Когда родился альбус дамблдор. Аурелиус Дамблдор, маледиктус, ядерная бомба: как «Преступления Грин-де-Вальда» ломают канон «Гарри Поттера. Гарри Поттер и Кубок Огня

Новая часть приквела «Гарри Поттера» «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда» выбила из колеи уже изучивших историю магии поклонников. Совершенно неожиданная концовка заставила ахнуть и прирасти к креслу кинотеатра всех, кто уже успел посмотреть фильм. ВНИМАНИЕ! Сейчас будет очень серьёзный спойлер, поэтому, если вы до сих пор не посмотрели «тварей» и не хотите узнать главную интригу, не читайте этот материал.

Мало того, что один из главных героев саги - Криденс Бэрбоун - выжил, так, судя по словам Грин-де-Вальда, оказался ещё и братом Альбуса Дамблдора. О тяжёлой судьбе мальчика, который имел силу обскури и не умел контролировать свою магию, ничего не было известно ранее, и, честно говоря, все думали, что подросток пал жертвой безразличия взрослых и монстра внутри него ещё в первой части. Практически весь фильм считалось, что Криденс - младший брат Литы Лестрейндж, на самом деле его зовут Корвус и он пропал в раннем детстве. Но в конце Грин-де-Вальд решил свести с ума поклонников мира волшебников и заявил, что юноша принадлежит роду Дамблдоров, а в качестве доказательства предъявил ему Фоукса - феникса, которого мы не видели со времён «Даров смерти». Так кто же такой Криденс Бэрбоун, а теперь Аурелиус Дамблдор?


Младший брат

Основная и главная теория на сегодняшний день - Криденс/Аурелиус - младший брат Альбуса, Аберфорта и Арианы Дамблдоров. Почему его не упоминали ни близкие друзья семейства, ни Батильда Бэгшот, ни другие персонажи поттерианы раньше - неизвестно. Как и неизвестно, откуда он вообще мог взяться, ведь болезнь младшей дочери Дамблдоров создала семье множество проблем и больше детей они не заводили. Несмотря на то что Криденса нам представляют как брата Альбуса, у этой теории слишком много несостыковок, чтобы верить ей.


Криденс по-прежнему сирота

Информация, которой огорошили зрителей, была настолько несопоставима с уже известными фактами, что фанаты выбрали тактику отрицания. Многие считают, что Геллерт Грин-де-Вальд солгал Криденсу насчёт его происхождения. Как мы уже поняли, тёмный волшебник обладал феноменальным даром убеждения, а одинокому мальчику нужно было верить в то, что у него есть семья, желательно влиятельная и могущественная. Кроме того, Грин-де-Вальд говорил, что ему нужен человек, способный убить Альбуса, ведь сам он не может пойти против него (пока). А внезапно найденный брат, которого после трагической потери сестры будущий директор Хогвартса наверняка примет со всей любовью, способен воткнуть ему нож в спину. Только Геллерт знает главный страх Альбуса Дамблдора - ужасная правда о гибели сестры. Для тех, кто забыл: Ариана Дамблдор умерла во время схватки молодых Грин-де-Вальда, Альбуса и Аберфорта, в неё попало заклятие кого-то из них. С тех пор Дамблдор не встречается с Геллертом, потому что боится узнать о том, что он виновен в её смерти. В разговоре с Литой Лестрейндж он отметил, что постоянно живёт с чувством сожаления, а Криденс, возможно, смог бы залечить сердечные раны профессора. Что касается доказательств: то, что феникс является ко всем из рода Дамблдоров, возможно, всего лишь легенда. Есть вероятность, что изначально Фоукс принадлежал Грин-де-Вальду и после победы над ним достался Альбусу, как и Бузинная палочка.


Сын Арианы Дамблдор

Юношу назвали братом Альбуса только потому, что Грин-де-Вальд сказал ему фразу «Твой брат хочет убить тебя». Однако Дамблдор, естественно, никогда не желал Криденсу смерти. Да и, возможно, речь шла о сводном брате Литы - Юсуфе Кама, который пытался убить мальчика в фильме. Поэтому, если Бэрбоун действительно принадлежит роду Дамблдоров - он, возможно, сын Арианы и является полукровкой. Все знают, что Ариана стала опасной после того, как несколько маглов увидели, как она колдует, и сделали с ней «ужасные вещи». О каких именно вещах шла речь, никогда не уточнялось. Возможно, несколько мальчиков изнасиловали девушку и она родила сына, от которого семья Дамблдоров решила отказаться. Тем не менее есть одно «но»: на Ариану напали, когда ей было всего шесть лет.


