Экзистенциальная и гуманистическая психология: данности бытия личности. Экзистенциальная психология — что в ней есть для нас? Экзистенциальная психология основные взгляды

В середине ХХ века наблюдался всплеск развития отечественной и мировой психологии. Разные ученые проводили исследования, наблюдали за поведением и наклонностями человека, его проблемами и вопросами. Экзистенциальная психология начала существование в этот период. Родоначальниками научного психологического направления были В. Франкл, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй и другие. Другие известные психологи и психиатры использовали идеи этого направления, в частности, Э.Фромм, К.Хорни, С. Рубинштейн.

Что такое экзистенциальная психология. Первые начатки экзистенциального направления в психологической науке начались еще в середине ХIХ века.

В это время распространялась экзистенциальная философия. Родоначальником этого вида философии был Серен Кьеркегор. После первой мировой войны его идеи вспомнили, стали развивать, выделив основной постулат этого направления в философии: «Существование предшествует сущности». Первое слово обозначает процесс происходящего в реальном времени, сущность – глубинное явление, понимание, которое в разных ситуациях снова возникает.

То есть, происходящие явления берут свое начало из уже существовавшего раньше, но дополняются неизведанным, тем, чего не было до этого.

Уже после Второй мировой войны философские идеи стали объединять в новое направление – экзистенциальную психологию. Оно наполнялось разными идеями, тесно связанными с философскими взглядами. Дополняли теорию психотерапевтические наработки.

Основные идеи теории личности, человеческая дилемма

Экзистенциальное направление в психологии относится к гуманистической психологии, центром изучения является уникальность человека. В теории объединяется представление человека о себе как о «полярном существе». Ему свойственно быть сильным или слабым, ограниченным или безграничным, взрослым или ребенком, смелым или трусливым, желающим совершенствоваться или боящимся достигать совершенства, требующим уединения или социально активным.

Экзистенциалисты основываются на идеях Сартра, Бинсвангера, Бердяева о том, что существование – это динамика жизни человека. Этим представители экзистенциальной психологии переключаются с объекта на процесс. Существует много трудов, определяющих экзистенциализм с разных сторон, сюда же подключается религия. Всех представителей направления можно поделить на атеистов и верующих в Бога людей (теология). Эта теория объединяет все мнения в одном – реальности свободы личности.

Основными постулатами такой теории как экзистенциальная психология являются:


Человек – отправная точка гуманистической, экзистенциальной теории. От других людей его отличают свобода, смысл жизни, право выбора, ответственность.

Идеи родителя экзистенциальной психологии – В. Франкла

Пережив сложные жизненные обстоятельства, потеряв родственников в концлагерях, психолог определил, что человек может пережить многие обстоятельства, когда имеет цель. Смысл и ответственность помогают сохранить психическое здоровье, жизненную гармонию.

Счастливым человек будет тогда, когда создает свою жизнь, которая наполнена смыслом. При реализации человеческой природы, выполнении обязательства перед собой выявления способностей, индивид достигает довольства и гармонии. Такие принципы экзистенциальной психологии.

Франкл ввел много понятий в это направление психологии. Он рассматривал разные характеристики поведения, эмоций человека. Под экзистенциальным вакуумом он понимал ощущение пустоты и бессмысленности существования человека. Причинами такого явления являются:

Вклад Э. Фромма в науку

Фромм старался усовершенствовать психоанализ, добавив идеи гуманизма. В результате он открыл новые понятия и методы помощи человеку в рамках экзистенциальной психологии. Ученый сделал вывод о том, что личность – целостная совокупность приобретенных и врожденных свойств психики индивида, которые характеризуют его одного, делая уникальным.

Фромм обосновал зависимость формирования характера личности от влияния на нее общественно-исторического фактора. Исходя из этого, он ввел понятие «социальный характер», который разделил по определенным типам.

Разновидности социального характера, структура характера

Взаимоотношения между людьми строятся, в зависимости от доминирующих типов характера. В одной личности несколько типов могут перекликаться, может доминировать один.

Экзистенциальная психология: потребности

Позже Фромм определил, что у каждого человека есть экзистенциальные потребности, которые также формируют личность, как и социальные условия сказываются на типе характера.

