Постановление 354 п 8. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета. Когда возможен перерасчет

Правила предоставления коммунальных услуг претерпели как количественное, так и качественное изменение. В целом можно отметить два факта: небольшое повышение тарифов и резкое повышение ответственности потребителя за оплату коммунальных услуг. Хочется надеяться, что более четкие формулировки Постановления относительно перерасчетов в случае ухудшения качества услуг сделают работу коммунальщиков эффективнее.

Коммунальные ресурсы по Постановлению

Правила предоставления перечня услуг по обеспечению водо-, электро- и газоснабжением отражены в Постановлении Правительства под номером 354. Этот документ был принят в 2011 году, а последняя редакция была в 2017 году. При помощи правового акта регламентируются отношения между собственниками домов, квартир, других жилых помещений и исполнителями.

Исполнителями в данном случае являются предприятия и организации, которые предоставляют коммунальные услуги потребителю. Потребители - это владельцы домов, граждане, являющиеся собственниками квартир в многоквартирных домах. При помощи договора они устанавливают основные принципы взаимоотношений при разных условиях.

Главные положения Постановления следующие:

  • права и обязанности каждого собственника жилья и исполнителя;
  • механизм контроля за качеством предоставленных услуг;
  • способ определения платы за коммунальные услуги как при использовании приборов учета, так и при их отсутствии;
  • принцип перерасчета платы за разные виды коммунальных услуг при отсутствии граждан в помещении;
  • способы перерасчета в том случае, когда услуга предоставляется не в полном объеме или ненадлежащего качества, или с перерывами;
  • регламентируют наступление ответственности для обеих сторон.

При этом используются понятия, такие как «исполнитель», «внутридомовой прибор учета», «коммунальные услуги». На последнем хотелось бы остановиться подробнее.

Коммунальные услуги определяются как «благоприятные для жилых помещений». Это не означает, что они будут доставляться ко всем потребителям. Существуют дома, не подключенные к системам газа, воды или канализации.

Но предоставляемые услуги должны быть одинакового качества, которое соответствуют СанПиНу (санитарным правилам и нормам). За качество предоставляемого ресурса платят граждане, так же, как и за его соответствие нормативам. К примеру, температура горячей воды в кране должна быть определенной.

Перечислим коммунальные ресурсы:

  • вода горячая;
  • вода холодная;
  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • горячая вода в системах;
  • баллонный газ;
  • твердое топливо в случаях его использования в многоквартирном доме.

Коммунальные услуги предоставляются гражданам с того момента, как они вступят в право собственности или со дня подписания договора найма или аренды.

Список коммунальных услуг соответствует степени благоустройства дома, но независимо от их количества, подается круглосуточно или в течение определенных периодов. Качество предоставляемых услуг должно быть соответствующим требованиям.

Договор

Между исполнителем и потребителем заключается договор, который содержит следующие положения:

  • дата и место;
  • адрес и реквизиты исполнителя;
  • от потребителя: ФИО, дата рождения, данные паспорта, телефон;
  • адрес помещения, по которому коммунальные услуги предоставляются, количество прописанных там лиц;
  • наименование коммунальных услуг;
  • требования, которые предъявляются к их качеству;
  • способ определения норматива с приборами учета и без них;
  • информация о наличии приборов учета, дате и месте их установки, сроки проверок, порядок приема показаний счетчиков;
  • размер платы за коммунальные услуги;
  • способ отправки документа по оплате коммунальных платежей;
  • порядок снижения платы в случае несоответствия качества или объема предоставляемой услуги, заявленному в договоре или утвержденного СанПиНом;
  • права исполнителя по качеству и количеству услуг и его обязанности;
  • основания, по которым можно приостановить коммунальные услуги, а также действие договора;
  • сроки договора.

Неуплата по коммунальным платежам, взыскание задолженности по суду, а также временное приостановление подачи основных ресурсов не может быть основанием для расторжения договора.

