Самые известные скульптуры Шемякина (5 фото). Самые известные скульптуры Шемякина (5 фото) Михаил шемякин художник

Не исключено что в скором времени это имя будет включено в Пантеон великих российских художников, хотя сам Шемякин до сих пор проживает в США и имеет гражданство этой страны. Но при этом художник считает себя русским. Правда иногда говорит, что он гражданин мира. Это сейчас модно – быть гражданином мира.

Шемякин родился в Москве, но рос в ГДР, поскольку отец его был военным и служил как раз в частях советской армии, которые были сформированы на территории ГДР. Но в 1957 году он с семьёй снова оказался в СССР, но только не в Москве, а в Ленинграде. Там же он учился в специальной средней школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Но в этой школе он проучится всего три года и будет с треском отчислен за «аморальное развращение в искусстве». Уже тогда его работы вызывали у советских критиков и педагогов отвращение и не восприятие таланта.

Выставки были, но были и аресты этих выставок и его работ. При этом сам Шемякин кем только не работал: почтальоном, грузчиком, такелажником в Эрмитаже. Самое страшное что в его жизни были и психушки. Его отправляли туда за инакомыслие, за неумение приспособляться к советским реалиям. В итоге советская власть с ним поступила всё же гуманно – выслала за пределы СССР. И вот Шемякин оказался в Париже.

Конечно в том, что он не опустился вниз, и не стал жить на уровне плинтуса, сыграло роль его скандальная известность. Да, это, пожалуй, было его большим плюсом. На этом и на своём таланте он сумел удержаться на плаву и зажить во Франции более-менее нормально. Но при этом он не терял связь с Россией. Когда появилась возможность у Высоцкого выехать за границу, благодаря стараниям Марины Влади, он в первую очередь посетил Михаила Шемякина в Париже. И конечно, поэт там пел, и художнику хватило смекалки успеть сделать записи этих домашних выступлений.

Но в Париже мало что держало художника, и он вскоре оказался в США. Там он получал довольно много учёных степеней и там его оценили и как художника и как отличного скульптора и как искусствоведа. И естественно, как русского. Это особо отличали.

Но время не стоит на месте. История всё расставила на свои места. СССР исчезло с карты мира и вновь появилась Россия. И вот тогда у Шемякина возникла уникальная возможность творчески вернуться на Родину. Он вернулся скульптурами в своём любимом городе Ленинграде, теперь уже снова в Санкт-Петербурге. Кстати, памятники весьма эпатажные, собственно как и всегда это было, но и интересные. А ещё он вернулся на сцену. За границей он довольно часто оформлял балетные спектакли в разных знаменитых театрах мира, в основном конечно в американских. И вот в Мариинском театре по его эскизам шьются костюмы и делаются декорации и вскоре, как и положено накануне новогодне-рождественских праздников выпускается премьера балета «Щелкунчик». А ещё много позже, на бывшей киностудии «Союзмультфильм» создаётся сериал «Гофманиада», которая полностью основана на рисунках художника. Мало того, он создаёт свой Воображаемый музей и, по сути, для канала «Культура» делает сериал о художниках и о своей живописи. Получилось двадцать четыре серии и кажется это не предел.

Не смотря на свой уже достаточно преклонный возраст он всё ещё творит, придумывает и живёт тем, что выходит из под его руки, будь это скульптура или полотно, или работа в театре или проекты, которые он создаёт со своими не менее талантливыми друзьями. Главное – не остановится, а работать. Главное – не забыться, а жить ради своей работы. Может это и правильно, а может и нет… Но пока это помогает держаться на плаву, даже не смотря на то, что Шемякин не потопляем.

Алексей Васин

Михаил Федорович
ШЕМЯКИН
21 октября 1875 - 3 декабря 1944
Москва.

М. Ф. Шемякин.
Дама в светлом. 1909г.

Михаил Фёдорович Шемякин первоначальное художественное образование получил в 4-й московской гимназии у А. Р. Артемьева. В 1890 брал частные уроки рисования у В. И. Ачуева. В 1892 поступил в МУЖВиЗ, занимался у Сорокина, С. А. Коровина, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, К. А. Савицкого, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1897-1898 и 1898-1899 был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1899 окончил Училище со званием неклассного художника.

В том же году продолжил образование в Школе А. Ашбе в Мюнхене. В 1901 вернулся в Москву. С 1904 принимал участие в выставках ТПХВ (с 1908 — член Товарищества), Московского общества любителей художеств, с 1906 — чешского объединения «Манис» (с 1908 — его почетный член). В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В 1906-1914 неоднократно посещал Чехию. Женился на дочери профессора Московской консерватории А. И. Гржимали, в 1908 родился сын Михаил.

В 1913 основал собственную художественную студию в Москве. В 1914-1915 преподавал рисунок в школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского.

