Основные экономические системы. «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены» (П. Самуэльсон) (ЕГЭ обществознание) Что как и для кого производить примеры

В своем высказывании П. Самуэльсон затрагивает очень важную и актуальную проблему - проблему ограниченности ресурсов.

П. Самуэльсон, имел ввиду то, что основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? не имели бы значение, если бы не было ограниченности ресурсов. Таких ресурсов как труд, земля, капитал, природные ископаемые, предпринимательские способности и т.д.

Как мы знаем из курса обществознания, под экономикой понимается искусство ведения хозяйства. В свою очередь, экономика как наука - это наука, которая изучает различные способы рационального использования тех самых ресурсов, которые ограничены.

К ограниченным ресурсам принято относить факторы производства, такие как труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый фактор производства ограничен в природе, тем самым обладает определенной ценностью.

Вот возьмем, к примеру информацию в СМИ. В новостях везде твердят об ограниченности ресурсов, сырья, нефти и т.д. Ведь все, что находится в ограниченном количестве и имеет свойство заканчиваться - стоит денег. Нефть - природный ресурс, использующийся в основном в энергетической сфере. Стоит денег. И чем меньше в природе будет нефти, тем дороже она будет стоить. Так вот, если бы нефть не была ограничена, как например воздух, то и проблемы бы не было.

Или возьмем историю экономики СССР. В государственно-плановой экономики стратегический план использования ограниченных ресурсов для производства необходимых материальный благ, должен был привести страну к рациональному использованию ресурсов и вывод экономики на новый уровень развития. Лучшие ученые- экономисты страны пытались разрешить проблему рационального использования ограниченных ресурсов, что лишний раз свидетельствует о том, что не было бы этой ограниченности, не было бы и главных проблем экономики: что производить? как производить? и для кого производить?

В рыночной экономике производить? значит применять новую технику и технологию производства.

Применение новой техники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы. Скажем, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически неэффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Отсюда новое определение эффективности.

Экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.

Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и в структуре предложения ресурсов. Но одно дело? приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело? инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества.

Вопрос: способна ли рыночная система обеспечить экономику новыми средствами производства, на которых основывается технический прогресс?

Ответ: конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет «кара» в виде убытков, а в перспективе? и в виде банкротства. В связи с этим происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны, в более эффективные отрасли.

Вопрос: может ли предприниматель, выступающий новатором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс?

Ответ: да, предприниматель может их получить. Прежде всего тот предприниматель, который склонен выделить часть прибыли на накопление с целью расширения производства в будущем. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Вопрос №1. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Проблема ограниченности ресурсов в современной экономике.

экономический деньги ликвидность эффективность

Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого - либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск».

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ - это проблема, решающая кому достанутся произведённые блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Первая проблема - «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

Вторая проблема - "Как производить?", определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества.

Третья проблема - "Для кого производить? ", разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.

Вопросы: "Что? Как? Для кого производить?" не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: "Что? Как? Для кого производить?" в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

Экономический выбор и границы производственных возможностей

В целом экономические отношения между людьми характеризуют их имущественное положение в обществе.

Экономические отношения и их структура

Взаимодействие людей в хозяйственной жизни

Экономические отношения между людьми

Результатом взаимодействия факторов производства является создания благ

Хозяйственная деятельность людей предполагает наличие социальных связей.

На эти связи существенное влияние оказывают отношения собственности, так как за ними стоят экономические интересы как отдельных людей, групп, так и общества в целом.

Экономический интерес – это побудительный мотив, стимул человеческой хозяйственной деятельности в каком-либо направлении.

Среди огромного количества фактов, явлений, связей объективного характера можно выделить наиболее существенные, предопределяющие действия и развитие многих хозяйственных процессов и даже экономики в целом. Их принято называть экономическими законами.

Экономический закон – это объективно необходимые, устойчивые и массово повторяющиеся связи и взаимозависимости между явлениями и процессами, происходящими в хозяйственной деятельности людей.

Объективные экономические законы представляют собой ядро экономических отношений.

Экономические отношения – отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Существуют три группы носителей экономических отношений в рыночной экономике:

a. производители и потребители;

b. продавцы и покупатели;

c. владельцы и пользователи благ.

Любая страна, развивая производство, вынуждена ставить перед собой три фундаментальных вопроса:

1. что из благ производить,

2. как их производить

3. для кого это делать?

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?

Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономике выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?

Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике товар производится для потребителя.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

Необходимо производить вещи, которые делают жизнь для человека легче.

2) Как производить?

С выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для как можно большего числа людей, чтобы многие люди могли позволить себе этот продукт.

2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам. Если первый показатель выше по сравнению со второй составляющей, значит, целей достигнуто, все потребности удовлетворены. Если ситуация наоборот, значит, экономического эффекта не наблюдается и предприятие несет убытки.

Суть экономической эффективности состоит в том, чтобы из доступных предприятию ресурсов получать больше результатов производства, окупив затраты на приобретение ресурсов.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей.

Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Для выделения этих систем используют два основных критерия: форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью.

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.

3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Пути повышения эффективности производства – комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.

Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений.

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В этой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.

Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.

4. Заполни таблицу, используя текст учебника.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

Слабое развитие техники и технологий производства;

Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность; Свобода предпринимательского выбора; Конкуренция; Опора на рыночную систему; Ограниченная роль государства.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

Традиционная экономика

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Командная экономика

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности

2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

3) производство товаров и услуг

4) конкуренция товаропроизводителей

7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Желание людей создавать новое, трудиться дает обществу силы на развитие, а планирование использует эти силы, чтобы они не были растрачены впустую, а служили достижению общегосударственных целей.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Смысл высказывания можно назвать такими терминами как:

1) инновации

2) экономическая перспектива,

3) эффективность

4) менеджмент

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Создание Виндоус системы, создание компьютеров и распространение их как домашних персональных устройств, создание кондиционера и подобных новинок, которые делают нашу жизнь лучше, легче и комфортнее.

Что еще почитать