Чем занимается материально технический отдел. Функции отдела материально-технического обеспечения и значения его рациональной организации. Взаимоотношения с другими подразделениями

Материально-техническое обеспечение на большинстве предприятий традиционно осуществляется отделом снабжения. В состав этого отдела чаше всего включаются- планово-экономическая группа (бюро); материальные группы (которые специализированы по видам материалов); диспетчерская группа (бюро); материальные склады или складское хозяйство; транспортное хозяйство.

Назначение планово-экономической группы отдела снабжения следующее: разрабатывать планы снабжения, определять возможности удовлетворения потребностей е конкретных видах ресурсов; технико-экономическое обоснование выбора форм снабжения (транзитной или складской); установление лимитов отпуска ресурсов цехам и производственным службам; учет и анализ деятельности.

Материальная группа (бюро): составляет заказы н спецификации на материальные ресурсы и представляет их предприятиям-поставщикам; ведет учет документов на поставку продукции; разрабатывает оперативные планы снабжения; организует завоз материальных ресурсов на предприятие (например, с железнодорожных станций, снабженческо-сбыто-. выхбаз и т.п.).

Диспетчерская группа (бюро): контролирует обеспеченность производства основными видами ресурсов; регулирует завоз материальных ресурсов на предприятие; организует разгрузку поступающих грузов; осуществляет оперативный контроль и регулирование поступления ресурсов в цехи, участки, службы.

Хозяйственная практика выделила несколько типичных вариантов организации МТО .

Так например, на малых предприятиях, которые выпускают ограниченную номенклатуру продукции и в малых количествах, обычно самостоятельные службы снабжения отсутствуют. Поэтому функции снабжения выполняют или специально выделенные работники, или группы в составе хозяйственного отдела (коммерческого отдела) предприятия. Этот отдел подчиняется чаще всего заместителю директора по коммерческим вопросам. Функцией данного хозяйственного отдела является еще и сбыт продукции, а также - транспортно-складские операции.

На средних и крупных выделяются самостоятельные отделы материально-технического обеспечения. Структура такого отдела в зависимости от типа и масштабов производства создается или по функциональному, или по материальному принципу. Функциональная организация наиболее типична для предприятий мелкосерийного и единичного производства, которые потребляют сравнительно узкую номенклатуру материальных ресурсов.

При организации отделов снабжения по функциональному признаку в них создаются функциональные подразделения в виде бюро или групп, которые призваны решать основные задачи МТО. Например, планово-учетная группа (бюро) выполняет следующие функции: определение потребности предприятия в материальных ресурсах; составление планов снабжения и разработка заявок на нужные предприятию ресурсы; установление лимитов отпуска материалов в производство; ведение учета и отчетности по МТО. Заготовительные группы осуществляют оперативную работу по заготовке материалов, контролируют их отгрузку поставщиками и базами снабжения в адрес предприятия, несут ответственность за своевременность и комплектность материального обеспечения производства.

При такой организации складское хозяйство предприятия непосредственно подчиняется начальнику отдела снабжения или его заместителю. Склады осуществляют приемку поступающих на предприятие материалов, их хранение и отпуск производственным подразделениям (цехам, Ремонтным службам и т.п.).

Организация МТО по материальному принципу предпочтительна для предприятий с крупносерийным и массовым производством, когда имеется широкая номенклатура и значительный объем продукции. При организации деятельности МТО по материальному принципу материные группы отдела снабжения призваны выполнять весь комплекс планово-оперативной работы. При этом каждая материальная группа по закрепленной за ней номенклатуре осуществляет планирование, загону, снабжение цехов и служб материалами. Это значительно повышает ответственность данных материальных групп за обеспечение производства материальными ресурсами и позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Для выполнения планово-учетной работы и диспетчирования процессов МТО в таких отделах снабжения создаются сводные планово-учетные и диспетчерские подразделения. При этом складское хозяйство выделяется также в самостоятельную структурную единицу и подчиняется административно или руководителю отдела снабжения, или непосредственно заместителю директора предприятия. а по оперативным вопросам - руководителям соответствующих материальных групп.

Организация МТО в производственных объединениях отличается определенным своеобразием и новыми возможностями. Это прежде всего обусловливается специализацией предприятий, унификацией номенклатуры потребляемых ими материалов, возможностью большей концентрации материальных ресурсов и лучшим маневрированием ими .

