Женщины в концлагере равенсбрюк. Равенсбрюк. Женский лагерь смерти. Добровольная культурная деятельность

История женского концлагеря Равенсбрюк

30 апреля 1945 года, в день освобождения лагеря, узницы Равенсбрюка дали клятву: «Именем многих тысяч жертв замученных, именем матерей и сестер, превращенных в пепел, именем всех жертв фашизма клянемся! Никогда не забыть черную ночь Равенсбрюка. Детям детей рассказать обо всем. До конца своих дней дружбу крепить, мир и единство. Уничтожить фашизм. В этом девиз и итог борьбы»


Охраняемый лагерь заключения для женщин» Равенсбрюк был построен в 1939 году заключенными из концлагеря Заксенхаузен.

Лагерь состоял из нескольких частей, в одной из которых было небольшое мужское отделение. Лагерь был построен для принудительного труда заключенных. Здесь изготавливали продукцию предприятия СС Gesellschaft für Textil und Lederverwertung mbH («Общество для текстильного и кожевенного производства»), немецкого электротехнического концерна Siemens & Halske AG и
некоторых других.

Изначально в лагерь отправляли немок, «позорящих нацию»: «преступниц», женщин «асоциального поведения» и членов секты Свидетели Иеговы. Позже сюда начали направлять цыганок, полек. В марте 1942 года большинство из них были отправлены на строительство лагеря смерти Освенцим, а в октябре 1942 года началось «освобождение лагеря от евреев»: более 600 заключенных,
в том числе 522 еврейки, были депортированы в Освенцим. В феврале 1943 года здесь появились первые советские военнопленные. К декабрю 1943 года в Равенсбрюке и во внешних лагерях находились 15 100 женщин заключенных.

Бланка Ротшильд, узница лагеря: «В Равенсбрюке нас ждал сущий ад. У нас отобрали всю одежду. Заставили нас пройти медицинское обследование, и это было… даже слово «стыдно» тут не подходит, потому что в людях, которые его проводили, не было ничего человеческого. Они были хуже, чем животные. Многие из нас были совсем юными девушками, которых ещё никогда не осматривал гинеколог, а они искали, бог его знает, то ли бриллианты, то ли еще что то. Нас заставили пройти через это. Такого кресла, как там, я не видела никогда в жизни. Каждая минута там была унижением»

Все вещи у прибывавших в лагерь отнимали и выдавали им полосатое платье, шлепанцы и нашивку, окрашенную в зависимости от категории, к которой относилась заключенная: в красный цвет — для политических заключенных и участников движения Сопротивления, желтый — для евреев, зеленый — для уголовных преступников, фиолетовый — для свидетелей Иеговы, черный — для цыган, проституток, лесбиянок и воров; в центре треугольника стояла буква, указывающая национальность.

Стелла Кугельман, узница лагеря, попавшая в Равенсбрюк в возрасте 5 лет: «Я была в лагере под опекой других женщин, которые подкармливали и прятали меня, я их всех называла мамами. Иногда они показывали мне мою настоящую мать в окошке барака, куда мне нельзя было заходить. Я была ребенком и думала, что это нормально, что так и должно быть. Однажды очередная моя лагерная мама, немка, антифашистка Клара, сказала мне: «Стелла, твою мать сожгли, ее больше нет». К моему удивлению, я не отреагировала, но потом всегда знала и помнила это — что мою маму сожгли. Я осознала этот кошмар много позже, через пять лет, уже в детдоме под Брянском, на новогодней елке. Я сидела возле печки, смотрела, как горят дрова, и вдруг поняла, что именно фашисты сделали с моей мамой. Я помню, что закричала, рассказала об этом воспитательнице — мы вместе с ней проплакали всю ночь»

В лагере было много детей. Многие рождались там, но их отбирали у матерей. Согласно записям в период с сентября 1944 по апрель 1945 года в лагере родились 560 детей (у 23 женщин были преждевременные роды, 20 детей родились мертвыми, было сделано 5 абортов). Выжили из них около ста. Большинство детей умирали от истощения.

Узницы жили согласно жесткому распорядку. В 4 утра — подъем. Позже — завтрак, состоящий из половины стакана холодного кофе без хлеба. Затем — перекличка, которая длилась 2 - 3 часа вне зависимости от погоды. Более того, зимой проверки намеренно продлевались. После этого заключенные отправлялись на работу, которая длилась 12 - 14 часов с перерывов на обед, который состоял из 0,5 литра воды с брюквой или картофельными очистками. После работы — новая перекличка, в завершении которой выдавали кофе и 200 гр. хлеба

Воспоминания узницы лагеря Нины Харламовой: «Убивал главный врач Перси Трейте, палач с дипломом медика. Сколько своих пациентов умертвил он, приказывая своим сестрам эсэсовкам впрыскивать им в вену яд! Сколько больных туберкулезом отправил в газовую камеру! Скольких назначил на «черный транспорт», который назывался еще и «химмельтранспорт», то есть «транспорт на небо». Его называли так потому, что он отправлялся в лагеря, где находились крематории, в которых всех прибывших с таким транспортом сжигали».

