План – конспект туристической прогулки «Веселый стадион. Прогулка в детском саду. Организуем досуг Конспект занятия на прогулке для доу

Цели прогулки:

Формировать у детей представления о взаимосвязи живой и неживой природы;

Воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, ;

Использовать в речи интонацию вопроса, восклицания, радости, удивления, восхищения;

Учить правильно согласовывать в речи существительное с прилагательным в роде, числе и падеже;

Учить детей формировать ответы приложениями;

Ход занятия

Ребята выходят на прогулку и вдруг на своем участке в ДОУ они замечают странного человека в длинном плаще, расшитом звездами. Он ходит и как будто, что-то ищет, рассматривает все вокруг.

В. Ребята, кто бы это мог быть, давайте подойдем и узнаем.

Дети. Здравствуйте, а кто вы такой?

Человек. Здравствуйте, ребятишки. Я звездочет, изучаю планеты, звезды. И вот я пролетал мимо вашей планеты и мне очень захотелось познакомиться с вами поближе. Ваша планета сверху такая красивая. Куда я попал?

Дети. Наша планета называется Земля, а это - наш детский сад.

Звездочет. Ребята, я ни на одной планете не видел столько зеленых растений, и тут еще много чего очень интересного. Расскажите мне о вашей природе, пожалуйста.

В. Уважаемый звездочет, мы очень рады с вами познакомиться и как раз сейчас мы с ребятами собираемся отправиться в царство природы по экологической тропе. Пойдемте с нам. Вы вместе с ребятами узнаете много интересного.

Звездочет. С удовольствием.

В. На нашем участке оставлены растения, которых не коснулось благоустройство, то есть, так называемый уголок нетронутой природы.

Догадайтесь о чем я вам загадаю загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Это лес.

Правильно - это фрагмент настоящего лиственного леса: деревья, кустарники, травянистые растения. Это часть нашего участка дополнена объектами, имитирующими натуральные объекты природы. Создана экологическая тропинка, по которой мы сейчас отправимся в наше путешествие. Вот смотрите, перед нами цветочная клумба, на цветочке сидит бабочка. Про бабочку есть загадка:

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей: пьет нектар. Опыляет цветы). А у нас над головой деревья: белая акация, американский клен.

А теперь мы пройдем по «Дорожке здоровья». Из чего она выложена? (ответы детей: из шишек, камушек, бревнышек). И перед нами деревянный мостик (дети преодолевают препятствия). Смотрите, справа от нас небольшая клумба с ароматными растениями - настурциями, понюхайте, какой у них аромат. (Дети вдыхают приятный запах цветов)

Посмотрите, какая-то интересная горка, огражденная березовыми столбиками, над ним растет молодя березка. Отгадайте загадку:

В лесу у березы, суета беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет -

Из лесного сора строит себе город.

О ком эта загадка? (Ответы детей: это муравьи)

Кто такие муравьи? (Ответы детей: насекомые). Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из чего? (Ответы детей: из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек). В муравейнике много ходов и выходов. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи - это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями - одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

Ой, какое большое бревно! Давайте на нем отдохнем. Отгадайте загадки:

Красненький петушок,

По жердочке бежит.

Накормишь - живет. Напоишь - умрет.

Ребята, что это? (Ответы детей: огонь).

Что это такое перед нами? (Дети: костер)

Верно, это кострище, давайте «погреем» ручки у «костра». (Имитированный костер из хвороста, рядом котелок, в нем вода, плавают искусственные рыбки) В котелке «варится» уха. Что еще можно на костре приготовить? (Дети: можно испечь картошку). Давайте мы с вами поиграем;

Игра «Горячая картошка»

Цель: развивать внимание, ловкость.

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели. Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше-выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развивать быстроту реакции, способность увертываться смекалку.

Дети играют начиная со считалки:

Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь ты.

(Дети читают стихи и загадки о птицах.)

Я дятел, я по дереву стучу

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая, невеличка,

Беленькая с животы,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети. Ласточка.

Дразнилка. Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться,

На крышу не садятся.
Мать-отца не знаю,

Но часто называю;

Детей знать не буду -

Чужим буду.

Дети. Кукушка.

Обратите внимание, ребята, перед вами ветряная вертушка, ее называют флюгер. Посмотрите, дует ветер, а вертушка вращается. А вот роза ветров. Она имеет четыре направления: север, юг, запад, восток.

Дети. Да это же Дуремар, наверное, пиявки искал. А вы знаете, какая птица любит часто прилетать на болото? Попробуйте догадаться:

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, за лягушками к болоту (Аист).

В. Верно. Вокруг болотца растут растения, такие же, как около настоящего болота. «Леший» с «Кикиморой» охраняют наше болото. И чтобы они пропустили нас дальше, давайте подарим для них песню «Мир похож на цветной луг».

