Звуковой анализ слова клей конспект занятия. Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист. план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Введение понятия «ударение»

Жоғары топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в с таршей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 15.10.18г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Фарафонова Н.Н.

Білім беру саласы/Образовательная область: коммуникация

Пән/Предмет: основы грамоты

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Из чего получается хлеб»

Тақырыбы/Тема : «Звуковой анализ слова «Дым ». Буква «ы».

Мақсаттары/Цели:

1. Тәрбиелік- воспитательная: воспитание желания активно работать; доброжелательного отношения друг к другу.

2.Дамытушылық развивающая: развитие интереса к звучащему слову; развитие мелкой моторики руки в обведение буквы «Ы».

3.Оқыту- обучющая: обучение умению проводить звуковой анализ слова «дым», анализировать особенности произношения и звучания слова. Ознакомление сгласной буквой «ы», ее целостным образом. Упражнение в соотнесении буквы с соответствующим звуком; в умении определять место звука в словах.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированная, ИКТ.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: презентация «Звук и буква Ы», пеналы с фишками, схемы слова «Дым», картинки с заданиями, карандаш красного и синего цвета, мяч, прописи буква Ы, ручка.

Көптілдік. Полиязычие: түтін - дым - smoke

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Слайд 1

Воспитатель показывает детям мышонка и сообщает, что сегодня к нам на занятие пришёл мышонок Мыша. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

Сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Сообщает, что мышонок принес новую букву и новый звук, с которой мы познакомимся.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Загадки: (слайд №2)

    Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

    Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

    Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

    Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (ответы детей).

Артикуляционная разминка.

Слушайте меня внимательно,

Повторяйте все старательно :

Ды-ды-ды- очень плохо без воды.

Ты-ты-ты- маме подарю цветы.

Ны-ны-ны – спят медведи до весны.

Вы-вы-вы- испугались мы совы.

Зы-зы-зы-убежали от грозы.

Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.

Как можно отличить звук Ы от других гласных (на слух, по артикуляции).

Звук Ы- сердитый звук.

Губки улыбаются, а шея напрягается.

Спинку горкой выгибает, как сердитый котик.

Работа с картинкой. (слайд 3)

Воспитатель дает задание детям.

    Рассмотрите картинку. Как ревёт мишка, которого покусали пчёлы? (Ы-ы-ы.)

По­вторите: Ы-ы-ы. Какой это звук? (Гласный, обозначаем его красным цветом.)

2. Раскрась «одежду» звука Ы карандашом нужного цвета.

Слайд 4

3. «Живой слог». Послушай слоги: ЫК, МЫ. Выполни их звуковой анализ и раскрась одежду звуков.

д/упр. «Домик» (слайд 5)

Рассмотрите и назовите картинки. Определите место звука Ы в этих словах. Поселите картинки в домик: проведите линию к первому окошку, если звук Ы находится в начале слова, ко второму - если в середине, к третьему - если в конце слова.

К какому окошку ты не провел ни одной линии? Почему? (К первому. Потому что слов на звук Ы нет.)

Физминутка «Не спешить, Не отставать!»

Ноги врозь, на пояс руки.

Надо спинки нам размять.

Наклоняться будем, ну-ка,

Не спешить, не отставать! (Наклоны в стороны и вперед.)

Крутим мельницу вперед:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом наоборот

Будем мельницу вращать. (Вращение прямыми руками вперед и назад.)

Подтянуть к груди колено

И немного постоять.

Научитесь непременно

Равновесие держать. (Поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Хорошо мы отдохнули

И к работе вновь вернулись.

Звуковой анализ слова «Дым»

(Дети разбирают слово, обозначают звуки фишками)

Сколько слогов в слове?

Сколько звуков?

Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Назовите второй звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Назовите третий звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (слайд №6)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд №7)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №8).

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Слайд 9 Воспитатель просит детей взять из кассы букву Ы и найти место (на карточке-схеме) в слове «Дым». Дети кладут букву на красную фишку. Проверяют.

