Римские знаки и символы. Символы древнего рима. Периодизация Римской империи

А.Е. Негин

Для превращения христианства из религии меньшинства в религию, признанную единственным законным культом, потребовалось почти сто лет, начиная со времен Константина, до смерти Феодосия в 395 г.

Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели. Одним из наглядных показателей рывков этого развития является процесс замены в римской армии языческой символики христианской. Совершенно очевидно, что проходил он не так как был преподнесен христианскими авторами, а поэтапно и довольно медленно.

Согласно имеющимся в нашем распоряжении письменным источникам, замена старой языческой символики в римской армии произошла следующим образом. По словам Евсевия Константин в конце октября 312 г. постановил, чтобы крест стал отличительным знаком его легионов. Накануне битвы у Мильвийского моста, свидетельствует Евсевий, Константин увидел в небе огненный крест с греческой надписью En toutoi nika — «Сим победиши» (Euseb. Vita. Const. I. 28). Обычно традиция доносит эту фразу в латинской форме: In hoc vince, или In hoc signo vinces — «Под сим знаком победиши». Евсевий, являющийся единственным источником информации о данном видении, по его собственному признанию (Euseb. Hist. eccl. VIII. 2), склонен к назидательности: «Но зная, — уверяет он, — что император клятвенно подтверждал истинность этого сообщения мне, собиравшемуся писать эту историю... кто сможет в нем усомниться?» (ЕизеЪ. Уна. Сопзг. I. 28). На следующее утро, согласно Евсевию и Лактанцию (Euseb. Vita. Const. I. 29; Lact. De mort. persecut. XLIV. 5), Константин во сне слышал голос, повелевавший начертать на солдатских щитах так называемую «хризму» — символ Христа. Проснувшись, он поступил как было велено, а затем встал под стягом (известным с тех пор как labarum), на котором были изображены начальные буквы имени Христа, сплетенные с крестом. Данным действием Константин хотел показать, что решил разделить судьбу с христианами, которых было немало в его армии.

Это сражение стало поворотным пунктом в истории религии — битву у Мильвийского моста Константин выиграл. Впоследствии он повелел поместить монограмму Христа и на свой шлем (Euseb. Vita. Const. I. 31). Пруденций также повествует о помещении христианской монограммы на шлемы воинов, последовавших примеру своего предводителя (Prudent. Contra Symm. I. 489). Таким образом, согласно христианской традиции, крест вошел в военную символику. А ведь совсем еще недавно крест для солдат был олицетворением ужасной мученической смерти — распятия.

Однако если критически отнестись к сведениям христианских авторов и привлечь для рассмотрения этого вопроса иные источники, в т.ч. иконографические и археологические, перед нами предстает несколько иная картина проникновения христианской символики в римскую армию.

Монограмма Христа появляется на монете Константина в 315 г. После этого она быстро вошла в общее употребление и появилась на многочисленных предметах. На целом ряде монет, чеканенных в 315 г., можно видеть монограммы Христа, помещенные на лобной части или продольном гребне полусферических шлемов . В последнее время имеются и реальные находки пластинок с изображением монограммы, крепившихся к гребням шлемов. В середине 1990-х гг. в долине реки Маас (Нидерланды) был найден поздне-римский клад, содержавший остатки шлема с такой символикой. Две другие подобные пластинки, крепившиеся к гребням шлемов, были найдены в Сисаке (Хорватия) . Аналогичные броши обнаружены в Саварии (Сомбатхей) и Альшохетене . И, наконец, «хризма» помещена на наноснике шлема из Альшохетеня . В то же время, это не единственный вариант христианского символа, изображаемый на шлемах того времени. В 1909 г. в Интерцизе были найдены остатки 15-20 шлемов, из которых было собрано четыре целых экземпляра. Они украшены серебряной таушировкой в виде пары глаз на лобной части и полумесяцев . А на тулье одного из них отчетливо видны изображения четырёхлучевых звёзд. Если четырёхлучевые звезды интерпретировать как кресты, ведь они очень напоминают т.н. катакомбный крест, то такой декор представляется причудливым единением христианской и восточной культурных традиций, т.к. в Сасанидском Иране полумесяц являлся знаком бога луны . Другой разновидностью христианского креста, изображение которого появляется на шлеме из клада в болоте у Дёрне, является якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:18-20).

Вопреки словам Евсевия, Лактанция и Пруденция о введении Константином традиции изображения христианской эмблемы на щитах (Prudent. Contra Symm. I. 488), мы не находим подтверждений этому утверждению в других источниках. Никакого намека на подобное украшение щитов нет ни на арке Константина (кстати, посвященной победе над Максенцием и изображающей эпизоды судьбоносной битвы у Мильвийского моста), ни на других памятниках первой половины IV в. Нет изображений монограммы Христа и на щитах армейских подразделений Западной и Восточной Римской империи IV в. в Notitia Dignitatum. Христианская монограмма, заполняющая всю поверхность щита, появляется на более поздних памятниках как специальный значок телохранителей императора,

например, на серебряном блюде из катакомбы на территории усадьбы Гордиковых в Керчи , колоннах Феодосия Великого и Аркадия , на диптихе пятого столетия , на мозаике церкви Сан Витале в Равенне . Если верить Notitia Dignitatum, то каждое подразделение продолжало использовать отличительную роспись на своих щитах, дабы быть отличимыми в бою от других. Хотя, вполне возможно, что солдаты могли изображать монограмму Христа на своих щитах очень маленькой. При этом, естественно, она оставалась неофициальным, хотя и разрешенным символом и изображалась без лаврового венка, который Лактанций не упоминает, и который был бы там весьма неуместным .