Он может быть расторгнут только на основаниях, которые предусмотрены Гражданским и Жилищным Кодексами.

Изменения в Постановлении в 2017 году

Документ изменился при последнем редактировании как по существу, так и по объему. По количеству текста акт увеличился почти в 2 раза. Это произошло потому, что появились новые понятия, такие, как «общедомовые нужды» и прочее. Появилась возможность напрямую вносить плату ресурсоснабжающей организации, если есть решение общего собрания многоквартирного дома.

Очень важно: существенно сокращены сроки неуплаты по «коммуналке». Еще одно нововведение: наконец-то законом зафиксировано право устанавливать приборы учета. В части общедомовых нужд стала возможной схема пересмотра коэффициентов по водоотведению. Поправлены тарифы по отоплению жилых помещений.

В новой редакции систематизированы перерасчеты по электроэнергии и другим ресурсам в случае, когда временно прекращено действие услуги. К таким услугам не может быть отнесена услуга по отоплению. При задолженности по платежам организация может приостановить собственнику жилья подачу любых услуг, кроме отопления.

При сокращении сроков задолженности и регулировании правил выплат по ней, у исполнителя появилось больше рычагов для того, чтобы взыскать долг как можно раньше. При возобновлении подачи ресурса и снятии пломб с приборов учета все эти работы производятся за счет должника.

С начала 2017 года количество ОДН будет рассчитываться при помощи не общедомового счетчика, а по нормативу. Это значит, что сумма, начисленная для многоквартирного дома не должна быть выше норматива, который был подсчитан именно по этому дому . Поскольку все ресурсы, потребленные свыше этой нормы, ложатся на плечи коммунальщиков. А те, в свою очередь, должны следить за тем, чтобы ни собственники, ни юридические лица, арендующие помещения не воровали ресурсы.

В случае, когда потребитель услуги, то есть собственник жилого помещения, не получает в полном объеме услугу, то он вправе требовать перерасчета. Это может относиться как качественным, так и количественным показателям. Существуют определенные нормативы, которые должны соблюдаться жилищно-коммунальными службами. Такие условия должны быть предусмотрены в договоре.

Проверки газовой службы

Штрафы грозят тем владельцам жилых помещений, кто не пускает для проверки бригады газовщиков. Такое усиленное внимание к работникам газовых служб возникло из-за серии взрывов в жилых домах. Все эти печальные события случились по причине несвоевременного устранения неполадок. После этого всем, кто безответственно поступает в данной ситуации, грозит штраф.

Названа одна из основных причин взрывов и проблем газовщиков - это невозможность попасть на территорию жилого помещения для проверки исправности газового оборудования.

Штраф за недопуск в первый раз составит от 1000 до 2000 рублей. Виновник заплатит штраф за аварию газового оборудования в 10 000 - 30 000 рублей. А при отказе заключения договора с газовщиками потребитель заплатит от 1000 до 2000 рублей.

Другая сторона также может поплатиться рублем за халатность. При отсутствии проверок или рекомендаций по замене газового оборудования в случае выявленных поломок, газовым службам грозит штраф. Должностные лица заплатят от 5000 до 20 000 рублей, организация - от 40 до 100 тысяч рублей.

На видео о правилах предоставления коммунальных услуг

Правила оказания коммунальных услуг и методы расчета существенно изменились с принятием последней редакции Постановления Правительства. Они стали понятнее и прозрачнее. И та, и другая сторона могут предъявить законные претензии, основываясь на конкретном документе.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами.

2. Установить, что подпункт "з" пункта 4 1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции настоящего постановления), применяется с 1 марта 2019 г., пункт 4 2 указанного Положения (в редакции настоящего постановления) применяется по истечении 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами

1. В Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2016, N 1, ст. 244):

а) подпункт "д 1 " пункта 26 изложить в следующей редакции:

"д 1) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);";

б) в пункте 27 слова "техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом" заменить словами "техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом".