В 1944 году Равенсбрюк лично посетил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Он отдал приказ уничтожить всех больных, не способных самостоятельно передвигаться. Этим занимался главный лагерный врач Перси Трейте, известный своей жестокостью. По воспоминаниям узников, он убивал всех без разбора, сам ежедневно отбирал партии заключенных для сжигания и любил делать операции без наркоза.

За время работы лагеря там умерли от 50 до 92 тыс. человек. В основном узники умирали от недоедания, изнуряющей работы, плохих санитарных условий, издевательств охраны. Два раза в месяц проводился отбор заключенных, подлежащих уничтожению. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Постоянно проводили медицинские эксперименты: узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий, женщин специально калечили, ампутировали здоровые конечности, а потом «подсаживали» их к другим заключенным, проводили стерилизации. Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий.

На фото: освобожденная узница Равенсбрюка Генриетта Вут.

27 апреля 1945 года началась эвакуация лагеря. Более 20 тыс. человек немцы угнали в западном направлении. В лагере остались 3,5 тыс. человек. 28 апреля марш достиг коммуны Ретцов — внешнего лагеря концлагеря Равенсбрюк. Следующей и последней остановкой стал внешний лагерь Равенсбрюка Мальхов. Здесь охранники СС заперли ворота лагеря и бараков и бросили заключенных. На следующий день Мальхов был освобожден Красной Армией.

30 апреля 1945 года, в день освобождения лагеря, узницы Равенсбрюка дали клятву: «Именем многих тысяч жертв замученных, именем матерей и сестер, превращенных в пепел, именем всех жертв фашизма клянемся! Никогда не забыть черную ночь Равенсбрюка. Детям детей рассказать обо всем. До конца своих дней дружбу крепить, мир и единство. Уничтожить фашизм. В этом девиз и итог борьбы» . Уже 3 мая 1945 года лагерь заработал как военный госпиталь, в котором работали лучшие советские врачи ближайших воинских расположений. Книга Памяти погибших в Равенсбрюке была создана много лет спустя, так как перед самым освобождением немцы уничтожили почти все документы.

5. Почта для заключённых

Переписка заключённых лагеря строго регламентировалась. Для концлагеря были изготовлены специальные «почтовые наборы», состоящие из конвертов, бланков для писем и почтовых карточек. На карточки наклеивались специальные наклейки с типографским текстом следующего содержания:

«На всех почтовых отправлениях заключённые должны сообщать следующие данные: имя и фамилию, год рождения, лагерный номер, номер блока.

Если хотя бы одно из этих данных будет отсутствовать, то почтовое отправление возвращается отправителю

На конвертах и бланках для писем в левом верхнем углу были напечатаны выдержки из лагерного распорядка:

Женский концентрационный лагерь Равенсбрюк. Выписка из лагерного распорядка. Каждый заключённый может отправить или получить одно письмо или одну открытку в месяц. Письма могут быть написаны на четырёх страничках нормального формата и не превышать 15 строк в каждой, на открытке - 10 строк. В письмо можно вкладывать только одну почтовую марку в 12 пфеннигов. Остальное будет конфисковано в пользу неимущих заключённых. Фотографии посылать не разрешается. Во всех почтовых отправлениях необходимо указать номер заключённого и барака. Посылки любого содержания не принимаются. В лагере можно всё купить. Деньги могут пересылаться только по почте. Национал-социалистические газеты допустимы, но должны быть выписаны самим заключённым через учреждения почтовой цензуры женского концлагеря. Подавать заявления об освобождении на имя управления лагеря не имеет смысла. Комендант лагеря.

По верхнему краю конверта шёл типографский текст: «Написанные неясно, плохо читаемые письма не подлежат цензуре и будут уничтожаться» . На бланке для письма в виде рамки была напечатана ограничительная линия, выход за пределы которой запрещался.

6. Способы умерщвления узников лагеря

По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончались от 50 000 до 92 000 человек. Главными причинами смерти являлись недоедание, изнуряющий труд, очень плохие санитарно-гигиенические условия, вызванные размещением узников в количестве, многократно превосходившем допустимое и систематические грубые издевательства над узниками со стороны штата лагеря.

Два раза в месяц производился отбор заключённых подлежащих уничтожению. Узников, признанных неспособными к работе, ликвидировали выстрелом в затылок. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Заключённых переправляли в Освенцим и другие лагеря смерти. Так, например, с марта по апрель 1942 года около 1600 «отсортированных» женщин-узниц Равенсбрюка были уничтожены в газовых камерах в Бернбурге.

С августа 1942 и начало 1943 года был произведён массовый расстрел польской аристократии, жён старших офицеров и офицеров генерального штаба. Было расстреляно 700 человек.

В рамках так называемой «акции 14f13» в Равенсбрюке имело место массовое уничтожение заключённых. В 1943-1944 годах многие узники погибли от инъекции фенолинина. Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий. Пепел сбрасывался в озеро Шведтзее.

