Николай Александрович Бестужев: биография. Н. А. Бестужев Избранная проза - Избранная проза Какие произведения написал николай бестужев

БЕСТУЖЕВ Николай Александрович (13.4.1791, Санкт-Петербург - 15.5.1855, г. Селенгинск), декабрист, капитан-лейтенант, историограф, писатель, критик, изобретатель, художник. Служил в Адмиралтейском департаменте, организовал при нем литографию, награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. Работал над историей рус. флота. Директор Адмиралтейского музея (1825). Чл. Вольного о-ва любителей рос. словесности, Вольного о-ва учреждения уч-щ, Вольного экон. о-ва, О-ва поощрения художников. Сотрудничал с журн. «Полярная Звезда», «Сын Отечества» и др. Чл. Сев. о-ва, один из авторов «Манифеста к рус. народу». Участник восстания в Петербурге. В Чит. острог доставлен 13.12.1827, переведен в Петровский Завод в сент. 1830. На каторге и поселении в Селенгинске (с 1839) разрабатывал новую конструкцию хронометра, усовершенствовал ружейный замок, занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом. Обучал товарищей и местных жителей шить сапоги, закаливать сталь. Проводил регулярные метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения, изучал особенности климата Заб., влияющие на условия роста с.-х. культур и сенокосных трав. Интересовался ритмами природ. процессов. Сторонник создания в России метеорологической сети, работающей по унифицированной программе. Занимался огородничеством, выращивал табак и арбузы. Пытался внедрить тонкорунное овцеводство. Отмечал неконтролируемое истребление лесов, вызывающее обмеление болот, рек и снижение урожайности с.-х. культур. Обратил внимание на следы оросительных систем у первых земледельцев Заб., на петроглифы по р. Селенга. Изобрел так называемую «бестужевскую печь» и экипаж. По результатам исследований природы в бас. Гусиного оз., хоз-ва и различных обрядов бурят опубликовал очерк «Гусиное озеро». Автор ряда др. статей по археологии, этнографии, экономике и лит. произведений о роли народа в истории - «Русский в Париже в 1814», «Заметки о войне 1812». «Воспоминания о Рылееве» - лучшее произведение заб. периода опубликовано А. И. Герценом за границей в 1860-е. Работал акварелью, позднее - маслом на холсте (портреты декабристов, их жен и детей, городских жителей, виды Читы и Петровского Завода.

Лит.: Воспоминания Бестужевых. - М.; Л., 1951; Спектор М. Память потомкам // Заб. рабочий. - 1975. - 20 нояб.; Пасецкий В. М. Геогр. исследования декабристов. - М., 1977; Декабристы: Биогр. справочник / Под ред. М. В. Нечкиной. - М., 1988; Зильберштейн С. И. Художник-декабрист Николай Бестужев. - М., 1988; Тиваненко А. Археол. увлечения Н. А. Бестужева // Сиб. и декабристы. - Иркутск, 1988. - №5; Константинов М. В. Оракулы веков. Этюды об исследователях Сибири. - Новосибирск, 2002.

Бестужев Николай Александрович , публицист, писатель, художник, родился 13(24).IV.1791 г. в г. Петербурге .

Старший сын А. Ф. Бестужева (1761-1810) - писателя радикального направления, одного из издателей литературного «Санкт-Петербургского журнала» конца XVIII в.

Николай Александрович окончил Морской кадетский корпус.

С 1813 служил на флоте, участвовал в трех дальних плаваниях; позднее занимал должность директора Морского музея.

В 1818 Бестужев Н.А. впервые стал печататься в журнале. «Благонамеренный». Свободно владея английским языком, он переводил произведения Байрона, Вальтера Скотта, Томаса Мура. Переводы и произведения Бестужева печатались в журнале Вольного общества любителей российской словесности «Соревнователь». Николай Александрович переводил преимущественно те произведения, в которых преобладала революционно-романтическая тематика.

В 1821 «Соревнователе» было напечатано первое большое литературное произведение Бестужева «Записки о Голландии 1815 года» (одновременно оно вышло отдельным изд.). В основу «Записок» (путевых очерков) легли впечатления автора, побывавшего в Роттердаме, Амстердаме, Гааге, Гаарлеме и Саардаме. В описании голландских городов Бестужев дал богатейший материал естественного, исторического, политического, экономического и этнографического характера. Автор выражает живое сочувствие борьбе Нидерландов за свою независимость против испанского гнета в XVI в. и с одобрением отзывается о Голландской республике. О последующем превращении голландских штатгальтеров в самодержцев, об уничтожении ими республиканского строя автор сообщает с явным недовольством. К «Запискам о Голландии» примыкает и исторический очерк «О новейшей истории и нынешнем состоянии Южной Америки» («Сын Отечества», ч. 100, 1825, № VII, Современная история, 264-279). Статья эта посвящена парагвайскому революционному движению во главе с Хосе Франсиа.

