной, так как все тонкости интерпретации, свойственные индивидуальности исполнителя, невозможно зафиксировать в нотах.

Существуют два принципа импровизации в джазе: парафразный (орнаментальная вариация на тему) и линеарный (сочинение новой мелодической темы).

С развитием джаза принцип парафразности уступает место принципу линеарности. Парафразность остается применимой к свободным произведениям, типа джазовых баллад, где «украшательство» мелодии играет до сих пор большую роль.

Импровизационная мелодия помещается в так называемые квадраты (chorus), которые соответствуют форме всей темы. Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат песенной формы aaba - 32 такта.

Мотивное развитие
Секвенция

Условимся, что мотив - наименьшая самостоятельная формообразующая единица, обладающая образной выразительностью. Начало и конец мотива большей частью не совпадают с тактовой чертой; мотив оканчивается на аккордовом звуке. Мотивы могут^быть разными по величине - от 2/4 до 4/4 - и определяются интонационно-смысловым значением:


Мотивное развитие может быть мелодическим и ритмическим. Мелодическое развитие подразумевает варьирование мелодической линии мотива, его окончания, изменение рисунка (при сохранении его ритма) и т. д.:








Ритмическое развитие мотива представляет собой ритмические вариации, образование новых ритмических конструкций (при сохранении рисунка линии):

Научиться записывать сочиненные мотивы - важная задача, стоящая перед импровизатором в самостоятельной работе над соло. Даже в том случае, если сочиненный мотив ие будет оригинальным, развивая его мелодически и ритмически, вы сможете в конечном результате получить весьма интересный материал для ваших соло. Необходимо стараться в сочинении мотива прийти к простоте выражения мысли, не увлекаясь на первых порах блюзовыми нотами. Рельефный, запоминающийся мотив и его развитие заставляет слушателя более внимательно следить за импровизационной линией.

Одним из важнейших приемов в развитии импровизационной линии является повторение мотива от любой ступени гаммы, в частности, секвенцирование.

Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими. Понятие «диатоническая секвенция» включает в себя перемещение звеньев секвенции по ступеням основной гаммы в пределах одной тональности, то есть переход на другие ступени той же тональности.

В хроматической секвенции звенья перемещаются обычно по ступеням хроматической гаммы либо по квинтовому кругу (переход на те же ступени в другой тональности). При этом происходит отклонение в новые тональности.

В настоящее время существует ряд методических трудов, которые содержат сведения из области теории исполнительства, практические советы и указания, музыкальные упражнения, этюды и произведения, направленные на приобретение и развитие музыкантами исполнительских навыков, знаний, умений, а также на формирование у них музыкальных способностей, в том числе и ритмической. Среди них выделяются: школа техники игры медиатором на электрогитаре «Скоростная медиаторная техника» под редакцией С.Ю. Бартенева, методика обучения импровизации пианистов «Практический курс джазовой импровизации» И.М. Бриля, школа игры на трубе «Труба и «новый джаз» Майлза Дэвиса, «школа игры на ударной установке с двумя бас-бочками» Д.М. Егорочкина, «методика обучения скэт-импровизации вокалистов» Джони Митчел, школа игры на бас-гитаре «Учитесь играть слэп» Тони Опенхейма, методика обучения игре на фортепиано «Интенсивный курс джазового фортепиано» Т.Н. Перфильевой и многие другие.

Но методик по развитию джазовой ритмики у учащихся колледжей искусств в нашей стране существует крайне мало. Кроме того, отсутствует какая-либо систематизация существующих методик, что негативно отражается на процессе обучения джазовой ритмики. Лишь некоторые джазовые теоретики, такие как Д.Г. Браславский, Э.А. Кунин, О.М. Степурко, Д.Н. Ухов, занимались данной проблемой в своих научных исследованиях и разработали методики, полностью направленные на развитие джазовой ритмики у учащихся колледжей искусств. Они являются, на наш взгляд, наиболее актуальными, представляют наибольший интерес в контексте нашего исследования. Анализируя данные методики, мы систематизируем их по принципам – от простого к сложному и от общего к частному. То есть в начале будет произведен анализ методик по овладению ритмической стороной стиля свинг и даны общие рекомендации по развитию джазовой ритмики у учащихся колледжей искусств. Далее будут проанализированы методики по овладению уже ритмическими компонентами стиля свинг и даны подробные практические рекомендации по развитию данных компонентов, что, несомненно, является более сложной задачей.

Итак, проанализируем «Методические рекомендации музыкантам по овладению джазовой ритмикой» Д.Г. Браславского, одного из первых отечественных джазовых теоретиков и бенд-лидера направлены на развитие джазовой ритмики в контексте основного направления джаза – свинг. В своей работе автор дает описание основных ритмических особенностей свинга, а также практические советы и рекомендации по их освоению. Стоит отметить, что рекомендации, приведенные в работе Д.Г. Браславского являются универсальными и подходят для освоения джазовой ритмики и в контексте других эстрадно-джазовых направлений. Основной акцент автор делает на том, что особое ритмическое чувство при исполнении эстрадной музыки вы­рабатывается только путем практических занятий. Без ритмической ясности и выразительности исполнение виртуозных произведений становится бледным, бессодержательным. Следовательно, у учащегося необходимо развивать способность ощущать метро-ритмическую пульсацию: чем острее и точнее ее ощущение, тем совер­шеннее ритмическая сторона исполнения. Однако укоренившаяся привычка подчеркивать метр внешними движениями может сковывать исполните­ля и ограничивать его технические возможности, например, в джазовом исполнительстве, в котором музыкаль­ный ритм может быть очень далек от механически точного и размеренного движения . Сопровождение педаго­гом исполнения учащегося отстукиванием ногой, щелчками, отсчитыванием вслух долей такта или иными спо­собами подчеркивания метра также мешает развитию и выявлению у него собственных метроритмических ощущений, которые должны быть гибкими и выразительными. Хорошо развитая способность к ощущению точного метра дает основу для проявления ритмической сво­боды, являющейся важнейшим средством выразительности при исполнении эстрадно-джазовых произведений.

Для развития метроритмического чувства полезно играть произведения с составными (пятидольными, семи-дольными и т. п.) размерами, а также с сопоставлением триолей с группами из двух или четырех нот, а также произведения с частыми отклонениями от основного ритма. Следует обратить особое внимание на ритмическую сторону исполнения каденций, записанных без деле­ния на такты: необходимо найти метроритмическую форму и правильно определить место первого акцента. Часто для выразительного исполнения каденции требуется значительно нарушить равномерность движения (ускорение в одном месте может быть компенсировано соответствующим замедлением движения в другом) .

Одной из важнейших задач, возникающих перед исполнителем, является определение темпа. От точного выбора темпа в значительной степени зависит правильное истолкование намерений автора; неверно взятый темп искажает смысл музыки. Особое внимание следует уделять развитию чувства устойчивости темпа. Важно сформировать также чув­ство моторной (мышечной) памяти на темп . Непроизвольные колебания в темпе могут возникать в результате целого ряда причин, к которым можно отнести: эстрадную нервозность, волнение, депрессию, возбужденность и т. п. Непроизвольные отклонения от заранее задуманного темпа происходят в силу неопытности исполнителя в очень медленных или быстрых отрывках. В умеренных зонах произведения ошибки менее ощутимы. Устойчивость темпа и его модификаций достигается путем специальной длительной тренировки с посто­янным возвращением внимания учащегося к этому важнейшему вопросу. Находить темп помогает исполнителю его музыкальность и художественная чуткость. Следует также со­блюдать и математически точные данные метронома, указанные автором. После длительных упражнений в те­чение недель и даже месяцев, при постоянной сверке вновь взятого темпа с ранее установленным у учащегося вырабатывается чувство найденного и усвоенного им темпа .