Печи крематория

Почтовая карточка полевой почты СС, отправленная из крематория концлагеря Равенсбрюк администрации кладбища Эльмшенхаген (Киль-Эльмшенхаген); февраль 1944

В конце 1944 года, после посещения Гиммлером Равенсбрюка, командование лагеря получило приказ ликвидировать всех старых, больных и неработоспособных заключённых. В Равенсбрюк прибыли «эксперты» по уничтожению, среди которых был унтерштурмфюрер СС Иоганн Шварцгубер - начальник лагеря Освенцим-Биркенау. С их прибытием началась массовая организованная ликвидация всех, кто считался неспособным к эвакуации. Таких женщин выбирали на специальных парадах, им выдавались розовые идентификационные карточки с буквами «V. V.» (нем. Vernichtungslager, Vernichten - лагерь смерти, уничтожить). Раньше карточки этого цвета выдавались освобождённым от тяжёлых работ, со временем они стали настоящими паспортами смерти, получив которые, женщины переводились в так называемый «лагерь охраны прав молодёжи Уккермарк», в котором содержались обречённые на смертную казнь. При этом в реестрах лагеря отмечалось, что заключённых эвакуировали в Миттельверде - оздоровительный центр в Силезии. Таким образом за несколько месяцев до освобождения, женский концлагерь Равенсбрюк стал лагерем смерти. Сначала женщин казнили выстрелом в затылок. После расстрела нескольких сотен заключённых, комендант решил, что этот способ слишком медленный. В декабре 1944 года на территории молодёжного лагеря Уккермарк были построены газовые камеры.

Помощник коменданта Шварцгубер, описывал операцию в газовой камере следующими словами:

В конце января - в начале апреля 1945 года в закрываемом лагере Уккермарк были расстреляны или отравлены газом 5 000-6 000 заключённых лагеря Равенсбрюк. Имена тысяч узников, оказавшихся в этих застенках, так и остались неизвестными. Перед самым освобождением эсэсовцы уничтожили почти все документы.

В одном из спасённых от уничтожения списке, составленном администрацией лагеря, перечислены 25 028 имён женщин, отправленных в Равенсбрюк. Из них 24,9 % польки, 19,9 % немки, 15,1 % еврейки, 15 % русские, 7,3 % француженки, 5,4 % цыгане и 12,4 % представительницы других национальностей, распределённые по следующим категориям: 83,54 % политические, 12,35 % антиобщественного поведения, 2,02 % преступники, 1,11 % свидетели Иеговы, 0,78 % «позор расы» и 0,2 % прочие.

6.1. Медицинские эксперименты

Заключённая Богумила Бабинская, показывает шрамы от четырёх глубоких порезов на бедре, полученных в результате медицинских экспериментов

С 1 августа 1942 года в лагере начали проводить медицинские эксперименты над заключёнными. Опытам подверглись по крайней мере 86 узниц, 74 из которых были польками.

Первая серия экспериментов была направлена на установление эффективности сульфаниламидных препаратов при обработке огнестрельных ранений. Узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий. Почти всегда глубокий, до самой кости, надрез для внесения бактерий узницам делали на верхней части бедра. Часто для большего сходства с реальным огнестрельным ранением в рану вводились деревянные, металлические или стеклянные частицы. При этом скрупулёзно регистрировались появление температуры, болей, раздувание конечностей газом, появление некроза тканей и развитие смертельного исхода. По результатам этих опытов над живыми людьми, в мае 1943 года Гебхардтом был сделан доклад «Особые эксперименты касательно действия сульфаниламидов» на «третьей конференции по Востоку для врачей - консультантов» военной академии в Берлине.

Вторая серия экспериментов была направлена на изучение возможностей трансплантации костной ткани, восстановление костей, мышц и нервов. Суть экспериментов заключалась в следующем: калечили здоровых женщин и накладывали гипс. Для наблюдения за ходом эксперимента, вырезали куски живого тела и обнажали кость. Иногда у заключённых ампутировали здоровую ногу, руку или лопатку и отвозили в концлагерь Хоенлихен, к профессору Гебхардту, где он вместе с другими хирургами СС Штумпффэггером и Шульцем «приставляли» их к другим подопытным. От этих опытов скончалось пять женщин, шесть были казнены, так как получили неизлечимые увечья. У большей части выживших развились пожизненные осложнения.

Для того, чтобы наблюдать за процессом реанимации, узниц замораживали. Проводилась стерилизация евреек и цыганок, так, например, в январе 1945 стерилизации подверглись 120-140 цыганок.

Проведением медицинских экспериментов над заключёнными концлагеря занимался ряд врачей СС под руководством гауптштурмфюрера СС Вальтера Зоннтага (Walter Sonntag , со 2 мая 1940 по декабрь 1941, по другим источникам - в июле 1941 или в феврале 1942) и гауптштурмфюрера СС Герхарда Шидлауски (Gerhard Schiedlausky ). Непосредственным руководителем экспериментов был профессор Карл Гебхардт. В штат лагеря входили следующие врачи:

· Адольф Винкельманн (Adolf Winkelmann ) - в конце февраля 1945 был назначен лагерным врачом, подчинялся Рихарду Троммеру. Известен тем, что 11 марта 1945 года организовал в Равенсбрюке, так называемый, «Праздник спорта». Эсесовцы вынуждали заключённых к прыжкам через ров, бегу и другим обременительным упражнениям. Многие больные, пожилые или уставшие женщины не выдержали этих пыток и были отправлены в газовые камеры.

· Герта Оберхойзер - с 1940 по 1943 год занималась проведением экспериментов по трансплантации нервных, мышечных и костных тканей. Умерщвляла здоровых детей путём нефтяных и барбитуратных инъекций, затем ампутировала конечности для исследований. Время между инъекцией и смертью составляло от 3 до 5 минут, при этом человек находился в полном сознании.