Гипотетическая реконструкция росписи позднеримских щитов с изображением христианской символики

Для данных реконструкций привлечены различные иконографические источники Западной и Восточной частей Римской империи. 1 — колонна Феодосия I; 2 — серебряное блюдо из Керчи; 3 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Vindices из состава Auxilia palatina (дворцовые подразделения); 4 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Celtae seniores из состава Auxilia palatina . В обоих последних случаях христианская символика добавлена гипотетически

Согласно описаниям Евсевия (Euseb. Vita. Const. I. 30; 31) лабарум (который он видел лично) имел следующий вид. На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовывавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «ро». Таким образом, на лабаруме была изображена та же «хризма» в том виде, в каком она получила впоследствии наименование «монограмма Константина».

Правда, Евсевий пишет, что лабарум существовал и до похода в Италию. Но из его рассказа, по-видимому, следует заключить, что это знамя стали выставлять во главе армий лишь через десять лет после того, как Константин объявил себя освободителем церкви (Euseb. Vita. Const. II. 7-9). Была ли изображена христианская монограмма на этом знамени до битвы у Мильвийского моста, неизвестно, так как у Евсевия ничего об этом не говорится.

В отличие от апологетов христианства один из наиболее информативных авторов описываемого времени Аммиан Марцеллин, сам служивший в армии, нигде не упоминает ни о символах христиан-воинов, ни о лабаруме. Более того, из его пассажей следует, что в качестве боевых значков продолжали использовать орлов и драконов (Amm. Marc. XVI. 12. 12). Причем упоминает он их неоднократно, и не только в связи с описанием времени кратковременной реакции Юлиана Отступника (Amm. Marc. XVI. 12. 39), но и в последующий период (Amm. Marc. XXVI. 2. 11). Трудно заподозрить автора в необъективности, особенно при описании военных реалий и быта. Поэтому, вполне очевидно, что и после появления константиновского лабарума не только воины, но и сам император продолжали использовать в качестве боевых значков и главного войскового императорского знамени орлов и драконообразный штандарт. Об изображениях христианской символики на предметах индивидуального снаряжения Аммиан Марцеллин, видимо, сознательно не упоминает, так как лично для него она не имела какого-либо сакрального содержания.

Из этого следует, что христианская символика появлялась в римской армии постепенно. Можно даже говорить о том, что она была лишь узаконена Константином, так как ей уже исподволь пользовались христиане его армии. Константин отринул языческий культ и идолопоклонство противоестественное для христианина, а именно это было наиболее страшным для крещенного. Недаром Тертуллиан в своем трактате «О венце», написанном еще около 211 г., со всей яростью обрушивается на солдат-христиан, одевающих на военных церемониях венки, которые напрямую были связаны с языческим культом, так как их носили Пандора, Геракл, Аполлон, Вакх и Осирис (Tertul. De cor. 1-11). Отсюда и вытекает та двойственность отношения христиан к службе в армии, где еще не были изжиты старые языческие культы, когда «религиозная» сторона армейской жизни рассматривалась многими христианами как чисто формальное и официальное дело . Как это видно на примере археологических находок, солдаты-христиане в индивидуальном порядке, следуя примеру Константина, стали помещать на свои шлемы и, возможно, шиты монограмму Христа, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем, на дошедших до нашего времени памятниках, появляются признаки некоего официоза, унификации и массового внедрения христианских символов в эмблематику армии. И это касается прежде всего памятников Восточной Римской империи. В конце IV в. щиты императорских гвардейцев и знамена с изображением монограммы Христа появляются на колоннах Феодосия Великого и Аркадия, известных по рисункам XVI в. из библиотеки Тринити колледжа в Кембридже. Таким образом, к концу IV в. процесс внедрения христианских символов был уже на завершающей стадии. В целом же этот процесс можно разделить на следующие этапы.

Сначала должно было проходить индивидуальное внедрение, когда крещеные солдаты стали помещать символы своей веры на доспехи. Еще апостол Павел в своих посланиях, хотя и не направленных непосредственно к солдатам, призывал облечься оружием света и правды, создав идею «духовного воинства», в котором воины вооружены «броней праведности», «шлемом спасения», «щитом веры», «мечом духовным, который есть Слово Божие» (Эф. 6:17). Разумеется, у Павла суждений непосредственно о войне, оружии, военной службе нет. Однако, он указывает христианам аналогию: «меч — это слово божие, шлем — надежда» и т.д. Иными словами, «не божьи» мечи и шлемы христианам не нужны. Однако, как известно, большая часть мученических смертей солдат-христиан приходится на рубеж III-IV вв., когда императорский культ достиг наивысшего расцвета, и когда индивидуальную присягу с принесением жертв статуе правителя должны были приносить не только офицеры, но и рядовые солдаты . Поэтому этап индивидуального внедрения мог начаться только после появления эдикта о веротерпимости по отношению к христианам, изданного императором Галерием в Никомедии 30 апреля 311 г. Отрезок времени от эдикта Галерия до победы у Мильвийского моста, несомненно, был очень важен, так как показал Константину, что надо проводить более гибкую политику, как в отношении христиан, так и приверженцев старых культов, дабы не оскорбить религиозные чувства ни тех, ни других.