Формирование и совершенствование темпового и ритмического чувства осуществляется посредством спе­циально подобранных упражнений, фрагментов из произведений эстрадной и джазовой музыки по степени воз­растающей сложности. Начинать освоение следует с медленных произведений, постепенно переходя к более быстрым темпам и сложным ритмическим рисункам, отрабатывая переход от одного к другому. На следующем этапе отрабатыва­ется прием смены темпов: постепенный и внезапный переход от одного темпа к другому. Таким образом, специально организованная работа с учеником по развитию темпоритмических навыков будет во многом способствовать развитию исполнительских навыков. Помимо этого, ритмическая точность при исполнении на музыкальных инструментах во многом будет зависеть от точности дыхания и его адекватности темпу и ритму исполняемого произведения.

Следует указать на один из важных элементов ритмики джазовой импровизации - свинг - как своеобраз­ную манеру исполнения джазовой музыки, ритмическую импульсивность, создающую особую характерную напряженность звучания в момент исполнения произведения, ощущение неуклонного нарастания темпа, хотя формально он считается неизменным. Воспитание чувства свинга - одна из центральных задач в процессе заня­тий. Поэтому с первых шагов обучения вместе с изучением основ импровизации музыканты изучают приемы свингования. На занятиях необходимо научить особому прочтению ритмических рисунков, специфических для музыкального искусства эстрады, научить «освинговывать» музыкальный текст, то есть выработать умение интонационного раскачивания звука с акцентированием, артикуляцией, ритмической пульсацией, характерны­ми для свинга.

Овладение свингом - процесс очень сложный, и не всем исполнителям удается достичь необходимых ре­зультатов. Как показывает практика, формирование характерной ритмической импульсивности надо начинать с пения специально подобранных упражнений на произвольные слоги (та, да, па, ба и т.д.). Опытные педагоги используют в качестве упражнений фрагменты из тем и импровизационных соло вы­дающихся джазовых музыкантов. Они расшифровывают, записывают их и распределяют по степени сложности и педагогической целесообразности для групповых и индивидуальных занятий. Овладение приемом надо соче­тать с занятиями за фортепиано и с фонограммой. Начинать надо с простых ритмических рисунков с постепен­ным усложнением учебно-инструктивного материала. Поскольку свинг есть утонченное чувство ритма, то в методике овладения основными приемами его ис­полнения можно рекомендовать следующую последовательность. Во-первых - развитие навыков ритмической интерпретации восьмых нот восьмыми триолями. Выбор имен­но этой длительности обусловлен более легким усвоением такого ритмического рисунка начинающими музыкантами по сравнению с четвертными и шестнадцатыми (Приложение 2).

На первых занятиях целесообразно начать с упражнений на одной ноте: это не будет отвлекать от основной задачи воспроизведения ритма. Исполнение триолями надо продолжать до тех пор, пока у музыкантов не появится чувство свинга. Только после этого можно перейти к более сложным упражнениям с двумя, тремя, четырьмя и т. д. нотами, а затем к исполнению мелодий.

Следующим приемом в овладении свингом является акцентирование - перемещение акцентов с сильной доли на слабую. Методически этот прием отрабатывается вначале на простых ритмических рисунках - вось­мые и четверти. Преподаватель на нотоносце пишет различные ритмические комбинации с указанием акцентов над нотой и объясняет, в чем суть приема и как его надо исполнять. Третий прием - артикуляция. Одним из важных методических требований является освоение приема на музыкальном материале, имеющем один и тот же ритмический рисунок, мелодическую линию. Изменяя смы­словые точки, а в соответствии с этим, и характер исполнения, участники наглядно познают сущность приема, его роль в произнесении фразы.

Наряду с ритмической интерпретацией, акцентированием, артикуляцией важным ритмическим элементом эстрадной и джазовой музыки является синкопирование. В джазе синкопа читается по-особому - с ускорением, уменьшением длительности или замедлением, увеличением длительности одной ноты за счет другой. Овладе­ние синкопированием требует длительного тренажа, при этом значительна роль показа. Поэтому наряду с нот­ным материалом руководитель должен иметь соответствующие звуковые записи, чтобы участник мог сопос­тавить запись в нотах с действительным звучанием.

Одним из сложнейших приемов свинга является «конфликт» между акцентировкой в импровизационном или написанном соло исполнителя и акцентами ритм-группы, выражающийся в наложении триолей на простые длительности. Это создает определенное напряжение между одновременно звучащими ритмическими контрастирующими построениями. Важнейшим условием овладения приемами эстрадной и джазовой музыки является тщательная отработка их на занятиях и закрепление в самостоятельной работе дома с фонограммой.

Специфическим для игры свинга является использование так называемого «блуждающе­го» акцента на фоне развития мелодической линии. При создании этого эффекта комбинируются определенные ритмические фигуры, где акцентируются не соседствующие друг с другом ноты. «Блуждающий» акцент вос­производится, как правило, не сильной, но твердой атакой звука. Предшествующий акценту звук не сокращает­ся по длительности, а выдерживается до конца. Джазовая музыка насыщена синко­пами, которые привносят в джазовую импровизацию особый звуковой колорит. Синкопирование требует от исполнителя правильного стилистического и технического оформления. В джазовых темах и импровизациях можно найти несколько видов синкоп: внутритактовые, междутактовые, последовательно развернутые и соче­таемые с паузами. В последовательностях различных синкоп, особенно в медленных и умеренных темпах, хо­рошим средством для музыканта, в частности, является использование мысленной артикуляции сло­гов, таких, как «ба» и «да» (на продолжительных звуках), «дап» и «бап» (на относительно продолжительных и коротких длительностях). Такая артикуляция способствует необходимому изменению во время игры вырази­тельности и штриховых оттенков фраз, мотивов, секвенций.

Методика Д.Н. Ухова, известного советского джазового теоретика и педагога, является более сложной для обучения и направлена на формирование у музыкантов одного из основных компонентов джазовой ритмики - фразировки «офф-бит», являющейся ритмической основой главного джазового направления - свинг. По мнению автора: « Суть фразировки «офф-бит» появляется при взаимодейст­вии двух линий и состоит в том, чтобы «зацепить» мелодическую линию с пульсом аккомпанемента. Поскольку сильные доли «заняты» аккомпанементом (бас, барабаны), солисту приходиться «пробиваться» между доля­ми, («офф-бит» дословно - между долей). Для чего он «уступает» место аккомпанементу (играя тише «на раз»), и «выдвигается» в том месте, где аккомпанемента нет (играя громче «на и»). Получается эффект шесте­ренки, когда зуб одной, попадает в паз другой. Эти шестеренки и двигают джазовую фразу, они вливают в неё энергетический импульс и заставляют слушателя пританцовывать в такт ритма» . Таким образом, ритмическая линия аккомпанемента выдавливает мелодическую линию в междолевое про­странство. Для наглядного примера автор предлагает проследить ритмические изменения, произошедшие с детской песенкой «Чижик-пыжик». Сначала дается академический вариант, когда аккомпанемент подчиняется мелодии (Приложение 3).

Если эту мелодию поместить в джазовую среду свинга, то каждая восьмая превратиться в четверть и появиться триольная пульсация, которую будут создавать бас и ударные (Приложение 4). Сплошное движение мелодии разорвалось на мелкие фразы, появляются синкопы, а в каденционном обо­роте поменялось ладовое наклонение мелодии - вместо диатоники появляется джазовая кантри пентатоника и блюзовая нота. Без такой замены мелодия просто не в состоянии противостоять агрессивному аккомпанемен­ту. Но если сделать тайминг еще мельче, не 4/4, а 8/8, то ритмическая картина станет такой: изменится ритмический рисунок, поменяется лад, появятся блюзовые ноты (Приложение 5).

