Ивановские травы (иванские травы, купальские травы). Купальские травы — сбор целебных трав в канун Ивана Купалы Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала

На Руси Ивана Купалу называли еще Иваном Травником. В 1650 году царь Алексей Михайлович даже приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем описать, где какие из них растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции: "Надрав тое траву, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та трава от жара не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел".

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:

1. Петров-крест - трава, похожая на простой горох без стручков (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)

Петров крест произрастает в лесах. Вид у него странный, необычный. От земли поднимаются толстые лохматые «ростки» бело-розового цвета. Если внимательно посмотреть, можно заметить, что у растения есть сочный беловатый стебель, а на нем расположены мно-гочисленные темно-розовые цветки, плотно прижатые друг к другу. На том же стебле сидят и при-цветные листья - широкие розовые чешуйки. Настоящих зеленых листьев у растения нет. Когда встретишь Петров крест в лесу, всегда обращаешь на него внимание. А если видишь впервые - смотришь с удивлением, как на какую-то диковинку.

Петров крест мало кто видел в природе, хотя он вовсе не редкость. Дело в том, что это растение появляется на свет лишь на короткое время весной - всего на несколько недель. К лету вся надземная часть отмирает, и только в почве сохраняются живые корневища - толстые, белые, разветвленные, уходящие в глубину. Корневища примечательны тем, что густо покрыты с поверхности видоиз-мененными листьями, напоминающими маленькие мясистые ковшики.

С лечебной целью используют траву и корни, собранные во время цветения. Это замечательное противоопухолевое средство, которое дает хорошие результаты лечения при сочетании с болиголовом, аконитом (борцом), прострелом, Молочаем Палласа и др. лекарственными препаратами. Петров крест используют при заболеваниях почек, печени (гепатит, цирроз, рак), при отечности, водянке и асците, при гинекологических заболеваниях, для регулирования овуляции яйцеклетки, мышечного тонуса матки и стимуляции оплодотворения яйцеклетки, то есть при бесплодии.

2. Чертогон (сейчас - чертополох, татарник, на фото справа)) - трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой - от колдунов, и под крышами - для изгнания чертей. Чертогон-трава - гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.

Чертополох курчавый - Семейство Астровые - Asteraceae или Сложноцветные.

Народные названия: басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, еж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.

В русской народной медицине отвар травы использовали как кровоостанавливающее средство, при нервных расстройствах, при гонорее, отвар соцветий и листьев применяли при золотухе. В народной медицине многих стран Запада и Востока отвар корней используют при лечении неврозов, бессоннице, эпилепсии. В народной медицине Беларуси, а также нанайской народной медицине применяют дым сухой травы для окуривания детей при испуге или в ваннах из травы купают нервных детей; отвар верхушек растения дают пить детям при конвульсиях. При бронхиальной астме рекомендуют курить высушенные измельченные листья чертополоха или дышать дымом от его листьев, положенных на тлеющие угли.

В китайской медицине соцветия применяют при простуде, кашле и ревматизме. В тибетской медицине и народной медицине Забайкалья препараты из соцветий или корней назначают при гастроэнтеритах, поносах, простуде, бронхитах, воспалении легких, а также как рвотное. Свежий сок из листьев растения используется для промывания гнойных ран и язв для их быстрейшего заживления. Для этих целей рекомендуют прикладывать к ранам кашицу из свежей измельченной травы.

3. Чернобыль-трава (полынь обыкновенная - на фото слева). Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».

Сбор № 1. При почечно-каменной болезни. Полынь обыкновенная (чернобыль, трава) - 10 г, толокнянка (листья) - 15 г, хвощ полевой (трава) - 10 г, морковь (семена) - 15 г, укроп (плоды) - 10 г. 12 г смеси настаивать в протопленной духовке 12 часов в 2 стаканах воды. Кипятить 5 минут, процедить. Принимать по 0,5 стакана 4 раза в день через час после еды.

4. Зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. Другие названия: кормовый, дикий (Ярославская область), журавлиный, мышиный и воробьиный горошек, гусинец, гороховник, зяблица или журавлина (Vicia sativa L.)

Вика кормовая - Vicia sativa L - кормовый/дикий/журавлиный/мышиный/воробьиный горошек/ - гусинец/гороховник/зяблица/журавлина - на фото слева.

