Есть ли жизнь в Долине смерти? Хальмер-Ю. Образы ядерной зимы Заброшенный город хальмер ю

2017-07-30 09:10:31

Если однажды в интернете вам встретится человек, утверждающий, что Владимир Путин лично бомбил российский город, не спешите объявлять его сумасбродным политическим провокатором: это отчасти правда. Только не город, а посёлок городского типа. И не населённый людьми, а отселённый за 10 лет до этого. Дело было в августе 2005 года во время учений на военном полигоне, который когда-то был шахтёрским посёлком и назывался Хальмер-Ю. Но обо всём по порядку.

Руины бывшего посёлка городского типа Хальмер-Ю находятся в 60 км к северо-востоку от Воркуты, республика Коми. Название бывшего поселка переводится с ненецкого как «река у кладбища»: ещё до появления посёлка ненцы считали это место священным и хоронили здесь умерших.

2.


Как и все населённые пункты в этой части Коми, Хальмер-Ю своим рождением обязан каменному углю. В 1942 году геологическая партия Г.А. Иванова обнаружила в этом месте богатые залежи угля высокого качества. Эта экспедиция чуть было не закончилась трагично: из-за непогоды геологи оказались отрезанными от Воркуты, а спасатели смогли добраться до них лишь спустя несколько месяцев.

3.


Численность населения Хальмер-Ю составляла от 4 до 7,7 тысяч человек, причём количество жителей начало снижаться не в перестроечные времена, а ещё начиная с 1959 года.

По меркам крайнего Севера в посёлке жилось неплохо: дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.

4.


Самый северный в республике Коми гастроном в советские годы был популярен не только у жителей шахтёрского посёлка, но и у оленеводов со всех окрестностей: они скупали здесь крупы, консервы и водку на месяцы вперёд.

5.


В конце 1993 года шахту было решено ликвидировать из-за убыточности и истощения запасов. Постановление о ликвидации шахты, подписанное премьер-министром Виктором Черномырдиным, вышло 25 декабря 1993 года. А раз нет шахты, то нет и посёлка! В соответствие с этим документом, жителям посёлка полагалась компенсация на приобретение жилья из расчёта 18 квадратных метров на каждого члена семьи в размере 250 тысяч рублей рублей в ценах II квартала 1993 года с последующей индексацией.

Кроме того, правительство обязалось оплатить стоимость провоза личного имущества в размере не более одного крытого вагона на семью, а выбывающим за пределы региона полагалась единовременная выплата в размере четырёхмесячной заработной платы.

6.


Социолог Владимир Ильин в своей работе «Власть и уголь: Шахтёрское движение Воркуты: 1989-1998 годы» отмечает, что закрытие Хальмер-Ю стало чересчур дорогим мероприятием для российского бюджета. Кроме того, в результате несогласованной работы различных ведомств, ликвидация посёлка опередила подготовку базы для переселения его жителей, поскольку ответственные министерства затянули с выделением средств.

7.


К концу октября 1995 года было полностью прекращено финансирование программы переселения, отключена котельная. Около сотни оставшихся семей отапливали жильё с помощью буржуек и электронагревательных приборов.

8.


Окончательная ликвидация Хальмер-Ю проводилась в 1995 году силами ОМОНа. По воспоминаниям очевидцев, силовики вышибали двери, сгоняли последних жителей в вагоны и вывозили в Воркуту. Как утверждается, переселенцы не торопились покидать Хальмер-Ю, так как новое жилье им ещё на тот момент не предоставили, а некоторые семьи получили недостроенные квартиры. В итоге их временно пришлось разместить в общежитиях и гостиницах Воркуты.

9.


Руины школы.

10.


11.


Руины, которые мы видим сейчас - далеко не весь Хальмер-Ю. Большую часть посёлка составляли деревянные дома. Но при отселении все их сожгли, о них напоминают разве что трубы и остовы печей

12.


13.


Патриотичные жители часто возвращаются в Хальмер-Ю, особенно летом.

14.


Впрочем, даже зимой сюда можно добраться автостопом и это легче, чем можно подумать: прямо мимо посёлка Постоянный (часть Хальмер-Ю) проходит трасса зимника Воркута - Усть-Кара (побережье Карского моря), а водители грузовиков и вездеходов из соображений северной взаимовыручки охотно берут пассажиров на борт

15.


