Собор в житомире. Свято-преображенский кафедральный собор. Фото и описание

Спасо-Преображенский кафедральный собор Житомирской епархии УПЦ является архитектурной доминантой Житомира. Над главным входом в храм возвышается 60-метровая колокольня, юго-западный угол которой служит «нулевой» точкой координат для точных карт города. В 1770-х гг. вблизи этого места начали строить каменный униатский Преображенский храм. В 1793 г. Волынь, включая Житомир, перешла от католической Польши к православной Российской империи и стала Изяславским наместничеством. В 1795 г. наместничество переименовали в Волынское. Его администрацию разместили на время в Житомире. По этой причине новосооруженный Преображенский храм был освящен в 1796 г. как православный и получил статус городского собора. Тогда же Волынское наместничество упразднили, а в 1797 г. вместо него учредили Волынскую губернию. В 1804 г. Житомир, как место временного пребывания губернской администрации, обрел статус постоянного центра губернии. Преображенский храм, вмещая лишь около 200 прихожан, был тесен для высокого звания собора. Необходимость расширения стала еще очевиднее, когда в 1841 г. в Житомир перевели резиденцию архиепископов Волынских. В 1844 г. в Санкт-Петербурге составили проект реконструкции храма, предполагавший включение в новую постройку старых стен. В 1851 г. начались строительные работы. Из-за ошибки архитекторов, не принявших в расчет слабость местного кирпича, в 1853 г. почти готовый собор развалился при падении на него собственной колокольни. Возводить новый храм решили на другом месте. В 1858 г. возле руин состоялось освящение деревянного Преображенского храма, который временно выполнял роль собора. В 1865 г. руины разобрали, в 1866 г. был заложен новый собор. Он строился впритык к фундаментам старого храма по проекту барона фон Миквица . Дорабатывали проект архитекторы Карл Маевский , Эрнест Жибер , Карл Рохау . К делу привлекали зодчих, трудившихся на строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. По проекту Владимира Шаламова иконостасы собора изготовил Николай Мурашко , а расписал Михаил Васильев . В отделке храма использовали богатства Волыни - местные гранит и лабрадор. Освящение собора состоялось в 1874 г.

■ В крипте под храмом удостоились погребения Волынские архиепископы Агафангел (Соловьёв , † 1876 ), Тихон (Покровский , † 1885 ), Модест (Стрельбицкий , † 1902 ). Исполняя волю почившего владыки Модеста, его преемник архиепископ Антоний (Храповицкий) устроил в крипте в 1902–1903 гг. придел прмц. Анастасии Римляныни и перенес сюда честную главу подвижницы: в 1860-х гг. ее передал в Россию патриарх Антиохийский Иерофей, а позже хранителем этой святыни стал архиепископ Модест (в советское время святыня исчезла из храма).

■ После революции собор стал свидетелем гонений на Церковь. В это время епархию поочередно окормляли три иерарха, пострадавшие за веру: сщмч. Фаддей (Успенский) (с 1908 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Владимир-Волынского, в 1919–1921 гг. управлял делами всей епархии, с 1922 г. - архиепископ Астраханский, в 1937 г. - арестован как правящий владыка Костромской епархии, в 1938 г. - расстрелян), владыка Аверкий (Кедров) (с 1915 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Острожского, с 1922 г. - епископ Волынский и Житомирский, не раз арестовывался, после освобождения возвращался к управлению епархией, с 1926 г. - архиепископ, в 1930 г. - вновь арестован и в 1931 г. сослан на север России, в 1937 г. - приговорен к расстрелу), владыка Максим (Руберовский) (с 1923 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Полонского, с 1930 г. - епископ Волынский, в 1937 г. - расстрелян).

■ В 1931 г. органы советской власти решили закрыть собор и создать в нём музей, но в итоге устроили склад. При этом могилы архиепископов были вскрыты и разорены. Рискуя жизнью, верующие тайно проникли в храм и спрятали останки владык в укромном месте. В 1932 г. уничтожены иконостасы. С 1933 г. собор использовался под архив, в 1941 г. был вновь открыт для богослужений. В 1988 г. около храма воздвигнут памятник в честь 1000-летия Крещения Руси . В 1993 г. в соборе обнаружены и благоговейно перезахоронены останки архиепископов.

Михайловский кафедральный собор расположен в городе Житомир, Украина. Он построен в стиле барокко, а его купола окрашены в необычный для данного стиля синий цвет.