Практическое применение экзистенциального направления

Любая теория в психиатрии и психологии должна иметь практическое подтверждение эффективного лечения, преодоления кризисов. При потере смысла существования у человека, по мнению экзистенциалистов, возникает экзистенциальный кризис. Это период, когда личность теряет смысл жизни. Связано это с потерей близких, гибели, неизлечимой болезнью, психотравмой и так далее. В этом случае важна психотерапия, чтобы у человека невротическое состояние не перешло в расстройство личности.

Критическое состояние, требующее срочной работы, возникает в момент, когда человек не знает, зачем дальше жить, либо он осознает приближение своей гибели. Экзистенциальный кризис отличается от экзистенциального парадокса – последний заключается в осознании значимости своей жизни, одновременно понимая, что существование человеческой жизни в принципе бессмысленно или не имеет конкретного предназначения.

Личность перестает страдать, когда разрешен парадокс, постепенно при разрешении проблемы проходит кризис.

Происхождение и история развития

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.

Вторая, собственно экзисенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй , представлена работами Л. Бинсвангера , А. Сторча, М. Босса , Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.

Российские корни

Идеи Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов . Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру , не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг - материальный - "биологический" и "физический" мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек "заброшен" фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром - мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир - мир самости , мир самосознания и самоосмысления, мир "для меня".

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени - оно есть "сердце существования"; отличительная особенность переживаний человека Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания "расшатывают" позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй , человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты .

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является "понимание человека как бытия", понимание "человека-в-его-мире".

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих , "Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения".

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании .

В частности, тревога , согласно Р. Мэй - это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну , это не то, что мы "имеем", а скорее то, что "мы представляем собой". Тревога (в первую очередь как нем. Angst , используемое З. Фрейдом , Л. Бинсвангером , К. Гольдштейном , С. Кьеркегором , а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety ) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.
  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе - онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 11; Мэй Р.
  2. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 111.
  4. Андрюшин В.В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве /hpsy.ru 21.08.06
  5. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера.
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 137-143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 145-148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 177-183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 107-109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 124-127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 127, 129-132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. (Серия "Психологическая коллекция"). - ISBN 5-04-088227-0
  • Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика: учеб. пособие. - М.: Издательский дом Высшая школа экономики, 2010. - 182 с. - ISBN 978-5-7598-0794-0

Ссылки

  • Основные русскоязычные Школы Экзистенциально-гуманистической психотерапии
  • Журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • OpenDocument
  • Новая Гвинея

Смотреть что такое "Экзистенциальная психология" в других словарях:

    экзистенциальная психология - (от лат. existentia существование) одно из направлений «гуманистической психологии». Э. п. изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и … Большая психологическая энциклопедия

    Экзистенциальная Психология - психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы … Психологический словарь

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений «гуманистической психологии»; изучает: проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология… … Профессиональное образование. Словарь

    Экзистенциальная психология - – ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Это название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений,… … Толковый словарь по психологии

    Экзистенциальная психология - направление в современной западной психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Экзистенциальная психология (existential psychology) - Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к рые выглядят… … Психологическая энциклопедия, Н. В. Гришина. Гришина Наталия Владимировна - российский психолог, специалист в области социальной психологии. Доктор психологических наук, профессор факультета психологии Санкт-Петербургского…


Чтобы понять, что представляет собой такое научное течение, как экзистенциальная психология, нужно рассмотреть основные положения экзистенциальной психологии.

Из истории

Эта отрасль психологической науки появилась в последние годы 19 века, а основателем ее принято считать датского философа Сёрена Кьеркегора, который обозначил главные парадигмы нового философского направления - экзистенциализма. Позже, уже в начале 20 века, рассматриваемый нами метод был существенно укреплен и развит.

На существование данного философского и психологического течения огромное влияние оказали тяжелые времена – многочисленные войны, экономические и социальные кризисы, духовные волнения людей. Не удивительно, что многие представители экзистенциализма работали над своими теориями, находясь в заключении в тюрьмах и лагерях, зачастую испытывая в те моменты серьезные личные трагедии. Получается, что экзистенциальная психология стала своего рода проекцией настроения большинства людей в 20 веке.

Изначально экзистенциальная психология и психотерапия появились, как и многие другие философские и психологические течения, в Европе, поэтому именно там экзистенциализм больше всего распространился. Но после окончания Второй мировой войны теория постепенно стала перекочевывать в Америку и другие страны и там заняла свое определенное пространство в науке.

