Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.
Понятие «муар» происходит от ткани муар ?! , при отделке которой использовалось данное явление.
Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.
1 / 3
✪ Муаровый орёл
✪ Серия 31. Муар - что это такое и как с ним бороться
✪ Мультипресс: измерение линеатуры и углов поворота растра. Муар.
В повседневной жизни муар часто проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.
Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.
Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.
Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решёток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна
Словом «муар» или «муаре» на французском языке обозначают переливающийся узор, напоминающий застывшие волны или древесные кольца. Точно также стали называть и шелковую однотонную ткань с рельефной «муаровой» поверхностью, создающей великолепную игру света и тени. Изначально ткань муар изготавливали только из высококачественного шелка. Сегодня она может быть полушелковой и даже полностью искусственной, но продолжает оставаться такой же загадочно красивой.
О том, кому принадлежит честь создания муара, достоверных сведений нет. Известно лишь то, что его история тянется со средних веков, а в Европу шелковые ткани с оптическим эффектом пришли с Востока примерно четыре столетия назад. Судя по описаниям, восточный муар был двух типов: из однотонного шелка и из шелка с вплетением дополнительных серебристых или золотистых нитей, что повышало стоимость ткани в разы. Торговцы называли этот волнисто-мерцающий текстиль «объярь», от персидского «об» ― вода. Позволить себе сшить такую одежду могли только очень состоятельные люди. Сегодня ее можно встретить лишь на музейных фото.
Первой европейской страной, освоившей производство муаровой ткани, стала Франция. Французский аналог ни качеством, ни внешним видом не уступал восточному первоисточнику, успешно с ним конкурировал и уже в начале XVII века покорил не только всю Европу, но и Россию, где в начале XIX века стали ткать свой «русский» муар. Долгие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, этот материал по праву считался одним из самых красивых, и каждая светская красавица обязательно имела в своем гардеробе хотя бы одно муаровое платье.
Секрет получения муарового узора заключался в том, что шелк полотняного плетения подвергают каландрированию: пропускают через нагретые стальные гравировальные цилиндры под высоким давлением (до 35 тонн). Они сплющивают уточные нити, меняя их структуру и направляя волокна в другую сторону. Благодаря такой деформации на шелковой поверхности и появляется переливающийся и неповторяющийся в своих линиях волнистый узор, напоминающий волны или кольца на косом срезе дерева.
Каландрирование шелкового полотна.
Нити для изготовления муаровых тканей окрашивают заранее. Поэтому полотна этого типа могут быть различной плотности и толщины, но всегда имеют однотонную расцветку.
Позже ткань с переливами стали изготавливать на основе не только шелка, но и многих других материалов, таких как: сатин, жаккард, бархат, органза, велюр, полиэстер. Они ткутся из волокон самого разного происхождения: шелковых, полушелковых, хлопковых, вискозных, ацетатных, а объединяет их одно ― муаровый узор на поверхности.
Различают два вида муара:
Чем ярче и четче муаровый отлив, тем выше ценится ткань.
Из многочисленного семейства муаровых тканей особенно можно выделить бархат ― современную разновидность этого великолепного ворсового текстиля, пластичный материал, красиво струящийся в драпировках. Игра цвета, света и тени на бархатной поверхности выглядит очень эффектно. Бархат, как и любой другой муар, может быть как натуральным (хлопчатобумажным), так и синтетическим (полиэстровым). Иногда в него добавляют эластичные нити. Такая ткань хорошо тянется и идеально подходит для пошива вечерних платьев.
Бархат муар ―натуральный или искусственный материал с мелким ворсом и эффектными переливами.
Несмотря на разницу в плотности и составе волокон муаровые ткани обладают рядом общих преимуществ, благодаря которым они всегда востребованы как в пошиве одежды, так и в интерьерном дизайне. К их основным достоинствам можно отнести:
Как уже говорилось выше, переливающаяся ткань настолько фактурно хороша, что не нуждается в нанесении рисунка. Ее выпускают гладкоокрашенной, используя при этом все богатство цветов и оттенков.
В XVIII-XIX вв. муар был невероятно популярен. На полотнах некоторых живописцев, творивших в те времена, его можно было увидеть везде. На них изображены дамы в муаровых платьях, отдыхающие в комнатах с окнами, украшенными переливающимися на свету портьерами, обставленными мебелью с узорчатой обивкой и обитыми бликующей тканью стенами.
Сегодня область применения муара тоже очень разнообразна. Из него изготавливают:
Из муарового текстиля можно создавать одежду и декор любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.
Следует помнить, что муаровый узор портится от постоянного трения, поэтому такие ткани являются не самым лучшим материалом пошива мебельных чехлов и брюк.
Еще одно применение муаровой ткани, а точнее громуара, о котором нельзя умолчать ― наградные и орденские ленты. Их имеют ордена большинства государств. Для каждой награды полагается лента определенного цвета или сочетания цветных полос.