16.


С прошлого десятилетия Хальмер-Ю - часть военного полигона под условным названием «Пембой», где испытывают крылатые ракеты. Территория не огорожена и не охраняется: случайные зеваки в этих далёких краях - большая редкость.

17.


Остатки шахты. Строительство шахты началось в 1951 году, она была введена в эксплуатацию в 1957. Проектная мощность составляла 600 тыс. тонн угля в год, однако, она так и не была достигнута. При проектировке были допущены просчёты, от чего уже в первые годы эксплуатации шахты возникла необходимость в её реконструкции.

Горные работы на шахте прекращены в 1994 году, а к апрелю 1996 года она была ликвидирована. Разборка зданий и сооружений на промплощадке шахты не производилась.

18.


19.


Бывшее здание вокзала. Единственной связью с «большой землёй» была однопутная узкоколейка до Воркуты. Поезд из 2-3 пассажирских и 1-2 почтово-багажных вагонов ходил дважды в день, время в пути 2,5 часа. Последний поезд по этому маршруту прошёл 30 октября 1995 года.

20.


Сейчас железная дорога разобрана, её насыпь - единственный более-менее надёжный способ попасть в посёлок-призрак.

21.


Во время вездеходной экспедиции в Арктику в 2006 году


Фотографии из Хальмер-Ю на конкурсе «Молодые фотографы России-2017».

26.


На фото, кстати, тот самый ДК, по которому, по самой распространённой версии, стрелял президент Путин. Но есть также версии, что стрелял он вообще по другим сооружениям, а не по ДК.

Насчёт надписи тоже не всё ясно: то ли её нанесли как ответ на тот самый выстрел стратегического бомбардировщика Ту-160 с президентом на борту, то ли она была здесь ещё в конце девяностых, когда здание начало разваливаться.

27.


фото 1997 года: дома ещё относительно целые, посёлок напоминает сегодняшнюю Воркуту

28.


29.


30.


31.


32.

P.S. Сюжет о закрытии посёлка на воркутинском ТВ. 1996 год

33.

P.P.S.: мрачноватый трек о посёлке от отечественного дарк-эмбиент-исполнителя Velehentor

Поиск карты города, села, области или страны

Хальмер-Ю. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Хальмер-Ю" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Хальмер-Ю или векторную карту от OpenStreetMap: Хальмер-Ю .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Хальмер-Ю - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

Республика Коми - Хальмер-Ю: интерактивная карта от Яндекс. Векторная схема и фото со спутника - с улицами и домами, дорогами, адресным поиском и прокладкой маршрутов, измерением расстояний, возможностью получить ссылку на выбранный объек на карте - что бы отправить адресату или разместить на сайте.

Хальмер-Ю

Хальмер-Ю - бывший посёлок городского типа (город-призрак) в Республике Коми, был подчинён Горняцкому райсовету г. Воркуты. Упразднён в 1996 г. Был соединён подъездным железнодорожным путём длиной около 60 км с железнодорожным вокзалом на площади Металлистов г. Воркута. Производилась добыча угля (Печорский угольный бассейн).

Население 7,1 тыс. человек (1959); 7,7 тыс. человек (1963); 4,1 тыс. человек (1994).

"Хальмер-Ю" в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь-Долина,мер-смерть,Ю-река(перевод с ненецкого) Рабочие пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года, партией геолога Г. А. Иванова. Уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Однако плохая погода конца осени и начала зимы отрезала группу от Воркуты. Предпринималось несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и олени гибли от бескормицы. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиски отряда вышел лыжный отряд. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.

Разведку нового месторождения было решено продолжить, и весной 1943 года работы возглавил лауреат Государственной премии СССР Г. Г. Богданович. За лето была создана необходимая материальная база, уже к осени жило около 250 человек. Работали радиостанция, столовая, пекарня, баня, на зиму был заброшен необходимый запас продовольствия. Восемь буровых бригад одновременно проходили три глубоких шурфа. А для обеспечения посёлка топливом на другом берегу реки была заложена разведочно-экспедиционная штольня.