В надземной части растения содержится до 30% протеина, более 3% жира, до 300 мг% аскорбиновой кислоты, до 15 мг% каротина.

В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

Как растение, плоды которого съедобны, было известно издавна. В прошлом в неурожайные годы население Польши, Болгарии, Югославии, Румынии употребляло семена горошка мышиного в пищу. Из зрелых семян мололи муку, которую использовали в качестве добавки в хлебопечении, из этой муки варили каши, похлебки. Семена по вкусу напоминают чечевицу. Перед использованием в пищу их необходимо тщательно промыть и отварить или вымочить в содовом растворе. В Англии отвар растения давали грудным детям как прикорм.

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», крапива от ревматизма, «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), заячья капуста от ожогов, багульник от простуды и кашля.

Ивана Купала – праздник восточных славян, посвященный расцвету природы и летнему солнцестоянию. Отмечается он ежегодно 7 июля по новому стилю. Праздник имеет и другие названия – Иванов день, Купальская ночь, Купала. С этим днём связано много примет и обычаев.

Купальские приметы

Этот праздник ассоциируется не только с весельем, но и с магией. В купальскую ночь проводили различные обряды. Также существует немало примет на Ивана Купала:

  1. Если на праздник дождливая погода, то через неделю наступят жаркие дни. Жара простоит до конца лета.
  2. Увидеть змею – к неприятностям и болезням.
  3. Если ночью звезды яркие, а утром на траве много росы, то будет богатый урожай овощей.
  4. В этот день нельзя есть ягоды. Наши предки считали, что из-за этого усопшие родственники останутся на том свете голодными.
  5. Травы, собранные в купальскую ночь, обладают магической силой.
  6. На Купала не стоит принимать подарки и даже сладости. В старину верили, что любой презент могут заговорить на зло. Ведь в этот период колдуны и ведьмы обретают особую силу.
  7. Услышать в Купальскую ночь, как поёт кукушка – к холодной осени. А вот пение сверчка предвещает радостные события.
  8. Уходить с празднования Ивана Купала нужно, не оборачиваясь. Считается, что если человек обернётся, чтобы посмотреть на огонь, то к нему пристанет нечисть, и в течение всего года будет забирать его энергию.
  9. Чтобы защитить себя от нечистой силы и всего дурного, необходимо на закате искупаться в водоёме.
  10. Если ночь ясная и звёздная, то по осени будет много грибов.
  11. Человек, рождённый в Купальскую ночь, наделён магическими способностями. Он будет успешным и здоровым.

Обряды на Ивана Купала

Купальская ночь (с 6 на 7 июля) считается одной из самых магических в году. Наши предки в это время гадали, колдовали, обращались к силам природы, а также к духам стихий Огня и Воды. И сегодня принято проводить разнообразные обряды на день Ивана Купала.

Считается, что в Купальскую ночь нечисть выходит на белый свет. Чтобы её отогнать, нужно не ложиться спать, а жечь костры. В огонь можно бросать берёзовые поленья и полынь. Костёр помогает не только отогнать нечистую силу, но и очиститься самому. Тот, кто перепрыгнет через огонь, станет настоящим счастливчиком. Хотите, чтобы сбылось заветное желание? Загадайте его во время прыжка, до того, как коснётесь ногами земли.

Если в огне сжечь вещи больного человека, то недуги оставят его, и он исцелится.

Древние славяне соревновались в том, кто выше прыгнет через костер. Считалось, что у этого человека будет самый богатый урожай.

Чтобы очиститься от негатива и защитить себя от порчи и сглаза, обойдите костёр три раза по часовой стрелке.

Если в жизни непростой период, навалилось много проблем, и вы не можете самостоятельно с ними справиться, не грустите. Напишите о том, что вам больше всего досаждает, на листе бумаги, а потом это письмо сожгите в костре.

Привлечь удачу в свою жизнь поможет обряд с носовым платком, который нужно приобрести заранее. Желательно, чтобы платочек был белого цвета. Если вы не найдете такого в продаже, то сшейте сами из отреза новой материи. Сидя перед костром, утрите нос платком и бросьте его в огонь, при этом сказав:

«Откуп плачу, к себе удачу привлекаю,

Пусть всё дурное в огне сгорит,

А в моей жизни только хорошее преобладает».