И все же самая значительна трансформация «Чижика» произойдёт, если поместить мелодию в ритмическую среду фанк-рока, когда тайминг еще сожмётся и перейдёт с 8/8 на 16/16 (Приложение 6). Песенку уже нельзя узнать, ибо мелодия из линейного развития перешла на рифы, свернулась кольцами и стала, с помощью этих мелодических вертушек, накачивать энергию. И цель мелодической линии тоже кардинально поменялась. Вместо создания мелодического образа ее целью стало создание ритмической энергии, кода ноты трактуются не как высотные структуры, а как барабаны, на которых создаются ритмиче­ские рисунки, которые должны противостоять агрессивной среде аккомпанемента» . Эти мелодические изме­нения во фразе, появляющиеся в результате взаимодействия двух линий, получили название фразировка «офф-бит».

И если мы проанализируем современные хиты рок-музыки, то увидим, что развитие музыкального материала происходит не мелодическими средствами, как, например, происходит в разработке классической сонаты, а ритмическими. Когда каждый раз становится более мощный граунд - бит и мелодия вынуждена трансформироваться ритмически и ладово – появляются блюзовый лад, рифы. Эволюция развития гармонии, приведшая к появлению рифовой музыки сделала первичным ритм и вто­ричной гармонию. Поскольку во многих стилях, таких как хард-рок вообще нет аккордов. Рифы проводятся гитарой и басом в октаву. Это как бы возвращение к догармонической музыке григорианского хорала и знаменного распева. Созданная за счёт «граунд-бит - офф-бит» энергетика, обуславливает возникновение таких типов смещения как «оттяжка» и «подхлёст». В депрессивных стилях - блюзе, джазе - вторая доля играется как бы с отставанием - с «оттяжкой», а в танцевальных с небольшим опережением - с «подхлёстом». Эти типы сме­щения напоминают открытие импрессионистов в живописи, которые рисовали картины, пользуясь техникой светотени, где светлые места выдаются вперёд, а тёмные проваливаются. Так же и в музыке смещения, словно пружина напрягают музыкальную ткань, создают фразировку «граунд-бит - офф-бит», которая наполняет её энергией.Конечно, эстрадно-джазовая фразировка «граунд-бит - офф-бит» ставит перед студентами колледжей искусств задачу «взятия рифового барьера», чтобы их музыка также могла приобрести силу и мощь ведущих мировых эстрадно-джазовых исполнителей.

О.М. Степурко для развития джазовой ритмики применяет три основных методики, позволяющие более углубленно изучить основные ритмические составляющие стиля свинг: методику Д.Н. Ухова для отработки фразировки «Офф-бит», в существенно дополненном практическими упражнениями виде; методику «общих барабанов» (по аналогии с «общим фортепиано»), когда музыканты учатся играть на удар­ной установке простейшие джазовые и поп-рок рисунки; и методику «Scat Drums» известного американского педагога Боба Столова, в которой те же самые грувы нужно не сыграть на бараба­нах, а пропеть.

По мнению О. М. Степурко: «Начинать развитие ритмических способностей нужно с овладения джазовой фразировки «офф-бит». Её цель состоит в том, чтобы «накачать» во фразу энергию, которую джазмены называют «свинг». Свинг получается из взаимодействия двух линий: мелодиче­ской, которая носит название «бит», и пульса аккомпанемента, его называют «граунд-бит». («Граунд» - до­словно «земля».) В результате такого взаимодействия появляются синкопы, и возникает фразировка «офф-бит». Синкопы получаются от того, что сильные доли аккомпанемента («граунд-бит») «выдавливают» ноты мелодической линии в междолевое пространство. («Офф-бит» - дословно «между долей».) . Например, если мелодию (Приложение 7). Сыграть с джазовым бэкграундом (аккомпанементом) и она начнет взаимодействовать с четвертями аккомпанемента, то часть нот «выдавливается» в междолевое пространство (Приложение 8), и образуются синкопы. Фразировка «офф-бит» основана на двух основных параметрах: 1)триольный тайминг. 2) динамиче­ский акцент «Офф-бит». Тайминг на языке джаза означает пульс. Так бывает тайминг 4/4, 8/8, 12/8 и т. д. В джазе тайминг восьмых нот триольный. Это связано с тем, что сердце человека всегда бьется в темпе музыки. А поскольку сердце - это своего рода трехактный двигатель, (два удара, пауза), то оно «проецирует» триольность на каждый удар, сдвигая восьмые. Чтобы выработать триольное деление восьмых - триольный тайминг, нужно с начало играть триоль, а затем лиговать первые две ноты, сохраняя триольное наполнение восьмых. Учащимся, О.М. Степурко предлагает прохлопать упражнение (Приложение 9). Каждому джазовому исполнителю нужно знать, что в джазе восьмые пишутся как обычные, и нужно научиться трактовать их как триольные. Причем четверти «сжимаются» до одной восьмой. Следующие уп­ражнения помогают музыканту правильно интерпретировать восьмые, переводя их из четного дуольного тайминга в нечетный, триольный» (Приложение 10).

Динамический акцент «офф-бит» применяется в средних темпах, в джазовом стиле «свинг». По сути, это акцентирование слабых долей мелодии, так как сильные заняты аккомпанементом. Чтобы почувствовать, как давление аккомпанемента заставляет акцентировать мелодию «на и» и «зако­рачивает» четверти до восьмой, следует попробовать сыграть следующий пример с акцентом «офф-бит» и без него, чтобы понять его смысл (Приложение 11).

Предлагается исполнить пример « закорачивая» четверти до восьмых и без этого (Приложение 12).

Далее предлагается спеть следующее упражнение с акцентом «офф-бит». Для этого нужно делать ак­цент «на и», т. е. на каждую вторую восьмую. Кроме того, нужно закорачивать четверти (Приложение 13). Акцент «офф-бит» в джазе, чередуется со акцентом на сильную долю «уан-бит» (Приложение 14).

Причем, чтобы выделить акцент, ноту перед ним «проглатывают», артикулируя ее очень тихим звучанием, но выдерживая по длительности. Проглоченную ноту пишут в скобках, или крестом .

Для занятий по следующей методике О.М. Степурко нужна ударная установка, или музыканту следует приобрести палочки и тренироваться дома, играя рисунки по стулу. На нотном стане барабаны записываются нотами, а тарелки – крестами (Приложение 15).

Любой барабанный рисунок состоит из двух элементов: тайминг, или пульс композиции, и клавис рисунок барабанов. Тайминг исполняется по «железу», то есть по тарелкам «райт» или по тарелкам хай-хета (Приложение 16).

Тайминг может иметь пульс 2/2, 4/4, 5/5, 8/8, 12/8 и т. д. Кроме того, в зависимости от стиля тайминг может быть триольным, как в джазе, и дуольным, как в музыке 8/8 латино, поп-рок. И второй элемент рисунка барабанов - это клавис. Он исполняется по барабанам, которые записываются нотами (Приложение 17).

Начинать освоение ритмических рисунков - паттернов, нужно со свинга. Причём, нужно учитывать то, что восьмые в свинге имеют триольную пульсацию. И хотя в нотах пишут две восьмые или пунктирный ритм - (восьмая с точкой и шестнадцатая), интерпретировать эти длительности нужно в триольной пульсации. Свинг (Приложение 18).

После свинга можно освоить ритмические рисунки других стилей.

Блюз 12/8 (Приложение 19).

Боссанова (Приложение 20).

Рок – фанк (Приложение 21).

Конечно, в этот список можно добавить «ча-ча-ча», «хип-хоп», «регги» и другие ритмы. И главное в этих занятиях, чтобы у учеников выработался образ каждого стиля, который создается с помощью смещений ударов малого барабана. В джазе и рок-н-ролле это подхлёст, а в хард-роке - это от­тяжка .