С другой стороны, при отсутствии надежных данных, подтверждающих наличие христианской символики на предметах вооружения уже в конце первого десятилетия IV в., рассматривать данный этап довольно сложно и делать какие либо далеко идущие выводы в отношении данного этапа невозможно. Можно предположить полулегальный характер этой символики, которая могла появляться, например, на внутренней стороне щита или как элемент декора солдатской одежды. При этом она не была элементом культа, выставленным на показ, оставаясь сугубо личным связующим звеном между верующим и Богом. Более того, символы, позднее трактовавшиеся христианскими авторами как однозначно христианские, в эти годы могли иметь совершенно иное значение. Так, например, А. Донини интерпретировал слова Лактанция о перевернутой букве X с примятой вершиной (Lact. De mort. persecut. XLIV. 5) как изображение символа Непобедимого Солнца, который галльские отряды Константина начертали на своих щитах и который обнаруживается и на монетах галлов .

На втором этане Константин превратил крест в символ, окруженный религиозным почитанием. Таким способом Константину удалось добиться того, что знамя с изображением христианского символа стало для всех его солдат тем, чем были священные, окруженные почитанием и обладавшие, по мнению солдат, способностью отпугивать врага языческие культовые предметы. Однако на этом этапе продолжали существовать элементы язычества, так как поголовной христианизации не последовало. Именно этим можно объяснить отсутствие, в большинстве случаев, изображений христианской символики на пропагандистских памятниках константиновского времени, хотя именно на них она должна была появиться.

Здесь как нельзя сильнее видна двойственность Константина. Ярчайший пример тому арка Константина, возведенная в 315 г. Изображения на ней решающего сражения еще свидетельствуют об отношении Константина к Непобедимому Солнцу, но надпись-посвящение связывает достижения Константина с божественным вдохновением и величием духа правителя: «Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому Августу, сенат и народ Рима посвящает эту арку, потому что он благодаря божественному вдохновению и своему величию духа вместе с войском отомстил за город тирану и всей его клике в справедливом бою» . Очевидно, что выбрана формулировка, которая не провоцирует староверов, но и не исключает толкования в христианском смысле. На подобное направление указывают изображения и надписи на римских монетах, ведь изображения старых богов украшали монеты Константина до 321 или 322 г. Несмотря на свой новый союз — с Христом, Константин продолжал оставаться верховным жрецом и сохранил традиционные формы культа императора. Политик Константин не был готов к той последовательности в религиозной сфере, которую от него ждали христиане.

Последующие события показывают всю остроту борьбы христиан и староверов. Преемник Констанция II император Юлиан, прозванный Отступником за свое бескомпромиссное желание возродить старую религию, не делал никаких поблажек при воплощении этой своей идеи и христианская символика была на короткое время отринута.

Новое обострение религиозных столкновений произошло после поражения императора Валента у Адрианополя в 378 г., после которого уже христианские правители устроили гонения на тех, кто не имел истинной веры, против ариан и последних представителей старого культа. Тогда и начался третий этап внедрения христианских символов в армии, ознаменовавшийся еще более широкими преобразованиями. Именно тогда «хризма», как отличительный знак, часто изображается на щитах отдельных подразделений (прежде всего, императорских телохранителей); продолжает увеличиваться количество шлемов с изображением этого же знака на лобной части или на гребне и увеличивается количество изображений знамен с христианскими символами.

Как видим, появление в римской армии христианской символики не было одномоментным, а постепенное внедрение ее растянулось почти на все IV столетие. Однозначное суждение об этом процессе на основании только лишь трудов апологетов христианства, по меньшей мере, неразумно, ведь в этом случае неминуема аберрация в сторону легендарной части в истории.

Примечания

Alföldi A. The helmet of Constantine with the Christian monogram // Journal of Roman Studies. 1932. 22. P. 11.

Ibid. P. 11-23.

Prins J. The «Fortune» of Late-Roman Officer // Association pour l"Antiquité tardive. Bulletin. 1998. 7. P. 52-53; Kocsis L. A new Late Roman helmet from Hetény in the Hungarian National Museum // Libelli archaeologici. Ser. nov. 2003. 1. P. 533, 548-549. Fig. 9, 10.

Migotti B. Evidence for Christianity in Roman Southern Pannonia (Northern Croatia). A catalogue of finds and sites. BAR International Series 684. Oxford, 1997. P. 58; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 6, 7.

Sosztarits O. Urchristliche Kleidungsnadel aus Savaria // Specimina Nova Universitatis Quinqueecclesiensis XII. 1996. P. 311. Fig. 2-3; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 8.

Wypustek-Krzyzowski A. Chrzescjane a armia rzymska — "De corona militis" Tertuliana // Pod znakami Aresa i Marsa / Red. E. Dabrowa. Krakow, 1995. S.132.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1979. С. 216.