При организации МТО на производственных объединениях надо учитывать расположение предприятий, входящих в состав данного объединения. Например, если входящие предприятия территориально разобщены, то обычно на предприятиях-филиалах остаются отделы снабжения для осуществления оперативно-заготовительных функций и обеспечения производства материалами. В этом случае плановая функция передается головному предприятию, на котором для ее выполнения в составе отдела МТО расширяется плановое бюро.

Если предприятия-филиалы находятся поблизости от головного, то нет необходимости сохранять там самостоятельные отделы снабжения. В данном случае служба снабжения централизуется на головном предприятии и должна обеспечить весь комплекс планово-оперативных функций; централизуется также складское хозяйство, а на предприятиях-филиалах сохраняются лишь небольшие группы снабжения и подкомплектовочные склады для обеспечения цехов ресурсами.

При организации МТО необходимо учитывать две основные формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения продукция поступает от изготовителя непосредственно к потребителю. В этом случае ускоряется процесс доставки продукции, укрепляются хозяйственные связи между предприятиям и поставщикам и предприятиями-потребителями, отпадают промежуточные операции по выгрузке, складированию и погрузке материалов и сокращаются транспортно-заготовительные расходы. Надо учесть, что применение транзитного снабжения экономически целесообразно, если доставляемый ресурс (материал) постоянно потребляется в статочно больших размерах, которые превышают транзитные и заказные нормы.

Складская форма снабжения применяется при небольших объемах потребления ресурсов. В этом случае ресурсы от изготовителя сначала завозятся на склады снабженческо-сбытовых организаций и оттуда отпускаются предприятиям-потребителям. При этой форме поставок сокращаются производственные запасы у потребителей, ускоряется оборачиваемость оборотных средств, и потребители получают возможность завозить необходимые ресурсы в удобные для них сроки и в количествах, не превышающих действительную потребность в данном виде ресурсов в данное время. Снабженческо-сбытовые органы по желанию потребителя могут предварительно подготовить материалы к производственному потреблению (например, резка металлического листа на заготовки; разделка кабельных изделий; расфасовка, специальная подсортировка, комплектование и т.п.),

Следует иметь в виду, что при складской форме снабжения предприятия-потребители несут дополнительные расходы за услуги, выполняемые снабженческо-сбытовыми организациями (складские наценки).

Поэтому в каждом варианте поставок требуется экономическое обоснование выбора форм снабжения, определяя, что выгоднее предприятию: сэкономить на транспортно-заготовительных расходах и увеличить размер оборотных средств в производственных запасах при транзитном снабжении или сократить производственные запасы при складской форме снабжения.

Важную роль для бесперебойного снабжения предприятий играет складское хозяйство

Основные функции складского хозяйства :

Временное размещение и хранение материальных запасов;

учет материальных запасов;

  • - плановое и бесперебойное снабжение цехов и производственных служб материальными ресурсами;
  • - подготовка материалов к их непосредственному потреблению;
  • - отгрузка готовой продукции потребителям.

Склады различаются по:

  • - размерам помещений: от нескольких небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров до складов-гигантов с площадью в сотни тысяч квадратных метров;
  • - высоте укладки грузов. Так, в одних груз хранится на уровне человеческого роста, а в других груз размещается на высоту несколько десятков метров;
  • - конструкции: полузакрытые н закрытые;
  • - степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
  • - ассортименту продукции: со смешанным и с универсальным ассортиментом;
  • - признаку места в общем потоке движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

Рассмотрим подробнее классификацию складов по признаку места. По этому признаку они обычно делятся на две основные группы:

  • - на участке движения продукции производственно-техническою назначения;
  • - на участке движения товаров народного потребления.

При этом склады, связанные с движением продукции производственно-технического назначения, делятся еще на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, сырья и исходных материалов, сферы обращения продукции производственно-технического назначения

Склады второй группы делятся на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий и в местах их потребления.

Выполним краткий анализ функций различных складов, которые размещены на пути движения материального потока ог первичного исючника сырья до конечного потребителя.