Психология в лицах

Чтобы наиболее полным образом понять, что представляет собой рассматриваемая нами теория, нужно подробнее поговорить о тех великих людях, которые ее основали. Итак, Сёрен Кьеркегор – это, пожалуй, главная личность в экзистенциализме. Сёрен – получивший теологическое образование датский философ. Ему принадлежит огромное количество трудов по религиоведению и философии.

Именно он первым стал рассуждать о том, что индивидуальность первична, и о том, что к поступкам и действиям любого человека нужно относиться не так, как это было принято раньше. Кьеркегор прожил относительно небольшое количество лет, при этом довольно-таки тяжелых, поэтому совсем не случайно он в кризисные и проблемные моменты задумывался о том, что такое смысл жизни, для чего люди существуют на этом свете, о том, что такое смерть.

Другим ярким представителем учения был . Он занимался изучением основных трудов и Фрейда, именно они помогли ему понять и раскрыть собственные психологические теории. В своих трудах он опирался на трудные жизненные ситуации, в процессе которых люди задумываются о смысле собственного бытия.

К примеру, такое часто случается, когда человек или кто-то из его близких тяжело заболел или попал в тюрьму. Только в такие моменты как никогда человек начинает ценить собственное существование в этом мире. Самому Франклу пришлось пережить пять тюремных заключений и потерять при этом свою семью, зато взамен этого он стал гениальным психологом. Одной из главных заслуг Франкла считают введенное им понятие «экзистенциальный вакуум», которое означает полное отсутствие у человека смысла жизни, нежелание жить, равнодушие и опустошение, что может привести к глубокой депрессии или вовсе суициду.

Нельзя обойти стороной Джеймса Бьюдженталя, который вывел основные положения экзистенциальной психологии:

  • Проблемы любого человека всегда имеют более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд.
  • Следует непременно в каждой личности уважать ее автономию и самостность.
  • Каждая личность является субъективной, поэтому у каждого человека свои переживания, тревоги, радости, мысли и чувства, и у разных людей они не похожи. Поэтому удивляться, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же жизненные обстоятельства, не приходится.
  • Главная роль в человеческом поведении отводится настоящему, хотя имеется зависимость и от прошлого, и от будущего.

Одним из сильнейших представителей, изучающих экзистенциальный подход, можно назвать Ролло Мэя. Он на протяжении всей своей жизни был весьма увлечен литературой и искусством, что существенно повлияло на его психологические теории.

Стартовой точкой его учений стало то, что Мэй заболел такой страшной болезнью, как туберкулез. Только в тот момент он понял, что человек сам является хозяином своей жизни и может ее менять, а если он надеется на судьбу и сам ничего не делает, это не приводит ни к чему хорошему. Большую роль в его теориях играло понятие « ». Мэй считал, что она может быть нормальной, то есть необходимой для того, чтобы человек оставался бдительным, и нервозной, которая не приводит ни к чему хорошему.

Школа экзистенциальной психологии не представляется полной без такого психолога, как Бинсвангер. Он жил в Швейцарии и учился у великих психологов: Юнга, Фрейда и др. Стоит отметить, что Бинсвангер был не просто психологом, но и врачом-психотерапевтом, использующим на практике техники экзистенциализма.

Из ныне живущих самых ярких представителей экзистенциального направления в психологии можно назвать такого психотерапевта, как Ирвин Ялом. Его главная идея состоит в том, что для каждого человека нужно придумывать индивидуальную психотерапию, поскольку здесь не может быть какого-то универсального метода.

Основные положения

Если постараться кратко описать суть экзистенциального направления в психологии, то она заключается в том, что каждый человек в определенный момент времени является индивидуальностью . Поэтому в психологии рассматривать каждого человека нужно всегда отдельно, а не выводить какие-то общие, усредненные законы человечества.

Идеи экзистенциализма также во многом зависят от кризисных моментов в жизни людей. Получается, что человек может себя хорошо понять только в моменты , только в сложной жизненной ситуации он начинает ценить то, что имеет, понимать настоящий смысл своего пребывания в мире.

Представления о личности в экзистенциальной психологии фокусируются прежде всего на тех, кто в определенный момент переживает серьезные трагедии в жизни. Но к каждому такому клиенту психотерапевт должен находить особенный подход, учитывая его личностные особенности. Ни при каких условиях экзистенциалисты не станут предлагать своим клиентам решать их личные проблемы, основываясь при этом на примере других людей.