«IMPERATORI CAESARI FLAVIO CONSTANTINO MAXIMO PIO FELICI AVGVSTO SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS QVOD INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE CVM EXERCITV SVO TAM DE TYRANNO QVAM DE OMNI EIVS FACTIONE VNO TEMPORE IVSTIS REMPVBLICAM VLTVS EST ARMIS ARCVM TRIVMPHIS INSIGNEM DICAVIT».

Публикация:
Воин № 4, 2006, стр. 2-6


Использование знака валюты перед номиналом

Сегодня многие знаки валют пишутся перед числовым выражением денежной суммы. Прежде всего это характерно для символов доллара и фунта - соответственно, $7.40 («7 долларов и 40 центов») и £7.40 («7 фунтов и 40 пенсов»). Любопытно, что эта традиция постепенно распространяется и на страны, где письменность традиционно основана на кириллице, например, на Украине и в Белоруссии. В частности, центральные банки этих государств в своих пресс-релизах, посвящённых утверждению графических символов национальных валют, официально указывают на возможность использования знаков (соответственно ₴ и Br) «как перед, так и после номинала». Традиция же размещения символа денежной единицы перед номиналом восходит к Древнему Риму. Так, типичная форма записи денежных сумм, встречающаяся на табличках из Виндоланды, на примере второй строчки таблички выглядит следующим образом - XXii, что означает «12 денариев».

Символы доллара и сестерция

Согласно одной из многочисленных версий происхождения символа доллара, знак $ восходит к символу римского сестерция - IIS. При сокращённом написании две буквы-цифры II накладывались на букву S, образуя знак доллара.

Символы фунта и семунции

В Древнем Риме почти идентичный современному символу фунта знак (£) использовался для обозначения семунции. Однако символ фунта происходит от названия древнеримской единицы веса либры (libra), символ семунции - от греческой буквы «сигма» (Σ).

Символы гривны и димидиа секстулы

Хотя современный символ украинской гривны (₴) практически идентичен символу древнеримской весовой единицы - димидиа (половины) секстулы, он образован от написанной курсивом кириллической строчной буквы «г», а не от архаической (развернутой) латинской s. При этом два горизонтальных штриха гривны, согласно пресс-релизу Национального банка Украины, «воплощают идею стабильности денежной единицы... Подобная идея традиционно используется во многих знаках валют, что и выделяет их среди остальных символов и пиктограмм». Один горизонтальный штрих древнеримской весовой единицы означает деление пополам собственно секстулы.

В 781 году при Карле Великом был принят Каролингский монетный устав. В соответствии с ним вес либры (фунта) был существенно повышен - до примерно 408 граммов. Саму либру приравняли к 20 солидам (шиллингам) или 240 денариям (1 солид = 12 денариев). В нумизматической литературе эта новая весовая норма получила название «Фунт Карла Великого» или «Каролингский фунт». Документов с указанием точного веса каролингского фунта не сохранилось, поэтому его реконструировали на основании взвешивания денариев того периода, что и дало примерный результат в 408 граммов.

Как система мер и весов каролингская система не закрепилась - к началу XX века у фунта существовало не менее 20 разновидностей весовых норм, а вот как денежная система просуществовала в ряде стран до конца XX века. Так, заимствованная у Карла Великого английская, а позже британская денежная система сохранилась почти в неизменном виде вплоть до 1971 года: фунт стерлингов делился на 20 шиллингов и 240 пенсов. Иногда эту систему называют l.s.d., £.s.d. или £sd - по первым буквам в названии соответствующих древнеримских денежных и весовых единиц: libra (либра), solidus (солид), denarius (денарий), которые в империи Карла Великого и соседних государствах стали фунтом (лирой в Италии, ливром во Франции), шиллингом (сольдо в Италии, солем во Франции, суэльдо в Испании) и денарием (пфеннигом в Германии, пенни в Англии, денье во Франции).

Так, именно первая буква в латинском названии монеты - denarius - стала символом пенни и пфеннига. В Англии и англоязычных странах она писалась обычным шрифтом (d), в Германии - готическим курсивом (₰). После 1971 года (года введения в Великобритании десятичной системы денежного счисления; 1 фунт стерлингов = 100 пенсам) новый пенни начали обозначать буквой (p); пфенниг вышел из обращения в 2002 году после замены немецкой марки на евро. Символ шиллинга - латинская буква S, с которой начинается слово solidus; само слово шиллинг (англ. shilling), как правило, сокращается как sh. Наконец, от первой буквы в слове libra происходят символы лиры и фунта стерлингов, представляющие собой написанную курсивом латинскую букву L с одной или двумя горизонтальными чертами.

Современные денежные единицы, производные от Римских имперских

Многие денежные и весовые единицы Римской империи оказали существенное влияние на формирование денежных систем стран Европы, Азии и Африки. Прежде всего это либра, которая сохранила своё значение в качестве базовой единицы веса в Византии и средневековых государствах Европы, а также солид и денарий, в меньшей степени - нуммия, фолис и ауреус.

Либра дала название французскому ливру, итальянской лире, а также современной турецкой лире.

Чеканка денариев в Риме прекратилась с падением империи в V веке, однако очень быстро появились подражания: пфенниг (нем. Pfennig или Pfenning) в Германии, пенни (англ. penny) в Англии, денье (фр. denier) во Франции, пеняз (польск. pieniądz) в Польше и Литве. Современные денежные единицы, чьи названия происходят от древнеримского денария, - это македонский денар, динары алжирский, бахрейнский, иорданский, иракский, кувейтский, ливийский, сербский и тунисский, а также разменный иранский динар, равный 1⁄100 риала.

