Изготовление музыкальных инструментов из ладолла - скрипка своими руками. Изготовление скрипки Вопросы, которые задают ежедневно

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Сергей, вы можете посмотреть другие мои подборки на этом сайте, сегодня мы будем вместе разбираться как сделать скрипку из дерева.








Оценка мастер-класса 5 из 5 на основании 5268 голосов.


1 способ:

2 способ:
Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c" (до малой октавы).
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.
Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

3 способ:
Старинный Петербург обретает новое звучание
Россия 24
Музыкальные инструменты из конструкций старинных зданий начали делать в Санкт-Петербурге. Оказалось, что деревянные балки идущих под снос домов могут обрести вторую жизнь. Из них изготавливают скрипки, сопоставимые по качеству с шедеврами Страдивари и Амати.
23.02.2012

4 способ:
Герой рубрики - единственный в регионе скрипичный мастер. Поначалу он вырезал из дерева щепных птиц счастья, и ему это прекрасно удавалось. Но когда его дети пошли в музыкальную школу, по классу скрипки, им понадобились инструменты. И он решился - сделал первую в своей жизни скрипку. Это был настоящий музыкальный инструмент, который увел в мир большой музыки его дочь и сына. С тех самых пор он - уникальный мастер, чьи скрипки звучат в разных уголках планеты. В 2015 году в Архангельске пройдет большой музыкальный конкурс среди скрипачей, где именно его скрипка станет главным призом. А о том, что помогает ему в работе и сокровенных тайнах создания скрипки мы узнаем из сюжета наших журналистов...

5 способ:
Подпишитесь на канал "Академия Занимательных Наук" и смотрите новые уроки:
Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 1. Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки.
Звучание музыки люди пытались выразить с помощью первых музыкальных инструментов. Наш прародитель Адам с первых мгновений жизни стал наблюдать за происходящим вокруг него и обнаружил, что музыка повсюду - не только в природе, но и в нём самом. Порывы своей души древние музыканты выражали, хлопая в ладоши, щёлкая пальцами, стуча камнями о камни. Сложно сказать, когда и где впервые зазвучали первые музыкальные инструменты, но археологи до сих пор находят их по всему миру. У разных народов они разные, но учёные все их называют идиофонами. Идиофон - это музыкальный инструмент, в котором источником звука служит само тело инструмента. К идиофонам относятся многие ударные инструменты, например, кастаньеты, ложки, треугольник, колокола. В Библии музыкальные инструменты упоминаются 29 раз. Ведь музыка была всегда выражением чувств народа.
Титул королевы музыки скрипке дали вполне заслуженно. Её звучание ближе всего передаёт интонацию человеческого голоса. Скрипке подвластны разные музыкальные техники и стили. Это доказали своим искусством великие виртуозы-скрипачи: Никколо Паганини, Пабло де Сарасате, Давид Ойстрах, Владимир Спиваков и другие. В их руках звучание скрипки было неповторимым. А лучшие скрипичные мастера жили в Италии в XVII веке. Итальянцы свято хранили свои секреты мастерства. Они умели сделать звучание скрипки нежным, мягким, похожим на человеческий голос. Во всём мире итальянских инструметов сохранилось совсем немного, но все онинаходятся на строгом учёте. Играют на них самые известные музыканты-виртуозы всего мира. Первые скрипки появились в Италии и Франции в начале XVI века. Сначала скрипка считалась инструментом низших сословий. Постепенно своим ярким звучанием скрипка завоевала пространство. Как же устроена скрипка? Этот инструмент делается из двух разных пород дерева. Это ель и клён. Только такое соотношение придаёт скрипке особое звучание. Две плоскости корпуса скрипки называются деками. На верхней деке есть красивые вырезы в виде латинской буквы f - через них звук выходит наружу. Деки соединены друг с другом обечайками. Струны закрепляются на струнодержателе и опираются на подставку, которая передаёт колебания струн декам. Струны проходят над грифом и натягиваются колками, расположенными на головке грифа. На верхней деке закрепляется подбородник для удобного держания инструмента. Внутри корпуса помещается душка, которая передаёт звуковые колебания от верхней деки к нижней. Также звучание скрипки зависит от состава лака, которым её корпус.

