Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.
Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.
3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.
Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
Принятие решения об отставке Правительства РФ;
Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;
Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;
Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;
Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:
Назначение выборов ГД;
Роспуск ГД;
Внесение законопроектов в ГД;
Подписание и обнародование ФЗ;
Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.
3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:
Решение вопросов гражданства;
Предоставление политического убежища;
Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.
4. В сфере обороны:
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;
Утверждение военной доктрины РФ;
Введение военного положения;
Введение чрезвычайного положения.
5. В сфере судебной власти и прокуратуры:
Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Назначение судей других федеральных судов;
Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.
Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.
Правительство РФ:
Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;
Осуществляет управление федеральной собственностью;
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.
По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.
Парламентёр, а … Русский орфографический словарь
парламентёр - парламентёр … Словарь употребления буквы Ё
парламентёр - парламент/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь
Парламентёр, парламентёры, парламентёра, парламентёров, парламентёру, парламентёрам, парламентёра, парламентёров, парламентёром, парламентёрами, парламентёре, парламентёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
- (parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом… … Политология. Словарь.
- (фр. parlementaire, от фр. parler говорить) лицо, уполномоченное сторонами, находящимися в состоянии войны, вести переговоры о заключении мира, перемирия, прекращения огня, капитуляции и др. Сложившаяся практика предполагает … Википедия
- (фр., от ср. в. лат. parlare говорить). В конституционных государствах, собрание народных депутатов, для обсуждения законодательных вопросов и разных других государственных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка
парламент - а, м. parlement m., англ. parliament. 1. Первоначально законодательный орган в Англии. Довольно странно впрочем, что Король Английский изъясняется по Французски в своем Парламенте; этот остаток от завоевания сохранен, так как почти все касающееся … Исторический словарь галлицизмов русского языка
А; м. [франц. parlementaire] Лицо, уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с неприятелем. Послать парламентёра. // Разг. О человеке, посланном, уполномоченном вести какие л. переговоры, о чём л. договариваться. ◁… … Энциклопедический словарь
- (английское parliament, от французского parler говорить), высший представительный орган власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (например, конгресс США, Федеральное собрание в России, норвежский стортинг). Впервые был… … Современная энциклопедия
англ. parliament от фр. раrler - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "П." этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).
Отличное определение
Неполное определение ↓
или легислатура - высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии - парламент, в России и Швейцарии - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, и т д. Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, - редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании - палаты Общин и Лордов, в России - Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии - Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США - Палата представителей и Сенат, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, в Японии - Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах - своих субъектов федерации, в унитарных - территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования - от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400-600 депутатов, верхние - от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4-5 лет, верхние формируются на 6- 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. - прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. (с м. также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов
Отличное определение
Неполное определение ↓
Парламент - это высший законодательный и представительный орган в тех странах, где власть разделена на законодательную (она принадлежит парламенту) и исполнительную (в руках Президента и премьер-министра).
Названия парламента в разных странах мира
В некоторых странах парламент имеет одноименное название. Например, в Молдавии и Армении, Грузии и Азербайджане, Италии, Южной Осетии, Греции, Великобритании, Канаде, Румынии, Казахстане, Австралии и Грузии, в Науру и Новой Зеландии, а также других.
В ряде стран депутаты через Конституцию установили собственные наименования парламента. Например,
- в России парламент называется Федеральное собрание (состоит Совет Федерации - высшая палата и Государственная Дума - нижняя палата парламента),
- Швеции - Риксдаг,
- Финляндии - Эдускунта,
- США — двухпалатный парламент Конгресс (состоит из высшей палаты - Сената и нижней - Палатыпредставителей)
- в Германии - Бундестаг,
- Китае - парламент называется Всекитайское собрание народных представителей
- Туркмении - Меджлис,
- Израиле - Кнессет,
- Монголии - Хурал,
- Украине - Верховная Рада
- Болгарии парламент называется Народное собрание
- в Литве, Польши и Латвии название парламента - Сейм
- Швейцарии — парламент называется Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат)
- Сербии - Скупщина
- Эстонии — Рийгикогу
- в Японии - парламент называется Коккай (Палата советников и Палата представителей)
- в Хорватии - Сабор
- в Таджикистане - двухпалатный парламент называется Маджлиси Оли (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон)
- в Туркмении - Меджлис
- в Узбекистане - двухпалатный парламент называется Олий Мажлис (Сенат и Законодательная палата)
- в Сирии - название парламента Народный совет
Парламент назван представительным органом, так как в нем регионы страны и всё население имеют представителей - депутатов, которые выбираются
- или по одномандатному округу - голосование за политические партии
- или по много мандатным (мажоритарным) округам, в каждом из которых население избирает свое кандидата.