д/и «Один – много» (с мячом).

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Слова рассыпались» Слайды № 9 - 17

Дети собираю слова из букв и слогов, в которых есть Ы.

Обведение и штриховка буквы «Ы».

3. Қорытынды/итоговая часть

С каким звуком познакомились?

Как называется буква?

Как вы думаете, мы хорошо потрудились?

Попрощаемся с Мышонком. Слайд № 18

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОПФР «Звуковой и слоговой анализ слова»

Учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы.

Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы - это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является... (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться...

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для старшей группы

Занятие 1

Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».

Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Назови игрушку». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.

Педагог просит детей назвать любые слова, которые они знают. За каждое названное слово ребенок получает фишку.

Игра «Детский мир». Дети называют игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель.

Занятие 2

Программное содержание. Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).

Материал. Пособие «Звуковые часы», мяч, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Назови вкусные слова». Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.

Игра «Слова-друзья». Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок в ответ произносит слово, похожее по звучанию (например, галка – палка, речка – печка, каша – Маша, мишка – шишка и т. д.).

Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов).

Работа со «Звуковыми часами». Слоги можно обозначать фишками или игрушками.

Примечание. Занятия 1, 2 можно проводить как со всей группой детей, так и по подгруппам (по выбору воспитателя).

Занятие 3

Программное содержание. Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены предметные картинки. Дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах. Воспитатель знакомит ребят с термином «слог».

Чтение стихотворения. Воспитатель читает детям стихотворение, интонационно выделяя звук ж:

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот

Вот и Ждет рыЖий кот -

МоЖет, миска подползет?

Дети называют слова со звуком ж, которые встретились им в стихотворении, интонационно выделяя звук голосом. Затем они произносят любые другие слова со звуком ж. За каждый правильный ответ дети получают фишки-призы.

Занятие 4

Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением животных. Дети называют их и подбирают слова, обозначающие детенышей животных, и измеряют количество слогов в них. Например: ли-ca, ли-се-нок и т. п.

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с:

Спит Спокойно Старый Слон.

Стоя Спать умеет он.

С. Маршак

Дети называют слова со звуком с, интонационно выделяя его голосом.

Игра «Назови слова». Дети называют слова, начинающиеся со звука с. В конце игры определяется победитель.

Занятие 5

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.

Материал. Демонстрационный: лоска, мел, картинка-схема слова мак. фишки нейтрального серого цвета, указка. Раздаточный: картинки-схемы слова мак, фишки серого цвета, указки, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия

Составление схемы звукового состава слова. Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как маленькая девочка Катя заблудилась в лесу, и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Воспитатель мелом на доске графически изображает последовательность звуков в слове ау. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Воспитатель сообщает ребятам «секрет»: сколько звуков, столько и «домиков» (клеточек).

Звуковой анализ слова «мак». Дети последовательно выделяют первый, второй и третий звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки серого цвета на картинки-схемы. При этом

Игра «Телеграф». Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают их по телеграфу», отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

(Если кому-то из детей трудно сразу перейти к графической записи слогов, можно сначала использовать заместители.)

Затем педагог меняется с детьми ролями.

Примечание. Начиная с занятия 5 обучение проводится по подгруппам.

Занятие 6

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, картинка-схема слова дом, указка, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова дом,

Ход занятия

Чтение потешки. Воспитатель читает потешку, интонационно выделяя голосом звук г:

Горкой, Горкой, Горочкой

Шел маленький ЕГорочка.

Протоптал ЕГорочка

Тропочку до Горочки.

Дети повторяют потешку, интонационно выделяя звук г. Затем называют несколько слов со звуком г (6-10 слов).

Звуковой анализ слова «дом». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Игра «Живые звуки». К доске выходят три ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова дом. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь). Звук о, спой свою песенку. Звук м, хлопни в ладоши».

