Краткая история Тувы: с древнейших времён до начала ХХ века. История Внутреннее устройство государства уйгуров

Тува в составе государства енисейских кыргызов Государство древних кыргызов, живших в Минусинской котловине, возникло в VI веке. Они переселились на земли к северу от Саян в период с конца III до середины I века до н.э. из Северо-Западной Монголии. Во главе древнекыргызского государства в VI-VII веках был правитель с титулом «ажо». В 840 году енисейские кыргызы (в китайских источниках именовавшиеся «хягас»), разгромив уйгуров, вступили на территорию Тувы и тем самым открыли себе путь на просторы Центральной Азии, т.е. территорию современной Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана. Ставка правителя енисейских кыргызов была перенесена в нынешнюю Северо-Западную Монголию южнее гор Танну-Оола, в китайских источниках Думань – «в 15 днях конной езды от прежнего хохуйского (уйгурского) стойбища». Во второй половине IX века их расселение на захваченных землях заняло территорию от верховьев Амура на востоке до восточных склонов Тянь-Шаня на западе. В то время «Хягас было сильное государство... На восток простиралось до Гулигани (Прибайкалья), на юг до Тибета (Восточного Туркестана), на юго-запад до Гэлолу (карлуков в Семиречье)». Аналогичные границы расселения кыргызов в IX-X веках отмечают и арабо-персидские источники. По «Книге путей государств» ал-Истахри, «Худуд ал-алам» и картам арабского географа ибн Хаукала в «Книге путей и стран», кыргызы граничили на западе с землями кимаков с центром расселения в районе Иртыша (кимако-кыпчакским объединением, возникшим в середине – второй половине IX века), на юго-западе – с карлуками в Семиречье, на юго-востоке – с тогуз-огузами (уйгурами) в горах Восточного Тянь-Шаня. *** Можно полагать, что во второй половине IX и начале X века ставка кагана кыргызов не меняла своего местонахождения (во всяком случае, об этом не имеется каких-либо данных). В начале Х века, вероятно в связи с усилением киданей, кыргызский каган переносит ставку в степи Тувы. В сочинении «Худуд ал-алам» говорится, что у всех кыргызов «нет совсем ни деревень, ни городов, и все они селятся в юртах и шатрах, кроме того места, где живет каган. Он жил в городе, называемом Кемджикент». Остатки этого города (Кемджикент) [Прим.: Название, возможно, происходит от гидронима Хемчик (Кемчик) в Западной Туве] в Туве пока не обнаружены. Однако, исходя из имеющихся археологических материалов, можно предположить, что в первой половине X века ставка кагана находилась в долине р. Элегест близ исследованных здесь могильников Шанчы, Чинге, Элегест с серией каменных стел с надписями и разнотипными тамгами, поскольку представляется, что при ставке должны были находиться представители различных аристократических семей – обладатели разнотипных знаков. Важно отметить, что енисейские кыргызы, как и древние тюрки, а также уйгуры, сыграли большую роль в происхождении и формировании современных тувинцев. Группы тувинцев из рода кыргыс, проживающие в юго-восточном и центральном районах Тувы, а также в районе хр. Хан-Когей Монголии, несомненно, ведут своё происхождение от древних кыргызов IX-XII веков. Скопировано: TӨӨГY (История).

История Тувы

Открытие скифских захоронений в Долине царей вблизи поселка Аржаан Тувы дало уникальные материалы для продолжения дискуссии о далеком проникновении на восток людей европейского типа. Вместе с другим сенсационным открытием - курганами долины Пазырык на Алтае, многочисленные находки всадников европейского типа, казалось бы, заставляют думать, что современное монголоидное население Алтая и Тувы является "пришлым". Между тем, и в относительно близкие к нам времена появление светловолосых голубоглазых воинов у границ Китая вызывало в современниках огромное удивление.

Причины кажущейся многочисленности европейцев на востоке Евразии нужно видеть лишь в том, что это были люди высокого положения. Курганы с их захоронениями сохранились лучше, чем могилы обычных жителей этих мест. Но для географии и туризма гораздо важнее, что курганы древней европейской знати сохранились в центре Азии как раз на транзитных путях, которые и сейчас удобны для путешествий.

