Конспект открытого занятия в старшей группеначало обучения грамоте. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке Обучение грамоте в старшей группе первое занятие

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов;
2. Формировать умение проводить графическую запись предложения;
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
4. Расширять представления детей об окружающем мире;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка

– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ иллюстрации) .
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер?
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях?
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса. )
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5.Физкультминутка для глаз
6. Графическая запись предложения
Воспитатель : Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
7.Дидактическая игра «Что это?»
Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.)
Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.)
Воспитатель : В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.)
Воспитатель : В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.)
8. Физкультминутка
Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
9. Игра «Найди домик животному»
Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками) . Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
10. Итог занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас?
Молодцы!

Конспект занятия по обучения грамоте в старшей группе


Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,

предложенные воспитателем.

1. Перед вами дом и этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается гласный

2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.

И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.

За это их назвали согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

Звук мы произносим.

3.- Я вам загадаю загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет

Кур крадет (Лиса).

Я предлагаю разобрать слово «Лиса»

Но в начале вспомним, какие бывают звуки?

(Согласные, гласные).

А какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)

Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?

(Синими).

Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

(Зелеными).

Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?

(красными).

4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на картинке? «Лиса»

Что обозначают клеточки.

Сколько звуков в слове «Лиса» (Четыре звука).

Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (Ль)

Какой он? (Согласный, мягкий)

Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

Что мешает во рту, когда мы произносим этот звук (Ль). – Язык.

Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)

Какой он? (Гласный)

Когда произносим гласный звук (И) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).

А сейчас поищем третий звук. Какой третий звук в слове «Лиса».

Произнесем вместе. (С)

Какой он? (Согласный, твердый)

Какой фишкой обозначим? (Синей)

Что мешает во рту, когда мы произносим звук (С). – язык, зубы.

Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)

Какой он? (Гласный)

Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (А) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).

Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).

Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)

Какой первый слог (ЛИ).

Какой второй слог (Са).

Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)

Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука). Назовите их. (Ль, С)

5 . Физминутка

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я. Бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Мы тебе, лиса поможем

Мы из букв тебя вновь сложим.

6. - Какое слово мы с вами разобрали? (Лиса).

Давайте с этим словом составим предложение.

Из чего состоят предложения? (из слов).

Короткие слова и длинные слова

7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад я встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.

Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал, нескладно получилось у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.

Молоко нальем в батон

По траве ползет бидон

В печке выпекли бутон

А в саду расцвел питон.

Железный, пустой – бидон

Ароматный, розовый, нежный – бутон

(Роза (Бутон) –не распустившая Роза.

Свежий,ароматный – батон.

Длинный, пестрый – Питон.

Змея (Питон)

Молоко нальем в бидон.

По траве ползет питон.

В печке выпекли батон.

А в саду расцвел бутон.

8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.

В желтую корзинку - картинки с одним слогом,

В голубую корзинку - картинки, где есть два слога.

В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.

Итог. Какое слово разбирали?

С каким словом составляли предложения?

Кому помогли?.


Оксана Быкова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со страной звуков»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «Знакомство со Страной Звуков»

Программное содержание:

познакомить детей с понятием «звук», с помощью чего произносятся звуки;

дать понятие «длинных» и «коротких» слов, учить различать «длинные» и «короткие» слова;

развивать речь, фантазию, память, умение доказывать свою точку зрения;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, слушать товарищей.

Методические приёмы: наблюдение, сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы, дидактическая игра, игровое упражнение.

Материал: картинки персонажей Лисёнок, Ёжик, Мудрая Сова, тетради «По дороге к Азбуке», «Наши прописи», картинки – линейка длинная зелёная, короткая красная, зубы, язык, рот, щёки, аудиозапись – тиканье часов, пение птиц, машина, предметы - ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка.

1. Эмоциональный настрой

Дети стоят на ковре в кругу.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт.

2. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

Ребята, к нам пришли гости – это Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова. И они предлагают нам отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышали? (аудиозапись звук машины, пение птиц, тиканье часов)

Всё что вы сейчас услышали – это и есть звуки.

Итак, отправляемся в страну Азбуку через страну Звуков.

Угадайте на чём мы поедем?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что это? (Это поезд.)

Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова уже уселись.

Подудите, как паровозик. (Ту-ту)

Как стучат вагончики? (Чух-чух-чух)

3. Станция «Звуки»

Мы прибыли на станцию «Звуки». Пройдите к своим тетрадям. Откройте тетрадь на первой странице и скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?

Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Он услышал кар, ме, гав, кукареку, му, игого)

Можно ли всё, что вы произнесли назвать звуками? (Можно)

Это значит, что мы уже попали в страну Звуков.

Речевая игра

Ребята, Ёжик хочет с вами поиграть и предлагает вместе сочинить стихотворение.

Воспитатель: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Воспитатель: Лает пёсик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Воспитатель: А петух мне на бегу

Прокричал….

Дети: Кукареку!

Воспитатель: А котёнок пискнул:

Дети: Мяу!

Какие звуки вы произнесли?

Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Мудрая Сова хочет вам что-то сказать. Оказывается, звуки речи возникают во рту.

Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)

А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щёки)

Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, языка, щёк и зубов?