Прежде всего это склады сырья и исходных материалов, которые принимают ресурсы, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляют складирование, хранение- подсортировку или дополнительную обработку продукции перед ее отправкой, маркировку, подготовку к погрузке и погрузочные операции.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше функций, осуществляют концентрацию товаров, подкомплектовку, подборку продукции в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как потребителям, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы) получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими различные торговые предприятия

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе материально-технического обеспечения

Управления Федеральной службы судебных приставов

по Челябинской области

I . Общие положения

1.1. Отдел материально-технического обеспечения (далее - отдел) является структурным подразделением аппарата управления Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - Управление).

1.2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами, указаниями и распоряжениями Управления, настоящим Положением, нормативно - правовыми актами Российской Федерации по защите информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

1.3. Отдел осуществляет деятельность в пределах своей компетенции и во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФССП России, со структурными подразделениями Управления, с Управлением Министерства юстиции России по Челябинской области, а также с федеральными органами исполнительной власти.

1.4. Работники отдела исполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей и должностным регламентами.

1.5. Отдел подчиняется руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - главному судебному приставу и заместителю главного судебного пристава, курирующего вопросы административно-хозяйственной деятельности Управления.

II . Основные задачи отдела

2.1. Организация, контроль и методическая помощь отделам Управления в подборе и ремонте зданий и помещений для размещения структурных подразделений Управления.

2.2. Заключение гражданско-правовых договоров (аренды, коммунальных услуг, охраны, техобслуживанию помещений, ТБО, техобслуживание автотранспорта и медицинское освидетельствование водителей и иные).

2.3. Обеспечение отделов Управления материальными ресурсами.

2.4. Организация и проведение открытых аукционов в электронной форме, конкурсов и запросов котировок на поставку, оказание услуг, выполнение работ для нужд Управления.

2.5. Обеспечение сотрудников отделов Управления форменным обмундированием.

2.6. Обеспечение отделов Управления автотранспортом, вооружением, боеприпасами, специальными средствами и средствами радиосвязи.

2.7. Обеспечение участия работников отдела в организации мобилизационных тренировок по оповещению и сбору. Выполнение мобилизационных мероприятий, предусмотренные при введении степени готовности, объявлении мобилизации.

2.8. Организация и проведение работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отделе.

2.9.Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну в установленной сфере деятельности Управления. Отдела.

2.10. Разработка и уточнение плана мероприятий по материальному, автотранспортному и медицинскому обеспечению Управления в особый период.

2.11. Организация и разработка инструкций по охране труда для обслуживающего персонала.

2.12. Исполнение иных задач, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами и распоряжениями Управления.

III . Основные функции отдела

3.1. Разработка и организация выполнения программ и мероприятий по укреплению материально-технической базы отделов Управления для предоставления их в министерство юстиции РФ.

3.2. Подготовка документации на проведение открытых аукционов в электронной форме, конкурсов и запросов котировок на поставку, оказание услуг, выполнение работ для нужд Управления.

3.3. Подготовка и осуществление капитальных и текущих ремонтов в помещениях, занимаемых отделами Управления.

3.4. Заключение гражданско-правовых договоров (аренды, коммунальных услуг, охраны, техобслуживанию помещений, ТБО, техническое обслуживание автотранспорта и медицинское освидетельствование водителей и иных.).

3.5. Осуществление материально-технического снабжения и обеспечение отделов Управления материальными ресурсами (мебель, бумажная продукция и т.д.).

3.6. Осуществление снабжения, учета и хранения вооружения, боеприпасов, специальных средств и средств радиосвязи в отделах судебных приставов и на складе;

3.7. Осуществление снабжения сотрудников отделов Управления форменным обмундированием.

3.8. Обеспечение отделов Управления автотранспортом, его безаварийной эксплуатации и ремонта.

3.9. Осуществление контроля, совместно с финансово-экономическим отделом, за использованием и сохранностью материальных ценностей.

3.10. Решение хозяйственных вопросов и организация мероприятий Управления.

3.11. Обеспечение технического состояния помещения, занимаемого Управлением, материально-техническим оснащением деятельности Управления.

3.12. Ведение базы данных по действующим и вновь поступающим материальным ценностям: мебель, сейфы, автомобили, запчастям к ним и иные.

3.13. Участие в составлении перспективных и текущих планов деятельности Управления.

3.14. Проведение монтажа, подключения, профилактики и мелкого ремонта средств радиосвязи Управления и его отделов.

3.15. На основании существующей потребности обеспечение структурных подразделений, с привлечением исполнителей и подрядчиков на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ в рамках исполнения требований пожарной безопасности.

