Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars. Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars Технические характеристики самолета хун 6 к

В сентябре 1957 года в Советском Союзе была принята программа помощи и развития вооруженных сил Китая. Для усиления ВВС КНР советская сторона передала несколько средних стратегических бомбардировщиков Ту-16. При этом возрастание трений между СССР и Китаем в конце 1950-х годов поставило под удар многие совместные проекты, поставка в Поднебесную новых самолетов из СССР была остановлена и китайская промышленность была вынуждена самостоятельно разрабатывать корпуса и двигатели для них на заводах Xian Aircraft Company и Xian Aero-Engine Corporation. Впервые полностью собранный в Китае бомбардировщик Н-6 I Badger поднялся в небо в декабре 1968 года. С тех пор было создано огромное количество разнообразных вариантов данного самолета, которые по-прежнему внешне неотличимы от базового Ту-16.

В настоящее время копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, совершившая свой первый полет в 1968 году, по-прежнему остается на вооружении ВВС НОАК. Эти самолеты используются в дальней авиации Китая как носители ядерного . Самолет Xian H-6 можно смело относить к самолетам-долгожителям, которым в России, к примеру, является знаменитый Ту-95.


К разработке собственного аналога Ту-16 конструкторы компании Xian приступили приблизительно в 1964 году. Модель получила обозначение Н-6А. Новый реактивный бомбардировщик китайской сборки представлял собой немного доработанный вариант поставленных ранее Китаю советских Ту-16, в основе которых лежали уже комплектующие китайского производства. Ввиду невозможности приобретения советских деталей и двигателей КНР вынуждена была запустить собственное производство турбореактивных двигателей, получивших обозначение Xian WP8. Данные авиационные моторы представляли собой аналог советских двигателей РД-3М, которые и ставились на оригинальный Ту-16. Точно также обстояло дело и с прочими узлами и агрегатами Xian H-6.

После того как в конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный полностью из китайских комплектующих, началось и серийное производство данной версии бомбардировщиков. При этом официальных данных об объемах производства этого самолета в КНР нет. По различным оценкам, компании Xian до средины или конца 1970-х годов смогли построить от 150 до 200 самолетов данного типа. В дальнейшем большая часть построенных самолетов на регулярной основе проходила модернизацию и по сей день успешно применяется китайскими ВВС.

Этот китайский бомбардировщик ввиду своего специфического «происхождения» по своим основным характеристикам почти ничем не отличался от своего советского прототипа. Максимальная взлетная масса бомбардировщика доходила до 75,8 тонны, а топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмешали до 33 тонн авиационного керосина. Боевой радиус бомбардировщика составлял 1800 км. Экипаж модели Xian H-6A состоял из 6 человек. Для самообороны на реактивном бомбардировщике имелось внушительное артиллерийское вооружение, которое состояло из 7 автоматических пушек калибра 23-мм (трёх спаренных). Спаренные пушечные установки, смонтированные на дистанционно управляемых турелях, находились в хвосте самолета, а также на верхней и нижней частях фюзеляжа. Более того, на носу самолета имела еще одна курсовая 23-мм пушка. Первые китайские модификации самолета являлись носителями лишь бомбового вооружения. При этом максимальная бомбовая нагрузка не превышала 9 тонн. Первоначально главным оружием Xian H-6 были свободнопадающие конвенциональные бомбы, носителем ядерного оружия самолет стал позднее.

Сходство характеристик китайского Xian H-6 с параметрами советского бомбардировщика Ту-16 было обусловлено и их почти одинаковым техническим обликом. Так китайский бомбардировщик имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (носовая и хвостовая), топливными баками, грузовым отсеком и отсеком для различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы, отличающиеся изогнутой формой, их форма была обусловлена конструктивными особенностями машины. Бомбардировщик Xian H-6 получил стреловидное крыло с плавными обтекателями шасси, находящимися на центроплане. В хвостовой части машины располагался крупный киль, на нем находился стабилизатор.

Для своих лет самолет Xian H-6A характеризовался достаточно большим радиусом действия (в особенности по китайским меркам), что в сочетании с возможностью применения и ядерного оружия позволило командованию НОАК придать самолету статус стратегического бомбардировщика. Появления в номенклатуре его вооружений управляемых ракет, лишь способствовало сохранению данной классификации бомбардировщика и позволило доработать стратегию дальнейшего боевого применения машины. Сразу же после завершения производства версии H-6A в Китае приступили к работе над его модификациями. К примеру, самолет Н-6В вместо бомбового вооружения нес различную аэрофотоаппаратуру для ведения разведывательной съемки. Модификация бомбардировщика Н-6С представляла собой не что иное, как базовый самолет H-6A, но с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (на самолете была внедрена современная технология РЭБ с повышенными характеристиками). Также существовали варианты модернизации самолета с буквенным обозначением от D до M. К примеру, носителем стратегических крылатых ракет являлся бомбардировщик Xian H-6M. Данный самолет отличался наличием под крылом 4 точек подвески, бомболюк на нем отсутствовал. В прессе появлялась информация о возобновлении производства данного варианта самолета с начала 2006 года.