Теперь рассмотрим последнюю методику О.М. Степурко по развитию джазовой ритмики, заимствованную им у Боба Столова. Боб Столов - профессор вокального отдела в колледже Berklee в Бостоне. Б. Столов - выдающийся дирижер хора и биг-бенда, а также постоянный член жюри фестивалей джаза в США и Канаде. Участник вокальной джаз-группы «Ritz», с которой за­писал несколько альбомов. Автор двух учебников по скэт импро­визации: «Blues Scatitudes» и «Scаtdrams». Суть методики Боба Столова в том, что он предлагает пропеть голосом, подражая разным ударным инст­рументам (бочке, малому барабану, хай-хету и тарелкам), находя слоги, которые передают тембр инструмента (дум-ци-ка). Свои упражнения он строит как цепь барабанных рисунков (грувов), расположенных по разной степени трудности. Б. Столов начинает с того, что предла­гает пропеть каждый ударный инструмент в отдельности. Начинает он со скэт-имитации бочки, которую арти­кулирует слогом «дум» (Приложение 22).

Затем соединяет бочку с малым барабаном (дум-ка) (Приложение 23).

Затем соединяет хай-хэт с бочкой (дум-ци) и, наконец, все три инструмента (Приложение 25).

ПНачинает Б. Столов осваивать барабанные рифы с триольных свинговых грувов на 4/4 (Приложение 26).

И после того, как станут получаться триольные грувы, можно переходить на дуольные рисунки на 8/8 (Приложение 28).

И лишь затем следует переходить на грувы с таймингом 16/16 (Приложение 29).

Следующая ступень - это имитация различных стилей: регги, самба, босанова. И заканчивает свой метод Боб Столов виртуозным грувом на 16/16, в котором ученик должен продемонстрировать все типы фанк-грувов (Приложение 30).

Методика Боба Столова «ориентирована на практическое овладение барабанными грувами и создание с помощью них свинга и драйва. Б. Столов в своей книге выстроил весь материал «от простого к сложному», когда он начинается с изучения рисунков свинга и далее переходит к ритмическим рисункам более поздних стилей - латино и фанк. И конечно, любой музыкант может отметить, что, несмотря на то, что по методике Б. Столова приходится ис­полнять сразу две линии - тайминг и клавис, все же при таком минимализме удается сохранить образ и настроение каждого ритма» .

На основании школы Боба Столова (эффективной, интересной и понятной), Э.А. Кунин разработал соб­ственную методику. В его методике упрощён материал и адаптирован для более лёгкого понимания и более успешного освоения российскими студентами колледжей искусств. Основное отличие данной методики по сути в том, что если у Б. Столова все рисунки даны в концентрированном ви­де, то у Э. Кунина материал разделён: несколько брейков со­четаются с основным грувом.

Основной грув (Приложение 31).

Затем разучивается первый брейк (Приложение 32).

Второй брейк (Приложение 33).

И далее на основе этих паттернов можно исполнить такой ансамбль, в котором часть учеников исполняют ритмическую линию, часть басовую, а часть мелодическую. Причём солист импровизирует, заполняя рифы. Затем ученики меняются, чтобы все по очереди поимпровизировали на рифы и поисполняли основной ритмический рисунок (Приложение 34).

В методике Эмиля Кунина также стоит отметить тот факт, что автор акцентирует своё внимание на упражнениях, направленных на «отработку точности исполнения различных вариантов группировок длительностей в различных стилях» . По мнения автора математическое высчитывание группировок длительностей и метрономно точное их исполнение признаётся приоритетным над чувственным и слуховым восприятием эстрадно-джазовых ритмов. Хотя такой подход делает невозможным исполнение многих определяющих стилевых ритмических приёмов, ограничивая тем самым профессиональные возможности музыкантов, но: «для начинающих музыкантов без начальной музыкальной подготовки она подходит как нельзя лучше, дисциплинирует их, заставляя заострять внимание на отработке, точности и чёткости исполнения, что является основой для первоначального этапа развития джазовой ритмики, необходимой базой для дальнейшего совершенствования музыкально ритмических навыков» .

Проанализированные нами методики, являются на сегодняшний день наиболее эффективными, поскольку обеспечивают всестороннее развитие джазовой ритмики. Однако методы представленные в данных методиках не всегда адаптированы для учащихся колледжей искусств. В результате анализа методик нами были выявлены наиболее приемлемые из них для учащихся колледжей искусств. На наш взгляд – это методика О.М. Степурко, включая методы Д.Н. Ухова и отчасти Боба Столова, хотя методы последнего и являются фундаментальными для освоения основ джазовой ритмики, все практические упражнения достаточно сложные и подходят скорее для дальнейшего изучения джазовой ритмики в Высших учебных заведениях, или для изучения джазовой ритмики в колледжах искусств в рамках отдельного предмета. Разработанная на основе методов Боба Столова методика Эмиля Кунина уже полностью приемлема для учащихся колледжей искусств, так как практический материал в ней предназначен для ансамблевого исполнения, то есть каждый учащийся отвечает только за определённую ритмическую линию, что является более простым, по сравнению с упражнениями Б. Столова, где одному учащемуся необходимо исполнять все голоса барабанного грува. Кроме того, ансамблевое исполнение предполагает возможность единовременного наложения ритмических рисунков и возможность импровизации на их основе, что является более интересным и полезным материалом для изучения. Систематизация проанализированных методик была проведена методом от простого к сложному, когда в начале были проанализированы более простые методики Д.Г Браславского и Д.Н. Ухова, где были даны общие рекомендации по изучению ритмических основ свинга, а затем были проанализированные метоики О.М. Степурко и Эмиля Кунина, направленные на углубленное изучение отдельных составляющих свинга и иных направлений джаза а также изобилирующими подробными практическими упражнениями и рекомендациями. Такой способ анализа позволяет, на наш взгляд, наиболее ясно и точно проанализировать и систематизировать существующие методики по развитию джазовой ритмики и определить наиболее приемлемые методы, входящие в состав данных методик, необходимые для развития джазовой ритмики именно у учащихся колледжей искусств.

Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным их делением.

Если длительность делится на три равные части вместо деления на две, то образуется триоль :

На верхнем нотоносце при делении четвертной длительности на три части (вместо 2-х восьмых) образуются восьмые триоли. На среднем стане четвертные триоли (2:3) и на нижнем шестнадцатые триоли.

Триоли получили широчайшее распространение в джазе и рок-музыке.

Изучение триолей должно идти по тому же принципу, что и обычное дробление, т.е. необходимо длительность исходной ноты в счётном виде разбить на три слога, что будет соответствовать данным триолям. Например восьмые триоли можно считать так:

В последних 2-х тактах ритм будет одинаков, в записи могут быть оба варианта: с залигованными нотами и со скобкой.

Упражнения

Обратите внимание на 1-й такт нижнего нотоносца (*). Данный ритмический рисунок иногда называют свинговым (шаффл). Свинг, в ритмическом смысле этого слова, подразумевает характерную для джаза ритмическую пульсацию, своеобразное ритмическое ощущение. Очень часто в джазовой нотной литературе (хотя свинг распространён и в рок-музыке) импровизация записывается восьмыми длительностями, хотя исполнять данную пьесу необходимо в ритме шаффл. Делается это для упрощения нотной записи. В этом случае в начале нотного текста выставляется знак:

Правда такой ритм не может отразить полного "понимания" свинга. Свинг вообще трудно отразить в нотах, так как это ощущение, как и ладовая импровизация, зависит даже от настроения музыканта в момент исполнения. Одну и ту же джазовую пьесу музыкант никогда не играет "в ноль", это касается не только импровизации, но и самой темы, в которой нс так явно выражен отход от "оригинала", хотя этот отход есть всегда. Отсутствие классической строгости даёт музыканту простор для выражения своего музыкального "Я". И чувство свинга при этой свободе нет смысла "запрессовывать" в ноты. Исключением может быть только партитура, где несколько инструментов должны исполнить "туттийные" (общие для всех участников группы) фрагменты вместе. В этом случае партии выписываются точно, так как они должны звучать.