Большое участие Бестужев Н.А. принимал в издаваемом К. Ф. Рылеевым и А. Бестужевым альманахе «Полярная звезда», который отображал литературные взгляды будущих декабристов и объединял все прогрессивное в русской литературе тех годов.

В тюрьме Петровского завода Бестужевым был написан замечательный по тому времени трактат «О свободе торговли и вообще промышленности», в котором отразились его экономические воззрения. В своем трактате Николай Александрович тесно связывал будущее экономическое могущество России с уничтожением крепостного права и существующего строя. Трактат дает представление о том, какая значительная эволюция произошла в его экономическом воззрении после 14 декабря 1825.

В повести «Русский в Париже 1814 года» выведен образ русского офицера Глинского - участника Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813 -14. Умный, благородный, воспитанный и образованный молодой человек, Глинский всем своим поведением и отношением к побежденным французам обратил на себя внимание и разуверил «в предубеждении, которое вообще все французы имели против русских». В образе Глинского автор любовно подчеркнул черты будущего декабриста.

Известны его «Воспоминания о Рылееве», в которых Николай Александрович создал яркий, романтический характер горячего патриота-революционера, сохранив в образе Рылеева и в окружающей его обстановке жизненно достоверные черты и детали.

В рассказе «Шлиссельбургская станция» Бестужев Н. А. проводил мысль о том, что во имя долга революционер-заговорщик должен полностью отречься от личной жизни и не связывать свою судьбу с судьбой любимой женщины. Рассказ автобиографичен. Автор подчеркнул свою основную мысль эпиграфом, заимствованным из народной пословицы: «Одна голова бедна, а и бедна, так одна». Впервые рассказ был опубликован в сборнике «Рассказы и повести старого моряка» (М., 1860). По цензурным соображениям он был переименован: вместо заголовка «Шлиссельбургская станция» поставили «Отчего я не женат».

На поселении в Селенгинске Бестужев Н.А. написал этнографический очерк «Гусиное озеро».

Пейзажист и портретист, Бестужев Николай Александрович создал обширную иконографию первых дворянских революционеров-декабристов.

Бестужев Николай Александрович умер 15(27).V.1855 г. в Селенгинске Иркутской губернии.

Бестужев Николай Александрович (13 апр. 1791, г. С.-Петербург – 15 мая 1855, с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ.), капитан-лейт. флота, историк, писатель, художник-акварелист, рисовальщик, живописец, декабрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера, позже правителя канцелярии Академии художеств. Воспитывался в Морском кадетском корпусе (1802-1809). По окончании учебы был зачислен в штат Морского корпуса воспитателем и преподавателем, в 1813 г. переведен во флот мичманом (с 1814 - лейтенант). В 1820 г. назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте. В 1821-1822 гг. организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что был награжден орденом Св.Владимира 4 ст. (1823). Весной 1822 г. прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту ("без выключки из флота") для написания истории русского флота. В 1824 г. произведен в капитан-лейтенанты. В июле 1825 г. назначен директором Адмиралтейского музея.

Наказание отбывал в Шлиссельбурге, Чите и Петровском Заводе. Здесь Б. создал галерею портретов своих товарищей по заключению. В «каторжной академии» прочел курс истории рус. флота. Организовал мастерскую и обучал декабристов ремеслам. В 1839 Б. вместе с братом Михаилом и К. П. Торсоном обращен на поселение в с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ. Сюда к братьям позже приехали три сестры. Занимались хлебопашеством и овцеводством, ремеслами, открыли школу для рус. и бурят. детей. Большое внимание Б. уделял изучению быта и нравов местного населения, природных условий края (статьи «О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро»), экон. и полит. положения страны («О свободе торговли и вообще промышленности»). Поскольку занятия не могли дать достаточных средств, Б. вынужден был надолго отлучаться из дома для написания портретов. Гражд. жена – бурятка Сабилаева. Имел двоих детей.

В кон. 1841 по приглашению близкого друга, д-ра И. С. Персина, Б. приехал в Иркутск и пробыл здесь почти год, написав 72 портрета, в т. ч. чл. семей ген.-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачевых, Наквасиных, Басниных и др. Ок. полутора месяцев Б. провел в . В 1855 познакомил ген.-губернатора Муравьева с простейшей конструкцией ружейного замка, над к-рым трудился несколько лет. Здесь же был изготовлен опытный образец, отправленный в Петербург. В этот приезд им были написаны детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей И. С. Персина, у к-рого он проживал в Иркутске. Похоронен в Селенгинске.

