Родовое и видовое понятие примеры. Род и вид. Родовые и видовые понятия. Смотреть что такое "ВИД И РОД" в других словарях

Урок русского языка в 5 классе

по УМК С.И. Львовой, В.В.Львова

Л.И. Устюгова, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ с.Дуван,

РМО учителей русского языка и литературы,

Родовые и видовые понятия

Цель урока:

образовательная

Дать представление о родовых и видовых понятиях и научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»; совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая

Развивать ассоциативное мышление учащихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Оборудование: карточки с заданием, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (хором – «5»!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем. Улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

Какими способами можно истолковать лексическое значение слова?

А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Назовите раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, - ___________________.

Что такое словарный состав языка? – это его ______________.

В каких специальных книгах объясняется значение слов? - _________________.

Какая фамилия принадлежит лингвисту – автору самого известного толкового словаря русского языка?

Молодцы, ребята.

3. Определение темы и постановка целей урока.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание. (Слайд № 2)

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (Слайды № 3 - 5). Поставив тире, назовите их одним словом (учитель показывает указкой слова, учащиеся называют и записывают).

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном. (Слайд № 6).

Как можно назвать одним словом каждую группу слов? (проверка – слайд № 7)

Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

(Слайд № 8)

А каковы задачи нашего урока? Что мы должны будем узнать на уроке и чему научиться? (ответы учащихся). (Слайд № 9)

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. (Слайд № 10)

Проверим, что у вас получилось. (Слайд № 11)

4. Первичное закрепление.

Итак, что обозначают родовые понятия? (обобщённые, широкие понятия)

Что обозначают видовые понятия? (частные конкретные понятия)

Какое понятие помогает объяснить лексическое значение слова? (родовое).

Например, что такое сосна? (это хвойное дерево) (Слайд № 12)

Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах. (Слайд № 13)

Кто кем становится?

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал …

Бык, могучий великан,

В детстве был … .

Толстый увалень баран –

Маленьким …

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … ,

А отважный петушок –

Кро-о-охотным … .

А из маленьких гусят

Вырастают … -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Александр Шибаев

Учитель:

Заслушиваем ребят, у которых записано 7 слов и указано родовое понятие.

Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 14).

Что обозначают суффиксы –ОК, - ЁНОК? (уменьшительно-ласкательные)

5. Динамическая пауза:

Учитель:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова! (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (садятся).

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – на доске по 1 предложению 1 человек, называя родовое и видовое понятия).

А сейчас попробуйте самостоятельно подобрать видовые и родовые понятия к словам, расположенным у вас на карточках.

Работа по карточкам.

1) Подберите родовое понятие к данным словам: автобус, троллейбус, метро, такси -______________________

2) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Ягоды: ______________________________________________________

3) Подберите родовое понятие к данным словам:

люстра, ночник, прожектор, торшер______________________________

4) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Школьные уроки:_____________________________________________

5) К данному родовому понятию подберите 3 видовых..

Садовые цветы:_________________________________________________

7. Домашнее задание. (Слайд № 15)

Повторить правила по разделу «Лексикология».

На выбор:

1) упр.119: распределить слова по тематическим группам;

2) упр. 121. (задание №2).

8. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Чему мы научились?

Как бы вы продолжили такие фразы:

«Я узнал новое….»

«Урок заставил задуматься над…»

«Я могу….»

Ещё раз скажите: как отличить видовое и родовое понятие? (Слайд № 16)

Оценивание.

9. Игра «Буриме»

Ребята, а какому поэту посвящается эта Неделя в школе? (М.Ю.Лермонтову)

Почему? (Ему исполняется 200 лет со дня рождения)

Чем он знаменит? (Поэт, написал «Бородино»)

Сейчас мы с вами попробуем поиграть в игру «Буриме».

Это игра на заданные рифмы. Ею увлекались поэты 17-19 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

Ветер,

Листопад.

Светит,

Стоят.

Снежок,

Осень.

Дружок,

Просим.

2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер, Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад. Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят, Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят. И дни прохладные стоят.

(Миша Чибисов) (Вова Рябоконь)

На этом наш урок закончен. Дома вы можете продолжить работу над составлением буриме.

Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных треугольников, прямоугольных треугольников и тупоугольных треугольников.

Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса.

Выделяется высший род (summum genus) и низший вид (infima species). Высший род – это такой род, который уже не может служить видом для другого рода. Соответственно, низший вид – это такой вид, в который входят не меньшие по объему виды, а отдельные индивиды (individuum (лат.) – неделимое, особь). Кроме того, используется понятие ближайший род. Класс, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом (genus proximum). Например, ближайшим родом для понятий “сосна”, “ель”, “кедр”, “пихта” является понятие “хвойное дерево”. (Отношения рода и вида основываются на принципе гилиморфизма Аристотеля. Суть данного принципа состоит в том, что каждая конкретная вещь обладает формой и материей. При этом материя понимается как некоторый субстрат, а форма – как способ связи элементов этого субстрата. То, что в одном отношении является формой – в другом может быть материей и наоборот.)

Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Видовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие является подчиненным понятием, входящим в состав другого, более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек”, которое в данном случае берется как родовое понятие. Всем предметам, отображенным в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи и свои видовые признаки. Одно и то же понятие (за исключением высшего родового и низшего видового понятий) может быть как видовым, так и родовым одновременно в зависимости от того, по отношению к какому понятию оно рассматривается. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек” и одновременно родовым – по отношению к понятию “грек”.



Виды (классы) понятий

Все понятия могут быть разделены на отдельные виды.

1. Единичные и общие

Единичными (индивидуальными) понятиями называются такие, которые относятся к одному какому-нибудь определенному предмету, событию, отдельному явлению. Объем таких понятий имеет только один элемент. Например, “Петербург”, “Отечественная война 1812 года”.

Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например, “четное число” (в объеме бесконечно много элементов), “петербургские вузы” (в объеме несколько элементов).

2. Собирательные и разделительные

Собирательные понятия – это такие понятия, в которых отображены признаки совокупности, собрания, группы однородных предметов, представляющих единое целое, например, “полк”, “собрание”, “человечество”. То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всем предметам, обозначаемым данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Например, в сообщении о том, что “собрание учеников десятого класса проходило очень шумно” понятие “собрание учеников десятого класса” употребляется в собирательном смысле. Это сообщение нельзя распространить на каждого ученика. Возможно, что некоторые ученики не шумели. Собирательные понятия тем отличаются от общих понятий, что ими нельзя характеризовать отдельный предмет, а только их совокупность.

Разделительное понятие – это такое понятие, которое характеризует каждый отдельный член какого-либо класса, но не может быть приложимо к классу в целом. Например, “Студенты второго курса сдали экзамен по философии”. Хотя здесь говорится обо всех студентах, но экзамен сдавал каждый.

3. Конкретные и абстрактные

Если элемент объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация, то понятие конкретное. Если же элементом является свойство или отношение – понятие абстрактное. Например, понятия: “дружба”, “параллельность”, “работоспособность” являются абстрактными, так как в них мыслятся отношения или свойства. Понятия же “идеализм”, “вечный двигатель”, “революция” – конкретные, потому что в них мыслятся предметы, события пусть даже не существующие.

4. Положительные и отрицательные

Положительным называется такое понятие, которое отображает наличие в предмете того или иного качества (например, “красивый”, “высокий”, “здоровый”).

Отрицательным называется такое понятие, которое отображает отсутствие в предмете того или иного качества (например, “некрасивый”, “невысокий”, “нездоровый”). Следует отметить, что с логической точки зрения понятие “неумный” является отрицательным, а понятие “глупый” – положительным, ибо в нем указывается на наличие, а не отсутствие признака, хотя этот признак может быть плохим с чьей-то точки зрения.

5. Относительные и безотносительные

Относительными называются такие понятия, в содержании которых имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету. Например, “сосед” – понятие относительное, потому что сосед это – человек, проживающий рядом с каким-нибудь другим человеком, или предмет, занимающий ближайшее к какому-то другому предмету место. Во всех относительных понятиях обобщаются предметы, рассматриваемые не сами по себе, а как вступившие в какие-то отношения, как выполняющие некоторые функции.

В содержание безотносительных понятий включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе и существенны для него самого по себе. Рассматривая некоторый предмет, безотносительно к чему бы то ни было, мы можем обнаружить у него, например, свойства живого существа с позвоночником, с постоянной температурой тела и молочными железами. На основании этих свойств мы можем считать предмет элементом объемов понятий: “животное”, “позвоночное животное”, “теплокровное животное”, “млекопитающее животное”, каждое из которых является безотносительным.

Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным рубрикам. Например, понятие “рабочий класс” – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно – общее, потому что рабочий класс бывает разный, например, рабочий класс Англии. Оно – собирательное, поскольку элементом объема является, например, рабочий класс Англии XIX в. , который есть множество наемных рабочих. Это понятие – конкретное, так как в нем мыслится не свойство и не отношение, а предмет. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательного признака, и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.

Называется родом, а тот, что содержится,- видом. Родовидовое частично упорядочивает классификац. системы. Класс, который содержит все др. классы этой системы, называется высшим родом (sumrnum ) , или макс. классом родо-видового порядка. Класс, который содержится во всех классах, лежащих на одном пути к высшему роду, наз. низшим видом (infima ) , или миним. классом родовидового порядка. И и вид, как правило, определяются признаками - соответственно родовыми и видовыми, причём каждая видовая характеристика объекта классификации влечёт его родовую характеристику, но не наоборот. В отношении В. и р. выделяются два аспекта - понятийный (интенсиональный) и объёмный (экстенсиональный) . Классифицируя, можно обращать или на связи понятий (признаков) , или на связи объёмов (родо-видовые отношения) этих понятий, но при этом действует обратного отношения - чем шире объём понятия, тем уже, беднее его .