Экзистенциальная психотерапия основана на том, что психотерапевт обязательно должен подтолкнуть человека увидеть свою индивидуальность и стать способным выбраться из прошлого, перестать мечтать о будущем и начать при этом жить настоящим.

Ученые, занимающиеся экзистенциализмом, находят ответы (и показывают их своим клиентам) на следующие животрепещущие вопросы: в чем заключается смысл жизни, для чего я существую, что я собой представляю, в чем состоит ценность моего существования, что такое смерть, за что я несу ответственность и т.п.

Экзистенциализм не применяет методы так называемого вознаграждения от других людей в общении, как это, например, делается в теории актуализации. В рассматриваемой нами психологической теории акцент ставится исключительно на личность и на то, что человек не зависит от других людей, а сам является центром собственной жизни и ее хозяином. Мало того, развитие личности в любом плане, в том числе и в психологическом, прежде всего зависит от самого человека, а не от того, кто его окружает. Автор: Елена Рагозина

Если в конце XIX в. Сёрен Кьеркегор говорил о том, что Бог умирает, то в начале XX в. для европейской культуры стало очевидно, что Бог умер. Но "свято место пусто не бывает", и место священника оказалось занято экзистенциальным философом, а затем экзистенциальным психологом.

Сёрен Обю Кьеркегор (1813–1855)

Сёрен Обю Кьеркегор (дат. Soren Aabye Kierkegaard) – датский философ, протестантский теолог и писатель. Основатель экзистенциальной философии. Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

Тяжелая социально-экономическая ситуация в Европе и Америке, постоянные небывало разрушительные войны, где погибло немыслимое количество мирного населения, безумие фашизма и других тоталитарных режимов, постоянные экономические кризисы, – все это заставило поставить вопрос о смысле жизни, трагизме бытия, смысле смерти, одиночества. То есть, те вопросы существования (экзистенции), с которыми сталкивается любой человек: проблемы, которые являются центральными в философии экзистенциализма. Экзистенциальный психолог и психотерапевт поднимает тему подлинной природы человека, смысла Бытия человека, возможностей духовного совладания с данностями существования (И. Ялом): бессмысленностью, смертностью, изоляцией и пр.

Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии (Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Н. А. Бердяева и др.) и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

В экзистенциальной психологии выделяют четыре основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых помогает найти экзистенциальная психотерапия:

  • 1) проблемы времени, данности жизни и смерти;
  • 2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
  • 3) проблемы общения, любви и одиночества;
  • 4) проблемы смысла жизни.

В настоящее время целый ряд разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной психотерапии (или экзистенциального анализа):

  • – экзистенциальный анализ: основатель Людвиг Бинсвангер;
  • – Dasein-анализ (дазайн-анализ): основатель Медард Босс;
  • – логотерапия: основатель Виктор Франкл, его ученик Альфрид Лэнгле продолжает ее как экзистенциальный анализ;
  • – экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюджентала, Ирвина Ялома;
  • – пасторская психотерапия Ролло Мэя.

Экзистенциальная психотерапия обращена, в первую

очередь, к клиенту – взрослому, хорошо образованному человеку, которому нс чужды размышления о смысловом содержании жизни. Из предыдущего текста очевидно, что экзистенциальный психолог, в сознании образованного европейца, занял место священника.

Задача рассматривать идеи представителей экзистенциальной психотерапии – достаточно трудна: она требует раскрытия не только (и не столько) психологических феноменов, но и философских, поэтому ограничимся лишь поверхностным их обзором.

Каждый молодой человек задается вопросом: в чем смысл жизни? Если нет Бога, если все люди "умирают насовсем", зачем нужно стремиться достигать каких-то целей, терпя лишения и преодолевая трудности, зачем отказывать себе в удовольствиях, зачем стремиться реализовать себя в творчестве или другими способами усложнять себе жизнь? Альбер Камю считал жизнь театром абсурда; он писал, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчетливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий.

Соответственно, чтобы жить в бессмысленном мире, человек должен сам создать, построить, обнаружить собственный, индивидуальный смысл своей жизни – это первая экзистенциальная задача, которую должен решить человек для того, чтобы существовать. Но человеку очень трудно даже признать бессмысленность своей жизни. Ирвин Ялом описал невротические способы борьбы с бессмысленностью: нигилизм (отрицание всего духовного в человеке, цинизм), вегетативная форма (отказ от жизни в обыденном существовании), маниакальная активность (действие ради действия – чтобы не оставалось времени подумать – "а зачем?"...).