Живопись

Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств - Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах "Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг "Записки о Голландии 1815 года" (СПб., 1821) и «Плавание фрегата "Проворного" в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда "История русского флота".

Масон, член ложи "Избранного Михаила" (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации "Северное общество" (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу". Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.

В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 - февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе - октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве - в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге - в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле - в областном краеведческом музее; в Иркутске - в областном художественном музее ("Портрет П.П.Сукачева", 1842, "Портрет П.С.Трапезниковой", 1842) и областном краеведческом музее ("Портрет И.С.Сельского", 1847 (?)); в Кяхте - в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича - "Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, "Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, "Портрет А.И.Трапезниковой", 1842, "Портрет М.П.Беттихер с дочерью", начало 1850-х (?)).

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры).
  3. Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. - С.21-22.
  4. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
  5. Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.14.
  8. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
  9. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
  10. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
  11. История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968.- С.499.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII - XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
  14. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  16. Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
  17. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30.
  18. Принцева Г. Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480.
  20. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
  21. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
  23. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503.
  24. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125.
  25. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35.
  26. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78.
  28. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33.
  30. Фатьянов А.Д. Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126.
  31. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146.
  32. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. - Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
  33. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130.
  34. Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
  35. Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.

Капитан-лейтенант, брат Бестужева-Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он брал уроки живописи в Академии художеств и обнаружил недюжинный художественный талант. В 1809 г. Бестужев был выпущен в мичмана, с зачислением в штат морского корпуса на вакансию подпоручика. Сперва на судах корпусной эскадры Бестужев плавал в Финском заливе, а в 1814 г. рассчитывал попасть в кругосветное плавание, но эта надежда не исполнилась, и он остался в Кронштадте, где и прослужил 9 лет в 14-м экипаже. В 1815 и 1817 г. (на корабле "Не тронь меня") Бестужев участвовал в экспедициях во Францию, Испанию и Голландию, а затем с десантными войсками возвратился в Кронштадт, и вскоре же, в чине лейтенанта, был назначен помощником директора балтийских маяков и начальником морского музея. В этой должности он состоял по 1824 г., когда был произведен в капитан-лейтенанты и, в звании историографа флота, совершил плавание от Кронштадта до Бреста и Гибралтара на фрегате "Проворный". В 1826 г. служебная карьера, так блестяще начатая, оборвалась: 14 декабря 1825 г. Бестужев принял участие в бунте и вывел на площадь гвардейский экипаж, за что был приговорен верховным уголовным судом к смертной казни, а по Высочайшей конфирмации, по лишении чинов и дворянства, сослан навечно в Сибирь, в каторжную работу. Обряд разжалования приведен был в исполнение на кронштадтском рейде, на корабле "Князь Владимир". Природа щедро одарила Бестужева всевозможными способностями: талантливый педагог, писатель, художник, механик, прекрасный рассказчик и чтец, отважный моряк, ученый исследователь, он в то же время был душей всякого общества и привлекал к себе лучших людей своего времени. С литературными кружками он сблизился особенно тесно в 1817 г., когда на корабле "Не тронь меня" познакомился с Гречем. Тогда же заграничные впечатления, а также сближение с семьей генерала Жомини и с генералом Огильви привили ему радикальные взгляды, поддержанные впоследствии разговорами с норвежским лейтенантом Эриксоном. Эти взгляды заставили Бестужева примкнуть к тайному обществу, а энергичный и прямолинейный характер сделал его одним из деятельнейших заговорщиков. Когда бунтовщики на Сенатской площади были рассеяны, Бестужев бежал в Кронштадт и, сбрив себе баки и запасшись фальшивыми документами, явился на Толбухин маяк, в качестве назначенного в штат маячной прислуги. Однако полиция скоро выследила его. Проведя 1826-1827 гг. вместе с другими заговорщиками в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, Бестужев в конце 1827 г. был отправлен на каторгу в Читу, несколько лет спустя переведен в Петровский острог, а в 1840 г. перечислен в селенгинские поселенцы. Разнообразные природные дарования позволили Бестужеву скрасить жизнь в Сибири кипучею деятельностью. Еще до ссылки он изобрел особую спасательную лодку на полозьях ("бестужевку") и новый способ оснастки военных судов, усовершенствовал освещение на маяках и т. п. В Сибири нужда заставила его пользоваться всеми его знаниями и способностями. При самых жалких технических средствах, он писал акварелью портреты, исполнял на заказ иконы, чинил водяные мельницы, изобрел особую экономическую печь ("бестужевскую"), занимался сапожным и портняжным мастерством, делал гробы, занимался сельским хозяйством и т. п. Бестужев ввел моду на браслеты из кандалов, которые сам выковывал, а будучи еще в тюрьме, устроил хронометр удивительной точности и совершенно оригинальной системы, секрет которой унес с собою в могилу. Интересуясь естественными науками, он изобрел особый прибор для записывания землетрясений и производил ценные метеорологические наблюдения. - Плодом литературного дарования Бестужева были "Рассказы и повести старого моряка" (M. 1860 г.), в состав которых вошла изданная им в 1821. г. книга: "Записки о Голландии 1817 г.", 5 морских сцен, Опыт истории российского флота и 4 рассказа. Кроме того, в журналах 20-х годов Бестужевым были помещены: 1) Ответы на вопросы, предложенные в 1-й книге "Благонамеренного" ("Благонамеренный", 1818 г., № 5) 2) Письмо к издателю ("Сын Отечества", 1820 г., № 44); 3) Обожатели огня восточная повесть, из Т. Мура ("Соревнователь", 1821 г., №№ 11 и 12); 4) Паризина, прозаич. перевод из Байрона (ibid., 1822 г., № 3); 5) Сражение при Ганге-Удде 1714 г. (ibid., 1823 г., № 12) 6) Гленфиклас, из В. Скотта (ibid. 1822 г., № 5); 7) Об удовольствиях на море ("Полярная Звезда", 1824 г.); 8) К улетевшему гению ("Новости литературы" 1825 г., № 12). Наконец, в лондонской "Полярной Звезде" (1862 г., т. VII, вып. 2 напечатан отрывок из воспоминаний Бестужева о 14 декабря 1825 г.

