Культурно исторические особенности отношения к гендеру. Культура и гендерные различия. Теоретико-методологические основы исследования

гендерные стереотипы, гендерная культура, ценностные представления, мужественность, женственность, гендерное сознание и самосознание.

Аннотация:

Рассматривается соотношение стереотипов мужественности и женственно­сти в современной культуре, история их становления и социальные последствия. Определяется, что традиционные стереотипы «мужественности» и «женственно­сти» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что - для мужчин.

Текст статьи:

Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традици­онно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчи­нам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а ка­кие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юриди­ческих, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможно­стям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают.

Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и устано­вок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского — как второстепенного и менее значи­мого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индиви­дуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, до­ступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет соци­альные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура . Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» — это примеры биологических различий, а «мужское « и «жен­ское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам.

С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным соци­альным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убежде­ния в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традицион­ная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщи­нам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общ­ностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традицион­ной культуре трактуется через отличие от «другого» — мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина по­нимается как выражающая нечто частное .

Такие представления свойственны выраженному патриархальному харак­теру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (по­сле себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» . Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социаль­ная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вто­рых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила ста­дию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.

Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин мож­но обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба на­чала — мужское и женское — выступают на равных как две противоположно­сти, от слияния которых возникло небо, земля и люди . В эпоху созда­ния мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриарха­та патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматри­ваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический прин­цип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь — смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского боже­ства. Чет — нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским нача­лом, нечетные — неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый — ле­вый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа — справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и леген­дах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в соци­альные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законо­мерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение.

Половая принадлежность производителя знания сказывается также на самом знании, а через него — на становлении самосознания женщины. Признается тот факт, что «человеческая» культура не беспола, в частности, Г. Зиммель считает, что она является «мужской». Это означает, что она создает­ся мужчинами и отражает внешний мир по законам «мужского» мировоспри­ятия. Основная причина, по его мнению, кроется в различиях мужской и жен­ской сущности В этом объяснении косвенно указывается на неко­торое превосходство мужчин, признается «мужской» характер культуры и тем самым указывается на то, что «женское», существуя самостоятельно, ста­новится как бы включенным в более общее, значительное, в «мужское», и оценивается через категории «мужского».

Одним из первых проблему различия полов в философию включил Ари­стотель. Согласно его учению, женское отождествляется с телесным, материей, а мужское — с духовным, формой, и эти представления легли в основу представлений о мужской и женской сущности, о мужской и женской природе. По мнению Н.А. Бердяева, женщина выступает как призводное от мужчи­ны в силу того, что в не слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная . Идея недостаточности в женщине личности, своего «Я» разделялась и другим русскими философами — С.Н. Булгаковым, В.В, Розановым. В представлении В.Розанова, свидетельством отсутствия «зерна», женского «Я» являются такие женские качества, как милосердие, самоотверженность, нежность, в то время как мужской эгоизм, жесткость, черствость, твердость знаменуют собой «зерно», «Я». Поэтому мужчины имеют право с полным основанием распоряжаться, «быть покровителем и во­ждем», право женщины — «в дар за любовь получить мужественного и сильного покровителя» .

Тот факт, что философское знание создавалось в основном мужчинами, наложил отпечаток на содержание и панораму взглядов на женщин и проявился в том, что женщина воспринималась только относительно мужчины, рассматривалась как часть природы, физического мира и была подчинена мужчине также, как физический мир подчинен духовному. Такая трактовка оказывала значительное влияние и на массовое, и на индивидуальное созна­ние. Философские представления о специфичной сущности женского и муж­ского начал играют значительную роль потому, что философское знание име­ет не только теоретическое, но и духовно-практическое, смысложизненное, ценностно-ориентирующее влияние и значение. Ценностно-ориентирующим воздействием на сознание обладают моральные правила, имеющие в совре­менном обществе своеобразную особенность — общество с позиции морали неоднозначно относится к одному и тому же поступку в зависимости от того, кто его совершил — женщина или мужчина. Как показывает практика, жен­щина находится под более жестким нравственным контролем, порой мужчи­не позволяется то, что не позволяется женщине. Сложившиеся «половые стандарты» фиксируются в виде моральных гендерных стереотипов, кото­рые, переходя в самосознание, не подвергаются критическому анализу. Моральные гендерные стереотипы отражают существующие в общественном сознании представления о должном и недолжном поведении, нормах, принципах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной практике (и которые различаются в зависимости от пола), о характерных внутренних обликах мужчины и женщины, о различиях мужской и женской дружбы, мужской и женской любви .

Вероятно, существование моральных гендерных представлений обуслов­лено следующими причинами: во-первых, существует потребность следовать уже сложившимся общественным правилам, чтобы быть принятым обще­ством. Во-вторых, постепенно усваивая моральные нормы на рационально-эмоциональном уровне, человек осознает свою принадлежность к определен­ному полу, принимает в соответствии с этим половую роль и ожидает соот­ветствующего к себе отношения со стороны других. В-третьих, различия мо­ральных норм поведения мужчин и женщин кроется в самом процессе их формирования. Ценностные представления, нормы и образцы должного по­ведения были выработаны в недрах человеческих сообществ и передавались с древнейших времен из поколения в поколение.

Моральные гендерные стереотипы влияют на самосознание и облегчают его работу: усвоенные с ранних лет, они впоследствии «накладываются» на любые явления как схема, исключая, тем самым, необходимость анализа; яв­ления упрощаются и как бы подгоняются под уже знакомые и известные схе­мы мышления. При этом изменение гендерных стереотипов, а значит, и стереотипов самосознания, затруднено. Сложность вызывает не только изменение, но и оценка моральных стереотипов: они настолько глубоко прони­кают в образ мыслей, что попытка проанализировать и изменить существующий порядок вещей приводит к дефинициями, отражающим уже имеющуюся картину мира.

Определенное воздействие на сознание и самосознание, вместе с филосо­фией, моралью, этикой, оказывает содержательная сторона исторического знания. Для историков социальный опыт женской общности не представлял интереса, долгое время в истории женщины были незамеченными. И на осно­вании этого предпринимались попытки преодолеть традиционные убежде­ния, что мужчины — главные исторические лица. Но создание параллельного, а в действительности изолированного женского мира только укрепило ди­станцию между женщинами и мужчинами.

Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских пред­ставлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установ­ки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и жен­щин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской исто­рии» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления . Такие тенденции в развитии исто­рии демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом — к срединному положению, без переко­сов.

В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обще­стве, семье, а женщине — подчиненная, пассивная. Существуя в массовом со­знании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В об­щественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской под­чиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женствен­ности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женствен­на. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значи­мость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества — сила, власть, смелость, прагматизм, рас­судительность.

Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильны­ми, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современ­ном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов муже­ственности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызы­вает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противо­речия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкого­лизм, в девиацию.

Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «жен­ственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что — для мужчин. Свобо­да выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обес­печивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.

Литература
1. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № 11.
2. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М, 1996.
3. Вовченко О.М. Гендерное равенство как социально-философская пробле­ма. М.,2000.
4. Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.
5. Зиммель Г. Женская культура. Избранное: В 2т. Т.2. М.,1996.
6. Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
7. Розанов В.В. Женское образовательное движение 60-х годов. М.,1973.
8. Азарова Е.А. Проблемы гендерных стереотипов в моральном сознании: Автореф. дисс… д-ра филос. наук: 09.00.05. СПб., 2000.
9. Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к гендерной истории // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований гендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX – XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению гендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «гендер». Понимание гендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить гендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Научный интерес к гендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.

Гендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие гендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, гендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом гендерной специфики.

В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе гендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что гендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, инкорпорируясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование гендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение гендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.

Настоящая диссертационная работа, с одной стороны, находится в русле современной гендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния гендерных исследований, должна наметить перспективы, характер и методологию исследований конкретных форм культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи диссертационного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию гендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области гендерной методологии и гендерного анализа в различных областях российской науки; к материалам, свидетельствующим о деятельности региональных центров гендерных исследований в России. Кроме того, с целью изучения истории гендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.

Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития гендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке , несмотря на то, что гендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).

Инкорпорирование гендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие гендерные характеристики личности, как гендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, А.А. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ . Труды З. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции , изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды О.Р. Демидовой, Н.Л. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация гендерного подхода и гендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (С.В. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, О.А. Воронина, А.А. Костикова).

В рамках российских и зарубежных гендерных исследований существуют работы, посвящённые участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, Г.Г. Силласте).

Одной из основных тем гендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).

Применение гендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть гендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать гендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии гендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в исследование различных сфер жизни. Изучение опыта зарубежных ученых в области гендерных исследований также позволило российским исследователям применить гендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, А.В. Белова, Л.С. Ржаницына, А.В. Смирнова, Л.В. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию гендерного анализа в области самих гендерных исследований, эксплицировать возможность использования «гендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке гендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием гендерного подхода к исследованию явлений культуры (Н.А. Усачева, Т.А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии гендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований . Центры гендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей, ведущих индивидуальную работу в русле гендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие гендерного образования, проведение гендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства, семейные проблемы, изучение гендерной проблематики в области социологии и социальной теории, история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле гендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу гендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач гендерного анализа, специфики методологии гендерных исследований, статуса и перспектив современных гендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования – гендерный подход в исследованиях культуры.

Цель исследования - выявить специфику гендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность гендерного подхода в науках о культуре.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории гендерных исследований в современной науке;

изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;

рассмотреть «классические» концепции гендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;

рассмотреть содержание понятийного аппарата гендерных исследований: базовых категорий «гендер», «гендерные исследования», «гендерная система», «гендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;

исследовать специфику гендерных исследований в регионах России;

обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;

выявить специфику гендерного подхода в культурологии;

обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.

Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

Теоретико-методологические основы исследования.

Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по гендерным исследованиям и применению гендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, выявить региональную специфику гендерных исследований в России, а также специфику гендерного подхода в культурологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, З. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.

Научная новизна работы обусловлена:

обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;

оригинальностью поставленных задач;

обращением к оригинальным англоязычным источникам;

новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;

раскрытием специфики гендерного подхода в современных исследованиях культуры.

Положения, выносимые на защиту :

в формировании проблематики гендерных исследований, устойчивого интереса к гендерной теме в различных сферах научного знания, расширении гендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств ;

актуальность гендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;

в рамках гендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей ;

специфика современных российских женских и гендерных исследований обусловлена тем, что: 1) до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существующей идеологии, унифицирующей половые различия , 2) становление и институциализация гендерных исследований в России начинается с опозданием на 20 лет и проходит по образцу институциализации гендерных исследований на Западе и во многом благодаря финансовой поддержке ряда западных фондов, женских политических и социальных организаций европейских стран и Америки; проблематизация их часто заимствована;

пик популярности гендерных исследований в России пришелся на 2004-2005 гг., в связи с социокультурными трансформациями и активным внедрением в российскую культуру инокультурных элементов. Снижение интереса к гендерной проблематике происходит в 2006 г. и обусловлено укорененностью традиционных гендерных ролей в современной русской культуре, отсутствием внутренней готовности и потребности в реформировании гендерных стереотипов и поведенческих практик (особенно в регионах), что проявляется и в патерналистских ожиданиях российского человека по отношению к государству .

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении методологии гендерных исследований (в том числе, в культурологии), в полноте рассматриваемых материалов, в анализе специфики национальной и региональной проблематики гендерных исследований, в анализе и систематизации разрозненного материала, касающегося специфики гендерных исследований в различных областях научного знания.

Практическая ценность исследования состоит, в первую очередь, в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов.

Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 14 статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ.

Результаты и выводы исследования изложены на международных, всероссийских и вузовских конференциях: «Мужское и мужественное в современной культуре» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), «Гендерное образование в подготовке учителя» (г. Томск 2007 г., 2008 г.); «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.), «Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2009 г.),«Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г.), «Семиотическое пространство Дальнего Востока» (Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.), «Дальний Восток: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции» (Комсомольск-на-Амуре, 2011 г.), 39-я и 41-я научно-технические конференции аспирантов и студентов «Научно-техническое творчество студентов и аспирантов» (Комсомольск-на-Амуре, 2009 г., 2011 г.); представлены на XII краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск, 2010 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав (включающих в себя 9 параграфов), Заключения, Списка использованных литературных и интернет-источников (223 наименования), Приложений. Общий объем работы составляет 192 страницы.

Дебора Бестп и Джон Уильяме

Все культуры мира неизбежно имеют дело с разделением труда между пола­ми. Множество исследований и дискуссий было посвящено тому, каким имен­но образом осуществляется это разделение. Как и культура, признание и по­нимание различий, связанных с полом, и, безусловно, сходства между полами, сыграло огромную роль в формировании современного психологического зна­ния. Обильным источником сведений по этому вопросу являются исследования по кросс-культурной психологии и антропологии; они касаются взаимосвязи культуры и гендерных различий, о которой и пойдет речь в рассматриваемой работе.

Вест и Уильяме дают в ней исчерпывающее представление о текущем со­стоянии знания, связанного с проблемами культуры и гендера. После опреде­ления ключевых понятий они рассматривают исследования, в том числе соб­ственные, по вопросам гендера на уровне взрослого индивида и касаются поло-ролевой идеологии, гендерных стереотипов и Я-концепций. Затем они говорят об исследованиях, связанных с отношениями между мужчинами и жен­щинами, затрагивающих проблемы предпочтений при выборе партнера, люб­ви и близости, домогательств и изнасилования, а также ценностей, связанных с работой. Используя эти данные в качестве отправной точки, они обсуждают различные факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ген­дерных различий, в том числе биологический детерминизм, социально-биоло­гические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации.