Хотя солид (лат. solidus - твёрдый, прочный, массивный) считается прежде всего византийской монетой, первый его выпуск был произведён в 309 году н. э. при тогда ещё римском императоре Константине I. Длительное время солиды являлись основной золотой денежной единицей Римской империи, затем Византии, а затем и варварских государств Европы. Во Франции от неё произошло название соль (позже - су), в Италии - сольдо, в Испании - суэльдо. Германизированное название солида - шиллинг. Современные «солиды» - это разменное вьетнамское су (1⁄100 донга), а также шиллинги кенийский, сомалийский, танзанийский и угандийский.

От римских также происходят названия следующих современных разменных денежных единиц:

лума (1⁄100 армянского драма) - через сирийск. от названия византийской монеты «нуммия» (лат. nummus);

филсы (1⁄100 дирхама ОАЭ, 1⁄100 йеменского риала, 1⁄1000 бахрейнского, иорданского, иракского и кувейтского динаров), а также пул (1⁄100 афганского афгани) - от лат. follis (мешочек) через название древнеримской монеты фоллис;

эйре (1⁄100 исландской кроны) и эре (1⁄100 датской, норвежской и шведской крон) - от лат. aurum (золото) через название древнеримской монеты ауреус (лат. aureus).

При этом сегодня для краткого обозначения современных денежных единиц, происходящих от древнеримских, античные символы не используются. В большинстве своём это сокращения современных названий на латинице, кириллице или арабице.

Заключение

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что основы римской монетной системы были сформированы еще при республиканских временах. Ее основными номиналами стали медные асы и серебряные денарии, а также их кратные и фракции. В течение нескольких веков в Риме постоянно проводилась редукция монеты.

На производство монет повлияли как военно- политические события, так и национально религиозные особенности завоеванных Римской империей земель.

Каждый новый император стремился оставить свой след в монетном деле империи, проводя различные денежные реформы и оставляя свое изображение на монетах, что в последствии очень помогло ученным историкам в изучении не только монетного дела, но и истории Римской империи в целом.

Влияние Римской империи на завоеванные земли так же способствовало развитию монетного дела на их территории, образованию там монетных дворов с местным самоуправлением. Об этом свидетельствуют сокращения монетных дворов на монетах Римской империи.

Монетное дело Римской империи является достоверным источником не только развития нумизматики, но и свидетельством исторических фактов в целом.

Монеты данного времени являются для нас не только результатом технического развития монетного дела, но и произведением искусства, фактом, подтверждающим наличие эстетического вкуса правителей Римской империи и отражением влияния на него различных факторов.

На монетах империи отражен так же факт римского политеизма, значимость определенного божества для каждого события и для каждого императора. Также мы видим наличие изображений на монетах заимствованных на завоеванных территориях богов.

Даже после гибели Римской империи символы и номиналы ее монетной системы активно использовались на денежных единицах разных государств, что мы видим на денежных единицах различных стран и нашего времени.

Используемые источники и литература:

1. Абрамзон М.Г /Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи, Москва:РАН, Институт археологии, 1995- 654 с.

2. Азаркович Т. /Исчезнувшие цивилизации. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. М.: Терра, 1997.

3. Брабич В.И. /Путешествие с древней монетой, Ленинград: Аврора, 1970-64с.

4. Булатович С.А. /Античная нумизматика, Одесса: Астропринт,2005-56с.

5. Зограф А.Н /Античные монеты, Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук, 1951- 263 с. (Серия «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуск №16)

6. Казаманова Л.Н. /Введение в античную нумизматику, Москва: Издательство МГУ, 1969-302 с.

7. Лоскутова Е. Е. Ред /Управление и экономика фармации 2-е изд., перераб. и доп: Москва: Академия, 2008-200с.

8. Федоров-Давыдов Г.А. /Монеты – свидетели прошлого. Популярная нумизматика, Москва: Издательство МГУ, 1985-175 с.

9. Шуст Р. /Нумізматика: історія грошового обігу та монетної справи в Україні, Київ: Знання, 2007-371с.

10. Грамм М.И./Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег, Москва: Урал ЛТД, 2000. - 416 с.

11. Зварич В.В./Нумизматический словарь, Москва: Высшая школа,1975 - 330 с.

12. Кривцов В. Д./Энциклопедический словарь для нумизматов: Москва «АВЕРС 7» 2005- 840 с.

13. Штаерман Е. М. /Мифы народов мира. Энциклопедия:Москва, «Советская энциклопедия», 1982-384с.

14. Журнал «Нумизматика и фалеристика» (укр) №4(52) Жовтень-грудень 2009г

15. Античная нумизматика - Дуг Смит.[электронный рессурс] http://www.geocites.com/Athens/Acropolis/6193/index.html 5.