Виктор Эмиль Франкл (1905–1997)

Виктор Эмиль Франкл (нем. Viktor Emil Frank!) – австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы служили слова Ф. Ницше: "Тот, кто знает, “зачем” жить, преодолеет почти любое “как”". В. Франкл является создателем логотерапии – метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Виктор Франкл в своей логотерапии пытался заниматься, в первую очередь, поисками ответов на вопрос о смысле жизни. Логотерапия может быть переведена как "лечение смыслом"; логос здесь понимается как Осмысленное Слово (термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание").

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую В. Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу – фундаментальная мотивационная сила в людях, считал В. Франкл. Роль смысла выполняют ценности – смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить) .

Одним из важных факторов существования человека, делающего жизнь осмысленной, является смерть. В древнегреческой мифологии боги наказали титанов тем, что титаны знали день своей смерти. Мишель Монтень говорил по этому поводу так: "Ваше бытие, которым вы наслаждаетесь, одной своей половиной принадлежит жизни, другой – смерти. В день своего рождения вы в такой же мере начинаете жить, как и умирать" . Есть и другое высказывание: "отсутствие смерти сделало бы жизнь бессмысленной". И. Ялом считает, что важная экзистенциальная задача человека – научиться жить в присутствии смерти, т.е. научиться умирать: "...человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-настоящему проживает спою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал" .

Ирвин Дэвид Ялом (р. 1931)

Ирвин Дэвид Ялом (англ. Iwin David Yalom ) – американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, талантливый писатель. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться уникальная психотерапия. Основой этой "новой" терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях "здесь и сейчас" пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях.

Еще одна экзистенциальная проблема – одиночество или изоляция. Ребенок, рождаясь, чувствует потребность в привязанности к родителю – это важнейшая для развития потребность. Так же и для духовного становления человека нужен Другой – Учитель. Значимые другие составляют наше личностное пространство, оно без них невозможно, непроговариваемо. Но может ли человек быть всегда "па связи", достаточно ли этого присутствия других в его жизни? В какой-то момент жизни подросток, молодой человек понимает, что присутствие других людей в его жизни не может удовлетворить потребность в переживании связи, соединенности с другими людьми. Как говорят восточные философы: человек приходит один и уходит один. Переживание собственного одиночества – важное экзистенциальное переживание.

Но не все люди готовы встретиться с этим переживанием. По мнению И. Ялома, пути избегания изоляции: слияние и отстранение. "Я существую только как часть другого человека – без него меня нет" или "Мне никто не нужен, люди плохие – им нельзя доверять, лучше быть одному" – иллюстрации типичных высказываний избегающих одиночества людей. Одиночество нужно принять как данность жизни, по мнению экзистенциальных психологов. Но хочется противопоставить этой точке зрения другую, высказанную в русской религиозно-идеалистической философии XIX в., в частности В. С. Соловьевым , о соборности как высшем типе отношений между людьми, проникнутыми сознанием своей глубокой духовной общности.

Продолжая словами И. Ялома, человек одинок в той мере, в какой он отвечает за собственную жизнь; ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя. Проблема выбора и ответственности за свой выбор – следующая проблема экзистенциальной психологии и психотерапии.

Выбор – сложная задача, потому что всегда сопровождается анализом плюсов и минусов альтернатив; и выбор одной из множества альтернатив – всегда принятие ее негативных следствий и отказ от положительных сторон остальных вариантов. Сделать самостоятельный выбор (профессии, спутника жизни, даже одежды) – значит взять на себя ответственность за его негативные последствия. Никого нельзя обвинить, не на кого переложить ответственность за ошибки. Р. Мэй говорил о таких переживаниях, как тревога (нормальная и невротическая) и экзистенциальная вина: тревога из-за опасения сделать неверный выбор и вина перед лицом всей своей жизни за неверно совершенные выборы.

Возможность самостоятельно, но ответственно совершать выборы, с помощью которых человек становится Автором своей жизни, ведет к состоянию и переживанию настоящей Свободы. Свобода – возможность творчески реализовывать замысел своей жизни (как замысел сюжета романа реализует писатель), учитывая все препятствующие обстоятельства. Но свобода влечет за собой и опасность – ответа (ответственности) за негативные последствия. Поэтому, по мнению Эриха Фромма, люди стремятся избегать свободы, т.е. избегать ответственности. И они ищут безопасности в таких проявлениях, как авторитаризм, деструктивность, конформность автомата. Несмотря на то, что Э. Фромм был психоаналитиком, его идеи в полной мере являются экзистенциальными. С его точки зрения, позитивная свобода человека может быть достигнута благодаря любви, когда люди объединяются с другими, не жертвуя ощущением индивидуальности или целостности .