Вести Уильяме также дают обзор современных исследований.рассматрива­ющих гендерные различия с точки зрения четырех психологических конструктов: воспитания, агрессии, близости к взрослым и чувства собственного достоин­ства. Затем они подробно анализируют факторы, которые влияют на форми­рование различий на уровне культуры, говорят о ролях и стереотипах, связан­ных с полом, о теории ориентированного на половую принадлежность науче­ния, о культурных практиках, определяющих поведение мужчин и женщин. Представленное ими переплетение факторов социального, психологического, культурного, политического, исторического и экономического характера позво­ляет понять глубину и сложность гендерных различий в разных культурах.

Каким образом, принимая во внимание огромное количество научных обла -стей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь фак-

торов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь раз­работке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщи­нами? Вести Уильяме считают, что необходимо совершенствование теории и методов изучения гендера и культуры. В частности, предшествующие теории гендера, имеющие упрощенческий характер, должны принять во внимание все многообразие существующих факторов, признав сложность проблем, связан­ных с тендером и обстоятельств, которые влияют на эти проблемы в разных культурах и в разных социокультурных системах. Включение новых и известных методов исследования, используемых другими направлениями психологии, таких как пятифакторная модель личности (психология личности) или семанти­ческий дифференциал (психокультурная лингвистика), также может иметь зна­чение для более глубокого понимания проблем культуры и гендера. Совершен­ствование нашего понимания самой культуры обещает стать ключом к более глубокому пониманию ее влияния на гендерные различия, в особенности в свя­зи с дальнейшей контекстуализацией культуры и психологии. Самое присталь­ное внимание следует уделить проведению лонгитюдных гендерных исследо­ваний.


Предложения Вест и Уильямса по будущим исследованиям возвращаются к той же идее, о которой говорят и другие авторы этой книги. Для того чтобы пси­хология представляла собой единое целое, необходима интеграция теорий и методов разных отраслей психологии, которые на сегодняшний день зачастую оторваны друг от друга. При этом интеграция не должна ограничиваться одной лишь психологией; Бест и Уильяме говорят о том, что есть чему поучиться друг у друга психологам и антропологам, и эта мысль также созвучна идеям, кото­рые высказываются многими авторами этой книги. Исследования будущего должны коренным образом отличаться от исследований прошлого, включая на­ведение мостов между культурной и кросс-культурной психологией, поскольку это даст возможность продолжать развитие знаний в данной области культуры и психологии. Хотя Бест и Уильяме полагают, что проблематику гендера и куль­туры вполне разумно рассматривать с точки зрения панкультурных моделей, они отдают себе отчет в недостатке соответствующих теорий в данной облас­ти и в том удивительном факте, что значительная часть кросс-культурных ген­дерных исследований не имеет теоретической базы. Однако представленные здесь идеи обещают отчасти улучшить положение.

Когда путешествуешь по разным странам, бросается в глаза, что невоторые об­щества акцентируют различия между мужчинами и женщинами, в то время как Другие общества проявляют к этому куда меньший интерес. Подчеркивание раз­личий между полами заставляет предполагать, что пол должен представлять собой важную детерминанту поведения человека. При этом важно не забывать,"что ана­томически и физиологически мужчины и женщины имеют куда больше сходства, чем различий. Следовательно, в основном они вполне могут заменить друг Друга в определенной социальной роли или равным образом способны на одинаковое

поведение, с одним лишь важным исключением - способности женщины к дето­рождению. Читатель будет удивлен, но, как показал обзор последних кросс-куль­турных тендерных исследований, пол как социальный фактор оказывает весьма малое влияние на широкий круг психологических характеристик в различных культурных группах.

Эта глава рассматривает тендер в кросс-культурном контексте; изложение идет от индивидуального уровня к уровню культуры в целом и затрагивает такие темы, как половые роли и стереотипы, отношения между мужчинами и женщинами, роли, предписываемые биологией и социализацией, и теории формирования тен­дерных ролей. Основное внимание уделяется областям возрастной и социальной психологии, а также психологии личности, которые касаются вопроса о том, как воспринимают мужчины и женщины сами себя и друг друга, а также манеры, в которой осуществляется их взаимодействие. Прежде чем приступить к обзору литературы, мы определим некоторые базовые понятия, имеющие отношение к теме, чтобы избежать терминологической путаницы.

(Документ)

  • Суслова Т.И. Культурология (Документ)
  • Садохин А.П. Культурология (Документ)
  • (Документ)
  • Берестовская Д.С. Культурология (Документ)
  • Аудио-лекции - Культурология (wmf) (Документ)
  • Гуревич П.С. Культурология (Документ)
  • Кадыров А.М. Культурология. Культура России (Документ)
  • n1.doc

    Коган Игорь Леонидович

    ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

    Культура пола и "пол" культуры

    Минск 2003

    УДК 316.7:316.346.2 ББК 71.05 К 57

    Рецензенты:

    Левяш И.Я., доктор философских наук, профессор Русецкая В.И., доктор социологических наук, профессор

    К 57 Коган И.Л. Тендерная культурология: культура пола и "пол" культуры.- Мн.: Ковчег, 2003.- 336 с.

    ISBN 985-6056-61-6

    Монография посвящена выявлению теоретических оснований и обоснованию научной легитимности новой дисциплины тендерной культурологии. Смысловым ядром тендерной культурологии служит понятие "тендер", которое на протяжении последних десятилетий является одним из наиболее анализируемых в мировой гуманитаристике. Но на постсоветском пространстве тендерная проблематика представляет собой маргинальное явление, в том числе в связи с явным "феминистским креном" подавляющего большинства тендерных исследований.

    Тендерная культурология призвана выявить смысловые пласты понятия "тендер" всеобщего характера, ввести его в проблемное поле культурологии и в качестве объекта анализа, и в форме метода исследования самой культуры.

    Монография представляет интерес для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей гуманитарных дисциплин, а также широкого крута читателей.

    ISBN 985-6056-61-6

    Коган И.Л., 2003 г.