Наиболее поздней версией классического бомбардировщика H-6 является вариант Xian H-6K. Эта версия отличается новыми турбореактивными двигателями Д-30КП-2 российского производства, обладающими тягой порядка 118 кН каждый, модернизированной кабиной экипажа, увеличенными воздухозаборниками и увеличенным обтекателем антенны РЛС, отсутствием 23-мм оборонительных пушек. Боевая нагрузка данной модели была доведена до 12 000 кг. При этом бомбардировщик получил возможность нести до 6 крылатых ракет типа CJ-10A, являющихся копиями российской ракеты Х-55. Боевой радиус действия удалось увеличить с 1800 до 3000 км. Первый полет бомбардировщик данной модификации совершил 5 января 2007 года. На вооружение ВВС КНР самолет был принят в 2011 году. На этой модели полностью отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденном пространстве корпуса были расположены дополнительные запасы топлива и аппаратура РЭБ.

В отличие от части своих предшественников, версия H-6K не перестраивалась из старых самолетов, а производилась на заводах с нуля. Принимая во внимание срок службы нынешних бомбардировщиков, самолеты H-6K имеют все шансы оставаться на вооружении китайских ВВС до 2052 года. Именно в этом году исполнится ровно 100 лет с того момента, как совершил свой первый полет оригинальный советский бомбардировщик Ту-16.

До определенного момента все китайские бомбардировщики Xian H-6 не обладали серьезными возможностями ядерного устрашения. Во-первых, отсутствие скрытности полета и дозвуковая скорость не позволят бомбардировщику прорваться через системы ПВО США, Японии и России. Во-вторых, до 2006 года Китай просто не имел на вооружении крылатых ракет, обладающих большой дальностью действия, которые можно было бы использовать для практических операций. К примеру, основным оружием самолетов H-6Н были крылатые ракеты YJ63, дальность полета которых едва ли превышала 200 км. Развертывание самолетов с этими ракетами в составе 10-й бомбардировочной эскадрильи ВВС НОАК было направлено лишь на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям, расположенным на территории Тайваня.

В то же время самая современная версия бомбардировщика Xian H-6K в качестве авиационного стратегического ядерного средства устрашения может помочь КНР добиться гораздо большего. Боевая нагрузка и дальность полета этой модели существенно увеличились в связи с применением новых двигателей, обладающих большей тяговой мощностью. Помимо этого бомбардировщик обзавелся усиленной конструкцией фюзеляжа с широким применением современных и более легких композиционных материалов. Узлы наружной подвески также обзавелись новой конструкцией. Изменился состав бортового радиоэлектронного оборудования китайской разработки, включая и РЛС. На вооружение Xian H-6K поступили новые крылатые ракеты большой дальности и, хотя машина осталась дозвуковой, она обладает уже существенно возросшими боевыми возможностями.

Появление на сцене нового варианта самолета Н6 и нового поколения крылатых ракет большой дальности стало важнейшим событием для китайских ВВС. Китайский аналог отечественной ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства КНР для осуществления обычных наступательных операций с высокой точностью обладает радиусом поражения, охватывающим весь Корейский полуостров, остров Окинава, частично остров Хонсю и полностью острова Сикоку и Кюсю в Японии. В том случае, если данная крылатая ракета имеет радиус поражения, который эквивалентен радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляет 2500 км, то бомбардировщики Xian H-6K, поднимающиеся с аэродромов, расположенных в северо-восточной части Китая, в состоянии непосредственно наносить удары по целям в Токио, на островах Хоккайдо и Хонсю. Помимо этого, такие бомбардировщики, развернутые в составе 8-й бомбардировочной эскадрильи китайских ВВС в военном округе города Гуанчжоу, в состоянии наносить воздушные удары по американскому острову Гуам. А благодаря возросшей дальности полета ракет и самолета и по целям на территории Аляски.

Модернизированная версия Xian H-6K в состоянии осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A массой около двух тонн и дальностью поражения примерно 2-2,5 тысячи километров. Данные ракеты в состоянии развивать в полете скорость на уровне 2500 км/ч. Теоретически такой самолет с данными ракетами на борту в состоянии нанести удар и по Москве, не входя в зону действия российской системы ПВО. Бомбардировщик может осуществить пуск крылатых ракет над территорией других государств, после чего вернуться на базу.