· Бенно Оренди (Benno Orendi ) - с 26 апреля по 21 декабря 1944 проводил эксперименты по регенерации костей, мышц и нервов; изучал действие антибиотиков путём инфицирования заключённых.

· Гельмут Поппендик - участвовал в медицинских экспериментах.

· Рольф Розенталь (Rolf Rosenthal ) - с января 1942 по июль 1943 был лагерным врачом. Известен своими садистскими наклонностями. Проводил прерывание беременности на сроках до 8 месяцев. Плод немедленно сжигался в котельной, даже если был ещё жив.

Каждый человек знает такие названия, как Освенцим, Дахау, Бухенвальд - места, ставшие символом фашизма, квинтэссенцией зла в самой что ни на есть запредельной форме. Но когда произносишь - Равенсбрюк, почти все пожимают плечами.

Однако «женский концлагерь», расположенный в Бранденбурге, в 90 км от Берлина, в идиллической пасторальной местности на берегу прекрасного озера стоит того, чтобы о нем помнили, и чтобы преступления, совершенные там, никогда не были забыты.


Итак, Германия, 1930-е годы. Генрих Гиммлер создает разветвленную сеть нацистских лагерей, и особым местом становится построенный в 1939 году лагерь Равенсбрюк, предназначенный для женщин.

Вначале сюда свозили заключенных вовсе не по «еврейскому вопросу» - это уже позже, спустя пару лет евреи, все без исключения, должны будут подвергнуться репрессиям, а на тот момент лагерь стал местом, где содержали недовольных гитлеровским режимом немок - «позорящих нацию», проституток, свидетельниц Иеговы, преступниц, а также цыганок с маленькими детьми и весь цвет польской аристократии.

К слову сказать, полек за всю историю лагеря, в Равенсбрюке было больше других - около 35000. Второе место занимали советские пленные - около 20000 женщин.

Далее шли такие страны, как Чехословакия, Австрия и другие. Всего же за время существования лагеря в нем побывало примерно 132000 женщин и маленьких детей, 20000 мужчин (в последующее время был организован смежный вспомогательный «мужской» лагерь), а также около тысячи девочек-подростков.

Граждане 40 стран и национальностей находились в Равенсбрюке в заключении. И более 50 тыс.человек встретили здесь свою смерть (данные рознятся, некоторые источники называют число 23 тысячи, другие же - около 100 тысяч. Немцы в 1945 году успели уничтожить большую часть документов и материалов лагеря).

Лагерь состоял из главной части и вспомогательных лагерей, разбросанных по всей области, таких, например, как подростковый «Уккермарк». Основной лагерь был рассчитан на 6 тысяч женщин, но в дальнейшем это число превышалось многократно.

Лагерь был окружен высокой стеной с колючей проволокой, по которой был пропущен электрический ток. Сторожевых вышек и пулеметных установок в Равенсбрюке не было. Женщин не считали способными на столь сложный побег.

Сейчас в лагере бараков нет, на их месте находится огромный мемориальный пустырь, посыпанный, словно пеплом, черным мелким щебнем. Создается ощущение, что ты ступаешь по выжженной, мертвой земле. И только чуть вдавленные выделяющиеся контуры некогда стоящих здесь бараков и прочих построек напоминают о том, что прежде все было иначе.

Каждый нынешний посетитель лагеря, ступая по этому черному полю, задумывается о вечном, и о своей роли в мире. Человек - существо слабое физически, его очень легко уничтожить, - это отлично показали фашисты. Но воля, дух, бесконечный запас внутренних сил, наконец, вера в будущее - это то, что заставило Красную Армию переломить ход войны и победить, а обитателей Равенсбрюка и других лагерей - выдержать ужасы и выжить несмотря ни на что. Выжить и жить дальше.

Одно из производственных помещений лагеря избежало сноса и оставлено для посещений. Внутри все по-немецки функционально и лаконично. Прямоугольники рабочих залов, где трудились заключенные, соседствуют с выставленными в коридорах современными скульптурами и фото-галереями.

Швейные цеха, где шили сначала одежду для других заключенных, а позже - для членов «СС», пустуют. Потолки и общее окружение давит на психику. Громкие разговоры смолкают. Люди инстинктивно сбиваются в тесные группы.

Кажется, что свернешь в темный коридор, а тебе навстречу шагнут худые женщины с изможденными лицами, одетые в тюремные платья, а где-то из-за угла прозвучит отрывистая команда надсмотрщицы.

Накатывает внезапное осознание, что если бы все пошло несколько иначе в прошлом, то и настоящее стало бы другим. И где-то в параллельном мире концентрационные лагеря существуют по сей день, офицеры СС, в тонких перчатках из оленьей кожи, поигрывают хлыстами, а охранники рядом едва сдерживают рвущихся с поводка овчарок.

В лагере люди умирали не только от рук охранников. Изнуряющий ежедневный 14-часовой труд, ужасные антисанитарные условия (число узников в дальнейшем многократно превышало изначально запланированное для лагеря количество), постоянное недоедание - все это убивало столь же эффективно, как и газовые камеры, пусть и не так быстро.

