Сообщение на тему карибский кризис кратко. Карибский кризис. Развязка драматичных событий на пороге Третьей мировой — Российская газета. Политические причины кризиса

Президент США Джон Кеннеди с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко в Овальном кабинете Белого дома.
Фото из Библиотеки и музея имени президента Джона Ф.Кеннеди в Бостоне. 1962

14 октября исполнилось 50 лет со дня начала продолжавшегося 13 дней Карибского кризиса, который в США называют Кубинским ракетным кризисом, а на Кубе – Октябрьским кризисом. В этот период противостояние атомных гигантов – СССР и США – достигло предельной точки холодной войны. Мир вполне реально посмотрел в глаза грядущей ядерной катастрофы. Происходившие тогда события многократно исследовались западными и российскими учеными. Национальный архив по безопасности (NSA), находящийся в Вашингтоне, недавно опубликовал более четырех десятков совершенно секретных документов, показывающих, что Белый дом весьма серьезно готовился напасть на Кубу.

ВОПРОСА

Возникновение кризиса в отношениях США и CCCP советским правительством объяснялось как ответ США на размещение на территории Турции американских баллистических ракет средней дальности PGM-19 Юпитер. В 1961 году 15 таких одноступенчатых жидкостных ракет было установлено на пяти стартовых установках вокруг города Измир. Их обслуживание осуществляли турецкие специалисты, но ядерные боеголовки контролировались и снаряжались военнослужащими США. БРСД могли поражать цели, находящиеся на удалении до 2,5 тыс. км, а мощность их ядерного заряда составляла почти полторы мегатонны.

Развертывание ракетных установок США в Турции вызвало беспредельное негодование в рядах советских руководителей. Американские ракеты были высокомобильным тех времен, а их предстартовая подготовка занимала всего лишь 15 минут. Кроме того, подлетное время этих БРСД составляло менее 10 минут и США получали возможность нанесения внезапного и крайне разрушительного удара по западной части СССР, включая Москву и основные промышленные центры. Поэтому лидеры Советского Союза приняли решение дать адекватный ответ Америке и тайно установить на Кубе свои ядерные ракеты, которые были бы способны поражать стратегические объекты практически на всей территории США.

Бывший в то время Председателем Совета Министров СССР и Первым секретарем ЦК КПСС Никита Хрущев официально выразил свое категорическое возмущение фактом установки американских БРСД в Турции. Позднее в своих мемуарах он писал, что отправка ядерных ракет и стратегических бомбардировщиков Ил-28 на Кубу была первым случаем, когда советские носители ядерного оружия покинули территорию СССР.

Вспоминая те времена, Хрущев отмечал, что в первый раз идея размещения ядерных ракет на Кубе пришла к нему в 1962 году во время посещения Болгарии. Один из членов делегации, которую Хрущев возглавлял, указал ему на Черное море и сказал, что в Турции находятся американские ракеты с ядерными боеголовками, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР.

Никита Сергеевич, бывший крайне эмоциональным и не в меру категоричным человеком, очень резко отреагировал на турецкую акцию Белого дома. Сразу после возвращения из Болгарии, 20 мая, он встретился с министром иностранных дел Андреем Громыко, министром обороны Родионом Малиновским и Анастасом Микояном, который был доверенным лицом Хрущева и по его поручениям занимался внешнеполитической деятельностью. Глава правительства предложил своим коллегам удовлетворить постоянные просьбы Фиделя Кастро об увеличении численности воинских контингентов СССР на Кубе и развернуть там ядерные ракеты. На следующий день Совет обороны большинством голосов поддержал предложение Хрущева. Правда, не все его члены были согласны с этим решением. Наиболее категорично против этой акции выступал Микоян.

Военное и внешнеполитическое ведомства получили задание обеспечить тайную доставку воинских контингентов, ядерных ракет и других вооружений на Остров свободы, который с 1959 года находился в экономической блокаде со стороны США.

В последних числах мая советская делегация, в которую входили политики, военные и дипломаты, встретились с Фиделем и Раулем Кастро. Последний возглавлял Революционные вооруженные силы Республики Куба. Представители СССР предложили ввести в страну советские войска. Это предложение, как отмечали участники переговоров, оказалось совершенно неожиданным для кубинского лидера и даже вызвало у него некоторую растерянность. Однако членам делегации удалось убедить Фиделя в большой вероятности и крайней опасности американской агрессии. На следующий день Кастро согласился с планом Никиты Хрущева.

Все детали предстоящей операции по переброске войск и техники были уточнены в ходе визита Рауля Кастро, посетившего Москву в конце июня 1962 года. В ходе этого визита Рауль Кастро и министр обороны СССР Родион Малиновский подписали проект секретного «Договора между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Куба». Этот документ был составлен специалистами Главного оперативного управления ГШ МО СССР. Фидель Кастро внес некоторые поправки в этот документ, суть которых советскому лидеру изложил посетивший Москву Эрнесто Че Гевара. 27 августа Хрущев одобрил предложения Кастро. В окончательном тексте договора отмечалось, что СССР «для усиления ее обороноспособности» в случае возникновения опасности агрессии внешних сил направит на Кубу свои ВС, что будет обеспечивать поддержание мира во всем мире». В случае военных действий против Кубы или нападения на советские ВС, дислоцирующиеся на территории острова, правительства союзных стран, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии».

ВВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК

Военное сотрудничество Москвы и Гаваны началось весной 1960 года. В начале марта в гаванском порту был взорван французский теплоход «Ле Кувр», который доставил на Кубу боеприпасы, приобретенные в Бельгии. С тех пор США, лидирующие в западном мире, заблокировали все возможности кубинского правительства закупать вооружения за рубежом. Практически сразу после этого взрыва пленумом Президиума ЦК КПСС был решен вопрос об оказании военной помощи Кубе. В июле 1960 года в ходе визита в Москву военного министра Кубы Рауля Кастро было подписано совместное коммюнике. В этом документе были сформулированы долгосрочные обязательства Москвы перед Гаваной. Коммюнике носило открытый характер. Только в течение июля того года советское руководство дважды предупреждало Белый дом о готовности оказывать Кубе необходимую военную помощь, включая непосредственное военное участие в обороне страны.

Поставки советской военной техники осуществлялись из резервов, хранившихся на складах ВС со времен Второй мировой войны. Гавана получила около трех десятков танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

После событий в заливе Свиней и провала утвержденного 4 апреля 1961 года окончательного варианта плана проведения «Операции Запата», в результате которой силами так называемой «бригады 2506», состоящей из специально обученных и вооруженных кубинских эмигрантов, должно было быть свергнуто правительство Фиделя Кастро, правительство СССР приняло постановление о расширении военной помощи Кубе. Было решено поставлять на остров ВВТ на льготных условиях. 4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены соответствующие соглашения. Общая стоимость поставляемых вооружений составляла 150 млн. долл. При этом Куба должна была выплатить СССР только 67,5 млн. долл. К концу марта 1962 года ВС Кубы получили 400 танков, 40 истребителей МиГ-15 и МиГ-19, несколько радиолокационных станций и некоторые другие виды военного имущества. Обслуживанию и эксплуатации советской военной техники кубинских военных обучали советские инструкторы как в местах развертывания на острове, так и в центрах подготовки, в училищах и академиях ВС СССР.

Группа советских войск, предназначенная для развертывания на Кубе (ГСВК), была сформирована уже к 20 июня 1962 года. Общее руководство разработкой плана доставки и размещения советского воинского контингента на Кубе осуществлял заместитель министра обороны СССР маршал Иван Баграмян. Непосредственно составляли план заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Семен Иванов и начальник оперативного управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР генерал-лейтенант Анатолий Грибков.

Предстоящая операция, о которой знал крайне ограниченный круг лиц, проводилась под строжайшим секретом. Чтобы ввести в заблуждение руководство США и составить у него представление о том, что это просто стратегические учения и некоторая гражданская акция в северной части СССР, операции было дано название «Анадырь».

