Показать все известные самодельные приспособления для мотоблоков. Навесное для мотоблоков, разнообразие оборудования и приставок. Самодельная фреза гусиные лапки, для мотоблока

Самоделки для мотоблока придумывают и изготавливают практически все владельцы этой техники. Цель этих действий — расширить функциональность агрегата при минимальных финансовых вложениях. В базовой комплектации мотокультиватор имеет крайне ограниченные возможности. Установка на него различных опций может превратить небольшую машину в полноценный мини-трактор. Зачастую самодельные приспособления ни в чем не уступают аналогам заводского изготовления. Для того чтобы усовершенствовать мотоблок своими руками, вполне достаточно набора инструментов, которые имеются в каждой мастерской загородного дома или дачи. Необходимые материалы можно найти на свалке, в сарае или на пункте приема металлолома.

Усовершенствование ходовой части

Первое, над чем задумываются пользователи мотоблока — это над тем, как сделать к нему тележку с сиденьем. Пользование техникой в штатном режиме с использованием рычагов предполагает приложение больших физических усилий. Однако применение прицепа снижает устойчивость транспортного средства. Устранить эту проблему можно путем расширения колесной базы. Делается это с помощью удлинителей, которые крепятся к полуоси штифтами или болтами. Решив задачу с устойчивостью, оператор сталкивается с другим вопросом: агрегат плохо управляется. помогает придать ему хорошую маневренность. Делается это приспособление по аналогии с узлами легковых автомобилей. Самодельные разблокираторы для мотоблока изготавливаются с помощью обычных бытовых инструментов — болгарки, сварки и точильного станка.


Небольшой вес мотоблока является причиной плохого сцепления колес с грунтом. Пробуксовка является частым явлением при поднятии целины, работе на сыром грунте или движении по снегу. Чтобы избежать проскальзывания, к мотоблокам прикрепляются утяжелители.

Эти устройства подразделяются на такие категории:

  1. Колесные. Представляют собой диски, которые крепятся на колеса или ступицы. Диски делают монолитными из металла, бетона или полыми, заполняемыми песком. Вес колесных утяжелителей может составлять 30-70 кг.
  2. Внешние. Изготавливаются из любого тяжелого материала (сталь, свинец, бетон). Прикрепляются к корпусу с помощью крюков или болтов. Некоторые умельцы приваривают к корпусу каркас из уголка. В него укладывают мешки с песком, кирпичи, лом металла и другие тяжелые предметы.

Улучшить проходимость мотоблока можно путем установки грунтозацепов. Самый простой способ изготовления грунтозацепов заключается в том, что нужно сделать обод из полосы металла и наварить на него лопасти. Диаметр обода должен быть больше колесных дисков и меньше, чем у покрышек. Насаживание обода проводится при спущенных шинах. После того как грунтозацеп будет установлен, проводится накачивание колеса.

Мотоблок незаменим в современном хозяйстве. Оснащаемая различными навесными агрегатами, эта техника может делать буквально всё, начиная окучиванием картофеля и заканчивая уборкой снега или заготовкой дров. В то же время универсальнцми мотоблоки можно назвать с большой натяжкой: как правило, список оборудования, подключаемого даже к самым дорогим моделям, ограничен 2-3 видами навесных узлов. Впрочем, довольствоваться только тем, что предлагает производитель, вовсе не обязательно. Ведь практически любой из мотоблочных агрегатов, которые могут потребоваться для ведения домашнего или садово-огородного хозяйства, можно сделать самостоятельно.

С амодельное навесное оборудование для мотоблоков

Что делать, если мотоблок у вас уже есть, а установить на него заводское навесное оборудование не представляется возможным? Выход один – самостоятельно сконструировать необходимый функциональный узел, не уповая на изобретательность производителя и щедрость игроков рынка.

Список навесных агрегатов для мотоблоков весьма разнообразен. В него входят:

  • плуги;
  • бороны;
  • грабли;
  • картофелекопатели, окучиватели и картофелесажалки;
  • плоскорезы-пропольники;
  • почвофрезы;
  • сеялки; подметальные щётки и снегоуборщики;
  • дровоколы;
  • отвалы;
  • водяные помпы;
  • насосы-опрыскиватели и т.д..