Игра «Назови слова со звуками д, дь». Воспитатель обращает внимание детей на то, что звуки д и дь похожи, но звук д- это старший братец, а звук дь - младший братец. Педагог предлагает ребятам придумать слова с этими звуками. За каждый правильный ответ они получают фишку. В конце игры определяется победитель.

Занятие 7

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, картины-схемы слов дом и дым, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слов дом и дым, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «дым». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Дети на слух определяют «волшебный» звук в этом слове – звук, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный ы).

Игра «Живые звуки». Слово дым (см. занятие 6, старшая группа).

Сравнение звукового состава слов «дом» и «дым». Дети находят одинаковые (д, м) и разные звуки в словах (о, ы). Воспитатель обращает внимание детей на то, что при замене одного звука в слове меняется его смысл.

Игра «Назови слова со звуками м и мь».

Занятие 8

Программное содержание

Материал . Демонстрационный: лук , фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова лук, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «лук». У доски по очереди работают трое детей, остальные – на рабочих местах. Во время выполнения упражнения воспитатель следит за синхронным движением указки при вычленении звуков в слове.

Игра «Живые звуки». Слово лук (см. занятие 6, старшая группа). Дошкольники учатся давать задания детям-«звукам».

«Найди заблудившийся звук». Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился»:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

А. Шибаев

Игра «Назови слова со звуками л и ль». Воспитатель фиксирует внимание детей на произнесении звуков л и ль.

Занятие 9

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лес, фишки серого цвета, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слова лес, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч (б – бь, м – мь, в – вь и т. д.). Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый (пь – п, сь – с, рь – р и т. д.).

Звуковой анализ слова «лес». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Дети на слух определяют «волшебный» звук (гласный э).

Игра «Живые звуки». Слово лес. Задания «звукам» дают дети.

Игра «Какой звук заблудился».

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям отправиться в магазин и купить продукты, в названиях которых есть звуки с и сь. Ребята сначала называют слова со звуком с, затем – со звуком сь.

Занятие 10

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова кит, фишки серого цвета, мел. Раздаточный: картинки-схемы слова кит, указки, фишки серого цвета, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Телеграф». Деление двух-, четырехсложных слов на слоги.

Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

(См. занятие 5, старшая группа.)

Звуковой анализ слова «кит». У доски по очереди работают три ребенка. Дети на слух определяют «волшебный» звук (гласный звук и).

Игра «Живые звуки». Слово кит. Задания «звукам» дают дети.

Игра «Построим дом». См. занятие 14, средняя группа.

Занятие 11

Программное содержание . Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал . Демонстрационный: мак, дом, дым, лук, лес, кит, фишки красного цвета, фишки серого цвета. Раздаточный: фишки-призы.

Ход занятия

Выделение гласных звуков в словах. Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, пропеть, потянуть и при произнесении которых во рту не встречаются преграды. Ребята называют «волшебные» звуки: а, о, ы, у, э, и. Воспитатель объясняет, что это гласные звуки (они произносятся с голосом) и на схемах их обозначают красными фишками. На картинах-схемах дети обозначают гласные звуки красными фишками.

Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает, что в русском языке шесть гласных звуков: а, о, ы, у, э, и.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.

Занятие 12

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова роза, фишки серого и красного цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цветов, указки, рабочие тетради, фломастеры, ручки, карандаши.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «роза». Воспитатель подчеркивает, что впервые разбирается слово, состоящее из четырех звуков.

Дети находят в слове роза гласные звуки и обозначают их красными фишками. Остальные звуки они обозначают серыми фишками. Затем ребята повторяют характеристику гласного звука.

Дети определяют количество слогов в слове роза и называют гласные звуки. Воспитатель сообщает правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Игра «Живые звуки». Слово роза. Задания детям-«звукам» дает воспитатель.

Игра «Найди гласный звук». Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.

Работа в тетради.