Чтобы муаровые изделия как можно дольше сохраняли презентабельный вид, ухаживать за ними нужно бережно:
При соблюдении правильного ухода изделия из нарядного муарового текстиля будут очень долго служить без потери внешнего вида.
Ткань муар ― прекрасный способ создать праздник. Ее изысканные динамичные переливы формируют особый зрительный образ и наполняют пространство роскошью и ощущением внутренней свободы, поэтому в каждом доме или гардеробе не помешает иметь хотя бы одну муаровую вещь. Момент, когда она будет очень кстати, наступит обязательно.
[Оценивших: 3 Средняя оценка: 5]
При наложении двух систем контрастных полос возникает узор, образованный их сгущениями в местах, где полосы одной системы попадают в промежутки между полосами другой системы. Возникновения таких узоров называют муаровым эффектом .
Простейший муаровый узор возникает при пересечении под небольшим углом двух систем равноудаленных параллельных полос (линий). Небольшое изменение угла поворота одной из систем ведет к значительным изменениям расстояния между элементами муарового узора.
Муаровый узор образуется также при наложении двух непересекающихся систем равноудаленных параллельных линий, когда величина шага одной из систем слегка отлична от другой. При этом, чем меньше разница в шаге, тем больше расстояние между муаровыми полосами. Это позволяет получить колоссальное увеличение (в миллионы раз) разницы в ширине промежутков между линиями. Иначе говоря муаровый эффект дает возможность визуально без применения оптических систем, обнаруживать ничтожные отклонения в почти одинаковых периодических структурах. В настоящее время метод муара широко применяют при контроле точности делительных устройств для изготовления дифракционных решеток.
Муар возникает на электронной микрофотографии двух кристаллов, наложенных таким образом, что их атомные решетки почти совпадают. Любой дефект, нарушающий регулярность структуры кристалла, четко проявляется в муаровом узоре. Увеличение при этом таково, что позволяет видеть смещения атомов, величины которых меньше диаметра самого атома.
Если две решетки из равноудаленных параллельных прямых, несколько отличных по величине шага, двигать одну относительно другой в направлении, перпендикулярном линиям, то полосы муарового узора будут двигаться со скоростью гораздо большей, чем относительная скорость движения самих решеток. При этом направление их движения совпадает с направлением относительного смещения решетки с меньшим шагом. Таким образом, малое перемещение одной из решеток приводит к значительному перемещению полос муара, которое легко обнаружить и измерить.
Пример применения:
Способ определения деформаций по картине муаровых полос, отличающийся тем, что с целью повышения точности измерения деформаций, определяют отношение скоростей взаимного перемещения деформированной и эталонной сеток и скорости перемещения муаровой полосы и по величине этого отношения судят о величине деформаций.
Описанное проявление муарового эффекта издавна используется во всех измерительных приборах, обладающих нондусом, таких, как микрометр или штангенциркуль.
С помощью эффекта муара можно визуализировать ничтожные изменения показателя преломления прозрачных сред, помещая их между решетками. Так, например, можно визуально изучить динамику растворения двух веществ.
Этот же принцип позволяет производить экспресс-анализ качества оптических деталей. Линзы помещают между решетками, наличие выпуклой линзы увеличивает элементы муарового узора, вогнутой – уменьшают. При этом обе линзы поворачивают узор в противоположных направлениях на угол, пропорциональный фокусному расстоянию. В местах неоднородностей структуры или формы линз линии узора искажаются.
Еще пример контроля оптики:
Интерференционный способ измерения клиновидности оптических прозрачных пластин, заключающийся в том, что пучок света от лазера фокусирует с помощью объектива в плоскость отверстия в экране, за которым устанавливают контролируемую пластину, отличающийся тем, что с целью повышения точности и производительности измерений, от контролируемой пластины при ее фиксированном положении получают прозрачную копию интерференционных колец, поворачивают пластину в ее плоскости на 180, накладывают интерференционную картину на копию и по ширине муаровых полос, образовавшихся от наложения, измеряют клиновидность платины.
Множество муаровых узоров можно получить, совмещая решетки, образованные самыми различными линиями, например концентрическими окружностями, спиралевидными волнообразными или радиально исходящими из точки линиями и даже семействами равномерно расположенных точек. Таким образом можно моделировать многие сложные физические явления, такие, как взаимодействие электростатических полей, интерференция волн и другие. Подобными методами решаются некоторые задачи архитектурной акустики.
В Японии предложено использовать муаровый эффект для составления топографических карт предметов. Объект фотографируют через решетку из тонких нитей, сбрасывающую на него четкую тень. Тень деформируется в соответствии с рельефом объекта и при взаимодействии ее с реальной решеткой возникает муаровый узор, наложенный на изображение объекта. На фотографии расстояние между линиями муара соответствует глубине рельефа. Такой метод очень эффективен, например, при изучении деформации быстровращающихся деталей, при анализе обтекания тел поверхностным слоем жидкости в медицинских исследованиях анатомического характера.