Летно-технические характеристики Xian H-6:
Габаритные размеры: длина - 34,8 м, высота - 10,36 м, размах крыла - 33 м, площадь крыла - 165 м2.
Масса пустого самолета - 37 200 кг.
Максимальная взлетная масса - 79 000 кг.
Масса топлива - до 33 тонн.
Силовая установка - 2хТРД Xian WP8 тягой 93,2 кН каждый.
Максимальная скорость полета - 990 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 770 км/ч.
Боевой радиус действия - 1800 км.
Практическая дальность - 4300 км.
Практический потолок - 12800 м.
Экипаж - 6 человек.
Вооружение - до 7х23-мм автоматических пушек Type 23-1.
Максимальная боевая нагрузка - 9000 кг, нормальная - 3000 кг.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/xian-h-6
http://bastion-karpenko.ru/h-6k
http://www.airwar.ru/enc/bomber/h6.html
http://ru-aviation.livejournal.com/3363594.html

На китайском авиасалоне в секции военных самолетов производимых китаем, стоял этот красавец. Сянь H-6 (кит. трад. 轟-6, упр. 轰-6, пиньинь: Hōng-6, палл.: Хун-6, от кит. упр. 轰炸机, пиньинь: hōng zhà jī, палл.: хун чжа цзи, буквально: «бомбардировщик») - версия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, производившийся корпорацией Xian в КНР по лицензии.Обойдем его по кругу. Как обычно много фотографий.

Airshow China 2012
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш борт, это Xian H-6H - носитель 2-х стратегических крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).Бортовой номер 40171,на хвосте серийный 232405.

В сентябре 1957 года в СССР приняли программу помощи и развития китайских вооруженных сил. Для усиления китайских ВВС были переданы несколько средних стратегических бомбардировщиков Ту-16 Badger.

Однако с возрастанием трений между СССР и КНР, поставка самолетов была прекращена и китайская промышленность начала работы по самостоятельному производству корпусов и двигателей на заводах Xian Aircraft Company и Xian Aero-Engine Corporation.
общий вид H-6H 40071

В декабре 1968 году первый китайский бомбардировщик Н-6 I Badger поднялся в воздух. Были созданы еще несколько модификаций - H-6 II и H-6C III и экспортный вариант B-6A, однако все они практически не отличались от базового Ту-16.

Вновь производство этих самолетов началось в 1990х,Xian построило "H-6G",который используется для наведения крылатых ракет запускаемых с земли и "H-6H",который мог нести две крылатых ракеты для ударов по наземным целям.Этот самолет мог нести пять различных разновидностей крылатых ракет доступных китайцам:китайские HN-1, HN-2 и HN-3,клонированный Tomahawk под наименованием DH-10/CJ-10, и возможный вариант крылатой ракеты разработанной в ссср. Предполагается,что была выбрана именно CJ-10.Эти самолеты не имеют бомболюков и оборонительного вооружения.
передняя стойка

В начале 90х,как раз,когда китай растил свой стратегический наступательный потенциал,они лелеяли надежду получить от РФ Ту-22М3. Однако эта идея так и не получила развития.Они не смогли даже получить прайс на эти изделия.Поэтому они и решили идти проторенным путем,сочетая старые носители и новое оружие. H-6 получил шанс на новую жизнь.
основная стойка

Китай начал разрабатывать новую доктрину ведения локальных войн высокоточным и высокотехнологичным оружием. В общем все понимали,что речь шла о Тайване. Компания Xi"an пересмотрела производимый ими H-6 в соответствии с новыми требованиями к воздушной платформе для новейших крылатых ракет. Самолет получил обозначение H-6H.
место штурмана?

Все оборонительное воружение было снято,бомболюк убран,для того,чтобы обеспечить место для электронного оборудования.
место пилотов

Новый самолет отличался также и диэлектрическим кормовым обтекателем.Была установлена антенна для управления крылатыми ракетами.
воздухозаборники

H-6H совершил свой первый полет в декабре 1998 года.И первый успешный запуск ракет KD-63 в ноябре 2002. В армию самолет попал на рубеже 2004-2005 годов.Это позволяет Китаю атаковать маленькие,но стратегически важные цели,подобные входам в туннели,где укрыты ввс тайваня:-)))
хвостовое оперение

Различные источники заявляют,что самолет поставлен на вооружение вместе с крылатыми ракетами имеющими обозначение KD-63(KongDi-63) и YJ-85. YJ-85 основано на YJ-6,но имеет х образное хвостовое оперение и оснащается маленьким турбовентиляторным двигателем.Ракета имеет инерциальную,gps системы наведения и может управляться оператором посредством тв сигнала.Несет 500килограммовую боеголовку и имеет дальность в 150-200 километров на скорости в 0,9 маха.
общий вид слева

кабина

кабина

основные стойки

кабина спереди

общий вид спереди

обтекатель антенны

приборы внутри

прицельный комплекс?

вид внутрь

кабина,стоят какие то бутылочки

передняя стойка

правый воздухозаборник

охрана

кабина

общий вид кабины

боковое стекло

что это у них висит в кабине?