(У их ног Лешего и Кикиморы лежит старое корыто, в котором посажены цветочные растения. Рядом с болотом находится емкость для измерения дождевых осадков.)

Идем дальше, наблюдаем разнообразие деревьев, кустарников: каштан, верба, береза, клен. Что у деревьев общего? (Дети: ствол, ветки, листья, плоды). А чем деревья различаются? (Дети: формой листьев, семенами, плодами, толщиной ствола). Смотрите, по пенечкам, обросшим мхом, бегают насекомые: жуки-солдатики, муравьи.

В. Ребята, смотрите, где это мы оказались? (Перед нами стоит плетень из лозы, на нем тарелки, котелок, рядом лежит вязанка дров, кастрюльки, стаканчики.).

Дети. Это же Федора! У нее посуда убежала.

В. А почему убежала посуда?

(Ответы детей: Федора не любила мыть посуду, никогда не делала уборку в доме).

В. Мы должны объясним Федоре, что нужно заботиться о себе, о своем здоровье. (Дети рассказывают, что нужно следить за своим здоровьем, заниматься спортом, бережно относиться к животным, растениям и ко всему окружающему.) Прощаются с Федорой.

Вот еще одна клумба. Здесь растут цветы, у которых разное время цветения.

Пора возвращаться.

(Дети вспоминают о том, что видели, закрепляют знания по экологическому образованию).

Звездочет. Ребята, огромное вам спасибо, я много узнал о вашей планете. Мне было очень интересно.

В. Ребята, давайте подарим Звездочету поделки из природного материала (Дети изготавливают поделки из шишек, листьев, семян и т.д.)

Волкова Оксана Юрьевна
Город Чита
МБДОУ " Детский сад № 23"
Воспитатель

Конспект проведения прогулки «Кладоискатели»

СКАЧАТЬ (с фото)

Старшая группа

Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи:

  • Развитие самостоятельности у детей путем участия в различных видах деятельности (сюрпризной прогулке).
  • Развитие ловкости, координации движений, выносливости, умение ориентироваться по карте, пространственного мышления.
  • Воспитание любознательности, положительного отношения детей к путешествиям.
  • Воспитывать волевые и дружеские качества в играх, чувство товарищества, взаимопомощи.
  • Учить детей ориентироваться на местности, используя план-схему.
  • Продолжать учить выделять характерные повадки диких животных.
  • Пополнить словарь детей прилагательными.
  • Развивать у детей ловкость, смелость, глазомер.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Предварительная работа:

Оборудование:

  • Карта территории детского сада с нанесенными точками - пунктами маршрут.
  • Иллюстрации диких животных, следы.
  • Иллюстрация " Правила поведения в природе"
  • Оборудование: " Лес", " Пруд", " Дикие животные"
  • Спортивная экипировка детей (удобная одежда и обувь).
  • Сюрпризы для детей: (игры экологической направленности, брелки

"Добрые сердца")

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами необычная прогулка, мы отправляемся в путешествие на поиски клада. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!

(Дети получают карту и вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться).

1. Пункт маршрута. Станция " Познавай-ка"

Чтение стихотворения: "Дикие животные"

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях,

На воде и под водой,

В небесах и под землей.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют.

Строят прочное жилище.

Место сбора сами ищут.

По своим живут законам.

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным,

Их повсюду охранять.

  • Каких животных называют дикими?
  • Как вы думаете, о каких животных говорится в тексте?
  • Где живут эти животные?
  • Почему дикие животные не всегда дружат с человеком?
  • Какие животные становятся в основном добычей хищных животных? (больные, слабые)
  • Почему возникла необходимость охранять диких животных?

Перед тем как отправиться в путешествие,

давайте вспомним правила поведения в природе

Игра «9 нельзя » (правила поведения в природе )

1.НЕЛЬЗЯ ломать ветки с деревьев

2. НЕЛЬЗЯ топтать цветы и грибы

3. НЕЛЬЗЯ разводить костёр пока не обкопаешь место или не обложишь его камнями

4. НЕЛЬЗЯ разорять птичьи гнезда

5. НЕЛЬЗЯ брать в рот незнакомое растение, оно может быть ядовитым

6. НЕЛЬЗЯ ловить диких животных и уносить домой

7. НЕЛЬЗЯ разорять муравейники

8. НЕЛЬЗЯ шуметь

9. НЕЛЬЗЯ оставлять мусор после себя

И тогда наши леса будут красивыми, и своей красотой будут радовать всех.

Наше путешествие продолжается. Работаем с картой.

2. Пункт маршрута. Станция "Загадочная"

Посмотрите внимательно вокруг и найдите предмет по моему описанию (находят конверт с загадками )

Цель: Уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять как отгадали загадку.