В ГСВК должна была войти дивизия стратегических ракет (16 пусковых установок и 24 ракеты Р-14) и два ракетных полка, имеющих на вооружении 24 пусковые установки и 36 ракет Р-12. Этим силам придавались ремонтно-технические базы, а также части и подразделения обеспечения и обслуживания. Мощность ядерных зарядов, которые могли быть доставлены к поражаемым целям в ходе первого пуска, составляла 70 Мт. Для прикрытия ракетных сил планировалось использовать четыре мотострелковых полка.

Кроме того, на Кубе должна была быть развернута дивизия противоракетной обороны, в состав которой входило 12 пусковых установок со 144 зенитными ракетами С-75, и зенитно-артиллерийская дивизия ПВО. Кроме того, в состав этой группировки входил полк фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.

ВВС ГСВК включали отдельную авиационную эскадрилью, отдельный вертолетный полк и два полка тактических крылатых ракет, способных нести ядерные заряды. На вооружении этих полков стояло 16 пусковых установок, 12 из которых предназначались для еще не принятых на вооружение ракет «Луна», и 42 легких бомбардировщика Ил-28.

В военно-морскую составляющую группы планировалось включить дивизию кораблей и бригаду из 11 подводных лодок, 2 плавбазы, 2 крейсера, 2 ракетных и 2 артиллерийских эсминца, бригаду из 12 ракетных катеров, отдельный подвижной береговой ракетный полк, вооруженный ракетными комплексами «Сопка», минно-торпедный авиационный полк, состоящий из 33 самолетов Ил-28, и отряд из 5 судов обеспечения.

В состав ГСВК должны были включить полевой хлебозавод, 3 госпиталя на 1800 человек, санитарно-противоэпидемический отряд, роту обслуживания перевалочной базы и 7 складов военного имущества.

Советское руководство планировало также развернуть в кубинских гаванях 5-й флот ВМФ СССР, состоявший из 26 надводных кораблей, 7 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетам, несущими боеголовки мощностью 1 Мт, 4 дизельные торпедные подводные лодки и 2 плавбазы. Перебазирование подводных лодок на Кубу должно было проходить в рамках отдельной операции под кодовым наименованием «Кама».

Доставка войск на Кубу осуществлялась судами Министерства морского флота СССР. Общая численность передислоцируемой группы войск составляла почти 51 тыс. человек личного состава и до 3 тыс. человек гражданского персонала. В целом должны были перевезти более 230 тыс. тонн военной техники и других материальных средств. По предварительным оценкам советских экспертов, перевозка ракет, для которой требовалось не менее 70 грузовых судов, должна была занять около четырех месяцев. Однако реально в июле–октябре 1961 года для осуществления операции «Анадырь» было использовано 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно. Позднее Анастас Микоян утверждал, что «только на транспорт мы израсходовали 20 миллионов долларов».

Однако Советскому Союзу не удалось до конца реализовать свои замыслы по созданию ГСВК, хотя к 14 октября 1962 года на Кубу доставили 40 ядерных ракет и большую часть оборудования. Узнав о столь масштабной переброске советских войск и техники к границам США, Белый дом объявил о «карантине» Кубы, то есть о введении военно-морской блокады. Советское правительство было вынуждено прекратить выполнение операции «Анадырь». Была приостановлена и передислокация надводных кораблей и подводных лодок к берегам Острова свободы. В конечном итоге все эти действия советского правительства и привели к возникновению Карибского кризиса. Мир в течение 13 дней стоял на грани третьей мировой войны.


Патрульный самолет «Нептун» ВМС США пытается обнаружить на борту советского сухогруза контейнеры с бомбардировщиками Ил-28.
Фото из книги Dictionary of American Naval Aviation Squadrons, Volume 2. 1962

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

14 октября 1962 года американский самолет-разведчик U-2, совершая очередной полет над Кубой, в окрестностях деревни Сан-Кристобаль сфотографировал развернутые позиции БРСД Р-12. Эти фотографии легли на стол Джона Кеннеди, вызвали резкую реакцию президента и дали толчок Карибскому кризису. Кеннеди практически сразу после получения разведывательных данных провел с группой своих советников закрытое совещание по возникшей проблеме. 22 октября эта группа правительственных чиновников, в которую кроме президента входили члены Совета национальной безопасности США, некоторые советники и эксперты, в соответствии с изданным Кеннеди Меморандумом о мероприятиях по национальной безопасности № 196 получила официальный статус и стала называться «Исполнительный комитет» (EXCOMM).

Через некоторое время члены комитета предложили президенту точечными ударами уничтожить советские ракеты. Другой вариант возможных действий сводился к проведению полномасштабной военной операции на территории Кубы. В качестве последней реакции США на действия СССР предлагалось заблокировать морские подходы к Кубе.

Ряд заседаний исполкома проводился в режиме строгой секретности. Но 22 октября Кеннеди выступил с открытым обращением к американскому народу и объявил, что Советский Союз завез на Кубу «наступательное оружие». После этого была введена военно-морская блокада острова.

Как следует из недавно опубликованных Национальным архивом по безопасности совершенно секретных документов того периода и из заявлений близких к президенту чиновников, Кеннеди был категорически против вторжения на Кубу, поскольку представлял себе тяжелые последствия этой войны для всего человечества. Кроме того, он был крайне озабочен тем, что ядерная война может начаться и в Европе, где у Америки были большие запасы ядерного оружия. В то же время генералы Пентагона весьма активно готовились к войне с Кубой и разрабатывали соответствующие оперативные планы. Против военного исхода событий выступал и Кремль.

Президент дал указание Пентагону оценить возможные потери Америки в случае начала войны с Кубой. 2 ноября 1962 года в докладной записке под грифом «совершенно секретно» председатель ОКНШ армейский четырехзвездный генерал Максвелл Тейлор, достаточно активно выступавший за военное решение кубинской проблемы, в докладной записке написал президенту, что даже если вторжение будет происходить без нанесения ядерных ударов, то в первые 10 дней боевых действий потери ВС США могут, по опыту проведения аналогичных операций, составить 18,5 тыс. человек. Он также отметил, что провести подобные оценки, не имея данных о боевом использовании ядерного оружия, практически невозможно. Генерал подчеркнул, что в случае внезапного ядерного удара с кубинской стороны потери будут огромны, но заверил президента, что ответный удар будет нанесен незамедлительно.

В связи с обострением межгосударственных отношений Кеннеди и Хрущев стали ежедневно отправлять друг другу письма, в которых предлагались различные компромиссные пути выхода из кризиса. 26 октября Советское правительство сделало официальное заявление. Москва предложила Вашингтону отказаться от нападения на Кубу и удержать своих союзников от подобных действий. Советское правительство также заявило, что если США прекратят военно-морскую блокаду Кубы, то ситуация вокруг острова кардинально изменится. Правительство СССР выразило готовность дать гарантии Америке, что прекратят поставки Кубе любых вооружений и отзовет из страны советских военных специалистов. Это предложение нашло положительный отклик в Вашингтоне. Но еще до получения официального ответа из Белого дома Кремль выдвинул новые условия. Советский Союз предложил США в ответ на ликвидацию своих ракетных баз на Кубе вывести из Турции ракеты «Юпитер».

К 27 октября напряженность отношений Москвы и Вашингтона достигла высшей точки. Никита Хрущев получил сообщение о сбитом самолете-разведчике U-2 и письмо Фиделя Кастро о том, что американское вторжение на Кубу может начаться в ближайшие несколько суток. Все это крайне обеспокоило советского лидера, поскольку события неуклонно развивались в направлении войны. Однако на следующий день, когда Белый дом официально согласился с большей частью предложений Кремля, Советский Союз официально объявил о своей готовности убрать ядерное оружие с Кубы. Таким образом, Карибский кризис пришел к завершению.

Необходимо отметить, что и США, и СССР в ходе обсуждения своих позиций использовали неофициальные каналы и задействовали для передачи своих предложений разведчиков, журналистов и просто хорошо знавших друг друга и близких к высокопоставленным политикам советских и американских специалистов.