2. В Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 21, ст. 2652; 2016, N 1, ст. 244; 2018, N 15, ст. 2113):

а) в пункте 4:

подпункт "а" после слов "предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491," дополнить словами "ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование),";

подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;";

абзац седьмой подпункта "д" после слов "коммунальной услуги соответствующего вида" дополнить словами "и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме";

в абзаце четвертом подпункта "ж" слова "ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида" заменить словами "энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме";

б) в наименовании раздела V слова "документов, связанных с управлением этим домом" заменить словами "связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования";

в) в пункте 19 слова ", иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом" заменить словами "и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование";

г) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21. В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.";

д) пункт 22 после слов "иных связанных с управлением этим домом документов" дополнить словами ", технических средств и оборудования";

е) пункт 23 после слов "иных связанных с управлением этим домом документов," дополнить словами "технических средств и оборудования";

ж) абзац первый пункта 25 изложить в следующей редакции:

"25. Управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "д" и "д 1 " пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, пункте 56 1 и подпункте "б" пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.".

3. В пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156; 2017, N 38, ст. 5628; N 41, ст. 5965):

а) подпункт "а" дополнить абзацами следующего содержания:

"обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

б) дополнить подпунктом "а 1 " следующего содержания:

"а 1) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";".

4. В Положении о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 927 "О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 38, ст. 5068):

а) пункт 4 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) обеспечение направления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.";

б) в пункте 5:

в подпункте "е" слова "(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации)" исключить;

дополнить подпунктами "п" и "р" следующего содержания:

"п) издает в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации приказы (распоряжения) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

р) направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представление об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.".

5. В Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6074; 2016, N 1, ст. 244):

а) в пункте 3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6 1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:";

подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;";

дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.";

б) второе предложение пункта 4 исключить;

в) дополнить пунктами 4 1 и 4 2 следующего содержания:

"4 1 . К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".

4 2 . При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "з" пункта 4 1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в", "е", "ж" пункта 4 1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.";

г) подпункт "д" пункта 5 признать утратившим силу;

д) пункты 8 и 9 после слов "о предоставлении лицензии и документах," дополнить словами "а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Положения,";

е) второе предложение пункта 13 после слов "лицензионных требований" дополнить словами ", в том числе грубых нарушений лицензионных требований,";

ж) пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:

"17. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1-6 1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в"-"д" пункта 4 1 настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок проведения такой проверки не может превышать 30 календарных дней.

18. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган не позднее 15 рабочих дней со дня наступления случая, являющегося основанием для переоформления лицензии в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".".

6. Абзац третий подпункта "к" пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2113), дополнить словами ", в пешей доступности от указанных многоквартирных домов. При этом для целей настоящих Правил под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемое пешком".

Правилами предоставления коммунальных услуг весьма подробно регламентируется содержание и порядок заключения договора на обслуживание жилых домов, предоставление и учет коммунальных услуг. Основная обязанность за деятельность в этом направлении возлагается на управляющие компании. По каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой. Постановлением определяется общий порядок заключения энергосервисного договора в жилых домах с оплатой за его результаты отдельно от оплаты за коммунальные услуги.

23 мая была опубликована информация об утверждении новых Правил предоставления коммунальных услуг. Новые Правила введены . С введением в силу новых Правил Постановлением Правительства отменяется Постановление № 307 от 23.05.2006 и вносятся существенные изменения в Постановления Правительства № 306 от 23.05.2006 и № 491 от 13.08.2006. Новые Правила вводятся не сразу, а через 2 месяца после внесения изменений в порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в Постановление Правительства № 306 от 23.05.2006. Минрегиону России поручено подготовить изменения в этот документ в течение ближайших трех месяцев.