Пока платочек горит, смотрите на огонь и думайте о том, чего вы хотите добиться в жизни. Представляйте, что ваши заветные желания исполнились, а рядом с вами находятся только дорогие и любимые люди. Попросите огонь забрать всё плохое из вашей жизни, чтобы проблемы и беды покинули вас. Мысленно обращаясь к огню, можете попросить его исполнить вашу мечту.

Не только огонь, но и вода на Ивана Купала обладает магической силой. Чтобы навсегда избавиться от прыщей и придать коже гладкости и бархатистости, нужно рано утром собрать росу и умыть лицо. Если же вы хотите омолодиться и поправить здоровье, то поутру пробегитесь босиком по траве, на которой образовались капли росы.

Чтобы в доме всегда был достаток, нужно замесить тесто и добавить в него купальской росы. Спечь каравай из этого теста и разделить его между всеми членами семьи.

«Как роса чиста, так и дом мой чист будет. Аминь».

Девушкам, мечтающим наладить личную жизнь, нужно в полночь искупаться в реке, надев на тело белую сорочку или рубаху. Ещё такой обряд поможет семейным женщинам наладить отношения с супругом, и даже вернуть его в семью.

Чтобы привлечь счастье и удачу, наберите в ведро воды, и стоя босиком на траве, вылейте его на себя, сказав при этом:

«Купала-Купала, сделай так, чтобы в моей жизни счастье преобладало. Пусть удача мне улыбается, а несчастья на пути не встречаются. Пусть дурные люди стороной обходят, и только счастье и любовь в мой дом приходят».

Людям, которых замучила депрессия, следует утром на Ивана Купала набрать воду в колодце и умыться ею.

Магия купальских трав

Ещё наши предки заметили, что целебные травы, собранные на Ивана Купала, обладают особой силой. Их используют для излечения больных, а также для проведения колдовских обрядов.

Если вас мучают кошмары, или вы ночью плохо спите, то соберите на Купала букет из листов папоротника и чертополоха. Подвесьте этот букетик у изголовья кровати, сказав при этом:

«Пусть магические травы избавят меня от ночных кошмаров, подарят мне здоровый и крепкий сон, после которого я буду чувствовать себя на миллион».

Чтобы уберечь своё жилище от порчи и сглаза, утром положите на подоконники и у порога своего дома по веточке папоротника и крапивы. На следующий день травы нужно сжечь.

Если вы желаете приворожить любимого человека, то скрутите его фотографию трубочкой и обвяжите веткой папоротника. Если ветка сломается, то вместе вам быть не судьба, и не стоит дальше продолжать ничего делать. Если же все пройдет нормально, то прочите слова заговора:

«На Ивана Купала я, раба Божия (имя), все поля и леса обошла, милого искала, и ветвь папоротника нашла. Обвяжу этой веточкой фотографию своего любимого (имя). Как папоротник будет вянуть и сохнуть, так и раб Божий (имя) по рабе Божьей (имя) будет сохнуть и тосковать, одну меня будет желать, а других женщин не станет замечать. Аминь».

После прочтения обвяжите сверток с фото красной нитью и спрячьте дома подальше от посторонних глаз. О том, что вы сделали приворот, никому рассказывать не нужно.

Незамужним женщинам, чтобы узнать, когда же они выйдут замуж, нужно сплести венок из разных трав и пустить его по реке. Если венок потонет, то в ближайшее время предложение руки и сердца не поступит. Если венок будет плыть по реке, то скоро вы встретите своего суженого. Чем дальше заплывет венок, тем счастливее будет ваша семейная жизнь.

Чтобы узнать, кто станет супругом, девушке в Купальскую ночь нужно сорвать лист подорожник и положить его под подушку, перед сном сказав:

«Цветок подорожник цветет у дороги. Он всё видит и всё знает, пусть от меня ничего не скрывает. Открой подорожник тайну мне, покажи мне суженного во сне».

Девушки, которые хотели узнать, выйдут ли они замуж в ближайший год, выходили в полночь в поле и не глядя рвали травы. Утром перебирали получившийся букет, если попалось больше 12 разных растений, то свадьба не за горами.

Чтобы ваш дом никто не ограбил, соберите 7 июля цветки иван-да-марьи и разложите их по углам жилища, читая заговор:

«Волшебные цветы, смогут моё жилище защитить. Вору нет пути, в мой дом дороги ему не найти. Пусть он мой дом не заметит, обойдёт, на порог не ступит, а мимо пройдёт».