Очевидно, что столь богатый арсенал навесного оборудования не в ходит ни в одну комплектацию. Остаётся только представить, во сколько помимо самого мотоблока обойдётся покупка всех необходимых для ведения хозяйства агрегатов. Не стоит забывать и о том, что на рынке по-настоящему универсальные мотоблоки можно пересчитать по пальцам. То есть оборудование, которое подлходит к какой-либо конкретной модели довольно редко можно подключить к другой. К счастью, производители всё же предусматривают возможность модификации выпускаемой мотоблочной техники, в основном за счёт дополнительного . К таковому можно отнести:

  • дополнительные полуоси (ступицы);
  • ходоуменьшители;
  • грузы (утяжелители);
  • грунтозацепы;
  • сиденья-адаптеры;
  • транспортировочные тележки и прицепы;
  • сошники (упорные рычаги);
  • сцепки и пр.

Любой из этих узлов можно сделать самостоятельно или взять от других моделей и адаптировать под вашу. Но прежде всего следует удостовериться в их совместимости. Мощность , габариты и вес, способ подключения, рабочие нагрузки и т.д. – всё это следует учесть ещё на стадии разработки, иначе вы рискуете потратить силы и средства впустую.

Изготовление самодельного адаптера-прицепа

Адаптер позволяет превратить мотоблок в мини-трактор и максимально автоматизировать садово-огородные работы.

Его конструкция включает:

  • металлическую раму;
  • сцепку;
  • поперечную штангу;
  • раскосы;
  • колёсные стойки, ось и колёса;
  • органы управления;
  • сиденье оператора;
  • тележку или .

Простая рама для адаптера изготавливается из металлической трубы круглого или прямоугольного сечения длиной 1,5-1,7 м. С одного конца к ней приваривается дышло (сцепку) – элемент, с помощью которого конструкция будет крепиться к фаркопу мотоблока, а с другой – поперечная штанга, ширина которой выбирается в соответствии с шириной колёсной базы последнего. К штанге привариваются стойки колёс и раскосы, функция которых заключается в обеспечении жёсткости конструкции и амортизации при передвижении по участку. Что касается колёс, их можно снять с обычной садовой тележки либо автомобильного прицепа.

Как правило, соединение адаптера мотоблока и навесного оборудования выполняется посредством одинарной сцепки. Управление же функциональными агрегатами осуществляется посредством рычага с 2 или 3 коленами – переключая их вы сможете регулировать положение установленного навесного агрегата. Кроме того, можно использовать дополнительный рычаг для контроля прилагаемого усилия. В завершение по центру поперечной штанги нужно приварить металлическую «ногу», на которой будет размещено .

Чем длиннее дышло адаптера, тем мощнее должен быть мотоблок. При этом мощность двигателя последнего влияет и на выбор колёс, а также сечения трубы, из которой будет изготавливаться рама.

Наиболее удобным в эксплуатации вариантом является дисковый окучник. Для работы с ним нужно прилагать минимум физических усилий, причём с понижением скорости движения возрастает его мощность, что положительно сказывается на эффективности работы. Кроме того, дисковая конструкция окучника отличается универсальностью – с помощью такого инструмента можно выполнять сельскохозяйственные работы как сразу после посадки огородных культур, так и в период их интенсивного роста.

Конструкция дискового окучника включает:

  • диски;
  • Т-образный поводок (раму);
  • стойки;
  • винтовые талперы.

Талперы предназначены для регулировки угла поворота дисков. От последнего зависит глубина погружения последних, а также усилие, необходимое для выполнения работы. Для облегчения труда оператора окучник оснащается , которые обеспечивают надёжность конструкции и удобство в эксплуатации.

Диски изготавливаются из легированной стали толщиной 1,5-2 мм. Их наружные кромки выгибаются, а по центру выполняется отверстие для переходников, с помощью которых они будут крепиться к раме окучника. Если возможность изготовить диски самостоятельно отсутствует, можно позаимствовать их у отслужившей свой срок сеялки или другого подобного оборудования.

Окучник может иметь фиксированную или переменную ширину захвата. Во втором случае вы сможете регулировать расстояние между дисками, переставляя стойки. Элементы навесного агрегата соединяются с помощью болтов или сваркой.

Картофелекопалка к мотоблоку своими руками

Эта разновидность навесного оборудования значительно облегчает процесс уборки урожая картофеля, а также других клубневых культур.

Основными конструктивными элементами картофелекопалки являются:

  • сварная рама;
  • лемех;
  • редакционного узла;
  • барабана-очистителя.

Лемех - подвижная часть картофелекопалки - изготавливается из стальных прутьев и одной или нескольких заострённых стальных пластин. Острые кромки и концы конструктивных элементов лемеха затупляются так, чтобы предотвратить повреждение клубней картофеля.

Для изготовления сварной рамы необходимы размером около 60х40 мм, профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры, а также вес рамы, который зависит от веса используемых материалов и особенностей принятого конструктивного решения, должны соответствовать габаритам и мощности мотоблока.