    РАЗДЕЛ I ГЕНДЕР И ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    ГЛАВА 1

    ОСНОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    1.1. ПРЕДМЕТ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Предмет тендерной культурологии определяется в соответст­вии с ее изначальным прикладным характером. Так, если теория культуры как фундаментальная культурология исследует сущ­ность, структуру и динамику культуротворческой человеческой деятельности, а также всей совокупности предметов и явлений ма­териальной и нематериальной культуры этноса (нации, государст­ва), то тендерная культурология призвана выявлять в ней специ­фические смысловые структуры, которые составляют в той или иной степени содержание многих культурных объектов. Один из основополагающих тезисов теории культуры "человек есть творец и потребитель культуры" преломляется в тендерной культуроло­гии сквозь призму ее предметного интереса. Человек как понятие теории кулыуры для тендерной культурологии ссчъ лишь теорети­ческая конструкция, абстракция, пе имеющая практической значи­мости. Тендерная культурология рассматривает человека только в качестве мужчины или женщины как конкретного, а не абстракт­ного индивида. Именно это деление понятия человек и создает ос­новной методологический механизм, с поми"цью которого тендер-пая культурология исследует объекты кулыуры и вскрывает в них то смысловое наполнение, которое оставалось "не распакован­ным" 1 из-за слишком высокой степени абстрактности понятия че­ловек. Половая дифференциация создаст то смысловое простран­ство, которое, при погружении в него исследуемого объекта, вы­свечивает в нем тендерный аспект, признак, функцию, роль и т.п.

    В связи с этим этносоциальная общность как истинный творец и потребитель культуры рассматривается тендерной культуроло­гией в качестве такого организма, в котором одним из пластов со-

    1 В.П. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М: Про­гресс-Традиция, 2000. - С. 14.

    Циокультурной динамики служит отношение мужского и женского полов. Тендерную культурологию интересуют закономерности, лежащие в основе производства и потребления культуры, особенно ее архстипических образцов идентификации мужчины и женщины и их влияние на формирование особенностей этнокультурного процесса.

    К предмету тендерной культурологии следует отнести также и взаимосвязь и взаимозависимость пола и его культурного образа, тендера, который служит основой мужской и женской идентифи­кации. Собственно, понятие тендера в свете тендерной культуро­логии может трактоваться двояко: с одной стороны, как средство и методологический механизм культурологического исследования, а с другой - как предмет анализа самой тендерной культурологии. Вызвано это, без сомнения, тем, что тендерная культурология де­лает лишь первые шага в качестве самостоятельной дисциплины, и то, что должно составлять ее дисциплинарное содержание, само находится в стадии оформления, уточнения смысловых границ и отношений с другими культурологическими дисциплинами.

    Таким образом, структурно предмет тендерной культурологии можно представить в следующем виде:

    1. Теория социокультурного пола.

    2. Тендерные стереотипы и тендерная самоидентификация человека и общества.

    3. Тендерная классификация общества.

    4. Тендерная классификация культуры.

    5. Методология исследований тендерной культуролоши.

    1.2. ЗАДАЧИ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    К основным задачам гендерной культурологии следует оне-сти:

    1. Исследование отношений пола и тендера. Отношение пола и тендера представляет собой "принципиальный вопрос: соотно­сится ли тендер с полом или детерминируется им?" . Проблема здесь заключается в следующем. До появления первых работ по феминолотии и тендерным исследованиям не подвергалось сомне-

    Раэдел 1. Тендер и тендерная идентичность

    "" В. Кравченко. Социология. Справочное пособие. -М.: Московский лицей, 1998,- С.63.

    Нию положение, будто представления об образе мужчины или женщины (женское начало, мужественность и другие понятия) ис­ходят из самой природы, которая и определяет последних. Следо­вательно, отношения между полами, равно как и их социокультур­ные статус и роли, имеют эссенциальный характер, т.е. природно детерминированы. Согласно этому взгляду, теперь считающемуся натриархатным, устаревшим и слишком сомнительным, мужчина вследствие своих природных качеств призван выполнять властные функции как в семье, так и в обществе, тогда как женщина, опять же из-за собственной биологии и вырастающей из нее психологии, должна лишь обеспечивать воспроизводство населения и бытовой комфорт.

    Феминистская элита подвергла серьезной критике не только содержание подобных полоролевых установок, но и саму предпо­сылку, на основе которой это содержание приняло универсальную форму культурной нормы, а именно, что биология пола определяет полоролевые типы социальной стратификации. Философские тези­сы, например, Ф. Пицше "Степень и вид половых различий у чело­века простирается до высших точек его духа" 3 или В. Розанова "пол и истинная религия... есть одна текущая река,., как пате от­ношение к Богу, как связь с Небом" 4 (т.е. пол связывает человека с Богом сильнее, чем совесть), которые сто лет назад воспринима­лись как откровения, сегодня требуют доказательств и маркируют­ся как "философия патриархата". Другими словами, феминистские критики, проводящие тендерные исследования в идеологически направленном ключе, предлагают разорван всякую причинно-следственную связь между полом и его кулълфным восприятием - тендером. Именно острота подобной критики и ее принципи­альный характер, подчас имеющий неопровержимые доводы в свою пользу, делают задачу выяснения отношений между полом и тендером одной из ключевых в тендерной культурологии.

    2. Исследование механизмов образования тендера. Одним из способов решения первой задачи является исследование механиз­мов генезиса и развития тендерного типа той или иной культуры. Объективный анализ этого процесса с использованием данных как

    Ф. Ницше. По ту сторону добра и чла. - Мн.: Беларусь. 1992. - С. 76. В. Розанов. Люди лунного света / Уединенное. - М.: Эксмо-Прссс, 1998.- С. 243.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Древних форм коллективного сознания (архаической мифологии и религии), так и современных философии и науки позволит, види­мо, пролить свет на вопрос о том, какую роль в формировании тендера играет биополовая дифференциация. Данная задача, как и ее решение, обладает эвристическим потенциалом большего мас­штаба, чем ее изначальные теоретические предпосылки и границы возможных ответов. Общий процесс генезиса и развития представ­лений человека о мире не только позволяет анализировать меха­низм развития тендера, но и использовать результаты этого анали­за в систематизации знаний индивидуальной и социальной психо­логии.

    3. Выявление закономерностей генезиса и динамики тендер­ных типов. Третья задача логично вытекает из решения шорой. Если бы тендерной культурологии удалось обнаружить законо­мерности образования тендерных типов, то следующим шагом, безусловно необходимым, станет анализ их динамики в культур­ном процессе этноса. Задача эта вряд ли может быть решена в пол­ном объеме, поскольку динамика смены тендерных образцов или отношений тендерных стереотипов между собой проходит и поле исторической изменчивости. Закономерности каких-либо процес­сов (социальных или культурных) никогда пе проявляются в pa i ныс исторические периоды с полной идентичностью: они всегда воспринимают и несут в себе новые социокультурные особенности данного периода истории.

    4. Определение этнических особенностей тендера. Четвертая задача могла бы войти в содержание второй, поскольку она связа­на с генезисом и смыслом тендера. Однако, этническая состав­ляющая в этом процессе многогранна и достаточно сложна, из-за чего мы посчитали возможным выделить ее в отдельное направле­ние тендерной культурологии. Ее проблемное поле обладает дале­ко еще пе использованным материалом для организации исследо­ваний не только в рамках тендерной культурологии. Сегодня эт­нопсихология, этносоциология, этнолингвистика и другие дисцип­лины образуются внутри материнских научных дисциплин именно в связи с появлением в них нового пласта информации, связанного с влиянием этнических структур на все сферы мышления и пове­дения общества. В связи с этим этногендерология может быть вы-

    Раздел I. Тендер и гендерная идентичность

    Делена в качестве отдельного направления исследований внутри тендерной культурологии.