16. Определитель античных монет (Древняя Греция, Рим и Византия). [электронный рессурс] http://www.wildwinds.com

17. Статьи – Материалы по античной нумизматике - Обзор нумизматической литературы [электронный рессурс] (А.Пятыгин)http://coins.msk.ru/articles/10/87 9/9

18. Магазин Коллекционирование › Монеты и банкноты‎ [электронный рессурс] http://www.ozon.ru/context/detail/id/1926147/

19. Каталог античных монет [электронный рессурс] http://www.ancientcoins.ru/?nav=catalogue&cat=2

20. Античная литература. Перевод с литовского Н. К. Малинаускене. Москва, Греко-латинский кабинет® Ю. А. Шичалина, 2003 [электронный рессурс] http://www.portal-slovo.ru

21. Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287-366. Перевод с лат., комментарии и послесловие Б. А. Старостина. [электронный рессурс] http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265

22. Дворецкий И.Х /Латинско-русский словарь, Русский язык-Медиа: 2005,. 200 тыс. слов и словосочетаний. [электронный рессурс] http://slovо.ru/

23. Кравченко А. И./Религия Рима, Культурология. - М.:Академический Проект, 2001; Машкин Н. А. История древнего Рима. - М. ОГИЗ, 1947 [электронный рессурс] http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/

24. Монетное дело средневековья. Виды монет. [электронный рессурс] http://web4sec.org/

25. Словарь нумизмата. Описание, история ммонет, денежных едениц стран мира. [электронный рессурс] http://www.numizm.ru/

26. Статьи – материалы по античной нумизматике- Коллекционирование античных монет. [электронный рессурс] автор-Андрей Пятыгин http://coins.msk.ru/articles/10/85/

27. Очерк о технологии изготовления монет [электронный рессурс] http://www.trajan.ru/howmade.html

28. Пресс-релизы. - Национальный банк Республики Беларусь, 2000-2011. [электронный рессурс] http://www.nbrb.by/News/

29. Архив Пресс-службы Национального банка Украины. - Национальный банк Украины [электронный рессурс] http://web.archive.org/web/20070216024753/http://pr.bank.gov.ua/ukr/

30. Alan Cameron/ Greek Mythography in the Roman World ,Oxford:Times Literary, 2005 -290с.

31. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history, 1998-206с.

32. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history,1991-144с.

33. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London:Scientific history, 1995-208с.

34. Babelon E. / Monograph on the history of coinage of the ancient states, Paris:Ernest Leroux, Editeur, 1907-300с.

35. Sear David R /Roman Coins & Their, ValuesInternational Numismatic organization of Arts,1988-400 с.

36. Warwick W. /Монеты вандалов, остготов и лангобардов, London:Printed by order of the trustees, 1911- 480 с.

37. Mattingly D. / Coins of Rome. From the earliest times to the fall of the Western Empire, London: Collector"s Books, 2005. -576с.

38. Plent Richard J /A Numismatic Journey Through the Bible, Tindal:Rotographic, 2007-200 с.

39. Friedlein G./Die Zahlzeichen und das elementare Rechnen der Griechen und Römer und des Christlichen Abendlandes, Dresden: Erlangen,1995-869с.

40. Hill P./The Monuments of Ancient Rome as Coin Types, London: History,1989- 145 с.

41. Fengler, H. Guiraud GI V.Unger /Dictionary of Coin Collector,Publisher:Transpress,1993-406 с.

42. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae Artemis-Verlag. 1999-206c.

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Римский вексиллум

Римский вексиллум

Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, – полотнище на древке – имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения. К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла – наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III–II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу – знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи – из золота.

Военное знамя римлян

Известно, что император Траян, правивший в 98-117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники.

На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, – орел, в когортах – дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центуриях – значок; в новых легионах – знамя в виде дракона, кроме того – значок; конница имеет вексиллум или дракона.

Император Западной Римской империи Гонорий (IV в.) в военной одежде, с лабарумом в руке

Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок темно-красного сукна, укрепленный на перекладине, прибитой к древку. Отряд, имеющий подобное знамя, также назывался вексиллум. Вексиллумы существовали и в более раннее время, по крайней мере, Юлий Цезарь (в I веке до н. э.) сообщал о «выставлявшемся впереди (войска – Н. С. ) вексиллуме». Ряд историков трактует вексиллум как штандарт полководца, который выносился перед началом боя или поднимался на мачте корабля, служа своеобразным сигналом к бою.

Боевые знаки римских легионов

Спустя много веков, совсем в другом регионе и в другом государстве – в России – термином «знамя» также обозначался военный отряд. Известно сообщение ХVII века, в котором говорится: «В Новгороде осталось… конных сто пятьдесят человек да пять знамен пеших солдат, а под знаменем человек по сто и меньше». Встречается здесь и понятие «поднять стяг» – начать военные действия. Писатель А. К. Толстой, известный своими произведениями на исторические темы, в драме «Царь Борис» приписывает последнему такие слова в адрес турецкого султана: «Поход крестовый я на него Европе предлагаю… Пускай же все подымут общий стяг. На Турцию!».