Обскур Арианы

По другой версии, Криденс мог невольно стать не кровным родственником семьи. Недавно выяснилось, что болезнь Арианы на самом деле была обскуром. После издевательств маглов девочка начала подавлять свою магию и появился обскур. Вот почему, по словам братьев Дамблдор, она периодически «выходила из себя» и однажды в порыве ярости убила мать Кендру. Некоторые думают, что обскур Арианы не исчез после её смерти, а вселился в Криденса, который тоже страдал от подавления собственных способностей.


Дальний родственник Альбуса

Мальчик мог быть дальним родственником Дамблдоров, например, сыном тёти Альбуса Гонории (упоминается в «Сказках барда Бидля»). Тем не менее на корабле, где Лита подменила младенцев, один из которых был Криденсом, явно присутствовала (а потом погибла) его мама. Женщину несколько раз показывали, но никто не узнал в ней какую-либо определённую волшебницу. Но и о самой Гонории ничего неизвестно, вроде как она была помолвлена с волшебником из министерства магии, но рассталась с ним.


Несмотря на все это, пока трудно поверить в то, что Криденс/Аурелиус действительно является братом Дамблдора. По сути, это в принципе невозможно: Дамблдор родился в 1881 году, а Ариана - приблизительно в 1885. Когда Ариане было шесть, на неё напали, а их отец Персиваль решил отомстить за дочь и был отправлен в Азкабан, где умер, когда Альбусу было десять лет (за год до поступления в Хогвартс). То есть, приблизительно в 1891–1892 году. Во время учёбы Альбуса Ариана по неосторожности убила мать. А похороны самой сестры, по словам Элфиаса Дожа, были вскоре после окончания Альбусом Хогвартса. То есть, к 1900-1901 году почти все Дамблдоры погибли, а действия первых «тварей» происходили в 1926-м. Криденс, как известно, в это время был подростком.


Тем не менее даже такое количество вопросов не исключает вероятности, что всё действительно будет так, как сказал Грин-де-Вальд. Нужно иметь в виду, что сценаристы (в лице Джоан Роулинг, между прочим) в последнем фильме показали молодую профессора Макгонагалл, хотя в эти годы, по идее, она ещё даже не родилась.

А также серии снятых по этим книгам фильмов. Директор школы волшебства Хогвартс. Вероятно, одним из прототипов Дамблдора стал английский актер Джон Гилгуд, с которым Роулинг сравнивала героя в 1999 году, когда описывала внешность героя для интервью.

История создания

Идея книги о мальчике-волшебнике пришла Роулинг в 1990 году, во время поездки в Лондон на поезде. Писательница села за работу сразу же после возвращения домой, а закончила первый роман серии в 1995 году.

Книгу «Гарри Поттер и философский камень» отвергли восемь издательств, прежде чем «Bloomsbury» приняло роман, предложив за него аванс всего в 2500 фунтов. При этом последняя, седьмая книга серии, которая вышла в 2007 году, была распродана в количестве одиннадцати миллионов копий в первые же сутки.

Биография

Годы жизни Дамблдора - 1881-1997. На вопрос, сколько лет было герою на момент смерти, легко ответить - 116. Альбус родился в семье чистокровного волшебника и полукровки, отца героя звали Персиваль, а мать - Кендра. Альбус был старшим сыном в семье, брат Аберфорт родился на три года позже, а последней появилась на свет младшая сестра Ариана.


В шестилетнем возрасте девочка подверглась нападению подростков-маглов, которые увидели героиню колдующей. После этого случая Ариана повредилась рассудком и не могла больше контролировать собственные волшебные силы. Отец Альбуса попал в магическую тюрьму Азкабан после того как отомстил маглам, напавшим на дочь.

Девочку могли принудительно отправить в больницу святого Мунго, поэтому Персиваль скрыл истинные мотивы своего поступка и был осужден пожизненно. Семья Дамблдора переехала на новое место - в поселение Годрикова Впадина на юго-западе Англии, где маги живут рядом с маглами. Мать прятала Ариану от посторонних глаз.


Альбус с детства проявлял громадные способности к магии. Поступив в Хогвартс, герой попал на факультет Гриффиндор, где с блеском учился и добился всех почетных наград, каких только можно. Молодой Альбус вел обширную переписку и завел интересные знакомства. Среди адресатов героя оказались знаменитые волшебники того времени и в их числе - Николас Фламель, прославленный алхимик, маг, который создал философский камень.