Изначально на месте современного Михайловского собора была расположена церковь. Ее построили в 1856 году, за средства купца М. Хаботина. Затраты на храм были вылиты в колоссальную на то время сумму в 37 000 рублей, что почти вдвое превышало весь годовой бюджет города. После смерти купца, его похоронили под алтарем церкви. Во времена правления Советского Союза, его останки были по-варварски извлечены.

Храм был признан одним из выдающихся памятников архитектуры всего XIX века. На стенах здания еще уцелели фрагменты иконописи тех времен. Стоит отметить, что в Михайловском соборе был крещен известный пианист Святослав Рихтер.

В период 1917 – 1927 годов, храм действовал как церковь автокефальной православной общины, а вскоре, под видом ремонта, был закрыт и использовался как склад. В 1942 году храм был отдан немцами верующим, и был задействован до 1960 года, пока советская власть не разрушила его купола и колокольню, а сам храм отдала в пользование кукольному театру.

Новое рождение храма произошло в 1991 году. Он был восстановлен и отдан православной церкви Украины.

Житомирский собор в честь Преображения Господня , кафедральный собор Житомирской епархии Украинской Православной Церкви

Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году. Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер.

29 мая года в цокольной части собора состоялось открытие нижнего храма преподобномученицы Анастасии Римляныни . Здесь в серебряной раке была помещена глава св. Анастасии Римляныни. В 1860-х годах она прибыла в Житомир как дар от Антиохийского патриарха Иерофея. В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До года цокольную часть храма использовали под склад.

В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой варварской идеи помешала Вторая мировая война.

Высота собора составляет 53 метра. Это трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями храм крестовой формы. К западному фасаду примыкает четырёхярусная колокольня. Вес главного колокола составляет 500 пудов. Интерьер храма богат, в его оформлении использованы граниты и лабрадориты Житомирщины и Волыни. В целом в архитектуре прослеживается традиционный для древнерусских церквей -XII веков русско-византийский стиль.

Признан памятником архитектуры XIX века и находится под охраной государства.

Спасо-Преображенский кафедральный собор – самая выдающаяся культовая достопримечательность . Величественное сооружение, возведенное в древнерусском стиле, могло и не сохраниться до наших дней, ведь в 20 веке его планировали снести. Однако, к счастью, этого не произошло. Поэтому сегодня собор является действующим православным храмом, колокола которого призывают на богослужение и раздаются на расстоянии до 20 километров.

История Спасо-Преображенсьго кафедрального собора

Спасо-Преображенский собор в Житомире возвышается на уже годами намоленном месте, ведь раньше там также стояли храмы – греко-католический Василианский, а затем Спасо-Преображенский. Последний просуществовал недолго и рухнул. По одной из версий, материал, из которого его возвели, оказался некачественным, по другой – нельзя было строить православный храм на месте греко-католического.

Новый Спасо-Преображенский собор на месте разрушенного построили в 1851 году по проекту известных в то время архитекторов Карла Рохау, Эрнеста Жибера и Варлама Шаламова. По окончании работ собор стал главным храмом Волыни.

Собор в 20 веке

В начале 20 века Спасо-Преображенский собор внесли в государственный реестр памятников архитектуры, но это не помешало советской власти в 30-тых годах издать приказ о его сносе и строительстве на этом месте дома Красной армии.

К счастью, планы не удалось реализовать, этому помешала Вторая мировая война. Храм выстоял во время обстрелов и атак и сохранился до наших дней практически в неповрежденном виде.

Архитектура храма

Спасо-Преображенский собор построен в русско-византийском стиле с выразительными акцентами русской архитектуры 11–12 веков. Собор крестообразный по форме, имеет пять куполов и четырехъярусную колокольню, увенчанную острым шпилем. На ней установлен большой колокол весом 500 пудов (около 8 тысяч килограмм), звук которого раздается, как утверждают местные жители, на 20 километров.

Интерьер собора

Особенно поражает интерьер храма, в отделке которого использованы граниты и лабрадориты, добытые на Житомирщине и Волыни. Взгляд сразу привлекают три престола: Преображения Господня и в честь князей Владимира и Александра Невского. Настоящим украшением собора являются иконы, написанные Михаилом Васильевым.

Известно, что в Спасо-Преображенском кафедральном соборе хранился древний образ Святого Василия, который князь Владимир Великий привез из Византии после принятия крещения. Но он исчез без следа в 1936 году.

Как доехать

Спасо-Преображенский собор расположен в центре Житомира. Добраться до него можно троллейбусами №1, 3 и маршрутками №11 и 58 от железнодорожного вокзала или маршрутками № 25 и 108 от автовокзала.

Часы работы : утренние службы в храме начинаются в 8:00, вечерние – в 17:00.

Что еще почитать