Вопросы, которые задают ежедневно

  • Какую инструменты необходимы для работ по дереву?
  • Посоветуйте мастер-классы или кружки резьбы по дереву в Москве, хочу оторвать ребенка от телевизора/компьютера и занять чем-то полезным;
  • Не могу посмотреть очередной видеоурок, выскакивает ошибка. Что делать?
  • Хочу заказать деревянную скрипку как в 2 способе в количестве 38 штук, кому заплатить за работу? Необходимо доставить в Питер

Еще видео

Когда заходит разговор о мастерах, которые прославились тем, что изготавливали скрипки с необычным звучанием, всегда вспоминаются две итальянские фамилии - Амати и Страдивари. Искусству этих двух великих итальянцев до сих пор поклоняется мир. Небольшой городок Кремона в 16-м и 17-м веке стал известен благодаря двум непревзойденным мастерам.

Но итальянское направление в изготовлении этого музыкального инструмента не единственное. Достойное соперничество, а правильнее сказать, дополнение составляют ему немецкая и французская школа. Каждая из них не просто неповторима, но и существенно отличается от других, имея свои преимущества и недостатки.

Ответить однозначно на вопрос, «Из какого дерева делают скрипку?» невозможно, потому что каждая ее деталь или элемент выполняются из определенной породы. Для верхней деки, на которой в центральной части располагаются два резонаторных отверстия, напоминающих английскую букву «f», используется ель. У этой породы дерева наиболее ярко выражена упругость, которая позволяет добиваться отличного звучания басовых нот. Верхнюю деку делают либо из цельного куска древесины, либо из двух частей.

Нижняя дека, наоборот, несет ответственность за верхние ноты, и соответствующим для этого материалом общепризнан клен. Он используется также и для изготовления обечаек. К тому же, долгое время использовался волнистый клен, который в средневековую Италию доставлялся из Турции, благодаря чему из-под рук скрипичных мастеров вышли их неповторимые творения.

Гриф - еще один важнейший элемент инструмента, который представляет собой продолговатую дощечку. Он постоянно контактирует со струнами, а, следовательно, подвергается износу. Его выполняют из палисандрового дерева или эбенового (черного) дерева, которые отличаются особой твердостью и прочностью. Палисандр к тому же не тонет в воде. Не уступает по этим свойствам и железное дерево, но из-за своего зеленого цвета, не гармонирующего с общей цветовой гаммой скрипки, оно не получило применения.

Из какого дерева делают скрипку, становится понятным лишь теперь. Это три основные породы - ель, клён и палисандр. При этом считается, что наилучшим будет то дерево, которое выросло в естественных условиях в горной местности. В результате природных колебаний температур такие деревья обладают более упругой древесиной при минимальном содержании в ней влаги, что и отражается на звучании инструмента.

У скрипки сложная конфигурация, которая имеет выпуклости и изгибы. У каждого мастера, создающего этот инструмент, свой почерк его создания. Нет и не может быть двух скрипок одинакового звучания, но не только по этой причине. Основная - это свойства древесины, которые никогда не могут повториться.

Конечно, создать скрипку , схожую с инструментом Страдивари невозможно, но попытаться сделать ее вообще можно. Звук скрипки продолжает удивлять людей, заставлять их задумываться и мечтать, а потому работа мастерски кипит во всех странах мира, чтобы подарить очередные музыкальные инструменты.

Вам понадобится

  • Нижняя и верхняя части корпуса, еловая палочка 6 мм, басовая дужка, набор инструментов, струны, ножницы, сверло, клей, стамеска, струбцины, листы бумаги.

Инструкция

  1. Для начала изготовьте шаблоны для изготовления верхнего и нижнего корпуса. Выпилите обе детали и вставьте меду ними еловую палочку, которая станет голосовой дужкой.
  2. На верхней левой половине инструмента расположите басовую дужку.
  3. Удалите перемычки при создании выборок в заготовке корпуса для скрипки. Стенки корпуса доведите до толщины в 5 мм.
  4. Возьмите гриф и отпилите от него клин. Приклейте с обратно стороны.
  5. Верхнюю поверхность скрипки пропилите ножовкой (используйте узкую ножовку), предварительно сделав разметку по линейке.
  6. Шейку зачистите, и сделайте закругленной, а с помощью стамески удалите частички дерева.
  7. Сделайте звуковые отверстия на верхнем корпусе скрипки. Приклеенной басовой дужке придайте нужную форму.
  8. Склейте обе части скрипки и поставьте под пресс на некоторое время. В это время изготовьте планку грифа. Обратите внимание на то, что одна из частей должна быть клиновидной формы.
  9. На корпусе и грифе расположите планку, используя клей. Приведите шлифовку.
  10. Сделайте гребенчатую основу для струн, а также, используя отвертку конусовидной формы, проделайте отверстия для струнных зажимов, которые должны выступать на поверхность на 15 мм.
  11. Проведите операцию по расположению струн и закрепите подставку меду звуковыми отверстиями. Сделать скрипку самому удалось без посторонней помощи и линей тары времени.