Статьи Дамблдора публиковались в научных журналах волшебного мира, словом, герой стал заметным молодым ученым. Альбус собирался вместе с одним приятелем отправиться в путешествие после окончания школы, но эти планы сорвались, когда сестра героя Ариана в приступе безумия убила мать.


После этого несчастья Альбус стал главой семьи и вынужденно сидел дома, присматривая за безумной сестрой, пока брат, Аберфорт, закачивал обучение. В этот период жизни настроение Дамблдора было мрачным, родные раздражали его. Герой чувствовал себя несчастным и злым, считал жизнь и карьеру непоправимо загубленными. На этот несчастливый период приходится знакомство Дамблдора с молодым Геллертом Гриндевальдом, который поселился по соседству с героем.

Альбуса вдохновили ум и идеи Гриндевальда, который считал, что ради общего блага маглы должны находиться под властью магов. Друзья собирались отправиться на поиски Даров Смерти (Мантии-невидимки, Бузинной палочки и Воскрешающего камня), чтобы с их помощью претворить эти идеи в жизнь. У Альбуса, кроме «идейных» мотивов, были еще и личные - герой мечтал воскресить собственных родителей.


Однако брат Альбуса потребовал, чтобы тот остался дома и присматривал за больной сестрой. Между Гриндевальдом и Аберфортом случился конфликт, во время которого Альбус встал на сторону брата. Во время стычки погибла сестра Альбуса, сраженная случайным заклятием. Гриндевальд после этого случая скрылся, а Дамблдор отрекся от их общих идей.

Через некоторое время Дамблдор все-таки вернулся в Хогвартс, где стал профессором трансфигурации. Гриндевальд в это время приступил к воплощению собственных планов по достижению мирового господства. Дамблдор до последнего пытался избежать встречи с ним, но в итоге в 1945 году сошелся в поединке и победил. С этого момента Альбус стал хозяином Бузинной палочки, которую Гриндевальд до того присвоил, выкрав у Грегоровича, мастера волшебных палочек.

Сюжет


Дамблдора-старика в первых двух фильмах серии («Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната») играет .


Однако в 2002 году этот актер умер и пришлось отдать роль директора Хогвартса , который играл Дамблдора во всех оставшихся фильмах серии.


В конце 2018 года должна выйти вторая часть фильма о фантастических тварях - «Преступления Гриндевальда», где зрители тоже увидят Дамблдора в молодые годы.


  • Дамблдор как персонаж стал настолько узнаваем, что его стали пародировать. В американском комедийном сериале «Волшебники из Вэйверли Плэйс» есть две серии, где присутствует профессор Крамбс, директор школы магии, - очевиднейшая пародия на Дамблдора с длинной белоснежной бородой и усами. Отсылка к Дамблдору есть и в мультипликационном сериале «Симпсоны», где в одной из серий Гомер читает книжку дочери Лизе и придумывает собственную концовку, когда доходит до того места, где персонаж гибнет (тут спародирована смерть Дамблдора).
  • В XVIII веке слово «dumbledore» на английском обозначало «шмель». А одно из имен героя - Альбус - происходит от латинского «albus», то есть «белый».

  • Полное настоящее имя Дамблдора - Альбус Персиваль Вульфрик Брайан. И одно из этих имен - Персиваль - носил рыцарь Круглого стола, один из персонажей легенд Артуровского цикла, о приключениях которого можно прочитать в романе Томаса Мэлори «Смерть Артура».
  • Патронус Дамблдора принимает форму феникса.
  • Дамблдора называют величайшим магом ХХ столетия. Герой умеет колдовать, не используя палочку и не произнося заклинаний вслух, способен делаться невидимкой без мантии и прочих приспособлений, придумал способ пересылать сообщения, используя патронуса, способен к чтению мыслей и образов других людей (легилименции).

  • Дамблдору свойственно необычное чувство юмора, директор склонен к чудачествам и экстравагантным поступкам, чем часто раздражает строгую и серьезную Минерву Макгонагалл.
  • В 2007 году, общаясь с фанами, Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере, сказала, что Дамблдор - гей. Неизвестно, как восприняли это заявление фаны, но некоторым коллегам Роулинг по перу и критикам это показалось странным. Ведь в книгах о Гарри Поттере сексуальная ориентация персонажа не акцентирована, прямые указания на то, что Дамблдор - гей (или нет), отсутствуют. Есть мнение, что со стороны Роулинг это был рекламный ход, попытка привлечь дополнительное внимание к герою.