Эрих Зелигманн Фромм (1900–1980)

Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm) – немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Таким образом, в экзистенциальной психологии и психотерапии существование человека может быть представлено в виде такой трагической метафоры: человек – это большая белая птица (чайка), которая живет только одну ночь; и эта птица летит к рассвету, и никто не может пролететь за нее этот путь, и никто не может пролететь вместе с ней; и она летит одна, но делает это так полно и красиво, что остальные птицы смотрят на нее с восхищением.

Существование человека трагично, но тем не менее полно высших духовных переживаний, и чтобы открыть для человека эти переживания полноты жизни, Встречи с собой и Другим, нужно восстановить фундаментальные условия (основы существования). Например, у ученика В. Франкла – Альфреда Ленгле – эти условия следующие: окружающий мир, жизнь, отношение к самому себе как к Person, широкий горизонт смысла и будущего. Иными словами, нужно сказать жизни "Да"!

Очень близка к идеям об уникальности существования человека практика гуманистической психологии и психотерапии. Направление, обозначаемое также как клиепт-центрированная (или человеко-центрированная) психотерапия, основал Карл Роджерс.

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987)

Карл Рэнсом Роджерс (англ. Carl Ransom Rogers ) – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Роджерс внес большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл "личностно-ориентированной психотерапией" (англ. person-centered psychotherapy).

Название этого направления – гуманистическое – возникло в связи с его собственным пониманием истинной природы человека. К. Роджерс полагал, что человек изначально добр, ему присущи общечеловеческие ценности, он осознает и стремится реализовать свой личностный потенциал. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Для К. Роджерса, родители которого увлекались сельским хозяйством и выписывали много научных журналов по этой тематике, ведущей метафорой развития личности и взаимодействия клиента и психотерапевта была метафора ростка и садовника. Из каждого семени может вырасти прекрасное растение, в каждом заложен потенциал и стремление к росту, но очень важно, на какой почве и в каких условиях происходит этот рост. Если за ростком ухаживают: удобряют почву, поливают, рыхлят, – то он сможет вырасти в прекрасный дуб.

Для того, чтобы человек был способен актуализировать свой потенциал, важны отношения с значимыми людьми. С рождения у ребенка присутствуют две ведущие потребности – потребность в любви и потребность в самоактуализации. Если родители взамен своего отношения требуют от ребенка соответствия их ожиданиям, предъявляют ребенку "условия ценности", то ребенок пытается соответствовать ей, блокируя естественную потребность актуализировать себя. То есть, именно условная любовь, непринятие естественных потребностей и особенностей ребенка и создают почву для невротического развития личности. Отсюда задача клиент-центрированного психотерапевта – восстановить безусловные отношения человека с ним, а затем и с самим собой.

Карл Роджерс предложил несколько условий таких целительных отношений в психотерапии, – по словам ученого, "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта и отношения: конгруэнтность, эмпатия , безусловное принятие. Как он шутил на конференциях с педагогами, "...то есть, клиента, ученика нужно просто любить...". То отношение, которое К. Роджерс разложил на составляющие, сам он понимал как отношение любви человека к человеку. И это оказалось очень сложно для психологов. Можно воспроизвести психотехнику, но нельзя "воспроизвести" отношение любви. Нужно быть тем человеком, который способен испытывать это чувство к человеку, подразумевая самоценность любого человека как такового.

(См. задание 13 к гл. 2.)

Конгруэнтность – подлинность, открытость, честность. Динамическое состояние психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.

Очевидно, что при таком значении личного отношения психотерапевта и его личности в клиент-центрированной психотерапии не приветствуются психотехники, кроме эмпатии. К. Роджерс был против техник и приемов. Нельзя любить клиента и проявлять это чувство в виде искусственных "техник". Но некоторые приемы все-таки использовались, например – пауза. Оказывается, молчание в терапевтическом процессе имеет такое же сильное воздействие, что и слово.