Но и руками охраны были убиты тысячи женщин. Каждый день расстреливали неспособных к труду, старых и больных. В конце 1942 года вырезали всю польскую аристократию, а в 1944 году в газовой камере Равенсбрюка начали массово уничтожать заключенных. Помимо этого, в лагере ряд врачей СС ставили медицинские эксперименты над пленницами.

"…Генрих Гиммлер часто выезжал в Равенсбрюк, даже в плохую погоду. У главы СС неподалеку жили друзья, и если он проезжал мимо, то охотно заглядывал в лагерь с инспекцией и редко уезжал, не раздав новых указаний. Однажды он приказал класть больше корнеплодов в суп узниц, в другой же раз остался недоволен тем, что истребление заключенных движется слишком медленно..." (Из книги Сары Хельм).

Тот же Гиммлер, заботящийся о повышении производительности труда среди заключенных, открыл в 1942 году десяток публичных домов на территориях других лагерей. Sex -Zwangsarbeit или «принудительные работы сексуального характера» стали широко практиковаться, а женщин для подобных работ набирали именно в Равенсбрюке, и вовсе не из числа только лишь бывших проституток (еврейки, разумеется, были исключены из подобных списков, как "недостойные").

Что же говорили местные жители, неподалеку от домов которых построили женский лагерь? По их словам, они были твердо убеждены, что в лагере содержат настоящих преступниц (частично, так это и было): воров и убийц, и что государство лучше знает, как с ними поступить.

Немцы - удивительно дисциплинированная нация. Для большинства них буква закона или четко изложенная инструкция - это библия жизни. Я легко могу себе представить, как рядовая лагерная надсмотрщица могла бы лишь недоуменно пожать плечами, скажи ей кто-то, что она творила зло. Нет, ведь она всего лишь следовала инструкциям!

В Равенсбрюке проходили рабочую практику тысячи женщин-надсмотрщиц, которые потом работали в лагерях по всей стране. Для них были выстроенные специальные дома хоть и за пределами лагеря, но в пешей доступности. Там же рядом на небольшом холме построили несколько особняков для руководящего состава.

В них позже квартировали советские офицеры - в послевоенное время на территории лагеря размещались советские части и подразделения.

Один из таких особняков частично отреставрирован и открыт для посетителей. Можно подняться по винтовой лестнице на второй этаж, откуда открывается прекрасный вид на озеро Шведтзее, в которое тоннами сбрасывали пепел из лагерного крематория.

Правильно ли поступают немцы, оставив и Равенсбрюк, и другие бывшие лагеря в качестве исторических памятников?

Более семидесяти лет Германия ведет политику раскаяния за преступления, совершенные немцами. Но хватит ли их еще на семьдесят лет? Уже сейчас почти не осталось тех, кто принимал участие во Второй мировой войне, а через 10-15 лет их не останется вовсе.

А память о давних временах порою ничуть не мешает совершать молодым поколениям новые ошибки, причем с развитием технологий эти ошибки становятся все масштабнее, чудовищнее и забирают все больше и больше жизней. Поможет ли мемориал жертвам войны и репрессий хоть кому-то в наше время?

Число посетителей подобных мест традиционно низкое, особенно если сравнить с более яркими и красочными туристическими объектами, такими как замки или картинные галереи. Люди неохотно идут туда, где им напоминают о человеческих пороках, о зле, которое может в любой момент вернуться, и о том, что все люди смертны.

И все же, такие мемориалы нужны. Кто знает, может быть, в следующий раз именно на долю немцев выпадет шанс остановить новое мировое зло, не только ведь России отвечать за всех и во все времена.

И понятие «ответственности за преступления предков», которому в Германии обучают каждого школьника, сыграет свою роль.

Далее вас ждет история немецкого концлагеря Равенсбрюк, который был построен специально для заключенных-женщин, трудившихся здесь на благо Третьего рейха, и освобожденного 30 апреля 1945-го года войсками Красной армии.

Охраняемый лагерь заключения для женщин» Равенсбрюк был построен в 1939 году заключенными из концлагеря Заксенхаузен.
Лагерь состоял из нескольких частей, в одной из которых было небольшое мужское отделение. Лагерь был построен для принудительного труда заключенных. Здесь изготавливали продукцию предприятия СС Gesellschaft für Textil­ und Lederverwertung mbH («Общество для текстильного и кожевенного производства»), немецкого электротехнического концерна Siemens & Halske AG и
некоторых других.

Изначально в лагерь отправляли немок, «позорящих нацию»: «преступниц», женщин «асоциального поведения» и членов секты Свидетели Иеговы. Позже сюда начали направлять цыганок, полек. В марте 1942 года большинство из них были отправлены на строительство лагеря смерти Освенцим, а в октябре 1942 года началось «освобождение лагеря от евреев»: более 600 заключенных,
в том числе 522 еврейки, были депортированы в Освенцим. В феврале 1943 года здесь появились первые советские военнопленные. К декабрю 1943 года в Равенсбрюке и во внешних лагерях находились 15 100 женщин ­заключенных.