После революции последовательно преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (1918-1929). Принимал активное участие в организации рабфака искусств в Москве, где заведовал изоотделением, а также вел рисунок и живопись. В 1929-1934 преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 — в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. Работал над учебным пособием «Методическое руководство по рисунку и живописи».

Продолжал много работать в области станковой живописи. В 1922 участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1927 вступил в Общество московских художников. В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, также переведенным в Ташкент, работал на курсах повышения квалификации молодых узбекских художников. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте.

Ретроспективные выставки произведений Шемякина прошли в 1955 в Выставочном зале МССХ, 1967 — в Центральном Доме литераторов, 1971 — в Центральном Доме работников искусств в Москве, 2006 — в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

На творческую манеру Шемякина большое влияние оказала учеба у Коровина и Серова. В его искусстве соединились черты «передвижнического» реализма, импрессионизма и модерна, причем после революции он остался верен ранее найденным художественным приемам. Некоторую эволюцию претерпела тематика его работ: в 1900-х — 1910-х внимание художника занимали простые бытовые сюжеты («У окна», «У камина», «За поливкой цветов», «Вечерком за чайком», «Мать и дитя»), в 1920-х — 1930-х писал картины на темы советской действительности, близких программе социалистического реализма («Агитатор в колхозной семье», «Пионеры на отдыхе», «Женщина-милиционер в семье»). Много работал в жанре портрета.

Произведения Шемякина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в ряде областных музеев — Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тульской картинной галерее и других.

Хорошо знавший художника И.Э. Грабарь писал о нем: "…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы".

http://artinvestment.ru/auctions/2172/biography.html


М.Ф. Шемякин.
Портрет А.И. Абрикосова. 1901 год.

Скульптурные произведения и картины Михаила Шемякина известны не только в России, но и на Западе. Публику впечатляет уникальное творческое видение, мастерство и необыкновенная работоспособность автора. Многие его работы наполнены глубоким смыслом, постичь который можно, лишь окунувшись в биографию мастера. В его непростой судьбе не раз происходили значимые события, удивительные встречи и переломные моменты. Шемякин, живя в Америке, остается верен своему Отечеству, часто приезжает в Россию на специально организованные творческие встречи, выставки, презентации.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе - запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

Трудные годы

Через какое-то время по доносу Михаила арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Многие деятели культуры тех лет не избежали той же участи. В лечебнице проводились жестокие эксперименты над больными, оказывающие негативное влияние на психику, приводящие к серьезным расстройствам рассудка у некоторых подопечных.

Художнику поставили диагноз «шизофрения», картины Михаила Шемякина того периода демонстрировали в подтверждение болезни. Огромных усилий стоило матери «вытащить» сына из клиники. И еще долго потом Михаил приводил в порядок подорванное психическое здоровье: жил отшельником вдали от всех, сначала в горах, затем в монастыре, но добился успеха в преодолении себя и своих страхов.

Картины художника Михаила Шемякина присутствовали на выставках в 1962, 1964 годах. Но произведения современного искусства не были оценены по достоинству: все участники и организаторы были наказаны. Последовали многочисленные обыски в квартире Шемякина. В этот же период он вступил в брак с Ревеккой Модлиной, а в 1964 родилась дочь, получившая имя - Доротея. Семье пришлось эмигрировать в начале 70-х: в Советском Союзе оставаться жить Шемякину было небезопасно и чревато арестом.

В эмиграции

Шемякин прибыл во Францию практически без денег и без вещей. Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Приходилось много работать, одновременно - продолжать учиться и совершенствоваться. Работа по контракту практически не приносила дохода, все деньги уходили на краску и материалы для живописи. Но мастер был рад предоставленной свободе, знакомствам с современниками - деятелями культуры, живописцами, музыкантами и писателями.

Круг общения значительно повлиял на творчество Михаила Михайловича - картины художника Шемякина стали более совершенными, зрелыми. На них все чаще стали обращать внимание владельцы галерей. Современное искусство становилось модным направлением на Западе и в Америке.

Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким. Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль.

Работы мастера

После переезда за границу колорит картин Михаила Шемякина стал более красочным, появились новые цвета. Более заметна стала динамика изображений, стали применяться новые техники наложения палитры на холст. Автор занимался иллюстрированием романа Солженицына, делал наброски на тему Петербурга. Исследователи отмечали в работах контрастность, внимание к деталям, метафизику форм и пластичность фигур. Через какое-то время художник стал победителем в конкурсе, учрежденном японской галереей. К мастеру пришел международный успех. Продолжая развивать границы творчества, Шемякин начинает заниматься скульптурой и переезжает в Нью-Йорк.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма». Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами.