Кеннеди пытался разрешить кризис путем установления неофициальных контактов с генеральным секретарем ООН У Таном, которому вечером 27 октября один из его эмиссаров в Нью-Йорке передал совершенно секретное послание с предложением оказать давление на Хрущева. Президент пытался привлечь и Бразилию, у которой были хорошие отношения с кубинским лидером, к разрешению возникшей кризисной ситуации путем проведения переговоров непосредственно с Фиделем Кастро без участия советской стороны. Америка хотела предложить Кастро отказаться от советских ракет. За это ему гарантировалось установление добрососедских отношений с США и другими западными странами. Но это начинание президента потеряло смысл, поскольку бразильский эмиссар генерал Альбино Сильва, который был уполномочен довести до Кастро предложения Вашингтона, прибыл в Гавану 29 октября, то есть через день после решения СССР убрать свои ракеты с Кубы.

28 октября 1962 года министр обороны СССР издал директиву о демонтаже стартовых позиций ракет и переводе в Советский Союз личного состава. В течение месяца все ракеты и бомбардировщики Ил-28 были вывезены с Кубы. На Кубе остался небольшой контингент офицеров, сержантов и солдат РВСН и некоторых вспомогательных подразделений. Затем было принято решение о передаче кубинской армии завезенного вооружения и военной техники СВ, ПВО, ВМФ и ВВС. В течение 10 месяцев ВС Кубы были переданы самолеты МиГ-21, МиГ-15ути, Як-12 и Ан-2; вертолеты Ми-4; ракетные катера типа «Комар» и ряд других вооружений.

ОЦЕНКИ ЗАОКЕАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Последние оценки этого кризиса прозвучали в работе, ставшей доступной для широкой общественности, ведущего специалиста по ядерному оружию США Федерации американских ученых (Federation of American Scientists – FAS) Роберта Норриса и директора программы ядерной информации FAS Ханса Кристенсена.

Ученые отмечают, что в десятках тысяч страниц, посвященных анализу этих событий, рассматриваются только некоторые виды оружия и не оценивается весь военный потенциал противостоящих сторон. По их мнению, кризис был значительно опаснее, чем считают многие специалисты. Это обусловлено тем, что в ходе этих событий военные действия могли начаться по чьей-то ошибке, просчету или неправильному истолкованию указаний руководства. Они утверждают, что к моменту военно-морской блокады Кубы, которая началась 24 октября 1962 года, на остров уже было доставлено 158 советских ядерных боеголовок пяти типов. Американская разведка не имела об этом ни малейшего представления.

Роберт Макнамара, бывший в период кризиса министром обороны США и принимавший самое активное участие в его урегулировании, в 1997 году в письме генералу Анатолию Грибкову, который представлял в это время в США МО СССР, написал: «США полагали, что СССР никогда не вывозил и не будет вывозить ядерные боеголовки со своей территории. В 1989 году мы узнали, что это не так. В то время ЦРУ утверждало, что ядерного оружия на Кубе нет... ЦРУ сообщало, что на острове 10 тысяч советских военных, на Московской конференции мы узнали, что их там 43 тысячи... Только в 1992 году мы узнали, что на острове были и тактические боеголовки».

По оценкам ученых, из всех этих боеголовок можно было использовать только 95–100 единиц, поскольку только часть ракет Р-14 была доставлена на Кубу, а из всех привезенных БРСД Р-12 в боевой готовности находилось только 6–8 ракет. Несколько бомбардировщиков Ил-28 находились в состоянии сборки, а остальные были упакованы в контейнерах. Наибольшую опасность для ВС США представляли два полка крылатых ракет ФРК-1 «Метеор», которые были оснащены 80 ядерными боеголовками и могли нанести удар по военно-морской базе ВМС США в Гуантанамо и по штурмовому десанту.

Как утверждают специалисты, до сих пор остается неизвестным, редактировал ли ОКНШ свои ядерные планы в связи с предполагаемым вторжением на Кубу, хотя существуют данные, что этот вопрос рассматривался генералами. Но 31 октября они приняли решение не использовать ядерное оружие в этой операции. Неясным остается вопрос и о том, имел ли полномочия командующий ГСВК генерал Исса Плиев по своему усмотрению принимать решение об использовании ракет «Луна» и ФРК-1 в ядерном снаряжении. Все это, по мнению ученых, требует дальнейшего исследования.

В период кризиса силы стратегического назначения США обладали значительно большей мощью и были более надежны, чем их контрагенты в СССР. Америка располагала 3,5 тыс. единиц ядерного оружия, общей мощностью 6,3 тыс. Мт, 1479 бомбардировщиками и 182 баллистическими ракетами.

Только 42 советских МБР, стоявших на вооружении, могли достичь территории США. Советский Союз располагал 150 бомбардировщиками дальнего радиуса действия, способными нести ядерное оружие. Однако, чтобы достичь цели, им пришлось бы преодолеть американо-канадскую систему ПВО, которая была достаточно эффективна. В начале 90-х годов генерал армии Анатолий Грибков заявил, что Хрущев и его военные советники знали, что по ядерной мощи США превосходили СССР в 17 раз.

Как отмечают американские эксперты, Кубинский ракетный кризис разворачивался на самом раннем этапе гонки ядерных вооружений, когда каждая из противоборствующих сторон была относительно незрела в ядерном отношении. Ядерные силы США строились по принципу создания барьера устрашения на пути главного противника – СССР. Безопасность самой Америки тогда стояла на втором месте. Но именно Кубинский ракетный кризис дал толчок процессу последующих переговоров о ядерном разоружении.

Уже не раз ставило планету на край гибели. Ближе всего к концу света мир стоял осенью 1962 года. Внимание международного сообщества в октябре оказалось прикованным к событиям, разворачивающимся в Карибском бассейне. Противостояние двух сверхдержав стало вершиной гонки вооружений и высшей точкой напряжения в Холодной войне.

Сегодня Кубинский кризис, как именуют его в Соединенных Штатах, оценивается по-разному. Одни считают операцию «Анадырь» блестящей работой советских спецслужб и организации военных поставок, а также рискованным, но грамотным политическим ходом, другие клеймят Хрущева за недальновидность. Утверждать, что Никита Сергеевич предвидел абсолютно все последствия решения о размещении ядерных боеголовок на Острове свободы, не верно. Хитрый и опытный политический деятель наверняка понимал, что реакция со стороны США будет решительной.

«Николаев» в порту Касильда. На причале видна тень от RF-101 «Вуду», самолёта-разведчика, сделавшего снимок

Рассматривать действия советского военного руководства на Кубе следует, учитывая предысторию развития кризиса. В 1959 году на острове, наконец, победила революция, и во главе государства встал Фидель Кастро. Особой поддержки от СССР в этот период Куба не получала, так как не рассматривалась в качестве стабильного участника социалистического лагеря. Однако уже в 1960-х годах, после введения экономической блокады со стороны Штатов, в Кубу начинаются поставки советской нефти. Кроме того, Советы становятся основным внешнеторговым партнером молодого коммунистического государства. В страну потянулись тысячи специалистов в области сельского хозяйства и промышленности, начались крупные капиталовложения.

Интересы Союза на острове были продиктованы далеко не идеологическими убеждениями. Дело в том, что в 1960 году США удалось разместить на территории Турции свои ядерные ракеты средней дальности полета, что вызвало в Москве крайнее возмущение. Удачная стратегическая позиция позволяла американцам контролировать огромные советские территории, включая столицу, причем скорость запуска и достижения цели у данного вооружения была минимальная.

Куба располагалась в непосредственной близости к границам США, поэтому размещение системы наступательного вооружения с ядерным зарядом могло в какой-то мере компенсировать создавшийся перевес в противостоянии. Идея размещения на территории острова пусковых установок с ядерными ракетами принадлежала непосредственно Никите Сергеевичу, и была высказана им 20 мая 1962 года Микояну, Малиновскому и Громыко. После идея была поддержана и получила свое развитие.