Универсальность метода муара, простота преобразования с его помощью различных величин, близка к ИКР, высокая разрешающая способность - все это говорит о том, изобретатели еще не раз обратятся в своей практике к муаровому эффекту.
moire , название ткани) - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.
Понятие «муар» происходит от ткани муар , при отделке которой использовалось данное явление.
Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.
В повседневной жизни муар часто проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.
Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.
Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.
Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решеток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решеток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решеток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.
При печати любым набором красок наиболее интенсивная (тёмная) краска, которая имеет на большой площади значение от 30 до 70 % может давать муар. То есть если на CMYK фотографии чёрный канал не доминирует (<10-15 %) то вероятность возникновения различимого глазом муара минимальна. Таким образом можно почти не обращать внимание на жёлтый канал CMYK фотографии. Угол поворота растра между самыми проблемными каналами должен быть как можно ближе к 45°.
При печати «плашками» (то есть с заполнением >95 %) понятие «угол наклона растра» практически исчезает (даже если речь идет о фотографии).
Получение покрытий "муар", молотковых, трескающихся, "антиков" основано на способности некоторых лакокрасочных материалов при пленкообразовании образовывать красивые узоры в виде морщин, чеканки или разрывов. Такие покрытия на основе жидких красок издавна применяют в машиностроении, приборостроении, электротехнической промышленности и других отраслях. В последнее время аналогичные покрытия получают с применением соответствующих порошковых красок. Особой популярностью пользуются молотковые покрытия, так как они имеют гладкую поверхность, не запыляющуюся и слабо удерживающую радиоактивные загрязнения.
Покрытия "муар" (рис. 11.5, А) получают при использовании порошковой эпоксидной краски П-ЭП-135 разных цветов. Аналогичные
Краски изготавливаются многими отечественными и зарубежными предприятиями. Соответствующий морщинистый узор образуется за счет присутствия в краске специальной добавки, обеспечивающей разную скорость отверждения пленкообразователя по толщине покрытия. Краски наносят на поверхность способом электростатического распыления; покрытия (толщина 80-120 мкм) отверждают при 180 °С в течение 15 мин.
Покрытия "муар" могут быть получены и с применением жидких красок (краска МА-224 на уплотненном (полимеризованном) тунговом или ойтисиковом масле). Технология покрытий в этом случае значительно сложнее. Краски наносят на предварительно загрунтованную поверхность, как правило, в два слоя с интервалом в 5- 10 мин. Формирование покрытия проводят в две стадии: на первой стадии рисунок выявляется, на второй он закрепляется. Выявление рисунка проводят при 80±5 °С в течение 25-40 мин, операцию закрепления осуществляют при 100-170 °С в зависимости от типа краски и ее цвета.
Молотковые покрытия (рис. 11.5, Б) по внешнему виду напоминают характерные узоры, получаемые при чеканке по металлу. Такой эффект достигается в результате введения в жидкие эмали невсплывающей (обезжиренной) алюминиевой пудры и узорообразователей, которыми служат кремнийорганические соединения - силиконовые масла, каучук СКТ, вазелин КВ-ЭМ-1. Последние, изменяя поверхностное натяжение пленкообразователя, способствуют его "стягиванию" (собиранию в капли) на поверхности подложки и частиц пудры. При этом не допускается нарушение сплошности покрытия.
Для получения молотковых покрытий промышленностью выпускаются меламиноалкидные (МЛ-165 и МЛ-165М), нитратцеллю - лозные (НЦ-221), алкидностирольные (МС-160) и другие эмали. Наряду с алюминиевой пудрой в их состав входят в небольшом количестве кроющие минеральные или органические пигменты, придающие соответствующий цветовой оттенок покрытию. Эмали обычно наносят распылением (1-2 слоя) на предварительно подготовленную и загрунтованную поверхность. Перед применением в них вводят узорообразователь в виде 10 %-го раствора в ксилоле из расчета 1-10 г на 1 кг эмали. Рисунок (узор) образуется сразу после нанесения эмали на поверхность. Его закрепляют (отверждают покрытия) в случае эмалей МЛ-165 и МЛ-165М при 120 °С в течение 1 ч, НЦ-221 - при комнатной температуре в течение 24 ч.
Также разработаны порошковые краски (П-ЭП-258 и др.), образующие молотковые покрытия. Узорообразование при их использовании происходит в момент формирования покрытия за счет поверхностных эффектов в пленке. Они также содержат алюминиевую пудру. В зависимости от типа цветного пигмента они образуют покрытия разных цветов и оттенков.