1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
4. Рыжая птичница.

В курятник пришла,
Всех кур перечла

И с собой унесла.
(Лиса)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
7. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
8. Белый на белом написал,
Где бегал
Рыжая прочтет - Белого найдет.
(Заяц, лиса)
9. На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка...
(Бурундук)
10. Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде...
(Енот)
11. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
12. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)

Обращаем внимание на карту. Наше путешествие продолжается.

3. Пункт маршрута. Станция " Следопыты"

Игра " Угадай чьи следа"

Цель игры: закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти.

Подготовка к игре: для игры нужны карточки, на которых изображены животные и карточки со следами этих животных.

Ход игры: нескольким детям нужно подобрать следы к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее выполнит задание - получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет лучшим следопытом.

Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий показывает следы (Хожу, хожу след покажу), а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.

Молодцы ребята и с этим заданием справились. Отправляемся в путь.

Рассматриваем карту, ищем 4 пункт маршрута.

4. Пункт маршрута. Станция " Трудолюбия"

Специально созданный беспорядок на пруду, в лесочке. (Бытовые отходы: бумага, пакеты от сока, фантики и т.п.)

Цель: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности. Формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;

В защиту окружающей среды пришли на ум эти строки.

Задумайтесь!

Задумайтесь, взрослые!

Задумайтесь, дети!

Хотите ли жить на прекрасной планете?

Где солнце сияет, деревья растут.

И жизнь зарождается

Люди живут.

Давайте все вместе её охранять,

Не мусорить - всё за собой убирать.

Ведь каждый цветочек

И каждый росток,

Найдёт в вашем сердце себе уголок.

И станет чудесней,

Красивей планета.

На радость Вам взрослым

И маленьким детям.

Молодцы! Полюбуемся красотой и отправимся дальше.

5. Пункт маршрута. Станция " Игралкина"

Подвижная игра "Два Мороза"

Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

Подвижная игра: « Хитрая лиса» (разучивание)

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

Игра" Рыба, птица, зверь"

Игра малой подвижности:

Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: «Рыба, птица, зверь». На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий.

Повторять названия не разрешается.

Наше путешествие подходит к концу, осталась последняя станция. А что это за станция мы сейчас узнаем. Ищем по карте.

6. Пункт маршрута. Станция "Подаркина"

Дети ищут клад. (Дидактические игры " Животные России", " Домино " Дикие животные", " Животный мир"). Брелки в виде сердечек " Добрые сердца"

Подведение итогов прогулки-игры:

Расскажи о своих впечатлениях;

Как изменилось ваше настроение к концу прогулки?

Задание на дом: «Нарисуй понравившийся эпизод прогулки».

Индивидуальная работа:

Познавательно-исследовательская деятельность

Изучение свойство снега:

Небольшое количество снега положить на руку (голую) и такое же количество снега положить на руку в перчатке.

Вопрос: Почему на голой руке снег начинает таять, а на перчатке нет?

Лепка снежной бабы

Игра-упражнение для гиперподвижных детей

"Не теряй пару" дети идут друг за другом парами,взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

Игра - упражнение для малоподвижных детей

«Догнать соперника»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения задания каждая колонна старается догнять друг друга, та, которой это удается, побеждает.

Свободные игры детей.

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?

♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

♦ Какие защитные свойства у снега?

♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

Прогулка №2 «Наблюдение за огородом»

Цели:

— знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

— воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)

♦ Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.)

♦ Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)

♦ Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.)

♦ Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.)

♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Трудовая деятельность

Постройка фигур из снега на участке.

— учить строить из снега фигуры;

— воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Совушка».

— учить внимательно слушать команду воспитателя;

— развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Прогулка №3 «Наблюдение за воробьем»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)

♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

♦ Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Прогулка №4 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;

— развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

♦ Почему снег хрустит под ногами?

♦ Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра

«Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Прогулка №5 «Наблюдение за рябиной»

Цели:

— расширять знания о рябине;

— продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие на вкус ягоды рябины зимой?

♦ Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

Подвижная игра

«Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

— продолжать отработку техники прыжка в длину с места;

— использовать зрительные ориентиры.

Прогулка №6 «Наблюдение за трудом дворника»

Цели:

— продолжать наблюдения за работой дворника;

— способствовать обогащению словаря;

— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?

♦ Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

— упражнять в беге;

— закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

— упражнять в ходьбе по лыжне;

— развивать ловкость, выносливость.

Прогулка №7 «Наблюдение за ветром»

Цели:

— расширять и углублять знания о неживой природе;

— формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

♦ Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)

♦ С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

♦ Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

— упражнять в метании предметов;

— развивать глазомер.

«Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

— закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

— находить предмет по описанию.