3.16. Противодействие коррупционным проявлениям.

3.17. Направление в ФССП России специальных донесений в необходимых случаях, в установленном порядке и сроки.

3.18. Работа с кадровым резервом.

3.19. Организация и проведение занятий с сотрудниками отдела в системе служебной подготовки.

3.20. Организация работы с обращениями граждан, представителями юридических лиц и представлениями прокуратуры (в части касающейся).

3.21. Своевременное и полное предоставление достоверной ведомственной статистической отчетности по направлению деятельности отдела по установленным формам.

3.22. Исполнение иных функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, приказами и распоряжениями Управления.

IV . Полномочия отдела

4.1. Проверять состояние материально-технической базы Управления, имеющейся в отделах Управления, запрашивать у начальников отделов информацию, необходимую для выполнения функций отдела.

4.2. Вносить на рассмотрение руководителю, заместителям руководителя Управления предложения по совершению административно-хозяйственной деятельности.

4.3. Привлекать по согласованию с руководителем Управления для экспертных и исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов.

4.4. Участвовать в проведении открытых аукционах в электронной форме, котировок, конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

V . Структура и организация деятельности отдела

5.1. Структура и штатное расписание отдела утверждаются приказом ФССП России.

5.2. Деятельность отдела осуществляется на основании планов работ ФССП России и Управления, планов работы коллегии и иных планов работы Управления.

5.3. Организацию деятельности отдела осуществляет руководитель Управления и заместитель руководителя Управления, курирующий данное направление деятельности.

5.4. Руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности на основании приказа руководителя Управления или лицом, исполняющим его обязанности.

5.5. Начальник отдела:

5.5.1. Осуществляет общее руководство деятельностью отдела.

5.5.2. Принимает участие в подборе и расстановке кадров на государственные должности в отделе и обеспечивает повышение их квалификации.

5.5.3. В пределах своих полномочий участвует в формировании резерва кадров для замещения государственных должностей в отделе.

5.5.4. Вносит в установленном порядке предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности работников отдела, их поощрении и наложении взыскания.

5.5.5. Разрабатывает должностные регламенты работников отдела.

5.5.6. Готовит в установленном порядке представления к присвоению классных чинов, аттестации, награждению ведомственными наградами работников отдела.

5.5.7. Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые документы и материалы от структурных подразделений Управления.

5.5.8. Информирует руководство Управления о деятельности отдела.

5.5.9. Координирует в установленном руководителем Управления порядке деятельность по взаимодействию со средствами массовой информации.

5.5.10. Обеспечивает соблюдение в отделе федерального закона о государственной гражданской службе и трудового законодательства Российской Федерации.

5.5.11. Организует ведение в отделе делопроизводства и выполнение мероприятий по обеспечению режима секретности в соответствии с порядком, установленным в ФССП России.

5.5.12. В пределах компетенции дает поручения работникам отдела, обязательные для исполнения.

5.5.13. Осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Минюста России, а также правовыми актами ФССП России.

5.5.14. Начальник отдела обеспечивает соблюдение работниками отдела действующего законодательства Российской Федерации по вопросам защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.

VI . Ответственность начальника отдела

6.1. Начальник отдела несет соответствующие виды ответственности:

6.1.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение отделом задач и функций, определенных настоящим Положением, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и Управления.

6.1.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своего должностного регламента.

6.1.3. За несвоевременное, неполное и недостоверное предоставление ведомственной статистической отчетности по направлению деятельности отдела по установленным формам.

6.1.4. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных регламентов (инструкций) работниками отдела.

6.1.5. За соответствие подготовленных лично и работниками отдела документов законодательству Российской Федерации, а также за качество подготавливаемых документов.

6.1.6. За превышение предоставленных прав или использования их для решения вопросов, не обусловленных служебной необходимостью, а также за разглашение государственной тайны, сведений конфиденциального характера или иной информации ограниченного распространения, полученной в ходе исполнения обязанностей.

6.1.7. За несоблюдение условий обеспечения сохранности документов, утрату или несанкционированное их уничтожение.

6.1.8. За причинение Управлению материального ущерба.

6.1.9. За соблюдение работниками отдела действующего законодательства Российской Федерации по вопросам защиты государственной и иной охраняемой тайны.

VII . Ответственность работников отдела

7.1. Каждый работник отдела несет соответствующие виды ответственности:

7.1.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своего должностного регламента (инструкции).

