Церковь Димитрия в Поле (Псков). Тайны Углича. Церковь Царевича Димитрия на поле Церковь Царевича Димитрия "на поле"

Реферат на тему:

Церковь Димитрия в Поле (Псков)



План:

    Введение
  • 1 Описание
    • 1.1 Размеры
  • 2 История
    • 2.1 Церковная жизнь
  • 3 Дмитриевское кладбище
  • Источники

Введение

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля (Дмитрия Солунского) - православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV-XVI веков. Находится посреди Дмитриевского кладбища на левом берегу Псковы


1. Описание

Четырёхстолпный четверик храма, имеет три апсиды. С западной стороны расположен притвор и колокольня из трех ярусов, верхние ярусы имеют по шесть граней, которые завершаются лопастями и шпилем. Церковь имеет южный придел более поздней постройки с одной апсидой, который завершается малой главкой на декоративном барабане. Храм имеет скромный декор фасадов, что типично для храмовой архитектуры Пскова XVI в. Световой барабан главного храма имеет декоративный пояс, образованный из двумя рядами поребрика и рядом бегунца, расположенным между ними. Западные столбы четверика в нижней части на высоту роста человека покрашены белой масляной краской, в верхней части имеется живопись масляными красками.

Сложен из местной известняковой плиты, с использованием известкового раствора, обмазан и побелен.


1.1. Размеры

Длина храма по оси запад - восток - 22 м, ширина −8 м. Длина придела - 21,5 м, ширина - 8 м.

2. История

  • Каменная церковь, освящення во имя Св. Дмитрия построена в 1534 г. в монастыре. В псковской летописи сказано: «… в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри…»
  • Церковь упоминается в различных источниках второй половины ХVI и начала ХVII в. Она называется «… с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…», «… на всполье, из-за Петровских ворот…».
  • 1685 г. - крестьяне Дмитриевского монастыря участвовали в сооружении кровли городских стен Пскова.
  • 1698 г. - Дмитриевский монастырь из-за Петровских ворот владел 28 дворами.
  • 1615 г. - монастырь разорен шведскими интервентами, но вскоре восстановлен.
  • 1763 г. - дано первое краткое описание церкви, приписанной к архиерейскому дому, церковь названа «… за Петровскими воротами, с поля…» Церковь сложена из камня, покрыта тесом, досчатая глава опаяна жестью, колокольня также каменная, имеется четыре колокола.
  • 1782 г. - на средства псковского купца Вуколы Евстафьевича Поднебесного опстроен придел, освященный во имя Введения во храм Богородицы.
  • Начало XIX в. церковь указывается приходской.
  • 1808 г. - церковь предполагалось снести по причине ветхости, но снос церкви запрещен Святейшим Синодом.
  • 1864 г. - надстроен придел, после чего псковская духовная консистория решила надстроить деревянным срубом колокольню.
  • 1876 г. - установлен новый иконостас в главном храме, а в 1882 г. - и в приделе.
  • До конца 1980-х годов являлась одной из пяти действующих православных храмов Пскова.
  • 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм, как памятник республиканского значения, взят под охрану государства.
  • Решением Псковского городского исполкома 21 сентября 1960 г. кладбище у церкви закрыто для захоронений.

2.1. Церковная жизнь

  • С 1915 г. здесь служил священник Алексий Черепнин. Он учился в Псковской духовной семинарии вместе с будущим Патриархом Тихоном (Беллавиным). Его арестовали в 1938 г. в возрасте 80 лет, умер священник в ленинградской тюрьме.
  • Настоятель храма Архимандрит Анатолий (Новоземцев).

3. Дмитриевское кладбище

  • Кладбище возникло вокруг церкви в начале XIX века, здесь хоронили монахинь Старо-Вознесенского монастыря.
  • По решению Псковской духовной консистории в 1862 г. отделена оградой часть кладбища для погребения католиков. На католическом участке находится могила художника Владимира Оттовича Рехенмахера, ученика И. Е. Репина.

На кладбище похоронены известные жители Пскова:

  • М. А. Назимов (1801-1888 гг.), декабрист и друг М. Ю. Лермонтова,
  • родственники декабриста Ивана Пущина, лицейского друга А. С. Пушкина,
  • И. И. Василёв, основатель Псковского Археологического Общества,
  • участники Отечественной войны: Е. П. Назимов и В. М. Бибиков.
  • Митрополит Псковский и Порховский в 1954-1987 гг. Иоанн (Разумов), почивший в 1990 году,
  • Ф. М. Плюшкин, предприниматель и коллекционер произведений искусства
  • И. Н. Скрыдлов, директор народных училищ Псковской губернии, отец адмирала Н. И. Скрыдлова, убитого в Петрограде в 1918 г.,
  • Б. С. Скобельцын, архитектор, реставратор,
  • В. А. Порошин, артист
  • на этом же кладбище погребены некоторые директоры Псковской гимназии.