Редакционный узел - главный элемент картофелекопалки. Для его изготовления понадобится два металлических цилиндра, которые будут выполнять роль стаканов для соединительных втулок – с помощью такой конструкции обеспечивается взаимодействие ведущего и ведомого валов. Далее из металлической трубы диаметром 25 мм необходимо сделать ступицы, к которым привариваются передаточные звёздочки. Последние с помощью шпонок призматической формы насаживаются на втулки.

Самая сложная часть картофелекопалки - барабан-очиститель. Его конструкция включает пару роликовых цепей по 94 звена каждая, которые одеваются на специальные стержни. Этот элемент, получивший название «беличье колесо», закрепляется на двух фиксированных осях, что обеспечивает его подвижность при вращении. Таким образом усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, прикреплённый к подвижному кожуху, будет менять угол наклона, совершая в процессе движения копательные движения.

Угол наклона рабочей части и глубина копа регулируются с помощью ползунка. Он изготавливается из фторопласта, а его параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата (мощности двигателя, скорости передвижения и т.д.), а также свойств обрабатываемой почвы.

Самодельный снегоуборщик для мотоблока

Не каждый может позволить себе купить профессиональный снегоуборочный агрегат. Да и стоит ли это делать, если работать он будет всего лишь несколько раз в году? С другой стороны вовсе необязательно заниматься расчисткой территории вручную – вполне приличный снегоуборочный узел к мотоблоку вы можете изготовить и самостоятельно.

Наиболее простым вариантом является отвального типа. Он состоит из двух основных элементов: адаптера и, собственно, отвала. Первый состоит из пары металлических штанг и трёх кронштейнов. С помощью штанг отвал крепится к раме мотоблока, а кронштейны обеспечивают возможность регулировки его положения по горизонтали и вертикали. Это можно делать вручную, так и с помощью тягового или рычажного механизма. Основу такой системы составляет поворотный узел, который можно позаимствовать у различной самоходной техники или изготовить своими руками, используя в качестве основы узлы передних колёс легкового автомобиля.

Чтобы сделать бульдозерный нужно изготовить металический каркас, который с одной стороны обшивается 1-2 мм листом жести Высота и ширина снегоуборщика выбираются в соответствии с параметрами основного узла - мотоблока, а также особенностями обслуживаемого участка. Если дорожки на вашем дворе имеют ширину не более 70-80 см, идеальным вариантом будет 50-см отвал, с которым вы сможете легко маневрировать в процессе уборки снега. На нижнюю кромку отвала, расположенную под углом по отношению к основной оси каркаса, с помощью болтовых или заклёпочных соединений устанавливается нож. Чем больше наклон ножа, тем легче отвал срезает затвердевшие слои снега. Малый угол напротив позволяет передвигать снежную массу без существенного увеличения мощности двигателя.

Для повышения конструктивной жесткости отвал можно обшить по периметру металлическим уголком, а каркас снабдить дополнительными рёбрами. Однако всё это приводит к утяжелению конструкции и, как сделствие, к повышенному расходу горючего и моторесурса основного агрегата.

Универсальное навесное оборудование к мотоблоку своими руками

Некоторые виды функциональных узлов мотоблока имеют схожую конструкцию и принцип работы. Поэтому если вы занимаетесь их изготовлением самостоятельно, подумайте об универсальности. К примеру, картофелекопалку можно модифицировать под картофелесажалку, а снегоуборщик под . Несколько изменений в конструкции и один и тот же узел можно будет использовать для решения различных хозяйственных задач – это позволит сэкономить не только деньги и силы, но также и площадь, необходимую для хранения оборудования.

Очень нужен при ведении приусадебного хозяйства. Оборудованная разными навесными устройствами, такая техника способна делать практически все начиная с окучивания растений и заканчивая заготовкой древесины или уборкой мусора. Стоит заметить, что мотоблоки тяжело назвать универсальной техникой. Перечень агрегатов, которые можно подсоединить к наиболее дорогостоящим моделям, ограничен несколькими типами навесного оборудования.

Однако работать только заводскими узлами тоже не стоит. Почти каждый из агрегатов мотоблока, необходимых для хозяйственных нужд, можно изготовить своими руками при помощи чертежей.

Навесное оборудование для мотоблока Нева своими руками

Перечень навесного оборудования для всех моделей мотоблоков очень большой. Прежде всего, в него входят:

  • бороны и плуги;
  • косилки и грабли;
  • картофелесажалки и картофелекопалки;
  • почвофрезы и пропольники;
  • снегоуборщики и дровоколы ;
  • сеялки и отвалы;
  • опрыскиватели и насосы.