Поэтому скопируем материалы об окрестностях царских курганов Аржаана и обзор по истории республики Тува (Тыва):

Пий-Хемский кожуун Тывы

тув. Бии-Хем кожуун

Страна Россия

Статус Муниципальный район

Входит в Республику Тыва

Административный центр город Туран. Другие крупные населённые пункты - Аржаан, Хадын, Уюк.

Население (2002) 11,9 тыс. человек

Русский житель ТувыНациональный состав русские, тувинцы

Площадь 9200 км?

Часовой пояс MSK+4 (UTC+7, летом UTC+8)

Код автом. номеров 17

География

Кожуун расположен на севере республики, главным образом, в пределах Турано-Уюкской котловины. На севере отделён от Красноярского края хребтами Западного Саяна. На юге - Уюкский хребет.

Крупнейшая река - Уюк, правый приток Большого Енисея (Бий-Хема).

Пий-Хемский кожуун - самый русскоязычный в республике. Активно осваивался русскими переселенцами, начиная с 80-х годов XIX века.

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

На протяжении веков история знала немало государств, отличавшихся в период своего расцвета величием и военной мощью, но сходивших с мировой арены в силу тех или иных объективных причин. Некоторые канули в вечность, не оставив следа, о других же сохранилась память в текстах древних рукописей. Одним из таких был Уйгурский каганат, существовавший в VIII-IX веках на территории Средней Азии.

Люди на «высоких телегах»

Ещё задолго до того как в появился Уйгурский каганат, вошедший в него племенной союз был хорошо известен в Китае. Первые упоминания о нём встречаются в письменных памятниках Поднебесной империи, созданных в IV веке. В них уйгуры обозначены термином, произносимым как «гаогюй», что в переводе означает «высокие телеги».

Такое название они получили за своё обыкновение передвигаться по степи на телегах с высокими колёсами. Китайские хроникёры описывали уйгуров как низкорослых, но необычайно сильных и выносливых людей, отличавшихся крайней жестокостью и алчностью. Отмечалось также их мастерство в верховой езде и владении луком.

Образование нового каганата

На территории, где жили племена Уйгурского каганата, или, иначе говоря, ханства, появившегося в середине VIII века, в прежние века существовали три других раннегосударственных кочевых образования. Первым из них был каганат, созданный в 323 году в Хангайском горном массиве, расположенном на землях, принадлежащих современной Монголии.

Просуществовав не более 200 лет, он уступил место второму каганату, также не задержавшемуся на исторической арене и в 603 году уничтоженному племенами тюрок, руководимых вождём из рода Ашинов. В их состав входили три племенных образования - басмалы, карлуки и уйгуры. Находясь в постоянном общении с Китаем, они не только стали его союзниками, но и заимствовали его передовую, по тем временам, административную систему.

Началом истории Уйгурского каганата принято считать 745 год, когда в результате острой межплеменной борьбы власть захватил клановый вождь из рода Яглакар по имени Бильге (его изображение приведено ниже). Сам он был уйгуром, и по этой причине созданное им государство получило своё, вошедшее в историю название.

Внутреннее устройство государства уйгуров

Следует отдать должное этому правителю: Уйгурский каганат он создавал на принципах достаточно демократичных и в корне отличавшихся от обычаев той варварской эпохи. Основные административные функции Бильге возложил на представителей десяти родов, составлявших племя тогуз-огузов, ставшее ведущим, но не господствующим в государстве.

Силой подавив сопротивление басмалов, он предоставил им те же права, что и своим родовым соплеменникам. Даже малые народности, такие как киби, тонгра, хунь, буту и ряд других, были приняты в общую среду на равных правах. Когда же закончилась двадцатилетняя борьба карлуков против Уйгурского каганата, продолжавшаяся с перерывами после смерти Бильге, то и они были уравнены с тогуз-огузами, оказавшись на той же ступени социальной лестницы.

Такая форма внутригосударственного устройства обеспечила ему на первых порах достаточную стабильность. Малые народности при этом имели те же права, что и ведущее племя Уйгурского каганата. Война с тюрками иных кочевых образований лишь укрепила этот союз.

Для своей ставки хан Бильге избрал участок, находившейся между подножием горного массива Хангам и рекой Орхоном. В целом же его владения, граничащие с Китаем, на западе охватывали Джунгарию - значительную по своей площади территорию Центральной Азии, а на востоке - часть Маньчжурии. К дальнейшим территориальным завоеваниям уйгуры не стремились. К середине VIII века этот степной народ уже устал от минувших потрясений.

