Проповедь в неделю воздвижения креста читать. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе. Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

1 Коринфянам, гл. 1, ст. 18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

От Иоанна, гл. 19, ст. 6-11, 13-20, 25-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
...
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-- еврейски, по-гречески, по-римски.
...
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот великий церковный праздник читается удивительное апостольское послание. Апостол Павел говорит нам: “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть” (1 Кор.1.18.). Как это понять? Почему рассказ о распятии на Кресте Бога – безумие для погибающих? Что такое юродство, то есть глупость, – отношении к Кресту?

Есть люди, именующие себя христианами, которые не почитают Крест Христов. Они обвиняют нас, православных, в том, что мы поклоняемся орудию казни. “Это всё равно, – говорят они, – что поклоняться виселице, ружью, пушке, топору палача. Как можно покланяться кресту, который есть орудие смерти?”

Отвергающие поклонение Кресту на самом деле отвергают самого Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Господь наш воистину умер на Кресте за грехи наши. Умер для того, чтобы таким образом открыть нам дорогу в Царство Небесное.

Да, Господь наш умер, но Он и воскрес! Если бы Он не воскрес, если бы Он не был Бог, Его смерть на Кресте не стала бы поразительным, уникальным событием мировой истории, а была бы, конечно, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне рутинным происшествием, какие не однажды случались на громадных пространствах империи римлян. Наш Господь воскрес, и в свете этого воскресения стала осмысленной и непостижимо великой крестная Голгофская Жертва Сына Божия. Поэтому не орудию казни поклоняемся мы, но Богом установленному средству нашего спасения. Мы спасаемся, мы побеждаем наш собственный грех Крестом Спасителя Нашего.

Святая равноапостольная царица Елена отправилась в дальний путь из Константинополя в Иерусалим для того, чтобы обрести Честной и Животворящий Крест Господень. Она предприняла исследования и археологические раскопки для того, чтобы найти Крест. И Господь увенчал успехом её труды. Она нашла Древо Креста. А святитель Макарий, патриарх Иерусалимский, воздвиг Честной Крест, для того чтобы все могли видеть это Священное Древо.

Мы поклоняемся не дереву, не материалу. Мы поклоняемся не форме, не соотношению перекладин. Мы поклоняемся орудию нашего спасения. Реальная возможность вечно жить для каждого человека оплачена Кровью Господа, вечная наша жизнь совершена Жизнью Господа. А мы об этом – забываем, когда совершаем крестное знамение небрежно, как бы отмахиваясь от докучных насекомых, или когда носим нательный крест в качестве украшения, поверх одежды, для того, чтобы все видели: вот какой у меня крест красивый!..

Но ещё важнее помнить вот о чём. Мы с вами называемся христианами не только потому, что мы – Христовы, а ещё и потому, что нам надлежит пройти Христовым путём, нам надлежит, по слову апостола, “распять плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24.) на Кресте! Нам предстоит вслед за Спасителем нашим умереть на этом Кресте! Вот что значит – нести свой крест...

Где ещё в мире есть религия, которая говорит: радуйся страданию, благословляй несчастья твои? Эти страдания, эти несчастья – твой личный Крест. Безропотным несением их ты уподобляешься Христу. Не ропщи, но радуйся!

А многие из нас приходят в церковь, чтобы освободиться от Креста. И часто священники слышат: “Пожалуйста, сделайте так, чтобы у меня не было проблем дома, в семье; чтобы я выздоровел; чтобы родственники мои меня любили и уважали, чтобы я никакого ущерба не потерпел...” Нельзя сказать, что эти желания незаконны и греховны. Вовсе нет! Только надо бы нам при этом ясно сознавать, что несение Креста, терпение скорбей – задача жизни христианской.

Давайте задумаемся об этом, давайте подумаем о подвиге царицы Елены, которая обрела Крест Христов и тем самым как бы приняла Его на себя. Давайте возьмём свой крест так, как Господь нас призывает: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.(Мф.16.24.) Бог зовёт нас взять свой крест, то есть наши скорби, болезни, тяготы греховные, несчастья, – взять и нести их, не отказываясь от этой ноши и не оглядываясь завистливо по сторонам: “А у него-то полегче будет, а у неё-то и вовсе никакого креста нет, это я один так страдаю!” Это – единственный способ спасения: взять крест и следовать за Господом!

И вот, с благоговением взирая сегодня на Крест Господень, вспомним, что мы благословляем не только Тот Крест, Который предлежит нам на аналое, но прежде всего – свой собственный крест. Вот мы сейчас собрались в храме и этим как бы говорим Господу: “Господи, всё, что Ты посылаешь нам, всё нам во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, – всё это нам во спасение. Всё это может стать способом нашего спасения. Дай нам только сил правильно понять это, дай нам сил не отказаться от креста, дай нам сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобою во Царствии Твоём”. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа (Новая Москва) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и всё богослужение, все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос.

Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша».

Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели.

Да, мы знаем: были великие гении духа, великие герои и подвижники, ветхозаветные пророки, которые, несмотря на непреодолимую силу греха, свидетельствовали о Божией правде. Но к их словам мало кто прислушивался, разве что самые близкие ученики, — но даже среди них порой оказывались те, кто присоединялся к гонителям пророков.