Понадобилась мне скрипка. Ну, как вы уже знаете, простой путь КУПИТЬ - это не для меня.

Для работы нам понадобится:
Основа - картон. Тут обращу ваше внимание, что картон желателен тонкий - не горфированный. Потому что у гофрокартона некрасивые боковушки и проглядывают "волны". У меня используется коробка от чая.
Клей. Я для склеивания заготовок использую карандаш - с ним будет нужное количество клея и заготовки не выгнутся, как от, например, ПВА.
Инструменты для шлифовки. У меня это наждачная бумага, надфили и пилочка для ногтей.
Линейка.
Ножницы.
Карандаш.
Иголка. Или, в моем случае, многофункциональный нож, к котором сейчас стоит насадка игла.
Краски, кисть, лак.
Нитки для струн.
И, не попавшая в кадр, полимерная глина для изготовления головки.

Перво-наперво определяемся с размерами скрипки. Скажу сразу - я ошиблась в расчетах(надо было считать от подбородка до конца руки + головка, я это не учла и у меня получилось, что в ладони куклы лежит головка - коротковато на полтора см где-то - в 1:6 формате это очень критично), посему моя скрипочка у меня будет жить только в футляре для красоты.
Итак, с длиной определились, находим в интернете картинку скрипки и используем старый добрый "дралоскоп", как называл это дед) То бишь, на экране колесиком настраиваем размер, замеряем линейкой, чтоб подошло, прикладываем листочек и передираем аккуратно карандашом.

Либо, если есть дома принтер, то есть вариант попроще - закидываем картинку в Word(тут важный момент - выбираем масштаб листа на экране так, чтобы он по ширине совпадал с листом А4), растягиваем до нужного нам размера (меряем линейкой) и отправляем на печать.

Мой вариант - рисовка вручную.

Вырезаем лекало, переводим на картон. Повторяем несколько раз. Вырезаем, склеиваем заготовки между собой.

У меня получилась вот такая кракозябра) Не пугайтесь, если край не ровный, его очень просто сошкурить до красоты.

Я шкурила пилочкой для ногтей, наждачной бумагой и надфилями. Тут кому чем удобнее)

Примерно вот такой гладенький край должен получиться после ошкуривания.

Точно так же из нескольких слоев картона делаем гриф. Головку я слепила из полимерки. На самой скрипке черное - это подставка под струны. Кусок картона врезан, вклеен в серединку и окрашен. Слишком мелкая деталь - не стала фотографировать.

Склеиваем все детали и красим. Натягиваем струны. В этот раз я для струн взяла нитку. Проволока смотрелась слишком грубо. Да и для гитары советую брать серебряную нить, потому что бумага под натяжением проволоки сгибается и струны провисают. На моей гитаре струны зафиксирован в четырех местах, потому что я упертая)))) А так - проще было взять нитки)
Струны натягиваем так - капаем клей в нижней части скрипки, раскладываем "струны", ждем, когда подсохнет, потом натягиваем(без фанатизма только, чтоб не сломать все) и укладываем в головку. В этот момент одной рукой держим ниточки в головке, а другой рукой с помощью иголки или другого тонкого инструмента раскладываем струны на подставке. И только после этого капаем клей в головку и фиксируем струны наверху.

Из чего делают классические скрипки продвинутые скрипичные мастера

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал, создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки, секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку. В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари. Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве. Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших исследованиях и их результатах.

Скрипичные мастера задавались вопросом из чего делали скрипки великие мастера, из какого дерева делали скрипки, и в чем секрет уникального звука изготовленных скрипок руками Страдивари.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается:

В удалении смолы из ели:

В резонансе ели:

В породе древесины;

В почве, на которой росло дерево;

Во времени года спиливания дерева;

В сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая - обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала, который характерен данной области - отражает характер народа. Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка. А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки. Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Мастера фирмы pBone и пластмасса

Более богатым, чем дерево или пенопласт, диапазоном и спектром частот обладает пластик - пластмасса. Ей можно придать различную цветовую окраску музыкального инструмента и звучания, объем и прозрачность. Начало положено музыка становится пластиковой.


Что еще почитать