Парламент может состоять из одной или двух палат, которые называются нижняя и верхняя. Обычно весь парламент или его нижняя палата формируется путем проведения всеобщих выборов. Так, в России - нижняя палата называется Государственной Думой, верхняя палата - Советом Федерации.
Законодательным органом парламент назван из-за того, что он наделен властью принимать законы, обязанные для граждан всего государства, в т.ч. для всех ветвей власти, включая Президента, кабинета министров, суда.
В некоторых случаях парламент также наделяется такими полномочиями как формирование и контролирование исполнительной власти. Например, он может правительству выносить вотум недоверия или проводить процедуру импичмента президента.
В каких странах нет парламентов
Нет парламентов в монархических государствах, где власть главы страны не ограничена.
Любая демократия требует жертв, в том числе средств на содержание парламента и работы депутатов. Они состоят из
- прямых затрат - финансирование аппарата парламента (от зарплаты спикера до уборщиц здания, коммунальных платежей, автопарка и т.д.)
- косвенных платежей - бесплатный проезд депутатов по стране железно дорожным и авиа транспортом, командировки за рубеж, бесплатная медицина и лечение депутатов, бесплатный туризм и отдых депутатов парламента в санаториях и домах отдыха, бесплатная недвижимость (аренда квартиры или постройка депутату квартиры), бесплатное авто и т.д.
Так,
- бюджет Госдумы России составляет чуть более 6.1 млрд рублей (около 190 млн. долларов США), из которых 4 млрд. рублей - фонд зарплаты депутатов парламента.
- содержание Верховной Рады - аппарата парламента Украины в 2012г. обошлись народу Украины в 865 гривен (или 105.5 млн. долларов США)
- в переживающий глубочайший кризис Греции - содержание парламента обходится народу Греции в 148.751 млн. евро (в 2012г. на 22 млн. больше), в т.ч. финансирование самих депутатов парламента обходится в 19.326 миллионов евро (против 21.226 млн. евро в 2012г.)
- сейм - парламент Латвии расходует на свое содержание 11.462 млн. латов (около 21 млн. долларов США)
Льготы депутатов парламента
В каждой из стран мира льготы депутатов парламента отличаются друг от друга, но имеют и много общего между собой. Так, депутаты Государственной Думы России имеют
- депутатская неприкосновенность по которой депутат парламента не имеет права быть задержанным и арестованным милицией, прокуратурой, судом.
- право на бесплатный проезд воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным транспортом (кроме такси), право вне очереди приобретать бесплатно билеты на этот транспорт.
- использование бесплатно служебный транспорта
- прибыв в командировку депутата обязана у трапа встретить машина из местного органа власти
- бесплатная гостиница
- бесплатное жилье в Москве в гостиничном номере разряда «Высший-А»
- при окончании депутатских полномочий в парламенте государство им оплачиваюет все расходы по переезду и выдается единовременное пособие «на устройство» в размере 1/2 жалованья депутата и 1/4 жалования членов семьи депутата парламента
- отпуск депутатов обеих палат парламента России (членов Совфеда и депутатов Госдумы) составляет 48 рабочих дней (по нормам самой вредной и опасной профессии в России)
- кроме отпускных депутатам парламента России выплачивается, так называемое, пособие на лечение в размере двух депутатских зарплат.
- после ухода на пенсию депутата (если он проработал в Совете Федерации или Госдуме России более 1 года) полагается надбавка к ежемесячной зарплате в размере от 55 до 75% заработка депутата, который ежегодно индексируется.
- депутату Госдуму выдается дипломатический паспорт.
История создания парламента
В древних государствах уже существовали органы народного представительства. Например, в Древнем Риме был Сенат. Самые древние парламенты - Тинвальд (Острова Мэн) и Альтинг (Исландия). Они были созданы в X веке. В других государствах имелись народные собрания, советы старейшин, вече и так далее. В Средние века распространилась сословно-представительная система. То есть органы, которые состояли из представителей разных сословий, выполняли роль, подобную парламенту. Например, во Франции были Генеральные штаты, в Испании - Кортесы, в России - Земский собор.
Считается, что родоначальником современного парламента является Англия. Еще в XIII веке там образовался прообраз парламента. Произошло это в тот момент, когда была подписана «Великая хартия вольностей» королем Иоанном Безземельным. Этот документ гласил о том, что король не имеет права без согласия королевского совета вводить новые налоги. Так что Великобритания стала первой страной, в которой всю полноту власти принял на себя парламент.
История свидетельствует о том, что парламенту была отведена роль амортизатора между обществом и властью. Также благодаря ему общество имело во власти своих представителей. Во время социальных катаклизмов парламент часто играл решающую роль. Примером может служить Английская революция XVII века.