7.1.2. За соответствие лично подготовленных документов законодательству Российской Федерации, а также за качество подготавливаемых документов.

7.1.3. За превышение предоставленных прав или использования их для решения вопросов, не обусловленных служебной необходимостью, а также за разглашение государственной тайны, сведений конфиденциального характера или иной информации ограниченного распространения, полученной в ходе исполнения обязанностей.

7.1.4. За несоблюдение условий обеспечения сохранности документов, утрату или несанкционированное их уничтожение.

Система организации снабжения предприятия ресурсной базой, необходимой для его производственной деятельности.

Материально-техническое обеспечение (МТО) включает в себя анализ потребностей предприятия в ресурсах, их поиск, покупку и подготовку для использования в производственной деятельности.

Функциональная основа и основные задачи МТО

Функционал МТО делят на четыре подгруппы: коммерческую, маркетинговую, технологическую и административную.
  • Коммерческая. Покупка или аренда материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
  • Маркетинговая. Выбор поставщиков и заключение с ними контрактов.
  • Технологическая. Доставка или транспортировка ресурсов, а также их складское хранение.
  • Административная. Учет и контроль ресурсной базы.

Планирование

Материально-техническое обеспечение играет одну из ключевых ролей в долгосрочном планировании деятельности фирмы. Номенклатура МТО позволяет заранее необходимое количество ресурсов для производства запланированного объема продукции. Процесс ее составления включает несколько этапов:
  • анализ стоимости и качества ресурсов у разных поставщиков;
  • расчет затрат на доставку ресурсов;
  • расчет объемов требуемых ресурсов в соответствии с планами выпуска готовой продукции;
  • составление плана закупок.
При работе системы МТО предприятия используются следующие методы:
  • Нормативный. Основывается на прямой корреляции между масштабом производства предприятия и его потребностью в ресурсах, которая определяется нормой расходов.
  • Статистический. Базируется на коэффициентах планирования будущего потребления по сравнению с прошлыми и снижения нормы расходов на следующий период.
  • Прогнозный. Предполагает анализ расходов на потребление ресурсов за определенный промежуток времени в прошлом и их динамике.

МТО - деятельность, характерная практически для каждой организации. Аббревиатура расшифровывается так: "материально-техническое обеспечение". Это главная тема статьи. Помимо определения, мы рассмотрим функции, формы, организацию МТО, управление им, составление планов обеспечения и другие важные вопросы по теме.

Определение

Материально-техническое обеспечение - это один из видов коммерческой деятельности, обеспечивающей организацию, соответственно, материальными и техническими ресурсами.

И более детальное определение. Материально-техническое обеспечение - система использования и обращения основных, оборотных фондов организации (сырья, машин, полуфабрикатов и проч.), средств труда. А также их дальнейшее распределение по бизнес-единицам, структурным отделам, потребление в производственном процессе.

Главная цель МТО - предоставить материальные и технические ресурсы производству в обговоренных объемах, в указанную локацию.

Функции

Функции материально-технического обеспечения - это две категории: технологические и коммерческие. Рассмотрим их.

Коммерческие функции МТО, в свою очередь, разделяются снова на две группы. Основные - это непосредственно покупка или аренда технических и материальных ресурсов. Вспомогательные функции МТО - следующее:

  • Маркетинговые. Решение по выбору того или иного поставщика, обоснование доверия данному партнеру.
  • обеспечение покупки/аренды ресурсов, защита спектра прав собственности, а также сопровождение деловых переговоров. Заключение сделок и контроль за их исполнением.

Технологические функции материально-технического обеспечения учреждения:

  • Решение вопросов по процессам доставки и хранения ресурсов.
  • Распаковка, заготовка, консервация ресурсов.
  • Предварительная обработка сырья и иных ресурсов.

Главные обязанности отдела

Материально-техническое обеспечение деятельности - это исполнение ряда последовательных и взаимосвязанных задач:

  • Планирование потребности организации в ресурсах. За основу берутся данные о двух показателях производства - фондоотдаче и материалоемкости. Информация определяет оптимальные , необходимые для конкретного производственного цикла или отдельного выпуска определенной партии изделий/услуг.
  • Заготовительная задача. МТО ведет на базе предприятия оперативные и заготовительные работы согласно планам потребностей. Также контролирует процессы заключения договоров поставки, анализирует "ошибки" производства.
  • Хранение материалов и заготовленного сырья. Организация складского характера. Кроме того, в обязанности отдела входит разработка инструкций и указаний, по которым должно осуществляться хранение и использование запасов.
  • Учет заготовленных ресурсов. Строгий контроль за их выдачей структурным подразделениям.