выхлоп

вид справа

основные стойки

обтекатель снизу

знак НОАК

Оборудование в хвостовой части самолета

место стрелка

хвостовое оперение

двигатель и крыло

двигатель

подвес

хвостовое оперение

и еще ближе

двигатель

стабилизатор

антенна в хвостовой части

общий вид сзади

крупнее

и еще крупнее

совсем крупно

стекло стрелка

триммер руля направления

народ бродит,смотрит

еще крыло

крупнее

кабина слева

номер крупнее

наплыв перед вертикальным стабилизатором

выхлоп

кабина в хвосте

общий вид слева

антенна

законцовка крыла

основные стойки

Самолет состоит на вооружении
КНР до сих пор
ВВС КНР - 120 H-6, по состоянию на 2012 год
ВМФ Китая - 14 H-6 и 26 H-6DU, по состоянию на 2012 год
И состоял на вооружении
Египет
ВВС Египта - приобретены после 1973 года вместе запчастями для египетских Ту-16. Списаны до 2000 года.
Ирак
ВВС Ирака - 4 H-6D с ПКР C-601 приобретены перед Ирано-иракской войной. Уничтожены в ходе войны в заливе в 1991 году.
общий вид самолета

Варианты
Xian H-6 - лицензионная копия Ту-16. Использовался Китаем для первого воздушного ядерного взрыва над Лоб-Нором 14 мая 1965 года.
Xian H-6A - бомбардировщик - носитель ядерного оружия
Xian H-6B - разведывательный вариант
Xian H-6C (H-6III) - модернизированный вариант с аппаратурой РЭБ
Xian H-6D (H-6IV) - носитель ПКР «Шанью» (начало 1980-х, экспортный индекс - C-601, обозначение НАТО - Silkworm, вариант советской П-15 Термит). Позднее модернизирован под 2 сверхзвуковых ПКР «Хайин-3» (C-301) или 4 сверхзвуковых «Фейлон-2» (C-101). Ведётся проработка варианта для 4 ПКР «Инцзи-8» (C-801).
Xian H-6E - бомбардировщик с усовершенствованной авионикой (в строю ВВС с 1980-х)
Xian H-6F - новое обозначение для модернизированных H-6A и H-6C (ИНС, допплеровский радар, приёмник GPS-сигнала).
Xian H-6G - использовался для наведения крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
Xian H-6H - носитель 2-х стратегических крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
Xian H-6M - носитель стратегических крылатых ракет с системой следования местности и 4-ьмя точками подвески под крылом (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ). Есть информация о возобновлении производства этого варианта с начала 2006 года.
Xian HD-6 (Hongzhaji Dian-6) - специализированный самолёт РЭБ
Xian H-6K - наиболее поздняя модификация классического H-6 (Ту-16) с новыми турбовентиляторными двигателями Д-30КП2, увеличенными воздухозаборниками, модернизированной кабиной экипажа и увеличенным обтекателем антенны без 23 мм пушки. Несет до 6 ракет CJ-10A.Боевой радиус около трех тысяч километров.
вид из под самолета

Топливозаправщики
Xian HY-6 (Hongzhaji You-6, он же H-6U в варианте для ВВС Китая) - танкер для дозаправки в воздухе.
Xian H-6DU - танкер для дозаправки в воздухе для ВМФ Китая, модернизированный H-6D.
Экспортная версия
Xian B-6D - Экспортная версия H-6D.
днище

Экспериментальные самолёты и прототипы
H-6 Engine Testbed - H-6 серийный № 086, использовавшийся для испытаний двигателей 20 лет (до закупки Ил-76 на смену).
H-6 Launch Vehicle - предлагавшийся вариант для запуска ракеты-носителя со спутником с высоты в 10 км (2000 год). Демонстрировался на Джухайском авиасалоне в 2006 году.
Xian H-6I - модификация с 4-мя турбовентиляторными двигателями Роллс-Ройс Спей Марк 512 от самолёта Hawker Siddeley Trident. Два дополнительных двигателя располагались под крылом. Дальность увеличилась до 8 100 км (со стандартной полезной нагрузкой) и свыше 5 000 км (с ядерной нагрузкой). Разрабатывался с 1970 года, первый полёт в 1978 году.
Xian H-8I - стратегический бомбардировщик на базе H-6. Разрабатывался в НИИ № 603 с 23 марта 1970 года. Предлагались 2 варианта двигательной системы - с 4-мя турбовентиляторными WS-6J (Тип 910) или шестью турбовентиляторными Пратт-Уитни JT-3D. Не был построен.
Xian H-8II - ещё более амбициозный эволюционный проект H-6 с 6-ью турбовентиляторными WS-6J. Не был построен.
верхний блистер с антенной