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Папа римский Слуга слуг Божьих. Титул римских пап со времени Григория Великого (VI в.) Папство представляет собой не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу. Томас Гоббс (1588–1679), английский философ Догмат о непогрешимости папы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Гай (римский юрист) Гай (Gaius) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 2 в., представитель т. н. сабинианской школы (см. Сабин). Сторонник абсолютной власти императора, а также неограниченной частной собственности рабовладельцев. Основное произведение Г. -

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Римский театр Прогулка по насыщенному историей Латинскому кварталу, бывшему когда-то частью римской Лютеции, – это одновременно путешествие к истокам города. В маленьком парке взору предстают остатки Арены Лютеции (Ar?nes de Lut?ce) (112), большого амфитеатра Парижа, где некогда

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**РИМСКИЙ ФОРУМ **Римский форум (Forum Romanum) – это крупнейший из сохранившихся на сегодняшний день ансамбль сооружений Древнего Рима. Местность между холмами Капитолий, Палатин, Квиринал и Виминал, когда-то пустынная и заболоченная, во времена римских царей (VII-VI вв. до н. э.)

Из книги Все о Риме автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Римский огурец Из басни «Лжец» (1812) И. А. Крылова (1769-1844). Некий путешественник рассказывает о виденном, очевидным образом привирая: Вот в Риме, например, я видел огурец: Ах, мой творец! И по сию не вспомнюсь пору! Поверишь ли? ну, право, был он с гору! Сюжет басни И. А. Крылов

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Римский амфитеатр Римский амфитеатр (R?mai Amfite?trum) (32) – интереснейший атрибут античного военного поселения. Его длина составляет 130, а ширина – 107 м. На его трибунах могли разместиться свыше 15 000 зрителей. Как явствует из надписей, он был построен во времена Римской империи,

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

Римский Форум Римский Форум (Foro Romano) – это сердце Древнего Рима, место, где Рим из скопления разрозненных селений становился городом. Долина, расположенная между Палатином, Капитолием и склонами Квиринала и Виминала, постепенно превращалась из рыночной площади в

Из книги автора

Римский Пантеон Римский Пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались отцами (patres).Венера (соответствует древнегреческой богине Афродите) - богиня садов, имя ее употреблялось как

Из книги автора

РИМСКИЙ АМФИТЕАТР Колизей - без сомнения, самое знаменитое сооружение, оставшееся нам в наследство от древнеримской цивилизации. Даже в своем нынешнем состоянии он представляет собой внушительное зрелище. Три яруса каменных скамей, окружающих арену, могли вместить 50 000

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными символами человечества, многие из которых вы наверняка сможете расшифровать и без наших подсказок.

Инь-Ян

Переплетенные в кругу черная и белая «рыбки» – один из наиболее популярных символов. Трактовок его много, но каждая из них по-своему верная. Черная половинка воплощает в себе темное, земное, северное или женское начало, а белая – все противоположное.

Мы знаем этот символ из даосской философии, но на самом деле гармония темного и светлого пришла из буддийской культуры. Инь-Ян стал олицетворением восточных учений и китайской медицины.

Самым распространенным толкованием считается баланс, гармония между женским и мужским началом, добром и злом.

Маген Давид (Звезда Давида)


Хотя сегодня мы воспринимаем этот символ исключительно как еврейский, появился он в Индии примерно в Бронзовом веке. Тогда он означал Анахату - чакру, которая раскрывает все прекрасное и отвечает за любовь.

Кстати, даже сегодня этот символ встречается в разных культурах. Например, в исламе такие же шестиконечные звезды изображены на покрывале, которым накрыта главная святыня в Мекке.

Связывать звезду Давида с евреями стали уже в Средние века, хотя в то время этот символ чаще можно было встретить в арабских трактатах.

Так как этот символ был изображен на фамильном гербе жившего в Иране царя Давида, звезда получила название Маген Давида. Ее использовал и Генрих Гейне, который подписывал таким образом свои статьи. Семейство Ротшильдов также включило этот знак в свой герб. Впоследствии Маген Давид стал символом сионистов.

Кадуцей


Это один из древнейших символов, который использовался еще в ритуальных обрядах древнего Египта. Кстати, его значение трактуется по-разному в зависимости от применения. В Древнем Риме этот знак был символом неприкосновенности, в оккультизме – знаком тайных знаний и ключом к нему. А вот в США в позапрошлом веке кадуцей был распространен как медицинская эмблема.

Но самым распространенным значением кадуцея является его трактовка как символа торговли, богатства и достатка. Факел с вьющимися змеями встречается на эмблеме торговой палаты, таможенной или налоговой службы, судов и даже некоторых городов.
Факел трактуется как ось жизни, а переплетенные змеи символизируют движение, борьбу добра и зла, единение Бога и человека, а также множество других явлений и понятий.

Хризма

Этот символ один из наиболее культовых символов христиан. Известен он как монограмма Христа, то есть хризма – это переплетение двух первых букв его имени. Хотя хризма – один из символов, которые традиционно были изображены на стягах Римской империи.

Есть трактовка, по которой это древний символ солнца в некоторых религиях. Именно поэтому многие христианские течения не признают этот знак.

Ом

Древний сакральный для индуистов символ, который означает божественную триаду. Он олицетворяет Создание, Поддержание и Разрушение, являясь тройственностью Брахмы, Вишну и Шивы.

Мантра «Ом» – это мантра силы, ума и вечности. Это одни из символов, который стал популярным в поп-культуре и кинематографе.

Чаша Гигиеи


Кто не видел этот ставший символом медицины знак? К нам эта эмблема пришла из Древней Греции, где она означала борьбу за здоровье и силу. Впервые врачи ее использовали еще во времена римских завоеваний, а позже этот знак стал общепринятым символом медицины. Хотя эмблема ВОЗ немного отличается – это змея, обвивающая посох. Но мы все равно знаем, что аспид с чашей означает медицинский препарат или учреждение.