Правилами предоставления коммунальных услуг весьма подробно регламентируется содержание и порядок заключение договора на обслуживание жилых домов и предоставление и учет коммунальных услуг. Основная обязанность за деятельность в этом направлении возлагается на управляющие компании. В части заключения договоров Постановлением достаточно жестко установлено условие для содержание договоров: если потребитель заключил договор с управляющей компанией, который не соответствует условиям новых Правил, то действующей нормой считаются положения Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011.

По каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. При этом вводится норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме.Это упорядочит расчеты в случае, когда отсутствует коллективный прибор учета.

Ужесточена ответственность неплательщика. Теперь ограничение предоставления коммунальных услуг может наступить не через 6 месяцев, как сейчас, а через 3 месяца.

Потребителям предоставлена возможность заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг.

Полностью пересмотрены алгоритмы расчетов за коммунальные услуги, как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии. Исключена норма, когда в конце года на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, распределялся весь годовой небаланс потребления по многоквартирному дому.

Фактическим оператором снятия показаний приборов учета и организатором их эксплуатации становится управляющая компания. Так же управляющая компания становится посредником при фиксировании фактов нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг.

В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой.

Постановлением определяется общий порядок заключения энергосервисного договора в жилых домах с оплатой за его результаты отдельно от оплаты за коммунальные услуги. Сама форма энергосервисного договора должна быть разработана в течение ближайших 5 месяцев Минрегионом и Минэкономразвития.

Гражданин РФ (каждый отдельно взятый) является потребителем ресурсов государства: вода (за горячую и холодную), свет пр. Основанием для доступа является договор, заключенный с предприятием, в данном варианте коммунальным (оно же исполнитель). Гарантировано предоставление возможности перерасчёта за отсутствие таковых, могут утверждать временное ограничение доступа и пр. — более конкретно процесс регламентирует Жилищный Кодекс.

Согласно установленным нормативам 354 Постановления Правительства РФ (регулирует отношения наряду с ЖК) каждому гражданину предоставлена возможность и право на перерасчёт по платежам за услуги (в данном варианте коммунальные). Новая редакция и последние изменения к ней дают наиболее исчерпывающие ответы собственникам и просто пользователям помещений/домов (многоквартирных) на все интересующие вопросы. Гарант в правовом отношении само государство независимо от города/региона, например, для Москвы это МОП.

с последними изменениями 2016

Создание 354 Постановления Правительства РФ датируется 2011 годом (май-июнь). Также как и прочие законодательные акты, он требует внесения актуальных на сегодня поправок (исходя из действительности в ЖКХ), которые производятся на ежегодной основе без привязки к периоду (могут вноситься/планироваться как на январь, так на май).

Новая редакция закона (последние изменения) вступила в свою законную силу в начале января текущего года (были внесены в самом конце прошедшего 2015 года).

Общедомовые нужды — платить или не платить по постановлению 354

Согласно последним изменениям общедомовые нужды по электроэнергии Постановление Правительства РФ номер 354 (пункт 44) также затронуло. Уже сейчас:

Пересмотрены коэффициенты нормативов водоотвода (производится пересчёт);
утверждено положение об установке специализированных счетчиков;
рассматриваются предложения о понижении данных тарифов (снижение ориентировочно на 10-15%);
принимаются меры для стимуляции организаций/предприятий (ЖКХ), предоставляющих различные виды услуг (коммунальных) актуальных для пользователей домов (многоквартирных) и пр.

Изменения по ЖКХ

354 Постановление Правительства РФ регламентирует потребительские нормативы ресурсов и их последующей оплаты для собственников/пользователей помещений (жилых). Новая редакция дает разъяснения, когда начинается начисление за полный пакет либо отдельную его часть по услугам коммунальным. Последние изменения поясняют: сила расчета начинает действовать с момента въезда в любое помещение либо многоквартирный дом.

Расчет размера платы за коммунальные услуги — 354 постановление

354 ФЗ Правительства РФ регламентирует порядок распределения счетов. Также там есть указания: каждый гражданин (пользователь дома многоквартирного) обязан каждый месяц представлять сотрудникам показания счетчиков (оплата также должна ежемесячно вноситься).