и еще вид сзади

ЛТХ
Экипаж: 4 человека
Размах крыла: 33,0 м
Длина: 34,8 м
Высота: 10,36 м
Площадь крыла: 165 м²
Масса:
пустого самолёта: 37 200 кг
нормальная взлетная: ? кг
максимальная взлетная: 79 000 кг
Масса топлива: ? кг
Двигатели:: 2 × Xian WP8 ТРД,
Тяга: 2× 93,2 кН
Скорость:
максимальная: 1050 км/ч
крейсерская: 768 км/ч
Перегоночная дальность, км: ?
Дальность полета, км: 6000
Боевой радиус:1800 км
Практический потолок: 12 800 м
Нагрузка на крыло: 460 кг/м²
Тяговооружённость: 0,24
Вооружение
Пушечное: встроенное
Бомбовая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия (возможность нести ядерную бомбу).
Ракетное вооружение:
6×YJ-82
4×YJ-62
1×Х-10
1×Х-26

К сожалению по китайским самолетам не так уж и много информации. Если у кого есть,что рассказать по этим бортам,буду признателен.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn .

Отмечается, что еще в 2010 году КНР не имела технологий для создания сверхзвуковых самолетов уровня российского Ту-160 и американского В-1 В, а все заявления о создании нового бомбардировщика в начале 2000-х годов «были просто лозунгами». Однако сегодня Китай «накапливает технологии», с помощью которых вскоре может создать самолет уровня малозаметного американского В-2 Spirit.

Страна успешно развивает технологии стелс по программе истребителя пятого поколения J-20, получает навыки проектирования и строительства самолетов большого размера, работая по программе военно-транспортного Y-20 и пассажирского Comac C919, вырабатывает компетенции по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения на базе WS-15 и WS-18 (китайская копия отечественного Д-30КП-2). Таким образом, замечает издание, Китай уже накопил «богатые технические резервы», чтобы вплотную работать над стелс-бомбардировщиком по схеме «летающее крыло».

Ресурс напоминает, что в конце декабря 2016 года командующий ВВС НОАК Ма Сяотянь в официальной газете Министерства науки и технологий КНР Science and Technology Daily официально заявил, что страна ведет разработку бомбардировщика дальнего радиуса действия следующего поколения Н-20. Кроме того, как тогда отмечал сайт Defense-aerospace , Центральное телевидение Китая даже показало чертеж предполагаемого бомбардировщика. Ранее издание China Military Online написало о том, что дальность полета нового стратега должна составить 12000 км (с одной дозаправкой — 18000 км), и он должен быть способен поражать цели в Северной Америке крылатыми ракетами большой дальности. Самолет может появиться после 2020 года, сообщил источник ресурса mil.news.sina.com.cn .

Заметим, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что информации о H-20 крайне мало, но с учетом опыта США и СССР вряд ли у Китая получится совершить резкий скачок от H-6 к аналогу В-2 Spirit.

— Мне сложно поверить, что без промежуточных разработок можно совершить мощный рывок от Ту-16 и создать нечто совершенное. Возможно, внешне новый самолет и будет похож на американский стелс-бомбер, но конструктивно, скорее, будет аналогом B-1B и Ту-160. Гипотетически китайцы могли посмотреть все советские бомбардировщики — Ту-95, Ту-160 и Ту-22, которые были на Украине. Понятно, что украинцы никуда ничего не перегоняли, то чертежи и комплектующие вполне могли продать. То есть у китайцев была возможность получить доступ к последним советским наработкам, и, наверное, это упростило им работу над совершенствованием своих стратегов…

Другой вопрос — зачем ВВС НОАК бомбардировщик, выполненный с применением стелс-технологий. Американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Возможностей для обнаружения и перехвата китайских «невидимок», летящих через океан, у американцев намного больше. Понятно, что КНР нужен носитель крылатых ракет большой дальности, но насколько его необходимо делать малозаметным — вопрос.

«СП»: — Считается, что китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом их авиапрома.

— Да, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Вот наши и свои аналоги этих движков они могут поставить на обсуждаемый самолет, но понятно, что это — не самое последнее слово в двигателестроении.

Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант — китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне.

«СП»: — По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения…

— Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A — КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2.

— Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США — «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем.

В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.

— Если китайцы действительно создают что-то вроде самолета B-2, то, очевидно, их интересует бомбардировщик прорыва, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Как известно, B-2 не осуществляют патрулирование: они тихо «сидят» на своих базах и вылетают либо на войну, либо на учения, о которых мы не узнаем. Стелс-самолеты никогда ничего не патрулируют в открытую — это бессмысленно. Но что точно конкретно делают китайцы — нельзя сказать в силу закрытости информации, ничего неясно до тех пор, пока самолет не получится в «железе».

То же касается и технологий, которыми располагает КНР по строительству бомбардировщиков и, по сути, их вооружения и оснащения боевых частей ракет — все это из разряда гаданий. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о примерном количество ядерных боеголовок на вооружении Китая. До сих печатаются оценки, мол, КНР обладает 200 ядерными боеголовками, что, конечно, полный абсурд. Понятно, что у нее как минимум их в 10 раз больше.