Наследник верховной власти

После смерти хана Бильге, последовавшей в 747 году, верховная власть в Уйгурском каганате перешла к его сыну Маянчуру, однако своё наследственное право ему пришлось отстаивать в кровопролитной борьбе. Последний период правления его отца был отмечен возникновением в близких к нему кругах оппозиции, недовольной установленными порядками и ждавшей удобного случая к мятежу.

Воспользовавшись смертью правителя, её лидеры спровоцировали бунт среди басмалов и курлуков, развязав тем самым гражданскую войну. Не имея иной возможности подавить сопротивление, Маянчур был вынужден прибегнуть к помощи иноплеменников - татар и кидонян. Впрочем, историки отмечают, что немаловажную роль в благополучном завершении войны сыграло его умение находить во всех затруднительных случаях компромиссные решения.

Утвердив таким образом свою верховную власть, Маянчур приступил к обустройству государства. Начал он с создания мобильной и хорошо обученной армии. Это являлось первостепенной необходимостью, поскольку Уйгурский каганат существовал в период войн, постоянно вспыхивавших на всей территории Центральной Азии. Но, в отличие от отца, молодой правитель приложил все силы к расширению своих владений.

Военные походы Маянчура

Так, в начале 750 года он захватил верховья Енисея, покорив обитавшее там племя чиков, а осенью нанёс поражение татарам, селившимся в Западной Маньчжурии. На следующий год к его завоеваниям прибавились земли кыргызов, граничившие с северо-западными рубежами каганата. Продолжая традиции своего отца, Маянчур давал представителям покорённых им народов равные права с прочими жителями государства.

Важным этапом в истории Уйгурского каганата является оказание им военной помощи представителям правившей в Китае Дело в том, что в 755 году один из видных военачальников Ань-Лушань поднял мятеж и во главе многочисленного отряда, сформированного главным образом из тюрков, захватил обе столицы Поднебесной империи - Чанъань и Лоянь. В результате императору ничего не оставалось, как просить помощи у дружественных ему уйгуров.

Маянчур откликнувшись на призыв, дважды посылал в Китай войско, состоявшее из 5 тыс. профессионалов и почти 10-тысячного вспомогательного контингента. Это спасло танскую династию и помогло ей удержать власть, однако за услугу, оказанную уйгурами, пришлось рассчитаться золотом.

Ещё большую сумму император уплатил за то, чтобы его заступники поскорее убрались с территории Поднебесной и прекратили грабежи. Военная операция по наведению порядка в соседней стране чрезвычайно обогатила каганат и положительно отразилась на его экономике.

Принятие манихейской веры

Очередной важный этап в истории Уйгурского каганата наступил, по свидетельству тех же китайских летописей, в 762 году, и связан он был не с военными победами, а с обращением его населения в манихейскую веру. Её проповедником стал миссионер, говоривший на понятном для уйгуров согдийском языке и встреченный ими во время похода в Поднебесную империю.

Религия Мани, или иначе манихейство, зародившись в III веке в Вавилоне, быстро нашла своих последователей во всём мире. Не вдаваясь в детали её вероучения, заметим лишь, что в Северной Африке до принятия христианства манихейство проповедовал будущий святой Августин, в Европе оно породило Альбигойскую ересь, а попав в иранский мир, продвинулось вплоть до Дальнего Востока.

Став государственной религией уйгуров, манихейство дало им мощный импульс для продвижения по пути цивилизации. Поскольку оно было тесно связано с культурой, принадлежавшей более развитому Согдийскому государству, расположенному в Центральной Азии, согдийский язык вошёл в употребление наравне с тюркским и дал возможность уйгурам создать свою национальную письменность. Он же позволил вчерашним варварам приобщиться к культуре Ирана, а затем и всего Средиземноморья.

Между тем унаследованные от варварских времён обычаи Уйгурского каганата, несмотря на благотворное влияние новой религии и установившихся культурных связей, во многом оставались прежними, и насилие являлось путём решения многих вопросов. Известно, в частности, что в разные периоды времени два его правителя пали от рук убийц, а один покончил с собой, будучи окружённым толпой бунтовщиков.