Игра «Отгадай загадку»

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щёки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

Длинные и короткие предметы

Мудрая Сова вручила Ёжику и Лисёнку две линейки. Это одинаковые линейки? (Зелёная – длинная, красная – короткая)

Ёжику и Лисёнку надо разложить предметы на длинные и короткие. Поможем? (ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка)

Молодцы, вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с испытанием.

Длинные и короткие слова

Ребята, Мудрая Сова хочет открыть вам секрет. Оказывается, слова, как и предметы, бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор. А в коротких словах мало звуков. Эти слова произносятся коротко. Например: дом.

Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом. Э-лек-трич-ка. Бывает и наоборот: длинный предмет – коротким словом, а короткий – длинным.

Давайте и мы поиграем в слова. (С мячом)

Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие:

Круг, вос-пи-та-тель-ни-ца, дым, вен-ти-ля-тор, сад, те-ле-фон, соль.

Какие вы молодцы, Ёжик и Лисёнок говорят вам спасибо.

4. Рефлексия

Но наше путешествие закончилось. Давайте скажем «До свидания» Ёжику, Лисёнку и Мудрой Сове. Садимся на поезд и возвращаемся в группу.

С кем мы сегодня познакомились?

В какой стране мы сегодня очутились?

Вам понравилось на занятии?

Что вам понравилось?

Спасибо за участие.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

День открытых дверей. Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок» Цель: обобщить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте в старшей группе. Задачи: образовательная.

Итоговое НОД по подготовке детей обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» Администрация Новоузенского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник,.

Тема : Гласный звук «У» . Буква У.

Цели : способствовать развитию звуко - буквенного анализа, фонематического слуха;

познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением - квадрат красного цвета;

развивать логическое мышление;

познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У» ,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование : предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг) .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки.

Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А» , потом - те, у кого названия начинаются со звука «О» и т.д.

(Дети называют картинки - буквы и садятся).

  1. Актуализация знаний.

Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки) .

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным) .

Игра " Назови слово". В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например : стул, Кукла и т. д)

III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку) . Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.

По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Улитка.

Весь день на воде,

А водой не насытится.

Утка.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

Арбуз.

Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям :

У - у - утюг, у - у- улитка, у - у - утка, у - у - удочка - назовите первый звук в этих словах (звук «У» ).

Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он - гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).

Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)

Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

У каждого звука есть свой письменный знак - буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем) .

Звук «У» обозначается буквой У (показываю) .

Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух) .

Обратите внимание, что одна палочка - длинная, а другая - короткая.

С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны) .

Давайте пропишем букву У в «воздухе» .

А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание) .

Проведите указательным пальчиком по этой букве.

Какую букву вы сложили?

А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка: "Мы охотники". проводит Глеб
  1. Закрепление материала.

Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схем слов Ар-буз.

Методика составления слова Ау.

Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором : АУ. Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им : Аууу.

Слово ау очень короткое, но очень нужное : многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, выставляя буквы на полотно азбуки.

Проведём звуковой анализ слова: "Труба"

Какой первый звук? Глеб напиши этот звук в первый домик- клеточку.

Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.

Лера напиши рядом с первым звуком во втором квадратике второй звук "Р".

Какой звук живет в первой клеточке? Во второй? Следующий звук...

Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово.

Дидактическая игра " Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например : дом, сад, лед, мама, рама, и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове- передает дальше слово по телеграфу". (по цепочке) .

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ ».

  1. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «У» , нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)

- Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

  1. - Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок - это символ звука «У».
  2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

  1. Игра «Один-много».

Я буду называть предмет, а вы много. (Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

  1. Знакомство с буквой «У» .

Послушайте стихотворение:

«У» - сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

Почему мы обозначаем её красным цветом, кто мне скажет?

Потому что звук «У» гласный и мы обозначаем его красным цветом.

Выкладывание буквы «У» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г.

Змановская Роза Джумаевна ,

учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад к/в

"Золотой ключик"

Пуровский район, г.Тарко-Сале

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Дать понятие о механизме образования звука И;

Познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

Учить детей образовывать слова с уменьшительно-

ласкательными и увеличительными суффиксами;

Развитие фонематического слуха, слухового

внимания и памяти;

Развитие умения составлять из частей целостное

изображение предмета;

Учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).

Словарная работа:

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт зажжённую свечу).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки »

Логопед:

Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Иголки разные.

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

Дети:

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Логопед:

Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

Этот звук поётся?

Дети:

Этот звук можно петь.

Логопед:

Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с чётками.

Логопед:

Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.

Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Логопед:

Я называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

Здравствуй, большак! - говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

(Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь , Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира , Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

Молодец! Ты внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:

Да это же лошадки!

Логопед:

Дети: И-и-го-го!

Логопед:

Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:

Логопед:

А как зовут детёныша лошади?

- Жеребёнок.

Логопед:

Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)

У Ика был домик, а у Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

-Это звук [ и ] .

Логопед:

Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

Звуки мы не видим.

Логопед:

Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

Логопед:

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Можно ли этот звук петь?

Как называются звуки, которые поются?

Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Литература

1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.

3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.

4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Санкт-Петербург, 2003г.

5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»

Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Что еще почитать