Что не известно о майя. Куда же исчезла великая цивилизация майя. Майя до сих пор существуют

Найдено четкое подтверждение гипотезы об экологической катастрофе, приведшей к исчезновению цивилизации майя.

Вопреки распространенному мнению об уничтожении цивилизации майя испанскими конкистадорами империя пришла в упадок еще за пятьсот лет до плаваний Колумба. В середине X века прекращается строительство великолепных пирамид и храмов, города покидаются жителями, а к моменту появления европейцев вся «империя» уже представляла собой мелкие разрозненные поселения, непрерывно воюющие между собой и с кочевниками.

Предложены две гипотезы о причинах исчезновения великой цивилизации. Во-первых, поражение в войнах с другим центральноамериканским народом — тольтеками. Во второй гипотезе рассматривается экологическая катастрофа, вызванная использованием примитивной подсечно-огневой системы земледелия. И действительно, согласно текстам майя, расшифрованным великим российским лингвистом Юрием Кнорозовым, каждые три-четыре года им приходилось бросать старые посевные площади, а под новые выжигать джунгли. Кроме того, огромное количество древесины требовалось для обжига известняка и получения строительной извести. В результате вырубки лесов изменилась структура почвы, начались засухи и резко снизились урожаи кукурузы — монокультуры майя.

Недавно появились веские аргументы в пользу этой гипотезы. Как сообщает сайт membrana.ru, американские биологи Дэвид Ленц и Брайан Хокадей исследовали 135 образцов деревянных конструкций из 6 храмов и 2 дворцов древнего города Тикаль. Оказалось, что с каждым годом при строительстве использовалась древесина все более худшего качества. В конце концов крупные и прямые бревна саподиллы строители заменили на короткие узловатые стволы кампешевого дерева. Очевидно, что саподиллу (местное вечнозеленое дерево) просто уже вырубили.

После появления конкистадоров к экологическим бедам майя прибавились неизвестные им ранее болезни и преследования инквизиции, однако полностью народ не вымер, и сейчас майя более 6 миллионов — живут в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе. Джунгли давно восстановились, посмотреть на пирамиды приезжает множество туристов, и майя продают им древние-древние статуэтки с отодранной этикеткой Made in China.

Письменность майя :

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв. Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.
Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.

Внезапное исчезновение майя, имеет специальный термин в исторической науке, называемый коллапсом. Эта романтическая легенда ведет свое начало с середины XIX века, времени нового открытия цивилизации майя американцем Джоном Л. Стефенсом и англичанином Фредериком Катервудом. Начиная с 1838 г. эти исследователи прочесывают джунгли Центральной Америки в поисках затерянных городов майя. Результатом работы явились два тома приключений, написанных в 1841 и 1843 гг. Авторы подробно описывают свои путешествия на Юкатан. Книги были прекрасно иллюстрированы Катервудом и внедрили в сознание людей овеянный мифами и легендами образ народа, исчезнувшего с лица Земли чуть ли не в один день. К сожалению, этот миф продолжает благополучно существовать и в наши дни.
Чтобы понять загадку жизни и исчезновения майя необходимо отрешиться от устоявшихся версий, возникших в XIX веке и рассматривать цивилизацию в контексте всей истории данной территории. Майя относятся к культурному ареалу, получившему название Мезоамерика и простирающемуся на север от 21 параллели до Коста- Рики, включающему в себя центральную и восточную Мексику, а также практически всю территорию Центральной Америки, перешеек Теуантепек вплоть до региона Сан-Хосе в Коста-Рике. Территория майя как раз-таки и входит в полном составе в этот конгломерат. Таким образом, история майя не отделима от истории освоения и развития этого региона. Если вырвать ее из данного географического и исторического контекста, она предстает перед нами загадочной и абсолютно необъяснимой. Получается, что для ее понимания нужно просто расширить кругозор.
Мезоамерика - это большая мультикультурная территория, где на протяжении многих лет сосуществовали разные народности, говорившие каждый на своем языке и имевший каждый свою культуру. Особенность мезоамериканской цивилизации в том, что она произошла от слияния кочевой группы народов Науас и коренным оседлым населением, к которому и принадлежали майя и отомис. Науас, не имевшие оседлой территории обитания, рассыпались по всей Мезоамерике, тесня местное населения и смешиваясь с ним. В конечном итоге кочевой народ и послужил цементом для конструирования единой этнической идентичности данного региона.
В течение 3 столетий культура майя развивалась под тенью владычества Науас. Завоеватели способствовали расцвету городов майя, таких как Копан, Тикал, Яксуна, Яксатун, Уксмаль, Бекан до такой степени, что некоторые современные археологи, базируясь на результатах раскопок, полагают, что первые правители майя в действительности были выходцами из народа Науас. С 450 г. н. э. культура майя переживает свой наивысший расцвет, понемногу она освобождается от общего мезоамериканского влияния, открывая для себя все новые и новые горизонты в индивидуальном развитии. Но только с VII в. н.э. майя имеют доступ к управлению и власти. В течение двух веков с 650 по 850 гг. н. э. идет так называемый технический прогресс: строятся пирамиды, реконструируются места культа, расширяются городские улицы, благоустраиваются жилища. Мириады скульпторов наперегонки стараются запечатлеть в камне лица властителей при их жизни, знать строит пышные мавзолеи. Керамика достигает небывалого совершенства. Развивается письменность и искусство, доступные, однако, в основном, только представителям власти. Каждый город культивирует свой, непохожий на другие, архитектурный стиль. Кажется, что города употребляют все возможные средства, чтобы как-то выделится из общей массы и захватить долгожданную власть и право, называться первыми среди равных. К сожалению, такой всплеск культурной активности привел к культурному же перекосу. После 850 г. майя никогда более не удалось достичь такого расцвета.