Ч е л п а н о в Г. И., Учебник логики, М., 1946 ; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ВИД И РОД" в других словарях:

    Вид и род - категории, выражающие в теории познания (точнее в ее разделе систематике науке, помогающей оперировать большими объемами информации) отношения между классами (объемами понятий). Вид и род абстракции, имеющие большее отношение к живой природе, чем … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ВИД И РОД - – классификационные единицы в систематике. В. – разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками. В. входит в состав более общего разряда – Р. – наряду с др. В. Понятия В. и Р. используются в классификации конфликтов. Напр.: В. –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Микококки кокковые формы микроорганизмов, родственпые актиномицетам; занимают промежуточное положение между микобактериями и микрококками, отличаются от микобактерии отсутствием палочковидной стадии развития, а от микрококков… … Биологическая энциклопедия

    Небольшой род цистодерма имеет около 15 видов. Очень близок к нему род лепиота, отличаясь только тем, что у цистодермы в зрелом состоянии ножки и шляпки плодовых тел покрыты особым кроющим слоем, состоящим из вздутых клеток, часто… … Биологическая энциклопедия

    - (Genus) вторая главная категория, следующая за категорией вид (см.). Род обнимает сумму видов наиболее близких между собой, и в наиболее употребительной двойной номенклатуре каждое растение и животное означается названиями родовым и видовым; так … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Философский словарь

    ВИД - 1. В биологии – раздел классификации, идущий непосредственно перед родом (1). Это самая меньшая категория, которая часто используется и обычно идентифицируется на основаниях общности или взаимного сходства организмов. Когда это, возможно,… … Толковый словарь по психологии

    Латинское название Equisetum впервые употребил для одного хвоща древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший, имея в виду, очевидно, сходство ветвистых побегов хвоща с хвостом лошади (от лат. equius лошадь и saeta, seta щетина, жесткие … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Определители по фауне СССР , Г.У. Линдберг. Книга является продолжением определителя, вышедшего в 1959 г. Во второй части рассмотрены представители 17 отрядов класса Teleostomi. эти отряды представленыв Японском море 59 семействами.…

Класс: 5

Цели урока:

образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;

воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.

А какое у вас сегодня настроение, ребята? (Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!

А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).

Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.

3. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.

Учитель: Приступаем к закреплению.

– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).

Проверка в п а р а х! (Балл в ЛСК).

– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.

– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.

4. Динамическая пауза:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:

– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;

2 ряд – из учебника литературы;

3 ряд – из учебника истории);

Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);

– Тест (по вариантам);

– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).

Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.

7. Выберите смайлик своего настроения.

8. Домашнее задание разноуровневое:

Учитель: Всем СПАСИБО за урок!

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №2360 Г.Москвы

«Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста»

подготовила

учитель-логопед

Андреева Мария Владимировна

г. Москва

2012

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры традиционно делят на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Вид дидактической игры

Цели и содержание дидактической игры

Роль в формировании родовых понятий

Игра с предметами

Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Подготовительный этап, эмпирический, накопление знаний и представлений об окружающем мире

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Создание основы для формирования процессов классификации и обобщения.

По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Начало формирования классификации и обобщение, появление родовых понятий, усвоение родовых понятий на основе наглядного материала (предметов)

Настольно-печатные игры (разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и пр.)

Нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется обобщение, установление связи между предметами. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения.

Формирование родовых понятий на основе наглядного материала (изображения предметов).

Словесные игры (построены на словах и действиях играющих)

Дети решают разнообразные мыслительные задачи:

  • описывают предметы и явления, выделяя характерные, существенные их признаки, а также отгадывают по описанию ("Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет")
  • находят признаки сходства и различия, сравнивают и сопоставляют предметы и явления; находят алогизмы в суждениях ("Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?")
  • группируют предметы по различным свойствам, признакам, обобщают их и классифицируют ("Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом")
  • развитие сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора ("Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает")

Формирования родовых понятий без наглядной опоры, на основе вербального материала.

Дидактические игры на усвоение родовых понятий.

Дидактические игры с предметами.

«Дом куклы Даши»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Электроприборы», «Мебель»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Кукольный дом с наполнением.

Педагог предлагает детям различные сюжеты, которые требуют называния предметов обстановки кукольного дома и объединение их по родовым признакам.

Например, Даше нужно навести порядок в доме. Достаньте мебель, протрите её тряпочкой. А посуду уберите в коробку. И т.д.