Бланка Ротшильд, узница лагеря: «В Равенсбрюке нас ждал сущий ад. У нас отобрали всю одежду. Заставили нас пройти медицинское обследование, и это было… даже слово «стыдно» тут не подходит, потому что в людях, которые его проводили, не было ничего человеческого. Они были хуже, чем животные. Многие из нас были совсем юными девушками, которых ещё никогда не осматривал гинеколог, а они искали, бог его знает, то ли бриллианты, то ли еще что то. Нас заставили пройти через это. Такого кресла, как там, я не видела никогда в жизни. Каждая минута там была унижением»

Все вещи у прибывавших в лагерь отнимали и выдавали им полосатое платье, шлепанцы и нашивку, окрашенную в зависимости от категории, к которой относилась заключенная: в красный цвет - для политических заключенных и участников движения Сопротивления, желтый - для евреев, зеленый - для уголовных преступников, фиолетовый - для свидетелей Иеговы, черный - для цыган, проституток, лесбиянок и воров; в центре треугольника стояла буква, указывающая национальность.

Стелла Кугельман, узница лагеря, попавшая в Равенсбрюк в возрасте 5 лет: «Я была в лагере под опекой других женщин, которые подкармливали и прятали меня, я их всех называла мамами. Иногда они показывали мне мою настоящую мать в окошке барака, куда мне нельзя было заходить. Я была ребенком и думала, что это нормально, что так и должно быть. Однажды очередная моя лагерная мама, немка, антифашистка Клара, сказала мне: «Стелла, твою мать сожгли, ее больше нет». К моему удивлению, я не отреагировала, но потом всегда знала и помнила это - что мою маму сожгли. Я осознала этот кошмар много позже, через пять лет, уже в детдоме под Брянском, на новогодней елке. Я сидела возле печки, смотрела, как горят дрова, и вдруг поняла, что именно фашисты сделали с моей мамой. Я помню, что закричала, рассказала об этом воспитательнице - мы вместе с ней проплакали всю ночь»

В лагере было много детей. Многие рождались там, но их отбирали у матерей. Согласно записям в период с сентября 1944 по апрель 1945 года в лагере родились 560 детей (у 23 женщин были преждевременные роды, 20 детей родились мертвыми, было сделано 5 абортов). Выжили из них около ста. Большинство детей умирали от истощения.

Узницы жили согласно жесткому распорядку. В 4 утра - подъем. Позже - завтрак, состоящий из половины стакана холодного кофе без хлеба. Затем - перекличка, которая длилась 2 - ­3 часа вне зависимости от погоды. Более того, зимой проверки намеренно продлевались. После этого заключенные отправлялись на работу, которая длилась 12 - ­14 часов с перерывов на обед, который состоял из 0,5 литра воды с брюквой или картофельными очистками. После работы - новая перекличка, в завершении которой выдавали кофе и 200 гр. хлеба

Воспоминания узницы лагеря Нины Харламовой: «Убивал главный врач Перси Трейте, палач с дипломом медика. Сколько своих пациентов умертвил он, приказывая своим сестрам ­эсэсовкам впрыскивать им в вену яд! Сколько больных туберкулезом отправил в газовую камеру! Скольких назначил на «черный транспорт», который назывался еще и «химмельтранспорт», то есть «транспорт на небо». Его называли так потому, что он отправлялся в лагеря, где находились крематории, в которых всех прибывших с таким транспортом сжигали»
В 1944 году Равенсбрюк лично посетил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Он отдал приказ уничтожить всех больных, не способных самостоятельно передвигаться. Этим занимался главный лагерный врач Перси Трейте, известный своей жестокостью. По воспоминаниям узников, он убивал всех без разбора, сам ежедневно отбирал партии заключенных для сжигания и любил делать операции без наркоза

За время работы лагеря там умерли от 50 до 92 тыс. человек. В основном узники умирали от недоедания, изнуряющей работы, плохих санитарных условий, издевательств охраны. Два раза в месяц проводился отбор заключенных, подлежащих уничтожению. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Постоянно проводили медицинские эксперименты: узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий, женщин специально калечили, ампутировали здоровые конечности, а потом «подсаживали» их к другим заключенным, проводили стерилизации. Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий.

27 апреля 1945 года началась эвакуация лагеря. Более 20 тыс. человек немцы угнали в западном направлении. В лагере остались 3,5 тыс. человек. 28 апреля марш достиг коммуны Ретцов - внешнего лагеря концлагеря Равенсбрюк. Следующей и последней остановкой стал внешний лагерь Равенсбрюка Мальхов. Здесь охранники СС заперли ворота лагеря и бараков и бросили заключенных. На следующий день Мальхов был освобожден Красной Армией.
На фото: освобожденная узница Равенсбрюка Генриетта Вут.

30 апреля 1945 года, в день освобождения лагеря, узницы Равенсбрюка дали клятву: «Именем многих тысяч жертв замученных, именем матерей и сестер, превращенных в пепел, именем всех жертв фашизма клянемся! Никогда не забыть черную ночь Равенсбрюка. Детям детей рассказать обо всем. До конца своих дней дружбу крепить, мир и единство. Уничтожить фашизм. В этом девиз и итог борьбы». Уже 3 мая 1945 года лагерь заработал как военный госпиталь, в котором работали лучшие советские врачи ближайших воинских расположений. Книга Памяти погибших в Равенсбрюке была создана много лет спустя, так как перед самым освобождением немцы уничтожили почти все документы.