Это самая первая фотография развалин построек майя. Ею мы обязаны французу Дезире Шарне, который в 1859 г. вместе с тяжелейшим фотографическим оборудованием проник в сердце Чичен Итца, покинутого столетия назад. На снимке запечатлен фасад пристройки Ноннес, практически полностью скрытый джунглями.

Естественным будет вопрос: почему майя, практически ассимилированные и порабощенные кочевым народом, произвели поистине уникальный культурный взрыв в 600 г.? Возможно, это связано именно с тем, что прежние династии Науас пришли в упадок, и коренное население получило возможность принять бразды правления? И, действительно, мы наблюдаем, что с VII в. основные культуры и народы центральной Мексики - Теотиуакан и Монте Альбан исчезают практически за одно поколение. Кризис власти или религиозный, вырождение династических фамилий, владевших регионом на протяжении 18 веков - возможно все это вместе и послужило основой выступления майя на первый план в иерархии всех народностей этого региона. Таким образом, биполярность власти (кочевники - оседлое население) постепенно уходит, уступая место народу майя, исконно жившему на этих землях. Единственный раз в своей истории они, наконец, могут выйти за рамки своего ареала обитания и распространиться по всей центральной Мексике.
Спустя всего лишь 200 лет панорама резко меняется. Начиная с 850 г. вся строительная активность замирает. Стеллы, с хронологическими записями событий, пунктуально сооружавшееся каждые 20 лет, появляются теперь нерегулярно, а затем и вновь исчезают из обихода.
Последняя дата так называемого «длительного периода летосчисления», известная нам, была найдена на стелле из Тонина в Чиапасе. На ней выбито: 10.4.0.0.0., что в нашем летосчислении соответствует 909 г. н.э. Некоторые города в Нижних землях Центральной Америки, в сердце гватемальского Петена были просто оставлены. Что же произошло? Именно с этого вопроса и берут начало все невероятные легенды об исчезновении майя.
Одна из гипотез, очень модная в последнее время в связи с вопросом глобального потепления, - климатическая. Она была высказана в конце прошлого века Ричардсоном Б. Гиллем. Однако, нам она представляется очень спорной. Суть гипотезы в том, что народы майя постиг период колоссальной засухи, продолжавшийся длительное время. Засуха повлекла за собой нехватку самого необходимо для пропитания, что, в свою очередь, привело к большой смертности среди населения. Автор данной теории полагает, что засуха была вызвана не только естественными причинами, но также явилась результатом деятельности людей. Коренное население увеличивалось, вместе с ним, для сооружения новых городов, усилилась вырубка леса. Уменьшение лесной массы и повлекло за собой уменьшение осадков в регионе, приведшее к засухе.
Далее автор гипотезы полагает, что майя из Петена, те, которые не умерли на месте, скорее всего отправились на север Юкатана, либо на юг в Верхние земли Гватемалы, не такие засушливые, где можно было спастись от голода. Однако, давайте разберемся. Не стоит думать, что доиспанская Америка совсем не знала засух и была не готова к ним. Наверняка, бывало, что весь урожай гиб из-за недостатка влаги. Но и социальная система, сложившаяся в то время повсеместно в Мезоамерике предполагала и такой вариант. Вот почему амбары и чердаки во многих найденных городах были буквально забиты кукурузой, имеющая свойство сохранятся до 400 лет без каких-либо вредных изменений. Она-то и служила средством пропитания в годы менее урожайные, когда основной запас продовольствия был съеден.
Давайте зададим себе вопрос: возможно ли, что в Петане засуха продолжалась в течение 30 лет, не давая возможности собрать ни одного урожая? Сама гипотеза, кстати, базируется на результатах работ, проводимых на озере Юкатан специалистами-климатологами Ходеллем, Куртисом и Бреннером. Целью работ было исследование эволюции климата на протяжении длительного периода времени. Ученые пришли к выводу, что действительно период с 800 по 1000 гг. н.э. был более сухим по сравнению с прошлым и последующим. Напомним, тем не менее, что данный метод очень хорошо применим для изучения динамики климата в рамках тысячелетий, однако, в нашем случае он не может служить релевантным, поскольку погрешность его, и о ней говорят сами ученые, порядка 1 века. Получается, что мы не можем точно сказать, началась ли засуха в 700 г., либо в 1100 г.