И вот Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

Что же, зло вообще ушло из мира? Совсем нет, и каждый из нас об этом знает по опыту собственной жизни. Но вместе со злом существует добро, вместе с ложью — Божия правда. Так что же дал нам Крест? А Крест дал нам свободу, о которой с такой силой сказал Иоанн Златоуст, — свободу выбирать между добром и злом, между ложью и правдой, становиться рядом со Христом или с Его гонителями, со светом или с тьмой. Мы свободны, чего не было у наших далеких предков, которые жили в условиях непреодолимости зла.

Эта свобода выбора запечатлена в нашей русской иконографии Креста. Наш русский православный Крест — восьмиконечный. Помимо центральной перекладины, к которой были пригвожден Спаситель, изображается дощечка, которую Пилат повелел прибить наперекор иудеям, свидетельствуя о том, что Распятый есть Царь Иудейский. А нижняя перекладина возносится правой стороной кверху, а левой книзу, потому что справа висел разбойник, который исповедовал Господа и получил спасение, а слева — тот, кто отверг Его и ушел навечно в гибель. Вот это и есть символ нашей свободы, и мы совершаем выбор между добром и злом каждый день.

Никто не может сказать: «Я принужден совершать зло». Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Эту великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся.

Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.

1957 г.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

Поклоняясь ныне предлежащему и возносимому изображению Честнаго и Животворящего Креста Господня, каждый истинно верующий православный христианин не только изъявляет свое благоговение в отношении орудия нашего спасения, но и устремляется мыслью и сердцем к самой тайне искупления.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную « ().

Грехопадение человека представляет собой тайну для богословствующего ума. Хотя наличие в раю искусителя и способствует частичному объяснению возможности преслушания заповеди Божией и Евой при наличии у человека свободной воли, однако остается непостижимым, изумительным, как мог человек, имевший «своим храмом и ризою Бога», испытывавший сладость богообщения, живший в лучах Божественной любви, – как мог он стать нарушителем даже легчайшей заповеди, богоотступником и изменником!

Тайне беззакония неминуемо должна была противостать тайна искупления. Несказанная дерзость вела к столь тяжкой виновности, что по суду Правды Божией смыть вину прародителей не могло никакое раскаяние, никакая жертва со стороны человека или даже всего человечества. Требовалась такая жертва, которая обладала бы божественными качествами, божественной силой и в то же время была бы принесена от человеческого естества. Недомыслимая Премудрость Божия нашла путь, открывавший возможность принесения такой жертвы, а Божественная Любовь превратила эту возможность в действительность. Жертвой, спасающей человека от проклятия и осуждения, дающей право не только на прощение, но и на усыновление Богу, стал Богочеловек – Господь наш Иисус Христос, единосущный Богу Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству. Средством очищения и освящения стала драгоценная Кровь Божественного Агнца, а орудием искупления и символом победы над диаволом, смертью, грехом – Животворящий Крест Господень.

До Христа-Спасителя никто не восходил на небо. Величайшие праведники ветхозаветного времени по смерти пребывали хотя и на «лоне Авраамовом », но вне врат Царстия Небесного. Христос крестом Своим открыл эти врата и ввел с Собою в рай покаявшегося благоразумного разбойника.

Путь в Царство Небесное открыт теперь каждому верующему во Христа, конечно, верующему искренне и не только на словах, но на деле, т. е. имеющему веру «любовию споспешествуему». Как израильтяне спасались некогда от «угрызений змиев», взирая на медного змия, сделанного Моисеем по повелению Божию, так каждый жаждущий спасения может быть ныне спасен от гибели, причиняемой смертоносным ядом греха, если он с твердым упованием взирает на Крест Господень, взирает не пассивно, а желая бороться с грехом и побеждать его в себе при благодатной помощи Искупителя.

Отсюда понятно, что спасение человека, приобретенное для него Господом Иисусом Христом на Кресте, действительно совершается лишь в процессе личного подвига или «крестоношения», главная цель которого состоит в достижении всецелого послушания Богу.

Крест Христов напоминает человеку о необходимости принести себя самого в жертву послушания Тому, Кто «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя "...

"Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " ().

Так было в первое пришествие Господа на землю. Так продолжается и теперь. Пока Господь терпит и принимает нас такими, каковы мы есть. Сколько раз он прощал нам тяжкие грехи ради одной покаянной слезы нашей, сколько раз исполнял наши просьбы, давая просимое »просто и без упреков « (). Но будет и такой момент, когда Господь придет уже не спасать, а судить мир. И тогда Он спросит у нас не только, как мы каялись, но и как мы жили, исправлялись, как несли свой жизненный крест, чем можем доказать нашу любовь к Нему. Крест Христов – и орудие нашего спасения, и наша надежда, но, в то же время, он и грозное для недостойных »знамение Сына Человеческого «, которое некогда узрит все человечество перед вторым, славным пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Вспоминая событие праздника Воздвижения Креста Господня, будем, возлюбленные, стремиться к тому, чтобы вещественный образ – возношение Креста пред очами верующих – подвиг нас к духовному стремлению «горе». Пусть Крест Господень, это дивное оружие победы и спасения, неотступно будет предноситься нашему духовному взору и напоминать о жертвенности Любви Божией к нам, побеждая и нас крестоношением ответить на эту неисповедимую любовь.

Чудо же воскрешения мертвеца и исцеления болящей от прикосновения Креста Господня да будет нам напоминанием о том, что Спаситель наш, хотящий всем спастися, силен и нас возродить к чистой и богоугодной жизни, если только мы устремимся к Нему всем сердцем, одушевленные несомненной верой, верой кровоточивой женщины, которая говорила в себе: «если прикоснусь, то буду здорова ". Аминь.

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Что еще почитать