Незадолго до смерти безымянная австрийская узница сочинила эти строки:

Какие бы нити не сплетала наша судьба/ мы должны держать голову высоко и быть спокойными/ ведь ничто не может сломить нас, пока мы храним верность самим себе.. так долго, как можем/ мы держим спину прямой и терпим боль/ неизменно ожидая жизнь/ ту жизнь, что ждет нас по ту сторону бараков.

Эти слова, написанные в легере Равенсбрюк, предназначались для утешения несчастных узниц этого концентрационного лагеря.

Равенсбрюк был единственным нацистским лагерем, созданным исключительно для женщин. Приказ о строительстве был отдан в ноябре 1938 года, а уже в апреле 1939 года оно было завершено. Для лагеря было выбрано место к северу от Берлина, в красивой лесистой местности близ городка Равенсбрюк. В мае 1939 года сюда прибыла первая тысяча женщин из закрытого лагеря Лихтенберг. Со временем количество заключенных росло, в Равенсбрюк переводили узников из других лагерей и гетто, подлежащих закрытию. В период с 1939 по 1945 гг. через лагерь прошли около 132 тысяч женщин из более чем 20 стран. Многие из них были заключены в лагерь вместе с маленькими детьми. В 1941 году список заключенных легеря Равенсбрюк пополнился несколькими тысячами мужчин - их разместили в маленьком изолированном подлагере, возведенном на границе главного лагеря. В конце апреля 1945 года Красная Армия достигла лагеря Равенсбрюк, но к этому времени нацисты успели уничтожить практически все лагерные записи и документы.

Узницы лагеря Равенсбрюк

Основным фактором, решаюшим вопрос отправки заключенных в Равесбрюк, была их половая принадлежность. В первые месяцы существования, среди узниц лагеря преобладали многочисленные польки и немки. По мере развития лагеря, среди заключенных появлялись еврейки и цыганки из разных уголков Европы, а также огромное количество политических заключенных из Польши, Германии, Австрии и СССР.

Не только заключенные, но и персонал лагеря Равенсбрюк состоял из женщин. Равенсбрюк служил тренировочным лагерем для охранниц СС. С этим лагерем связаны судьбы многих печально известных и безжалостных охранниц из женских частей СС.

Повседневная жизнь в лагере Равенсбрюк

Как и в подавляющем большинстве других крупных нацистских лагерей, повседневная жизнь в лагере Равенсбрюк была жестока и сурова. Нескончаемый поток новых заключенных довел до невыносимого уровня и без того плохие питание и жилье. Равенсбрюк был трудовым лагерем, считалось, что все узники достаточно здоровы для ежедневной двенадцатичасовой рабочей смены на большом заводе компании Сименс. Во время регулярных осмотров исключали непригодных для изнурительной работы женщин. В лагере проводились медицинские эксперименты: многие заключенные умерли во время операций, а выжившие "счастливицы" остались со шрамами и увечьями. После войны бывшие заключенные давали свидетельские показания против медиков, проводивших эксперименты. Кроме того, Равенсбрюк служил основным поставщиком женщин для борделей, созданных к концу войны во многих крупных нацистских лагерях. Зачастую женщины добровольно соглашались на подобную роль, в надежде избавиться от тяжелых работ и, возможно, получить лучший продуктовый паек. На деле, большинство из них быстро погибало из-за сексуального насилия и неконтролируемого распространения венерических болезней.

Несмотря на тяжелые условия жизни, десятки тысяч интернированных в Равенсбрюк женщин смогли создать тайные сети поддержки национального и политического характера. Узницы также состояли в тайных религиозных организациях, участвовали в актах саботажа на заводах, ухаживали за больными товарищами и принимали участие в различных культурных мероприятиях. В первые месяцы существования лагеря, когда количество заключенных еще не было столь велико, эсэсовцы установили строгий контроль над повседневной жизнью заключенных. Даже в свободное от работы время встречи с другими заключенными были практически невозможны. И все же иногда кое-кому удавалось ускользнуть от надзора, и тогда, сильно рискуя, узники читали вслух стихи, говорили о политике или пели.

С началом войны снабжение продовольствием, да и условия жизни в лагере значительно ухудшились, но, в то же время, ослаб контроль СС, отслеживать перемещение заключенных стало сложнее, а наказания за небольшие проступки смягчились. Присутствие в лагере многочисленных заключенных, говорящих по-немецки, также способствовало развитию культурной жизни лагеря, ведь охранники обращались с ними более мягко.

Среди обитателей лагеря Равенсбрюк было много артистов и интеллектуалов: выделялись группы польских интеллигентов, высланных в лагерь после оккупации, и студентов из Чехии. Как правило, творческая активность заключенных начиналась уже во время недельного карантинного заключения вновь прибывших в бараках. Сочиненные стихи запоминались и записывались на клочках бумаги, иногда заключенным даже удавалось составить сборники стихов, песен и рисунков. Кроме этого, в лагере Равенсбрюк были распространены разнообразные виды музицирования.

Принудительная музыка

В лагере Равенсбрюк, так же, как в Дахау и некоторых других лагерях, нацисты использовали громкоговорители, чтобы дополнительно мучить заключенных. По воскресеньям во второй половине дня, когда у заключенных было свободное время, лагерная охрана транслировала музыкальные программы на максимальной громкости. Для большинства заключенных это вещание было особой изощренной формой пытки. Но все же, в подобной ситуации были и свои плюсы: громкая музыка помогала заглушить разговоры, ведущиеся шепотом. Некоторые любители музыки находили в радиотрансляциях приятные минуты отдохновения от лагерных ужасов:

Мы страдали от многочисленных армейских маршей и военных песен гитлеровских солдат, но иногда удавалось услышать Шуберта и Моцарта.