Но вообще непонятно почему американцы смогли собрать бомбардировщик B-2 еще в 1988 году и почему китайцы не могут сделать нечто подобное сегодня — с их бурным развитием военно-промышленного комплекса.

Известно, что при своевременном ремонте и модернизации авиационная техника может эксплуатироваться в течение длительного времени. Кроме того, длительной эксплуатации той или иной техники способствует использование имеющегося модернизационного потенциала и создание новых модификаций. Ярким примером этого может служить советский бомбардировщик Ту-16. Этот самолет был создан в начале пятидесятых годов и завершил свою службу только в 1993 году. Еще более интересным примером является китайский бомбардировщик Xian H-6, являющийся копией и развитием Ту-16. Первый H-6 был построен в конце шестидесятых годов, но самолеты этого типа до сих пор являются основой дальней авиации ВВС Китая.

Началом самолета H-6 можно считать сентябрь 1957 года, когда Пекин приобрел лицензию на строительство советских бомбардировщиков Ту-16. В 59-м Китай получил два эталонных самолета, один бомбардировщик в разобранном виде и один сборочный комплект. На сборку первого самолета на китайских предприятиях ушло чуть более двух месяцев. 27 сентября 1957 года первый Ту-16 китайской сборки поднялся в воздух. В китайских документах лицензионный Ту-16 обозначался как H-6.


Ухудшение советско-китайских отношений, начавшееся в конце пятидесятых годов, сказалось на дальнейшей судьбе множества проектов. В частности, Китай потерял возможность использовать советский опыт в авиастроении. Тем не менее, ВВС НОАК нуждались в современных дальних бомбардировщиках. В начале шестидесятых годов конструкторы организации Xian Aircraft Company (XAC) получили распоряжение изучить имеющуюся документацию по советскому самолету Ту-16 и разработать проект, который позволил бы строить аналогичную технику своими силами.

Примерно в 1964 году сотрудники XAC начали подготовку к строительству первого самолета новой модели, получившей название H-6A. Фактически новый китайский бомбардировщик представлял собой незначительно доработанный вариант Ту-16, полностью основанный на комплектующих китайского производства. Так, ввиду невозможности закупки советских двигателей Китаю пришлось начать производство собственных турбореактивных двигателей Xian WP8. Эти моторы являлись версией советских РД-3М, использовавшихся на Ту-16. Похожим образом обстояло дело и с другими узлами и агрегатами.

Первый H-6A, построенный с использованием только китайских комплектующих, взлетел в конце декабря 1968 года. Вскоре началось серийное строительство бомбардировщиков нового типа. Точная информация о его объемах отсутствует. По разным оценкам, до середины или конца семидесятых годов компания XAC построила не менее 150-200 самолетов новой модели. Большая часть этой техники в дальнейшем неоднократно проходила модернизацию и до сих пор используется военно-воздушными силами Китая.

Ввиду специфического «происхождения» китайский бомбардировщик H-6A по своим характеристикам почти не отличался от советского прототипа. Он имел общую длину 34,8 м, крыло размахом 34,2 м и площадью 167,55 кв. м. Масса пустого самолета составляла 38,5 т, нормальная взлетная – 72 т. Максимальная взлетная масса достигала 75,8 т. Топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмещали до 33 т керосина. Два турбореактивных двигателя WP8 тягой по 93,1 кН обеспечивали бомбардировщику максимальную скорость до 990 км/ч и крейсерскую на уровне 785 км/ч. Практический потолок равнялся 12 км, дальность полета – до 4300 км. Боевой радиус действия не превышал 1800 километров.

Экипаж бомбардировщика Xian H-6A состоял из шести человек. Для самообороны самолет имел семь автоматических пушек Type 23-1 калибра 23 мм. Они размещались попарно на дистанционно управляемых турелях на верхней и нижней частях фюзеляжа, а также в хвосте. Кроме того, имелась одна курсовая пушка, установленная в носу. Первые модификации бомбардировщика H-6 могли нести только бомбовое вооружение. Нормальная нагрузка составляла 3000 кг, максимальная – 9000 кг. Изначально вооружение бомбардировщиков состояло только из свободнопадающих конвенциональных бомб. В дальнейшем H-6A стали носителями ядерных бомб.

Сходство характеристик с параметрами базового Ту-16 было обусловлено их схожим техническим обликом. H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (носовая и хвостовая), грузоотсеком, топливными баками и отсеками для различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы, характерная изогнутая форма которых была продиктована т.н. правилом площадей. Самолет имел стреловидное крыло с обтекателями шасси, установленными на центроплане. В хвостовой части имелся крупный киль и установленный на нем стабилизатор.

Самолет Xian H-6A имел большой по китайским меркам радиус действия, что, в сочетании с возможностью использования атомных бомб, позволило китайскому командованию объявить его стратегическим бомбардировщиком. Появление новых видов , в первую очередь управляемых ракет, позволило сохранить подобную классификацию самолета и соответствующим образом доработать стратегию его боевого применения.