Цитаты

«Главное - сражаться, снова и снова, только так можно остановить зло, пусть даже истребить его до конца никогда не удастся».
«А мой брат? Аберфорта обвинили в том, что он испытывал недозволенные заклинания на козе. Во всех газетах про это писали. И что ты думаешь, Аберфорт от всех спрятался? Ничего подобного! Как ни в чем не бывало продолжал работать. Правда, не знаю, умеет ли он читать, может, это вовсе и не мужество...»
«Не стоит проявлять излишнее высокомерие и брать на себя всю ответственность целиком».
«- Что вы видите, когда смотрите в зеркало Еиналеж?
- Я? Я вижу себя, держащего в руке пару толстых шерстяных носков. У человека не может быть слишком много носков. Вот прошло еще одно Рождество, а я не получил в подарок ни одной пары. Люди почему-то дарят мне только книги».

Вселенную всеми любимого волшебника Гарри Поттера невозможно представить без мудрого наставника юного мага - Альбуса Дамблдора. Именно он по большей части руководит действиями маленького Гарри, оберегает его от опасностей темного колдовства и в конечном итоге готовит к финальной схватке с ужасающим Лордом Волан-де-Мортом. Невозможно представить и школу Хогвартс без столь знакомого директора, и практически в каждой сюжетно значимой сцене киноэпопеи так или иначе фигурирует Дамблдор. Актер, сыгравший старого волшебника в первых двух фильмах, скончался от смертельной болезни, однако ни одна история о Майкле Гэмбоне по-прежнему не обходится без упоминания Ричарда Харриса.

Первый Дамблдор

Многие фанаты считают первые два фильма о Гарри Поттере самыми волшебными и запоминающимися. Вполне возможно, что отчасти этому способствовал великий, добрый и мудрый Дамблдор. Актер, сыгравший могущественного мага в кинокартинах "Гарри Поттер и Философский камень" и "Гарри Поттер и Тайная Комната", стал своего рода символом "книжного" Альбуса.

Ричард Харрис родился в 1930 году в Ирландии. В начале своего жизненного пути он мечтал о карьере профессионального регбиста. В молодости Харрис демонстрировал потрясающие успехи в спорте, однако вскоре у него обнаружили туберкулез, и начинающего спортсмена оттеснили из сферы профессионального регби.

Начало пути

Чтобы полностью восстановиться после заболевания, Харрису понадобилось два года. Все это время он изучал литературу и в конечном итоге пришел к выводу, что его больше интересует искусство, чем спорт. В 1956 году будущий Дамблдор (актер, к слову, изначально планировал стать режиссером) записался в Лондонскую академию музыки и драматического искусства. В том же году состоялся его театральный дебют в постановке "Квадратный парень", и Харрис начал успешно играть на сцене вместе с такими знаменитостями, как Альберт Финни.

Первой кинолентой талантливого ирландца стал никому толком не известный фильм "Жив-здоров" 1959 года, однако после этого актер, сыгравший Дамблдора, снялся во множестве других картин. В его внушительном послужном списке фигурируют такие всемирно известные названия, как "Пушки острова Навароне", "Мятеж на "Баунти", "Такова спортивная жизнь". Ричард Харрис сумел доказать Голливуду свою способность сиять вместе с неоспоримыми звездами - например, Марлоном Брандо.

Последние годы

Ричард Харрис продолжал играть в известных кинокартинах, включая фильм Рассела Кроу "Гладиатор", вышедший на экраны в 2000 году. Уже в 2001 году он получил роль одного из своих любимых литературных персонажей. Актер, играющий Дамблдора, искренне надеялся работать на протяжении всей экранизации романов Джоан Роулинг, однако через год после выхода первого фильма он скончался от редкого онкологического заболевания - лимфомы Ходжкина.

Новый профессор

После смерти одного из ведущих актеров режиссеру пришлось в срочном порядке искать нового директора Хогвартса. Несколько кандидатов претендовали на замещение Харриса, однако в итоге роль досталась Майклу Гэмбону - второму ирландскому театральному деятелю, сумевшему воплотить в жизнь образ такого сложного персонажа, как Альбус Дамблдор.