Источники

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913 г.
  • Спегальский Ю.П. Псков. Л.-М.: «Искусство». 1963 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков. Памятники древнерусского зодчества. - Л.: «Искусство». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Художественные памятники. - Л.: «Лениздат». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. Л., 1974 г.
  • Достопримечательности Псковской области. Сост. Л. И. Маляков. Изд. 2-е, испр. и дополн. (изд. 3-е - 1981). - Л.: «Лениздат». 1977 г. - 360 с., ил. С.11-22.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Изд. 2-е. - Л.: «Искусство». 1978 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. - М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. Псков. Л.: «Лениздат». 1988 г.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. М. 1996 г.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 07:05:56
Похожие рефераты: Основан в 1801 г.
Адрес: Ярославская область, г. Углич, ул. Ростовская, д. 60.
Настоятель: Протоиерей Владимир (Бучин Владимир Николаевич)
Телефон: (48532) 2-22-67.

К 420-летию преставления Царевича Димитрия и 405-летию его прославления.

Прославление и перенесение Святых мошей Царевича Димитрия из Углича в Москву

28 мая 1606 года (по старому стилю) в граде Угличе священной комиссией во главе с митрополитом Ростовским Филаретом были открыты и признаны святыми и нетленными мощи Царевича Димитрия - невинно убиенного отрока и последнего угличского князя.

Из городского собора процессия с гробом Страстотерпца двинулась к Ростовской заставе. Надрывно и жалостно гудели колокола городских храмов, провожая Царевича. На границе княжеской вотчины процессия остановилась. Здесь в чистом поле собрались тысячи людей, желающих проститься и воздать последние почести своему любимому князю. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело Богослужение.

Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба Страстотерпца на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. (В настоящее время святыня хранится в собрании Угличского музея). 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Московского Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

Создание храма

Осенью 1606 года место прощания с Царевичем обозначилось деревянной часовней.

В 1610 г. её сожгли поляки.

В 1637 году часовня была восстановлена и простояла полвека. Её сменила деревянная церковь, вынесенная из Угличского кремля.

В 1729 году артелью зодчего Михайло Волкова был возведен первый каменный храм. Изначально церковь была ружной, затем стала кладбищенской бесприходной. Волей Божией недолог был её век. Страшный пожар 26 сентября 1793 года, уничтоживший половину Углича, серьезно повредил строение церкви.

В 1798 году было решено храм за ветхостью разобрать и строить новый. Ктиторами храма выступили Угличские купцы Русиновы. Новый храм был поставлен на 10 саженей ближе к Ростовской дороге, дабы сохранить древнее кладбище.

18 января 1802 года возобновились службы в теплом пределе св.мчч. Кирика и Иулитты. Летом 1814 года был закончен главный храм. Над благоукрашением его трудились иконописцы Григорий и Василий Буренины, а так же артель Тимофея Медведева - лучшие изографы Углича.

Освятил храм в честь перенесения мощей св.блг.кн. Царевича Димитрия архимандрит Палладий из Угличского Алексеевского монастыря.

200 лет можно сказать храм не закрывался. В нём богатейшее собрание икон.

В 1995 году старанием настоятеля митрофорного протоиерея Владимира храм обрел частицу мощей своего небесного покровителя. Все это духовное богатство можно увидеть сегодня.

Святыни храма

В 2011 году исполняется 200 лет одной из почитаемых святынь - иконы святого мученика Иоанна Воина.

Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.

Примечательно, что в XX веке икона была похищена дважды в 1925 г. и в 1937г. и оба раза чудесным образом возвращалась назад.

Третья кража случилась в 1993 году, но через два года образ снова вернулся домой в свой храм.

Также исполняется 200 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви.

Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.

У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.

Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.

Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.

У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.

Предстоятель РПЦ приложился к святыням храма и почтил память почившего угличского духовенства. Визит Святейшего Патриарха является важным историческим событием в летописи храма. Впервые его стены приняли и освятились молитвою и проповедью Первосвятителя.

В храме собралось множество прихожан, молодежи и детей разного возраста. В первую очередь к молодежи было обращено слово Святейшего Патриарха. Рассказывал он о своем духовном наставнике митрополите Никодиме (Ротове), о его любви к этому храму и Угличу. В августе 2010 года исполнилось 60 лет настоятельства Владыки Никодима в Храме Царевича Дмитрия.

Имя Владыки Никодима особо почитается в этом храме, ведь именно ему обязан храм своим спасением от закрытия и разорения в 1961 году. Святейший Патриарх Кирилл особо отметил духовный подвиг прихожан тех лет, с теплотою и вниманием вглядываясь в лица их потомков. Сохранить и приумножить духовное наследие царевского храма, блюсти веру отцов призвал Первосвятитель молодое поколение и прихожан.

Превосходный оратор и проповедник Предстоятель РПЦ говорит с молодыми людьми живым образным языком, убедительно и доходчиво рассказывая им великое и спасительное учение Церкви Христовой. Умеет разъяснить суть самых разных сложных вопросов и проблем, помогая обрести их единственное правильное решение.