Вскоре после бомбардировщика H-6A были созданы несколько его специализированных модификаций. Так, самолет H-6B вместо бомбового вооружения оснащался аэрофотоаппаратами для проведения разведки. Модификация H-6C представляла собой базовый H-6A с обновленным набором радиоэлектронного оборудования. В частности, были использованы современные средства радиоэлектронной борьбы с повышенными характеристиками.

В начале восьмидесятых годов стало известно о завершении работ над новой модификацией бомбардировщика. Самолет H-6D предназначался для оснащения морской авиации Китая и должен был нести соответствующее оружие. На H-6D не устанавливался ряд оборудования, свойственного «сухопутным» бомбардировщикам. При этом они оснащались двумя подкрыльевыми балочными держателями для противокорабельных ракет HY-2 и рядом оборудования, необходимого для их применения.

Противокорабельная ракета HY-2 представляла собой очередной китайский вариант советского изделия П-15 «Термит» с измененными характеристиками. Боеприпас длиной 6,55 м со стартовым весом более 2 т мог доставлять на дальность до 150 км боевую часть весом 513 кг. На начальном участке полета ведение ракеты на цель осуществлялось при помощи инерциальной системы, после чего происходило включение активной радиолокационной головки самонаведения.

Появление дальнего ракетоносца, способного поражать корабли противника на дистанциях более 100-120 км серьезно повысило возможности морской авиации Китая. Новые самолеты H-6D могли обеспечивать эффективную защиту побережья страны от кораблей противника.

Так же в восьмидесятых Китай создал несколько других модификаций бомбардировщика H-6. По имеющимся данным, к этому времени производство новых самолетов было прекращено, вследствие чего по новым проектам переоснащались имеющиеся бомбардировщики.

Проект модернизации H-6E подразумевал установку на имеющиеся самолеты H-6A нового радиоэлектронного оборудования. Бомбардировщики сохраняли возможность несения конвенционального и ядерного вооружения, а также получали новую радиолокационную станцию, новые системы РЭБ, связи и иную аппаратуру. Похожим образом выглядел проект H-6F, разработанный в конце восьмидесятых годов. В ходе очередного ремонта и модернизации по этому проекту самолеты получали новое навигационное оборудование, основанное на инерциальных и спутниковых системах.

В начале девяностых годов появились новые модификации бомбардировщика H-6, получившие возможность использования ракетного вооружения. Самолеты H-6G и H-6H получили подкрыльевые держатели для крылатых ракет. При этом грузоотсек в фюзеляже был отдан под размещение некоторой аппаратуры и дополнительных топливных баков. Ракетоносцы новых модификаций могли нести противоракетные ракеты YJ-62 или C-301, а также боеприпасы класса «воздух-земля» KD-88. В зависимости от типа боеприпасов и их размеров бомбардировщики могут нести от 2 до 6-7 ракет.

В 2011 году на вооружение ВВС НОАК была принята самая новая модификация ракетоносца H-6 – H-6K. Этот самолет имеет ряд важнейших отличий от своих предшественников. Впервые за длительный период времени бомбардировщик семейства H-6 получил новые двигатели. В качестве силовой установки на H-6K используются два двигателя Д-30КП-2 с тягой по 118 кН. Внешние отличия машины от предыдущих самолетов заключаются в более крупных воздухозаборниках, а также в отсутствии остекленной кабины штурмана в носовой части, вместо которой имеется крупный радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Применение новых двигателей и авионики позволило повысить характеристики ракетоносца. По имеющимся данным, ввиду большей автоматизации экипаж самолета сокращен до 4 человек. Боевой радиус увеличен до 3000 км. Максимальный вес боевой нагрузки теперь составляет 12 т. Под крылом бомбардировщика H-6K имеются шесть пилонов для подвески крылатых ракет CJ-10A. Эти изделия с турбореактивным двигателем способны развивать скорость до 1000 км/ч и доставлять ядерную или осколочно-фугасную боевую часть на расстояние до 2500 км от точки пуска.

По имеющимся данным, с конца прошлого десятилетия некоторое количество бомбардировщиков семейства H-6 было переоборудовано в соответствии с проектом H-6K. Точное число этих машин остается неизвестным. Более того, Китай не спешит раскрывать точные сведения о количественном и качественном составе своей дальней авиации. По этой причине приходится пользоваться исключительно различными оценками, сделанными на основе имеющихся данных. Согласно наиболее распространенной версии, было построено около двух сотен бомбардировщиков H-6 всех типов. К настоящему времени в вооруженных силах Китая осталось не более 100-120 машин. Из них около 80 эксплуатируется военно-воздушными силами и порядка 30 – авиацией военно-морских сил.