Для развития свингового ритмического чувства Вам необходимо ежедневно слушать лучших джазовых музыкантов, причём не только гитаристов. Живя в атмосфере свинга. Вы постепенно "пропитываетесь" этим чувством, и сухой, формальный нотный текст в Вашем исполнении начнёт оживать, звучать полноценно. Кстати именно в этом и кроется глубокая ошибка молодых музыкантов, обучающихся по классической школе. Джазовые пьесы они стремятся исполнять точно, как записано в нотах (боятся отойти от нотного текста). В результате при "правильном" по звуковысотности исполнении общее звучание пьесы становится "неправильным" (т.е. не соответствующим стилю). В основном причину нестильной игры следут искать именно в ритме.

Следующие упражнения направлены на отработку синкопированных ритмических рисунков, основанных на триолях (внутритактовые и межтактовые синкопы).

Некоторую сложность при изучении триольного деления могут вызвать четвертные и половинные триоли. Для того чтобы научиться их исполнять. Вы можете воспользоваться знанием восьмых триолей в соответствии со следующей схемой:

Схема 3

Считая вслух РАЗ - ТИ - ТИ, ДВА - ТИ - ТИ и т.д., четвертные доли (размер) отстукивайте ногой, а в ладоши прохлопывайте ритм четвертных и половинных триолей. Необходимо стараться твердо запомнить данные ритмы на слух.

При игре триолями Вы можете столкнуться с определёнными трудностями, когда в одном такте триольные доли чередуются с обычными длительностями чётного деления. Обусловлено это необходимостью чередовать метр внутридолевого счёта, что потребует от Вас некоторого навыка. Со временем, занимаясь и запоминая ритмические рисунки. Вы выработаете ощущение таких ритмов:

В следующем примере счёт долей можно вести восьмыми триолями (предварительно изучив схему 3)

Акценты

Для придания исполняемой музыке большей выразительности музыканты используют различные ритмические средства, которые обостряют ритмическую пульсацию. Одним из них является акцентировка. Даже самая простая ритмическая фраза при расстановке акцентов (естественно в случае грамотного их использования) принимает совсем другой характер, особую выразительность.

Акцент - выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда путём его динамического усиления. Иначе говоря, акцентируемая нота должна звучать громче остальных. В джазе, рок-музыке акценты наиболее часто применяют на слабые доли такта или внутри доли, исключая первую ноту. При этом наблюдается эффект синкопированности, даже если исполнитель играет ровными длительностями.

Пример

В нотной записи акценты выставляются лишь при явном их присутствии (если выполнена нотная транскрипция или авторское указание). Но при игре высокопрофессиональный музыкант так или иначе делает акценты (даже если они не указаны в нотной записи), придавая таким образом звучанию пьесы динамическую и ритмическую рельефность.

Перенос ударения (акцент) на ноту, отличную от метрической доли, в джазовой литературе принято называть офф-битом .

В данном примере акцент приходится на вторую восьмую каждой метрической доли. Если более глубоко проанализировать данный вид офф-бита, то исполнение этого ритмического рисунка в джазе несколько отличается от записи в нотах. В частности, акцентируемая нота (вторая восьмая) играется несколько короче, т.е. стаккато (отрывисто). Отработать данный ритм Вам помогут ритмические слоги - ДУ-ДАБ, где на слог ДУ исполняется первая восьмая нота, а на отрывистый и более громкий слог ДАБ исполняется вторая восьмая:

Следующие упражнения необходимо отработать(в темпе 120 четвертей в минуту) с пением на слоги - ДУ-ДАБ, где слог ДАБ должен интонироваться отрывисто и более громко относительно слога ДУ.

Особого внимания требуют к себе акценты в триольном ритме, в котором они применяются очень широко. Исполняйте (прохлопывая в ладоши) данные упражнения (которые представляют собой одну метрическую долю) в медленном темпе, одновременно запоминая звучание акцентированных ритмов.

После освоения акцентов в пределах одной доли Вы сможете чередовать акценты в каждой из долей такта.

Упражнение

* Синкопы необходимо исполнять двумя способами: 1) точно по записи и 2) стаккато (отрывисто).

Упражнения

Кроме изученных выше триолей в гитарной практике можно встретить ещё один вид ритмического деления - квинтоль . Данная ритмическая фигура получается при делении длительности на пять равных частей (вместо 4-х).

Если Вам сложно сразу "понять" данную ритмическую фигуру, то попробуйте проделать следующее упражнение: ногой в медленном темпе отстукивайте счетные доли. Положите руку (ладонью вниз) на стол, слегка согнув пальцы. Поочерёдно каждым пальцем, начиная с большого, слегка ударяйте по столу. Чтобы получить квинтоль. Вы должны на один удар ноги сделать (ровно) пять ударов пальцами [см. схему 4].

Схема 4

* Данное обозначение пальцев (правой руки) принято в гитарной учебной литературе при описании звукоизвлечения пальцами.

Основная ошибка у молодых музыкантов возникает от того, что длительности нот квинтоли не выдерживаются ровно и получается примерно такой ритм:

Упражнения

Данные упражнения необходимо выполнять под метроном, так как без него длительность четверти при игре квинтолями Вы можете подсознательно оттягивать или сокращать.

При делении длительности на 6 равных частей (вместо 4-х) образуется секстоль .

Данную ритмическую фигуру не следует путать с двойными триолями. Хотя и в том, и другом случае длительность делится на 6 частей, они, тем не менее, незначительно отличаются друг от друга ударениями. Для наглядности ударения выделены знаком акцента (см. пример):

При игре двойными триолями ударение падает на 1-ю и 4-ю ноты группы. В секстолях же ударение иное, а именно акцентируются 1-я, 3-я и 5-я ноты секстоли.

Кроме триолей, квинтолей, секстолей в музыкальной практике используются и другие виды ритмического деления (на 7 частей вместо 4-х - септоли, на 9 - новемоли, на 10 - децимоли и т.д.) Данные деления длительностей мы подробно рассматривать не будем по причине их редкого применения. Если Вы ощущаете тягу к познанию ритмов, основанных на произвольном делении длительностей, то такую работу, зная сам принцип. Вы сможете проделать самостоятельно.

Заканчивая тему деления длительностей на произвольное кол-во равных частей, необходимо отметить ещё одну фигуру, получаемую при делении ноты с точкой не на три части, а на две. Получаемые длительности называются дуолями и используются в основном в трёхдольных метрах.

На нижнем нотоносце показана наиболее характерная ошибка, которая возникает при игре дуолями.

Для того, чтобы освоить произвольное деление длительностей, необходимо запомнить ритмическое звучание каждой фигуры.

Сложные размеры

Сложные размеры делятся на два вида: сложные однородные и сложные смешанные.

Сложные однородные размеры (Вы их уже встречали в упражнениях) образуются путём слияния нескольких простых размеров в один такт. Например, размер 4/4 образуется от слияния 2-х тактов 2/4, размер 6/8 от суммы 2-х тактов 3/8, размер 12/8 = 4-м тактам 3/8 и т.д. От суммы простых сложные размеры отличаются ударениями. В простых размерах ударение приходится только на сильную долю такта, в сложных - первая сильная доля несёт наибольшее ударение, а каждый "подтакт" (такт входящий в сумму сложного размера) начинается с относительно сильной доли:

Сложные смешанные размеры представляют собой объединение неодинаковых метрических ячеек с одинаковой продолжительность счётных долей. Например размер 5/4 состоит из двух ячеек (подтактов) 2/4 + 3/4:

Данный размер нельзя путать с ритмом (характерная ошибка молодых музыкантов), в котором музыкант неосознанно сокращает длительности счётных долей:

Размер 5/4 можно представить в двух видах, как 2/4 + 3/4 и как 3/4 + 2/4. Отличаются данные размеры тем, что относительно сильная доля в первом случае приходится на 3-ю долю такта, а во втором случае на 4-ю. См. пример:

Упражнения

Кроме размера 5/4 в музыкальной практике встречаются и другие размеры, например 7/8 = 3/8+2/8+2/8. Из сложных смешанных размеров 5/4 наиболее распространён, другие размеры встречаются крайне редко. Если Вы в нотной литературе встретите "непонятный" размер, то счётные доли такта необходимо разбить на составляющие (простые метрические ячейки). Ориентируясь в простых "подтактах". Вы без труда сможете составить из них самые разные комбинации размера

Переменный размер

Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей, т.е. когда такты произведения имеют неодинаковый на всём протяжении размер.