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Картины из мусора Михаила Шемякина

Широкую известность приобрели так называемые «картины из мусора». Они созданы по определенной методике. Художник прогуливается по улицам больших городов и снимает на камеру асфальт, покрытый мусором и трещинами. Затем на основе этих фотографий создает потрясающие произведения. Появляются контуры персонажей, картина «оживает», приобретает краски. Циклы работ периодически можно увидеть на выставках в России и за рубежом.

Купить картину Михаила Шемякина можно дистанционно, через интернет. Цены на оригиналы довольно высоки. Но можно познакомиться с творчеством и на временным выставках, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо скульптуры и картин, Михаил Шемякин занимается созданием театральных декораций, ювелирных работ, фарфоровых изделий. Неутомимо трудится сам и занимается обучением и наставничеством молодых художников.

4 мая отмечает юбилей Михаил Шемякин. Другу Владимира Высоцкого, знаменитому художнику и скульптору исполнилось 75 лет.

Всем не угодишь

– Зачастую художник опережает свою эпоху. Яркий пример этому – Ван Гог. Из тысячи гениальных работ при жизни была продана лишь одна. Разумеется, и я зачастую сталкиваюсь с непониманием и неприятием моих поисков в искусстве. Это меня не удивляет и не огорчает. Быть понятным всем – значит быть никем.

Профессия художника, как и любая из профессий, должна обеспечивать художнику существование. Когда же творчество не приносит денег, их приходится зарабатывать иными путями. Я работал годами чернорабочим, днем греб снег, ночью писал картины. Сегодня, чтобы выжить, содержать дом, оплачивать учебу моих студентов и аспирантов в Академии имени Штиглица, я занимаюсь фарфоровыми изделиями, оформляю балеты, пишу пьесы для театра.

Фото предоставлено Фондом Михаила Шемякина

Художник должен постоянно развиваться, не стоять на месте.

Много лет я фотографирую на улицах Парижа то, что называют мусором: причудливые лужи, облупившуюся штукатурку, паутину в заброшенных домах, трещины в асфальте, облетевшие листья… Затем я распечатываю эти фотографии на офортной бумаге и легко прорисовываю пастелью причудившиеся мне образы.

Воспитывать вкус

Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции. Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов.

Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Неподготовленный человек во всем этом путается. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.

Все зависит от воспитания, общей культуры. В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов! И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка.

А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. Высочайший вкус был у русского народа. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице.

Выставки Мастера проходят по всей России

Фото Челябинский музей изобразительных искусств

Абстракция вокруг нас

Нужно учиться понимать искусство. В том числе абстрактное. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.

Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Человек живет в мире цветовых пятен.

Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. Все очень просто. Бываете на пляже?» – «Да». – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая...» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».

Скульпторы, которые занимаются абстрактным искусством, пытаются этот камень сделать большим, чтобы он действовал на ваше сознание, чтобы вы любовались этим просто как чистой формой.

Что сказал художник

Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Я не люблю разговоров о месседже. Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.

У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. Поэтому популярны инсталляции. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. И зритель начинает размышлять. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.

Коллекционеры тоже разные. Одни знают и любят искусство. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными.

Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно. И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Им надо продать то, что пользуется спросом.

Фото архив Wday

Самый дорогой поросенок

Америка диктует

К сожалению, отношение к сегодняшнему российскому искусству на Западе довольно пренебрежительное.

На престижных аукционах «Сотбис» и «Кристис» картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников довольно скромные цены. Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».

В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Должна быть специальная программа, как в Америке, например. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как суперинтеллектуала. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками – поп-артистами. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхол, на нем делаются миллиарды.

И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве. Я же твердо верю в колоссальный потенциал русских художников и убежден, что прорыв в искусство будущего состоится в России.

Самые знаменитые работы Шемякина

Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине? Одна половина – 5 миллионов, и вторая столько же, обе 10 миллионов – самый дорогой поросенок в мире.

Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Нет, они не глупые. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать. Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов.

Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства. Поэтому сегодня не «коллекционируют», а «инвестируют».

Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный доктор университетов Европы, Америки и России. Вынужденный эмигрировать под угрозой уголовного преследования в начале 1970-х, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения» покорил Европу и Америку, став известнейшим художником современности.

Детство и юность

Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».

Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.

В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами , и .


Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о , зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. .

Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.


Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.

К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».


Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям . Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.

Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.

Живопись

Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.


В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились , питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.

Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.


В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.

Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.


В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.

Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.


Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.


Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.

Личная жизнь

Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.


Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с . Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.


Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.

Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.

Михаил Шемякин сейчас

В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.


Талант Шемякина многогранный. Памятник работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.


У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.

В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.

Награды

  • 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
  • 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
  • 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
  • 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
  • 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
  • 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
  • 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
  • 1997 – Президентская премия
  • 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2001 – Премия «Золотой софит» - как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
  • 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
  • 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
  • 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
  • 2009 – Орден Дружбы
  • 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»

Что еще почитать