    Сугь проблемы здесь заключается в особенностях и степени влияния этнических структур на содержание тендерных стереоти­пов в данном обществе, обладает ли биологический (природный) элемент этноса определяющей силой формирования тендерных норм и идеалов. В этом пункте проблема четвертой задачи тендер­ной культурологии смыкается с проблемой первой задачи принци­пиального характера: имеет ли связь природы вообще (а не только биологии конкретного человека) с тендерными типами равные или причинно-следственные формы? С нашей точки зрения, решение первой задачи не может дать окончательный и точный ответ на вопрос о формах связи природы и коллективных представлений, поскольку даже если будет определена форма связи между биоло­гией и психологией человека, невозможно перевести доказательно аналогию на специфику взаимовлияния природы и кулыуры (в нашем случае, кулыурпо-половых образцов).

    Кроме того, в этом вопросе раскрывается и пласт динамики взаимовлияния природы и культуры, который, к тому же, накла­дывается на динамику исторической изменчивости. Решение дан­ной задачи хотя бы в качестве уточнения круга вопросов и направ­лений исследований (на первом этапе) составит значительный вклад не только в становление тендерной культурологии, но и культурологии вообще, а значит, гуманитарных наук в целом.

    5. Роль, функции и значение тендера в культурном процессе. Пятая задача тендерной культурологии под/одкт к выяснению ее роли внутри культуры и культурологии черк уточнение определе­ний функций, ролей и значений тендерных типов и тендера как культурологического понятия. По сути дела, пятая задача направ­лена на формулирование конечной цели, к которой стремится ген­дерная культурология. Решение первых четырех задач связано с определением смысловых границ и инструментария тендерной культурологии как самостоятельной научной дисциплины; пятая же задача призвана оформить ее в качестве методологии (или со­вокупности методик) кулътуролог-ических и, шире, гуманитарных исследований. Гендерная культурология в этом случае предстает перед нами как единый методологический комплекс научных ис-

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Следований в области изучения человека и общества, а также форм и результатов их жизнедеятельности.

    Здесь следует сказать о том, что тендерная культурология не ставит перед собой идеологических целей, в отличие, скажем, от феминологии и женских исследований, которые зачастую скрыва­ются под маской так называемых "гендерных исследований". Мы ни в коей мере пе ставим под сомнение благородные задачи, пре­следуемые феминистской идеологией, поскольку считаем, что хотя женщина и мужчина различны между собой, но обладают при этом равными правами использовать собственные отличия в тех формах и для таких целей, которые не противоречат фундаментальным нормам общежития. Тендерная культурология как любая наука может относиться с той или иной степенью доверия или недоверия к различным течениям мысли или общественным движениям, но она не может принимать в них участия ни в предпосылках, пи в выводах собственных исследований. Единственное наследие, ко­торое досталось тендерной культурологии, в частности, от женско­го движения и вызванных им женских исследований (и самой геп-дсрной культурологии), состоит в том, что она изначально исходи! из фундаментального положения о равенстве прав не только жен­щины и мужчины, но и представителя любой другой, более кон­кретной и малочисленной, социальной группы. Правда, идеология на этом и заканчивается; все остальные выводы и заключения должны строится на беспредпосылочной основе, как и подобает научному мышлению. 5

    1.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Методология тендерной культурологии основывается, безус­ловно, на теории систем и теории информации как основных мето­дах, используемых собственно культурологией. Эти теории позво-

    5 Сам автор высказал свою личную позицию в отношении женщины со стороны мужчины и общества в монографии: Игорь Богин. Вечная Жен­ственность. - СПб.: А/.етейя. 2003. Но в данном случае следует выска­зывать не личное сочувствие проблемам женской участи, а неопровер­жимые доказательства как наличия подобного феномена, так и способов его качественной трансформации.

    Ляют сохранить культурологический взгляд на проблему и одно­временно рассматривать ту ее сторону, которая составляет пред­мет тендерной кулыурологии. Кроме того, системный анализ, применяемый при культурологических исследованиях, позволяет сохранить единство изучаемого объекта с окружающей его средой и с тем иерархическим порядком, в котором данный объект явля­ется частью. Это нужно в связи с тем, что тендерный анализ изна­чально строится из методологических предпосылок дихотомиче­ского свойства, что нуждается в постоянном смысловом контроле со стороны культурологического взгляда. Картина, к построению которой стремится тендерная культурология, требует как бы по­стоянного наблюдателя за сохранением смысловой координации и общности между результатами гендерных исследований и их объ­ектами. Подобная смысловая общность и будет составлять смы­словое пространство геядерной культурологии, являющейся одним из системных методов культурологических исследований.

    Из конкретных методов научных изысканий, которыми поль­зуется тендерная культурология, следует назвать метод этнопси­хологии, кросс-культурный анализ (кросс-культурная психология и сравнительные кросс-культурные исследования в различных об­ластях искусства, литературы, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества), этносоциодогии и некоторые дру­гие. Каждый из указанных методов поможет достичь срачу двух задач: во-первых, тендерная культурология приобретет теоретиче­ский и эмпирический материал, который будет составлять ее фун­даментальное и прикладное содержание, а во-зторых, будет выяв­лен тендерный аспект в инструментарии тех паучпых дисциплин, методы которых послужили средством анализа тендерной культу­рологии.

    Рассматривая саму тендерную культуроло"-ию как совокуп­ность методов исследования, следует указать на использование "гендерно-чувствительных технологий" анализа культуры, куль-1урпых текстов и кодов, культурных универсалий и образцов. Кроме того, тендерная культурология представляет собой форму семиотического и семантического анализа, выявляющего смысло­вые константы и переменные (социальные значения) в культурно значимых формах, отношениях, взаимодействиях и т.д.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    1.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Историческая связь гендерной культурологии с женским дви­жением XIX в. в Европе за политические и иные права женщин не вызывает сомнений. В то время как традиции Востока сохраняли низкий статус женщины во всех областях жизни, Запад обратил свое внимание на проблемы женской участи и ее роли в обществе. Среди крупных исторических событий, особенно повлиявших на возникновение и развитие феминизма, можно указать на француз­ское Просвещение XVIII в., завершившееся кровавой бойней и казнью Робеспьера и его подручных, а также правление Наполеона с его крупными военными кампаниями. Именно эти события "встряхнули" Европу в социальной активизации всех слоев евро­пейского населения, в том числе и женщин. Здесь же можно на­звать, впрочем, и революции во Франции и Германии (1848), и объединение Германии Бисмарком (1871), и даже, как это ни странным может показаться, отмену крепостного права в России. Все подобные события европейского и даже мирового масштаба помимо специальных целей или провозглашаемых лозунгов, на­правляющих действия масс, обладают офомной силой активиза­ции социальной жизни. А это, в свою очередь, влияет на развитие наук и искусств, на появление новых стилей в политике и моде или научных открытий, на смену акцентов или даже целых социокуль­турных и социально-исторических парадигм 6 .