Актер родился в Дублине в 1940 году и долго играл на сценах лондонских театров, прежде чем попробовать себя в кинематографе и телевидении. Гэмбон почти не известен рядовому российскому зрителю - единственной его значимой ролью стал персонаж директора волшебной школы из захватывающей серии книг о Гарри Поттере. Надо признать, впрочем, что второй актер, играющий Дамблдора, ничуть не стремился превзойти или каким-то образом "догнать" своего предшественника в плане реалистичности исполнения и уровня мастерства. Напротив, Гэмбон привнес толику собственного видения многогранного персонажа в последующие пять фильмов о Мальчике-Который-Выжил.

Юный Дамблдор

Актер, приглашенный участвовать в так называемых "флэшбэках" (сценах из прошлого киногероев), имел небольшой опыт игры в кинофильмах, однако сразу полюбился зрителям и поклонникам Гарри Поттера.

Тоби Регбо родился в 1991 году в Лондоне. Молодой человек стал известным благодаря роли юного Немо в фильме "Мистер Никто". Его пригласили играть юного Стефана в фильме "Малефисента", однако режиссер в итоге решил, что такого персонажа должен играть более молодой исполнитель.

Интересно, что отец Тоби ведет свой род от норвежского клана, в то время как мать является коренной британкой. Дед молодого актера был капитаном итальянского корабля, а бабушка - балериной из Австралии. Будучи экстраординарной личностью и обладая нетривиальным талантом, юный Регбо смог достойно показать себя в мире кинематографа и завоевать признание именитых мастеров жанра.

Кого лишился "Гарри Поттер"

Дамблдор (актер, по сути, не имеет значения) - это один из ключевых персонажей знаменитой книжной серии, и кастинг на эту роль проводился исключительно среди британских и ирландских деятелей кино. Хотя изначально планировалось, что Ричард Харрис будет играть мудрого директора Хогвартса вплоть до последнего фильма эпопеи, его внезапная смерть разрушила надежды режиссера и всей съемочной группы, превратившейся в своеобразное дружеское сообщество благодаря волшебству вселенной "Гарри Поттер". Дамблдор (актер, к слову, был выбран не сразу) в то время задавал основной фон сюжетной линии.

Еще до Майкла Гэмбона в кандидатах числился знаменитый Иэн Маккеллен. Однако легендарный "Гэндальф" отказался от роли, мотивировав свое решение тем, что предыдущий профессор Дамблдор (актер Ричард Харрис) считал его игру откровенно неудовлетворительной. Кроме того, Маккеллен не хотел, чтобы образы Белого Мага Гэндальфа и могущественного директора волшебной школы ассоциировались у зрителей с одним и тем же лицом.

«Преступления Грин-де-Вальда» основательно встряхнули мир «Гарри Поттера» - то есть, пардон, теперь уже «Wizarding World». Ещё до премьеры стало ясно, что фильм вольно обойдётся с ранее установленным каноном и пополнит мир новыми сущностями, а биографии персонажей - новыми откровениями. Мы посмотрели фильм и можем сказать: да, мы и не догадывались, насколько!

В этой статье мы разберём, что Джоан Роулинг и Дэвид Йейтс перевернули в своём волшебном мире, а также зададим им кучу неудобных вопросов.

Спойлеры начинаются ниже этой картинки!


Аурелиус Дамблдор


Да, у Дамблдора есть ещё один брат, и это Криденс!

Одной из главных интриг фильма стало происхождение Криденса Бэрбоуна. Все уверены, что юноша происходит из важной магической семьи, но до поры никто не знает, из какой. Сперва нам намекают, что он Лестрейндж, но тут же оказывается, что это не так. И вот в финале Геллерт Грин-де-Вальд провозгласил разгадку: Криденс - это Аурелиус Дамблдор , давно потерянный брат Альбуса. В подтверждение этого юноше явился фамильный феникс семьи Дамблдоров.

До сих пор считалось, что у Альбуса Дамблдора только один брат, Аберфорт , и одна давно погибшая сестра, Ариана . Собственно, из-за гибели Арианы Альбус и поссорился с Грин-де-Вальдом.

Новое откровение вызывает массу вопросов, особенно та сцена, где тонет корабль, перевозивший Аурелиуса-Криденса. Кто была та женщина, что везла его с собой? Мать? Но Кендра Дамблдор , мать Альбуса, Аберфорта и Арианы, погибла раньше и при совсем других обстоятельствах: она не утонула в море, а была случайно убита дочерью. И почему его понадобилось везти через океан, если волшебникам телепортироваться не труднее, чем чихнуть?

И как Альбус может не знать о существовании у него брата? А он точно не знает - когда Лита Лестрейндж вспоминает, что потеряла брата, он говорит, что понимает её, потому что потерял сестру. Брата он не терял!