Интерес в размещении на своей территории советских военных баз со стороны Кубы был очевиден. С момента утверждения в качестве политического лидера и главы государства, Фидель Кастро стал постоянной мишенью для различного рода американских провокаций. Его пытались устранить, причем США открыто готовило военное вторжение на Кубу. Свидетельством чего являлась пусть и неудачная попытка высадки десанта в Заливе Свиней. Увеличение советского контингента и наращивание вооружения на острове давало надежду на сохранение режима и суверенитета государства.

Никита Хрущёв и Джон Кеннеди

Заручившись согласием Кастро, Москва развернула широкую секретную операцию по переброске ядерного вооружения. Ракеты и комплектующие для их установки и приведения в боеготовность доставлялись на остров под видом торговых грузов, выгрузку осуществляли лишь ночью. В трюмах судов на Кубу выехали около сорока тысяч военных, переодетых в штатское, которым строго запрещалось изъясняться на русском языке. За время путешествия солдаты не могли выходить на открытый воздух, так как командование всерьез опасалось быть разоблаченными раньше намеченного срока. Руководство операцией возложили на маршала Ованеса Хачатуряновича Баграмяна.

Первые ракеты советские корабли выгрузили в Гаване 8 сентября, вторая партия прибыла 16 числа того же месяца. Капитаны транспортных судов не знали о характере груза и месте его назначения, перед отправкой им вручались конверты, открыть которые они могли лишь в открытом море. Текст приказа указывал на необходимость следования к берегам Кубы и уклонении от встреч с кораблями НАТО. Основная часть ракет была размещена в западной части острова, там же сосредотачивалась подавляющая часть военного контингента и специалистов. Часть ракет планировалось установить в центре, и несколько на Востоке. К 14 октября на остров доставили сорок ракет средней дальности с ядерным зарядом и приступили к их установке.

За действиями СССР на Кубе настороженно следили из Вашингтона. Молодой американский президент Джон Кеннеди ежедневно собирал экском –исполнительный комитет национальной безопасности. Вплоть до 5 сентября США направляла самолеты-разведчики U-2, но данных о наличии ядерного вооружения они не приносили. Скрывать, однако, далее намерения СССР, становилось все труднее. Длина ракеты вместе с тягачом составляла около тридцати метров, поэтому их выгрузка и транспортировка оказалась замеченной местными жителями, среди которых было немало американских агентов. Тем не менее, одних предположений американцам казалось не достаточно, лишь фотографии, сделанные 14 октября пилотом Lockheed U-2 Хайзером не оставили сомнения в том, что Куба стала одной из стратегических советских баз, оснащенных ядерными ракетами.

Кеннеди считал советское руководство не способным на столь решительные действия, поэтому снимки стали в какой-то мере неожиданностью. С 16 октября самолеты-разведчики начинают летать над островом до шести раз за день. Комитет выдвинул два основных предложения: начать военные действия, либо организовать военно-морскую блокаду Кубы. К идее вторжения Кеннеди сразу отнесся критично, так как понимал, что подобное может спровоцировать начало Третьей мировой. Брать на себя ответственность за последствия такого решения президент не мог, поэтому американские силы были направлены на блокаду.

Первое изображение советских ракет на Кубе, полученное американцами. 14 октября 1962

Разведывательная деятельность американцев в данном инциденте показала себя с худшей стороны. Сведения, представленные спецслужбами президенту, оказались далеки от истины. Например, количество военного контингента СССР, по их информации, на Кубе составляло не более десяти тысяч человек, в то время как реальная численность давно превышала сорок тысяч. Не знали американцы и о том, что на острове имеются не только ядерные ракеты средней дальности, но и атомное оружие ближнего спектра действия. Бомбардировка, которую так настойчиво предлагали американские военные, уже проведена быть не могла, так как четыре пусковые установки были готовы к 19 октября. В радиус их досягаемости входил и Вашингтон. Высадка десанта также грозила катастрофическими последствиями, так как советские военные были готовы пустить в ход комплекс под названием «Луна».

Напряженная обстановка продолжала накаляться, так как ни одна из сторон не желала идти на уступки. Для США размещение ракет на Кубе являлось вопросом безопасности, но и СССР находился под прицелом американского ракетного комплекса в Турции. Кубинцы требовали открыть огонь по самолетам-разведчикам, но вынуждены были подчиняться решениям СССР.

22 октября последовало публичное заявление Кеннеди в адрес американцев о том, что на Кубе действительно устанавливается наступательное оружие против США, и правительство будет рассматривать любой акт агрессии как начало войны. Это означало, что мир находится на грани уничтожения. Международное сообщество поддержало американскую блокаду, во многом благодаря тому, что советское руководство длительное время скрывало истинное значение своих действий. Однако Хрущев законной ее не признал и заявил, что огонь будет открыт по любому из судов, проявивших агрессию к советскому морскому транспорту. Большую часть кораблей СССР все же обязал вернуться на родину, но пять из них уже подходили к месту назначения в сопровождении четырех дизельных субмарин. Подводные лодки несли на своем борту вооружение, способное уничтожить большую часть американского флота в данном регионе, но США об этом не были информированы.

24 октября один из кораблей «Александровск» пристал к берегу, но в адрес Хрущева была отправлена телеграмма с призывом о благоразумии. На следующий день после скандального разоблачения на заседании ООН, в США был впервые за всю отдан приказ о боевой готовности 2. Любое неосторожное действие могло вызвать начало войны – мир замер в ожидании. Утром Хрущев направил примирительное письмо, в котором предлагал демонтировать ракеты в обмен на обещание США отказаться от вторжения на Кубу. Обстановка несколько разрядилась, и Кеннеди принял решение отложить начало военных действий.

Кризис вновь обострился 27 октября, когда советским руководством было выдвинуто дополнительное требование о демонтаже американских ракет в Турции. Кеннеди и его окружение предположили, что в СССР произошел военный переворот, в результате которого Хрущев был смещен. В это время над Кубой был сбит американский самолет-разведчик. Некоторые считают, что это являлось провокацией со стороны команданте, выступавшего за категорический отказ в выводе вооружения с острова, однако большинство именует трагедию самовольными действиями советских командиров. 27 октября мир ближе всего за всю свою историю стоял на грани самоуничтожения.

Утром 28 октября в Кремль поступило обращение из США, в котором предлагалось решить конфликт мирным путем, причем условиями разрешения стало первое предложение Хрущева. По неподтвержденным данным устно была обещана и ликвидация ракетного комплекса в Турции. Всего за 3 недели СССР провел демонтаж ядерных установок, а 20 ноября блокада острова была снята. Несколько месяцев спустя американцы демонтировали ракеты в Турции.

Радиус покрытия ракет, дислоцированных на Кубе: Р-14 - большой радиус, Р-12 - средний радиус

Самый опасный момент человеческой истории пришелся на двадцатый век, но стал он также и завершением периода гонки вооружений. Две сверхдержавы вынуждены были научиться искать компромисс. Современные политики нередко пытаются расценить результат Кубинского кризиса как поражение или победу Союза. С точки зрения автора настоящей статья сделать однозначный вывод в данном случае нельзя. Да, Хрущев смог добиться ликвидации американской базы в Турции, но риск оказался слишком велик. Благоразумие Кеннеди, находившегося под сильнейшим давлением Пентагона, требовавшего развязать войну, заранее не просчитывалось. Попытки сохранения ракетной базы на Кубе могли стать трагическими не только для кубинцев, американцев и советских людей, но и уничтожить все человечество.