В середине VIII века уйгуры дважды предпринимали попытки захвата территорий, принадлежавших Туве, и пытались подчинить себе обитавшие там племена чиков. Это было весьма трудным делом, поскольку те находились в союзнических отношениях со своими северными соседями - кыргызами - и опирались на их поддержку. По мнению большинства исследователей, именно помощь соседей стала причиной неудачи, постигшей уйгуров и их предводителя Моюн-чура во время первого похода.

Лишь через год, в результате победы в битве на реке Болчу, уйгурскому войску удалось одолеть сопротивление чиков и их союзников кыргызов. Чтобы окончательно закрепиться на завоёванной территории, Моюн-чура приказал возвести ряд укреплений и оборонительных сооружений, а также учредить там военные поселения. В составе Уйгурского каганата Тува находилась вплоть до его падения, являясь северо-западной окраиной государства.

Конфликты с Поднебесной империей

Во второй половине VIII века существенно обострились отношения каганата с Китаем. Особенно заметно это стало после того, как в 778 году к власти там пришёл император Дэцзун (его изображение приведено ниже), весьма неприязненно относившийся к уйгурам и не считавший нужным скрывать свои антипатии. Правивший в те годы в каганате Идигань-хан, желая принудить его к покорности, собрал войско и напал на северные районы страны.

Однако он не учёл, что за годы, прошедшие с тех пор, как уйгуры спасали правившую в Китае династию Тан, население Поднебесной увеличилось почти на миллион жителей, а соответственно, возросла и численность армии. В результате его военная авантюра окончилась провалом и лишь усугубила взаимную вражду.

Однако вскоре после этого война с Тибетом заставила китайского императора обратиться за помощью к ненавистным ему уйгурам, и те за определённую плату предоставили в его распоряжение достаточно мощный контингент войск. Сдерживая в течение трёх лет силы Тибета и препятствуя их наступлению на Северный Китай, уйгуры получили от своего нанимателя изрядное количество золота, но, вернувшись после завершения войны домой, столкнулись с совершенно неожиданной проблемой.

Начало внутренних междоусобиц

Отправляя в поход,свои войска, Идигань-хан не учёл, что среди племён, составлявших население каганата, очень многие не только сочувствуют жителям Тибета, но и имеют с ними кровные связи. В результате, возвратившись победителями из чужих земель, уйгуры были вынуждены у себя дома подавлять вспыхивавшие повсеместно мятежи, начало которым положили карлуки и тюргеши.

Не успели воины каганата сломить их сопротивление, как в тылу у них восстали кыргызы, сохранявшие до той поры автономию, но воспользовавшиеся политической нестабильностью для полного отделения. В 816 году положением, создавшимся в результате внутренних конфликтов, воспользовались тибетцы, не оставлявшие надежды отомстить уйгурам за недавнее поражение. Подгадав время, когда основные силы каганата, участвовавшие в подавлении восстания, находились на северных рубежах государства, они напали на столицу Уйгурии Каракорум и, разграбив всё, что можно было унести, сожгли её.

Религиозные войны, захлестнувшие каганат

Последующему распаду Уйгурского каганата, наступившему в середине IX века, способствовали усиливавшиеся с каждым годом сепаратистские настроения среди входивших в него племён. Немаловажную роль в их нагнетании играли религиозные противоречия, причём именно уйгуры становились главным объектом всеобщей ненависти.

Важно учесть, что Уйгурский каганат существовал в период, когда среди степных народов Средней Азии шёл процесс смены веры. Кочевники заимствовали религиозные мировоззрения главным образом из Ирана, Сирии и Аравии, но происходило это крайне медленно, без нажима извне. Так, среди них постепенно укоренялись несторианство, ислам и теистический буддизм (направление буддизма, признающее Творца вселенной). В тех же случаях, когда отдельные племена кочевников попадали в зависимость более сильных соседей, те просто требовали выплату дани и не пытались менять весь круг их мировоззрения.

Что же касается уйгуров, то они старались силой обратить народы, входившие в состав их государства, в манихейство, для многих чуждое и непонятное в силу недостаточного на тот момент уровня развития. Такую же политику они проводили и в отношении племён, которые, став жертвой очередного набега, оказывались под их влиянием. Не удовлетворяясь лишь получаемой данью, уйгуры заставляли их отказываться от привычного уклада жизни и принимать манихейство, производя тем самым ломку психики своих вассалов.