Ариана Дамблдор

Наконец, непонятно, почему это делает Криденса значимым. Дамблдоры не королевский род, ни на какой престол он не претендует, просто фамилия красивая. Оговорка Грин-де-Вальда, что, мол, только Криденс может убить Дамблдора, звучит странно. Сам Геллерт убить друга не может из-за клятвы крови (как и тот его), но больше ни у кого такой проблемы нет. Помнится, в «Принце-полукровке» убивать директора выстроилась целая очередь…

Есть слабая вероятность, что Грин-де-Вальд просто врёт. Но пока всё - феникс, магическая сила, присутствие Куинни, которая могла бы разоблачить ложь, - указывает, что Аурелиус Дамблдор реален.

Макгонагалл работала в Хогвартсе… до своего рождения


Не крупное, но досадное отступление от канона фанаты заметили ещё до выхода фильма: в списке ролей значилась профессор Макгонагалл. И она действительно появилась в фильме.

Вообще-то по официальным данным с сайта Pottermore Минерва Макгонагалл родилась в 1935 году, а в Хогвартсе работала с 1956-го. Напомним, действие «Преступлений Грин-де-Вальда» происходит в 1927 году . Но и это ещё не всё: Макгонагалл появляется даже во флэшбеке Литы Лестрейндж, действие которого происходит лет на 10-15 раньше, и уже там она профессор!

Есть слабое «ватсонианское» объяснение: это не та Макгонагалл. У неё могла быть родственница, которая работала в той же должности. Возможно, её даже тоже звали Минервой (согласно Pottermore, профессора назвали в честь бабки-ведьмы, правда, по фамилии Росс). В противном случае это просто сюжетная дыра. Учитывая, что фамилию профессор получила от отца-магла, вероятнее всего, так и есть.

Нагайна - маледиктус. Кто-кто?


Этот сюжетный поворот был известен ещё до премьеры. Одним из второстепенных персонажей и пассией Криденса стала Нагайна - будущая змея Волан-де-Морта и его последний крестраж. Оказывается, во времена «Фантастических тварей» она была человеком из Юго-Восточной Азии. Вернее, она маледиктус - это новый термин. Судя по описанию, маледиктус очень похож на оборотня, каким был Ремус Люпин: Нагайна непроизвольно превращается в змею. Однажды её превращение должно зайти так далеко, что она не сможет вернуться в человеческий облик.

Это интересное допущение, которое меняет наше представление о её поступках. Нагайна, выходит, не просто умный зверёк, а существо с разумом человека, да ещё и гораздо старше Волан-де-Морта. Значит, её служба своему господину была осознанным выбором опытной волшебницы.

Тайны семьи Лестрейнджей


Многих удивило, что Литу Лестрейндж, подругу Ньюта Саламандера, играет темнокожая мулатка Зои Кравиц. Разве Лестрейнджи не чисто европейский род? Но по ходу фильма её цвет кожи получает сюжетное объяснение. Оказывается, её отец возжелал очаровательную волшебницу-негритянку из Сенегала и сделал её своей наложницей с помощью заклинания Империус. От этого союза и родилась Лита, которую в семье считали изгоем.

Эту историю мы знаем от её единоутробного брата, африканского волшебника Юсуфа Камы, который стремится отомстить роду Лестрейнджей. Кама - эпизодический и не очень полезный для сюжета персонаж, чья история была бы уместнее в отдельной картине. Кама уверен, что Криденс - это давно потерянный брат Литы, Корвус. Но Лита тут же рассказывает свою часть истории: оказывается, она подменила Корвуса ещё младенцем. После этого настоящий Корвус погиб при кораблекрушении. Чтобы об этом не узнали, младенца-Криденса ей пришлось выдать за Корвуса.

История вызывает массу вопросов, прежде всего к законам волшебного мира. Можно запросто соблазнять женщин заклятием Империус? Разве папа-Лестрейндж не наколдовал себе на Азкабан? И, в свете откровения про Криденса-Дамблдора, - почему целая толпа волшебников плыла через океан на корабле маглов и как Лита умудрилась случайно подменить потомка одного магического рода на потомка другого? Это уже отдаёт роялем в кустах в духе индийских мелодрам.