Формы МТО

Центр материально-технического обеспечения может быть разным. Все зависит от специфики самого предприятия или фирмы.

Рассмотрим самые распространенные формы материально-технического обеспечения организации:

  • Поставка полуфабрикатов, готовой продукции или услуг технического характера по хозяйственным прямым связям.
  • Оптовая торговля определенными средствами для производства, товарами. Осуществляется через склады, товарозаготовительные базы, магазинную сеть.
  • Заемные, обменные операции, предпринимаемые в случае нехватки ресурсов, денежных средств, инвестиций.
  • Переработка отходов производства или использование вторичных ресурсов.
  • Лизинг - один из главных инструментов в мире финансов, посредством которого можно осуществить долгосрочное капиталовложение в модернизацию и переоснащение производства. Создает устойчивую материально-технологическую базу, способствует повышению конкурентоспособности, лучшему качеству выпускаемых товаров.
  • Покупка сырья и ресурсов через специальные товарные биржи. Организация импортных закупок по соответствующим соглашениям о сотрудничестве с зарубежными фирмами.
  • Развитие подсобных хозяйств (пример: изготовление тары, добыча какого-либо сырья). Осуществление дальнейшего централизованного распределения ресурсов.

Классификация форм МТО

Формы процессов материально-технического обеспечения можно разделить на две категории.

1. Транзитная (прямая). Продукцию поставляют потребителю от предприятия-изготовителя. От поставщиков закупленные товары распределяются по розничным точкам. Соответственно, здесь нет посредников, а отношения "покупатель-продавец" - это прямая хозяйственная связь.

Положительный момент: значительное ускорение процесса поставки, крепкие хозяйственные связи, отсутствие посреднических, промежуточных операций. Все это выливается в несомненный плюс: значительное уменьшение транзитных издержек. Такая форма организации МТО целесообразна при постоянном сотрудничестве, при большом объеме реализуемых ресурсов.

2. Складская. Поставка продукции осуществляется с помощью распределительных, промежуточных складских терминалов и комплексов. Удобна для тех случаев, когда материалы и сырье потребляются в малых количествах. Первоначально ресурсы тут закупаются по оптовым ценам, затем их отправляют на склады, а оттуда - конечному потребителю. Производственные запасы начинают снижаться, а оборачиваемость средств возрастает.

Предприятие получает возможность завозить ресурсы в удобное время, в количестве, необходимом "сейчас". Это дает посредникам возможность заранее подготовить груз к транспортировке, чтобы доставить его по первому запросу организации-потребителя. Но за такое удобство расходы несут сами покупатели - вводятся так называемые складские наценки. При всех плюсах такая форма организации МТО все же увеличивает общие издержки производства.

Организационная структура

Управление материально-техническим обеспечением - это организация двух процессов: закупки и управление снабжением. Разберем это подробнее.

Организация закупок:

  • Управление закупками определенных работ.
  • Организация закупки необходимого сырья, оборудования. Это управление закупками материалов, закупками оборудования и закупками услуг.
  • Управление закупками консультационной помощи.

Теперь второй процесс. Управление снабжением - это следующие векторы деятельности:

  • Управление запасами.
  • Управление поставками собственной продукции.
  • Управление распределением ресурсов внутри самой же организации.

Формы организации управления

Управление материально-техническим обеспечением - выбор одной из трех предполагаемых форм доставки ресурсов:

  • Децентрализованная. Цеха, отделения предприятия сами вывозят необходимое им сырье с производственных складов. Используется служебный транспорт. Такая форма более подходит для тех предприятий, которые осуществляют индивидуальное или мелкосерийное производство.
  • Централизованная. Наоборот, подходит для предприятий, которые уже нацелены на массовое производство. Склады по предварительно составленному графику передают цехам определенное количество требуемых материальных ресурсов. Такая организация предоставляет возможность заранее подготовиться доставке, более целесообразно использовать транспорт, вспомогательные рабочие отделы, которые непосредственно заняты развозом требуемого сырья по цехам. Централизованная доставка ресурсов, кроме того, значительно упрощает систему учета и контроля за прохождением сырья, оборудования, материалов от главного склада до конкретного рабочего места.
  • Смешанная. При такой форме наблюдается совместное использование и централизованной, и децентрализованной формы. Соответственно, какие-то ресурсы определенным цехам поставляются по установленному графику. В то же время сырье другого качества подразделения организации вывозят из складов сами, задействуя служебный транспорт.