Новости Америка под прицелом. 18 мая 1962 года Совет Обороны СССР обсудил вопрос о размещении ядерного оружия на острове Куба. Как СССР разместил и убрал ядерные ракеты с Кубы Кубинская революция, победившая в новый, 1959 год, первоначально представлялась как один из многочисленных латиноамериканских государственных переворотов. Потом возникла легенда о том, что свободолюбивые «барбудос » – бородачи Фиделя Кастро – восстали против коррумпированного проамериканского режима Фульхенсио Батисты. Между тем серьезные историки давно подняли документы, подтверждающие тот факт, что американцы отнюдь не стояли на стороне Батисты. Американский посол на Кубе Эрл Виланд, отправившийся на Кубу в 1957 году, получил четкие инструкции: «Направляешься на Кубу, чтобы контролировать падение Батисты. Принято решение, что он должен уйти». В эти годы и американский госдепартамент, и ЦРУ были настроены прокастровски. Фидель им представлялся меньшим злом, нежели непопулярный Батиста. Инициатива Как бы то ни было, но при явном американском попустительстве Кастро сверг Батисту. И приступил к укреплению личной власти, уничтожая своих попутчиков и сторонников. Недовольство США было несомненным. Получалось, что они содействовали приходу к власти человека, который был ими неуправляем. В условиях двухполярного мира, поняв, что Америка им недовольна, Кастро стал искать дружбы с СССР. Также годы спустя один из ветеранов советской разведки признавался, что, находясь в Мексике, установил в 50-е годы контакты с молодым Фиделем Кастро, который жил там в эмиграции. Загадка Кастро проста: он искал контакты со всеми, кто мог бы ему помочь прийти к власти. При этом сам Кастро, безусловно, имел «сверхидею »: освободить Кубу и сделать ее независимой от всех. И ему было неважно, какие идеи придется при этом исповедовать: марксистсколенинские, маоистские, националисти ческие – какие угодно. Советский Союз стал оказывать Кубе всемерную материальную помощь. За короткий срок Куба превратилась из американского в советского клиента. Американская пресса и телевидение наращивали антикубинскую пропаганду. В СССР, наоборот, любовь к Кубе нарастала с каждым днем. В этих условиях советское руководство во главе с Никитой Хрущевым решило добиться от Кастро разрешения на размещение советских ракет на Кубе. Есть легенда, что первым этот вариант предложил именно Фидель. Но это не так. Идея в первый раз обсуждалась на Совете обороны СССР 18 мая 1962 года, а в более развернутом виде – 24 мая на заседании в Генштабе. Главной темой обсуждения был вопрос: как отнесется к предложению Фидель? Молодой, задорный американский президент Джон Кеннеди, поддавшись напору своих «яйцеголовых» советников, разрешил провести операцию против Кастро силами кубинских эмигрантов. Однако высадка провалилась, а 1 мая 1961 года Кастро провозгласил Кубу социалистическим государством. Для США это был страшный шок, а для СССР – невероятная радость. Игра На Кубу была послана делегация во главе с руководителем Узбекской ССР Шарафом Рашидовым. Но главным участником делегации был командующий ракетными войсками маршал Бирюзов, В день прибытия делегации, 29 мая, Фидель дал согласие на размещение ракет. Первые группы прибыли на Кубу самолетами под видом специалистов сельского хозяйства. Детали ракет и установочно-пусковых комплексов доставлялись гражданскими судами, которые разгружались в кубинских портах ночью, в обстановке полной секретности. Командовать ракетной группировкой был назначен генерал-кавалерист Иса Плиев. В сентябре 1962 года ядерные компоненты ракет были доставлены к месту назначения. Всего на Кубе находилось 164 ядерных боеголовки. Операция по размещению советских ракет получила кодовое название «Анадырь» (название сибирской реки должно было окончательно запутать американцев). Для ее осуществления была создана специальная группа войск численностью более пятидесяти тысяч человек. Но 14 октября 1962 года американский самолет-разведчик «У-2» зафиксировал с помощью аэрофотосъемки наличие пусковых комплексов советских ядерных ракет средней дальности на Кубе. Аналитики американского министерства обороны подсчитали, что через тринадцать дней комплексы будут готовы нанести удар по США. Президент Кеннеди провел переговоры с советским министром иностранных дел Андреем Громыко, но оба они юлили, не упоминая о ядерных ракетах. Первым психологический удар нанес Кеннеди, выступивший 22 октября по телевидению и сказавший о вероломстве Советов, тайком установивших на Кубе свои ракеты. Президент США объявил об установлении карантина с правом досматривать все советские морские суда, идущие на Кубу. Кризис вступил в решающую стадию. До сих пор не ясно: кто мог отдать приказ на применение ядерного оружия. Одни советские военные – участники событий утверждают, что этот приказ мог отдать только Верховный главнокомандующий – лично Хрущев. Другие говорят, что им достоверно известно: принятие решения было доверено командованию советских сил непосредственно на Кубе. Американцы бездарно проморгали операцию развертывания. Их разведка оценивала численность советских военных на Кубе в 4,5 тысячи человек, хотя на самом деле их было в десять раз больше. Мир повис на волоске. Заявление Кеннеди и его личное послание Хрещеву не оставляло сомнений в том, что США полны решимости нанести упреждающий удар. Хотя в самом американском руководстве шли жесткие споры о грядущих действиях. Дело в том, что выяснилось: США не обладают развитой системой гражданской обороны, и в случае обмена ядерными ударами большинство американского истеблишмента погибнет вместе с рядовыми американцами. В ответ на заявление Кеннеди Хрущев приказал повысить боеготовность советских вооруженных сил до максимального уровня. Но многие высокопоставленные советские партийные и государственные деятели также понимали: в случае войны они и их семьи не спасутся. И в США, и в СССР в случае войны с применением ядерного оружия оставались в живых только вожди. Но вожди без народа. Стоили ли амбиции Фиделя Кастро такой цены? Кажется, что первыми, кто поняли то, что мир находится в одном шаге от самоуничтожения, были разведчики обеих сторон. До сих пор это является почти неизвестным, но можно с полной уверенностью говорить, что, презрев секретность, резиденты советской разведки в Вашингтоне вступили в переговоры с авторитетными американскими политиками. Американские резиденты в Москве занимались тем же самым. Всего существовало семнадцать различных каналов переговоров и контактов между СССР и США. Компромисс В конце октября советские ракеты были демонтированы и на советском сухогрузе 1 декабря отправлены курсом на Североморск. Через несколько месяцев американцы вывезли ракеты из Турции, тем более, что они и сами давно планировали это сделать. Мир уцелел. На заседании Совбеза ООН американцы представили неопровержимые доказательства размещения ракет, факт которого советские представители отрицали до последнего момента. Сторонников борьбы до победного конца, каким бы он ни был, оставался только Фидель Кастро. Но тут в СССР вспомнили про Турцию. Ведь в Турции были расположены американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР. Хрущев, отдадим ему должное, сумел перевести стрелки с почти неизбежного конфликта на «операцию размена»: Турции на Кубу. Что позволяло двум державам сохранять лицо и выйти из конфликта с минимальными потерями.
  • 6. Парижская мирная конференция 1919–1920 годов: подготовка, ход, основные решения.
  • 7. Версальский мирный договор с Германией и его историческое значение.
  • 10. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 год).
  • 11. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.
  • 12. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики ссср в 1920-е годы.
  • 13. Рурский конфликт 1923 года. «План Дауэса» и его международное значение.
  • 14. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х годов. Локарнские соглашения. Пакт Бриана-Келлога и его значение.
  • 15. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги Наций, великих держав и ссср.
  • 16. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».
  • 17. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933–1934 годы). Ссср и Лига Наций. Договоры ссср с Францией и Чехословакией.
  • 18. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги Наций.
  • 19. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.
  • 20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».
  • 21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.
  • 23. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 года. Секретные протоколы.
  • 24. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.
  • 26. Международные отношения во второй половине 1940 - начале 1941 года. Формирование англо-американского союза.
  • 27. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на ссср. Сколачивание антисоветской коалиции.
  • 28. Нападение фашистского блока на ссср. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.
  • 29. Нападение Японии на сша и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных Наций.
  • 30. Межсоюзнические отношения в 1942 - первой половине 1943 года. Вопрос о втором фронте в Европе.
  • 31. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция. Их решения.
  • 32. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.
  • 33. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе Второй мировой войны. Потсдамская конференция. Создание оон. Капитуляция Японии.
  • 34. Причины распада Антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны». Ее основные признаки. Доктрина «сдерживания коммунизма».
  • 35. Международные отношения в условиях эскалации «холодной войны». «Доктрина Трумэна». Создание нато.
  • 36. Германский вопрос в послевоенном урегулировании.
  • 37. Создание государства Израиль и политика держав в урегулировании арабо-израильского конфликта в 1940–1950-е годы.
  • 38. Политика ссср в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
  • 39. Международные отношения на Дальнем Востоке. Война в Корее. Сан-Францисский мирный договор 1951 года.
  • 40. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 года, их основные положения.
  • 42. Советско-китайские отношения в 1960–1980-е годы. Попытки нормализации и причины неудач.
  • 43. Советско-американские переговоры на высшем уровне (1959 и 1961 годы) и их решения.
  • 44. Проблемы мирного урегулирования в Европе во второй половине 1950-х годов. Берлинский кризис 1961 года.
  • 45. Начало распада колониальной системы и политика ссср в 1950-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке.
  • 46. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.
  • 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.
  • 48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 год), Чехословакии (1968 год) и политика ссср. «Доктрина Брежнева».
  • 49. Агрессия сша во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
  • 50. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства в. Брандта.
  • 51. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х годов. Советско-американские соглашения (осв-1, договор по про).
  • 52. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.
  • 53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.
  • 54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.
  • 55. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки вооружений.
  • 56. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема «евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.
  • 57. М. С. Горбачев и его «новая философия мира». Советско-американские отношения во второй половине 1980-х годов.
  • 58. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений. Их значение.
  • 59. Международные последствия краха социализма в Центральной и Юго-Восточной Европе и объединения Германии. Роль ссср.
  • 60. Международные последствия ликвидации ссср. Окончание «холодной войны».
  • 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.