Географические изыскания также противорчеать гипотезе о засухе, погубившей цивилизацию майя. Для начала отметим тот факт, что полуостров Юкатан ежегодно получает достаточную долю осадков, приблизительно 1 м в районе Мериды, на севере, 2 м во Флоресе, в центре и 4 м на юге в Петане. Это в 6 раз больше годичной нормы осадков во Франции. Территория Мезоамерики также сильно отличается, например, от пустынных и каменистых южных побережий Перу, где климатические феномены похожие на «Эль Ниньо» серьезно влияют на население и посевы. Основываясь на метеорологических данных истории и современности, мы с чистым сердцем можем исключить период невиданной засухи, поразивший цивилизацию майя в средние века. Также если мы взглянем на карту центральной и южной части полуострова Юкатан, то обнаружим на ней довольно значительную систему рек. Рио Мотагуа на юго-западе, рио Усумачинта на юго-востоке - две достаточно сильные реки со множеством притоков. На востоке, со стороны Карибских островов, рио Хондо и рио Белиз судоходны круглый год, на востоке две реки впадают в Мексиканский залив - рио Канделария и рио Шампотон. И, несмотря на то, что на севере полустрова нет ни одной значительной реки, это большое карстовое плато омывается огромным количеством подземных вод, расположенных в различных местах на глубине от 2 до 75 м ниже уровня земли. Вся эта пресная вода вполне доступна для использования благодаря многочисленным провалам земной коры, получившим у майя названия «дзонот», перешедшее затем в испанское “cenote” , что означает «подземное озеро». Все известные и до наших дней поселения на севере Юкатана находятся в непосредственной близости от таких подземных озер. Кроме того, майя строили большое количество гидравлических сооружений: распределительных и ирригационных каналов, ям для дренажа, резервуаров для сохранения дождевой воды, так называемых поддонов, на дне которых выдалбливались циркулярные колодцы или ямы в виде купола, обложенные камнями, называемые «чултун». Кроме всего прочего, север и центр Юкатана включают в себя множество озер и лагун, таких, например, как Петен Итца. Ни одно из проводимых клматических исследований до сих пор не показало пересыхания всех этих водоемов в какое бы то ни было время.
В конечном итоге, загадка исчезновения майя рассыпается в прах, как только мы начинаем рассматривать историю этой цивилизации в контексте исторического развития всего полуострова. Нам представляется верным считать, что майя стали жертвой все того же кочевого народа Науас, который не появлялся на сцене практически 2 столетия. В этот раз завоеватели пришли из центральной Мексики, где к власти приходят народы из центрального Алтиплано, известные в истории под именем Толтеков. Толтеки забрали власть у науас и создали своего рода федеративное государство, поглотившее и науас и майя.
Вероятнее всего история развивалась по двум сценариям. Те города, которые покорились новой власти без сопротивления, разрушены не были и затем вновь начался период их расцевета. Так случилось в большей части северного Юкатана, город Уксмалоуа Чичен Итза - остался нетронутым, не были разорены и Верхние земли в Гватемале. Однако, центры майя оказались разрушенными. Скорее всего это произошло потому, что население не захотело вновь покорится кочевникам. Вначале, имена военноначальников науас появляются на стеллах. Полководец Сейбал, например, изображен на стелле со свитком в руке, что означает, что скульптор приравнял его к мексиканскому «тлатоани» (начальнику города-государства). Понемногу глифы майя становятся все менее и менее многословными. Общий стиль городов беднеет. Затем прекращается возведение стелл: больше нет правителей майя, все действия которых необходимо запечатлеть для истории. Начинается массивный отток населения майя из Петена на север или юг полуострова. По подсчетам только десятая часть жителей решила не покидать обжитых мест.