Переменные размеры делятся на 2 группы:

Переменный периодический размер, при котором размер каждого такта меняется систематически, закономерно. В этом случае размер, выставленный в начале нотоносца, состоит из 2-х размеров. Первый размер соответствует 1-му такту, 2-ой соответственно 2-му такту и так повторяется периодически, например 2/4, 3/4, 2/4, 3/4 и т.д.

Длительность каждой доли, как в 1-м, так и во 2-м тактах должна быть одинаковой. Характерной ошибкой при изучении данных размеров является "замена" переменного размера триольным*.

Переменный размер также нельзя путать со сложным смешанным, из-за разности ударений (изображены как акценты).

Переменный непериодический размер возникает при эпизодической (безсистемной) смене размеров тактов в произведении. В этом случае размер выставляется в каждом такте, в котором происходит смена счётных долей.

* Данный знак - фермата , выставленный над (или под нотой) означает, что данная нотадолжна звучать чуть дольше обозначенной длительности. Ферматы применяются в нотной записи для отражения "дыхания" музыки. Исполнение нот с ферматами - субъективный исполнительский нюанс, длительность звучания данной ноты выбирает сам музыкант (или дирижёр в оркестре).

В заключении для закрепления изученного материала Вам предлагается проиграть следующие ритмические рисунки. Данные фигуры полезно отрабатывать потактово, самостоятельно комбинируя в различных сочетаниях эти (а также свои собственные) такты.

Размер 4/4

размер 4/4 (триоли)

размер 4/4 (шестнадцатые)

размер 3/4

размер 5/4

переменный размер

Вы познакомились с базисными вопросами, касающимися ритма. Конечно, этим тема музыкального ритма далеко не ограничивается. При всей краткости изложения материала, изучив и запомнив приведённые примеры и упражнения. Вы тем не менее сможете разобраться практически в любой гитарной нотной литературе (пока в ритмическом отношении). Эти упражнения проигрывайте (прохлопывайте в ладоши) ежедневно, пока не начнёте сразу "слышать" записанный в нотах ритм. Наиболее интересные ритмы фиксируйте в своей тетради.

Но главное - практика. Для быстрого чтения ритмических рисунков необходимо постоянно "работать" с нотами . Для этого подойдёт любая музыкальная литература (не гитарная в том числе), по которой, не вникая пока в звуковысотные отношения. Вы сможете отрабатывать только ритмические элементы. Очень полезно заниматься с магнитофоном, записывая в нотах ритм песен, соло, импровизаций... Любой встретившийся Вам ритмический рисунок Вы должны уметь зафиксировать на бумаге. В скором времени при таких занятиях (естественно систематических) у Вас обязательно выработается зрительная память и ритмические нотные ассоциации.

азы нотной грамоты...

Начинаем изучать азы нотной грамоты.

Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что не все звуки тянутся одинаково: есть звуки, которые играются очень быстро (как будто строчит пулемёт), т.е. каждый отдельный звук очень короткий по времени. А есть звуки, которые, наоборот, очень длинные(это очень часто бывает в конце песни). Вот для того, чтобы музыкант знал, сколько должна тянутся каждая нота, и придумали длитель- ности нот. Целая нота-самая длинная(если ударить по клавише пианино или дёрнуть струну и начать про себя считать, то эта нота будет тянутся: раз- и-два-и- Половинная нота-немного короче(тянется: раз-и-два-и). Четвертная нота-тянется : раз-и. А восьмая нота-тянется : раз (или "и").


Когда учатся музыке, то вначале есть маленькие трудности и одной из них является " счёт "(т.е. пока вы разучиваете новую, незнакомую пьесу, вы должны вслух или про себя считать, чтобы понять мелодию). И, естественно, любая нота: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - может быть и целой, и половинной, и четвертной и т.д. Иногда в Музыке приходится не играть, а молчать. Но также, как и в длительностях нот, нужно знать - сколько молчать. Паузы имеют свои обозначения (и свой "счёт ", да к сожалению и паузы нужно будет считать: раз-и, два-и, и т.д.)

1. Если перед нотой "До " стоит диез, то нота будет называться "До-диез ", и располагаться на гитаре она будет на следующем ладу: До - (вторая струна, 2-ой лад),До-диез -(вторая струна, З-ий лад).2. Если перед нотой "Ля " стоит бемоль, то нота будет называться "Ля бемоль " и располагаться на гитаре она будет на предыдущем ладу: Ля - (третья струна, 2-ой лад), Ля бемоль - (третья струна, 1-ый лад).

Здесь даны примеры, как надо считать (вслух!) при разучивании новой пьесы. Постарайтесь понять, как это нужно будет делать. Каждую ноту вы можете "отбивать" ладошкой по столу и считать её сколько нужно. Эти упражнения вы должны будете играть на гитаре, чтобы понять, как надо считать.Так как струны - открытые (т.е. не прижатые), всё внимание нужно сосредоточить на правильном счёте (вслух!).

3 класс III четверть

Тема урока: «Острый ритм – джаза»

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух 3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

Основной метод: объяснительно- иллюстративный

Наглядность:

· Презентация POWER POINT ;

· картинки с музыкальными инструментами;

· сигнальные карточки;

· нотный текст песни.

· муз центр;

· записи с фонограммами;

· экран, проектор.

Ход урока:

1.Музыкальное приветствие.

2.Новая тема урока:

Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей разных школы. Давайте с ними поздороваемся.

Сегодня на урок я то же пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д .: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д. : Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»

Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века.

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом.

Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс, возникли в США уже во 2-й половине 18-го века.

Спиричуэлс – это песни североамериканских негров религиозного содержания, духовный гимн. Их пели хором рабы плантации.

Спиричуэл и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон, негритянский певец Поль Робсон.

"Hammer Song" - в исполнении Поля Робсона – слушание

У: Ребята, ваше впечатление?

Д: Хоровая песня, веселая.

У: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?

Д: Конечно, нет.

Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую ("синкопами"), в талантливой импровизации исполнителей.

Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки.

Блюз, в переводе с англ. “быть печальным” – это сольные лирические песни черного народа, которые возникли в рабовладельческой среде, которые выражали тоску, печаль, жалобу, крик протеста души, грусть. Музыканты, которые исполняли блюз, стремились передать эти чувства в своей музыке, это и романтичность, мечтательность, нежность, грусть, печаль.

Блюз - это сольная лирическая песня американских негров.

Слушаем Блюз.

У: Какой блюз по характеру?

Д: медленный , печальный, протяжный.

Серьезную конкуренцию блюзу, в то время, составил регтайм.

Сейчас вы послушаете произведение, написанное в стиле регтайма. Подумайте, отличается оно от “Блюза”, а если отличается, то чем.

Звучит – “Регтайм”.

У: Блюз и регтайм отличаются и чем?

Д: эти два произведения отличаются друг от друга, по характеру. У “Регтайма” веселый характер, жизнерадостный, произведение написано в быстром темпе, под эту музыку хочется танцевать.

У: Правильно. Но вот происхождение слова “регтайм” до сих пор не известно. В переводе с английского “разорванное время”, то есть синкопированный ритм.

Регтайм представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Именно из регтайма пришел характерный ритмический рисунок, оказавший огромное воздействие на джаз.