Шахта начала свою работу в 1957 году, её среднесуточная добыча составляла 250 тонн.

С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Новое жилье людям ещё не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры. Переселение же их в общежития и гостиницы Воркуты делало людей заложниками обещаний властей, которым мало кто верил.

Сейчас территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился российский президент Владимир Путин, произвёл запуск трёх ракет по бывшему дому культуры посёлка Хальмер-Ю

Крайний Север постсоветской России невозможно представить без городов-призраков, процветавших при СССР, но не выдержавших столкновения с капитализмом. Следом за работой, будь то выведенный гарнизон, опустевший порт или вставший рудник, разрушалась инфраструктура, лопались котельные, оскудевал завоз, и в конце концов одни посёлки были стихийно покинуты до последнего жителя, а другие "закрыты", то есть упразднены и расселены централизовано: холодный Крайний Север дал тогда не меньший поток беженцев, чем горячие точки Кавказа... Десятки мёртвых селений продолжают стоять в безлюдной и чистой земле, постепенно разрушаясь от ветров и морозов, и пожалуй самый известный из северных городов-призраков - Хальмер-Ю близ Воркуты, самый дальний из её шахтёрских посёлков, не входивший даже в . Впервые о поездке туда я задумывался ещё студентом, лет десять назад, ну а теперь он стал первым пунктом нашего внедорожного полярного путешествия на показанных зверь-машинах.

Для начала можно вспомнить, не зря расположенная ЗА станцией Песец на Печорской магистрали. В 1931 году на Полярном Урале, то есть в глубочайшем тылу СССР, геолог Георгий Чернов нашёл целый бассейн чрезвычайно качественного угля, на котором уже год спустя возник первый в черте Воркуты. Затем был "Воркутлаг" - один из крупнейших и известнейших островов ГУЛага, была Северо-Печорская магистраль, были поставки угля в Москву и Ленинград, позволившие столицам продержаться пока немец оккупировал Донбасс, и было, наконец, послевоенное превращение Воркуты из "столицы зеков" в "столицу мира" с потрясающим сплетением судеб: я помню, как в 2011 году в купе воркутинского поезда со мной ехали белорус, литовец, русская немка и украинец с Луганска... Я прозвал Воркуту тогда Полярной Одессой - несмотря на мрачность своих пейзажей, это город интересных, тёплых и неунывающих людей, где каждый гопник обещал защитить меня от любых других гопников. И хотя со времён распада СССР население Воркуты уменьшилось в полтора раза (со 100 до 60 тысяч в самом городе, со 180 до 110 тысяч во всей агломерации), а из 17 шахт осталось пять, Воркута даёт почти четверть добычи коксующихся углей России, а жизнь в этом идёт своим чередом.
Печорская магистраль ( || || ) для пассажира заканчивается вокзалом на южной окраине Воркуты (где в этот раз я провёл почти сутки в комнатах отдыха, ожидая прибытия экспедиции), но железные дороги вьются и дальше, и по ним снуют локомотивы в раскраске "Северстали" - ныне Воркута является по сути дела колонией Череповца, снабжающей углём его гигантский металлургические комбинат.

Печорская магистраль ныне не обрывается, а закольцовывается, пронизывая посёлки Воркутинского кольца, в 1990-2000-х годах фактически разомкнувшегося - остались Северный на востоке и Воргашор на западе, а между ними теперь лишь призрачные Юршор и Промышленный. Мы выехали на кольцо "по северу", и пейзажи индустриального района в голой, холодной и отравленной промышленными выбросами тундре не спутаешь ни с чем:

Это для нас руины, а для кого-то здесь жил Петрович:

Здесь кто-то впервые услышал, что снег и лёд - это та же вода, и несколько дней не мог в это поверить, забыв про игрушки и ставя стакан со снегом на батарею под строгим взглядом воспитательницы.