Перерасчет по отоплению

Если рассмотреть детальнее 354 ФЗ Правительства РФ (новая редакция) становится ясно, что тарификацию для помещений/многоквартирных домов планируется снизить (размер скидки зависит от региона). В редакции действующей (последние изменения) значительно упростилась процедура оплаты за услуги коммунальные, к примеру, платежи за тепло теперь вносятся по особой системе (упрощенной).

Расчет за коммунальные услуги

354 Постановление Правительства РФ об услугах коммунальных (редакция действующая, последние изменения) включает особое приложение, где подробно описаны рекомендации по нормам расчёта (заменена формула корректировки данных (п. 44, пп 2), правила и нормативы). Ужесточились мероприятия по контролю пользования/потребления, и в редакции действующей даны особые указания относительно установки счетного оборудования (счетчиков).

Постановление 354 с последними изменениями 2016 о коммунальных услугах

Комментарии к Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление №354)
Информация Минрегиона РФ. Информация НЕнормативного характера.

1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПОТРЕБЛЕННЫЕ В ЖИЛОМ И В НЕЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ
1.1. Определение размера платы с применением нормативов потребления коммунальных услуг
1.2. Определение размера платы при наличии ИПУ
1.3. Применение тарифов на коммунальные услуги
1.4. Определение размера платы в общежитии
1.5. Определение размера платы за услуги отопления
1.6. Определение размера платы за услуги ГВС при открытой системе ГВС и автономной системе ГВС
1.7. Определение размера платы за услуги водоотведения
1.8. Определение размера платы за коммунальные услуги в нежилых помещениях
1.9. О плательщиках за коммунальные услуги

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА
2.1. Применение нормативов потребления на ОДН
2.2. Применение в расчете платы за коммунальные услуги ОПУ
2.3. О площадях мест общего пользования в МКД
2.4. Определение платы за коммунальные услуги на ОДН по видам услуг
2.5. Определение платы за коммунальные услуги на ОДН для нежилых помещений
2.6. Определение платы за коммунальные услуги на ОДН в общежитиях

3. ПЕРЕРАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ПРИ ВРЕМЕННОМ ОТСУТСТВИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
3.1. О предоставляемых потребителями документах
3.2. Порядок и случаи перерасчетов

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
4.1. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ИПУ при их наличии у потребителей
4.2. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ОПУ при их наличии
4.3. Несанкционированное подключение

5. ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ПРИ НАРУШЕНИИ КАЧЕСТВА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
5.1. Основания и общий порядок
5.2. Изменение размера платы за услуги водоснабжения и водоотведения
5.3. Изменение размера платы за услуги отопления

6. ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
6.1. Процедура и случаи
6.2. Об определении задолженности потребителей

7. ПЛАТЕЖНЫЙ ДОКУМЕНТ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ
7.1. Вид платежного документа и его представление потребителям
7.2. Заполнение платежного документа
7.3. Предоставление рассрочки платежа
7.4. Участие РКЦ в расчетах за коммунальные услуги
7.5. Внесение платы за коммунальные услуги в РСО

8. ДОГОВОР С ИСПОЛНИТЕЛЕМ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
8.1. О возможности РСО быть исполнителем коммунальной услуги при наличии управляющей организации
8.2. Границы эксплуатационной ответственности исполнителя коммунальных услуг
8.3. Отношения с собственниками нежилых помещений
8.4. Отношения Исполнителя с потребителями коммунальных услуг
8.5. Отношения с исполнителем коммунальных услуг при непосредственном способе управления МКД
8.6. Предоставление коммунальных услуг в жилых домах
8.7. Об Исполнителе коммунальной услуги в новых многоквартирных домах

9. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ
9.1. О применении правил № 549
9.2. О применении правил № 354

Что еще почитать