Общий Морской Список, т. VI. - С. В. Максимов, "Сибирь и каторга"; его же, статья в "Наблюдателе", 1883 г. - "Записки Греча". - Некролог" в "С.-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках" 1860 г. - Словари Геннади и Венгерова (статья И. Меньшикова).

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(13.4.1791-15.5.1855). - Капитан-лейтенант 8 фл. экипажа.

Род. в Петербурге. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил - 22.3.1802, гардемарин - 7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корп. подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813, лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен пом. смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал литографию при Адмиралтейском деп., за что 7.2.1823 награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к Адмиралтейскому деп. ("без выключки из флота") для написания истории русского флота, за отличие по службе произведен в капитан-лейтенанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1815 плавал в Голландию, в 1817-во Францию, в 1824 на фрегате "Проворный" в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.

Прозаик, критик. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности - 28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом Цензурного комитета, был гл. редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества, член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах ("Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.). Масон, член ложи "Избранного Михаила" - 1818.

Член Северного общества (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу", активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 час. вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в "ручные железа" и помещен в № 15 дома Алексеевского равелина ("присылаемого при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строгий арест. дав писать, что хочет").

Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата Михаила (см.). Приметы: рост 2 арш. 6½ верш., "лицом чист, смугловат, волосы на голове и бровях темно-русые, глаза серые, нос посредственный, острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой стороне на шее".

Умер в Селингинске, где и похоронен. Художник-акварелист, создавший портретную галерею декабристов. Изобретатель.

Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838-1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замужестве Гомбоева, ум. в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию.

ВД, II, 57-98; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8, 49.

Бестужев, Николай Александрович

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(1791-1855) - декабрист, старший из четырех братьев Бестужевых-декабристов. С 19 лет содержал своим заработком многочисленную семью. Служил во флоте, участвовал в дальних плаваниях, заведовал морским музеем и был историографом русского флота. Член масонской ложи, потом Союза Спасения, Союза Благоденствия и, наконец, Северного Общества. Обладая литературным дарованием, издавал с Рылеевым и своим братом Александром "Полярную Звезду". Подготовлял с Рылеевым декабрьское восстание и энергично настаивал на военном выступлении. За неприбытием 14 дек. диктатора Трубецкого на Сенатскую площадь, Рылеев предлагал ему принять команду, но он, как моряк, отказался командовать на суше. После восстания пытался бежать, но был арестован в Кронштадте. На допросах был очень сдержан в показаниях. Присужден к вечной каторге, которую отбывал в Шлиссельбурге и Нерчинских рудниках; в 1840 каторга заменена была ему поселением в Селенгинске, где, вместе с братом Михаилом Б., он занимался хозяйством и делал разного рода изобретения ("Бестужевские печи"). Совмещая в себе художника и ученого, Б. поражал разнообразием своих талантов (писатель, живописец, актер, техник, экономист). Оставил после себя много карандашных и акварельных портретов товарищей по ссылке, а также художественно написанные воспоминания о Рылееве и 14 декабря ("Воспоминания братьев Б.", изд. "Огни", П., 1917), сборник рассказов ("Рассказы и повести старого моряка") и ряд ненапечатанных работ (об электричестве, о свободе торговли и т. д.).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бестужев, Николай Александрович" в других словарях:

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Николай Александрович Бестужев … Википедия

    Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия

    БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (1791—1855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Что еще почитать