    В 1952-1958 гг. на Кубе правил проамериканский диктаторский режим Батисты. В начале января 1959 г. режим Батисты был свергнут, к власти пришли леворадикалы во главе с Ф. Кастро, который приступил к демократизации политической жизни, национализации телефонных компаний, введению системы социальных гарантий, проведению аграрной реформы, ликвидировавшей крупные иностранные землевладения. Эти меры вызвали недовольство у населения, связанного с режимом Батисты и обслуживанием американцев.

    В 1960 г. США, поддерживая кубинских эмигрантов, предприняли экономические и военные меры против режима Кастро. Кастро стал укреплять связи с СССР, подписав торговое соглашение по которому СССР покупал 5 млн. т. кубинского сахара в течение 5 лет. Начались советские поставки вооружения и промышленных товаров. Куба объявила о вхождении страны в «соцлагерь». США, рассчитывая на выступление против Кастро, 17 апреля 1961 г., осуществили бомбардировку Кубы и высадили вооруженные отряды в районе Плая-Хирон (побережье залива Качинос). Однако выступления не произошло, а отряды были разбиты, что нанесло ущерб престижу США и прибавило популярности Кастро.

    Администрация Дж. Кеннеди уделяла много внимания улучшению своей репутации в Латинской Америке. 13 марта 1961 г. она выдвинула программу экономической помощи латиноамериканским странам в размере 500 млн. долл. Под громким названием «Союз ради прогресса». Деятельность Союза ради прогресса была направлена на предупреждение распространения радикальных идей кубинской революции на другие латиноамериканские страны.

    В январе 1962 г. Куба исключалась из Организации американских государств и 15 стран Латинской Америки разорвали с ней отношения. Был введен эмбарго на торговлю с Кубой. К лету 1962 г. ситуация обострилась. США готовили военную операцию против нее. СССР заявлял о поддержке Кубы в случае нападения. Но соотношение сил было не в пользу СССР. У США было 300 континентальных ракет, у СССР – 75. США разместили свои базы по периметру соцлагеря (ФРГ, Италия, Япония и др.). В апреле 1962 г в Турции были размещены ракеты средней дальности. СССР решил разместить на Кубе советское ракетно-ядерное оружие, что увеличивало уязвимость американской территории и означало продвижение СССР к паритету с США.

    В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск с численностью 60 тыс. человек (43-я ракетная дивизия с 3-мя полками ракет Р-12 (дальностью в 1700-1800 км) и 2 полками ракет Р-14 (3500-3600 км)) на Кубе (операция «Анадырь») и получено согласие Кубы. Предполагалось тайно разместить 40 советских ракет. Намечалось базирование эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Создание этой группировки меняло общее соотношение сил не в пользу США.

    В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы во главе с Раулем Кастро. Она вела переговоры с военными руководителями СССР о предоставлении Кубе военной помощи. Переговоры шли долго, а 3 и 8 июля в них принимал участие и Н.С. Хрущев. Можно с уверенностью предположить, что именно в эти дни было принято решение о размещении на Кубе ракет среднего радиуса с ядерными боеголовками и бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы, и были согласованны детали их отправки. Когда на советские корабли грузилось это грозное оружие и корабли один за другим отплывали в далекий путь со своим смертоносным грузом, Хрущев предпринял самую продолжительную поездку по стране за все время пребывания у власти.

    Однако Хрущев, его советники и союзники недооценили решимости и возможностей США противостоять появлению советских ракетных баз в Западном полушарии. Ибо кроме норм международного права существовала так называемая доктрина Монро, главный принцип которой определялся словами: “Америка для американцев”. Эта доктрина была в одностороннем порядке провозглашена еще в 1823 году президентом США Д. Монро с целью предотвратить восстановление испанского господства в Латинской Америке.

    Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. В конце сентября и в начале октября в районе Кубы сильная облачность не позволяла проводить фоторазведку. Это облегчало скрытное и срочное проведение работ по созданию пусковых установок. Хрущев и Кастро рассчитывали, что все работы будут завершены раньше, чем разведка США обнаружит, каким именно оборонительным оружием располагает теперь Куба. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготовности. Американская разведка обнаружила интенсивные передвижения советских транспортов на Кубу. 1 октября объединенное командование США в зоне Атлантического океана получило директиву к 20 октября подготовить силы и средства для нанесения ударов по Кубе и осуществления высадки на остров. Вооруженные силы США и СССР приблизились к опасной черте.

    14 октября американский самолет-разведчик произвел аэрофотосъемку, свидетельствующую о размещении советских ракет на Кубе. 18 октября в беседе с Громыко Кеннеди напрямую спросил о размещении ракет, но советский министр ничего не знал.

    22 октября, вооруженные силы США были приведены в состояние полной боевой готовности 24 октября военно-морские силы США установили морской «карантин» Кубы для препятствования переброски наступательного оружия. СССР пойти на прямую военную конфронтацию с США не мог. 22 октября Кастро привел вооруженные силы в боевую готовность, объявил всеобщую мобилизацию.24-25 октября Генеральный секретарь ООН предложил свой план урегулирования кризиса: США отказывались от «карантина», а СССР - от поставок наступательного оружия на Кубу. 25 октября советский танкер «Бухарест» пересек линию «карантина» без его досмотра американскими кораблями, в то же время 12 из 25 советских судов, направлявшихся на Кубу, получили указание повернуть обратно.

    СССР требовал от США гарантий безопасности Кубы и обещал отказаться от размещения советского оружия, и поставил вопрос о ракетах в Турции. США от СССР требовали убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу; США, со своей стороны, должны были отменить карантин и не поддерживать вторжение на Кубу. 27 октября Р. Кеннеди сообщил Добрынину(Посол СССР в США) о готовности США негласно договориться о ликвидации американских ракетных установок в Турции. 28 октября Политбюро ЦК КПСС решило принять это предложение. Наиболее острая фаза кризиса миновала.

    Однако Кастро выдвинул целый ряд невыполнимых требований, включая отмену США эмбарго на торговлю с Кубой, ликвидацию американской базы Гуантанамо с острова и т.п.

    В итоге переговоров США с 20 ноября 1962 г. отказались от введенного ими морского карантина; обязывались не нападать на Кубу; СССР обязался убрать с острова наступательное оружие (ракеты средней дальности, а также бомбардировщики ИЛ-28). США негласно решали вопрос о выводе американских ракет с территории Турции. США только визуально могли проследить за выводом ракет с Кубы. Формально кризис завершился 7 января 1963 г., снятием кризиса с повестки дня СБ ООН.