В Копане (на фото), также как и в других городах, стеллы воздвигались на месте жертвоприношений. На них были выбиты дата и имя правителя, которого они олицетворяли. Последняя из стелл, найденная при в Тонине, подтверждает оставление города его жителями в 909 г. н.э.

Многочисленные разрушения в городах майя свидельствуют, что новая власть всеми силами старалась подавить сопротивление коренного населения, особенно это заметно в Петене. Миграция мирных жителей всегда сопутствует военным победам неприятеля. Таким образом, мы видим, что майя вовсе не исчезли в одночасье с лица Земли. Разрушались символы их цивилизации: пирамиды, дворцы, каменные свитки, на коих начертаны были завоевания майя. Между 850 и 900 гг. майя старательно ассимилируются всем населением Мезоамерики, контролируемой теперь науас. С этого момента народ майя вынужден рассеиваться и смешиваться с другими народами.
С прибытием в Америку испанцев земли майя остаются густонаселенными. По нашим подсчетам все население, говорившее на языке майя в то время составляло порядко 7-8 млн. человек. Именно майя дольше всех сопротивлялись испанской коллнизации, до такой степени, что город Тайсал, относящийся к доколумбовому периоду, просуществовал практически в своем первозданном виде вместе с коренным населением до 1697 г.

Древняя цивилизация майя возникла в первом тысячелетии до нашей эры и достигла пика своего расцвета приблизительно к 600 году нашей эры. Руины тысяч поселений были найдены по всей Южной Америке. Но почему цивилизация пришла в упадок? Ученые сходятся на том, что причиной тому стала какая-то масштабная катастрофа, возможно, связанная с климатом.


Сладкая пирамида Майя

Расцвет и упадок майя

Многочисленные археологические находки указывают на то, что владели различными ремеслами, в том числе архитектурным мастерством. Также им были знакомы математика и астрономия, которые они использовали при строительстве храмов и пирамид. Кроме того, у них была письменность в виде иероглифов.

Однако примерно в 850 году майя начали покидать свои города. Меньше чем за два века осталось всего несколько изолированных поселений, которые и обнаружили в 1517 году испанские . Колонистам не составило труда уничтожить остатки древней культуры под корень.

"Засушливое" проклятие

Что же случилось с майя, ведь упадок произошел еще в доколумбову эпоху? Версий выдвигалось множество, среди них — гражданская война, вторжение враждебных племен, утеря торговых маршрутов… Лишь в начале 90-х годов прошлого столетия после изучения хроник было выдвинуто предположение, что причиной стала… банальная засуха!

Оказалось, что примерно с 250 по 800 год города майя процветали, их жители собирали богатый урожай благодаря обильным дождям… Но где-то начиная с 820 года на регион обрушились засухи, продолжавшиеся десятилетиями. Этот период как раз совпал с началом краха майя.

Правда, не все города были сразу покинуты. В IX веке люди ушли в основном из поселений, расположенных в южной части страны, на территории современных Гватемалы и Белиза. А вот население полуострова Юкатан, напротив, переживало расцвет. Знаменитая Чичен-Ица и некоторые другие северные центры майя продолжали процветать и в X столетии.

К сожалению, ученые достаточно долго были вынуждены биться над этой загадкой. Большинство манускриптов были уничтожены испанскими колонизаторами по приказу католической инквизиции. Информацию можно было получить только на основе календарных записей на памятниках, анализа керамики и радиоуглеродного датирования органических материалов.

В декабре прошлого года археологи из Британии и США наконец смогли свести воедино все имеющиеся данные и проанализировать ситуацию. Оказалось, что северные территории также пострадали из-за засух, но не сразу. Так, сначала сократилось строительство из дерева. В X веке количество осадков ненадолго увеличилось, и снова произошел короткий расцвет. Однако затем засухи возобновились, и в период с 1000 по 1075 год произошел очередной резкий спад в производстве — в частности, в строительстве и резьбе по камню.