Куинни на стороне Грин-де-Вальда


Куинни, сестра Тины Гольдштейн, весь фильм безумствует, выясняя отношения со своим женихом, не-магом-пекарем Ковальски. Она хочет выйти за него замуж, но это запрещено законами волшебного мира. Но в финале Куинни, как ни странно, вступает в ряды сторонников Грин-де-Вальда после его зажигательной речи о том, как он хочет изменить мир. В ней Грин-де-Вальд прикинулся невинной овечкой и не стал призывать к порабощению не-магов - но в кулуарах он озвучивал именно такие планы.

Парадокс в том, что Куинни - легилемент, она умеет читать мысли людей и даже внушать их. Неужели она не прочла в мыслях Геллерта, что тот хочет превратить людей, подобных её возлюбленному, в рабов? Неужели Грин-де-Вальд врал как раз за закрытыми дверями, а публично говорил правду? Или Куинни приняла такое важное решение, никак его не проверив? Или он сумел подсунуть ей поддельные мысли? Или… Короче, ответа на этот вопрос в фильме нет.

Мода и технологии волшебного мира


Сам магический мир был совсем иным за 70 лет до того, как его увидел Гарри Поттер. Парадокс в том, что, похоже, мир этот развивался задом наперёд.

К примеру, коридоры министерства магии в одной сцене пылесосит стимпанковская машина. У магов есть такие технологии? Зачем тогда они эксплуатируют несчастных домовых эльфов и куда эти изобретения денутся через три четверти века?

Ещё одна странность - одежда. Все герои в волшебном мире одеты по современной им моде 1920-х, порой даже опережают её. Дамблдор ходит по школе в пиджаке и жилетке, мужчины носят шляпы, у дам модные для тех лет причёски.

После этого дико вспоминать, каким старомодным выглядел тот же мир в «Гарри Поттере», где в моде были колпаки, тюрбаны, сюртуки и мантии. В какой момент Дамблдор решил ходить в древней хламиде вместо пиджака и всех остальных переодел в нечто подобное? Почему мода в магическом мире не просто отстала от мира не-магов, но двинулась назад?

Грин-де-Вальд предвидел Вторую мировую!


Самое убойное откровение создатели припасли на речь Грин-де-Вальда. Да, гораздо более убойное, чем какой-то потерянный брат, и требующее немедленных объяснений.

В своей очень убедительной речи главный злодей говорит, что магам надо захватить мир - не по праву сильного, а чтобы спасти его от разбушевавшихся маглов и их войн. Для примера он показывает видения войны будущего: танки, самолёты, атомную бомбардировку. Если первые две вещи он мог подсмотреть на Первой мировой (хотя показана явно более поздняя техника), то атомный гриб впервые расцветёт над планетой только в 1945-м!

То есть Грин-де-Вальд - пророк? Он видит будущее и способен его показать? Тогда какого чёрта этому уделяют так мало внимания? Именно это пророчество о разрушении мира не-магами должно быть в центре сюжета, а не семейное древо Лестрейнджей или Дамблдоров! Или же, наоборот, он создал это будущее, каким-то образом подстегнув науку маглов (это вообще возможно для мага)?

Заодно возникают серьёзные вопросы к магическому сообществу: почему вы не вмешались уже во время Первой мировой? Неужели только Грин-де-Вальду приходит в голову, что войны нужно останавливать?


К сожалению, «Преступления Грин-де-Вальда» оставляют больше вопросов, чем ответов. Хотелось бы верить, что у Роулинг и компании припасён хитрый план на каждый такой случай и всё в итоге обернётся логично.

Но опыт новых «Звёздных войн» подсказывает нам иное. Может оказаться, что сценаристы выдумывают повороты на ходу, а потом пытаются подвести под них объяснения, ломая ранее установленный канон. Да и о каком каноне можно говорить в эпоху вечных перезапусков?

Все предыдущие комментаторы совершенно верно отметили, пожалуй, самый важный аспект в этом вопросе: Альбуса Дамблдора нельзя однозначно охарактеризовать в категориях "хороший/плохой". Причина, на мой взгляд, проста: Альбус выше такого категоричного деления на позитивное и негативное по своей сути как персонажа, так и архетипа, место которого ему отведено.

Все высказанное мной дальше – это чистейшее ИМХО с опорой на мнение авторитетных для меня людей (где смогу, буду ставить ссылки). Сразу предупреждаю о субъективности моей оценки и интерпретаций: я считаю Альбуса Дамблдора одним из лучших персонажей всей серии книг о Гарри Поттере, и в моем личном топе он занимает устойчивое первое место, обогнав даже Гермиону Грейнджер. Соответственно, моя позиция очень и очень про-Дамблдоровская, а оценка его деятельности очень положительная (другие мнения, естественно, имеют полное право на существование).