Занятие 13

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого и синего цветов, мяч. Раздаточный: картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого, синего цветов, указки, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слов «луна», «лиса». На доске картинки-схемы слов луна, лиса. Дети определяют и сравнивают первые звуки в этих словах (звук л звучит твердо, звук ль - мягко, при произнесении этих звуков во рту встречаются преграды).

Воспитатель вводит понятие «согласные звуки», рассказывает о делении их на твердые и мягкие, объясняет, что на схемах звукового состава слов они обозначаются соответственно синими и зелеными фишками.

Дети проводят звуковой анализ слов луна и лиса, в ходе которого закрепляют знания о гласных звуках.

Игра «Назови пару». Воспитатель называет твердый согласный звук, дети придумывают соответствующую ему мягкую пару, затем мягкий согласный звук, а дети твердую пару. Игра проводится в кругу с мячом.

Проводя эту игру, следует помнить о том, что звуки ж, ш, ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, й- твердой пары.

Работа в тетради.

Занятие 14

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова сани, Раздаточный: картинки-схемы слова сани , указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «сани». В ходе упражнения воспитатель закрепляет умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Слоговое деление слова «сани». В процессе выполнения упражнения дети закрепляют знания о слогообразующей функции гласных звуков.

Игра «Живые звуки». Слово сани. Задания «звукам» дают дети.

Игра «Назови слова». Дети сначала называют слова, начинающиеся со звука я, затем – со звука нъ.

Работа в тетради.

Занятие 15

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова утки, фишки красного, синего и зеленого цветов. Раздаточный: картинки-схемы слова утки, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «утки». Воспитатель обращает внимание детей на качественную характеристику звуков разбираемого слова.

Игра «Живые звуки». Слово утки. Игра усложняется за счет введения новых понятий: гласный, твердый согласный, мягкий согласный звуки. Задания «звукам» дают дети, например: «Первый гласный звук, подойди ко мне. Второй гласный звук, назови себя. Твердый согласный, назови слово со своим звуком. Мягкий согласный, назови свою пару (твердый согласный)».

Воспитатель произносит предложение: «Мы купили в магазине телевизор и поставили его в уголь». Дети определяют «заблудившийся» звук (мягкий звук ль) и исправляют ошибку.

Игра «Назови слова». Дети называют слова сначала со звуком з, затем – со звуком зь.

Работа в тетради.

Занятие 16

Программное содержание . Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Материал . Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова аист, красные, синие и зеленые фишки, схемы слов, состоящих из 3–4 звуков, предметные картинки с изображением кота, мяча, шара, сыра, рыбы, лисы, гусей, бус. Раздаточный: картинки-схемы слова аист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «аист». Воспитатель обращает внимание детей на звуковую форму слова (стечение гласных звуков).

Игра «Живые звуки». Слово аист.

Игра «Какой звук заблудился?».

Синеет море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

А. Шибаев

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Работа в тетради.

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности) «Гостевые группы». Некоторые дети по тем или иным причинам не подлежат включению в группы

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Планы занятий для младшей группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.Материал. Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Планы занятий для средней группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.Ход

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Планы занятий для подготовительной группы Занятие 1Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным

Валентина Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Планы занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. ГербовойГербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Планы занятий

Из книги автора

Радужные планы Планируя семью, все мы, разумеется, рассчитываем на быстрое зачатие, беспроблемную беременность, легкие роды и здорового младенца. Но бывает, мать-природа припасла для нас нечто совсем иное.Вы можете, к примеру, столкнуться с проблемой бесплодия и должны

1. Планы семинарских занятий и лабораторно-практические занятия Семинарское занятие 1 Тема: «История развития конфликтологии. Этапы становления» План1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов

Пособие по обучению грамоте для детей 5-6 лет. День рождения у лисы

Ковальских Татьяна Александровна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 77" г.Березники

Описание работы: Электронное пособие создано в программе Microsoft PowerPoint. Может быть использовано на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей имеющих представления о звуковом анализе слов и владеющих навыками составления звуковых схем простых слов. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей чтению. Родителям пособие будет полезно в качестве помощника для открытия детям мира звуков и букв.

