Начав читать стих «С добрым утром!» Есенина Сергея Александровича, мы воочию представляем себе утро в деревне, пронизанное преображающими лучами яркого солнца. Типичные для поэта яркие олицетворения (березки «растрепали шелковые косы») и метафоры (крапива «обрядилась … перламутром») создают настроение необычайного праздника, наполняют душу радостью. При чтении произведения в классе на уроке литературы стоит обратить внимание на удивительную емкость есенинского стиха: такая отчетливая картина нарисована всего лишь в трех небольших строфах. Интересен сбой ритма в последней строке стихотворения: вместо пятистопного хорея – двустопный («С добрым утром!») Он создает интересную и эффектную концовку.
Текст стихотворения Есенина «С добрым утром!», написанного в 1914 году, заставляет нас вспомнить о том, что детство и ранняя юность Сергея Александровича беззаботно пролетели в деревне. Любовь к русской деревне, к животным, цветам и деревьям поэт пронес через всю свою жизнь. Эти чувства, как и тоска по родной сторонке, всегда отражались в его творчестве. Вот и в этом стихотворении звучит горячая любовь к, оставленной им, Рязанщине.
Например, длину полотна ткани в рулоне когда-то измеряли "локтями", потому что ткань удобно наматывать на руку между ладонью и локтем. Расстояние между населенными пунктами измеряли "милями" (лат. милле – тысяча). Тысяча двойных шагов (шаг левой, шаг правой) по прямой дороге составляли одну милю. Существовали и другие единицы, причем в каждой стране и, порой, местности внутри страны – свои.
Сергей Есенин стихи
Антология русской поэзии
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Читает Е.Коровина
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»
Тип урока: комбинированный
Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова
«Родная речь», 4 класс
Цели урока:
Задачи урока:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование:
4 класс, 2 часть;
Ход урока.
I. Организация учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)
Кто запомнил, где родился и вырос Сергей Александрович? (В селе Константиново Рязанской губернии)
В каком году родился Есенин? (1895)
А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?
(9 лет)
В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)
Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил всего 30 лет.)
Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал очень много прекрасных произведений. И сейчас люди помнят о нём, и с удовольствием читают его стихотворения.
Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)
Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)
Физкультминутка.
III. Подготовительная работа.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством
С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)
Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)
Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)
Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)
Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)
А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)
Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)
Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)
Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется, что скоро произойдёт пробуждение природы.)
А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.
IV. Первичное чтение. (Читает учитель)
С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
V. Беседа эмоционально-оценочного характера.
Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце. Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым. Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)
Какое настроение у вас появилось после прочтения этого стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание чуда)
VI. Вторичное чтение и анализ.
Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и подчеркните те слова, которые помогли вам почувствовать радость. (Дети читают по одному четверостишию и объясняют почему они выбрали эти слова: звёзды золотые, свет, небосклон, улыбнулись, горят серебряные росы, яркий перламутр, обрядилась, шаловливо, с добрым утром.)
А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов, которые нам встретились в этом произведении. Для этого нам нужно ещё раз обратиться к тексту.
Читает первое четверостишие. Скажите, а как вы понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли, исчезли)
Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.
Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)
Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.
Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.
Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)
Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)
Брезжит – чуть светится Заводь = затон
Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за горизонта и отражается в воде.)
Обратите внимание на следующую фразу «и румянит сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка, небосклон?
Румянит – делает красным, румяным
Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность
Небосклон – часть неба над горизонтом
Попробуйте сказать эту фразу своими словами. (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в розовый цвет, но при этом яркие лучи «расчерчивают» небо жёлтыми полосками.)
Кто может своими словами описать то, что хотел нам рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды. Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует лёгкий ветерок.)
Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый, красный, голубой.)
Читает второе четверостишие. Что описывает автор в этом четверостишии? (Берёзы)
С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)
Как называют этот приём, когда изображают неживые предметы в виде живых существ? (олицетворение)
А кто был внимательным и может ответить, был ли такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды задремали.)
А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)
А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные черты поведения человека по утрам.)
А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается солнце, они блестят и кажутся серебряными.)
Серебро – благородный металл серовато-белого цвета
Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами, очень яркие.)
А этом четверостишии какие краски преобладают? (зелёный, серебристый, белый)
Кто может своими словами рассказать, что описал автор?
Читает последнее четверостишие.
Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.
Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев
Замените слово «заросшая» другими, близкими по смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется смысл? Какое слово точнее, ярче? (Смысл меняется. Слово автора лучше подходит.)
Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким перламутром»?
Обрядить – нарядить, надеть
Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, внутренний слой некоторых раковин
(Мелкие капельки росы и солнечный свет создают впечатление того, что крапива стала перламутровая)
Что значит «шаловливо»?
Шаловливо – легкомысленно-игриво
А почему крапива качается? (Дует ветер.)
А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже олицетворение.)
А всё-таки крапива может издавать какие-либо звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят. Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)
О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня, солнцу и желает всем добра.)
А в этом четверостишии какие цвета преобладают? (Зелёный, перламутровый.)
Кто может описать своими словами эту картину?
Физкультминутка.
Итог анализа.
Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость, даже крапива желает всем добра, какой мы можем сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение, описывающее красоту природы, лирическое.)
VII. Подведение итогов. Домашнее задание.
С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Задремали звёзды золотые...»)
Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? («Утро»)
Как зовут композитора? (Александр Григ)
В этом году мы познакомились только с двумя стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он успел написать много стихотворений и поэм. Есенин очень любил природу, видел красоту родного края и умел описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать природу, значит любить свою Родину.»
Откройте дневники и запишите домашнее задание: стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о природе С. А. Есенина. Урок окончен.
« Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»
Выберите подходящий ответ и аргументируйте: С какой целью Есенин написал это стихотворение? Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой;Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой; Чтобы привлечь внимание к красоте природы;Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы вызвать взаимное сопереживание;Чтобы вызвать взаимное сопереживание; Чтобы передать свою грусть.Чтобы передать свою грусть.
Друзья, учитесь верности у лебедей! Любите так, Как любят эти птицы. Ведь если взять вселенную, Ни с чем любовь такая не сравниться. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!
Интернет-ресурсы - портрет С.Есенина - село Константиново - обложка книги С.Есенина Лебедушка guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - Над окошком месяц guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - лебедь с выводком - лебедь с раскрытыми крыльями - лебедь на озере - лебединая пара - Замок П.И.Чайковский - Лебединое озеро 2http://files.tvspas - иллюстрация Лебедь - лебедь с птенцом - коршун
legno-board.ru - Сайт о саде, даче и комнатных растениях