Кроме этих принудительных радиотрансляций, заключенные вынуждены были также петь строем немецкие песни. Поскольку большинство узниц не понимали немецкого языка, то эти марши были не только лингвистически сложны, но также утомительны и унизительны. Схранились также упоминания о некоторых талантливых музыкантах и певцах, которые вынуждены были участвовать в частных концертах эсэсовцев.

Добровольная культурная деятельность

Многочисленные стихотворения, написанные узницами лагеря Равенсбрюк для легкого запоминания были положены на музыку. Это также расширяло круг людей, включенных в жизнь лагерной общины. Во многих бараках был собственный песенный репертуар, включавший разнообразную музыку, от детских песен до политических гимнов и опер.

К концу войны отношение СС к музыке смягчилось. С 1944 года пение перестало быть запрещенным, в лагере даже разрешили создать хор. В том же году появились интернациональные организации солидарности, основанные женщинами-заключенными. Эти группы заключенных вели все более активную жизнь, организовывали занятия по политическому образованию и культурные мероприятия. А поскольку языковые различия среди заключенных усложняли проведение лекций и дискуссий, для обмена информацией и идеями часто использовался язык песни и танца.

Русские

Многочисленные русские женщины, интернированные в лагерь Равенсбрюк, были политическими заключенными, активными участницами подпольного сопротивления. Среди них было несколько артисток и певиц, и иногда по воскресеньям, собравшись вместе в бараке и выставив охрану, они садились в кружок и

начинали петь. Потом одна из них подскакивала, к ней присоединялась вторая, затем еще одна, и спустя некоторое время весь барак начинал двигаться в заразительном ритме, топая, хлопая, крича, темп становился все быстрее и быстрее, и, в конце концов, вынуждал каждую присоединиться к танцу.

Кроме активных коммунисток, среди заключенных лагеря Равенсбрюк были и православные русские женщины, они продолжали исповедовать свою религию, несмотря на жесткие запреты. Бывшая узница лагеря Лизавета Тумсер-Вейл вспоминает Рождество 1944 года, когда посреди ночи три русские женщины пришли в ее барак со свечами, облаченные в молитвенные платки, сделанные из мешков из-под картофеля (если бы заключенных поймали, то за любой из этих проступков наказанием была бы смертная казнь). Переходя из барака в барак, они пели русские народные песни и рождественские гимны.

Чехи

Общину чешских заключенных состовляли не только идейные коммунистки и социалистки, но и профессиональные артисты и музыканты. Несмотря на тяжелую ежедневную работу на заводах, эти женщины создали небольшую музыкальную группу в своем бараке. По вечерам и воскресеньям они проводили репетициии, также они составили тщательно подобранные и оформленные сборники песен. Особой популярностью у заключенных пользовались песни прогрессивного "левого" пражского "Освобожденного театра" и антифашистские песни Иржи Восковца и Яна Верича; также молодые заключенные любили напевать джазовые мелодии Ярослава Ежека. К концу 1942 года чешские заключенные создали певческую группу, которая нелегально выступала в разных бараках. Иногда, в отсутствии охранников, они пели и на центральной площади лагеря, порой эти выступления сопровождались танцами пражской танцовщицы Нины Жирсковой.

Это продолжалось до декабря 1944 года, когда СС разрешило узницам создать небольшую музыкальную группу. Все имущество заключенных отбиралось на входе в лагерь, и у них не было ни одного музыкального инструмента. В 1944 году впервые эсэсовцы позволили заключенным принести в барак конфискованные вещи и инструменты. Заключенные специально продолжали играть на непрофессиональном уровне, опасаясь, что их услышит охрана и заставит играть на вечеринках и в борделях. Эта музыка предназначалась для ушей других заключенных, и из чувства солидарности музыканты разучили не только русские и немецкие, но и польские, норвежские и югославские песни.

Другие музыкальные мероприятия

Чешские музыканты создали несколько "межнациональных" представлений, в которых узницы из разных бараков исполняли песни на своих родных языках. Хотя такие шоу были запрещены и проходили тайно, в лагере они были необыкновенно популярны. В истории лагеря существовали и другие певческие группы и хоры, а также бесчисленное множество отдельных заключенных, сочинявших и певших в бараках, на заводах и полях Равенсбрюка. Некоторые песни сохранились благодаря памяти выживших и тем небольшим сборникам стихов и музыки, которые были составлены в лагере.

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936 , Bremen: Temmen.

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen , Frankfurt/M.: Zweitausendeins.

Knapp, G., 2003. Frauenstimmen: Musikerinnen erinnern an Ravensbrueck , Berlin: Metropol-Verlag.

Minhoff, S., 1994. "Ein Symbol der menschlichen Würde": Kunst und Kultur im KZ Ravensbrück. In C. Füllberg-Stolberg et al., eds. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen Ravensbrück . Bremen: Edition Temmen, pp. 207-?

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust , Syracuse University Press.

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat , Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna.

Что еще почитать