Основной целью является закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, обучение грамоте.
Пособие помогает решать следующие задачи :
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Учить определять наличие определенного звука в слове.
- Учить называть звуки в слове по порядку.
- Совершенствовать умения давать характеристику звукам.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительный гнозис и праксис.
- Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении заданий.

Обучение дошкольников, навыкам звуко-слогового анализа и синтеза достаточно сложный и длительный процесс. Это важный раздел обучения грамоте. Он занимает большой объем времени в образовательном процессе. Качество проделанной работы в дальнейшем окажет большое влияние на успехи ребенка по русскому языку в школе. Недостаток или отсутствие необходимых навыков неизбежно приведет к дисграфии и другим трудностям в обучении на почве несформированности навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «День рождения у лисы» поможет сделать занятия интересными, увлекательными и неповторимыми. Не секрет, что если у ребенка есть желание и ему нравится заниматься, то и результат будет намного выше. Разнообразие игрового материала позволит поддерживать интерес детей на занятии, снизит утомляемость, повысит эффективность и качество работы.
Презентация создана с учетом основных дидактических принципов. Материал дается в игровой форме, задания выстроены с постепенным усложнением, и опираются на повторение ранее изученного материала. Так, картинки для звукового анализа слов повторяются, а сама схема на каждом слайде появляется новая. Ребенок ориентируется на то, какие слова он уже отгадал и анализирует новые картинки. При не правильном ответе появляется эффект анимации, но картинка не исчезает, что позволяет ребенку увидеть свою ошибку и поискать правильный ответ.

Предусмотрены разные варианты использования учебного материала: с чтением слов или без него. Это дает педагогу возможность варьировать задания с учетом уровня развития детей и их индивидуальных способностей.

Весь учебный материал основан на сказочном сюжете. Звери отмечают день рождения. Однако, отгадать чей это день рождения ребенок должен сам.
На слайде появляется закрытая коробка с подарком.


На слайде появляются звери, по схеме слова ребенок находит правильный ответ ЛИСА

При правильном ответе появляется лиса с большим праздничным бантом и красивой коробкой.
- А что же в этой коробке?
- Подарки. Их принесли гости.


Далее, каждый следующий слайд заставляет ребенка отвечать на вопрос, что же подарили лисе на день рождения. Особый интерес у ребят вызывает то, как лиса постепенно принимает угощения и примеряет на себя все подарки.

ТОРТ


Появляется торт, затем проверяем, читаем слово.


БУСЫ


Лиса одевает бусы, проверяем, читаем слово.
К этой же схеме подойдет слово КАША


Последняя схема самая трудная. Обращаем внимание детей, что к этой схеме подходят сразу два слова.
ЦВЕТЫ,
ШЛЯПА


Появляются цветы, лиса одевает шляпу.


Проверяем, читаем слова.

После того как коробка с подарками разобрана, лиса приглашает гостей за праздничный стол.

- Кто пришел к лисе в гости?

Дети по схемам слов вспоминают начало сказочной истории и называют зверей. На слайде появляются лев, слон и лось.


Хочется обратить внимание на сложность в звуковом анализе последнего слова (лось), где необходимо обратить внимание детей и вспомнить о том, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому и клеточка не закрашена.

В конце я напомню родителям и детям основные правила :

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Дети должны помнить, что в русском языке только шесть гласных звуков .

Каким цветом мы обозначаем звуки:

красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.

Вся игра проходит быстро, не утомляет дошкольников. Помните, что ребенок перед компьютером может проводить лишь несколько минут . Берегите здоровье наших детей!

Играйте с удовольствием! Положительные эмоции и терпение помогут Вам справиться даже с очень трудным заданием.

Желаю успеха!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста

Что еще почитать