Настолько большой выбор навесных агрегатов никогда не входит в комплект поставки мотоблока Нева. Тяжело себе представить, сколько средств необходимо для приобретения всех нужных для подсобного хозяйства дополнительных устройств. А также необходимо помнить о том, что полностью универсальных мотоблоков практически не выпускается. Другими словами, агрегаты, подходящие к определенной модели, очень редко устанавливаются на другой мотоблок. Иногда изготовители заранее предусматривают дополнительные возможности для усовершенствования своей техники, что делается за счет применения дополнительных навесных узлов. К ним относятся:

  • утяжелители;
  • ходоуменьшители;
  • дополнительные ступицы;
  • адаптеры;
  • транспортировочные тележки;
  • упорные рычаги;
  • сцепки.

Совершенно любое подобное оборудование можно изготовить своими руками или позаимствовать от других мотоблоков и переделать. Главное, необходимо убедиться в их совместимости. Максимальная мощность мотора, метод подключения, размеры и массу, чертежи, предельные нагрузки и другие показатели стоит учесть при разработке оборудования. В противном случае можно потерять средства и потраченный труд.

Специальный самодельный адаптер может сделать из мотоблока Нева маленький трактор и наиболее автоматизировать ведение домашнего хозяйства.

Его элементами являются:

  • рама из металла;
  • поперечная штанга;
  • сцепка;
  • ось, колеса и колесные стойки;
  • раскосы;
  • узлы управления;
  • тележка;
  • удобное сиденье.

Обычная рама для прицепа делается из любой стальной трубы длиной до 2 метров. На один конец к ней крепится при помощи сварки сцепка. Это узел, при помощи которого вся конструкция прикрепляется к фаркопу мотоблока. На другую сторону приваривается поперечная штанга, размер которой стоит выбрать на основании ширины колесной базы техники. Далее, к штанге прикрепляются раскосы и стойки колес, которые необходимы для обеспечения жесткости рамы и амортизации при движении по огороду. Колеса стоит снять с прицепа автомобиля или садовой тележки.

Обычно, адаптер и навесные узлы мотоблока соединяются при помощи одинарной сцепки. Все функциональные агрегаты управляются специальным рычагом с несколькими коленами. При их переключении можно регулировать изменение положения поставленного навесного оборудования. А также можно применять дополнительный рычаг для регулировки прилагаемой силы. В конце на поперечную штангу необходимо прикрепить основание из металла, на котором будет располагаться сиденье водителя.

При большой длине дышла адаптера необходим наиболее мощный мотоблок. Мощность мотора также повлияет на величину колес и размер трубы, из которой в дальнейшем будет собрана несущая рама.

Сборка дискового окучника для мотоблока Нева своими руками

Самым лучшим при эксплуатации на садовом участке считается самодельный окучник дискового типа. Работая с ним необходимо прилагать минимальное количество физического труда. Снижая скорость передвижения, можно увеличить его максимальную мощность, что хорошо сказывается на результатах работы. Подобная дисковая конструкция окучника выгодно отличается своей универсальностью. Таким приспособлением можно делать хозяйственные работы после высадки различных растений и при их интенсивном росте.

В состав дискового окучника входят:

  • стойки;
  • металлическая рама;
  • диски;
  • специальные талперы.

Специальные талперы необходимы для регулирования угла поворота дисков. От этого угла напрямую зависит глубина работы дисков и усилие, которое нужно для выполнения задачи. Чтобы упростить работу человека, дисковый окучник оборудуется несколькими подшипниками скольжения, обеспечивающими удобство и надежность изделия.

Диски необходимо сделать из качественного металла толщиной в 2 миллиметра. Наружные кромки стоит выгнуть, а в центре проделать специальное отверстие для переходников. Они закрепляются на раме окучника. В случае когда нет возможности сделать диски своими руками, то необходимо взять их из старой сеялки или остального похожего оборудования.

Окучник способен иметь изменяемую или фиксированную ширину захвата поверхности. При переменной есть возможность, регулировки расстояния между дисками просто перемещая стойки. Узлы навесного оборудования собираются при помощи сварки или болтовых соединений.

Сборка картофелекопалки для мотоблока Нева своими руками

Подобный тип навесного узла для мотоблока очень помогает при уборке картофеля и прочих видов растений.

Картофелекопалка состоит из таких элементов:

  • лемеха;
  • металлической сварной рамы;
  • очистительного барабана;
  • редукционного узла.