Молотковые покрытия из жидких красок нашли применение для отделки металлических и деревянных изделий: приборов, киноаппаратов, швейных машин, футляров для приборов и т. д. То же назначение имеют покрытия из порошковых красок, но они пригодны для окрашивания только термостойких субстратов.
Трескающиеся покрытия (рис. 11.5, В) имитируют узор крокодиловой кожи. Для их получения применяют как жидкие, так и порошковые краски. В качестве жидких составов служат нитратцеллю - лозные краски, представляющие собой высоконаполненные системы, которые разбавляют легколетучими растворителями, например ацетоном. Растрескивание обусловлено малой когезионной прочностью образующихся пленок и большими внутренними напряжениями, возникающими при быстром улетучивании растворителей.
Краски наносят по фоновому слою из нитратцеллюлозных эмалей, цвет которых, как правило, подбирают контрастно цвету трескающейся краски. В толстых слоях краска трескается с крупными разрывами, в тонких - с мелкими. Растрескивание происходит сразу же после нанесения краски на поверхность. После высушивания от растворителей покрытие может быть перекрыто слоем лака или эмали.
В последнее время эти краски по экологическим соображениям и пожароопасности практически утратили свое значение. Эту нишу прочно заняли более удобные в применении порошковые краски. Их получают введением в порошковые термореактивные составы алюминиевой пудры и специальных структурирующих добавок, которые, растягивая частицы пудры в поверхностном слое, имитируют состояние растрескавшейся пленки. В отличие от жидких, порошковые краски практически не создают рельефа поверхности (она остается гладкой), что благоприятствует незагрязняемости покрытий. Крупность рисунка зависит от вязкости расплава.
Трескающиеся покрытия имеют чисто декоративное назначение. Иногда их используют для отделки приборных досок, облицовочных плит и панелей внутри помещений.
Текстурированные покрытия (рис. 11.6) создают эффект поверхности с крупной "шагренью", аналогичной покрытиям из лакокрасочных материалов с плохим растеканием. Наибольшее применение получили текстурированные покрытия на основе порошковых термореактивных красок. Регулирование текстуры пленки достигается чисто рецептурным путем - введением добавок, изменяющих
Рис. 11.7. Покрытия цветные типа "антик":
А- с алюминиевой пудрой; Б- с бронзой; В- с цинковой пудрой
Вязкость расплавов (аэросил, термопластичные полимеры и др.). Покрытия могут быть разного цвета, содержащими светоотражающие пигменты и не содержащими их. Примером составов этого типа могут служить эпоксидно-полиэфирные краски П-ЭП-259-Т-1 и П-ЭП - 259-Т-2, производимые ОАО НПФ "Пигмент". Макрорельеф образующихся из них покрытий позволяет скрывать дефекты поверхности металлов - литья, штамповки, мелких неровностей при толщине пленки 80-100 мкм.
"Антики" (рис. 11.7). Термин "антики" появился в технологии покрытий с разработкой большого числа порошковых красок, содержащих чешуированные светоотражающие пигменты и наполнители - пудры из алюминия, бронзы, меди, цинка и других металлов, а также слюды, перламутровых пигментов и др. Возможности варьирования декоративного эффекта таких покрытий практически неограниченны. Они определяются не только типом светоотражающего компонента, но и его дисперсностью, способом введения в композицию, природой и количеством цветных пигментов, присутствием или отсутствием структурирующих агентов.
Применяют принципиально два способа введения чешуирован - ных пигментов в порошковые составы: до экструдирования и после экструдирования. В первом случае частицы пудры хаотично распределяются в расплаве пленкообразователя и вследствие его высокой вязкости теряют способность флотироваться при получении покрытий. Высокий светоотражающий эффект достигается только во втором случае, когда порошковый состав после экструдирования и измельчения механически смешивают с пудрой. Особенно привлекательным для получения композиций является бондинг-процесс (смешение при умеренном нагреве), при котором частицы пудры прочно прикрепляются к частицам пленкообразователя. Это исключает сепарацию порошковых составов при нанесении в электрическом поле. Для получения покрытий типа "антик" пригодны любые термореактивные пленкообразователи. Особенно больших успехов в разработке рецептур таких составов достигла фирма - производитель порошковых красок "Эколон" (г. Санкт-Петербург).
Среди других покрытий декоративного типа особого внимания заслуживают лакокрасочные покрытия под названием "хамелеон". Главная их особенность - изменение цвета при рассмотрении под разными углами. Порошковые лаки для покрытий типа "хамелеон" получают на основе светостойких полиэфирных пленкообразовате - лей с применением специальных пигментов, представляющих собой соединения БЮ2 С микрослоями ТЮ2, Ре203 и 2Ю2. Такие пигменты предлагает фирма "Мегск".
legno-board.ru - Сайт о саде, даче и комнатных растениях