XI век принес еще более сильные засухи. Исследователи считают, что это был самый засушливый период за 2000 лет, прошедших с Рождества Христова, и даже окрестили его "мегазасухой". Количество осадков с 1020 по 1100 год неуклонно падало. Если первую волну засух север, в отличие от юга, еще как-то смог пережить, то от второй волны майя уже не оправились.

Правда, несколько поселений еще продолжали существовать — так, Майяпан на севере процветал еще в XIII-XV столетиях. Но классические "мегаполисы" майя превратились в развалины.

Экологическая катастрофа

Очевидно, засушливость климата привела к падениям урожаев. А ведь экономика майя напрямую зависела от сельского хозяйства. Экономические проблемы привели, в свою очередь, к социальным катаклизмам. Запасы продовольствия уменьшались, началась борьба за ресурсы, что раздробило государство.

"Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух IX века", — комментирует Джули Хоггарт из Университета Бейлора (Вако, штат Техас).

Так или иначе, после 1050 года майя оставили земли своих предков и направились к Карибскому побережью и другим местам, где могли находиться источники воды и плодородные земли.

Кстати, некоторые эксперты полагают, что сами майя невольно стали виновниками гибельных засух. Они активно вмешивались в природную среду, в частности, построили гигантскую систему каналов шириной в сотни километров, что позволяло им осушать заболоченные участки земель и превращать их в пахотные. Кроме того, они вырубали огромные массивы леса, чтобы строить города и возделывать пашни. Это могло привести к локальным засухам, которые в совокупности с естественными изменениями климата обернулись настоящей катастрофой…

Невзирая на все своё могущество, приблизительно в VIII-IX веке н.э. майя оставили свои города и ушли в неизвестном направлении. Что же на самом деле стало причиной гибели могущественной цивилизации?

Мистическое исчезновение По одной из версий, причиной «этнического катаклизма» стала несовершенная система земледелия: дескать, подсечно-огневой метод обработки земли стал неэффективным, привёл к оскудению почвы и голоду. Но эту догадку опровергает то, что население полуострова Юкатан до сих пор обрабатывает землю этим способом.

И ничего — живы, а некоторые и вовсе благоденствуют. Ещё одной причиной этой напасти могла быть та, что народы майя подверглись жестокому истреблению со стороны могущественного врага (типа монголо-татар центральноамериканского пошиба, только более жестоких). Но, увы, никаких данных, свидетельствующих о нападении могущественного соседа, не сохранилось. Некоторые исследователи предлагают и вовсе фантастическую версию «ухода»: майя получили доступ к учениям о левитации, телепортации и прочей мистике, после чего перешли в «параллельный мир».

Тем, кто читал Кастанеду или хотя бы немного знаком с учениями индейских магов, этот вариант не покажется совсем уж невероятным. На наш взгляд, наиболее предпочтительной является версия о том, что майя погибли не вследствие фатальных, экономических просчётов или ударов извне: внутри этого народа изначально существовала «раковая опухоль», которая на протяжении веков подтачивала здоровье нации и, в конечном итоге, высосав из неё материальные и духовные силы, принудила раствориться в историческом небытии. Речь о религии.

Точнее, о религиозных культах — жестоких до бесчеловечности, которые под маской заботы о духовном здоровье нации вели её к исторической гибели. На алтаре религии Вся религиозная власть в государстве майя принадлежала верховным жрецам, у которых был громадный аппарат помощников. Прежде чем достичь этого звания, жрецы получали знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. У жрецов были даже своеобразные курсы повышения мастерства, где им читались специальные лекции. Религиозные обряды майя были основаны на жертвоприношениях, и основным «продуктом», которым «ублажались» боги, являлись человеческие жертвы.

Отсюда и проистекала бесчеловечность многих обрядов — жертва повергалась на алтарь, затем жрец рассекал человеческую грудь и вырывал сердце, окропляя кровью каменного идола, после чего с трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец. Количество жертв достигало десятков тысяч в дни больших праздников и торжеств. Всё население городов завывало от восторга на подобных ритуальных действиях. Нередко в результате этих вакханалий люди теряли человеческий облик. Безнравственность и оргии приобретали всё более и более широкий масштаб.