«Сбор урожая»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Две корзины, столик.

Данная игра может носить соревновательный характер – дети делятся на команды. Но на начальных этапах обучения предпочтительнее не торопить детей, дать им время разобраться в правилах, подумать над правильным ответом.

На столике раскладываются муляжи овощей и фруктов (фруктов и ягод; грибов и ягод), даётся задание разложить все предметы по корзинкам – в одну фрукты, в другую - овощи.

«Чудо – дерево»

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Продукты»), учить детей дифференцировать родовые понятия.

Оборудование:

Игрушка – «Чудо-дерево», муляжи овощей, фруктов, ягод, продуктов.

На чудо-дерево педагог вешает муляжи двух и более групп предметов, объединённых родовыми понятиями. Произнося «волшебные» слова: «Вереницей мы пойдём, в сад волшёбный попадём, что с него мы соберём?», взявшись за руки, дети подходят и снимают с дерева любой предмет, называя его, относя к определённой группе родовых понятий. Второй вариант: педагог просит собрать предметы, относящиеся к одному родовому понятию. Возможна командная игра.

«Оденем куклу по сезону»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Времена года»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Куклы, кукольные принадлежности (одежда, обувь, головные уборы).

Педагог предлагает детям выбрать и назвать одежду (обувь, головной убор) для куклы в соответствии с выбранным временем года. Игра может носить соревновательный характер.

«Соберём Незнайку в школу»

Цели:

Учить детей различать родовые понятия «Школьные принадлежности», «Игрушки»»; учить употреблять их в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Оборудование:

Кукла Незнайка, школьный портфель, школьные принадлежности, игрушки.

Педагог показывает детям портфель, собранный Незнайкой для школы, и просит проверить, всё ли он сделал правильно – не взял ли лишние, ненужные в школе предметы, не забыл ли школьные принадлежности. Дети помогают Незнайке, объясняя свой выбор.

Настольно печатные дидактические игры.

«Идём в магазин»

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Продукты», «Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Фрукты и овощи»).

Оборудование:

Игра – лото «Магазин» (большие карточки с изображением магазинов и маленькие – с различными предметами)

Дети подбирают «товары» к «магазину», относя предметы к тому или иному родовому понятию.

“Назови одним словом”

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родовых понятий, закреплять их названия.

Оборудование:

Картинки с изображением предметов, соответствующих родовым понятиям.

Необходимо назвать одним словом серию картинок. Подобрать ещё 2-3 подходящие картинки (или назвать слова).

«Таблицы»

Цели:

Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении предметов, закреплять знания детей о родовых понятиях.

Оборудование:

Таблицы, разделенные на 9 клеток (наполнение зависит от задач занятия)

Дети рассматривают таблицу и отвечают на вопросы педагога.

Например:

Таблица№1

Вопросы к таблице №1:

  1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их.

(Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

  1. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.)
  2. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три.)
  3. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать столбик с рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

  1. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое)

Таблица№2

Словесные дидактические игры.

«Да или нет»

Цели: учить детей на слух определять принадлежность предмета к определённой группе родовых понятий, развитие внимания и памяти.

Оборудование:

Нет

Педагог предлагает детям говорить «да», когда они услышат названия одной группы предметов (например, одежды, животных, цветов и т.д.), и говорить «нет», если слово не относится к данной группе.

«Загадай-ка»

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родового понятия.

Оборудование:

Нет

Первый вариант – педагог загадывает родовое понятие и сообщает его существенные признаки, дети отгадывают. Второй вариант – дети сами загадывают родовое понятие.

«Назови три предмета»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховую память.

Оборудование:

Мяч

Первый вариант – подобрать родовое понятие к трём предметам. Второй вариант – назвать три предмета, подходящих к определённому родовому понятию.

«Внимательные ушки»

Цели:

Учить детей дифференцировать родовые понятия, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Нет

Для объяснения правил используется рифмовка:

«Если слышишь …(фрукты) – прыгай!

Ну а …(ягоды) – сиди, никуда не уходи!»

Действия могут варьироваться по желанию педагога. В подготовительной группе возможна дифференциация 3 понятий.

«Повторяйка»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Мяч

Педагог называет детям несколько слов, они повторяют слова, относящиеся к одному родовому понятию. Используется рифмовка:

«Повторяй-ка за мной, не зевай!

Только …(овощи, транспорт и.т.д.) ты выбирай!»

Список использованной литературы:

1. Артемова Л.В. « Окружающий мир в дидактических играх».

«Просвещение», Москва, 1992.

2.Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,Москва Просвещение, 1991

3. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми».

«Владос», Москва, 1994.

4.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».

«Мозаика – Синтез», 2007.

Список источников иллюстраций:

1.Клипы и рисунки из коллекции Microsoft Office Word 2007

Что еще почитать