    Т.О. лидеры двух сверхдержав осознали опасность балансирования на грани ядерной войны. Был предотвращен крупный кризис. Продвижение советской военной мощи в Западное полушарие усиливало уязвимость Соединенных Штатов. Поддержка Кубы означала вызов монопольному влиянию США на Американском континенте. Усиленная гонка вооружений сочеталась со стремлением к взаимоприемлемым договоренностям. Кризис внес элемент раздора между США и Европой (возможное втравливание в кризисы, их не затрагивающие). В 1963 г. установлена линия прямой связи между Москвой и Вашингтоном. Выросло понимание об установлении общих правил поведения.

    Разразившийся Карибский кризис заставил политиков всего мира взглянуть на ядерное оружие с новой стороны. Впервые оно явно сыграло роль сдерживающего фактора. Внезапное для США появление советских ракет средней дальности на Кубе и отсутствие у них подавляющего превосходства в количестве МБР и БРПЛ над Советским Союзом сделали военный путь разрешения конфликта невозможным. Американское военное руководство тут же заявило о необходимости довооружения, фактически взяв курс на развязывание гонки стратегических наступательных вооружений (СНВ). Желания военных нашли должную поддержку в сенате США. На развитие СНВ были выделены громадные деньги, что позволило качественно и количественно улучшить стратегические ядерные силы (СЯС).

    Карибский кризис утвердил Дж. Кеннеди в необходимости централизации контроля за применением американского ядерного оружия в Европе и ограничения возможностей европейских союзников рисковать применением ядерного оружия по собственному усмотрению. Следуя этой логике, в октябре 1962 г. на сессии совета НАТО государственный секретарь США Д. Раск выдвинул предложение о создании «многосторонних ядерных сил». Этот план предусматривал формирование единого ядерного оборонительного потенциала западноевропейских стран и США, который бы находился под командованием военных структур НАТО.

    Франция сделала из карибского кризиса свои выводы. Хотя президент Ш. де Голь во время кризиса поддерживал действия США, он острее осознал невозможность для Франции быть заложницей советско-американской конфронтации. Французское руководство еще сильнее стало склоняться к дистанцированию от США в военно-стратегической области. Следуя этой логике, де Голь принял решение о создании независимых ядерных сил Франции. Если до июля 1961 г. Франция активно выступала против допуска ФРГ к ядерному оружию, то в 1962 г. французские руководители перестали исключать возможность превращения Западной Германии в ядерную державу в перспективе через 5-10 лет.

    В декабре 1962 г. на Багамских островах в г. Нассау премьер министр Великобритании Г. Макмиллан и президент США Кеннеди подписали договор об участии Британии в программе МСЯС.

    К осени 1962 г. напряженность в послевоенной международной системе достигла пика. Мир на самом деле оказался на грани всеобщей ядерной войны, спровоцированной конфронтацией двух сверхдержав. Биполярная система мира при балансировании США и СССР на грани войны оказалась нестабильным и опасным типом организации международного порядка. От «третьей мировой войны» мир удержал только страх перед применением атомного оружия. Риск от его применения был неограниченно высок. Требовались незамедлительные усилия для согласования и установления каких-то новых строгих привил поведения в ядерно-космическом мире.

    Карибский кризис стал высшей точкой военно-стратегической нестабильности в МО всей второй половины 20-го века. Одновременно он обозначил рубеж окончания политики балансирования на грани войны, которая определяла атмосферу международных отношений на протяжении полосы кризисов международной системы между 1948-1962 гг.

    "

    Прошло 55 лет с того времени, когда мир оказался на грани атомной войны. Эти исторические события назвали Карибским кризисом. Чему же научил весь мир 1962 год? Удалось ли разгадать тайну убийства президента США Джона Кеннеди и разобраться, почему произошла отставка советского лидера Никиты Хрущева? И что спустя много лет не успел доделать Обама?

    Жертвы Карибского кризиса

    Карибский кризис 1962 года, произошедший между СССР и США, не только поставил мир на грань атомной войны, но послужил причиной смены лидеров обоих государств. 22 ноября 1963 года в Далласе был убит 35-й президент Соединенных Штатов Америки Джон Фицджеральд Кеннеди. В убийстве обвинили одиночку Ли Харви Освальда. Но все больше данных говорит о том, что это был спланированный заговор, в котором участвовали ЦРУ и высшие чины Пентагона. Считается, что они не смогли простить Джону Кеннеди слабости в решении Карибского кризиса.

    Многие не смогли простить Кеннеди того, что он довел отношения с Советским Союзом до такого острого состояния, - говорит доктор исторических наук Наталья Цветкова. - А также то, что Америка показала себя проигравшей стороной. Потому что это Кеннеди первым взял телефонную трубку, чтобы позвонить Хрущеву. И слова «я согласен на то, что мы уберем ракеты из Турции, если вы уберете свои с Кубы» - прозвучали со стороны Кеннеди. Многие эксперты считают, что именно это стало одной из причин его убийства уже через год.

    А осенью 1964 года был снят со всех постов советский лидер Никита Хрущев. Его устранили с политической арены собственные же сподвижники, которым стало страшно жить в условиях непредсказуемой и авантюристической политики своего руководителя. Карибский кризис был далеко не последней причиной, толкнувшей членов ЦК на отчаянный шаг - отстранение от власти партийного вождя.

    Хрущев «вылетел в трубу», - говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов. - И единственным победителем в этой игре стал кубинский лидер Фидель Кастро. Он получил по разным оценкам до 37 миллиардов долларов, и потом благополучно управлял страной до 2006 года. Правда, есть мнение, что выиграл только сам Фидель Кастро, а кубинский народ очень сильно проиграл, поскольку жизнь при нем лучше не стала.

    Большая игра Фиделя Кастро

    Вообще-то Куба в первое время после революции и прихода к власти Фиделя не вызывала у Советского Союза больших симпатий. Дело в том, что Фидель Кастро не был коммунистом в советском понимании, скорее всего он мог считаться кубинским националистом, латиноамериканским борцом за свободу. И в первое время в СССР не обращали особого внимания на Кубу, считалось, что она слишком близко находится к США и представляет собой малоперспективную страну.

    Вот что рассказывает доктор исторических наук Наталья Цветкова :

    Когда Фидель Кастро вылупился как лидер, который хотел свергнуть кровавый режим Батисты на Кубе, он связался с ЦРУ. С этим периодом связано много красочных историй, сняты фильмы, написаны книги. У него были агенты, связи, не обошлось и без женщин: многие окружавшие его красавицы были связаны с ЦРУ. По этим каналам до президента Дуайта Эйзенхауэра и дошла информация, что Фидель Кастро хотел бы встретиться с ним и получить помощь на ликвидацию режима Батисты. Перед США стояла перспектива получить в его лице своего лидера на этом острове. И вот тут Эйзенхауэр сделал ошибку - он не помог Кастро, решив до конца поддерживать Батисту. Известна такая его фраза: «Он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын!».

    Как известно, американские власти несколько раз предпринимали попытку силой свергнуть Фиделя Кастро, - говорит доцент кафедры американских исследований СПбГУ Иван Цветков. - ЦРУ и другие ведомства уже положили на стол Джона Кеннеди проекты устранения Фиделя Кастро к октябрю 1962 года. Конечно эта информация была только на уровне слухов, но сам Кастро чувствовал себя очень неуютно.

    Тайна операции «Анадырь». Ракеты на Кубе.

    Непосредственной причиной возникновения Кубинского кризиса, историки считают острую реакцию Хрущева на размещение американских ракет в Турции. Став членом НАТО, Турция дала американцам возможность открыть свои базы на границе с СССР, причем подлетное время для американских ракет до стратегических объектов в нашей стране составляло 10 минут.

    Рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов :

    20 мая 1962 года Хрущев провел совещание с министром иностранных дел Андреем Громыко, с первым зампредом Совета Министров Анастасом Микояном и министром обороны Родионом Малиновским. Он изложил свою идею: в ответ на просьбы Фиделя Кастро об увеличении военного присутствия разместить на территории Кубы ядерное оружие в противовес американским ракетам в Турции.