Чтобы ваш дом всегда обходила беда, соберите листья розы, крапивы, шиповника и других колючих растений, высушите их и сожгите, а пепел развейте возле своего жилища.

Веточки зверобоя, сорванные в праздничную ночь, и подвешенные у порога, станут отличным оберегом для дома.

Чтобы здоровье было крепким, нужно попариться в баньке с веником из трав, собранных на Ивана Купала. Незамужние женщины, после такой процедуры могут ещё узнать, где живет их суженый. Для этого, выйдя из бани, нужно кинуть веник за спину. Куда будет показывать ручка веника, оттуда жениха и жди.

Видео: обряды в канун дня Ивана Купала

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дает им целебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли знахари, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-Марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок Иван-да-Марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке, в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно Иван-да-Марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочить ткань в отваре и приложить к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток приобретает свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун корень или божья трава. Время цветения как раз наступает в начала июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.
  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.
  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях!

    Праздник Ивана Купала, как и многие другие праздники, имеет свои традиции. Помимо купания в водоемах, хороводов, прыжков через костер и поиска цветка папоротника, в эту ночь принято заготавливать травы, которые используются для защиты дома от нечистых сил.

    Люди верили, что травы, сорванные в эту ночь, обладают магическими силами. Эти травы использовали для украшения домов. Существует несколько поверий касательно трав, которые ведуньи и знахари собирают именно в ночь на Купала.

    Как собирают травы на Купальскую ночь

    Чтобы купальские травы не утратили свои волшебные свойства, важно соблюдать правила сбора трав. За насколько дней до сбора трав необходимо было выдержать пост. Во время сбора трав нужно снять с себя нательный крестик. Это связано с тем, что в эту ночь человеку требовалась не защита Бога, а благословение Земли-матери.

    Прежде чем выходить за травами, нужно защитить свой дом от злых духов, сделать это можно, разложив на подоконниках и под порогом чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву и плакун-траву. Выходить из дома нужно спиной к двери и попросить высшие силы о помощи.

    Наши предки собирали травы в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду. Сегодня это делать не обязательно. Некоторые растения можно рвать голыми руками, а некоторые срезать специальным серпом. Сорванные травы пропитывали купальской росой, а лекарственные травы святили в церквях.

    Сбором трав должны заниматься молодые незамужние девушки, иногда на сбор трав ходили девушки, которые состояли в браке не дольше полугода. Раньше девушки ходили за травами группами по 6 человек, они ходили по полям, пели песни и собирали травы. Сейчас сбором могут заниматься и молодые парни.

    Какие травы нужно собирать в ночь на Ивана Купала

    В ночь на Ивана Купала можно найти желтоголов, который растет в любой местности, и траву под названием Иван-да-Марья. Эти травы использовали для украшения храмов, дворов, окон, икон ими устилали полы и заплетали в венки. Жители Тверской области в ночь на Ивана Купала ходят за богаткой.

    Люди верят, что это растение привлечет в дом благополучие и счастье. Собранные травы высушивали и хранили в доме или раскуривали такой букет и ходили с ним по дому. Считалось, что это поможет избавиться от злых духов. Часть собранных трав раздавали соседям. Засушенные травы также используются для приготовления настоек или оберегов.

    Белицу можно использовать для приготовления успокоительного средства. Пастушью сумку собрали, чтобы приготовить с нее средство, которое использовали, чтобы остановить кровотечение. Чернобыльник используют при изготовлении общеукрепляющей настойки.

    Также чернобыльник, сорванный в купальскую ночь, использовали в качестве оберега домашнего скота. Еще наши предки верили, что подорожник поможет защититься от змей. Траву Мария-магдалина и дивий-сил используются для изготовления настроек. Эту настойку рекомендуют пить людям, которые пребывают в угнетенном или депрессивном состоянии. Богородицкую траву используют, чтобы помочь корове отелиться.

    В эту же ночь люди собирают травы для банных веников. Эти веники использовались только в оздоровительных целях. Состояли эти веники из веток березы, которые нужно ломать на Агафену Купальницу. К этим венкам можно добавить: ивановские цветы, ветки ольхи, липы, ивы, черемухи, рябины, калины, смородины и папоротника.

    Считается, что такой веник поможет избавиться от различных болезней и укрепит здоровье.

    Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

    С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

    Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
    Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда

    Что еще почитать