    Совершенно закономерными видятся в этом смысле такие крупные события в культурах стран Европы, как появление мар­ксистской социальной философии, французского позитивизма Конта, расцвета русской литературы. Такие крупнейшие научные открытия, как электромагнетизм Максвелла и особенно теория эволюции природных видов Дарвина также вписываются в один ряд событий, несущих на себе печать необратимых изменений в культуре Европы, да и всего мира. Однако, с нашей точки зрения, эти плоды созрели благодаря семенам, посаженным на почву ев­ропейской культуры гораздо раньше, но крайней мере, за несколь­ко веков до описываемого нами периода.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Чтобы обнаружить связь событий всемирно-исторического значения XIX - XX вв. с течениями культурной жизни за не­сколько веков до этого, следует понять суть этих событий. Мы могли бы описать то общее, что объединяет их, а именно крити­ческое движение мысли, желание подвергнуть сомнению и пере­смотреть давно устоявшиеся представления и нормы, господство­вавшие в культуре того времени. Если искать более ранний аналог подобному критицизму в европейской истории, то мысль останав­ливается на эпохе Возрождения и Реформации как социокультур­ных явлениях, известных своим гуманистическим (персоналист-ским, по выражению М.С. Кагана 7), содержанием.

    В этот период безраздельно господствовало религиозное и клерикальное мировоззрение. Представления об устройстве все­ленной, идущие еще от Птолемея, были канонизированы церков­ной теологией и приняты в качестве церковных догматов, которых следовало безоговорочно придерживаться каждому "доброму" ка-то.лику. Любые попытки даже незначительной критики церковной позиции, а, следовательно, и всего европейскою (и, шире, христи­анского) мировоззрения резко и сурово пресекались инквизицией, существовавшей уже с XIII в.

    И тем не менее, во второй половине XV в. появляются первые открытые выступления крупных мыслителей гуманистического мировоззрения. Причин для этого было более, чем достаточно, сконцентрировавшихся в Европе XV - XVI вв.

    Во-первых, один из самых сильных импульсов европейский 1уманизм получил из Византии. Еще со врем>л: крестовых походов ромеи оказали огромное влияние на крестоносцев и тех, кто их сопровождал, а ведь среди них были и поэты, и трубадуры, воспе­вавшие "славные" подвиги европейских героев. Но после падения Византии в 1453 г., когда турки взяли Константинополь, целые массы греков, особенно состоятельных семей (а значит, образо­ванных людей) эмигрировали в Италию, где их влияние и без того

    7 См. М.С, Каган. Философия культуры. - СПб., 1996. * Инквизиция внесла свой, особый, вклад в развитие антиабсолютистских настроений: помимо развернувшегося религиозного террора в отношении целых еретических народов инквизиция была особенно беспощадна к женщинам как "самым верным пособницам дьявола". (См., например, "Молот ведьм".)

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    Было традиционно мощным и глубоким. Многие греческие авто­ры, например, Михаил Иселл, переводились на латинский язык и таким образом просвещенным умам Европы становилось доступ­ным достояние богатой византийской культуры. Как"показывают современные исследования 9 , византийская культура XIV - XV вв. переживала своеобразный Ренессанс, и семена его были посажены в итальянской культуре многочисленными переселенцами из Гре­ции, Сирии, Малой Азии, Египта. Достижения греческой науки, философии и искусства с их гуманистической окраской легли на благодатную почву Италии, а оттуда перенеслись на всю Европу и вызвала беспримерную культурную реакцию.

    Во-вторых, с XIII в. в Европе начали действовать университе-ты" с, не говоря уже о многочисленных и богатейших библиотеках монастырей. В последних обучались и воспитывались переписчи­ки текстов и за достаточно умеренную плату производили копии тех рукописей, которые хранились в библиотечных архивах. Уни­верситеты стали центром хранения и передачи "свободных зна­ний" (медицина, космолошя, теология, философия, риторика, арифметика и др.), что уже само по себе служило источником им­пульсов свободомыслия и критицизма. Конечно, для появления мыслителей масштаба Эразма Ротгердамского требовались годы, десятилетия функционирования подобных "фабрик знаний", кото­рыми были университеты. Но за время появления гуманизма как европейского движения университеты выполнили несколько важ­нейших функций, среди которых (помимо образовательной и вос­питательной) можно назвать коммуникативную. Университеты были общеевропейскими учреждениями (напр. Оксфорд, Кем­бридж, Пражский, Болонский, Парижский университеты), они "сохраняли принцип общедоступности" 11 и служили научным ав­торитетом для культурных элит всех европейских стран (и не только). Это в определенной степени способствовало в дальней­шем приобретению европейской известности и европейского же

    9 См. напр. И, П. Медведев. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - СПб.:Алетейя, 1997.

    10 "К середине XIII в. можно говорить о формировании единой системы университетов Европы". От глиняной таблички к университету / Под общ. ред. проф. Т.Н. Матулиса. - М.: РУДН, 1998. - С. 487.

    Там же, с.495.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Масштаба мыслителей и учений, рождавшихся в среде студентов этих университетов или их выпускников. Авторитет университет­ского диплома стал символом истинности говорящего и служил ключом к приобретению наивысшего социального статуса и к формированию общественного мнения, которое почти целиком (за редким исключением) опиралось на мнения университетских уче­ных" 2 .

    Третьей причиной (лучше сказать, причиной и условием) рас­пространения гуманизма в Европе стало техническое открытие книгопечатания (завезенное из Китая). К моменту его появления книга (рукопись) пользовалась таким авторитетом и ценностью, какими сегодня обладают, быть может, только священные книги мировых религий. Каждая рукопись была бесценной не только по­тому, что их было мало, а потому, что само отношение образован­ного общества к книге было сродни священному. Не случайно ре­лигии имели наряду с другими предметами культа священные кни­ги, чьи тексты, по представлению верующих, писались либо самим Богом, либо его "секретарями" (апостолом, пророком и т.д.). По­этому книга как материальный предмет сама по себе обладала ог­ромным авторитетом, и ее распространение издателями и книго­торговцами, которые, кстати сказать, получали баснословные ба­рыши от продажи книг, означало придание авторитета всему, что было в них написано. (Это вовсе не значит, что издатели принима­ли к изданию все, что попало: существовал жесткий отбор авторов и их сочинений.) Сочинения гуманистов быстро распространялись огромными для того времени тиражами 13 и создавали критическую среду в образованной элите Европы. Семена, псс,еянные книжны­ми трактатами гуманистов, упали в хорошо подготовленную поч­ву, породив такое же по масштабу, если не более грандиозное, яв­ление Реформации.