Лемехом называется подвижная часть такого оборудования, которая делается из металлических прутьев и нескольких немного заостренных пластин из стали. Очень острые концы и кромки на всей конструкции лемеха необходимо затупить таким образом, чтобы не допустить порезов клубней растений при уборке.

Чтобы сделать крепкую раму , нужны уголок из металла, кусок швеллера и профильная труба. Габариты, а еще масса сварной рамы, которая зависит от массы применяемых материалов и специфических черт конструкции, должны соответствовать размерам и максимальной мощности мотоблока.

Редукционный механизм является наиболее важной частью картофелекопалки. Чтобы сделать его необходимо два цилиндра из металла, выполняющие функцию стаканов для всех соединительных узлов. Подобная конструкция обеспечивает взаимную работу ведомого и ведущего валов. Потом из стальной трубы нужно изготовить ступицы , к которым прикрепляются передаточные звездочки. Эти элементы при помощи специальных призматических шпонок плотно насаживаются на втулки.

Наиболее сложным узлом картофелекопалки является очистительный барабан , в конструкцию которого входят несколько роликовых цепей, одевающиеся на специализированные стержни. Такой узел еще имеет название беличье колесо, которое крепится на двух зафиксированных осях, что делает его подвижным при движении. Другими словами, при помощи усилия вала мотора лемех картофелекопалки, который закреплен на движущемся кожухе, сможет изменять угол наклона и совершать при движении аппарата копательные действия.

Угол наклонения рабочего механизма и глубина копания изменяется при помощи ползунка. Такой ползунок делается из фторопласта, а его технические параметры должны соответствовать характеристикам мотоблока. Это, прежде всего, скорость движения, максимальная мощность мотора и другие параметры. Дополнительно необходимо учитывать свойства почвы.

Сборка снегоуборщика для мотоблока Нева своими руками

Далеко не всякий человек способен приобрести для себя заводской снегоуборочный аппарат . Не всегда целесообразно покупать его для нескольких месяцев использования. Вручную очищать всю прилегающую территорию тоже довольно тяжело. Можно изготовить вполне эффективный снегоуборочный механизм для мотоблока своими руками.

Самым легким вариантом можно считать отвальный снегоуборщик. Его составляют несколько основных узлов, которыми являются отвал и адаптер. Последний состоит из нескольких штанг из металла и кронштейнов. При помощи штанг отвал прикрепляется к раме изделия, а кронштейны позволяют обеспечить возможность регулирования его положения в различных плоскостях.

Регулировку можно выполнять как в ручном режиме , так и с помощью рычагов или тягового узла. Подобная система основывается на поворотном механизме, который можно снять с разной транспортной техники или сделать самостоятельно. Для этого стоит применять, как основу, механизмы передних колес автомобиля.

Для того чтобы собрать бульдозерный отвал необходимо сделать каркас из металла, обшитый жестяным листом. Размеры снегоуборщика можно выбирать в соответствии с техническими параметрами аппарата и особенностями убираемой местности. В случае когда дорожки во дворе шириной около 75 сантиметров , то стоит сделать 50 сантиметровый отвал. С таким отвалом можно довольно просто маневрировать при уборке снега.

К нижней кромке отвала, которая находится под углом к ведущей оси рамы, при помощи надежного соединения прикрепляется специальный нож. Когда угол наклона ножа большой, то отвал легко срезает плотные слои снега. Маленький угол помогает передвинуть снег без большого приложения мощности аппарата.

Сборка универсальных навесных механизмов для мотоблока Нева своими руками

Довольно многие типы самодельного навесного оборудования для мотоблоков имеют похожую конструкцию и принцип действия. Именно поэтому при сборке навески на мотоблок своими руками , стоит позаботиться об универсальности. Для примера, картофелесажалку можно переделать под картофелекопалку, а снегоуборочный механизм в маленький бульдозер. Немного изменив конструкцию, один механизм можно будет применять для разных работ на приусадебном участке. Это поможет сэкономить физические силы, средства и место для их хранения.

Навесное оборудование для мотоблоков находят самое широкое применение в личном подсобном хозяйстве. Большое хозяйство может оснащаться необходимым набором специализированной техники.

Маленькие частные хозяйства, фермеры привыкли экономить во всем. Мотоблок используется разнообразными способами, он механизирует все виды работ. Двигатель на бензине, дизельном топливе достаточной мощности позволяет решать широкий круг задач.

Назначением мотоблоков является, прежде всего, обработка почвы. Приспособления дают возможность вспахать, окучить, посадить сельхозкультуру, убрать богатый урожай. Агрегаты исправно выполнят работу на небольшом участке до 4 га. Навесные приспособления существенно расширяют круг выполняемых задач. Приспособления способны:

  • убрать снег;
  • вырыть канаву;
  • постричь газон;
  • скосить траву.