Действительно, такого выдающегося апологета и миссионера на патриаршей кафедре РПЦ еще не было. Паломнический визит духовного лидера России в Углич и в храм Царевича Димитрия важнейшее хронологическое и духовное событие, красной строкой вписанное в летописи новейшей истории храма.

Координаты :

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля (Дмитрия Солунского) - православный храм в Пскове . Памятник истории и культуры федерального значения XV-XVI веков. Находится посреди Дмитриевского кладбища на левом берегу Псковы

Описание

Четырёхстолпный четверик храма, имеет три апсиды . С западной стороны расположен притвор и колокольня из трех ярусов, верхние ярусы имеют по шесть граней, которые завершаются лопастями и шпилем. Церковь имеет южный придел более поздней постройки с одной апсидой, который завершается малой главкой на декоративном барабане . Храм имеет скромный декор фасадов , что типично для храмовой архитектуры Пскова XVI в. Световой барабан главного храма имеет декоративный пояс, образованный из двумя рядами поребрика и рядом бегунца , расположенным между ними. Западные столбы четверика в нижней части на высоту роста человека покрашены белой масляной краской, в верхней части имеется живопись масляными красками.

Сложен из местной известняковой плиты, с использованием известкового раствора, обмазан и побелен.

Размеры

Длина храма по оси запад - восток - 22 м, ширина - 8 м. Длина придела - 21,5 м, ширина - 8 м.

История

Церковная жизнь

  • С 1915 г. здесь служил священник Алексий Черепнин. Он учился в Псковской духовной семинарии вместе с будущим Патриархом Тихоном (Беллавиным). Его арестовали в 1938 г. в возрасте 80 лет, умер священник в ленинградской тюрьме.
  • Настоятель храма Архимандрит Анатолий (Новоземцев).

Виды церкви

    Ворота Дмитриевского кладбища.JPG

    Димитрия с Поля. Колокольня. Октябрь 2010.jpg

    Димитрия Мироточивого с Поля. Апсида.jpg

    Димитрия Мироточивого. Октябрь 2010.JPG

Дмитриевское кладбище

  • Кладбище возникло вокруг церкви в начале XIX века, здесь хоронили монахинь Старо-Вознесенского монастыря.
  • По решению Псковской духовной консистории в 1862 г. отделена оградой часть кладбища для погребения католиков. На католическом участке находится могила художника Владимира Оттовича Рехенмахера, ученика И. Е. Репина .

На кладбище похоронены известные жители Пскова:

Кладбище официально является закрытым. Захоронения осуществляются только в родственные могилы.

Источники

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913 г.
  • Спегальский Ю.П . Псков. Л.-М.: «Искусство». 1963 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР »).
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков. Памятники древнерусского зодчества. - Л.: «Искусство». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Художественные памятники. - Л.: «Лениздат». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. Л., 1974 г.
  • Достопримечательности Псковской области. Сост. Л. И. Маляков. Изд. 2-е, испр. и дополн. (изд. 3-е - 1981). - Л.: «Лениздат». 1977 г. - 360 с., ил. С.11-22.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Изд. 2-е. - Л.: «Искусство». 1978 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР »).
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. - М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. Псков. Л.: «Лениздат». 1988 г.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. М. 1996 г.

Напишите отзыв о статье "Церковь Димитрия в Поле (Псков)"

Ссылки

  • http://www.old-pskov.ru/c_svds.php

Отрывок, характеризующий Церковь Димитрия в Поле (Псков)

* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?
– Нет, Изидора. Знаешь ли ты, что означает слово – франки? – Я отрицательно мотнула головой. – «Франки» просто означает – свободные. А Меровинги были северными Русами, пришедшими учить свободных Франков военному искусству, правлению страной, политике и науке (как они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). И назывались они правильно – Меравингли (мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии). Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили»... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков – Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело. Тем более, что король Меровий был уже тринадцатым из королей Меровингов. И логичнее, естественно, было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, не так ли?
Так же, как и к другой глупой легенде о «морском чудовище», якобы породившем на свет династию Меровингов, это название, естественно, отношения также не имело. Видимо, Думающим Тёмным очень хотелось, чтобы люди не знали настоящего значения ИМЕНИ правящей династии Франков. Поэтому они постарались быстренько их переименовать и превратить в «слабых, невезучих и жалких» королей, изолгав в очередной раз настоящую мировую историю.
Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу.
Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных. Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь, так как черпали через них Живую Силу. Но к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.

Церковь Царевича Димитрия "на поле"

На въезде со стороны Ростова Великого в Углич, на Ростовской улице, гостей города встречает изящная небольшая церковь. Это церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание…

3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.

Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня. В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови»).

Церковь "на поле" - типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня этих мест.

Внутри сохранились росписи 1836 года, близкие по манере к фрескам Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, отчего исследователи полагают, что оба храма расписывала одна артель. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. Сохранился и резной иконостас в форме триумфальной арки.

Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. В 1989 году храму в дар были переданы мощи святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее.

9 сентября 2010 года город Углич и Храм Царевича Дмитрия "на поле" посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Что еще почитать