Задавая вопрос, Вы попросили опираться на разговор Альбуса и Северуса из воспоминаний, которые увидел Гарри в Омуте Памяти. Очень характеризующий, кульминационный момент книги, когда всем нам наконец становится ясно, к чему все идет, и в чем с самого начала состоял план Дамблдора. Кого-то это от Альбуса отвернуло (в фанфикшене есть даже устойчивый штамп под названием "Дамбигад ", хотя появился он раньше седьмой книги), а кто-то скрепя сердце, все же смог принять его цели, задачи и действия, хотя для этого потребовалось немало сил и времени. Лично мне сделать последнее помогла широко известная работа двух российских авторов anna_y и cathereine под названием "Большая игра Альбуса Дамблдора" . Особое внимание в ней стоит уделить первым трем частям, где авторы просто по полочкам раскладывают все происходящее, но наибольшую ценность, на мой взгляд, представляет краткое эссе о последней книге, где о целях Дамблдора прямым текстом говорится: "Дамблдор никогда <...> не отказывался попытаться спасти человека, если был хотя бы малюсенький шанс на спасение. И насколько бы призрачным данный шанс ни был, он неизменно становился для Дамблдора железобетонным основанием для спасательных работ".

Именно Дамблдор все семь книг был транслятором одной из основополагающих идей Поттерианы: "Выбирать следует не легкий, но правильный путь" , и проблема этого выбора очень хорошо иллюстрируется авторами БИ:

"Есть два человека. Известно, что если позволить убить одного из них, то второй выживет. Если не позволить – то существует определенный риск, что погибнут оба, но существует и возможность, что выживут оба. Так вот, Дамблдор в таких ситуациях всегда ставит цель: выжить должны оба . Потому что нельзя выбирать, нельзя жертвовать, надо биться за каждого".

Если бы Гарри не пошел в лес к Волдеморту и добровольно не решился бы уничтожить себя и крестраж вместе с собой, то Волдеморт сто процентов не был бы уничтожен. Дамблдор предвидел различные варианты итога войны, но одно он знал точно: Гарри придется уничтожить крестраж в себе, чтобы Волдеморт был уничтожен. И он передал Гарри это знание через Северуса Снейпа, который, что Альбус знал точно, сделает ВСЕ , чтобы Волдеморт был побежден. Не все пошло так, как планировалось, но в конечном счете вера Дамблдора в лучшее оправдалась – Гарри сумел выжить и одновременно уничтожил крестраж.

Если смотреть на Альбуса, как на фигуру наставника, то можно увидеть его четкую функцию по отношению к Гарри: он – этакий Мерлин при короле Артуре, который воспитывает мальчика в детстве, обучает магии и помогает добиться королевской власти в конце. В лекции "Гарри Поттер: Евангелие от Роулинг" (кстати, посмотрите, очень интересные параллели и интерпретации) Дмитрий Быков прямо отождествляет Дамблдора с фигурой Бога-отца. Мне первая версия нравится больше просто потому что сам Мерлин как-то ближе, хотя, если задуматься, Мерлин в магическом мире является как раз-таки неким аналогом общепризнанного божества, правда без прилагающегося религиозного культа.

Я не буду рассматривать аспекты биографии Дамблдора чтобы выявить, как именно он пришел к тому положению, в каком мы находим его в начале книг, это тема другого вопроса и рассуждения. В книгах мы видим то, что есть: Дамблдор – это очень старый, потрепанный жизнью человек, который тем не менее, не потерял жизнерадостности, веры в людей и способности искренне любить своих близких. Его основополагающей чертой, которая была им выстрадана и приобретена в течение жизни, я считаю его способность признавать и исправлять свои ошибки (становление Волдеморта и его уничтожение), учиться на них (воспитание Гарри Поттера), а также платить по счетам в тех случаях, когда исправить ситуацию не удается (история с Арианой и Гриндевальдом). Он в первую очередь человек, и является человечным в высшей степени, а потому не может быть полностью хорошим или плохим; он умеет прощать, доверять, и ценить лучшее даже в самых пропащих по общему мнению людях (Северус Снейп, Драко Малфой, и др.). И в то же самое время, как мы можем убедиться из книг о Гарри Поттере, ошибки великих людей стоят очень и очень дорого, а Альбус Дамблдор совершил немало ошибок и сполна заплатил за их последствия.

Что еще почитать