Начало гибели государства

Подобная практика приводила к тому, что не только целостности, но и самому существованию Уйгурии постоянно угрожало всё большее количество внешних и внутренних врагов. Очень скоро вооружённые столкновения с кыргызами, карлуками и даже тибетцами приняли характер религиозных войн. Всё это привело к тому, что к середине IX века былое величие Уйгурского каганата осталось в прошлом.

Ослаблением некогда мощного государства воспользовались кыргызы, захватившие в 841 году его столицу Каракорум и похитившие всю находившуюся в ней казну. Многие исследователи подчёркивают, что разгром Каракорума по своей значимости и последствиям был сопоставим с падением Константинополя в 1453 году.

Окончательно Уйгурский каганат пал под натиском китайских полчищ, напавших на него в 842 году и заставивших своих прежних союзников отступать вплоть до границ Маньчжурии. Но и столь продолжительное бегство не спасло погибающую армию. Кыргызский хан, узнав, что уйгуры нашли пристанище в землях, принадлежащих татарам, явился с многочисленным войском и предал смерти всех, кто ещё мог держать в руках оружие.

Внезапная агрессия со стороны Китая преследовала не только военно-политические задачи, но и ставила своей целью разгром манихейства, который в дальнейшем открывал дорогу для распространения буддизма. Все религиозные книги маниев были уничтожены, а имущество служителей этого культа передано в императорскую казну.

Последний акт драмы

Однако на этом история уйгуров не закончилась. После разгрома своего, некогда могучего государства им всё же удалось в 861 году, сплотившись вокруг последнего представителя правившей ранее династии Яглакара, создать небольшое княжество в северо-западной части Китая, на территории провинции Ганьсу. Это вновь созданное образование вошло в состав Поднебесной империи на правах вассала.

В течение некоторого времени отношения уйгуров с их новыми хозяевами были достаточно спокойными, тем более что они исправно платили установленную дань. Им даже разрешено было держать немногочисленную армию для отражения набегов агрессивны соседей - племён карлуков, ягмы и чигили.

Когда собственных сил не хватало, на помощь приходили правительственные войска. Но впоследствии обвинив уйгуров в разбоях и мятежах, лишил их своей защиты. Этим в 1028 году воспользовались близкие к тибетцам тунгусы и, овладев землями уйгуров, положили конец существованию их княжества. На этом завершилась история Уйгурского каганата, кратко изложенная в нашей статье.

Введение……………………………………………………………………….3
I. Государство енисейских кыргызов………………………………..4-6
II. Тува в составе государства енисейских кыргызов……………….6-7
2.1) Военно-административные отношения…………………………7
2.2) Основное занятие населения…………………………………….7-9
2.3) Одежда, предметы украшения…………………………………...9-10
III. Торговые отношения кыргызов…………………………………...10-11
IV. Военная организация……………………………………………….11-13
V. Общественный строй и социально-экономические отношения..13-14
VI. Верования жителей Тувы в то время ……………………………..14-15
Вывод…………………………………………………………………………..16-17
Список использованной литературы……………………………………...18

Введение

В истории всех народов знание родословной своих предков - это живая история рода и ее продолжение в будущем. И для того, чтобы связь времен не прерывалась и жизнь народа продолжалась в будущем, мы должны знать о своих корнях, это умножает нашу жизнь.
Тувинцы - коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. Они являются одним из древних этносов Центральной Азии, имеют богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Они, как и многие народы мира, прошли через определенные стадии социального и духовного развития и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.
На территории Тувы шел закономерный исторический процесс, начиная с первобытнообщинных отношений. Впервые она была заселена первобытным человеком в ашельское время раннего палеолита.