Ихтис


Графический силуэт рыбы со вписанной аббревиатурой на греческом языке «Иисус Христос – Сын Божий» использовалась первыми христианами в период гонений. Рыбы – это символ христианства, апостолов и религиозных учений.

Сегодня больше распространена сама аббревиатура, хотя на древних культовых сооружениях можно найти эти скрещенные «полумесяцы».

Роза ветров


Роза ветров – это символ-оберег для моряков. Они считали, что этот знак поможет им вернуться домой и не сбиться с пути. Но в некоторых оккультных учениях есть подобная символика, которая олицетворяет ангельскую суть.

Колесо с 8 спицами


В разных религиях и культовых обрядах этот символ означал разное. Но самым распространенным толкованием является солнце, движение по кругу, судьба, фортуна.

В обиходе прочно закрепилось выражение «Колесо Фортуны». Оно пошло именно от этого символа.

Уроборос


Пожирающий собственный хвост змей олицетворяет цикличность жизни и смерти. Но с приходом христианства, где змей является олицетворением зла, уроборос стал символом борьбы добра и зла.

Серп и молот


Относительно «молодой» символ, который пришел в мир с коммунистическим движением. Придуман он был в 1918 году и означал крестьянство (серп) и рабочий класс (молот). Сегодня воспринимается как символ коммунизма.

Геральдическая лилия

Знак королевской власти. Особенно широко был распространен во Франции, хотя изначально цветок трактовался как символ чистоты и невинности. В эпоху Возрождения этот знак символизировал милосердие и сострадание. Многие считают, что геральдическая лилия является стилизованным цветком ириса.

Полумесяц


Изначально полумесяц был олицетворение ночного божества. На некоторых изображениях из Древнего Египта мы можем увидеть на богах головные уборы с полумесяцем. Но сегодня это наиболее устоявшийся символ ислама. Полумесяц встречается и в христианстве, там он символизирует Деву Марию и Рай.

Двуглавый орел


В Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. В период становления первых государств двуглавый орел стал одним из наиболее распространенных символов империй. Популярность символ приобрел как герб Римской империи, династии Палеологов (Византия) и Золотой Орды. Сегодня его часто можно встретить в гербах многих государств.

Пентакль

С древних времен это символ защиты. Появился задолго до возникновения мировых религий. Но каждая из них нашла свое трактование пентаграммы. Например, в христианстве это символ пяти ран на теле Христа. Но больше знак известен как печать Соломона.

Пентаграмма встречается в разных значениях. Она используется и как оккультный символ, и как религиозный. Перевернутая пентаграмма трактуется как символ зла.

Свастика


Сегодня этот символ ассоциируется со злом и фашизмом, полностью утратив свое первоначальное значение. Более того, в некоторых странах эта символика запрещена законом.

Но история свастики начинается еще 10 тысяч лет назад. Изначально она трактовалась как пожелание удачи и благополучия. В доколумбовой Америке свастика означала солнце, жизнь, движение.

Всевидящее око


Знак истины, учения и покровительства. Встречается в Древнем Египте и в современном мире. Например, его можно увидеть на банкнотах валюты США. Обычно используется в паре с символом треугольника или пирамиды. Знак встречается как в религиозных и оккультных течениях, так и в символике масонов.

Крест


Изначально крест символизировал жизнь и солнце. Использовался он жрецами Древнего Египта, Индии и других древних цивилизаций.

С приходом христианства крест несколько изменил свое значение, став символом смерти и воскрешения. Сегодня это самый распространенный знак христианства.

Пацифик


Один из самых распространенных символов, который придумали как эмблему движения за ядерное разоружение. Но постепенно его первоначальный смысл трансформировался во всеобщее примирение и отказ от применения военной силы. Сейчас этот знак является международным символом мира.

Олимпийские кольца


Самая известная спортивная символика. Имеет несколько трактовок: пять колец – пять континентов, пять колец как пять навыков, которыми должен владеть каждый участник соревнований. Есть и другое значение, в котором пять цветов означают пять стихий, окружающих человека.

Циркуль и наугольник


Символ, который всегда приписывался лишь масонской ложе. А вот трактовка его довольно разнообразная. Циркуль означает небо, а угольник землю, символизируя единение духовного и земного. Часто в полученном ромбе изображают букву G, которая трактуется как душа человека.

Смайл


Самый популярный интернет-символ, который имеет лишь одно значение – have a happy day. Изначально смайл был эмблемой рекламной кампании, но очень скоро знак присоединился к любому посланию, которому хотят придать доброжелательности.

Знак доллара

Этот знак обозначает не только американскую валюту, но и любую другую, которая имеет название «доллар». А вот происхождение этого символа осталось загадкой. Есть трактовка, что доллар – это сокращение от валюты песо, ведь изначально на континенте главенствовали испанцы. По еще одной версии это графическое обозначение пути и геркулесовых столбов.

Знаки Марса и Венеры


Этот символ появился во времена Античности. Круг с полоской вниз означает Венеру, которая любуется своей красотой в зеркале. А круг со стрелкой вверх означает силу и мужество воинственного Марса.

Что еще почитать