    Конечно, мы не учитываем множество другмх явлений сред­невековой Европы, которые в своей совокупности обладали ог­ромной силой культурной модернизации. Можно назвать такие явления, как зарождение английского парламентаризма XIII в.,

    Так, враги Эразма Роттердамского не смели намекнуть ему на его со­мнительное происхождение, поскольку он был выпускником Парижского университета (Монтегю - коллегии для бедных). " До нескольких тысяч экземпляров.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    Развитие мореплавания, приведшее в конце XV в. к открытию но­вых земель Америки (что, быть может, сравнимо но значению со всеми причинами распространения гуманизма, приведенными на­ми), развитие литературы и искусства с их ориентацией на греко-римскую культуру и ее ценности и многое другое. Но кроме того, следует вспомнить и о кризисе феодальных отношений, и о потере религиозного авторитета католической Церковью. Всего описать невозможно. И тем нз менее, можно констатировать, что объек­тивные (исторические и социокультурные) условия жизни евро­пейских народов XV - XVI вв. создали предпосылки для дальней­шего пересмотра всего господствующего мировоззрения. Безус­ловно, главный удар по католическому мировосприятию нанесла Реформация, питавшаяся своими корнями в гуманистической идеологии. Лютер, Кальвин, Цвингли и другие реформаторы пере­несли акцент с церковной иерархии на верующего человека ("оправдание верой" Лютера) или на свободную от Церкви общину верующих (Кальвин). Другим, не менее сильным, оказался удар, нанесенный учеными Коперником, Галилеем и, позже, Кеплером, Гелиоцентризм не только разрушает одно из положений геоцеи-тристского представления об устройстве вселенной, но и всю картину мира, которой придерживалась Церковь и которую она канонизировала в качестве догматического положения. Как это всегда бывает, при сомнении в истинности одного из элементов системы, вся система становится сомнительной и шаткой и "превращается в объект для нападок со стороны ревизионеров" 15 . Это же произошло с абсолютизмом церковного мировоззрения, которое стандартизировало любые нормы мышления и поведения. Все, что выходило за границы санкционированных Церковью норм, признавалось еретическим и уничтожалось. И все же сомне­ние в абсолютной истинности одного мировоззрения осталось, ук­репилось и достигло такого масштаба, который позволил вообще отвергнуть его, подвергнув критическому пересмотру основные явления, события и факты истории и культуры стран Европы.

    К идеологам критицизма абсолютного мировоззрения можно отнести практически всех известных мыслителей, которые стояли на естественнонаучных позициях, начиная, видимо, с Декарта. Его

    Которое опиралось на систему Птолемея (II в. до н.э.). " Богин Игорь. Бог. Вселенная. Смысл. - М.: Беловодье, 2000. - С. 99.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Учение о дихотомии души и тела, а также о сомнении как первич­ном инструменте научного мышления, внесло импульс раскола в философию томизма. Придерживаясь картезианского типа мыш­ления, следовало использовать анализ в гораздо большей степени, чем синтез, сомневаться было правильнее, чем утверждать. Анг­лийские мыслители Бэкон и Локк вообще отказались признавать установленный раз навсегда порядок как в сознании, так, следова­тельно, и в окружающем мире. И уже прямыми идеологическими предшественниками феминистской критики стали представители французского просвещения, начиная с Вольтера и заканчивая Рус­со. Кстати, здесь можно упомянуть известную концепцию Ш. Ортнер о соответствии отношения природы и культуры как жен­щины и мужчины 16 . Действительно, традиционно женщина ассо­циировалась с природой, с ее непредсказуемостью и иррациональ­ностью, и потому всегда воспринималась как нечто низшее, ибо мужчина всегда хотел покорить природу в себе и вокруг себя. Критика же Руссо цивилизации и проповедь возврата к природе, к первобытным временам истинных отношений и социальной спра­ведливости была столь мощной и популярной, что это не могло не сказаться на изменении отношения европейского общества к при­роде, а следовательно, и к женщине как к ее непосредственному носителю и представителю.

    Мы хотим здесь еще раз подчеркнуть, что описывая так назы­ваемых предшественников феминистского движения, мы имеем в виду не столько отдельных мыслителей или да-*е течений мысли, сколько интеллектуальное, рационально-критическое в своей ос­нове культурное движение, которое находило своих апологетов в самых разных областях жизни и сознания. В результате деятельно­сти этой массы представителей данного движения создалась ду­ховная атмосфера в элитных культурных кругах, z в jnoxy возник­новения и развития капитализма - ив среде среднего класса, по­ощряющая любые виды проявлений анти абсолютисте ко го направ­ления и связанная с насаждением полицентристской картины ми­ра. Конечно, нельзя не обратить внимание на то, что, несмотря на подобную духовно-культурную тенденцию, объекты критики и

    Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тен­дерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алстсйя, 2001. - С. 379.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Ценности модернизации традиционных догматических установок, норм и моделей мышления и поведения оставались почти всегда в рамках европоцентризма. И все же критическое отношение ко все­му традиционному прочно вошло в моду в среде образованных слоев общества. И именно в этом смысле всех тех, кто внес свою ленту в утверждение критического отношения к догматам мышле­ния и поведения, мы называем предшественниками феминизма (хотя, понятно, не его одного, а всей современности).

    Отношение между мужчиной и женщиной приняло настолько устоявшуюся форму, представления о природе и характере муже­ственности и женственности столь мощно опирались на незыбле­мые с точки зрения традиционного мышления взгляды, связанные с распределением властных полномочий, прав и свобод, сфер реа­лизации и идеалов, что не случайно сомнение в истинности этих положений возникло jraiub после появления европейского мате­риализма и атеизма как общественных явлений. Особенно мощная струя в построении модернистского мировоззрения была внесена идеей эволюционизма (Дарвин, Спенсер, Маркс, Бергсон и многие другие). Она позволяла идеологически обосновывать, по сути, лю­бое движение, провозглашающее прогрессивность своих лозунгов по сравнению с традиционными представлениями. Идея справед­ливости, проявившаяся в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", была использована в качестве формального основания идеи соци­альной справедливости. Последняя приняла достаточно прогрес­сивный и потому притягательный облик борьбы угнетенных слоев населения за расширение их политических, экономических и со­циокультурных прав. Часть наиболее активных и образованных женщин влилась в это движение за права угнетенного населения, провозгласив лозунгом достижение женщиной равных с мужчиной прав. Это и политические права (избирательное право), и право на получение образования, и право на одинаковую с мужчиной опла­ту труда.