Структуры управления

Для предприятия характерна систематизация служб, отделов материального обеспечения. Выделяется три основные структуры управления:

  • Функциональная. Каждое подразделение выполняет свою строго определенную функцию. Такое разделение характерно для предприятий, занятых в мелкосерийном или единичном производстве, имеющих небольшую номенклатуру и малые объемы материалов.
  • Согласно товарному принципу. Тут отдельные подразделения МТО проделывают весь комплекс работ по снабжению сырьем. Такое управление более всего характерно для массовых, крупносерийных производств, которые отличает широкая номенклатура, масштабные запасы сырья.
  • Комбинированная. Часть специалистов отдела занята вопросами внешнего ресурсообеспечения. Другие же сотрудники занимаются внутрипроизводственным перемещением сырья, оборудования и других необходимых ресурсов.

Недостатки в организации МТО

Если программа материально-технического обеспечения выстроена неправильно, то это может привести к ряду негативных последствий масштаба всего предприятия. Например:

  • Недовыпуск продукции. Ведет, тем самым, к снижению прибыли.
  • Возрастание систематических расходов из-за простоев (следствие недостатка ресурсов для производства).
  • Выпуск бракованной продукции.
  • Снижение конкурентоспособности изделий.
  • Потери из-за порчи сырья, невостребованного из-за чрезмерных запасов.

План МТО

Планирование МТО - это получение основания для принятия решения по поводу закупки сырья. Здесь выделяются следующие этапы планирования:

  1. Исследование рынка. Это сбор, анализ, обработка и оценка данных о предложениях, их ассортименте, стоимости необходимых материалов и сырья. Анализ расходов по их доставке.
  2. Расчет потребности предприятия в этих ресурсах на основании баланса МТО. Учитываются как внешние, так и внутренние источники обеспечения.
  3. Составление планов закупок.
  4. Анализ произведенной закупки.

Оперативная работа по МТО

Оперативной работой по материально-техническому обучению считается следующее:

  • Получение, а также учет различных фондовых извещений на распределяемую продукцию (более характерно для централизованных предприятий).
  • Посредством МТО организация заказывает получение сырья от поставщиков, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, осуществляет контроль за их исполнением.
  • Специфицирование производственных фондов. Иными словами, определение потребности предприятия в каком-либо сырье, материалах по специальной номенклатуре-ценнику. Там все ресурсы распределены по типам, размерам, профилям и иным характеристикам.
  • Количественный и качественный прием необходимого сырья.
  • Процесс организации снабжения цехов, производственных подразделений.
  • Управление доставкой материалов и оборудования в цеха.

Материально-техническое обеспечение - это как снабжение организации необходимым сырьем и оборудованием, так и планирование внутренних перемещений ресурсов по цехам. От его грамотной организации, выбора нужной формы управления поставками во многом зависит успех всего предприятия.

1.2 Функции отдела материально-технического снабжения на фирме

Основной целью МТО является доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомогательные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и технологические .

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными предприятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции - маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции коммерческого характера включают вопросы определения и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посреднические структуры.

Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров и юридическим оформлением сделок и контролем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хранения материальных ресурсов. Этому предшествуют ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовки и предварительной обработки.

Ряд экономистов выделяют также внешние и внутренние функции .

Внешние функции реализуются вне предприятия во взаимоотношениях с поставщиками, оптовиками, розничными, торговыми, транспортными организациями. К основным внешним функциям можно отнести:

Анализ рынка поставщиков материально-технических ресурсов с целью выбора оптимального контрагента с последующим заключением договоров;

Создание хозяйственных взаимоотношений в сфере поставок ресурсов, основанных на принципе рациональности;

Обоснование метода выбора средств доставки ресурсов на предприятие, анализ транспортных фирм с целью выбора наиболее подходящего.