Государство енисейских кыргызов
Государство древних кыргызов, именуемое в летописи Танской династии Хагас или Хагяс, охватывало в VI в. территорию Минусинской котловины. Летопись поясняет, что «Хагас есть древнее государство Гяньгунь». Его население не представляло тогда собой единого целого в этническом отношении. Оно состояло из ряда племен, входивших в одно государство, но различавшихся между собою и по происхождению и по языку. Основное ядро составляли часть отюреченных к тому времени местных племен и древняя тюркоязычная группа кыргызов, переселившаяся на земли к северу от Саян в период с конца III - до середины I в. до н. э. из Северо-Западной Монголии. Танская летопись прямо указывает: «Жители перемешались с динлинами». В этническом составе это были местные племена, называвшиеся раньше динлинами, а позднее теле. Государство енисейских кыргызов - политическое объединение, образовавшееся на территории Минусинской котловины в VI в. После своего переселения жужунями тюркоязычные кыргызкие кочевники смогли подчинить разрозненные южно-сибирские племена, относившиеся к самодийским и енисейским группам. В кыргызком государстве сами кыргызы были правящим этносом, в то время как все остальные этнические группы относились к категории кыштымов - рабов, обязанных выполнять различные повинности и платить подати. В течение VI-VIII вв. кыргызкий правитель носил разные титулы (первонач. - эльтебер, т. е. правитель эля, или государства; позднее - каган, претендуя на господство над всеми кочевыми народами Центральной Азии; после поражения от тюрков и уйгуров был вынужден довольствоваться званием «тегин» - принц). В VIII в. кыргызкий правитель принял титул «ажо», характерный только для енисейских кыргызов и приблизительно соответствовавший уровню эльтебера. Символом власти кыргызкого правителя было знамя - штандарт, нижняя часть которого была красного цвета. Признавая верховную власть древнетюркских и уйгурских каганов, кыргызкие правители стремились к полной самостоятельности и поддерживали дипломатические отношения с разными государствами, в частности в результате династийных браков формировались военно-политические союзы с восточными тюрками (тюргешами и карлуками). В IX в. кыргызкий правитель снова провозгласил себя каганом, бросив вызов уйгурам в борьбе за господство над номадами Центральной Азии. В результате длительной войны кыргызы завоевали Туву, Монголию, Забайкалье, Восточный Туркестан, подчинив все кочевые племена. После распада каганата «Кыргыз-каган» некоторое время сохранял сакральные функции, однако реальная власть перешла в руки «князей», правителей отдаленных областей - «иналов». Центром кыргызкого государства считалась ставка правителя. В VI-VIII вв. она располагалась в глубине Минусинской котловины у Черных, или Темных, гор на правом, восточном берегу Енисея. Вероятно, ставка была обнесена деревянным частоколом, в центре которого находилась юрта, или шатер, правителя, а вокруг нее шатры его приближенных. После победы над уйгурами кыргызкий каган перенес свою ставку «на южную сторону гор Лао-Шань», в 15 днях езды от разрушенной им уйгурской столицы Орду-Балыка. В дальнейшем в качестве столичного центра функционировал Уйбатск........

Список использованной литературы:
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950. - Т. I. - С. 356.
2. Караев О. Арабские и персидские источники... - С. 49.
3. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. - М., 1969. - С. 120.
4. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997; Худяков Ю.С. Сабля Багыра: вооружение и военное искусство средневековых кыргызов. СПб., 2003.
5. C. И. Вайнштейн и М. Х. Ма?най-оол // История Тувы Том I // Сибирская изд. фирма «Наука» РАН 2001.
6. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - С. 89.
7.

Территория Тувы стала местом обитания древнего человека в мустьерский период (около 40 тыс. лет назад). Здесь, главным образом в южных и центральных районах, было найдено большое количество грубо обработанных каменных орудий: скребки, остроконечники и ножевидные пластины.

В эпоху неолита (5-4 тыс. до н.э.) древние племена Тувы научились изготовлять более совершенные каменные орудия, лук и стрелы, а также глиняную посуду. В эпоху бронзы они освоили скотоводство и примитивное земледелие, производство орудий из меди и бронзы. К этому времени относится и появление наскальных рисунков, не уступающих по содержанию и выразительности лучшим образцам мирового наскального искусства.

С освоением железа в древнем обществе произошли глубокие изменения, которые сопровождались переходом к кочевому скотоводству - основному занятию населения Тувы на протяжении последних 2,5 тыс. лет. Развивалось горное дело и металлургия. В это время здесь жили люди смешанного европеоид-но-монголоидного типа, с преобладанием европеоидных черт. Сравнительно высокого уровня достигла культура, о чем свидетельствуют образцы изобразительно-орнаментального искусства, найденные в погребениях. Некоторые из них сочетают в себе как местные художественные особенности, так и элементы скифо-сибирского "звериного стиля". Богатый материал для изучения этого периода был получен в результате раскопок грандиозных захоронений "царских скифов" - курганов Аржаан и Аржаан-2. Здесь была найдена всемирно известная бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры (хранится в Республиканском музее им. 60 богатырей).