Подобные действия проистекали на протяжении многих веков. Не удивительно, что в качества жертв выбирались самые достойные — умные, красивые, сильные. Это был настоящий удар по генофонду, воспроизводство которого затруднялось ещё и военными действиями, эпидемиями и скудным питанием. Кроме того, некоторые из религиозных обрядов майя были словно нарочно придуманы для того, чтобы ослабить их выносливость и сделать удобной мишенью душ эпидемий и болезней.

Например, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца. Поощрялось и половое воздержание. Большинство этих ограничений касалось жрецов, но остальные, находясь под их большим влияниям, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Судя по всему, майя чересчур доверились своим жрецам. И они подвели их под монастырь. Или, выражаясь точнее, под храм. Воскресший император Правда, не все представители этого народа были столь безропотны, чтобы исполнять всяческие неразумные ритуалы.

В летописях описывается одно из таких событий, которое произошло около 1200 года до н.э. и было связано с приходом к власти знаменитого властителя Хунак Кееля. Будучи молодым человеком, Хунак Кеель участвовал в процессе принесения человеческой жертвы, совершаемом у Священного колодца. Колодец этот расположен в карстовом разломе и поражает воображение своими размерами — его диаметр достигает почти 60 метров. Подобные колодцы были во многих крупных городах майя. Предназначались они для принесения человеческих жертв.

В частности, в Священный колодец Чичен-Ицы, сохранившийся до наших дней, бросали юных девственниц. Жертвы, как правило, погибали, из него выбирались лишь единицы. И то, если «разрешал» жрец. Но после этого невероятного «воскрешения» жизнь спасшегося становилась невыносимой — ведь его отвергли боги! Что уж говорить о людях? На тот момент между городами Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан был установлен Тройственный союз, продлившийся с 987 по 1194 г. н.э. Это был союз, который способствовал установлению стабильности.

Однако правители городов нередко нарушали условия договора, и хитроумный Хунак Кеель решил использовать обряд жертвоприношения в политических целях. Когда процессия с жертвами стояла у края колодца, он прорвался сквозь человеческий коридор, растолкал всех и сиганул вниз. Очевидцы были поражены его поступком — можно сказать, они стали свидетелями того, как боги призвали их соплеменника! Но ещё больше они поразились, когда через минуту молодой человек всплыл на поверхность и заявил: «Я виделся с богами. Они приказали мне занять царский престол!».

И что вы думаете — народ поддержал храброго юношу! Вскоре после этого Хунак Кеель занял царский престол и основал династию, известную под именем Коком. Молодой правитель объединил власть в одном лице и долгое время правил городами единолично. Но это были единичные случаи. В большинстве своём юноши и девушки безропотно принимали свою судьбу. Когда в середине прошлого века американские археологи исследовали знаменитый колодец, расположенный на севере Юкатана, там нашли сотни черепов юношей и девушек. И только один из них принадлежал старику.

Так как рядом был найден и специальный ритуальный нож (такими ножами жрецы убивали жертву), археологи предположили, что этот череп принадлежит жрецу. По-видимому, одна из девушек, обречённая на заклание, оказала сопротивление или «прихватила» жреца с собой, когда он был ещё живым, или убила его ещё на поверхности. Как бы там ни было, регулярное уничтожение девственниц вкупе с массовым приношением в жертву юношей и молодых мужчин постепенно привело к тому, что силы нации иссякли.

На рубеже VIII-IX веков н.э. народы майя, измученные неразумными культами и неэффективной системой управления, не способной противостоять национальному истреблению, предпочитали уходить в леса и умирать от голода или в пасти зверей, чем погибать на храмовых алтарях или в забитых трупами колодцах. И когда в XVI веке у берегов Юкатана появились испанские каравеллы, ацтеки — родня некогда могущественных майя — приняли завоевателей с распростёртыми объятиями. У них уже не было ни сил, ни духа, чтобы воевать за свою свободу.

Цивилизация майя возникла на внушительной территории, начиная с Центральной Америки и вплоть до Мексики. Племена майя расселялись на территориях современных Сальвадора, Гондураса, Белиза, Гватемалы и Мексики. VII-VIII вв. — время наивысшего расцвета классической цивилизации майя, её «золотой век». Правители многочисленных городов-государств вели успешные боевые действия на западных и южных границах. Казалось, ничто не угрожает благополучию этой великой страны.

И тем не менее к концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь затухла или вовсе прекращалась. Майя словно услышали какой-то тайный призыв из глубин вечности и ушли, неслышно притворив за собой дверь.

Что еще почитать