    Таким образом, было принято решение разместить на Кубе советские ядерные ракеты. Хрущеву казалось, что это будет хорошим предметом для дальнейшего шантажа и торга с американцами.

    Операцию готовили в глубокой тайне. Для маскировки солдатам выдали даже зимние тулупы и шапки, чтобы подтвердить название операции «Анадырь». Командовать войсками на Кубе был назначен палач Новочеркасска, генерал Плиев. Самое сложное было замаскировать от американских самолетов-разведчиков ракеты и другую тяжелую технику.

    Почти за три месяца было совершено полторы сотни рейсов торговых судов, которые перевозили на Кубу вооружение и боевые части армии: они должны были защитить, «в случае чего», наше ядерное оружие от американцев. Ракеты обслуживали и охраняли более 40 тысяч советских военнослужащих. Секретность была абсолютная. Даже сейчас трудно понять, как ЦРУ и все военные разведки США проморгали переброску через Атлантику такого крупного военного контингента.

    Острая фаза кризиса и всеобщая паника

    «ЦРУ предупреждало президента США о том, что на Кубу могут прийти русские подводные лодки, - говорит Наталья Цветкова. - Даже о возможной установке советских баллистических ракет догадки тоже были. Но президент Кеннеди в это не верил. Ну, не может быть, чтобы в нескольких десятках миль от штата Флорида русские решились на такое! Он не верил, что Хрущев может быть как сегодняшний Трамп. Но к августу 1962 года появились первые фотографии, свидетельствующие, что советские подводные лодки и баллистические ракеты уже стоят на Кубе».

    Достоверные данные о наличии на Кубе советских ядерных ракет американцы получили в середине октября 1962-го, когда их самолеты-разведчики «U-2» сфотографировали развернутые на боевых позициях ракеты.

    Американцы спохватились достаточно поздно, когда ракеты были уже доставлены и смонтированы, - говорит Владимир Фортунатов. - Фидель Кастро с гордостью говорил, что Куба ушла на метр под воду под тяжестью советского оружия! 14 октября американский самолет-разведчик, пилотируемый майором ВВС США Ричардом Хейзером, взлетел с военной авиабазы в Калифорнии, облетел Кубу и сфотографировал ракеты. 15 октября аналитики установили, что это были за ракеты, а 16 октября в 8.45 утра фотографии показали президенту. После этого полеты американских ВВС над Кубой участились в 90 раз!

    По международным законам СССР мог размещать свои ракеты где угодно, но операция была так засекречена, что даже советские дипломаты не знали об этом.

    22 октября 1962 года президент США Джон Кеннеди выступил с обращением к нации. «Мои соотечественники. С тяжелым сердцем и во исполнение присяги я отдал приказ ВВС США начать военные действия с применением обычного оружия, чтобы стереть с лица земли ядерные ракеты, размещенные на Кубе».

    Он потребовал от СССР вывода ракет и объявил об установлении вокруг Кубы кольца морской блокады. В Америке началась настоящая паника, люди судорожно прятались в убежищах. Началась самая острая фаза Карибского ракетного кризиса.

    Фидель Кастро считал, что с 27 на 28 октября начнется массированное нападение на Кубу и бомбардировка советских военных баз, - говорит Владимир Фортунатов. - Он предлагал Хрущеву нанести превентивный ядерный удар по США и сказал, что кубинский народ готов принести себя в жертву делу победы над американским империализмом.

    Ни одно судно теперь не могло попасть в кубинские порты без досмотра американскими инспекторами. 180 кораблей ВМФ США окружили Кубу и началась блокада Острова Свободы. Вооруженные силы обоих государств были приведены в состояние полной боевой готовности. Это означало, что натовские самолеты получали разрешение на полет до Москвы и сброс бомб. Мир стоял на грани ядерной войны. Отношения между государствами по официальным каналам были прекращены.

    Наш резидент в Вашингтоне и берлинский вызов

    «В это время происходит очень важное событие, связанное с деятельностью спецслужб, - рассказывает Владимир Фортунатов. - Наш разведчик Александр Феклисов, который в то время действовал под фамилией Фомин встретился с корреспондентом одной из американских телевизионных компаний».

    Александр Семенович Феклисов - легендарный советский разведчик, Герой России. В то время он находился в США под фамилией Фомин и встретился с обозревателем компании Би-Си Джоном Скайли - американским журналистом, негласным представителем клана Кеннеди.

    Уже второго октября, когда обсуждались возможные последствия этого конфликта, Александр Семенович сказал, что когда США будут вести бомбардировку Кубы, у Советского Союза будет возможность ввести свои танки на территорию Западного Берлина, - говорит кандидат исторических наук Оксана Зайцева.

    После разрешения кризиса Скайли утверждал, что именно Феклисов предложил условия разрешения конфликта. Сам же Феклисов говорил, что они просто обсуждали возможные варианты развития ситуации.

    В беседе с советским резидентом Скайли сообщил, что США готовы покончить с Кубой в течение 48 часов, и что их войска находятся в полной готовности. В ответ Феклисов по собственной инициативе сказал, что СССР способен нанести ответный удар по другому уязвимому месту, например, по Западному Берлину, который в то время был болевой точкой для СССР.

    Вот как вспоминает этот исторический разговор сам Александр Феклисов :

    «Скайли дернулся и говорит:

    Да все войска НАТО встанут на защиту Берлина!

    А кто там-то встанет на защиту? Тысяча американских солдат? Или батальон английских? Или французская рота? Да советские танки тысячами пойдут, а над ними бомбардировщики, штурмовики. Сзади моторизированная пехота. Да они все сметут без остановки, не потребуется и 24 часов!

    Так значит, война неминуема?

    Все зависит от наших руководителей!»

    Эта информация была в тот же день доложена Джону Кеннеди. По его поручению Скайли вновь встретился с Феклисовым и передал американские условия решения Карибского кризиса. Вот как было дело по словам Александра Феклисова:

    «Мы еще раз встретились, заказали кофе, и он безо всяких предисловий говорит: вот, американская сторона предлагает следующие условия. Я записываю то, что он говорит, и задаю вопрос: «Мне непонятно, что такое высочайшая власть в США?» Он отчеканил: «Президент Соединенных Штатов Джон Фицджеральд Кеннеди!».

    28 октября 1962 года Карибский кризис был завершен. Американцы выполнили все договоренности и втихаря вывели свои ракеты из Турции. Советское руководство могло расслабиться. И Кеннеди, и Никита Хрущев пытались присвоить себе все лавры победителей, умных и трезвых политиков.

    Советские лекторы из ЦК объясняли кризис таким образом, - говорит Владимир Феликсов. - В США есть такая игра - дуэль: два автомобиля разгоняются и несутся навстречу друг другу. Кто отвернул, тот и слабак. По версии американских идеологов, в данном случае обе стороны решили сыграть в слабака, вовремя отвернули, и это спасло мир.

    Мечты Обамы и «Мертвая рука»

    Со времени Карибского кризиса прошло 55 лет. После него между руководителями двух стран стала действовать телефонная горячая линия. Кризис научил наших и американских политиков, что при обоюдном желании можно достигнуть договоренностей по любому вопросу, не прибегая к последнему атомному аргументу. Но мало кто знает, что подобный кризис мог случиться уже в наше время, после воссоединения Крыма с Россией, при президенте Обаме.

    «Людям, которые думают, не обратиться ли им к ядерному оружию, следует вспомнить Карибский кризис, - говорит Владимир Фортунатов.- Многие считают, что в марте 2014 года, после того, как Крым вошел в состав России, у Обамы была идея, не бабахнуть ли по России. Но ему объяснили, что в России существует система Dead Hand или Мёртвая рука, и ответный удар России нанесет Америке недопустимый урон».

    «Воображать себе, что выход из кризиса знаменует собой новую эру мира, совершенно ошибочно»! Автор этой фразы - Фред Каплан, военный публицист журнала Slate и создатель книги «Темная территория».

    Что еще почитать