Здесь кто-то вышел в магазин да попал в пургу и битых два часа блуждал кругами, пока не упёрся в стену и не дополз по ней до ближайшего подъезда, откуда лишь через пару дней, как ветер стих, сумел вернуться домой:

Здесь кто-то пил с друзьями портвейн и думал о том, что не полезет в шахту, а уедет в Ленинград и вернётся сюда в отпуске покрасоваться:

А оттуда кто-то уезжал 30 октября 1995 года, напоследок от отчаяния спалив свой опустевший дом на переднем плане:

Собственно, пустынный вид Хальмер-Ю пусть не вводит в заблуждение: мотки труб как на кадре выше - это ни что иное как коммуникации разрушенных деревянных домов, составлявших большую часть посёлка.

Частым гостем здесь были и оленеводы, для которых в Хальмер-Ю находился в первую очередь ближайший магазин, откуда они за раз сметали месячные запасы крупы, чая, сахара, хлеба и водки.

Нарты встречались с автобусом:

А на площади у Дворца стоял ледовый городок, к весне черневший от копоти шахт:

К шахтам мы и решили ехать, побродив по посёлку, и я настаивал на более крупной Первой, но штабной вездеход без предупреждения укатил на Вторую, и так как водители всех трёх машин собирались там же пообедать - нам осталось лишь следовать за ним мимо рухнувшего моста Кладбищенской реки:

Руины Аварийного с хорошо заметным зданием шахтной конторы. В основном воркутинские шахты ликвидировались почти бесследно - террикон сбрасывался обратно в стволы, конструкции разбирались. А здесь вот хотя бы постройки обеих шахт так и стоят:

Рядом ещё террикон и заснеженные вездеходы:

Да балки геологов, вероятно не пустующие летом:

Вокруг и внутри конторы всё в следах, и мы поняли, что просто сюда приходил песец:

Я думал залезть на верхний этаж и поснимать оттуда, но накренившаяся лестница к этому не располагала:

Вид из окна на двор шахты:

Снег, руины, яркое солнце... Такой мне всегда представлялась ядерная зима:

А наши вездеходы, ждавшие снаружи, своим видом в стиле "Безумного Макса" вполне довершают постапокалиптическую атмосферу... Обратите внимание на следы - от дороги до дверей конторы не было наста, и преодолевали эти полсотни метров мы минут 15.

Вид Постоянного со второй шахты. Небо на фотографии, кстати, не фотошопное - тут действительно такой не вполне земной свет:

Что-то едет по зимнику:

С закатом поднялся ветер и резко похолодало - от -30 с ветром не очень-то помогало даже всё то, что мы накупили перед дорогой, а коллеги по экспедиции вспоминали, как в прошлом году попали на ветреные -50: "Такого, я тебе скажу, никому не пожелаю!". Вездеходы собрались у края посёлка и готовились ехать дальше, а мы с Ольгой пошли посмотреть на вокзал - до него от посёлка ещё пара километров, и если издалека казалось, что он рядышком с военным городком, вблизи мы обнаружили, что военный городок от него ещё дальше посёлка. Сам вокзал - скромная сталинка, но именно здесь, а не в Воркуте, настоящий конец Печорской магистрали:

На холодном ветру у фотоаппарата замёрзли акумуляторы и смазка объектива, и я с немалым трудом, обмараживая руки без перпечаток, сумел сделать лишь пару кадров. В зал ожидания без крыши, но с защищавшими от ветра стенами я заскочил погреться:

Вид вокзала со стороны "площади":

Какое-то ещё пристанционное здание напротив.

Поезд из 2-3 пассажирских и 1-2 почтово-багажных вагонов ходил в Воркуту дважды в день утром и вечером, шёл 2,5 часа, и был единственным путём во внешний мир - аэродром в Хальмер-Ю вроде бы когда-то и был, но нынешнее поколение хальмерюнцев его не помнит. В поезде был даже видеосалон, где пассажиры могли скоротать время в пути, а расположение вокзала так далеко от жилых кварталов пусть не удивляет - поезд шёл как маршрутка и останавливался там, где его ждали.

А иногда пурга перерубала на несколько дней и эту тонкую нить. Снега под Воркутой немногим меньше, чем на Камчатке, и даже интересно, в чём связь между количеством снега и прочностью уз уехавших на материк.

У вокзала нас подхватили тронувшиеся с посёлка вездеходы и мы поехали к Карскому морю.

В следующей части - полярное село Усть-Кара и нелёгкий путь до неё.

Что еще почитать