Сначала парламент был всё-таки второстепенным органом, призванным просто сглаживать конфликтные ситуации между народом и властью. Но постепенно в большинстве стран он превратился в высший государственный орган.
О выборах в парламент
По демократическим меркам необходимо, чтобы парламент избирался непосредственно населением. Хотя бы одна его палата. Выборы, как индикатор, показывают настроение общества. Свое выражение они находят в политических партиях, имеющих разную направленность. Формирует правительство обычно партия, которая набрала большинство голосов. Иногда это может быть коалиция. Проходить выборы могут по двум системам: пропорциональной, когда выбираются партии и мажоритарной, когда выбираются депутаты от избирательных округов. Проводятся выборы регулярно (обычно 1 раз в 4-5 лет).
О составе парламентов
Парламентарии нижней палаты называются депутатами, а верхней - сенаторами. В парламент может входить разное количество людей - от нескольких десятков до двух-трех тысяч, но в среднем это 300-500 человек.
Если парламент двухпалатный, они называются по-разному. Например, нижняя палата в Великобритании называется Палата общин, а верхняя - Палата лордов. В России парламент разделен на Государственную думу и Совет Федераций, в США - на Палату представителей и Сенат, в Казахстане - на Мажилис и Сенат. Верхняя палата обычно формируется не таким демократическим путем как нижняя.
Парламент разделяется на палаты для того чтобы законопроекты, которые инициируются и принимаются нижней палатой, были одобрены верхней. Последняя чаще всего занимает позиции, которые близки правительству. Существует вариант многопалатного парламента, но только в одной стране - Испании.
Внутри парламента, как правило, создаются комиссии и комитеты, курирующие определенные вопросы. Например, вопросы экономики или иностранных дел. Задачи таких подразделений - готовить решения парламента на соответствующую тему.
Также в парламенте имеются фракции. Создаются они по политическому принципу обычно из представителей партии. Депутаты, которые не вошли во фракции, объединяются в депутатские группы.
Пример стран, в которых парламент однопалатный: Армения, Азербайджан, Латвия, Китай, Украина, Финляндия, Эстония.
Пример стран с двухпалатным парламентом: Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Румыния, США, Франция, Швейцария.
Международные парламенты
Некоторые созданные международные органы можно также определить как парламент. Обычно их работа проходит в структуре какой-то международной организации. Эти органы также могут избираться населением стран. Однако чаще всего их формируют представители национальных парламентов.
В Европейском Союзе, Парламенте Центральной Америки и Андийском совете имеются всенародные выборы в законодательное собрание. Планируется проводить такие выборы в Парламентскую ассамблею Союза России и Беларуси, а также в Арабский парламент.
В СНГ, ОБСЕ, НАТО и Совете Европы из представителей парламентов имеются Парламентские ассамблеи. Межпарламентский союз работает в Женеве. Это ассоциация парламентов мира. Существует также Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран. Она была учреждена в Стамбуле в 2008 году.
Без общих выборов, свободы печати и собраний, свободной борьбы мнений в любом общественном институте жизнь затихает, становится лишь видимостью, и единственным активным элементом этой жизни становится бюрократия.
Р. Люксембург
Немного об истории парламентаризма. Родиной парламента является Англия, где начиная с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько измененном виде во многих государствах мира.
В России это "изобретение" человечества прижилось не сразу. Вспомним, что 17 октября 1905 г. царь Николай II подписал Манифест, в котором было заявлено о создании парламента, только под сильнейшим давлением демократически настроенной общественности России.
Судьба первых Государственных Дум была печальна, а после Революции 1917 г. парламентаризм в России долгое время и вовсе существовал только формально (согласно Конституции СССР законодательным органом страны был Верховный Совет СССР).
Возрождаться парламентаризм стал только в 1990 г. Разумеется, наладить работу парламента за такой короткий срок невозможно, и пока парламент в России находится в стадии становления. Называется наш парламент Федеральным Собранием.
Отметим главные черты российского парламента.
Совет Федерации – одна из палат законодательного органа РФ – Федерального Собрания. В отличие от Государственной Думы, которую с полным правом можно назвать органом, представляющим в парламенте весь народ России, Совет Федерации прежде всего представляет интересы субъектов РФ. Дело в том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.
Основной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в законодательной деятельности. Хотя все законопроекты попадают сначала в Государственную Думу, одобренный ею законопроект обязательно в дальнейшем поступает в Совет Федерации. В течение 14 дней эта палата может одобрить или отклонить законопроект. Если в течение этого срока она не выскажется по поводу законопроекта, он считается принятым. Однако Совет Федерации должен обязательно собраться и обсудить федеральные конституционные законы, законы о государственном бюджете, о налогах, вопросы о международных договорах, о войне и мире и др.
Кроме того, Совет Федерации:
legno-board.ru - Сайт о саде, даче и комнатных растениях