С молниеносной быстротой распространяясь вширь, блюз и регтайм охватывали все новые и новые районы огромной страны, проникал в самые разные социальные сферы, подчинял своему эмоциональному строю души миллионов людей.

Именно блюз и регтайм оказали существенное влияние на формирование и развитие джаза.

У: Что же джаз унаследовал от этих трех направлений?

Д: Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, а от блюза мелодичность, от спиричуелса – веселый нрав.

Интерес к джазу становился все больше и больше. Джаз стал приобретать широкую популярность. В Европе, в том числе и в нашей стране, стали появляться различные ансамбли и оркестры, которые исполняли джазовую музыку.

Без джаза уже невозможно представить культуру XX века. Джаз проник и на радио, и на телевидение, в том числе и в кинематограф.

У: Как вы думаете, какие инструменты звучат в джазе?

Д: ответы.

У: послушаем и определим, что звучит?

Слушаем джазовый оркестр.

Д: барабаны, саксофон, пианино, тарелки.

У: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

В начале XX века джаз стал популярен во всем мире, как развлекательная, танцевальная музыка. В Америку из России эмигрировала семья по фамилии Гершвин, которая прославилась тем, что в ней вырос композитор, чье творчество было основано на джазовой музыке. Зовут этого композитора Джорж Гершвин. Отец Джоржа родился в Санкт-Петербурге, сам Джорд уже в Америке. В 6 лет он впервые услышал джазовую музыку и она мальчику так понравилась, что он самостоятельно начал учиться играть на пианино. В числе его педагогов были и русские музыканты. Джорд много занимался игрой на фоно, учился делать оркестровку, пробовал сочинять первые произведения. Его песни и джазовые пьесы сразу становились популярными.

Но мировую славу ему принесла опера под названием «Порги и Бесс».

Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу "Порги и Бесс", в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз".

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

В опере рассказывалось о любви двух негров – молодого парня и Порги и девушки Бесс. Вся музыка основана на ритме джаза, то веселого, то грустного.

Самая известная ария этой оперы – «Колыбельная». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.

Слушаем «Колыбельную Клары».

У: - Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? Д:

Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю

В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой - либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.

Другие виды джазовой музыки на слайде.

С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.

"Рок", "фанк", "соул", эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

4. Заключение.

Записать: Джаз – музыка, возникшая в Америке на основе негритянских песен.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Со временем своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Алексея Козлова.

  1. Распевание.
  2. Новая песня.

Исследованию джазовой ритмики посвящены многие научные работы, однако вопрос, определения ее сущности открыт потому, что до сих пор четко не определены сами джазовые категории. Много пишут о джазовом ритме или свинге, но что это такое, - сегодня понятно далеко не всем, хотя, как известно, он занимает одно из основополагающих мест в джазе. Опираясь на существующие научные труды, попытаемся выявить сущность и основные компоненты джазовой ритмики, сформулировать ее определение. Для этого, прежде всего, необходимо дать определение музыкальной ритмике, как более общей структуре. Итак, музыкальная ритмика - (греч. rhythmikуs -- относящийся к ритму) - раздел теории музыки описывающий ритм и законы его изменения .

Джазовая ритмика - ритмика, подразумевающая не столько специфическое ритм-оформление звуковысотности, сколько ритм-исполнительскую манеру. Ритм-исполнительская манера джаза не поддается точной фиксации и усваивается музыкантами благодаря постоянному слушанию известных исполнителей джаза. Адаптация должна продолжаться до тех пор, пока у учащегося не появится естественность в манере игры. В джазовой терминологии эта ритм-исполнительская манера называется свингом (англ. swing - качание, покачивание), создающим эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа .

Сущность джазовой ритмики заключена в составляющих ее компонентах, таких как: абсолют строгого темпометра и формы, тернарный принцип ритмических пропорций, синкопирование, полиритмия и полиметрия. Все эти компоненты направлены на создание «раскачивания» опорных метрических долей, определенной терпкости звучания, так свойственной джазу, которому, в свою очередь, это «диссонирование» присуще на многих других уровнях, например, гармоническом или тембральном. Рассмотрим их более подробно.

1. Абсолют строгого темпометра и формы. По сути это наиболее важный компонент музыкальной ритмики, в особенности джазовой, так как основной временной прием джаза - свинг немыслим без импульсивно-строгого темпа и возникает только при таком условии. Данный компонент может существовать только при наличии чувства абсолютного течения времени или пульсации темпометра у музыканта, полиметробита, микровременных (зонных) отклонений. Полиметробит является интенсивным метрическим акцентированием. При таком акцентировании достигается драйв метроритмической пульсации, психологически держащий исполнителей джаза в особом, возбужденном состоянии (трансе), когда рациональное исчезает и появляется некое чувство полетности . Элементы, составляющие полиметробит: 1) метрические акценты размера такта; 2) динамическая опора на слабые доли такта; 3) тернарность ритмических пропорций.

Рассматривая микровременные (зонные) отклонения, следует отметить, что они являются опережением от строгой пульсации основного метра. Такие отклонения связаны с системой бит, вытекающей из ритмической пульсации свинг и требующей исполнения джазовой музыки с тенденцией к небольшому опережению относительно метрических долей такта при строгом сохранении заданного темпа. Происходит своеобразное психостремление, желание вырваться из оков строгого политемпа вперед, но этого не происходит. Достигается мнимый эффект ускорения темпа. Стремление к опережению, захвату последующего времени происходит от соотношения тернарности и синкопирования. Прием (эффект) отклонения на какую-либо долю секунды от времени, на которое, согласно европейскому слуху, должен был бы приходиться акцент, получил в музыковедческой литературе название momentum . Обычно этот эффект связывают с блюзовой зоной, и, соответственно, он играет определенную роль в достижении особенной остроты художественного воздействия.

Говоря о джазовой форме, как ритмике на макроуровне, следует отметить ее строгую квадратность. Здесь строгое пульсирующее движение долей (отсюда и общее время темы в джазе) имеет важное значение. Джазовый исполнитель-импровизатор адаптируется во времени темы, как в высшей метрической единице измерения, укладывающейся в квадрате, состоящем, как правило, из 8, 12, 16 или 32-х тактов. Без ощущения квадрата времени темы немыслимо свободное ритмическое мышление во время импровизационного акта. Строгость джазовой формы обусловливает вариативность ритмического рисунка . В импровизационном джазе не принято играть темы в оригинале. Каждый джазовый исполнитель - это прежде всего композитор-аранжировщик. Используя ту или иную известную тему какого-либо композитора в качестве импровизационного материала, он стремится внести свою оригинальную метроритмическую аранжировку (иногда до неузнаваемости преобразуя тему), изобретательно ее варьируя, привнося множество ритмических идей.

2. Тернарный принцип ритмических пропорций - отличается от бинарного, принятого в академической музыке. Тернарность - принцип ритмически трехдольных пропорций в двухдольном метре - особенно свойственна джазу. То есть музыка джаза пронизана, образно выражаясь, триольностью, хотя условно нотируется в бинарном исчислении. Тернарность ритмических пропорций джазовой музыки, с одной стороны, обусловлена принципом перманентной пульсации, идущей от пунктирного ритма (пунктирный рисунок всегда усиливает более продолжительную ноту начала тактовой доли и ослабляет более короткую), с другой стороны, - опережающим синкопированием (короткая длительность завышена по времени по сравнению с точным рисунком ритма) . Сущность джазового тернарного ритма заключена в особом мышлении джазового музыканта, когда каждая доля такта мыслится как три ритмические единицы, объединенные по формуле 2 + 1. Причем о соотношении этих единиц следует сказать особо: они не представляют собой какого-нибудь равномерного деления. Совсем наоборот, длительность третьей составляющей является индивидуальной для каждой интерпретации произведения, поэтому чаще в нотном изображении джазового сочинения вместо триолей можно увидеть либо две равномерные восьмые, либо пунктирный ритмический рисунок. Эта пропорциональность доли с неизменным знаменателем «3» определяется самим исполнителем. При разучивании джазовых произведений по нотам следует придерживаться правила, при котором ровные восьмые играются почти всегда только в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых играются триоли. Такой же условной и относительной является нотация пунктирного ритма. Видный отечественный джазовый теоретик О.И. Королев называет такое графическое оформление длительностей «зонной энритмизацией», когда при различном написании исполнение ритмических рисунков не имеет принципиальных различий .