    Собственно, за любым социальным движением стоит критика господствующего положения вещей и идеологии. И потому со­вершенно естественно, что женское движение поневоле заставило научную мысль обратить внимание сначала на женщину как па социально угнетаемое существо, затем на причины этого угнете­ния, коренящиеся, по мнению многих, больше в субъективных,

    Гендерная культура представляется как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. Изменения в ней отражаются на экономической и политической стратификации общества, а также на социально-демографической, социально-профессиональной и национальной структурах.

    В истории человечества принято выделять три основных типа гендерной культуры : 1) Матриархат; 2) Патриархат; 3) Биархат.

    Матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Сегодня антропологи, говоря о «матриархате», часто приводят в пример материнско-родовые общества: меланезийцы Тробрианских островов, микронезийцы острова Трук в Океании, малайцы-минангкабау Западной Суматры, наси Южного Китая и многие другие.

    Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие:

    1) роль женщины достаточно велика, поскольку в мотыжном земледелии женский труд является основным; для этих обществ характерно наличие материнской семьи, то есть сохраняется матрилинейность и матрилокальность или авункулокальность (брачное поселение в группе брата матери), нередко даже дислокальность (проживание каждого из супругов в своей группе с эпизодическими брачными встречами) или амбиолокальность (попеременное проживание супругов в той или иной группе);

    2) очень крепки экономические и бытовые связи человека с братом его матери;

    3) общие экономические интересы супругов достаточно слабы, часто слаба и связь детей с отцом;

    4) позиция женщины является достаточно ярко выраженной, женщины являются часто хранительницами традиций, обычаев, религиозных культов, участвуют в общественной жизни и принятии решений.

    Патриархат. Общее значение этого понятия – господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс).



    Идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства, в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчинялись его предписаниям.

    Биархат представляет собой «главенство» двух полов. Гендерная культура развивается по законам исторической преемственности. Каждая эпоха оставляет свой след в развитии социальности, при этом историческое обогащение не несет в себе отрицания ранее приобретенных ценностей, оно означает их новое существование во вновь складывающейся культурной системе.

    Каждая система – исторический тип гендерной культуры . В истории, как в единстве прерывности и непрерывности, объективно существуют периоды перехода от одного типа культуры к другому. Соответственно существуют периоды адаптации социальных общностей к императиву системы общественных отношений. Гендерная адаптация есть проявление данной закономерности, в рамках которой субъектом адаптации выступают гендерные общности.

    Гендерная адаптация. Пол и гендер. Гендерные стереотипы

    Гендерная адаптация представляет собойвид социальной адаптации, выступающей как процесс приспособления мужской и женской общностей в ходе переструктурирования системы общественного разделения труда, её элементами являются социально-экономическое, политическое и правовое приспособление.

    Гендерная адаптация в равной степени актуальна для мужчин и женщин. Общество предстает перед социологом как система, в рамках которой складывается определенный гендерный баланс, в основе которого лежит гендерный контракт , оформленный в действующем праве и морали и определяющий комплекс социальных ролей мужской и женской общностей.

    Происходящие в обществе изменения существенно деформируют гендерное равновесие и обуславливают необходимость пересмотра гендерного контракта как условия социальных отношений гендерных общностей государства.

    Анализ развития гендерных общностей также представляет собой один из аспектов рассмотрения хода человеческой истории. Каждая стадия исторического развития находит свое отражение в исторических типах личности, складывающихся в системе развивающихся общественных отношений.

    Гендерный подход позволяет развить представление о типах личности, фиксировать роль гендера в качестве стратообразующего, типологического признака, позволяет содержательно определить характер и содержание преемственности и развития в личностных характеристиках женщин и мужчин, приобретаемых в историческом движении общества.

    Пол и гендер

    В английском языке два понятия, определяющие соотношение мужчина-женщина : секс (sex) – пол и гендер (gender) – это своего рода «социопол» (сравните, в русском языке есть одно слово, связанное с этим вопросом - пол ).

    Оба понятия используются для проведения горизонтальной социополовой стратификации общества (в отличие от социальных - классовой, сословной - стратификаций).

    Sex - биологический пол, который суммирует биологические различия между мужчиной и женщиной. Гендер - социальная структура, обозначающая особенности поведения, социальных стратегий.

    Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией.

    Гендер - это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

    Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура: перефразировав известное высказывание, скажем - женщиной и мужчиной не рождаются, ими становятся. По мере взросления ребенок узнает, какие формы поведения, виды деятельности приемлемы для представителей его пола, а какие - неприемлемы, и, как правило, принимает гендерную роль, в особых случаях - отвергает соответствующие гендерные роли.

    Гендерные стереотипы

    Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин; гендер – это структурированная под влиянием культуры система различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним.

    Гендер – это социальная организация сексуальных отличий, хотя это и не означает, что гендер отражает фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, гендер – это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени.

    Сексуальное различие не может рассматриваться никак иначе, кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является «абсолютным, чистым», оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов.

    Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена.

    «Сексуально-гендерное поле» человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах.

    Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку.

    Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала XX в. сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями.

    Через игры и игровые структуры, одежду и т. п. ребенок начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т. п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии.

    Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного «Я», эгоцентризмом и эгоизмом.

    Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, ценностью равенства, справедливости и свободы и т. п.

    Общество насаждает и воспроизводит представления о гендере. Этот процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь человека. В книге Джона Масиониса «Социология» указаны черты, которые американцы традиционно связывают с феминным и маскулинным поведением.

    Таблица 2 – Черты феминного и маскулинного поведения

    Женские черты Мужские черты
    Подчинение Доминирование
    Зависимость Независимость
    Невысокий интеллект и некомпетентность Высокий интеллект и компетентность
    Эмоциональность Рациональность
    Восприимчивость Напористость
    Интуитивный склад ума Аналитический склад ума
    Слабость Сила
    Робость Храбрость
    Способность довольствоваться малым Амбициозность
    Пассивность Активность
    Отзывчивость Соперничество
    Чувственность Бесчувственность
    Сексуальный объект Сексуальность агрессивность
    Привлекательность определяется физичес-кой внешностью Привлекательность определяется достиже-ниями

    Как видим, многие из этих черт противопоставлены друг другу. Гендер не только влияет на представление человека о себе, но и учит его поступать определенным образом. Поэтому и возникло понятие гендерные роли , под которыми понимаются установки и виды деятельности, которые общество увязывает с тем или иным полом.

    Гендер является одним из измерений социальной организации, определяющим наши отношения с окружающими и представление о себе. Не менее важно и то, что гендер подразумевает иерархию, делящую мужчин и женщин на разные категории по власти, богатству и другим ресурсам. Поэтому социологи говорят о гендерной стратификации, или неравном распределении материальных благ, власти и привилегий между мужчинами и женщинам.

    Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Любой тип гендерной культуры в чистом виде построен на доминировании одного пола над другим, что ведет к гендерному конфликту.

    Что еще почитать