Количество самолетов той или иной модификации не оглашалось. Вероятно, большая часть имеющихся H-6 относится к поздним модификациям, способным нести ракетное вооружение различного типа. ВМС должны располагать ракетоносцами модели H-6D или более поздней техникой, несущей противокорабельные ракеты. Ранее сообщалось, что в ходе переоборудования имеющейся техники в самолеты типа H-6K новое оборудование и оружие получат около 20 машин. Официального подтверждения этому не было.

До определенного времени в ВВС НОАК отсутствовали самолеты-заправщики, способные увеличивать боевой радиус боевых машин. Географическое соседство с главными потенциальными противниками позволяло использовать имеющуюся технику с существующих аэродромов без дополнительной заправки в полете. Тем не менее, со временем стратегии изменились, вследствие чего военно-воздушным силам понадобились заправщики.

В качестве основы для новой техники был выбран существующий бомбардировщик H-6, характеристики которого позволяли «обслуживать» современные и перспективные фронтовые самолеты. Разработка воздушного танкера H-6U (альтернативное обозначение HY-6) стартовала в конце восьмидесятых годов. В начале девяностых новая техника стала поступать в войска. Советские Ту-16 оснащались системой дозаправки по методу «с крыла на крыло». Самолет-заправщик должен был выпускать из законцовки крыла шланг, который соединялся с разъемом на крыле заправляемого самолета. Такой метод был слишком сложным и не подходил для выполнения требований ВВС Китая. По этой причине танкер H-6U получил систему заправки типа «шланг-конус».

Под крылом танкера H-6U имеются два заправочных агрегата RDC-1. В каждом из них имеется шланг длиной несколько десятков метров с конусом на конце, а также механизм выпуска. Процедура заправки выглядит следующим образом: самолет-танкер выпускает шланг, после чего заправляемый самолет должен попасть в конус топливоприемником. Далее происходит передача топлива и расцепка. За счет собственных крыльевых и фюзеляжных баков, а также емкости в грузоотсеке H-6U может перевозить до 18,5 т топлива. Таким образом, за один вылет он способен заправить до 3-4 самолетов в зависимости от их типа.

В самолеты H-6U были переделаны 12 бомбардировщиков H-6 предыдущих модификаций. Эта техника поступила в части военно-воздушных сил. Для оснащения морской авиации была создана модификация заправщика HY-6D, основой для которой стал ракетоносец H-6D. Такой подход к изготовлению новой техники в определенной мере упростил совместную эксплуатацию бомбардировщиков и заправщиков. Потребности ВМС ограничились всего шестью воздушными танкерами.

Самолеты семейства H-6 стали основными дальними бомбардировщиками Китая на несколько десятилетий. Кроме того, эти машины заинтересовали несколько зарубежных государств. В середине семидесятых годов Египет пожелал заказать некоторое количество таких самолетов в дополнение к имеющимся Ту-16 советского производства. Экспортный вариант H-6 получил обозначение B-6. Египетские Ту-16 и B-6 эксплуатировались до конца девяностых годов. Последний из этих бомбардировщиков выработал свой ресурс и был списан в 2000 году.

В восьмидесятых годах аналогичный заказ поступил из Ирака. Официальный Багдад решил приобрести четыре H-6D (экспортное название B-6D) с противокорабельными ракетами в дополнение к имевшимся восьми Ту-16. Эти самолеты предполагалось использовать для защиты побережья от кораблей противника. Тем не менее, все четыре B-6D были уничтожены в 1991 году во время Войны в Персидском заливе. Весь иракский парк самолетов Ту-16 был «добит» в 2003 году.

Несколько лет назад Китай завершил создание очередной модификации дальнего бомбардировщика H-6. Самолеты H-6K в сравнительно небольшом количестве будут продолжать службу в течение следующих лет. Каким будет будущее китайской дальней авиации, точно сказать нельзя. На протяжении последних лет регулярно появляются слухи о разработке нового стратегического бомбардировщика, который должен прийти на смену имеющимся H-6, однако до сих пор они не получали никаких подтверждений.

Вполне возможно, что уже сейчас китайские специалисты работают над новым дальним бомбардировщиком, который в будущем придет на смену устаревающим физически и морально H-6. Тем не менее, нельзя исключать и иной вариант развития событий, при котором компания Xian Aircraft Company или иная авиастроительная организация Китая работает над созданием очередной модификации заслуженного «старика» H-6. При этом следует помнить, что бомбардировщики семейства H-6 достаточно давно сняты с производства и техника новых модификаций создается путем переоборудования существующих машин. Любую технику невозможно эксплуатировать бесконечно, а модернизационный потенциал имеет свой конец. Когда именно китайские военные решат, что бомбардировщики H-6 должны уступить место новым самолетам – покажет время.






























По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://sinodefence.com/
http://airforceworld.com/
http://ausairpower.net/
http://arms-expo.ru/
http://airwar.ru/
http://globalsecurity.org/
http://aviadejavu.ru/

Что еще почитать