Выявляя отличия манеры исполнения джазовой ритмики, связанные с тернарностью, Д.Г. Браславский пишет о существенной интерпретации пунктирных ритмов. В основе пунктирного ритма лежит чередование сильных и более коротких по длительности слабых долей. В джазе эта интерпретация основана на так называемой «исполнительской манере свинг», которая имеет в виду некоторое опережение слабых долей, входящих в рисунок этого ритма. Данные положения, касающиеся интерпретации пунктирного ритма, полностью относятся также и к ровному ритмическому рисунку мелодии, состоящей, например, только из одних восьмых . В указанном случае следующие друг за другом восьмые длительности исполняются так же, как и пунктирный ритм в джазовом стиле.

Вместе с тем, стоит отметить, что тернарный принцип ритмических пропорций действует на всех уровнях метрического плана - от долевого до полутакта (в зависимости от темпа). Например, если темпы умеренные, то тернарность, как уже отмечалось выше, сохраняется на уровне восьмых триолей. Если темпы быстрые или медленные, то тернарность переносится на уровень метричности (в зависимости от масштаба) четвертных, половинных или других равномерностей.

3. Синкопирование. Является одним из самых главных компонентов выразительности в джазовой музыке. Основу любого синкопирования составляют два процесса. Один из них связан с установлением регулярной пульсации (в джазе это называется «таймингом» или «битом»), другой - с ее преодолением и созданием ритмического диссонанса. Эти процессы могут протекать одновременно при наличии двух взаимодействующих, ритмически индивидуализированных голосов. Также они могут осуществляться и в одном ритмическом голосе, когда пульсация вначале устанавливается, фиксируется, а затем нарушается. В первом случае контраст достигается непосредственно, во втором - сначала формируется базисная пульсация (бит), а затем происходит сдвиг по отношению к тому ритму, что ожидался (воображаемый или условный бит в это время существует в сознании человека по инерции). Один из виднейших музыкальных теоретиков И.Н. Способин называл такое явление воображаемым акцентом .

Как правило, в джазе встречается «опережающее» синкопирование. В джазовой литературе закрепились даже определенные названия опережающим синкопам к тактовым долям: например, «шотландская синкопа» (или «ломбардский ритм») ко второй доле или «джазовый затакт» (или «джазовая анакруза») к четвертой. Синкопы к сильной и относительно-сильной долям такта не получили в джазе определенного наименования и распространения.

«Опережающее» синкопирование можно наблюдать не только в джазовых произведениях. Например, в Блюзе (II часть Скрипичной сонаты) М. Равеля в партию скрипки оригинально введены опережающие синкопы ко всем четырем долям такта, но главный упор сделан на «джазовый затакт».

Вместе с тем стоит отметить в джазовой ритмике существование штрихового синкопирования или переакцентировки. Это прием перенесения акцента с сильной доли на слабую, при отсутствии синкопированного рисунка, создание эффекта нарушения равномерной пульсации через определенный подчеркивающий штрих на метрически неударной ноте. Основными видами переакцентировки являются: блуждающие акценты (представляющие варьирование разной степени динамического акцента, вносящее изысканность и оригинальность в музыку джаза) и, хот-артикуляция (изобилие исполнительски-индивидуальных штрихов, направленных на усиление пульсации (драйва). Переакцентировка направлена на создание изысканности и оригинальности сочинения, своеобразной ритмической терпкости, собственно и являющейся основным назначением свинга. Штриховая синкопа вошла в число часто употребляемых средств ритмики, к которым обращались джазовые композиторы и исполнители.

4. Полиритмия и полиметрия. Один из основателей джазовой науки У. Сарджент дал определение джазовой полиритмии как характерного типа расстановки акцентов, при котором в рамках двух- или четырехдольного метра образуется последовательность трехдольных групп длительностей. Основным приемом здесь является наложение метрически однородных ритмических структур на ведущий ритм-пульс. В типичных случаях накладывающийся ритм состоит из трехдольных групп длительностей, противопоставляемых четырехдольному биту. Именно это при наивном восприятии и вызывает непроизвольное подергивание плечами, заставляет совершать телодвижения - словом, пребывать в своеобразном психофизиологическом состоянии ритмической экзальтации . А. Копланд, опираясь на высказывания Д. Нолтона, категорически разграничил явления простого синкопирования и полиритмии, говоря, что джаз легко может обойтись без первого, оперируя лишь полиритмическими моделями . Простое синкопирование (смещение одинаковых метроритмических моделей) встречается еще задолго до джаза, например, у И.С. Баха в ми-мажорной инвенции. В то время как джазовая полиритмия предлагает иное расположение акцентов в накладывающемся ритме, а именно со сдвигом на три доли. Исследователь отметил, что признанная нотация слишком упрощает реальную сущность соотношения двух метрически контрастирующих голосов. Линию накладывающегося ритма, по его мнению, необходимо записывать в другом размере по отношению к размеру бита, т. к. в джазе на основной четырехдольный ритм фактически наслаивается голос, фразы которого не являются четырехдольными. А. Копланд предлагает записывать накладывающийся ритм таким образом (Приложение 1).

Полиритмия «3 на 4» всегда имеет общий знаменатель своих противопоставленных ритмических линий. Так, в размере 4/4 соизмеряющей временной единицей между голосами может выступать четвертная длительность, т. е. тактовая доля, ее половина или восьмая. А реальный такт условно вмещает, соответственно, 1/3, 2/3 и так далее части противопоставляемого такта. Общим и основным для всех временных единиц ритмов является принцип совпадения самой слабой (четвертой) доли реального такта и самой сильной (первой) доли противотакта. Однако, когда количественный фактор ритмического соотношения типа «3 на 4» резко возрастает, то происходит качественное изменение сущности ритмики .

Внутри джазовой полиритмии следует выделить так же полиритмическое рубато, по сути являющееся композиционно-исполнительским приемом, когда мотивы, фразы и даже целые мелодии как бы сдвигаются относительно тактового темпометра и развертываются независимо от него. Возникает иррациональная ритмика, которая в какие-то моменты то разрешается в метрических точках основного метра, то опять отстраняется от него. Полиритмическое рубато не поддается нотной фиксации и усваивается только на слух. Впервые этим приемом широко пользовался Л. Армстронг. Впоследствии этот полиритмический прием стал одним из основополагающих в импровизационном джазе .

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что главная особенность джазовой ритмики заключается в отклонениях от граунд-бита, т. е. в более свободном обхождении с основным метром. При этом неотъемлемой частью джазовой ритмики являются разнообразные исполнительские приемы, входящие в состав компонентов джазовой ритмики и обеспечивающие ее главную особенность, такие как: полиметробит, динамическая опора на слабые доли такта, микровременные (зонные) отклонения, штриховая синкопа, полиритмическое рубато и многие другие. Это говорит о сложности джазовой ритмики, ее новизне, принципиальном отличии от ритмик предшествующих музыкальных стилей. Вместе с тем стоит отметить, что, благодаря своей сложности и многообразию ритмических приемов, джазовая ритмика сыграла основную роль в формировании джазового музыкального языка, а также является основой всех стилей музыкальной эстрады. Джазовая ритмика применяется наряду с ритмикой академической музыки в сочинениях современных композиторов - классиков, что также выводит ее на первое место среди компонентов современного музыкального языка.

Что еще почитать