Перечень неполный, возможное количество работ существенно больше перечисленных. Разные механизмы могут использовать мотоблок, служащий приводом. Широкий круг вопросов, решаемых дополнительным оборудованием, делает агрегат неоценимым, позволяет выполнять многие сельскохозяйственные, строительные, бытовые работы.


Функции, возможности мотоблока ставят его между мини-трактором и мотокультиватором. Приспособление более универсально, чем мотокультиватор. Аппарат выполняет работу, применяя тяговое усилие. Культиватор решает только узкие специализированные задачи культивации. Аппарат рыхлит поверхность почвы.

Мотоблок обладает единственной осью, у него сидения нет, и оператор удерживает устройство руками, шагая позади. Существует возможность оснастить аппарат прицепом. Этот вариант предполагает наличие сидения. Сверхтяжелые модели оборудуются третьим колесом и сидением. Эти варианты обладают существенным сходством с мини-трактором.

Важно! Мотоблок мало отличается от трактора конструктивно, он имеет те же детали.

Часто понятия мотоблок и культиватор отождествляют, особой разницы между ними не видят. Два устройства, между тем, имеют принципиальные различия, касающиеся функциональности устройств.


Обработка почвы происходит обоими видами техники. Устройства готовят почву, делают структуру грунта лучше, смешивают почву и удобрения. Основным элементом и того, и другого агрегата выступают фрезы, погружаемые в землю, позволяющие произвести вспашку, потратив минимум усилий. На небольшом участке площадью несколько соток стоит применять легкую модель. Такие аппараты бывают электрическими, бензиновыми, дизельными.

Помимо обработки почвы, мотоблок легко выполняет другие работы. Использование соответствующей навески для мотоблока позволит косить траву, убирать картофель, другие корнеплоды. Даже вывоз урожая выполняется легко. Мотоблок обладает богатым функционалом, намного превосходит культиватор. Рынок изделий предлагает заманчивые варианты. Можно приобрести модель, снабженную фарами, способную работать ночами. Интересен вариант, оснащенный ножами, позволяющими рыть канавы. Дополнительные навесные приспособления делают технику дороже.

Функциональность мотоблока очень велика. Устройство поможет выполнить многие виды работ. Аппарат использует широкий ряд навесных устройств. Очень полезно бывает присоединять мощный насос, полезна тележка. Некоторые модели комплектуются рубанком, циркуляркой. Небольшая мощность агрегата не отражается на работоспособности, скорости выполнения операций.


Частное хозяйство, фермер приобретают тот или иной агрегат в зависимости от типа выполняемых работ. Вспашка целины, обработка междурядий требуют разной техники. Более мощные модели стоят намного дороже. Тратить средства нужно эффективно, производительность устройства должна соответствовать типу работ. Участки классифицируют так:

  1. Сверхмалым считается участок менее 10 соток, который предполагает разные зоны – сад, клумбы, грядки, газон.
  2. Участок до 40 соток считают малым. Он разбивается на несколько зон.
  3. Средний участок размером 50-90 соток используется под пару культур.
  4. Большой участок — более 100 соток требует проведения слишком большого количества видов работ. Культиватор все выполнить не сможет.

Владельцам больших участков имеет смысл использовать тяжелые модели, оснащаемые навесным оборудованием.

Важно! Тяжелая модель не выполняет прополки.

Дополнением послужит сверхлегкая модель, позволяющая выполнить прополку. Владельцу небольшого надела стоит подумать, как приобрести средний агрегат, дающий возможность обрабатывать почву оптимальным образом.

Эксплуатационные характеристики

Различные модели имеют собственное оснащение, отличаются параметрами, характеристиками. Скорость агрегата задается количеством передач. Обычная рабочая скорость составляет 4 км/час. Трехскоростные изделия обладают скоростью 15 км/час. Существуют шестискоростные варианты, способные развить вдвое большую скорость.

Устройство снабжается качественным надежным двигателем. Современные модели оснащены четырехтактным мотором. Охлаждение используется обычно воздушное. Запускается мотор ручным стартером. Более мощные модели обладают аккумулятором, электростартером.

Большое значение имеет трансмиссия аппарата. Редукторы очень разнообразны, применяются цепные, ременные шестеренчатые передачи. Редуктор лучше выбирать разборный, потому что отказ необслуживаемого редуктора потребует смены всего агрегата.