Во всех случаях главным для К. Роджерса являлось обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного принятия – как того, что позволяет человеку стать "полностью функционирующей личностью".

Принципы терапии, центрированной на человеке (главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности), распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп-встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений, проявились в общественном движении хиппи и др.

Одним из ярких представителей гуманистической психотерапии был Джеймс Бьюджентал.

Джеймс Бьюджентал (1915–2008)

Джеймс Быоджештюл (англ. James F. Т. Bugental ) – американский психолог и психотерапевт. Удостоен награды "За выдающийся вклад в клиническую психологию" Американской психологической ассоциации и первой награды Ролло Майя за вклад в гуманистическую психологию.

Свою психотерапию он называл жизнеизменяющей. Дж. Бьюджентал считал, что у человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Часто люди не являются собой, а оказываются лишь "социальными машинами", функционирующими по заданным извне правилам. Для того, чтобы стать собой, важно задавать самому себе "базовые вопросы" жизни: "Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?" .

В концепции Дж. Быоджентала "присутствие" – одно из ключевых понятий. Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний. "Действительно присутствующий клиент полностью погружен в раскапывание субъективного. ...это не “думание о” или “разгадывание” своего “Я”. Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем не решение арифметических задач" . Не правда ли, напоминает духовные антропологические психотехники, о которых шла речь выше?

Экзистенциально-гуманистическая психологическая практика имеет глубокие культурные корни и в отечественной психологии. Можно назвать целый ряд талантливых ученых, которые продолжают теоретические и практические исследования в рамках этого направления: Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, С. В. Кривцова, А. Б. Орлов, Р. Кочунас (литовская школа), А. А. Кроник (,украинская школа) и др.

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшихся в России в 1920–1930 гг., стала культурно-историческая теория, авторство которой принадлежит Льву Семеновичу Выготскому (1896–1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л. С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас как в России, так и во всем мире. Идеи культурно-исторической психологии воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и в искусствознании. Активно функционирует Международное общество культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Это направление в отечественной психологической практике продолжено понимающей психотерапией Ф. Е. Василюка.

Согласно замыслу Л. С. Выготского, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Причем предметом психологии для Л. С. Выготского была даже не психика, а сознание и высшие психические функции.

В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Л. С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета. Другими словами, человек наделен, с одной стороны, натуральными психическими функциями (непроизвольное внимание, механическое запоминание и воспроизведение и пр.), а с другой – высшими, т.е. опосредованными знаками и символами. У высших психических функций есть средства, с помощью которых они организуются – мнемотехники, речевые установки и пр. Как говорил Л. С. Выготский: "Мысль совершается в слове".

Приведем пример из практики Л. С. Выготского . Человек, страдающий болезнью Паркинсона (тяжелое неврологическое заболевание, проявляющееся, в частности, в выраженной некоординированности движений), не может пройти по прямой линии. Для того чтобы помочь ему, на полу выкладываются листы бумаги как внешняя опора: наступая на эти листы (и таким образом решая не одну "большую" задачу, а много "маленьких" задач по перемещению от листа к листу), больной проходит по прямой линии. Принципиален следующий этап: больному предлагают идти не от листа к листу, но идти, представляя себе лежащие на полу листы (в реальности их нет), т.е. ориентироваться на образ. Это оказывается возможным, что означает следующее: больной овладел своим поведением, самостоятельно и произвольно организует его на основе средства, и первоначально формой существования этого средства была внешняя форма – конкретный предмет, внешний стимул.

Откуда же берутся эти психические орудия, или психотехники (о которых уже был разговор выше), опосредующие натуральные психические функции растущего человека? Ответ: в культуре. Именно культура организует сознание человека. Ребенок, овладевая языком (русским, английским, китайским и пр.) и другими знаково-символическими системами культуры овладевает и собственными психическими процессами, учится их осознавать (возникает возможность рефлексии) и ими управлять (они становятся произвольными). Вспомним картины импрессионистов: часто до того, как прочитать название картины, совершенно невозможно понять, что именно изображено. Как только мы читаем название, мы сразу начинаем угадывать в смутных очертаниях картины ее смысл.

Процесс формирования высшей психической функции отнюдь не мгновенен, он растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры; овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Как говорят в культурно-исторической школе – человек "врастает в культуру". Интересно, что эталон развития ребенка задается тоже в культуре. Физиологически рождающийся в XXI в. ребенок ничем не отличается от ребенка III до н.э. Но как же сильно они расходятся в уровне развития уже в 10-летнем возрасте. Если в школе античной Греции ученик, доказавший теорему Пифагора, считался гением, то сейчас учеников 7-го класса, придумавших пять способов доказательства этой теоремы, никто не считает особенно талантливыми.