В конце III в. до н.э. в Центральной Азии племена хунну создали военно-племенной союз во главе с шаньюем Модэ. Союз этот просуществовал вплоть до I в. н.э. Население Тувы в этот период смешивалось с племенами, оттесненными сюда хунну из Центральной Азии. Около 201 г. до н.э. территория Тувы подверглась завоеванию хунну. Изменился антропологический тип населения Тувы: от смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт - к центральноазиатскому типу большой монголоидной расы. Местные племена вели кочевой образ жизни; при этом шло разложение родовых отношений и начали складываться зачатки государственности.

Тува в составе тюркского каганата (VI-VIII вв.)

В 460 г. одно из племен хунну - Ашина - попало под власть жужан и переселилось из Восточного Туркестана на Алтай, где образовался союз племен, принявших название "тюрки". В середине VI в. тюрки разгромили государство жужан и создали свое государство - Тюркский каганат.

Из-за междоусобных распрей в начале VII в. Тюркский каганат разделился на два государства - Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. В свою очередь, Восточно-Тюркский каганат, в который входила Тува, распался под ударами воинственных племен уйгуров. Пребывание тувинских племен в составе древнетюркских государств имело для них важные последствия. В это время происходило формирование основных черт хозяйственной деятельности, образа жизни и материальной культуры, а также сложилось основное ядро тюркской общности, принявшее затем наименование тувинцев.

Тува в составе Уйгурского Каганата (VIII-IX вв.)

В 745-840 гг. уйгуры (один из древнейших тюркоязычкых народов) разбили государство древних тюрков и создали свой каганат. Пытаясь укрепить свою власть, они создали в Туве систему крепостей, соединенных между собой каменными стенами и валами. Один из таких валов, расположенный на северо-западе Тувы в Саянском каньоне, известен под названием "дорога Чингисхана". Это фортификационное сооружение не имело ничего общего с реальной личностью монгольского полководца, вступившего на историческую арену много позднее. Оно связывало между собой в единый оборонительный комплекс до полутора десятка уйгурских крепостей. За его стенами уйгуры находили укрытие от нападавших из Минусинской котловины племен древних кыргызов. К сожалению, большая часть "дороги Чингисхана" скрыта теперь водами Саяно-Шушенского водохранилища. В настоящее время в Туве известны 17 городищ и один наблюдательный опорный пункт, сооруженные уйгурами. Городища тянутся цепочкой в долинах рек Хемчик и Чадан, в устье Ак-Суга и Элегеста, на левобережье Улуг-Хема, между его притоками Чаа-Холь и Барлык, на озере Тере-Холь. Почти все городища расположены к югу от оборонительного вала, протянувшегося от Элегеста до верховья Хемчика. В уйгурский период в Туве продолжали укрепляться феодальные отношения. Древние уйгуры, как и тюрки, имели свою письменность.

Тува в составе государства енисейских кыргызов (IX-XII вв.)

Древнекыргызское государство в У1-1Х вв. занимало территорию Минусинской котловины. В 840 г. кыргызы, поддерживаемые племенами Алтая и Тувы, разбили уйгуров. В результате Тува оказалась в составе государства древних кыргызов и находилась в нем до начала XIII в., т.е. вплоть до нашествия войск Чингисхана. Все города и оседлые поселения уйгуров, построенные на территории Тувы, были разграблены и сожжены. Что касается уйгуров, то они в основной массе переселились в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, а часть их осталась в Туве (от них ведет свое происхождение тувинский род Кыргыс). Религия древних кыргызов - шаманизм. Кыргызы пользовались древнетюрк-ской енисейской рунической письменностью, и абсолютное большинство рунических надписей Тувы относится именно к этому времени. В эту эпоху установились тесные культурные и этнические связи между родо-племенными объединениями Саяно-Алтая - предками современных тувинцев, хакасов, алтайцев и др. Высшим культурным достижением этих родственных племен стала собственная письменность, представлявшая собой енисейский вариант древнетюркской письменности.

Что еще почитать