Устройство обеспечивает возможность маневра. Маневрирование устройства предполагает наличие механизма отключения одного колеса. Существуют варианты оснащения дифференциалом. Навесное оборудование, рабочие органы, прицепные механизмы подключают к валу отбора мощности. Зависимые устройства подключаются муфтой сцепления. Независимые приводятся во вращение непосредственно мотором.

Часто модификации допускают регулировку межколесного расстояния. Добиться лучшего сцепления колес позволяет большая масса устройства, достигнуть которой легко путем установки специального балласта.

Мотоблоки предлагаются укомплектованными некоторыми вариантами навесного оборудования. Фрезы обычно предоставляются сразу. Она надевается вместо колес, ряд моделей предусматривает совместно применение. Фреза позволяет вспахивать грунт. Слишком мягкий грунт заставляет фрезу закапываться, поэтому предпочтительно использовать секционные модели, обеспечивающие хорошую проходимость.

Применение грунтозацепов

Использование плуга, выкапывателя требует применения грунтозацепов. Только тяжелые модели поставляются без грунтозацепов. Необходимость оборудования этого типа заставляет умельцев изготавливать грунтозацепы к мотоблоку своими руками. Изделие имеет вид металлических колес. Приспособление обеспечит выполнение основных грунтовых работ.


Адаптер делает применение механизма комфортным. Тележка имеет сидение, предусмотрен блок сцепления, колесная пара. Приспособление служит местом крепления навесных устройств.

Вспашка целины проводится плугом. Приспособление очень производительно, более глубоко обрабатывает почву, усилия необходимы минимальные. Кроме обычных вариантов исполнения, бывают плуги оборотные, нередко применяются роторные варианты. Оборотная модель использует попеременно правый-левый плуги, двигается вперед-назад. Роторный вариант плуга позволяет пахать и одновременно проводить культивацию.

Самостоятельное изготовление навесного оборудования

Мотоблок полезен, функционален, оснащается многими навесными приспособлениями. Механизм способен окучить картофель, убрать снег, заготовить дрова. Но даже продвинутые совершенные модификации устройств комплектуются ограниченным количеством навесных приспособлений. При этом сравнительно легко выполнить навесное оборудование для мотоблока своими руками, чтобы использовать технику наиболее продуктивно.

Посадка картофеля пройдет намного легче с применением картофелесажалки, которую легко выполнить самостоятельно. Хорошо зарекомендовали себя модели небольшой мощности. Сажалка сама проложит борозду, забросит клубни картофеля, прикроет картофель землей.


Важно! Устройство может использоваться и для посадки других овощей.

Для изготовления устройства требуются:

  • звездочки;
  • цепи;
  • швеллеры.

Картофелесажалка применяется на обработанной почве. Посадка картофеля происходит равномерно, что обеспечивает отличный урожай. Изготовить приспособление на мотоблок своими руками невозможно без соответствующих схем. Потребуются чертежи на бумаге для исполнения изделия. Основой служит рама, которую сваривают из швеллеров. Бункер нужного объема выполнить несложно.

Правила выбора оборудования

Многие владельцы техники стремятся приобрести дополнительное навесное оборудование. Только изделия того же производителя гарантирует полную совместимость устройств. Продукция другой фирмы может иметь особенности крепления. Эффективность работы навесных устройств требует совпадения крутящего момента, прочих параметров. Изделия должны точно подходить друг другу.

Очень часто приобретение мотоблока обусловлено выполнением какой-то одной задачи, но уже со временем у его владельца появляется желание сделать свою технику универсальной. Многие задаются вопросом, что же можно сделать из мотоблока для его усовершенствования. На самом деле, есть большое количество умельцев, которые могут приспособить под другие инструменты все, что угодно: главное, иметь для этого определенные технические навыки в сочетании с творческой смекалкой.

Устройство мотоблока

Такие агрегаты имеют общий принцип работы и снабжены карбюраторным двигателем внутреннего сгорания (более мощные модели могут иметь дизельную силовую установку), трансмиссией и парой ведущих колес. Система управления техникой в виде тяг и рычагов вынесена на руль. Также существуют модели, снабженные дифференциалом .

Обслуживание техники ничем не отличается от автомобильной, за исключением некоторых конструктивных особенностей мотоблоков.

Целесообразность самоделок

Несмотря на то что на рынке представлено большее разнообразие навесного оборудования, оно не всегда может подходить под те или иные задачи. Да и соотношение цена - качество порой оставляет желать лучшего. Поэтому многие садоводы-огородники изготавливают необходимые им приспособления для мотоблоков своими руками. Для этого достаточно иметь под рукой дрель, болгарку и сварочный аппарат, а также владеть навыками работы с ними.

Только в отдельных случаях, когда необходимы более точные расчеты и токарные работы, приходится обращаться к узкопрофильным специалистам.