Основной механизм врастания в культуру – интериоризации: перенос деятельности из внешнего плана во внутренний. Этот процесс не является механическим. Высшие психические функции, пишет Л. С. Выготский, возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших, т.е. есть социогенез высших психических функций и есть их естественная история. Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь.

Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс; это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Так, слово в развитии ребенка первоначально существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка ко взрослому, лишь затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность (что позволяет осуществлять ее планирование); последнее знаменует начало обращения речи в интрапсихическую форму.

Другой аспект теории Л. С. Выготского – представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Важным моментом в концепции Л. С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение "следовать" за развитием ребенка или же оно должно "вести за собой" развитие? Л. С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия "зона ближайшего развития": существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно (из зоны актуального развития), и задач, которые он может решить под руководством взрослого (т.е. из зоны ближайшего развития).

Общение ребенка со взрослым, как вы поняли, не формальный момент в концепции Л. С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное сотрудничество, общение.

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903– 1979), с именем которого связано развитие "теории деятельности". В целом А. Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским – проблеме деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А. II. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Подробнее об этой теории и других теоретических подходах отечественной школы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода вы узнаете в других теоретических курсах; здесь ограничимся перечислением фамилий наиболее крупных ученых, с трудами которых должен быть знаком каждый психолог, живущий в Российской Федерации: С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе и др.

В контексте идей культурно-деятельностной школы Л. С. Выготского – А. II. Леонтьева, а также личностно-центрированной психотерапии К. Роджерса, в отечественной психологической практике развивается понимающая психотерапия, основателем которой является Федор Ефимович Василюк.

Одно из основных понятий понимающей психотерапии – переживание, которое представляется как особая интегральная единица сознания (Л. С. Выготский), особая целостная внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией.

Федор Ефимович Василюк (р. 1953)

Федор Ефимович Василюк – российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, основоположник понимающей психотерапии.

Ф. Е. Василюк выделяет четыре уровня функционирования сознания, соответственно, на этих уровнях и "происходит работа" переживания. "Процесс переживания можно описать как протекающий по четырем связанным между собой каналам, каждый из которых может быть ведущим в той или иной фазе переживания" . Первый режим – сознавание: когда человеку "неожиданно пришла в голову странная мысль", или его "охватило чувство гнева", или "отвлек неожиданный звук". Феномены активного отношения к собственной психической активности, когда человек активно комментирует, осмысляет, оценивает собственную активность, репрезентируют уровень рефлексии. Когда человека переполняют эмоции, он испытывает тоску, радость или какие-то еще сложные чувства – такого рода процессы относятся к уровню непосредственною переживания. Психические процессы, не прослеживаемые внутренним наблюдением, относятся к уровню бессознательного.

Задача понимающего психотерапевта в диалоге с клиентом – помочь ему восстановить или осознать переживание во всей его полноте, на всех режимах сознания, сделать переживание опосредованным языком и другими знаковосимволическими системами. Модель уровневого построения переживания позволяет представить душевную работу по совладанию с кризисом в виде некоторой "мелодии": человек в кризисной ситуации то отдается течению чувств на уровне непосредственного переживания, то пытается на уровне сознавания обдумать ситуацию, принять решение, проанализировать возможные исходы, то ставит перед собой рефлексивные вопросы, то забывается от усталости сном, и работа переживания продолжается в форме сновидения .

Для того, чтобы сделать натуральное переживание человека культурным, Ф. Василюк предлагает психотехники эмпатии , кларификации, майевтики , интерпретации. Также для работы с бессознательным им разработаны психотехника выбора и режиссерская постановка симптома.

Завершая обзор современных психологических практик, нужно упомянуть направления, которые в него не вошли, но являются интересными и самобытными: нарративная психотерапия (М. Уайт), позитивная психотерапия (Н. Перешкиан), провокативная психотерапия (Ф. Фарелли). С этими направлениями рекомендуем вам познакомиться самостоятельно.

Цит. по: Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 284–314.

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и .

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования - проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения » С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии ». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия » И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора ». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования ». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

Что еще почитать