Внутренние функции реализуются непосредственно внутри предприятия и проявляются во взаимоотношениях отела материально-технического обеспечения с администрацией предприятия, а также с другими производственными единицами предприятия. К основным внутренним функциям можно отнести:

Разработка материального баланса или же плана снабжения;

Распределение поступаемых материально-технических ресурсов по различным подразделениям согласно производственным планам, заданиям;

Разработка лимитов по отпуску материалов в производство;

Техническая подготовка материалов к отпуску в производство;

Организация оптимального потока материальных ресурсов на предприятии, его регулирование и контроль над его движением.

Конкретизируя перечисленные функции можно отметить следующие основные направления деятельности отдела МТО :

1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;

2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;

5) разработка материальных балансов;

6) планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;

7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;

9) учет и контроль использования ресурсов;

10)организация сбора и переработки отходов производства;

11)анализ эффективности использования ресурсов;

12)стимулирование улучшения использования ресурсов.

Мы уже говорили о том, что процесс снабжения на предприятии осуществляется отделом снабжения или материально-техническим обеспечением. Кратко мы рассмотрели возможные организационные аспекты формирования службы снабжения на предприятии. Необходимо также отметить, что с целью организации качественного управления движением материального потока, в отделе должны работать высококвалифицированные специалисты. Такое требование обусловлено тем, что осуществление функций снабжения носят сложный комплексный характер, где требуются знания в различных областях логистики, маркетинга, экономике организации производства, навыки нормирования, прогнозирования и т.д.


2. Методы определения потребности фирмы в необходимых ресурсах

2.1 Методы определения потребностей по качеству и количеству товаров и услуг

Определение потребностей в материалах является одной из наиболее важных работ, выполняемых в процессе планирования материального обеспечения производства. Размер и вид потребностей служат основанием для выбора условий доставки материалов, например, в соответствии с ритмом расхода, производственным циклом изделия и др. Возможные колебания потребностей и сроков поставок обусловливают необходимость непрерывного контроля за уровнем производственных запасов.

Необходимым условием решения задач определения потребностей в материалах является выбор метода их расчета и установление вида потребности.

Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Поскольку в большинстве случаев потребность в материалах увязывается с некоторым периодом, то говорят о периодической потребности.

Периодическая потребность складывается из первичной и вторичной .

Первичная потребность. Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также покупных запасных частей. Расчет первичной потребности, как правило, осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. С целью избежания жесткой зависимости от сроков поставки и страхования себя от потерь предприятие стремится к многократному использованию одних и тех же деталей и узлов путем унификации выпускаемой продукции и созданию их запасов. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страховых запасов. Чем надежнее прогноз, тем ниже требуемый уровень запасов.

Установленная первичная потребность является основой управления материальными потоками на предприятиях, работающих в сфере торговли.

При расчете вторичной потребности предполагаются заданными: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются, как правило, детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов.

Третичная потребность. Потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте называется третичной. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов (детерминированное определение потребности), путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.

Брутто- и нетто-потребности. Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета того, имеются ли их запасы на складе или в производстве. Соответственно нетто-потребность характеризует потребность в материалах на плановый период с учетом их наличных запасов и получается как разность между брутто-потребностью и располагаемыми складскими запасами к определенному сроку .

На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показания брутто на дополнительную потребность, обусловленную браком в производстве и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. После сопоставления с величиной располагаемых складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих заказов.

В практике работы предприятий используют несколько методов обеспечения производства материалами: позаказный, на основе плановых заданий, на основе осуществляемой потребности.

Позаказный метод можно рассматривать как один из способов материального обеспечения производства на основе плановых заданий, заказов. Отличительной чертой позаказного метода обеспечения является «мгновенное преобразование» возникшей потребности в заказ, что в нормальных условиях приводит к отсутствию складских запасов. Поэтому расчет нетто-потребности не предусматривается.

Обеспечение производства на основе осуществляемого потребления базируется на исходных данных о расходе материалов за прошлые периоды времени и характеризует ожидаемую, прогнозируемую потребность в них.

Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность .

При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе.

Материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Целью такого способа материального обеспечения является своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения момента времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается .

В зависимости от вида проверки и выдачи заказов различают два метода материального обеспечения на основе осуществляемого потребления, известные как системы управления запасами. Это методы: обеспечения своевременных заказов (система регулирования запасов с фиксированным размером заказа) и необходимой ритмичности (система регулирования запасов с фиксированной периодичностью).


Что еще почитать