Плюсом в сторону самоделок служит и то, что на любой разборке можно легко найти необходимый узел или агрегат от старого автомобиля, пригодный для конструирования.

Мини-бульдозер

Превратить мотоблок в миниатюрный бульдозер, способный разравнивать небольшие площадки или убирать снег и мусор можно, установив на него отвал-лопату. Для этого используют листовой металл толщиной не менее 3 мм. Нижнюю часть лопаты следует немного загнуть вперед по отношению к общей плоскости, закрепить на ней полоску из плотной резины для уборки снега или обшить жестью (для земляных работ). Для укрепления всей конструкции сзади необходимо приварить несколько ребер жесткости из металлического уголка.

Самоходные грабли

Несмотря на наличие заводских грабель, многие фермеры предпочитают изготавливать их самим с учетом особенностей своего хозяйства: размеров луга, рельефа.

В качестве материалов для грабель используют металлические трубы и каленые прутья. Но как вариант, можно использовать заводские ручные вилы, приварив их к основе. Для удобства работы желательно по краям установить небольшие колеса или лапы-лыжи, которые будут снимать нагрузку на всю конструкцию.

Приспособления для землеобработки

Для обработки земли умельцы разработали целый ряд приспособлений, которые превосходят по качеству заводские изделия.

Чаще всего в качестве приспособления для мотоблока используют плуг, выполненный своими руками, так как цены на заводской достаточны велики. Для его изготовления следует использовать листовое железо толщиной не менее 4 мм, из которого вырезается непосредственно сам нож и трубы со стенками такого же размера, для рамы и крепления.

Окучиватель

Устройство для окучивания грядок можно изготовить из двух металлических дисков. Они должны быть одинакового размера диаметром не менее 50 см. Кромку дисков желательно предварительно заточить для лучшего забора грунта.

Крепление их на раму следует продумать так, чтобы была возможность изменять расстояние между дисками в соответствии с шириной грядки.

Также можно рассмотреть в качестве самоделок для мотоблока новые версии всевозможных приспособлений, облегчающих работу по уходу за огородом:

  1. культиваторы;
  2. фреза;
  3. ножи и плоскорезы.

Их чертежи можно легко найти в интернете и взять за основу будущего изделия.

От трактора до катера

Наиболее распространенными переделками из обычного мотоблока является всевозможная комплексная техника и транспортные средства. Правда, последние можно больше назвать самоделками на базе двигателя и трансмиссии устройства.

Картофелесажалки . При большой площади под посадку картофеля идеальным будет устройство, созданное на базе мотоблока. Оно включает в себя сразу несколько элементов. Прежде всего, картофелесажалка снабжена небольшим бункером для клубней.

Перед ним находится плуг, делающий канаву, а сзади - окучиватель, который засыпает и формирует грядку. Все устройства должны иметь возможность регулировки, в соответствии с глубиной посадки и размера грядок.

Мини-трактор . Чаще всего умельцы конструируют всевозможные мини-трактора. В данном случае следует учитывать смещение центра тяжести техники, так как двигатель устанавливается в задней части. Поэтому следует позаботиться о расширении колесной базы задней оси.

В настоящее время в продаже можно найти всевозможные узлы и агрегаты для создания трактора на базе мотоблока, такие как передние оси, тормозная система, всевозможные тяги и рычаги, педали. Но при желании все это можно изготовить и самому, используя подходящие детали от старых авто.

При использовании более мощных покрышек, такой трактор легко превращается в вездеход.

Лодочный мотор . Двигатель от мотоблока также может стать идеальной заменой обычному лодочному мотору. Для этого на корпусе лодки следует сделать необходимое крепление, а стандартную фрезу двигателя заменить на лопасти. В умелых руках мотоблок также может стать основой для создания небольшого автомобиля по типу багги. Правда, на нем не получится передвигаться в городских условиях - это связано с официальной регистрацией транспортного средства в госавтоинспекции. Но он может стать отличным подспорьем в сельской местности для поездок на рыбалку или охоту, за грибами. Также такой «внедорожник» идеально подойдет для осваивания навыков вождения для новичков.

Чаще всего в качестве ходовой части для такой самоделки используют передний мост от «инвалидки», задний - ведущий, может быть установлен от стареньких «Жигулей» или же от мотороллера «Муравей». Кстати, от этого будет зависеть размер используемых колес. Форма рамы и дизайн кузова изготавливаются исходя из условий эксплуатации данной техники. Но не стоит упускать такой момент, как необходимость установки ремней безопасности и дуг на крыше.

Что еще почитать