Прогулка №8 «Наблюдение за снегирем»

Цели:

— расширять представления о пролетных птицах;

— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдения

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо —

На березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится —

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)

♦ Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)

♦ А у самочки? (Темно-серого.)

♦ Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)

♦ Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)

♦ Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)

♦ На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)

♦ Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица, воробей, свиристель.)

♦ Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны.

Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Не поется птицам без небес».

Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

Прогулка №9 «Наблюдение за метелью»

Цель : дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

♦ Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)

♦ Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)

♦ Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)

♦ Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

Трудовая деятельность

Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.

Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.

Подвижные игры «Метелица».

Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

«С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).

Прогулка №10 «Наблюдение «Следы птиц на снегу»»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка).

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

♦ Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?

♦ Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)

♦ Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка

ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)

Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

— формировать умение трудиться в коллективе;

— планировать работу.

Подвижные игры

«Найди по следу», «След в след».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.

Индивидуальная работа

Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 — 3 м.

Цель: улучшать координацию движений.

Прогулка №11 «Наблюдение за легковым транспортом»

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.

♦ На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)

♦ Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?

♦ Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)

♦ Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)

♦ Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

♦ Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)

♦ Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

— закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;

— учить сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Извилистая тропинка», «Светофор».

Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину.

— упражнять в прыжках в длину;

— учить отталкиваться двумя ногами.

Прогулка №12 «Наблюдение за вороной и сорокой»

Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Птица серая парила,

Крылья черные раскрыла,

Громко каркнула она,

Только курочка ушла:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки? (От вороны.)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг

Поднимает стрекот — крик! (Сорока.)

В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей — значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу — жди мороза.

Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Исследовательская деятельность

Поискать на участке детского сада следы птиц.

Трудовая деятельность

Подготовка грядок к посеву семян.

Цель: прививать умения трудиться сообща.

Подвижные игры

«Пингвины с мячом», «Не наступи!».

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Прогулка №13 «Наблюдение за снежинками»

Цели:

— обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;

— учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные

А возьмешь — вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.

♦ Понаблюдайте за снегом, какой он?

♦ Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

♦ Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

♦ Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

♦ Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность

Постройка лабиринта.

— приучать доводить дело до конца;

— воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Пройди осторожно».

Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

Прогулка №14 «Наблюдение за снегоуборочной машиной»

Цели:

— расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;

— воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Что за дворник удалой

Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина.)

У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки.

♦ Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.)

♦ Какая у них щетина? (Жесткая, колючая.)

♦ А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта.)

♦ Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.)

♦ Как называется эта машина? (Снегоочиститель.)

♦ Чем похожи все машины?

♦ К какому транспорту относится снегоочистительная машина? (К специальному.)

Исследовательская деятельность

Сравнить снегоочиститель с машиной «скорой помощи».

Трудовая деятельность

Очистка от снега участка и постройка лабиринта.

— приучать действовать сообща, доводить дело до конца;

— воспитывать трудовые навыки.

Подвижные игры

«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи».

— закреплять двигательные навыки;

— развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость.

Индивидуальная работа

«Пройди по мостику».

Цель: упражнять в равновесии.

Прогулка №15 «Наблюдение за снегом»

Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Ход наблюдения

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

С. Есенин

Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду.

Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Назовите зимние месяцы.

♦ Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?

♦ В результате чего она образовалась?

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

Трудовая деятельность

Поливка водой ледяной дорожки.

Цель: учить аккуратно носить холодную воду и равномерно разливать ее по всей дорожке.

Подвижная игра

«Два мороза».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.

Организация прогулок в детском саду

Значение прогулки

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма? способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

Подготовка к прогулке.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Структура прогулки:

 Наблюдение.

 Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

 Труд детей на участке.

 Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

 Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным . Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

На прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это классики, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков;осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.

Целевые прогулки

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Каждый воспитатель сталкивался с тем, что в конце дня детей остается очень мало и надо их чем-то развлечь. По расписанию вечернее время приходится на время прогулки. Как сделать так, чтобы прогулка не превратилась в томительное ожидание родителей, а стала интересной и увлекательной?

Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры в детском саду,
  3. игры в детском саду с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

От этого мы и будем отталкиваться. Заметим, что хорошим подспорьем при организации прогулки в детском саду служат методические пособия, разработанные в соответствии с ФГТ. Каждому возрасту посвящена своя книга. В этих методичках подробно расписаны все варианты проведения прогулки, а также приводятся примеры подвижных игр на улице.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение

«Каждая погода — благодать». Любое время года — это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.

Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке или снегу или мелом на асфальте.

Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветреннее — в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.

Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.

Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду

Согласно пункту 12.6 СанПинов, предъявляемым к дошкольным учреждениям, «подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ».

Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:

Светофор

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

Воробьи и вороны

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

Путаница

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

Краски

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

День-ночь

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом

В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.

На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду . Небольшое количество участников — самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность

Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Что еще почитать